Геометрические тела. Урок черчения "Геометрические тела. Комплексные чертежи многогранников"

Геометрические тела. Урок черчения
Геометрические тела. Урок черчения "Геометрические тела. Комплексные чертежи многогранников"

Технологическая карта

организованной учебной деятельности

для средней группы № 3

Дата: 17.01.2017г.

Образовательная область : «Познание»

Раздел: ФЭМП

Тема: «Цилиндр»

Цель: П ознакомить детей с геометрическим телом – цилиндр на основе обследования зрительно – осязательным путем.

Задачи:

О.З .: Учить детей называть свойства цилиндра, классифицировать по различным признакам

и соотносить форму предметов с геометрическими фигурами.

Р.З.: Развивать познавательный интерес у детей;

В.З.: Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, самостоятельность, активность.

Словарная работа : цилиндр.

Билингвальный компонент : тело – денесі.

Оборудование: картинки-подсказки, на которых изображены стакан, колбаса, шляпа- цилиндр , банка цилиндрической формы , клей-карандаш, 5 карандашей на каждого ребёнка, листы белой бумаги, цилиндры, цветные карандаши.

Воспитатель: Проскурякова В.Г.

Этапы

деятельности

Действия воспитателя

Действия детей

Мотивационно-

побудительный

Ребята, посмотрите, кто-то потерял цилиндр !

Но это не простой цилиндр, а волшебный. Цилиндр можно обнять пальцами руки или ладонью?

Ребята, а раз мы можем обнять предмет, значит, у него есть объём.

Откуда же он взялся?

Давайте рассмотрим его.

Внутри ничего нет.

Может, попробуем произнести волшебное заклинание ?

Пальчиковая игра «Магические слова»

Чудо чудное явись,

Нашим деткам покажись,

Дверь волшебную открой ,

Волшебство зовет с собой !

Ребята, после произнесения волшебного «заклинания» в цилиндре, появилось интересное задание, но очень трудное задание – которое, мы с вами должны выполнить, составить паспорт геометрическому телу «цилиндр».

Паспорт – это документ, в котором мы должны рассказать и перечислить все о цилиндре. Значит, чтобы составить «паспорт» мы должны узнать все тайны и секреты геометрического тела – цилиндр.

Дети внимательно слушают воспитателя.

Произносят волшебное заклинание.

сжимают - разжимают пальцы

«вертушка » руками,

бьют кулачок о кулачок, развести руки

«бабочка» пальцами.

Организационно-

поисковый

Ребята, посмотрите в нашем «волшебном цилиндре» появились картинки-подсказки.

На картинках изображены стакан, колбаса, шляпа-цилиндр , банка цилиндрической формы , клей-карандаш.

Что общего вы заметили на этих картинках?

Действительно, у всех предметов похожая форма.

Одинаков ли материал, из которого сделаны эти предметы?

Их размер? Цвет? Назначение?

Ребята, предметы такой формы называются цилиндрами .

ЦИЛИНДР:

Цилиндром меня называют, друзья.

Похож на стаканчик с мороженым я.

Похож на колонну в старинном соборе,

Похож на бревно и на столбик в заборе.

Молодцы, ребята!

Как называется эта фигура?

Цилиндр можно прокатить?

Цилиндр можно поставить?

Найдите цилиндры на своих столах .

Теперь обратите внимание на картинки, на которых предметы цилиндрической формы являются элементами: пушка, здание с колоннами, дерево, круглые столбы.

Знаете ли вы, почему цилиндр так называется ?

Очень давно, когда никаких машин ещё не было, люди передвигали тяжёлые предметы при помощи стволов деревьев. Подумайте – как?

Ребята, вы берёте пять цилиндров одинакового диаметра (карандаши).

Представьте, что кубик- это очень тяжёлый груз, который надо переместить с одного конца стола на другой, используя цилиндры . Вы убедились, что цилиндр, оказывается, может катиться.

Слово « цилиндр » в переводе с греческого – «каток», «валик» .

Одним из его свойств является то, что его можно катить.

Ребята, предлагаю найти предметы цилиндрической формы в группе .

Посмотрите на столе, стоят разные цилиндры .

Ребята, я предлагаю найти цилиндры, одинаковые по какому-либо признаку, и назвать и показать признаки отличия.

Например, цилиндры , равные по высоте,

но они могут быть разные по толщине, цвету, материалу, из которых, они сделаны: из бумаги, пластилина, взять пластмассовые, металлические, деревянные.

