Вражда между семенем змея и семенем жены. "Змей будет жалить тебя в пяту?" Библии написано жалить в пяту что означает

Вражда между семенем змея и семенем жены.
Вражда между семенем змея и семенем жены. "Змей будет жалить тебя в пяту?" Библии написано жалить в пяту что означает

П осле грехопадения Адама и Евы в Эдемском саду Бог дал очень важное обетование.

Теологи называют его причудливым словом протоевангелизм . Оно означает “первое Евангелие.” Это первое мессианское пророчество и первое обетование спасения. Бог сказал змею:

“И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.” (Быт. 3:15)

После разрушения, принесённого грехом, Бог предсказал восстановление. Иисус, семя жены, пришёл, чтобы поразить змея в голову. Кстати, это падение не застало Бога врасплох. В Откр. 13:8 Иисус называется “Агнцем, закланным от создания мира.” Это означает, что Бог предвидел падение человека и заранее подготовил необходимое средство. Он планировал послать Своего Сына для отмены проклятия ещё до того, как это проклятие было наложено.

Точно так же, как Давид убил Голиафа его собственным мечом, так и Иисус поразил дьявола его наимощнейшим оружием - смертью.

“А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству.” (Евр. 2:14-15)

До креста Сатана держал над человечеством страх смерти как зловещий скипетр. Сейчас, с тех пор, как Иисус победил смерть, те, кто верит в Его искупительную жертву, больше не должны бояться этого. Смерть для верующего больше не горький конец, а славное начало. Это буквально портал, через который мы переходим из жизни в вечность. Смерть - это переход, повышение, выпуск - это освобождение от ловушки греховного, подверженного болезням, падшего тела. Кто-то сказал: “Смерть для христианина - это просто переход домой.” Тот же Дух, который воскресил Христа из мёртвых, живёт в нас и однажды “оживит и [наши] смертные тела” (Рим. 8:11). Смерть для верующего так же безобидна, как пчела без жала.

Отец с сыном ехали вниз по дороге, когда в их машину залетела пчела и начала жужжать вокруг головы сына. У мальчика была смертельная аллергическая реакция на укусы пчёл. Он в ужасе запаниковал, размахивая руками. Отец открыл окна и попытался выгнать пчелу из машины, но безуспешно. Наконец, он съехал с дороги, набросился на пчелу и поймал её голыми руками. Он специально позволил пчеле укусить его. Потом он открыл свою руку и сказал: “Посмотри, сынок, тебе не нужно больше бояться. У неё больше нет жала. Ты теперь в безопасности!” Иисус принял жало смерти за нас, и потому нам не нужно его больше бояться. Не удивительно, что Павел пишет:

“Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?” (1 Кор. 15:55)

Скептик может подумать: “Если Иисус действительно победил дьявола на кресте, как вы объясните всё зло в мире?” Если посмотреть новости, похоже на то, что побеждает зло: насилие, преступность, болезни, войны, терроризм, природные катаклизмы, и так далее. Да, я полностью осознаю процветающую в мире демоническую деятельность. Но что происходит, когда змее отрубают голову? Она корчится и дёргает хвостом в смертных муках. Всё зло, которое мы видим, - это последняя отчаянная попытка Сатаны уничтожить как можно больше людей, потому что он знает, что его час близок. Как сказал Билли Грэм: “Я читал последнюю страницу Библии. Всё будет хорошо.” В Откр. 20 говорится о том, как ОДИН ангел свяжет Сатану в бездне на 1000 лет. Потом, после освобождения на малое время, он будет ввергнут в озеро огненное на вечность, а святые будут наслаждаться своим небесным домом.

Последние слова Иисуса на кресте были “Совершилось!” Что Он имел ввиду? Он не просто говорил о Своей жизни или Своём земном служении. Я верю, что Он имел ввиду следующее:

1. Писание исполнилось. Многочисленные пророчества о Его рождении, служении, страданиях и смерти были исполнены буквально.

2. Система жертвоприношений устарела. Миллионы животных были убиты и сожжены для искупления грехов. Иисус, Агнец Божий, - наша единственная жертва. Никаких больше жертв не нужно.

3. За грехи было заплачено. Слово “совершилось” - это перевод греческого слова тетелестай , что значит “оплачено полностью.” Археологи нашли древние «чеки об оплате налогов» на папирусах со словом тетелестай на них.

