Что? Внеклассное мероприятие по географии `Что? Где? когда?` Что где когда география

Что?  Внеклассное мероприятие по географии `Что? Где? когда?` Что где когда география
Что? Внеклассное мероприятие по географии `Что? Где? когда?` Что где когда география

Конспект внеклассного мероприятия по географии

«Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» для 10класса.

Учитель географии Жданович Людмила Тадэушевна.

ГБОУ школа №62 Выборгского района Санкт-Петербурга

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

Цели и задачи:

    Формирование устойчивого познавательного интереса к предметам естественного цикла через внеклассные мероприятия.

    Формирование умения применять полученные на уроках знания в нестандартной ситуации.

    Развитие личностных качеств учащихся: упорство в достижении цели, быстроты реакции, ответственности, сообразительности.

Действующие лица:

    ведущий (учитель)

    участники игры (6 учащихся)

    ведущий и помощник (учитель и ученик)

Оборудование:

    Круг, разделенный на сектора, на которых лежат конверты с вопросами.

    Детский волчок (Юла), к которому прикреплён штырёк-указатель.

Подготовительный этап:

    за 2 недели до проведения мероприятия определяются участники игры (6 учащихся по итогам предварительного отбора, выбирают капитана);

    учащиеся подбирают музыку для музыкальных пауз (если их выберут)

    группа учащихся соревнующихся с командой готовят вопросы для игры (вопросы согласовываются с учителем, требования к вопросам: должны затрагивать учебный материал, при этом быть направленными на смекалку, умение логически мыслить, на знание конкретных фактов).

Аннотация: В центре класса устанавливается стол, на нем устанавливается круг, разделённый 12 секторов, на каждом секторе разложены конверты с вопросами. Помощник учителя вращает волчок, который останавливается на одном из секторов. Учитель вскрывает конверт, лежащий в данном секторе. На обдумывание ответа даётся 1 минута. Игра идет до 6 очков. Все дополнения и разъяснение делает учитель. Если участники команды не отвечают на вопрос. За игру команда может взять помощь зала и музыкальную паузу. По окончании игры подводятся итоги, отмечаются лучшие игроки, а самому активному вручается приз.

Ход игры

В классе звучит музыка из игры «Что? Где? Когда?» Ученик, помощник учителя вращает волчок и начинается игра.

Примеры вопросов для проведения игры «Что? Где? Когда?» между учащимися 10-х классов.

    Мир многолик и разнообразен, в мире всё имеет продолжение.

Вопрос. Какое растение цветет один раз за свою жизнь?

Ответ. Это растение бамбук.

    В экваториальной части Африки живёт интересная птица кетсаль. Размером она не больше голубя, но очень красивая и любит свободу. В неволе она погибает. Древние люди этой местности считали эту птицу священной и ее перьями украшали жрецов и вождей племён.

Вопрос. В какой стране эта птица изображена на флаге и ее именем названа денежная единица страны?

Ответ. Гватемала.

    Одно из толкований этой страны в переводе означает «Путь гор».Она изобилует конусами вулканов, часто содрогается от землетрясений. Западному миру она стала известна со страниц книги Марко Поло. Её жители поклоняются предметам и явлениям окружающего мира из чувства благодарности природе за то, что, несмотря на вспышки необузданного гнева, она чаще бывает ласковой и щедрой.

Вопрос. Что эта за страна? Каково её второе название? О каких вспышках необузданного гнева природы идёт речь?

Ответ. Япония. Во времена марко Поло называлась Ямато, что в переводе означает «Путь гор».Втрое название «Страна Восходящего Солнца». Речь идет о землетрясениях. На Японских островах приборы регистрируют по несколько землетрясений в день.

    На Прикаспийской низменности около семисот соленых озёр. Учёные считают, что в одном из них около 40млрд. тонн соли.

Вопрос. Как называется это озеро и на сколько лет хватит этой соли, если ее будут употреблять все жители Земли?

Ответ. Это озеро – Баскунчак, а соли населению Земли хватит на 1500 лет.

    Первый географический атлас был создан в 1570г. Все мореплаватели 16 и начала 17 веков пользовались этим атласом, который насчитывал 70 карт большого формата, сопровождаемым пояснительным текстом.

Вопрос. Кто был создателем первого географического атласа? Из чего были сделаны листы атласа? Кто впервые ввёл название «Атлас» для сборника карт.