Физкультминутка « Заинька» .

Раз, два, три, четыре, пять,

Начал заинька скакать.

Прыгать заинька горазд –

Он подпрыгнул 10 раз!

Игра: «Паспортный стол».

Значит, с помощью таких цилиндров можно перемещать груз, так как у цилиндра с двух сторон одинаковые круги. Оказывается, цилиндр прячет с двух сторон геометрическую фигуру - круг. Круг – это плоская геометрическая фигура . Вы, конечно, помните, что цилиндр можно обнять пальцами руки или ладонью, а раз мы можем обнять предмет, значит, у него есть объём.

Цилиндр – это объёмная фигура.

Я поставлю цилиндр на стол , а вы присядьте так, чтобы фигура была на уровне глаз.

Ребята, что вы видите и как это можно зарисовать?

А теперь поворачиваю цилиндр несколько раз , что вы видите?

Значит, если хотят рассказать о цилиндре , это делают так:

Это «паспорт» фигуры.

О чём по нему можно узнать?

О высоте цилиндра , его толщине.

Ребята, если приложить цилиндр к прямоугольнику в центре цилиндра спряталась геометрическая фигура – прямоугольник, а основания цилиндра – к кругам и таким образом, мы составили « паспорт» его обладателя.

У вас на столах разные цилиндры .

Ребята, каждый из вас должен составить с « паспорт» , своего цилиндра . Прикладываете цилиндр к центру листка, обводите цилиндр карандашом - получается прямоугольник, затем поворачиваете цилиндр и обводите карандашом круги и раскрашиваете таким же цветом, как и ваш цилиндр.

Вот и готовы «паспорта».

Дети рассматривают картинки и называют их.

Ответы детей.

Дети слушают воспитателя.

Цилиндр.

Цилиндр можно прокатить.

Цилиндр можно поставить.

Дети знакомятся со свойствами цилиндра .

Дети внимательно слушают воспитателя .

Дети называют предметы похожие на цилиндр.

Дети находят цилиндры равные по высоте, но отличающиеся другими признаками и называют их .

Дети выполняют движения согласно стихотворному тексту.

После всех рассуждений дети приходят к выводу о том, что у цилиндра с двух сторон одинаковые круги.

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Дети составляют «паспорт», обводят цилиндр и раскрашивают геометрические фигуры, из которых состоит цилиндр.

Рефлексивно-

корригирующий

- Что нового мы узнали сегодня?

С чем познакомились?

Как вы думаете, смогли мы составить «паспорт» цилиндра и все узнать о геометрическом теле – цилиндр?
- Если да – то покажите зеленую ладошку, если нет – то красную.

Отвечают на вопросы. Оценивают свою работу .

Ожидаемый результат:

Знать: геометрическое тело – цилиндр.

Иметь : представления о классификации цилиндра по признакам соотнесения к формам геометрических фигур.

Уметь: называть предметы похожие на цилиндр, находить признаки и качества цилиндра зрительно – осязательным способом.

По математике

Занятие по ФЭМП в средней группе
«Поможем Царю найти Царевну»

Подготовила: Ефремова Г.М.,
воспитатель I кв.категории МБДОУ
Д/с №80 “Реченька” г. Набережные Челны

Программное содержание:

  1. Обучать в сравнении предметов по длине, ширине. Обозначать результаты сравнения соответствующими словами.
  2. Продолжить развивать умение детей ориентироваться на листе бумаги (находить правый, левый, верхний, нижний углы, середину) Закреплять знания числового ряда, чисел последующего и предыдущего. Закреплять знания геометрических тел, уметь их классифицировать.
  3. Воспитывать умение слушать и слышать друг друга.

Материал к занятию :

Лист бумаги, геометрические фигуры

Полоски разной длины, разного цвета

Цифры от 0 до 8

Объемные геометрические тела

- «пещера»

- «паспорта» геометрических тел

Кукла-царевна

Музыкальный молоточек, металлофон, магнитофон

Указка, мольберт.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вводная часть:

Жил-был царь. И была у него дочка красавица. Поехал однажды царь по своим делам, а царевна осталась одна дома. Вышла она в сад погулять. Вдруг налетел сильный ветер, подхватил царевну и унес ее в тридевятое царство, в тридесятое государство. Вернулся царь, видит нет царевны. Опечалился он, сел и не знает, как помочь своему горю.