4. План спасения был завершён.

5. Победа над Сатаной была завершена. Иисус наступил своей пятою прямо на голову змея и забрал ключи от ада и смерти (Еф. 4:8-10, Кол. 2:15, Откр. 1:18).

Подписывайтесь:

Кент Хьюз в своей “1001 Великой Истории” разделяет это мнение:

“В одной европейской картинной галерее много лет висела одна знаменитая картина. На ней была изображена шахматная доска, с одной стороны которой на стуле сидел дьявол, со зловещим триумфальным видом. Напротив него был унылый несчастный юноша, на лице которого было видно поражение. Название гласило “Шах и мат!” Американский чемпион по шахматам Пол Мёрфи путешествовал по Европе и посетил эту галерею. Он долго смотрел на эту картину в молчаливой задумчивости. А потом с восторгом воскликнул: ‘Принесите мне шахматную доску; есть один - и только один - ход, которым я могу спасти его!’.. Мир получил шах и мат от дьявола, но Спаситель сделал один ход, который смог освободить нас от уныния в жизни и обречённости в вечности.”

Теперь наш ход! То, что Иисус совершил на кресте, не имеет для нас никакой пользы, если мы не каемся и не верим. Когда мы сдаёмся Христу, мы ставим свою пяту на голову змея и входим в Его победу.

“Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре.” (Рим. 16:20)

«…и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт.3:15)

Давайте посмотрим, о чем говорит это место Писания, когда Бог, разгневавшись на змея, обольстившего Еву, проклинает его: «…за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей…» (Быт3:14). Это проклятие обращено к животному, как к сосуду , через который пришло искушение. В следующем стихе как бы продолжается проклятие змея, но теперь оно уже обращено не к животному, через которое подошло искушение, а к самому искусителю – древнему змею, имя которому дьявол. Это уже пророческие слова на все время существования земли о борьбе сатаны, то есть змея, и жены – вселенской церкви : «…и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт.3:15).

Это место Писания нельзя понимать буквально, как проклятие змея-животного и обращение к женщине и рожденному от нее потомству. Из этого стиха мы видим, что с самого начала развития человечества, Бог предвещает предстоящую войну между детьми, рожденными дьяволом – семенем змея – и детьми, рожденными от Бога – церковью – семенем жены .

Апостол Иоанн также говорит о том, что есть дети дьявола, и есть дети Божьи: «Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога. Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего» (1Ин.3:9,10).

В одной из притч Иисуса Христа, мы также видим подтверждение того, что есть семя дьявола – это плевелы, которые он сеет среди пшеницы: «…когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, – чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою» (Мф.13:25-30).

Человечество делится на три типа людей : дети, рожденные женой (семя жены); дети, рожденные дьяволом (семя змея), и «пустышки» – люди, рожденные плоть от плоти , сухие ветви, не приносящие плода, неспособные принести даже простого плода покаяния. Такие ветви отсекаются. Если рассматривать поле, как в притчах Иисуса Христа, то мы увидим, что среди пшеничных колосьев есть и одни, полные зерен и опустившиеся от тяжести, и другие, которые возвышаются над всеми остальными колосьями и торчат на своих длинных стеблях, потому что они пусты, в них нет зерен. Они хоть и не плевелы, но все же, в житницы собраны не будут, потому что пусты, бесплодны и подлежат сожжению в огне. Это – душевные, а не духовные люди, ничем, разве что видом, не отличающиеся от животных: «Они, как бессловесные животные, водимые природою, рожденные на уловление и истребление, злословя то, чего не понимают, в растлении своем истребятся» (2Пет.2:12). Сам Иисус говорил: «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин.3:6) . Есть и те, которые посылаются с неба, как об этом говорит Сам Бог: «Ты знаешь это, потому что ты был уже тогда рожден, и число дней твоих очень велико» (Иов.38:21). Говорится также и обо всех тех, которые являются посланниками: «…так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви…» (Еф.1:4). Так и в Самом Иисусе мы видим «...предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас…» (1Пет.1:20) . Итак, это – семя Бога, семя жены. А есть те, которые рождаются от хотения мужа. Они не являются посланниками.