Ответ. Первый атлас создал голландский картограф Абрахам Орталии. Каждая карта атласа выгравирована на меди и снабжена градусной сеткой. Впервые название «Атлас» ввёл фламандский картограф Герард Меркатор, издавший в 1595г. «Атлас».

    Во время первого кругосветного плавания русских его руководитель допустил ошибку, которая была исправлена через 40 лет.

Вопрос. О какой ошибке идёт речь? Чем она обусловлена? Кто её исправил?

Ответ. Во время своего кругосветного плавания Крузенштерн, исследуя побережье Сахалина встретил обширную мель. При попытке пройти между Сахалином и материком сделал заключение, что Сахалин-полуостров. Исправил ошибку Крузенштерна Невельский, он заинтересовался сообщением, что Сахалин- остров, и в 1849г. Обойдя устье Амура, спустился до 52 с.ш. и установил, что Сахалин –остров.

    Европейское государство, большая часть территории которого расположена на полуострове, а ее столица- на островах.

Вопрос. Как называется это государство? На каком полуострове находится? Как называется столица и на каких островах находится?

Ответ. Дания. Государство находится на Ютландском полуострове, а его столица Копенгаген на острове Зеландия, Слотсхольмен, А́магер

    В Европе есть два больших полуострова, один из них омывается 4 морями двух океанов, а другой- пятью морями одного океана.

Вопрос . Какие это полуострова и какими морями омываются?

Ответ . Скандинавский полуостров омывается Баренцевым и Норвежским морями Северного Ледовитого океана и Северным и Балтийским морями Атлантического океана. Балканский полуостров омывается Чёрным, Мраморным, Эгейским, Ионическим и Адриатическим морями Атлантического океана.

    На перемене один из учеников написал на доске название государства, подошёл другой, стёр оду букву и прочитал своё имя, третий стёр ещё одну букву и получил название большого озера в Азии (Турции)

Вопрос. О каких трёх словах идёт речь?

Ответ. Ливан- Иван- Ван.

    На протяжении 5 часов путешествия пассажиры поездом пересекают по железной дороге все природные зоны: от тропической до арктической. Их заранее предупреждают о необходимости специальной подготовки для поездки.

Вопрос. Где проходит эта железная дорога? Почему необходима специальная подготовка для поездки?

Ответ. Южноамериканские Анды в г. Лиму. Железная дорога проходит на высоте 4817 м над уровнем моря и нетренированным угрожает горная болезнь.

    Это крупное живописное озеро расположено на высоте 1134м.над уровнем моря. Из-за большой площади в нем наблюдаются приливы и отливы. Любопытной особенностью озера является то, что по нему плавают острова, на которые решаются опускаться только птицы.

Вопрос. Как называется озеро? Где оно расположено? Почему большие валуны на его берегах в полдень практически не дают тени?

Ответ. Озеро Виктория. Расположено в Африке. Валуны не дают тени так как озеро находится близко к экватору, то угол падения солнечных лучей близок к 90, следовательно тень не образуется.

    Эта страна характеризуется очень сложным этническим составом населения, за что её называют «страной шести народов». Более половины населения- выходцы из Индии. Это единственная страна Южной Америки, где государственным языком является английский.

Вопрос. Как называется государство и его столица?

Ответ. Гайана. Столица – Джорджстаун.

Источники информации:

      Аношко В.С.- Олимпиады по географии. -Минск 2004;

      Безруков А.М. –Занимательная география. –Москва 2001;

      Касаткина Н.А. – География. Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям. – Волгоград 2004;

      Кривицкий В.М. – Неделя географии в школе. – Мозырь 2002;

      Новик Н.Н. – Итоговые проверочные работы по географии. – Минск 2003.

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №39 «Классическая» г.о. Тольятти.

Конспект внеклассного мероприятия

Дата: 24.04.2008 год

Класс: 7 Б и 7 В

Предмет: география

Учитель : Подоляк О.А.

Тема: Географическая викторина «Что? Где? Когда?»

Цели и задачи: Систематизировать, закрепить и углубить знания, полученные в процессе изучения географии. Активизировать творческую, самостоятельную, познавательную деятельность учащихся. Продолжить формирование у учащихся чувства ответственности за свои действия, умение принимать решения, проявлять способности, выражать свои мысли чётко и кратко. Повысить интерес к предмету.