Ребята, давайте поможем царю, пойдем его дочь - царевну. А вы не испугаетесь трудностей. Тогда закройте глаза и мы перенесемся в сказку.

«Крепче за руки держись - сразу в сказке окажись!»

Вот мы и в сказке. Нас в пути ожидает много разных заданий, которые мы должны выполнить.

Первое задание. Подойдите к столам, сядьте на стульчики. Посмотрите, у меня есть карта. Посмотрите на нее внимательно. А сейчас я ее уберу, а вы должны составить такую же карту.

Что находится в правом верхнем углу?

Что в левом?

Где находится треугольник и квадрат?

Что в середине?

А кто расскажет про всю карту?

С этим заданием мы справились. Теперь можно двигаться дальше.

Перед нами несколько дорог, какую выбрать?

По короткой пойдешь - к кощею попадешь, по длинной пойдешь - царевну найдешь!

На столе лежат дорожки, какие они? (разные по цвету, по длине) .

Давайте сравним, найдем самую короткую, самую длинную. Что можно сказать про зеленую дорожку? А чем можно измерить дорожки? Разложите их от самой длинной до самой короткой. Я сейчас проверю, я не буду говорить, кто сделал правильно, а кого поглажу по головке, гот и правильно выполнил задание.

(Закройте глаза)

А теперь сядем на коней, полетим быстрей! Цок-цок-цок. Приехали в лес.

Что растет в лесу?

А какие бывают деревья?

А какие стволы у деревьев? (толстые, тонкие)

Посмотрите на нашем пути поваленные деревья. Давайте сойдем с коней и перешагнем через них. А здесь бежит ручеек. А какие бывают ручьи (широкие, узкие, мелкие, глубокие) . Давайте перепрыгнем через ручеек.

Ой, кажется, мы заплутались, попали в лабиринт. Из лабиринта мы сможем выбраться, если составим волшебную запись. У вас на столе цифры. Их нужно разложить по порядку.

Посчитай от 1 до 8.

Посчитай в обратном порядке

Назови соседей цифры 5, 7.

Какая цифра перед 4, после 2 и т. д.

Посмотрите, я тоже построила цифровой отрезок (1, 2, 4, 3, 5, 6, 7, 8) , (Что не правильно) .

Справились с этим заданием. Молодцы!

Ой, ребята, какая-то пещера. А в ней живет лесное чудище - Шур Але. Он нас дальше не пропустит. Что же делать? (завалить пещеру камнями) .

Но у нас нет камней. Чем можно закрыть вход в пещеру? У нас есть геометрические тела.

Посмотрите, вот здесь есть паспорта геометрических тел. Я буду вам их показывать, а вы тихонько будете их называть и потихоньку закладывать вход в пещеру. Говорим тихо, пока Шур Але уснул. Вот и закрыли вход в пещеру.

Ребята, подойдите ко мне. Мы подошли к двери. Мне кажется, что за ней кто-то есть, но дверь откроется, если мы угадаем, сколько раз пробили часы. 2, 3, 4 (стук молоточка, счет по слуху) .

Звучит металлофон, дверь открывается. Там сидит царевна. Царевна благодарит детей, что они не испугались трудностей. Спрашивает, какое задание было сложным, какое больше понравилось.

Ребята, а как можно сообщить царю, что мы нашли его дочь - царевну? (письмо, телеграмму, объявление в газету, в передачу «Жди меня»)

Екатерина Искаева

Задачи: 1. Формировать представление о цилиндре, умение распознавать цилиндр в предметах окружающей обстановки.

2. Закреплять счет в пределах 5, геометрические представления детей, умение находить общие свойства предметов.

Материал: картинки с изображением предметов цилиндрической формы, цилиндры разного диаметра и высоты, карточки с «паспортом» цилиндра, модели цилиндров и кубик, цифры 1 – 5, набор геометрических фигур на каждого ребенка.

1. Знакомство с цилиндром и его свойствами.

Воспитатель показывает картинки предметов цилиндрической формы: стакан, колбасу, шляпу-цилиндр, банку цилиндрической формы, клеящий карандаш.

Что общего у всех этих предметов вы заметили? (У всех предметов похожа форма.)

Если дети затрудняются ответить на этот вопрос, можно задать наводящие вопросы: одинаков ли материал, из которого сделаны эти предметы, их цвет, размер, назначение.