Но и те, и другие, и третьи должны родиться свыше, от Духа. Шанс спасения предложен всем без исключения. Об этом говорит Иисус Христос: «…да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5:45). Что означают эти слова? То, что нам не дано право отвергать кого-либо и не свидетельствовать кому-либо, даже если мы видим, что он не относится к тем, кто, как Иов, «был уже тогда» , то есть к семени жены. Господь повелел Своему Солнцу восходить над всеми без исключения. А мы знаем, что Солнцем для нас является Иисус Христос, Который пострадал за всех без исключения. И дождь, посылаемый на праведных и неправедных, означает, что Дух Святой излился на землю на всякую тварь.

Те, кто послан с неба – семя жены, всегда имеют внутри себя призвание и стремление к тому, к чему предрасположена их внутренняя природа. Но и они должны родиться от Духа. Почему говорится «семя жены» ? Потому что заложенное Богом, зарожденное Им, должно родиться через жену. Даже Иисус, будучи зарожден от Бога, посланный с неба, должен был прежде родиться через жену (это – прообраз), а затем стать Христом: «…хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного…» (Евр.5:8,9) . Не все, рожденные от хотения мужа, обращаются к Богу.

Что касается слов о вражде между семенем жены и семенем змея, то эта вражда выражается в вечной войне между ними. Хотя семя змея и жалит, но ему позволительно жалить лишь в пяту, а власть поражать семя змея в голову дана нам – семени жены через Иисуса Христа, как мужа этой жены. Эта война хорошо раскрывается в Откровении, где говорится о войне Михаила Архангела и Его Ангелов с драконом и его ангелами: «А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней. И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали [против них], но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним. И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь. Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти» (Отк.12:6-11).

В 11-ом стихе раскрывается то, в чем состоит война, кто эти ангелы, кто сражается, и где эта война происходит. Все, совершенное на земле, отражается на небе. «…и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф.16:19 ), – вот какая связь между небом и землей.

«Они победили его кровью Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти» (Отк.12:11) . Здесь речь идет о людях – детях Божьих, борющихся с детьми дьявола. Не могут Ангелы не возлюбить «…души своей даже до смерти…» , потому что они бессмертны, а значит, речь идет о людях. И Кровь Иисуса дана нам, а не Ангелам, и свидетельство наших уст – наш труд.

Итак, это о нас говорится как об Ангелах, принадлежащих к воинству Михаила Архангела, и это – наша война, и каждая победа, и каждое поражение отражаются на небе. Вот о какой вражде говорится в Бытии, когда Бог, проклиная змея-дракона, говорил о силе поражать в голову, данной семени жены:

Спрашивает Игорь
Отвечает Александра Ланц, 20.04.2011


Здравствовать вам в правде Божией, Игорь!

Вы спрашиваете о заключительной части пророчества Бога относительно змея, но чтобы понять заинтересовавшие вас слова, мы должны рассматривать всё пророчество в целом:

"И сказал Господь Бог змею:

за то, что ты сделал это,

проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми;

ты будешь ходить на чреве твоем,

и будешь есть прах во все дни жизни твоей;

и вражду положу между тобою и между женою,

и между семенем твоим и между семенем ее;

оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту" ().

Чем отличается пятка (пята) от головы?

1) она всегда находится в прахе, там, где ползает ядовитый змей. Значит, человечеству всё же не удастся избежать боли, которую змей желает причинить ему. Болезни, депрессии, разочарования, несчастные случаи, смерть - это всё результат того, что ноги человечества находятся там, где ползает змей, жалящий нас.

2) даже если пятке больно, то это всё же не смертельно. Даже если змею удастся ужалить человека в пятку, причинив ему сильную душевную и физическую боль, то у человека всё равно будет возможность принять противоядие прежде, чем яд поразит центральную систему жизнеобеспечения.

3) голова, а не пятка управляют жизнью существа, поэтому если рана, нанесённая в голову, всегда серьёзнее, раны, нанесённой в пятку. Иметь возможность ранить врага в голову - значит, иметь возможность убить его. Тогда как ранения, нанесённые в пятку, никогда не принесут смерть для всего тела. Страдания - да. Но не смерть.

Таким образом, Бог обещает человечеству , что оно, хотя и будет страдать от сатаны, всё же не погибнет. Но при этом Бог обещает сатане, что хотя ему будет позволено мучить человечество , сатана всё же погибнет -- от руки самого человечества.