Оборудование: Физическая карта полушарий, географические атласы, вертушка – волчок, листки с номерами вопросов, экран, проектор, вопросы для игры.

1. Организационно-подготовительный этап.

За неделю до викторины учитель говорит учащимся о задачах викторины, ее

правилах и вместе с ними распределяет роли. Выбирают две команды

знатоков по 4-6 человек, капитанов, ответственных за подготовку к

викторине. Команды придумывают себе название и эмблему, а главное -

самостоятельно изучают научно-популярные, учебные периодические

источники по теме викторины. Остальные роли распределяют так:

ведущий - один из учащихся, желательно с хорошей дикцией и хорошо

судьи - два ученика (можно родителей учеников): один следит за регламентом и дисциплиной (чтобы не было подсказок от болельщиков), а другой ведет счет и записывает его на доске;

болельщики - среди них два - три готовят призы победителям, двое - трое отвечают за музыкальную часть, а остальные за оформление аудитории.

2. Подготовка аудитории.

В центре зала ставят столы для игроков, а болельщики рассаживаются около

своих команд вдоль задней и боковых стен. На передней стене - настенные

карты: физическая карта полушарий.

На классной доске написаны названия команд и оставлено место для

подсчета результатов и подведения итога. Здесь же у доски - место

ведущего, судей и ответственных за музыкальную часть.

В центре столов стоит вертушка-волчок, вокруг которой разложены листки с

написанными на них номерами вопросов. Между листками лежат музыкальные ключи. Как правило, вопросов должно быть не менее 20.

Членам команды можно иметь чистые листы бумаги, ручки и географические

3. Ход викторины.

После вступительного слова ведущий, для определения очередности ответов,

задает один вопрос капитанам команд. Начинает игру та команда, капитан

которой первым ответил на вопрос.

Затем капитан команды нажимает на вертушку-волчок, после остановки

которой берет со стола соответствующий лист с номером вопроса. Если на

листе вместо номера нарисован музыкальный ключ, то наступает

музыкальная пауза: можно послушать музыку или потанцевать.

Ведущий по номеру находит у себя вопрос и зачитывает его (на экране вопрос также высвечивается, после ответа команды высвечивается и правильный ответ). На обдумывание каждого вопроса дается 1 минута. Правильность ответа оценивает ведущий. Если ответ не правильный, то вопрос может быть предложен болельщикам той команды, которая не смогла дать правильного ответа. Если не помогли и болельщики, то на вопрос отвечает другая команда.

Каждая команда отвечает на 6-8 вопросов, после чего игра прекращается и

судья подводит итоги.

Перечень вопросов:

0) Вопрос капитанам - Где на Земле день всегда равен ночи, а Солнце дважды в году бывает в зените - в день весеннего и в день осеннего равноденствия? Ответ: На экваторе.

1) Уважаемые знатоки! Наша экспедиция высадилась на пустынный берег неизвестного материка на 25 градусе южной широты. Мы двинулись вглубь материка, чтобы исследовать местность. Среди песков мы увидели странное растение: оно имело не высокий стебель размером 50 см., а от него отходили два длинных листа по 3 метра каждый. Ботаник нашей экспедиции сказал, что живет это растение очень долго - 150 лет и встречается... Стоп? Уважаемые знатоки! За 1 мин. вы должны назвать это растение, где, в какой природной зоне и на каком материке оно растет. Ответ: Вельвичия, пустыня Намиб, Южная Африка.

2) Где в апреле и мае много овощей, фруктов?

Ответ: В Австралии, Южной Америке, Южной Африке, где эти месяцы

соответствуют осенним, т.е. сбору урожая.

3) Уважаемые знатоки! Решите, пожалуйста, такую задачу. «С вершины холма, изображенного на рисунке, одновременно на запад и восток съезжают два велосипедиста. Скорость, какого из них будет больше?»

Ответ: На рисунке изображен не холм, а впадина. Но если все-таки велосипедисты будут спускаться, то скорость с восточной стороны будет больше, так как склон круче.

4) Заспорили как-то Кавказ и Восточно-Европейская равнина о том, кто из них мудрее. Кавказ и говорит: «Прожитые годы дают мудрость. Голова моя убелена сединой. Да и люди называли издавна меня «седой незыблемый Кавказ». А ты вся в кудрявой зелени и в цветах. Значит я старше и мудрее» Уважаемые знатоки! Прав ли Кавказ?

