Норман фостер проекты. В екатеринбурге построят здание по проекту нормана фостера. Исторические здания нужно адаптировать к современному миру

Норман фостер проекты. В екатеринбурге построят здание по проекту нормана фостера. Исторические здания нужно адаптировать к современному миру
Норман фостер проекты. В екатеринбурге построят здание по проекту нормана фостера. Исторические здания нужно адаптировать к современному миру

Год рождения - 1935
Согласно формулировке Ф. Ньюби, хай-тек - это эстетизация технологии, больше обязанная наперед заданному архитектурному представлению о ней, чем ее инженерной рационализации. Хотя в рамках хай-тека архитектор тесно сотрудничает с инженером, это направление фактически лежит вне инженерной традиции как таковой и имеет прежде всего дело с экспериментами в области технологической образности.


Дворец мира и согласия, Астана

Фостер по праву считается лидером, если не живым классиком сегодняшней архитектуры хай-тека.

Родился Норман Роберт Фостер 1 июня 1935 года в рабочей семье в пригороде Манчестера. Отслужил в армии летчиком. В 1967 году он основал свою фирму из трех человек.

Проект башни "Россия", Москва

Ранние жилые постройки Фостера, начиная с террасообразно спускающихся по прибрежным склонам Корнуолла и кончая его Лондонским «Мьюс-хаус» (1965), активно эксплуатируют традиционные мотивы. Вместе с тем в них неожиданно многое оказалось созвучным сегодняшнему экологическому подходу. Очевидны и отдельные вкрапления, как бы предвещающие будущий хай-тек, и в этом смысле корнуоллский «приют» с его застекленным «капитанским мостиком», вырастающим прямо из земли, был в высшей степени симптоматичен. Сам Фостер отмечает эту смесь традиционного и супернового на заре творческой деятельности и находит там отдельные прототипические элементы «Виллис Фабер» и Сайнсбери-сентр.

Creek Vean, Корнуолл

Его имя стало известным благодаря супертехнологической архитектуре - после постройки производственного здания «Рилайенс контролс» (1966) и ньюпортского конкурса на новый тип школы с его ставшей для Фостера «фирменной» верхней разводкой всех сложных систем оборудования здания (1967). Сам мастер считает здание фабрики по производству компьютеров «Рилайенс контролс» особо важным - как бы поворотным пунктом в своем творчестве. Публику и знатоков поразили элегантная сдержанность решения, изящество и гармоничность, виртуозное умение выявить эстетические возможности новых материалов и конструкций, прежде всего профилированного металла. Вместе с тем Фостер подчеркивает и иные грани: «Форма здания была осмыслена как социально более подходящая для чистой и быстро расширяющейся в XX веке индустрии электроники, чем обычные рабочие пространства и управленческие помещения с их подразумеваемыми смыслами «мы и они», «чистое и грязное», «шикарное и неряшливое», «заднее и переднее»… Где было возможно, элементы выполняли двойную или даже тройную функцию - например, металлические профили покрытия были также световыми рефлекторами для утопленных флюоресцентных трубок, равно как и структурными элементами в качестве жестких диафрагм». Здание «Рилайенс контролс» было последней работой «Группы 4», в рамках которой Фостер сотрудничал с Роджерсом.

Reliance Controls Factory, Swindon, Wiltshire

Первыми работами «Группы 2», в которой Фостер сотрудничал со своей женой В. Фостер, стали операционный центр и пассажирский вокзал в лондонских доках. Особенно примечателен «Фред Олсен сентр» (1967) с его впервые примененными нерасчлененными поверхностями рефлектирующего стекла в сверхтонких алюминиевых обрамлениях, в которых, как в некоем Зазеркалье, опрокидывался окружающий мир порта, доков с их кранами, прихотливыми очертаниями судов, корабельной оснастки.

Проект Хрустального острова, Москва

Дженкс справедливо подчеркивает сам факт воспроизведения этого эффекта Зазеркалья в широко известной гиперреалистической картине Вена Джонсона «Отражение доков». Сюрреалистичность визуального эффекта минималистской архитектуры здесь выявлена с наибольшей полнотой. «Фред Олсен сентр» как бы дал толчок серии сходных «стеклянных боксов» (в основном связанных с нуждами крупного концерна компьютеров IBM), где металлические крепления стекла неуклонно минимизировались. Финалом этого процесса и апогеем всей «стеклянной серии» стало знаменитое здание фирмы «Виллис Фабер и Дьюма» в Ипсвиче (1974).

Willis Faber and Dumas Headquarters, Ipswich

Однако до конца понять смысл этого феноменального объекта можно, лишь учитывая связи Фостера с Фуллером, мощное влияние последнего, их творческое сотрудничество, начавшееся в конце шестидесятых годов и закончившееся со смертью Фуллера в 1983 году. Идеи Фуллера о легких покрытиях (геодезических куполах) над значительными участками городской территории оказали решающее влияние на их совместный проект подземного Самюэль-Беккет-театра в оксфордском Сент-Питер колледже (1971), форму многоцелевого пространства которого Фостер связывает с подводной лодкой. Итогом сотрудничества стал их совместный проект для Международного энергетического ЭКСПО (1978). В столь же ярком виде и крупном масштабе давняя идея многоцелевого надземного пространства с собственным микроклиматом, выделенного в городской среде замкнутой оболочкой, была реализована в опять-таки совместном проекте «Климатрофис» (1971).

Климатрон - геодезический купол оранжереи ботанического сада в Миссури

Проект Фостера - Сайнсбери-сентр в Норвиче (1977) - совсем новый тип монументализма. Здание было неоднократно официально отмечено наградами разного уровня, в том числе наградами Королевского института британских архитекторов (1978) и Американского института архитекторов (1979). Здесь синтезировались, по сути дела, все наиболее характерные аспекты творчества Фостера. Ближайшим прототипом Сайнсбери-сентр послужило здание «Модерн-арт гласс» в Темзмиде, Кент (1973). Сверхмощная, открыто демонстрируемая пространственная конструкция в форме огромной распластанной буквы «П» объединяет в Сайнсбери-сентр под одной крышей многие функции, среди которых, естественно, доминирует экспозиция уникальной художественной коллекции примитивного и современного искусства.

Сайнсбери-сентр

В больших пространствах между артикулированными поясами ферм и более хрупкими раскосами размещены все коммуникации, рабочие помещения, но все это в общем-то уведено из поля зрения и как бы «обернуто» вокруг главного - гигантского экспозиционного помещения - уже даже не зала, а некой крытой и защищенной с боковых сторон площади свободного многоцелевого использования. С торцов огромное здание просматривается насквозь и как бы сливается с природой. С других точек зрения его лаконичный абрис противостоит ей. Огромные обрамленные фермами порталы торцов этого супершеда буквально распахнуты в природу. Они служат своего рода обрамлениями, кулисами прекрасных ландшафтных картин, и внешнее пространство как бы с гулом устремляется сквозь гигантское сооружение, сообщая его статике неожиданный динамизм.

Хотя в некоторых аспектах Сайнсбери-сентр - здание «низкой» технологии, его по праву называют «храмом хай-тек». Но это уже хай-тек какого-то особого рода, более высокой ступени. Здесь практически ничего нет от холодного любования супертехникой. Алюминий, сталь, стекло, неопрен - новейшие материалы, как бы согретые неким особым, почти рукодельным к ним отношением, воскрешая, казалось бы, навек ушедшие традиции ремесленной обработки поверхности, лепки деталей. Огромная «живая машина» покоряет своей особой красотой очеловеченной техники.