Я хочу обратить ваше внимание на одну абсолютно важную для нашего спасения истину этого пророчества. Истина заключается в том, что если мы, как отдельные личности, связанные в одно тело человечества, решимся встать на путь войны с жалящим нас змеем, мы будем поражать змея в голову не своею силою.

Обратите внимание на то, что когда Бог обещает положить в сердце человечества вражду между добром и злом, Он говорит о семени жены, хотя по Библейской логике важно именно семя отца (мужчины). Однако пророчество ясно утверждает, что хотя победитель родится от жены, семя мужа не примет в этом участия.

Это бесконечно важный момент! Семя мужчины, соединённое с семенем жены, не может быть победителем, потому что падший человек бессилен перед тем, кто победил его (перед змеем), падший человек (муж) может передавать своим детям только свою падшую бессильную против змея природу, но никак не природу победителя над змеем. А вот семя Бога, соединённое с семенем жены, может .

Поэтому перед нами пророчество о рождении Человека, в котором каждый из нас может стать победителем над змеем. Это пророчество сбылось две тысячи лет назад:

"И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария , ибо Ты обрела благодать у Бога;

и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.

Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего , и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?

Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя ; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим " ().
Иисус был Единственным на земле Человеком, Котороый был реально рождён не от земного отца, а от Небесного Отца, т.е. реально во всех деталях принял на Себя нашу человеческую плоть, при этом был Сыном Бога, а не человека (мужа).

Именно Иисус был ужален змеем в пяту так сильно, что Ему пришлось умереть второй навечной смертью. Змей вложил весь свой яд, всю свою ненависть, все свои силы в то, чтобы Иисус пострадал навечно.

Да, от боли, которая вонзилась в пяту Иисуса (в Его плоть), Его сердце разорвалось и Его жизнь остановилась, но змею так и не удалось дотянуться до головы Иисуса, до того "управляющего центра» Его жизни, в котором и была сосредоточена Вечность. Поэтому смерть, НАВЕЧНАЯ смерть, не смогла удержать Его ().

Так вот Иисус и есть то самое семя, которое от жены и которое поражает змея в голову. Если мы находимся в Иисусе, то мы живём Его победоностной жизнью, жизнью победителей... и хотя змею удаётся-таки удаётся жалить нас в пяту (мучить нашу плоть даже до физической смерти), мы, если находимся во Христе, можем сохранять свой мозг недосягаемым для его яда, а значит --

Постоянно побеждать всё, что змей воздвигает на нашем пути,
-- тем самым нанося удары по его голове.

И всё это силою Самого Бога ().

С любовью в Победителе,
Саша.

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

15. и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту

"и вражду положу..." Данный раздел - величайшей важности. В нем заключено пророчество, проходящее через всю мировую историю, вплоть до самого конца мира, и вместе исполняющееся на каждой странице вышеупомянутой истории. Названная здесь глубокая вражда есть та внутренняя оппозиция, которая существует между добром и злом, светом и тьмою (Ин. 3:19-20 ; 7:7 ; 1 Ин. 2:15), - эта вражда находит отражение даже в сфере высших духов (Откр. 12:7-9) .

"Первая в мире жена первая попала в сеть диавола, но она же своим раскаянием (имеется ввиду раскаяние всей последующей внерайской жизни) первая и потрясает его власть над собой" (Виссарион).

Многие отцы Церкви (Иустин, Ириней, Киприан, Иоанн Златоуст, Иероним и др.), основываясь на различных местах Священного Писания, относят данное указание не столько к Еве, сколько к той великой жене, которая больше всех других жен, олицетворила в себе "вражду" к царству сатаны, послужив тайне воплощения (Откр. 12:13,17 ; Гал. 4:4 ; Ис. 7:14 ; Лк. 2:7 ; Иер. 31:22). Взамен погибельной дружбы жены со змием, между ними полагается спасительная вражда. Поскольку жена первого Адама была причиной падения, постольку мать второго Адама явилась орудием спасения.