Затем воспитатель сообщает детям, что предметы такой формы называются цилиндрами, и просит их найти цилиндры на своем столе. Вместе с цилиндрами на столе должны быть предметы и других форм (например, шара, параллелепипеда, конуса). Целесообразно показать также картинки, на которых предметы цилиндрической формы являются элементами: пушка, здание с колоннами, дерево и т. д.

Знаете ли вы, почему цилиндр так называется? Очень давно, когда никаких машин еще не было, люди передвигали тяжелые предметы при помощи стволов деревьев. Подумайте – как?

Воспитатель дает детям несколько цилиндров одинакового диаметра (например, карандаши) и кубик и предлагает представить, что кубик – это очень тяжелый груз, который надо переместить с одного конца стола на другой, используя цилиндры. После выполнения задачи воспитатель рассказывает, что слово «цилиндр» в переводе с греческого – «каток», «валик». Одним из его свойств является то, что его можно катить.

Детям предлагается разойтись по группе и найти предметы цилиндрической формы.

Затем дети возвращаются к столу, на котором стоят разные цилиндры. Им предлагается найти фигуры, одинаковые по какому-либо признаку, и у отобранных фигур найти признаки отличия. Например, это могут быть цилиндры, равные по высоте, но разные по толщине, цвету, материалу, из которого они сделаны (цилиндры можно сделать из бумаги, пластилина, взять пластмассовые, металлические цилиндры, деревянные карандаши и т. д.)

2. Физкультминутка: «Кто самый внимательный?»

По команде «Ухо» дети должны схватиться за ухо (можно усложнить, говоря «Правое ухо», по команде «Нос» - за нос. Воспитатель выполняет задание вместе с детьми. Через некоторое время начинает намеренно ошибаться и сбивать детей.

3. Игра: «Паспортный стол».

У детей на столах карточки от 1 до 5. Воспитатель предлагает им рассмотреть фигуры, сделанные из пластилина различных цветов.

Дети отвечают на вопросы воспитателя:

Сколько всего фигур? (Показывают цифру.)

Посчитайте от 1 до 5 и от 5 до 1.

Сколько цилиндров? (Хлопают в ладоши.)

Почему хлопнули 4 раза? (Вторая фигура – не цилиндр.)

Чем вторая фигура отличается от остальных?

После всех рассуждений дети приходят к выводу, что у цилиндра с двух сторон одинаковые круги, а у второй фигуры – нет.

Воспитатель ставит цилиндр на стол и просит детей присесть так, чтобы фигура была на уровне глаз. Спрашивает детей о том. что они видят, как это можно зарисовать. Затем поворачивает цилиндр несколько раз и спрашивает детей о том же. В результате обсуждения приходят к выводу:

Значит, если хотят рассказать о цилиндре, это делают так:

Это «паспорт» фигуры. О чем по нему можно узнать? (О высоте цилиндра, его толщине).

Воспитатель прикладывает цилиндр к прямоугольнику, а основания цилиндра – к кругам и показывает, как «паспорт» сопоставляется с его обладателем.

На столе у детей разные цилиндры. Каждому ребенку дается «паспорт», по которому он должен найти соответствующий этому «паспорту» цилиндр.

4. Игра: «Числовое лото».

Дети раскладывают на столе карточки с цифрами от 1 до 5 (лицом вниз). Карточки перемешиваются. Затем каждый ребенок должен вытащить наугад какую-нибудь карточку и выложить столько фигур «Геометрического лото», имеющих общий признак, сколько указывает цифра на карточке (например, 3 большие фигуры, или 4 красные фигуры, или 2 круга и т. д.).

После выполнения задания дети с воспитателем ходят по группе и проверяют правильность решения.

Конспект итогового занятия по развитию математических представлений детей средней группы «Обучение с приключением»

Цель:

Способствовать формированию представлений о геометрических телах, умение распознавать предметы знакомых геометрических форм в окружающей обстановке; закрепить счёт до 8 представление о числах и цифрах в пределах 8.

Задачи:

Актуализировать представления детей об изученных геометрических телах в новой проблемной ситуации.
Тренировать умение соотносить плоские геометрические фигуры с пространственными телами, развивать мыслительные процессы.
Закреплять порядковый счёт до 8, умение находить недостающую цифру.
Тренировать умение различать цифры 1-8, развивать коммуникативные способности.
Тренировать умение находить геометрические формы в окружающих предметах.
Продолжать учить классифицировать предметы, развивать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение.