Даже принципиальные противники технологической образности подпадают под чары этого удивительного сооружения. Архитектурные достоинства Сайнсбери-сентр неоспоримы - эта новая по духу архитектура формально совершенна и рождает многообразные образные ассоциации.

Здание Рено-сентр близ Суиндона (1983) - один из «ударных» объектов первой половины восьмидесятых - по меркам сдержанного Фостера в высшей степени экспрессивно. Крупные фирмы теперь стремятся к повышенной образности своих зданий, убедившись, что дополнительные затраты на это окупаются с лихвой. Если Сайнсбери-сентр воплощает в творчестве Фостера классические начала, то в Рено-сентр просвечивают некие барочные тенденции. Предварительно напряженные шестнадцатиметровые колонны держат с помощью натянутых тросов модули перекрытия с вырезанными в них «окнами» верхнего света. Сетка таких модулей покрывает прямоугольный с одним срезанным утлом участок. Использованы характерные для Фостера «переносы технологий». Здание в целом оказалось столь выразительным и запоминающимся, что сразу же стало использоваться в рекламе фирмы «Рено».

Рено-сентр

Затем последовало строительство Шанхайского банка в Гонконге (1981—1985). Гонконгский небоскреб поражает размерами и сложностью конструкции, представляет собой выдающееся достижение современной технической мысли. Здание, проект которого был заказан в период политической нестабильности, теперь стало символом Гонконга (ныне Сянган) как крупного мирового финансового центра. Шанхайский банк был возведен всего за четыре года. В начале работы автор проекта Фостер придерживался принципа «постепенной перестройки» - новое здание возводилось на базе функционирующего банка так называемыми вертикальными слоями. В основе конструкции - вертикальные опорные башни, несущие межэтажные перекрытия офисных ярусов и скрепленные между собой огромными стальными раскосными фермами. От принципа «постепенной перестройки» со временем пришлось отказаться, но благодаря оригинальной конструкции остается возможность гибкой перепланировки служебных помещений и других мелких и крупных переделок - целостная структура здания при этом не нарушается.

Шанхайский банк

Во время строительства подъемные краны укрепляли прямо на опорных башнях - так экономилось место на стройплощадке. В период тайфунов краны оснащали металлическими лопастями (флюгарками), благодаря которым краны свободно двигались, но не ломались. Каждая из восьми опорных башен состоит из четырех колонн. Они располагаются двумя рядами в западной и восточной частях здания. Служебные башни, в которых размещены лифты и туалеты, сгруппированы. Эскалаторы, смонтированные по диагонали в соответствии с китайским учением фэн-шуй, вносят динамизм в интерьер главного холла и банковского зала.

Горизонтальные раскосные фермы, расположенные через каждые восемь этажей, поддерживают нижние этажи Н-этажных секций. Фермы через опорные башни передают нагрузку на землю. При планировке каждого этажа соблюдены три принципа: перегородки офисов скрывают входы и проходы: обеспечен максимальный простор для служащих; сохраняется свобода и прозрачность внутреннего пространства.

Атриум прорезан на высоту двенадцати этажей. Свет проникает туда через сплошные окна фасадов. Кроме того, солнечный рефлектор улавливает и направляет в атриум дневной свет. Атриум играет важную роль в организации внутреннего пространства здания - он зрительно объединяет сгруппированные вокруг него помещения. Солнечный рефлектор из зеркал, помещенный на южном фасаде здания на уровне потолка атриума, через систему отражателей направляет свет в атриум. Оттуда свет проникает дальше - в банковский зал и сервисный комплекс.

В 1991 году по проекту Фостера строится аэропорт «Стендстед» в Эссексе, удостоенный премии Королевского института архитекторов. Подобной награды удостоена и пристройка к зданию Королевской академии искусств в Лондоне (1992), гармонично сочетающаяся со старинной архитектурой.

Аэропорт "Стендстед"

Одна из последних работ Фостера - проект реконструкции рейхстага. По мере развития конкурса немцы решили, что мир не будет упрекать их в возрождении фашизма, если реконструированный рейхстаг будет как можно менее имперским. Форстер ответил на это сохранением идеи музея, в который незаметно вставлен зал заседаний. В рейхстаге сохраняются и восстанавливаются все пласты истории, кроме периода фашизма. Последний заменяют, как сказано в пояснительной записке Фостера, «граффити русских-1945». Зал же заседаний, по мысли Фостера, должен был быть максимально незаметным, для чего - иметь плоское стеклянное перекрытие, поскольку купол - имперская деталь.

Рейхстаг

Купол рейхстага - это огромный аттракцион. Сотни зеркал улавливают дневной свет и посыпают его в зал заседаний парламента, поворачиваясь под разными углами в зависимости от времени суток и погоды. Как всегда здание оснащается самой современной техникой.

Купол Рейхстага

Здания Фостера регулярно попадают в Книгу рекордов Гиннесса по какому-нибудь техническому показателю. С Фостером связано даже специальное понятие «умные здания» - когда дом превращается в сложнейшую машину, которая управляется серьезной компьютерной станцией.

Проект небоскреба "Кристалл", Ханты-Мансийск

За проект реконструкции рейхстага Германия удостоила архитектора Ордена за заслуги - это высшая награда в области культуры. Кстати, он является дважды кавалером Ордена за заслуги - в 1997 году его удостоила этого звания британская корона. Английская королева в 1990 году посвятила его в рыцари. Жюри премии Притцкера - аналога Нобелевской премии в области архитектуры - объявило о том, что Фостер становится лауреатом премии 1999 года. В мире сегодня нет более чествуемого архитектора. Фирма Фостера процветает. Сегодня в ней работают пятьсот постоянных архитекторов. И еще по сто нанимаются на каждый новый объект.

Башня Херст, Нью-Йорк

Фостера продолжают ценить за виртуозную художественную трактовку, многообразие возможностей техники, за постоянное стремление ее гуманизировать, дать человеческое измерение масштабу, превратить ее из пугающей отчужденной силы в источник радости и красоты. Именно в этом состоит ядро его творческой концепции, ее глубинная цельность, объединяющая столь, казалось бы, разные по назначению и образным характеристикам объекты мастера. Это точно уловил Б. Фуллер. Свою речь на торжественном акте вручения Фостеру Золотой медали Королевского института британских архитекторов в 1983 году он завершил словами: «Я низко кланяюсь Вам, Норман, за Вашу исключительную цельность».


Kogod Courtyard, Center for American Art and Portraiture at the National Portrait Gallery , Washington, DC

Сам Фостер против однозначного уравнивания его творчества с эстетикой хай-тека. «Все зависит от того, что вы подразумеваете под термином. Если хай-тек вы понимаете как неразборчивую погоню за передовой и изощренной технологией ради нее самой, тогда я буду категорически отрицать, что мы архитекторы хай-тека».