"и между сяменем твоим и семенем ее".., Под семенем змия в ближайшем, буквальном смысле разумеется потомство естественного змия, т.е. все будущие особи этого рода, с которыми потомство жены, т.е. все вообще человечество, ведет исконную и ожесточенную войну; но в дальнейшем, определенном смысле путем этой аналогии символизируется потомство змия-искусителя, т.е. чада диавола по духу, которые на языке Священного Писания именуются то "порождениями ехидны" (Мф. 3:7 ; 12:34 ; 23:33), то "плевелами на Божьей ниве" (Мф. 13:38-40), то прямо "сынами погибели, противления, диавола" (Ин. 8:44 ; Деян. 13:10).

Из среды этих чад диавола Священное Писание особенно выделяет одного "великого противника", "человека беззакония и сына погибели", т.е. антихриста (2 Фес. 2:3). В полной параллели с этим устанавливается и толкование семени жены: под ним точно также, прежде всего, разумеется все ее потомство - весь человеческий род; в дальнейшем, определяемом контекстом речи, смысле под ним разумеются благочестивые представители человечества, энергично боровшиеся с царившим на земле злом; наконец, из среды этого последнего Священное Писание дает основание выделить одного Великого Потомка, рождаемого от жены (Гал. 4:4; Быт. 17:7,19), в качестве победоносного противника антихриста, главного виновника победы над змием.

"оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту". Сам процесс и характер вышеуказанной вражды наглядно изображается в художественной картине великой борьбы двух враждующих сторон, со смертельным исходом для одной из них (поражение в голову) и сравнительно незначительным уроном для другой (ужалении в пяту). Довольно близкие аналогии этому образу встречаются и в других местах Священного Писания (Рим. 16:20 и др.). Упоминание здесь о жене, о змие и их потомстве, о поражении в голову и ужаление в пяту - все это не более как художественные образы, но образы полные глубокого смысла: в них заключена идея борьбы между царством света, правды и добра и областью тьмы, лжи и всякого зла; эта высоко драматическая борьба, начавшись с момента грехопадения наших прародителей, проходит через всю мировую историю и имеет завершиться лишь в царстве славы полным торжеством добра, когда по слову Писания, будет Бог "все во всем " (1 Кор. 15:28; ср. Ин. 12:32). мим змием или главным его исчадием - антихристом и поразит последнего на полову (2 Фес. 2:8-9 ; Откр. 20:10).

Любопытно, что традиция язычества сохранила довольно прочную память об этом важном факте и на различных художественных памятниках запечатлела даже самую картину этой борьбы. Если это божественное обетование о победе над диаволом служит живым источником утешения и радости для нас, то каким же лучом животворной надежды было оно для падших прародителей, впервые услыхавших из уст самого Бога эту радостнейшую весть? Поэтому данное обетование вполне заслуженно именуется "первоевангелием", т.е. первой благой вестью о грядущем Избавителе от рабства диаволу.


Свт. Амвросий Медиоланский

и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту

…Обратимся к тому, что Бог решил: зло нужно не уничтожить, а временно покарать. Поэтому Он сказал змею: И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту . Где вражда, там и раздор, и стремление вредить, а где стремление вредить, там и зло. Итак, положен раздор между змеем и женой. Зло подчинено раздору; следовательно, оно не устранено. Затем, было решено, что змей станет жалить жену и семя ее в пяту и через это вредить им и впрыскивать им яд свой. Так не будем припадать к земле - и змей не сможет нанести нам вреда. Укроем наши ступни Евангелием от яда змея, от его укусов; пусть Евангелие будет нам защитой.

О бегстве от мира.

Свт. Филарет (Дроздов)

и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту

Змий, наконец, из кроткого и покорного человеку животного делается враждебным ему . Образ сей вражды, в описании Моисея, соответствует нынешнему состоянию обоих животных.