Оборудование:

Презентация игры «Четвёртый лишний», мультимедиа аппаратура, билеты с цифрами, цифры на стулья от 1 до 8, блоки Дьенеша, кукла Фея, «паспорта» геометрических тел, конус, куб, шар, цилиндр и волшебный мешочек, свисток.

Ход занятия:

Коммуникативная игра «Здравствуй друг»

Дети стоят врассыпную свободно.

Воспитатель:

Поздоровайтесь с гостями. Скажите, ребята вы сегодня все друг с другом утром поздоровались? Давайте ещё раз поздороваемся, но не словами, а носиками. (Ушками, плечиками, животиками, коленками). А теперь давайте возьмёмся за руки и сделаем маленький круг. Поднимем руки вверх и поздороваемся с солнышком, почувствуем его тепло, а теперь подарим это тепло друг другу. (Сомкнутые лодочкой ладони опустить перед собой, подуть на них).
Воспитателю приходит СМС сообщение на телефон: В стране геометрических фигур беда. Жители геометрической страны просят помочь им спастись от злой феи Призмы. Для этого надо преодолеть трудности выполнить много заданий. Поможем жителям страны геометрических фигур?
Справимся? Путь далёкий, на чём поедем? (самолёт, поезд, автобус и т.п.) Вот билеты. Злая фея смешала все цифры, а одна цифра исчезла. Та цифра, какой на вашем билете нет и будет номером места в нашем поезде (самолёте, автобусе и т.п.). Свисток, поезд отправляется...

Станция первая «Угадайка»

Игра «Найди фигуру»

Воспитатель:

Первая станция, выходите. (Появляется кукла Фея).

Кукла Фея:

Зачем пришли? Кто вас звал?

Дети:

Мы пришли выручить жителей геометрической страны.

Кукла Фея:

Вам никогда не попасть туда! Вы не знаете геометрических фигур.

Дети:

Кукла Фея:

Ни за что не поверю, пока сама не увижу. Попробуйте-ка найти геометрические фигуры в окружающих предметах. Ха-ха, вам никогда их не найти.

Дети называют предметы и рассказывают, в каком именно месте предмета спрятались геометрические фигуры.

Кукла Фея:

Вижу, знаете. Так и быть, пропускаю вас. Но со следующим заданием вам точно не справиться.

Станция вторая «Поиграйка»

Игра «Четвёртый лишний»

Презентация игры. Дети называют лишний предмет на слайдах и обосновывают свой выбор. При правильном ответе лишний предмет исчезает.

Кукла Фея:

И с этим заданием справились! Молодцы! Даже сердиться расхотелось. Посмотрим какие успехи будут у вас дальше. Поезд отправляется. (Свисток).

Станция третья «Геометрическая»

Кукла Фея:

Я спрятала жителей геометрической страны в свой волшебный мешочек. Сможете не глядя узнать, да ещё и паспорт его найти – спасёте. Не сможете, что ж – сидеть ему в мешке всегда.

Воспитатель:

Сможем? Давайте парами. Один попробует на ощупь узнать, кто там сидит, другой найдёт его паспорт. Остальные дети проверяют, правильно ли выполнено задание.

Кукла Фея:

И с этим заданием справились! Фу, даже злиться не интересно стало. Даю последнее задание. Здесь у меня мои волшебные домики-коробки, а в них живут геометрические фигуры. Посмотрим, как хорошо вы с ними знакомы.
Учтите, работать надо в паре и дружно, тогда со всеми моими задачками справитесь.

Выложите на ковре 4 не синих треугольника.
Хорошо. Добавьте к ним 6 не жёлтых кругов.
Молодцы! Ниже положите 8 не красных квадратов.
Отлично. Ещё ниже расположите 7 прямоугольников.

Молодцы! Справились со всеми заданиями так хорошо, что я стала не злой, а доброй феей. Доброй быть так приятно. Вы всех жителей спасли. Спасибо вам ребята. Вам пора ехать поезд отправляется. Ждём вас снова в гости. До свидания. Возвращаемся в детский сад.

Итог занятия:

Где мы сегодня побывали?
Что вам больше всего понравилось?
Что у вас получилось лучше всего?
В какую игру вам хотелось бы поиграть ещё раз?

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Занятия для младшей группы:

Занятия для средней группы.