Expo MRT Station, Сингапур

Для таких утверждений есть основания, но и очевидность пристрастий к супертехнике несомненна. «Он испытывает просто какой-то детский восторг, обнаруживая новые конструктивные и экспрессивные возможности. Его находки всегда интересны, неожиданны. Он использует самые последние достижения в наиболее развитых областях техники». Недаром сам Фостер считает, что использование передовых технологий, не свойственных строительству, «всегда было главной заботой фирмы», приводя в качестве примеров свою надувную оболочку для компьютерного производства, систему, принятую им во «Фред Олсен сентр», суперскульптурные панели Сайнсбери-сентр, сочетание конструкций и остекления в здании Рено-сентр, перекрытия в гонконгском банке, где опробована технология самолетостроения. Создается впечатление, что самые сложные обстоятельства, финансовые ограничения, головоломные функциональные требования лишь воодушевляют Фостера.

Gherkin, Лондон

Текст Дмитрия Самина

Норман Фостер — известный на весь мир архитектор, который за последние десятилетия спроектировал невероятные постройки, словно идеи он черпал из самого космоса. И сегодня вы узнаете о 10 самых грандиозных постройках гениального Нормана, который за свои архитектурные заслуги был произведен английской королевой сперва в рыцари, а затем - в бароны.

Его главный принцип при проектировании — это простота, экологичность и целесообразность, что он доказывает в своих творениях.

1. Башня Мэри-Экс в Лондоне

Из-за своей «интересной формы» этот 40-этажный небоскреб получил название «Сексапильный огурец» и «Эротическая сигара». В здании располагается штаб-квартира швейцарской компании Swiss Re и за одним из главных творений Нормана Фостера закрепилось трогательное прозвище «корнишон».

«Корнишон» вознесся в небо, впустив в себя тысячи офисных сотрудников и выиграв несколько архитектурных премий. Высотка стала одной из самых экологичных построек в мире: благодаря использованию солнечных батарей, она потребляет в два раза меньше энергии, чем похожие сооружения.

2. Башня Хёрста в Нью-Йорке

Фостер построил сверкающую башню, в которой сидят печатные «гиганты» Cosmopolitan и Esquire, не с нуля: она выросла внутри фасада старого здания, которое появилось еще в 30-х годах. Тогда возведение башни было прервано из-за Великой депрессии.

При постройке этого 46-этажного здания на Манхэттене Норман Фостерснова применил экологические инновации: дождевая вода, скапливающаяся в резервуарах на крыше, используется для полива растений и работы кондиционеров.

3. Виадук Мийо во Франции

Это один из самых длинных (2,5 км) и высоких (одна из его опор выше Эйфелевой башни) мостов в мире, который выполнил важную функцию – положил конец огромным пробкам на трассе А75, связывающей Южную Францию с Испанией. Семь высоченных опор, километры бескрайнего дорожного полотна, ванты, покрытые специальной, тройной защитой от коррозии… Гениальная работа архитектора, которая стала достопримечательностью Франции, куда стекается поток туристов.

4. Стадион Уэмбли в Лондоне

Знаменитый лондонский стадион «Уэмбли», на котором проводит свои матчи сборная Англии, также было делом Фостера. Стадион «Уэмбли» вмещает 90 тысяч зрителей. Изюминка арены - 130-метровая ажурная арка, сделанная не для красоты, а для поддержки уникальной раздвижной крыши, способной «отползать» на восток, запад и юг. Благодаря такой крыше, на поле не отбрасывается тень, и трава растет быстрее.

Арка «Уэмбли» имеет больший диаметр поперечного сечения, чем железнодорожный туннель под Ла-Маншем, который соединяет Лондон с Парижем.

5. Рейхстаг в Берлине

Германский парламент - одно из самых заслуженных зданий Берлина. В 1990-х здание парламента было решено реконструировать. Конкурс выиграл Норман Фостер, который даже здесь не смог отказаться от своих «хай-тековских» принципов и решил надстроить над Рейхстагом стеклянный купол. Сохранив историческую оболочку здания, мэтр практически полностью перекроил его «внутренности», убрав большую часть стен и заменив их на легкие стальные конструкции и современные покрытия из декоративного бетона и светлого природного камня.

Благодаря стеклянной крыше-куполу открывается, пожалуй, лучшая 360-градусная панорама на Берлин. Там же, на верхотуре, находятся ресторан и сад.

6. Хан-Шатыр в Астане

На этот раз Фостер позволил себе самые смелые фантазии, создав торговый центр в столице Казахстана в виде крупнейшего шатра в мире. Внутри находятся сотни магазинов, супермаркет, рестораны, большой парк, спа-центр и – удивительное явление в холодной казахской столице – искусственный пляжный курорт с песком, привезенным с Мальдив.

Чтобы завершить установку крыши в рекордное время (за три теплых летних месяца), на стройке трудились 650 промышленных альпинистов.

7. Аэропорт Станстед в Лондоне

Терминал аэропорта «Станстед», что в 50 км от Лондона, строился не по существующим правилам постройки подобных зданий, а в соответствии с главным принципом Фостера — «сложная простота».

Особенность конструкции терминала - крыша, которая держится на каркасе из труб в форме перевернутых пирамид. Архитектор хотел, чтобы она выполняла свою главную функцию – защищала от дождя и снега, не мешая при этом потокам света легко проникать в здание, по форме напоминающее огромный стеклянный куб.

8. Музей изящных искусств в Бостоне

В 2000 году из-за нехватки места для великих творений Гогена , Ван Гога , Мане , Ренуара , Сезанна и Моне было принято решение достроить здание музея. На подмогу вызвали Нормана Фостера, который тактично расширил музей, приделав к нему громадное четырехэтажное крыло и решив не вторгаться в историческую часть здания.

9. Сити-холл в Лондоне

Еще одно лондонское творение Нормана Фостера, которое больше всего похоже на яйцо, тонко нарезанное ломтиками. Находится на набережной Темзы, неподалеку от Тауэрского моста. Архитектор объяснял смысл своей задумки стремлением уменьшить площадь поверхности «Сити-холла» и сэкономить потребляемую электроэнергию. Однако критики лихо прошлись по «энергосберегающим» свойствам строения и даже произвели необходимые замеры, доказывающие, что экономии нет и в помине. Споры на эту тему регулярно вспыхивают до сих пор.

Главные обитатели «Сити» – чиновники лондонской мэрии.

10. Коммерцбанк-Тауэр во Франкфурте

Трехгранный небоскреб «Коммерцбанк-Тауэр» - главный символ Франкфурта-на-Майне, обладающий «зеленым» статусом самой первой экологичной высотки в Европе . С каждой стороны башни – на разных уровнях, окружая ее по спирали - располагаются четырехэтажные сады . Каждый сад олицетворяет собой флору определенного региона: на южном боку высотки – средиземноморскую, на западном – североамериканскую, на восточном – азиатскую.

За всё своё архитектурное время Норман Фостер и его фирма спроектировали и построили свыше ста построек самых разных назначений. Сегодня получить проект от признанного архитектора – это большая честь для любой страны в мире.

Один из самых успешных архитекторов современности является одним из родоначальников направления хай-тек, а его имя связано с интереснейшими постройками, похожими на фантастические объекты будущего. Обладатель более 300 престижных премий буквально изменил внешний облик многих городов мира. Он первый стал использовать в архитектуре экологический подход.

Необычные идеи Н. Фостера весьма узнаваемы, а уникальность спроектированных им зданий заключается в том, что гениальные объекты представляют собой единый организм, экономящий энергию, регулирующий потоки воздуха и света. Используя экологически чистые отделочные материалы, архитектор благотворно влияет на организацию городской жизни современного человека.