…В образе вражды между змием и человеком с особенною ясностью описывается восстановление царства Благодати на развалинах владычества греха и смерти. Вражда знаменует не только разделение, но и желание вредить и предполагает предшествовавший мир или согласие. Посредством греха человек вошел в согласие с диаволом. После сего союза Бог угрожает враждою диаволу; из сего видно, что разрушение оного союза последует со стороны человека; и вражда сего последнего будет состоять в удалении от греха и в старании победить диавола. Вражду положить обещает Сам Бог. Человек, сотворив грех, есть уже раб греха (Ин. 8:34) и не имеет сил расторгнуть узы его, - дабы противостать диаволу. Итак, Бог для сего дарует ему свою силу, которая есть Благодать. Вражда полагается между змеем и женою . Сим не исключается муж, но показывается то, что для противоборства змию не мужеская будет потребна крепость; что та самая жена, которую он низложил коварством, восстанет против него в силе; что сила Божия в немощи совершаться будет (2 Кор. 12:9) . Вражда долженствует продолжаться между семенем змия и между семенем жены . Имя семени , пронесенное от растений к высшим родам существ, в Св. Писании означает потомство вообще (Быт. 9:9 , ), одно лице в потомстве (Быт. 4:25) , чад обетования (Рим. 9:7-8) , обетованного Избавителя (Гал. 3:16) ; иногда также рождение нравственное, то есть преемственно сохраняемое расположение духа и образ жизни (Ис. 1:4) . Змий духовный, сколько нам известно, не имеет естественного потомства. Итак, семенем его называться могут: отверженные духи, участники его богоотступления; грешные человеки, которых слово Божие ясно именует порождениями ехидниными (Мф. 3:7) и чадами диавола (1 Ин. 3:10) , так как и первый из них, Каин, был от лукавого (1 Ин. 3:12) . И, наконец, преимущественно таковым будет предсказанный человек греха (2 Сол. 2:3) . Семя жены не означает просто и вообще рода человеческого; сие открывается как понятие о семени змия, так равно из самого наименования семени жены, поскольку в обыкновенном разумении семя или потомство присвояется мужу. Итак, семя жены, в противоположность семени змия, долженствует означать девственнейшую часть человечества, благодатию Божиею хранимую и час от часу долее очищаемую, возвращаемую и совершенствуемую в человеках верующих, которые не от крови, не от похотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились (Ин. 1:12-13) ; по превосходству же - чистейшую сущность человечества в лице Богочеловека, вождя и главы всех верующих, имевшего родиться от жены (Гал. 4:4) и явиться, чтобы разрушить дела дьявола (1 Ин. 3:8) . Обетованием постоянной вражды между семенем змия и жены возвещается утверждение и непрерывное сохранение Церкви воинствующей. Величайшая казнь змия и величайшая тайна семени жены заключается в словах: оно будет поражать тебя в голову . К изъяснению сих слов пролагает путь перевода семидесяти толковников: αυτος σου τηρησει κεφαλήν, Он будет метить тебе в голову . Слово αυτος, Он , не согласное со словом σπέρμα, семя , показывает, что переводчик имел в мыслях не столько слово семя , сколько главный предмет, в настоящем случае им означаемый; и что семя жены принимал он за одно лицо. В самом деле, семя жены противополагается здесь не множеству семени змия , но одному змию и потому преимущественно долженствует означать единого Вождя и Главу верующих; ко множеству же верующих сказанное в сем месте потолику только быть может отнесено, поколику они составляют с оным единое тело (Рим. 16:20) . Поражение змия в голову есть доведение сего врага до невозможности вредить, так как змий, у которого раздавлена голова, не может более жалить. Итак, сим возвещается победа над диаволом, совершенная и вечная, прекращение всех действий и следствий вражды его, освобождение человека от греха и смерти, земли от проклятия и самой плоти от тления. Сия величественная победа снова объясняет и возвышает понятие о победоносном семени жены . Если Сам Бог полагает, или начинает, вражду между змием и женою, то кто, кроме Бога, может окончить оную торжеством и славою? Впрочем, до торжественного прекращения вражды оставляется некоторая часть власти и змию: ты будешь жалить его в пяту . Сие попускается для того, чтобы тот, который подвигнул человека против благости Божией, соделался исполнителем Божия правосудия; чтобы человек не был в беспечности в отношении к человекоубийце и непрестанным опытом зла побуждаем был обратиться к благу. Змий уязвляет в пяту , которая есть низшая и ничтожнейшая часть состава человеческого; в пяту, которая, и быв уязвлена в падение , оставляет еще для человека другую пяту на восстание . Так уязвляются верующие соблазнами, бедствиями, смертью телесною. От уязвления в пяту не исключается также оное победоносное и божественное семя жены , или Глава и Избавитель верующих. Но как Он не мог быть подвержен уязвлению сему по собственной вине или по собственной слабости, то должно заключить, что Он подвергается уязвлению для понесения болезней других и для сокрушения чрез сие главы змия. Сие есть то уязвление, о котором говорит пророк: Раною Его даровано нам исцеление (Ис. 53:5) . Таким образом, в предопределении о семени жены заключается семя всего Евангелия.