Краткая биография архитектора

Англичанин Норман Фостер, биография которого весьма интересна, родился в 1935 году в обычной семье. После армии он успел поработать пекарем, продавцом в магазине, рабочим на заводе. А в 21 год он понял, что хочет заниматься промышленным дизайном и поступил в школу архитектуры университета Манчестера. Позднее он становится стипендиатом Йельского университета в Америке, где знакомится с основателем направления хай-тек Р. Роджерсом.

В 1963 году Norman Foster возвращается в Англию, а через четыре года он становится владельцем архитектурной фирмы Foster and Partners, которую организовал совместно с женой. Уже после первых проектов, восхитивших британцев, стало понятно, что очень много внимания автор уделяет энергосбережению и заботится об окружающей среде.

27 лет назад королева Елизавета II пожаловала ему рыцарский титул, а позднее Фостер становится пэром Великобритании.

Сегодня архитектурное бюро, которое достигло высокого международного уровня, имеет свои филиалы в 20 странах, а его детища находятся в разных уголках нашей планеты. За много лет плодотворной работы компания завершила огромное количество уникальных проектов, которые отличаются высокой экологичностью.

Любимая форма гениального мэтра

Сэр Норман Фостер считает своим учителем советского архитектора В. Шухова, впервые в мире применившего в проекте крышу, состоящую из стеклянных модульных перекрытий. Любопытно, что его творения существуют до сих пор, например радиобашня Шаболовки. Шухов мечтал утереть нос Эйфелю и возвести сооружение высотой 350 метров, однако металла хватило лишь на 150.

Как признается сам гениальный Норман Фостер, пирамида в виде спирали - это его любимая архитектурная форма. Он считает, что сооружения древних египтян приносят удачу и способствуют достижению полной гармонии человека с природой. Первым объектом в СНГ, возведенным по проекту архитектурной фирмы Foster and Partners, является Дворец мира и согласия, выполненный в стиле хай-тек.

Уникальное сооружение в Астане

Гигантская "Пирамида мира" Нормана Фостера, одержавшего победу в архитектурном конкурсе, служит делу укрепления согласия в нашем мире. Возведенная в Астане, столице Казахстана, она признана главной достопримечательностью страны. Символ единения народов, веры, культур и религий очень напоминает древнеегипетские сооружения, только современное здание состоит не из камней и песка, а металла и стекла.

Учитывая условия континентального климата, Норман Фостер создал "Пирамиду мира" - подвижную стальную конструкцию, которая покоится на скользящих опорах. В зимний период, когда температура воздуха опускается до минус 40 градусов, уникальный шедевр сжимается в размерах.

Восьмое чудо света

Прославленный мэтр, заявляющий, что только пирамиды не боятся времени, считает их символами вечности. Вход во Дворец мира и согласия находится под землей, а вершина сооружения целиком состоит из стекла. Можно понять восхищение гостей Астаны, когда они начинают осмотр с зала, выполненного из черного мрамора. Подземный оперный театр, рассчитанный на 1500 мест, - уникальное место, где выступала сама М. Кабалье. Сцены помещения сконструированы таким образом, что они двигаются, и это позволяет режиссеру воплотить в жизнь самые смелые идеи.

Известный Норман Фостер создал пирамиду, прозванную в народе восьмым чудом света. Это уникальное здание, в котором располагается и настоящий музей, где хранятся любопытные артефакты, найденные в долине Нила, и Тюркская библиотека с уникальными фолиантами, и картинная галерея с редкими произведениями Шагала и Пикассо.

Пять лифтов движутся не вверх, а по диагонали. И такие конструкции встречаются лишь в Эйфелевой башне и самом роскошном отеле Лас-Вегаса. Президентский лифт сразу поднимается на крышу здания, а остальные проходят через живописный зимний сад, и гости любуются красотой стеклянных террас, утопающих в зелени. Сооружение, которое по праву считают архитектурным чудом, ночью светится изнутри, вызывая восторг у всех туристов.

Торгово-развлекательный центр "Хан-Шатыр"

Это не единственная конструкция в Астане, спроектированная великим мастером. Фостер Норман, создавший роскошный торгово-развлекательный центр, позволил себе самые смелые фантазии. На свет появилось здание, которое похоже на гигантский восточный шатер площадью около 140 тысяч квадратных метров. Ажурная крыша, сплетенная из стальных вант, сделана в виде наклонного корпуса, а все прочные тросы крепятся под разными углами.

Самый необычный торговый комплекс Казахстана вмещает сотни бутиков, десятки ресторанов, огромный парк, а главной изюминкой красивейшего сооружения является искусственный пляж с белоснежным песком, завезенным с экзотических Мальдивских островов.

Башня Mary Axe необычной формы

Британский архитектор Фостер Норман, считающий, что большие города изменяют жителей не только морально, но и физически, понимает все насущные проблемы обитателей шумных мегаполисов. Он видит их решение в зданиях с внутренней экосистемой, потребляющей минимум внешних ресурсов.

Когда в Лондоне появилась башня необычной формы, жители принялись придумывать ей различные названия, среди которых "эротическая сигара" - это самое невинное. Сорокаэтажный небоскреб, несмотря на свои округлые формы, покрыт стеклом, и конструкция, которую спроектировал Фостер Норман, вызвала бурные споры. Одни посчитали, что башня-"корнишон" портит облик чопорного города, а другие обрадовались архитектурному шедевру, который украсил Лондон.

Башня Mary Axe является одним из самых экологических сооружений в мире: она потребляет в несколько раз меньше энергии, чем другие конструкции, и все это благодаря использованию солнечных батарей.

Виадук, начиненный датчиками

Один из самых длинных мостов на нашей планете возведен во Франции. Он положил конец постоянным пробкам на автотрассе, связывающей страну с Испанией. Потрясающе красивый виадук, оснащенный огромным количеством датчиков, которые отслеживают малейшие изменения в конструкции, гармонично вписался в живописный ландшафт благодаря особому таланту великого мэтра.

Постройка вантового красавца сопровождалась скандалом. Жители Мийо переживали, что в процессе возведения мощного сооружения город разорится, а строительство никогда не окупится. Однако туристы поспешили в долину реки Тарн, которая находится недалеко от населенного пункта, чтобы поближе познакомиться с дорожной конструкцией, продолжающей высокоскоростную магистраль. И даже скептики признали мощный Le Viaduc de Millau, представляющий собой сложнейшее инженерно-техническое устройство, подлинным архитектурным шедевром. Он выполнен настолько изящно, что возникает ощущение его удивительной легкости.

Здание будущего в Швейцарии

В швейцарской долине Энгадин (Engadine) появился уникальный дом в футуристическом стиле. Chesa Futura, что переводится как "здание будущего", уютно расположилось на склоне горы, и обитатели апартаментов наблюдают потрясающие панорамные виды. Трехэтажное сооружение больше напоминает летающий объект пришельцев, нежели жилой дом.

Архитектурный шедевр, форма которого разработана с помощью компьютерных технологий, построен из бревен и обшит досками. Однако это не вполне обычное здание, ведь оно возвышается над землей на восьми колоннах, чтобы дерево не впитывало влагу и не портилось от снега. Сэр Норман Фостер утверждает, что эта конструкция будущего является своеобразным манифестом архитектуры современных зданий. Он воплотил в жизнь свою идею инновационного проекта, сохраняющего окружающую среду.

Уютное шале

Знаменитый Норман Фостер, работы которого уникальны и необычны даже для современного мира, более трех лет занимался проектом шале в Швейцарии. Архитектора пригласили, чтобы он создал здание, где на первом месте будет не эффектный дизайн, а возможность чудесно отдохнуть в роскошной обстановке дома, напичканного техническими гаджетами. Поэтому особый упор Norman Foster сделал на интерьерах, которые поражают даже самых взыскательных клиентов: сделанная на заказ люстра, состоящая из множества мелодичных колокольчиков, прозрачный камин, отделка помещения из экологических материалов дарят ощущение уюта.

Все здания Нормана Фостера оснащены самой современной техникой, и часто с именем мэтра связывают такое понятие, как "умный дом", когда помещения становятся сложной машиной, которой управляет компьютерный центр.

Реконструкция рейхстага

Надо сказать, что гений работает и со знаменитыми памятниками, и известность он получил не только как архитектор, но и мастер реконструкции исторических шедевров. В Германии английский лорд прославился тем, что блестяще восстановил здание рейхстага в 1999 году. Он не смог отказаться от любимого стиля и выполнил купол из прозрачного стекла. Сооружение внешне почти не изменилось, зато внутри мастер полностью его преобразил. Он снес все стены, а вместо них появились невесомые конструкции из стали.

Прозрачная полусфера здания символизирует открытость немецкого общества. Конструкцию венчает перевернутый конус, украшенный зеркальными пластинами, от которых отражается солнечный свет, что значительно экономит потребление электроэнергии. В нижнем уровне конструкции выставлены старые фотографии, повествующие об истории здания в Берлине. Фостер Норман не забывает о ценности величайших памятников архитектуры и всегда старается сохранить их исторический облик. Работая над рейхстагом, он сберег надписи, оставленные советскими солдатами в 1945 году как символ победы над фашизмом. Обновленное здание является главной достопримечательностью столицы Германии, а со стеклянного купола, где расположена смотровая площадка, открывается фантастический вид на прекрасный Берлин.

За реконструкцию мэтр получил одну из самых престижных наград в мире - Притцкеровскую премию.

Влюбленный в свою работу

Надо признать, что уже давно завоевал монополию в современном зодчестве гениальный Норман Фостер. Архитектурамэтра, находящаяся на пике популярности, очень узнаваема, а его бизнес только процветает.

Получить проект от прославленного британского мастера, влюбленного в свое дело, считается большой честью для каждой страны мира. Как признается сам успешный автор более сотни сооружений, у него припасено еще немало уникальных произведений архитектурного искусства, ждущих своей реализации.

Полет фантазии

В портфолио фирмы, возглавляемой британцем, чаще всего присутствуют сферические формы зданий, а сам руководитель обожает использовать большое количество застекленных поверхностей. Можно только позавидовать полету фантазии Фостера, заслуженно считающегося яркой звездой в мире архитектуры.

Марианна Бродач

В каждом проекте сэр Норман Фостер и его команда используют элементы, присущие зданиям высоких технологий, и каждое творение достойно отдельного внимания.

В этой подборке читайте о первом в мире экологичном высотном здании, «большой оранжерее», самом необычном здании мэрии, башне-«огурце», изогнутом небоскрёбе, первой высотке Нью-Йорка с «Золотой» оценкой по LEED и частном космодроме.

ОБ АРХИТЕКТОРЕ

Сэр Норман Фостер - английский архитектор, один из основателей и руководителей архитектурного бюро Foster and Partners. Является обладателем множества наград, в числе которых самые престижные Притцкеровская и Императорская премии. Был возведён королевой Елизаветой II сначала в звание рыцаря, а затем барона. Фостер, отмечающий в следующем году свой 80‑летний юбилей, родился в Манчестере (Великобритания). Окончил Школу архитектуры и городского планирования Манчестерского университета. В 1961 году выиграл стипендию на обучение в Йельском университете (США), откуда вышел со степенью магистра в области архитектуры. Здесь же Фостер познакомился с Ричардом Роджерсом. В 1967 году вместе с ним, а также с сёстрами Чизман учредил архитектурную студию Team 4, где команда создала много проектов в стиле хай-тек. Позже Фостер основал свою архитектурную студию Foster Associates, которая в 1990 году была
переименована в Foster and Partners. Сотрудничество с архитектором Ричардом Фуллером, с которым архитектор познакомился в 1698 году, повлияло на то, что при проектировании Фостер всё больше внимания стал уделять сохранению окружающей среды.
Проекты бюро Фостера реализованы по всему миру. Первым значимым объектом стала штаб-квартира Willis Faber & Dumas (Великобритания, 1975). Своё первое высотное здание - Hongkong and Shanghai Bank - Фостер построил в Гонконге (КНР, 1986). Широко известны работы студии над терминалом лондонского аэропорта «Станстед» (Великобритания, 1991), высотным зданием Commerzbank во Франкфурте-на-Майне
(Германия, 1997), виадуком Мийо (Франция, 2004), башней Hearst Tower в Нью-Йорке (США, 2006), зданием «Хан-Шатыр» в Астане (Казахстан, 2010), а теперь и магазином Apple в Стамбуле (Турция, 2014).
Для России архитектурное бюро Foster and Partners также разработало
несколько проектов. Это 600‑метровая башня «Россия» в Москве-Сити, проекты реконструкции Новой Голландии в Санкт-Петербурге, «Хрустального острова» в Нагатинской пойме, здания «Апельсин» на месте ЦДХ, Музея изобразительных искусств им. Пушкина и др. По различным причинам пока ни один из этих проектов не осуществлён.

Главное правление банка Commerzbank

Commerzbank во Франкфурте-на-Майне (Германия, 1997) - одно из самых высоких зданий в Европе. Вместе с тем это первое в мире экологичное высотное здание. Горизонтальная проекция небоскрёба представляет собой треугольник со скруглёнными вершинами и немного выпуклыми сторонами. Центральная часть сооружения занята огромным треугольным атриумом, проходящим по всей высоте здания.

Атриум является каналом естественной вентиляции для смежных офисных помещений. Примерно две трети года сотрудники банка могут регулировать уровень естественной вентиляции путём индивидуального открытия окон. Только при сложных погодных условиях автоматизированная система управления оборудованием климатизации задействует систему механической вентиляции. Благодаря такой схеме организации вентиляции энергопотребление в Commerzbank на 30 % ниже, чем в традиционных высотных зданиях таких же размеров. Охлаждаемые теплоёмкие перекрытия с замоноличенными трубопроводами используются для естественного охлаждения здания вместо традиционной системы кондиционирования воздуха. Снижению энергозатрат способствуют также двухслойные светопрозрачные ограждения, теплозащитное остекление, герметичные стеклопакеты.
Особенностью комплекса являются зимние сады. Они размещены по спирали вокруг треугольной формы здания и занимают четыре этажа. Сады заполняют большие объёмы неразделённого офисного пространства и одновременно играют важную роль в создании микроклимата здания: за счёт аккумулирования теплоты солнечной радиации создаются дополнительные теплопоступления. Издали зимние сады создают впечатление прозрачности здания. Источники рассеянного света, расположенные в садах, в ночное время подсвечивают Commerzbank тёплым жёлтым светом.