Толкование на Книгу Бытия.

169. ОСТАВАЛАСЬ ЛИ У ЛЮДЕЙ НАДЕЖДА НА СПАСЕНИЕ?

Когда первые люди исповедали перед Богом грех свой, то Бог, по милосердию Своему, дал им надежду на спасение.

170. В ЧЁМ СОСТОЯЛА ЭТА НАДЕЖДА?

Эта надежда состояла в том, что Бог обещал, что Семя Жены сотрет (поразит, сокрушит) главу змия (Быт. 3:15) .

171. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ЭТО ОБЕЩАНИЕ?

Это значит, что Господь Иисус Христос победит диавола, прельстившего людей, и избавит их от греха, проклятия и смерти.

172. ПОЧЕМУ ГОСПОДЬ ИИСУС ХРИСТОС НАЗВАН «СЕМЕНЕМ ЖЕНЫ»?

Господь Иисус Христос назван Семенем Жены, потому что Он родился на земле без мужа от Пресвятой Девы Марии.

173. КАКАЯ ПОЛЬЗА ДЛЯ ЛЮДЕЙ ЗАКЛЮЧАЛАСЬ В ЭТОМ ОБЕЩАНИИ?

Польза от этого обещания была такова, что люди могли спасительно веровать в Грядущего Спасителя, подобно тому, как мы веруем в Пришедшего.

Пространный Православный Катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви. Часть вторая. О вере. О третьем члене Символа веры.

Сщмч. Ириней Лионский

и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту

Итак, Он все возглавил, воздвигая войну против нашего врага, и поражая того, кто вначале пленил нас в Адаме, и попирая главу его. Ты можешь прочитать в Бытии, что Бог сказал змею: и положу вражду между тобою и между женою, и между семенем твоим и семенем ее, он будет блюсти твою главу, а ты будешь блюсти его пяту (Быт. 3:15) . Ибо с этого времени проповедовалось об Имевшем родиться от жены Девы по подобию Адамову, как о «блюдущем главу змея», то есть о семени, о Котором апостол говорит в Послании к Галатам: закон дел дан, доколе не придет семя, к которому относится обетование (Гал. 3:19) , а еще яснее показывает в том же послании, говоря: когда же пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего, родившегося от жены (Гал. 4:4) . Ибо враг не был бы справедливо побежден, если бы победивший его не был человек от жены. Потому что через жену он вначале возобладал над человеком и поставил себя врагом человеку. Посему и Господь исповедует Себя Сыном Человеческим, восстановляя в Себе первородного человека, от которого создана была жена; чтобы так же как через человека побежденного [Адама] род наш нисшел в смерть, через человека-победителя [Христа] мы бы опять взошли в жизнь, и так же как через человека [Адама] смерть одержала победу над нами, через человека [Христа] мы бы опять получили победу над смертью.

Против ересей.

Прп. Исидор Пелусиот

И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем тоя: той твою блюсти будет главу, и ты блюсти будеши его пяту

На слова, сказанные змию: вражду положу между вами и проч.

Семя жены, которому Бог повелевает быть во вражде со змием, есть Господь наш Иисус. Ибо Он один стал семенем жены от жены, без посредства семени мужеского и без умаления Ее чистоты.

Прп. Ефрем Сирин

и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем тоя: той твою блюсти будет главу, и ты блюсти будеши его пяту

Сщмч. Онуфрий (Гагалюк)

и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту

Между Царством Божиим на земле и царством сатаны – постоянная борьба. Царство Божие на земле – Церковь Христова Православная. Всякий, кто борется с Церковью Божией, в той или иной степени работает против Бога, за господство сатаны на земле. Конечно, для сатаны и царства его борьба с Богом и с Церковью кончится полным поражением (1 Кор. 15:24–27) . Но здесь, на земле, по Божиему попущению сатане дана возможность мучить и всячески вредить слугам Христовым. И сатана со своим царством именно жалит рабов Божиих скорбями, болезнями, а иногда убивает их… Но победить последователей Спасителя сатана не может, если они постоянно держатся своего Господа. Христианину нужно постоянно помнить про козни сатаны и удары его, иногда очень тяжкие. Не унывать, а благодушно переносить их, всю надежду свою возложить на Бога!