«Большая оранжерея» Национального ботанического сада Уэльса

«Большая оранжерея» занимает центральную часть Национального ботанического сада Уэльса в Кармартен-шире (Великобритания, 2000). Здесь используются характерные для этого места экологические условия, в данном случае - для обогрева и обслуживания здания с наиболее эффективным потреблением энергии.
Частично отопление осуществляется при помощи котла, работающего на биомассе. Это современная уста-новка по сжиганию древесных отходов от садовой стрижки и предварительно обработанных отходов, поставляемых подрядчиками, занимающимися сбором мусора. По сравнению со сжиганием нефтепродуктов, в данном процессе в воздух выделяется незначительное количество серы и окислов азота. Более того, количество углекислого газа, которое получается в процессе горения, приблизительно равно его количеству, поглощённому растениями во время роста. Благодаря этому обеспечивается близкий к равновесию цикл углекислого газа.
Для управления климатическими параметрами в оранжерее применяется автоматизированная система управления, которая в случае необходимости открывает стеклянные панели, из которых состоит кровля здания.

Здание лондонской Мэрии City Hall

Необычная форма City Hall (Лондон, Великобритания, 2002), напоминающая яйцо, была выбрана архитектором не случайно: площадь поверхности наружных ограждающих конструкций на 25 % меньше, чем у здания кубической формы того же объёма.
Мэрия имеет 17‑градусный наклон в южную сторону, причём перекрытие каждого этажа образует своеобразный ступенчатый козырёк, выступающий наружу и исполняющий роль солнцезащитного элемента офисных помещений, расположенных этажом ниже.
Форма здания, наклон, применение элементов фасада в качестве солнцезащитных устройств, использование штор-жалюзи, расположенных внутри двойного фасада, позволяют снизить теплопоступления от солнечной радиации в летнее время (и теплопотери зимой) и минимизируют воздействие прямого солнечного освещения, которое может вызвать дискомфорт.
На фасадах установлены специально изготовленные светопрозрачные элементы. Интересно, что каждая из панелей уникальна по форме при ширине около 1,5 м. С помощью лазерной обработки им была придана конфигурация в соответствии с данными, полученными при расчёте формы здания. Это гарантировало высокую точность изготовления и обеспечило лёгкость последующего монтажа конструкций.

Офис швейцарской страховой компании Swiss Re

Высотное здание, в котором находится головной офис швейцарской страховой компании Swiss Re (Лондон, Великобритания, 2004), получило за свою оригинальную форму неофициальное название «Корнишон» (The Gherkin). Такая форма отвечает специфическим требованиям малого пространства, на котором расположено строение: в этом случае оно выглядит менее громоздким, чем обычный прямоугольный блок с такой же эквивалентной площадью помещений; двойной изгиб башни уменьшает отражения и улучшает светопроницаемость; тонкий профиль максимально увеличивает пространство и степень проникновения дневного света на уровне земли.

Основу фасада здания-«огурца» составляют три базовых элемента: первые два - наружная оболочка из двойного стекла с низкой излучательной способностью и внутреннее остекление, расположенное на расстоянии 1,0-1,4 м от наружного. Третий элемент - это система механических козырьков, находящихся между оболочками и образующих воздушные камеры.
В здании предусмотрена система вентиляции смешанного типа с преимущественным использованием естественной вентиляции. Было установлено, что в течение 40 % времени естественная вентиляция может применяться в дополнение к системе кондиционирования воздуха и в определённые периоды может выступать единственной формой охлаждения воздуха для некоторых участков здания.
Стратегия взаимодействия здания с окружающей средой основана на размещении небесных садов в шести треугольных врезках в краях каждой круглой плиты настила - в плане полы похожи на ступицы автомобильных колёс с радиальными спицами. Полы на разных уровнях повёрнуты по отношению к полам соседних уровней, и, таким образом, сады кажутся поднимающимися спиралью по периферии здания.
Сады образуют часть системы естественной вентиляции здания, в них высажены растения, интенсивно насыщающие воздух кислородом.

Штаб-квартира Hearst Tower

Здание Hearst Tower (Нью-Йорк, США, 2006) - офис одноимённой корпорации - первым из всех высотных башен Нью-Йорка получило оценку «Золотой» по сертификации LEED. Потребление энергии в здании на 26 % меньше, чем у аналогичного по назначению и традиционного по конструкции высотного объекта.
Башня имеет сплошное остекление. Высота каждой панели равна четырём этажам. При строительстве здания была применена диагональная сетка, используемая во многих других проектах архитектора.
В Hearst Tower смонтировано 15 скоростных лифтов, в которых максимально использованы энергосберегающие технологии. В частности, пассажиропоток регулируется интеллектуальной системой управления движением лифтов.
Среди экологичных решений можно отметить, например, сбор дождевой воды и использование конденсата, образующегося от работы системы кондиционирования, для бытовых целей.

Башня The Bow

The Bow является самым высоким зданием в Калгари (Канада, 2013). Небоскрёб имеет форму дуги, напоминающую изгиб реки Боу, в честь которой оно и названо. Такая форма выбрана ещё и потому, что вогнутая часть, обращённая на южную сторону, по сути выступает в роли солнечной ловушки. В этом случае достигается значительное уменьшение потребления энергии. Кроме того, при изогнутой форме здания требуется меньше стальных конструкций, т. к. на такое здание воздействуют меньшие аэродинамические нагрузки.

Фасады имеют сплошное остекление и узнаваемую сетчатую оболочку (высота каждого треугольника равняется шести этажам). За счёт этого в офисах стало возможным использование преимущественно естественного освещения.
Во всю высоту здания простирается атриум, который защищает помещения как от перегрева, так и от переохлаждения. На трёх уровнях он разделён зимними садами, где высажены различные растения и организованы зоны отдыха для сотрудников.

Космодром «Америка»

Космодром «Америка» (Нью-Мексико, США, 2014) - первый в мире частный космодром, предназначенный для суборбитальных полётов космических туристов и для запуска космических кораблей с исследовательскими целями.
Здание имеет внушительные размеры, но в пустынной местности не выглядит громоздким, т. к. органично вписано в окружающую среду благодаря использованию природных форм и удачному цветовому решению.
Часть здания заглублена в землю, что защищает его от воздействия палящих лучей заходящего солнца и снижает затраты энергии на охлаждение. Массивные ограждающие конструкции позволяют использовать перепад наружных температур в течение суток для охлаждения здания днём и обогрева ночью.

Марианна Бродач - вице-президент НП «АВОК», профессор МАрхИ, главный редактор журнала «Здания высоких технологий».

При благоприятных параметрах наружного воздуха в здании имеется возможность организовать приток свежего воздуха с помощью естественного проветривания не только для помещений, расположенных по периметру здания, но и для внутренних помещений, оснащённых световыми фонарями.
Пассивные методы защиты здания от негативных воздействий наружного климата, таких как резкие суточные перепады температуры, позволили отказаться в здании космодрома от энергозатратных систем охлаждения и отопления здания и сделали возможным использование только альтернативных источников энергии. В качестве источника теплохолодоснабжения используется геотермальная энергия. Для дополнительного охлаждения применяются системы с климатическими балками. ●


Энергоэффективность , Зелёное строительство

В современном мировом градостроительстве архитектор Фостер Норман высоко котируется как классик стиля хай-тек. Его архитектурной фирме Foster and partners доверяют наиболее концептуальные градообразующие проекты в странах на всех континентах.

Этот гражданин Британии является лауреатом наипрестижнейших в мире (аналога Нобелевской применительно к архитектуре) и Императорской (высшей в Британии). Германия наградила его своим высшим орденом в области культуры “За заслуги” за проект модернизации своего парламента. Он, создавший ряд проектов для Москва-Сити, также является почетным членом Академии художеств РФ.

Фостер Норман пришел к успеху исключительно благодаря своему таланту и целеустремленности.

Начало трудовой деятельности

Родился классик хайтека в 1935 году в Манчестере (Великобритания.) Отец будущего архитектора был рабочим на предприятии, изготавливающем паровые турбины и генераторы. Ввиду материальных трудностей семьи 16-летний парень был вынужден оставить школу и устроиться на работу в казначейство родного города. Отец Нормана мечтал о карьере служащего для своего сына. Помимо основной работы, юный Фостер также изучал торговое право. Впрочем, офисная работа вовсе не прельщала молодого парня.

Уже тогда, воодушевленный архитектурой Манчестера, Фостер Норман начал рисовать эскизы придуманных собой зданий. Один из коллег-клерков, увидев однажды эти рисунки, порекомендовал ему заняться архитектурой профессионально.

Однако претворению в жизнь мечты предшествовали сначала годичная срочная служба в Британских ВВС, а затем - два года различных неквалифицированных работ: в пекарне, на заводе, в мебельном магазине. Пройдя собеседование, Фостер Норман устроился на работу в отдел контрактов архитектурного агентства помощником руководителя. Выполняя коммерческую работу, он осознал, что для того, чтобы стать архитектором, обязательно нужно образование.

Образование

21-летнему парню далось пройти по конкурсу на соответствующий факультет Однако набранных баллов не хватило для получения гранта, дающего право учиться за казенный счет.

Поэтому Фостер Норман зарабатывал средства в оплату за учебу, трудясь по нескольку часов в день пекарем, продавцом и даже охранником в ночном клубе. Но полученное не полностью удовлетворяет профессиональные амбиции молодого архитектора. Его манит архитектура заокеанских монстров-небоскребов. Фостер Норман проходит курс обучения в американском Йельском университете. Окончив его, молодой специалист вместе со своим другом и однокашником Ричардом Роджерсом возвращаются в Британию, где регистрируют архитектурную мастерскую "Команда 4".

Рождение хай-тека

В первых их работах - проектированию жилых зданий, украшающих холмистый рельеф Корнуолла, и престижных лондонских апартаментов “Мьюс Хаус” - ощущается утонченная классическая архитектура.

Пребывая в творческом поиске, стремясь пространственно развить американские архитектурные идеи строительства, эта молодая команда создала новый стиль архитектуры - хай-тек. И конечно же, свою часть концептуальных идей нового направления сформулировал архитектор Норман Фостер. Его проекты того периода касаются в основном производственных зданий. Поворотным событием в его творчестве конструирования зданий стал проект 1966 г., разработанный для фабрики по производству компьютеров "Рилайенс Контролс".

Элегантная гармоничность решения, сдержанность и изящество конструкции этого сооружения заставили британцев говорить о новой звезде в области архитектуры. В нем автор творчески использовал эстетику профилированного металла, выполнявшего не только роль жестких диафрагм, но и оригинальных световых рефлекторов, сияющих благодаря вставленным в них флюоресцентным трубкам. Это здание было последним проектом “Команды четырех”, которое создал в содружестве с Ричардом Роджерсом архитектор Норман Фостер.

Фото сего творения убедительно свидетельствует о креативности ее проектировщиков, смело использующих в строительстве дотоле неслыханные материалы и конструкции, изобретающих оригинальные трактовки пространства внутренних объемов, создающих одновременно уникальные и ультрасовременные фасады зданий. Это не было работой ремесленников. Созданное архитекторами творение говорило само за себя: в мировой архитектуре родился новый стиль - хай-тек.

Своя компания, свои идеи

Очевидной для всех стала революция в принципах строительства зданий, которую инициировал Норман Фостер. Проекты хай-тек предполагают замену традиционных стоечно-балочных конструктивных систем на выразительные большепролетные “парящие” секционные конструкции. Их отличает поражающее воображение зеркальное остекление фасадов и, конечно же, новые принципы в разводке коммуникаций. Внешне такая архитектура создает иллюзию сюрреалистичности.

В 1967 году архитектор основывает свою частную фирму “Фостер и партнеры”, в которой до 1983 года (до смерти компаньона) работает в содружестве с Бакминстером Фуллером. Новый напарник Фостера прославился в архитектуре созданием своего ноу-хау: большепролетных легких куполов, перекрывающих большие городские пространства и создающих возможности для локализации отдельных многоцелевых пространств с автономно-поддерживаемым микроклиматом.

Хай-тек, приобретший большую выразительность благодаря законченности, подчеркнутой изящным куполом, нашел свое выражение в лондонских доках и пассажирском вокзале “Фред Олсен центр” (1967 г.), в здании компании “Вилли Фабер и Дьюма” (Ипсвич, 1974 г.)

Следующим этапным зданием, которое принесло архитектору мировую известность, стал Сайнсбери-центр, построенный в Восточной Британии в 1977 г. при университете. Замысел Фостера - объединить под одной крышей совершенно разные по своей функциональности помещения: музей, ресторан, сам университет, зимний сад удалась на славу.

Пожалуй, с этого временного рубежа компании меняется. По заказам богатых частных инвесторов начинает разрабатывать Норман Фостер проекты. 10 лучших из них мы представим в данной статье. Здания, в создание которых он вложил свой талант и душу, ныне являются неотъемлемой частью городского ландшафта многих городов. Итак, начнем нашу виртуальную экскурсию.

Лондон: здание-огурец

Нетипичная архитектура, которую сами лондонцы с долей юмора называют “эротическим огурцом” или “сексапильной сигарой”. Однако гораздо чаще сорокаэтажное здание штаб-квартиры швейцарской страховой компании Swiss Re, кстати, одной из самых крупных в мире, называют “корнишоном” (The Gherkin).

Она вовсе не нарушила, как этого опасались, архитектурный облик столицы Британии, идеально вписавшись в него. Здесь работают тысячи офисных сотрудников. Рестораны и бары находятся на верхнем этаже творения британца.

Нью-Йорк: башня Хорста

Медиаимперия корпорации Hearst в городе, который местные жители называют “большим яблоком”, также получила подарок от Фостера. Проект архитектора предполагал творческую доработку местного долгостроя.

Ввиду наступившей в 30-е годы великой депрессии американцы заморозили, а потом и прекратили строительство классического балочного небоскреба, ограничившись заложенным фундаментом и низшими этажами.

Над ними Норман Востер воздвигнул сверкающую стеклянными панелями трехугольную эргономичную башню с гигантскими окнами из бронированного стекла, в которой нынче трудятся сотрудники известных издательств Cosmopoltan” и Esquire. Ноу-хау архитектора заключается в экологичности здания: обдувающие его естественные воздушные потоки используются для его же вентиляции, а дождевая вода, упавшая на крышу, - для системы кондиционирования и для полива растений.