В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания.

Блаж. Августин

и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту

Вражда полагается не между змеем и мужем, но между змеем и женою. Может быть, потому, что он не обманывает и не соблазняет мужей? Но ведь очевидно, что обманывает. Или потому, что он искусил не Адама, но его жену? Но разве из-за этого он не стал врагом Адама, которого обман достиг через жену, тем более что о будущем уже сказано: вражду положу между тобою и между женою ? Если причина в том, что змей не сразу соблазнил Адама, так он и Еву соблазнил не сразу. Почему же так сказано? Не потому ли, что тем самым нам дается понять: дьявол может соблазнить нас лишь через посредство животной части, являющей в едином и цельном человеке женский образ, о чем мы уже немало говорили выше?

О Книге Бытия против манихеев.

Блж. Иероним Стридонский

и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту

В еврейском тексте сказано лучше: «Он будет попирать твою голову, а ты будешь попирать его пяту». Ведь и нашему шествию препятствует змей, и «Господь скоро покорит сатану под ноги наши».

Еврейские вопросы на Книгу Бытия.

Лопухин А.П.

и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту

Первообетование Мессии

«и вражду положу…» Данный раздел - величайшей важности. В нем заключено пророчество, проходящее через всю мировую историю, вплоть до самого конца мира, и вместе исполняющееся на каждой странице вышеупомянутой истории. Названная здесь глубокая вражда есть та внутренняя оппозиция, которая существует между добром и злом, светом и тьмою (Ин. 3:19-20 ; Ин. 7:7 ; 1Ин. 2:15), - эта вражда находит отражение даже в сфере высших духов (Откр. 12:7-9).

«Первая в мире жена первая попала в сеть диавола, но она же своим раскаянием (имеется ввиду раскаяние всей последующей внерайской жизни) первая и потрясает его власть над собой» (Виссарион).

Многие отцы Церкви (Иустин, Ириней, Киприан, Иоанн Златоуст, Иероним и др.), основываясь на различных местах Священного Писания, относят данное указание не столько к Еве, сколько к той великой жене, которая больше всех других жен, олицетворила в себе «вражду» к царству сатаны, послужив тайне воплощения (Мф. 3:7 Гал. 4:4 ; Быт. 17:7 , ), в качестве победоносного противника антихриста, главного виновника победы над змием.

«оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» . Сам процесс и характер вышеуказанной вражды наглядно изображается в художественной картине великой борьбы двух враждующих сторон, со смертельным исходом для одной из них (поражение в голову) и сравнительно незначительным уроном для другой (ужалении в пяту). Довольно близкие аналогии этому образу встречаются и в других местах Священного Писания (Рим. 16:20 и др.). Упоминание здесь о жене, о змие и их потомстве, о поражении в голову и ужаление в пяту - все это не более как художественные образы, но образы полные глубокого смысла: в них заключена идея борьбы между царством света, правды и добра и областью тьмы, лжи и всякого зла; эта высоко драматическая борьба, начавшись с момента грехопадения наших прародителей, проходит через всю мировую историю и имеет завершиться лишь в царстве славы полным торжеством добра, когда по слову Писания, будет Бог «все во всем» (1 Кор. 15:28 ; ср. Ин. 12:32). Заключением этой борьбы и будет тот духовный поединок, о котором говорится здесь, когда «Он» (αυτος - местоимение муж. рода), т. е. Великий Потомок, вступит в брань с самим змием или главным его исчадием - антихристом и поразит последнего на голову (2 Фес. 2:8-9 ; Откр. 20:10) .

Любопытно, что традиция язычества сохранила довольно прочную память об этом важном факте и на различных художественных памятниках запечатлела даже самую картину этой борьбы. Если это божественное обетование о победе над диаволом служит живым источником утешения и радости для нас, то каким же лучом животворной надежды было оно для падших прародителей, впервые услыхавших из уст Самого Бога эту радостнейшую весть? Поэтому данное обетование вполне заслуженно именуется «первоевангелием», т. е. первой благой вестью о грядущем Избавителе от рабства диаволу.