Франция: мост “Виадук Вийо”

Этим сооружением, превышающим по высоте знаменитую Эйфелеву башню, пополнил свои Норман Фостер проекты (10 лучших). Фото этого моста через реку Тарн, протянувшегося от Южной Франции до Испании, отражает уникальность творческого замысла.

Мост между государствами поражает семью высоченными опорами, километрами полотна дороги, вантами с тройным антикоррозионным покрытием. Он не только разгрузил страдающую от постоянных пробок трассу А-75, но и привлек к себе многих туристов, став известной архитектурной достопримечательностью Франции.

Лондон: стадион “Уэмбли”

Самый большой на сегодняшний день стадион в мире, к созданию современного облика которого приложил свою руку Норман Фостер, принял первых зрителей в 2007 году. Легендарная арена страны-родины футбола в своем современном обличии принимает до 90 тысяч зрителей! Архитектором элегантно предупреждена возможность возникновения давки (обычно происходящей на входе и выходе на территорию стадионов.) Люди на трибуны попадают с помощью эскалаторов, имеющих общую длину 400 метров. Главной особенностью проекта является ажурная арка длиной 130 метров, поддерживающая раздвижную крышу спортивного сооружения. Светящаяся арка в ночное время заметна со всех уголков Лондона.

Подобная конструкция крыши важна для ухода за газоном. Благодаря естественному солнечному освещению достигается надлежащий уход за газоном стадиона.

Германия. Берлин. Рейхстаг

В это здание, без преувеличения, стремятся попасть все гости Берлина. Бывший Рейхстаг, который нынче называют Бундестагом, кроме исторической достопримечательности, превратился в чудо хай-тека. Выигравший в 90-е годы конкурс на его реконструкцию Норман Фостер не только снабдил здание федерального собрания (Бундестаг) стеклянным куполом, обеспечивающим 360-градусный обзор города - сердца Германии, но и произвел принципиальную перепланировку его внутреннего объема.

Под оставшейся без изменений внешней оболочкой здания архитектором создана уникальная хайтековская внутренняя среда. Это достигнуто с помощью современных панелей и стальных конструкций. Светлый природный камень и декоративный бетон придают современным помещениям Бундестага одновременно и величественный, и эргономичный вид.

Казахстан. Астана. “Хан-Шатыр”

Как вы думаете, какой архитектор воздвиг наибольший шатер в мире? Вопрос риторический. Здание охватывает просто гигантскую 10 футбольных полей. Его уникальная крыша намеренно оформлена в виде специфического наклонного конуса. Ее уникальность - в асимметрии (заимствованная архитектором идея стиля модерн). Тысячи тросов, жестко скрепляющих ее, во время строительства башни одновременно крепили 650 промышленных альпинистов. Уже само строительство здания походило на шоу!

Внутри же этого достойного хайтековского сооружения находится крупнейший в Казахстане торгово-развлекательный центр с десятками ресторанов, магазинов и супермаркетов, клубов, кинотеатров.

Однако визитной карточкой “Хан-Шатыра” является уникальный для степной страны внутренний бассейн с пляжем (в песчаном покрытии которого использован знаменитый белый вулканический песок с Мальдивских островов.)

Британия. Лондон. Аэропорт “Станстед”

В проектировании этого здания, построенного в 50-километровом отдалении от Лондона, лорд Фостер опять был оригинален. Он изначально отбросил все классические каноны строительства подобных сооружений.

Его главный принцип творчества - сложная простота - опять проявился в полной мере. Уникальная зеркальная крыша терминала, поддерживаемая каркасом из секций труб, контурами напоминающими перевернутые пирамиды, защищает ожидающих от природных осадков. К этому навесу примыкает современное здание аэропорта, напоминающее огромный стеклянный хайтековский куб.

Британия. Бостон. Музей изящных искусств

Растущее количество экспонатов этого крупнейшего в Британии музея создало проблему. Перестало хватать имеющихся помещений для их размещения. На помощь кликнули барона Фостера. В данном случае он, не внося изменения в уже имеющиеся основные фонды музея, возвел современный просторный четырехэтажный корпус, в который переехала вся экспозиция американского искусства. Проблема помещений для музея на долгие годы была разрешена.

Германия. Франкфурт. “Коммерцбанк-Тауэр”

Для Франкфурта это здание имеет архитектурное значение, аналогичное лондонскому Тауэру или башне Эйфеля для Парижа. Попросту говоря, это визитная карточка города. Трехгранный уникальный небоскреб реализовал концепцию европейского экологического здания. Внутри его на уровне четырех этажей спиралью высажены уникальные сады: средиземноморский, североамериканский, азиатский. Люди, пребывающие в здании, находятся в уникальной хайтековско-природной среде.

Жить будущим

Безусловно, одним из наиболее интересных архитекторов современности является Норман Фостер. Проекты, планы британского маэстро от архитектуры опережают время. Он является новатором и революционером в формировании архитектурного облика мегаполисов по всему земному шару. Архитектурная компания “Фостер и партнеры” постоянно строит знаковые и уникальные здания в Европе, в Новом Свете, в Азии. Характерно, что они после своего возведения задают планку высоты уровня архитектуры, становятся точками развития современного строительства городов и регионов.

Он гениален. Его строения уместны в самых различных контекстах: будь это модернизация правительственного здания или реновация производственного корпуса, построение концептуального торгово-развлекательного комплекса или же целевого объекта городской инфраструктуры: моста или же аэропорта.

На сегодняшний день он реализовал проекты в 22 странах. Как главный менеджер своей успешной компании, на много лет вперед планирует свою работу Норман Фостер.

Проекты в России - не самое его прибыльное предприятие, однако оно показательно. Дело в том, что, сперва решившись на сотрудничество с мэтром, правительство Москвы далее пошло путем отсрочек реального воплощения проектов. Речь идет о проекте небоскреба «Россия» высотой 612 метров на территории Московского международного делового центра ”Москва-Сити”. Это здание в 118 этажей, после своего возведения, стало бы самым высоким в Европе. Впечатляет объем застройки, который планировался на площади в 520,8 тысяч квадратных метров. Строительство было начато в 2007 году. Однако уже в следующем из проекта исключили главного инвестора - компанию Шалвы Чигиринского, испытывавшего финансовые трудности. Затем в адрес компани “Фостер и партнеры” поступило предложение уменьшить высоту здания в три раза. Мотивацией послужила ограниченность в средствах правительства Москвы в условиях кризиса. Затем в марте 2012 года планируемую высоту башни установили на уровне 360 метров. И, наконец, от проекта вовсе отказались. Нынче на площади строительства строится принципиально иное сооружение.

Заключение

Нынче он считается архитектором № 1 в мире. В его компании на постоянной основе работают 500 специалистов, и еще 100 он ежегодно нанимает по договору. Секрет успеха маэстро от архитектуры - в личной креативности, а также в мощном ядре его команды, в которое входят люди с мировым именем: Дэвид Нельсон и Спенсер де Грей.

Выходцу из постой рабочей семьи посчастливилось в полной мере реализовать свой огромный творческий потенциал. Ему удалось убедить в верности своих архитектурных идей Британию, а затем и весь остальной мир. Архитектор Фостер Норман активно воплощает в жизнь городов и стран созданный им же самим архитектурный стиль. Несмотря на почтенный возраст (барону-архитектору 80 лет), он не уходит в тень, продолжая опережать по рейтингу всех современных архитекторов стиля хай-тек.