Ответ: Не прав. Снега на горных вершинах, наоборот, говорят не о старости гор, а об их молодости. А самыми старыми участками земной коры являются платформы. Например, Восточно-Европейская платформа.

5) Уважаемые знатоки! Когда мы путешествовали по Африке, то от местных жителей слышали выражение «сухой дождь». Где мы могли это слышать? Ответ: В пустыне Сахара. Там иногда идут дожди, но их влага не достигает земли, испаряясь в сухом и горячем воздухе. Поэтому они и получили название «сухих».

6) К этому месту можно подойти только с юга, ветер здесь дует тоже только с юга. Где находится и как называется это место?

Ответ: Северный полюс.

7) Поэт П. Богданов пишет:

Ни разу не был я на океане.

Мне даже не представить никогда,

Что на каком-то там меридиане

От полюса до полюса вода.

Существуют ли такие меридианы?

Ответ: Нет, так как все меридианы пересекают Антарктиду.

8) Он впервые предложил практически использовать шарообразность Земли, чтобы западным путем достичь берегов Индии. Ему потребовалось 16 лет, чтобы добиться разрешения и средств на это плавание, и 33 дня на то, чтобы осуществить свою мечту. Кто возглавил эту экспедицию?

Ответ: Христофор Колумб.

9) Этот великий английский мореплаватель совершил три кругосветных путешествия и шесть раз пересекал экватор. Он был первым человеком, который побывал в Арктике и в Антарктике, первый пересек южный полярный круг. О ком идет речь?

Ответ: О Джеймсе Куке.

10) Этот климатический пояс формируют тропические воздушные массы и воздушные массы умеренных широт. Какой это пояс, и на каких материках он располагается?

Ответ: Субтропический пояс. На всех материках, кроме Антарктиды.

11) В какой части света, чем севернее, тем теплее?

Ответ: В Австралии.

12) На каком материке расположены все природные зоны Земли? А на каком только одна?

Ответ: В Евразии. Природные зоны и подзоны Евразии: арктические пустыни, тундра, лесотундра, лесная зона с подзонами тайги, смешанных и широколиственных лесов, лесостепи и степи, полупустыни, пустыни умеренного пояса, субтропических лесов и кустарников, зона субтропических и тропических пустынь, саванны, субэкваториальные и экваториальные леса. В Антарктиде - зона антарктической пустыни.

13) Ее истоки открыл 20 мая 1884 г. знаменитый исследователь Н. М. Пржевальский. Длина ее более 4800 км, но по ней ходят лишь плоскодонные баржи, лодки-джонки и местами катера. Причина этого - мелководье. Вода в реке мутная, желтая от ила. В нижнем ее течении ил оседает, и дно реки постепенно повышается. Получается так, что река течет выше окружающей ее местности на отдельных участках до десяти метров. С давних пор вдоль ее берегов строили дамбы и плотины, которые должны удерживать воду в русле. Назовите эту реку.

Ответ: Хуанхэ (Евразия).

14) В начале своего течения река судоходна. Затем начинается ряд сбросов, образующих пороги, среди них крупнейший сброс, создавший известный водопад. Уже за 15 км до водопада слышен его гул. Поток воды шириной в 1800 м, низвергаясь с высоты уступа в 120 м, оказывается в узком пространстве в 13-18м. Как называется эта река?

Ответ: Замбези. (Африка)

15) На горизонте появилось огромное кучевое облако.

Все тела падают на Землю, - говорит один собеседник другому.

Облака состоят из мелких капелек. Облака должны падать на Землю.

Почему же они не падают? - недоумевает другой.

Вопрос: Почему же облака не падают на Землю?

Ответ: Потому, что их поддерживает восходящий поток воздуха, постоянно наблюдающийся на земной поверхности.

16) Всегда ли верна пословица: «День и ночь - сутки прочь»?

Ответ: Нет. На полюсах день продолжается до шести месяцев.

17) Назовите самый ценный на земном шаре минерал.

Ответ: Вода, без которой невозможна жизнь во всех ее проявлениях.

18) В каком климатическом поясе находился остров Робинзона Крузо, если он так рассказывал о его климате: «По моим наблюдениям, на моём острове времена года надо разделить не на холодные и тёплые, как они делятся в Европе, а на дождливые и сухие, приблизительно таким образом:

С половины февраля до половины апреля: дожди, Солнце стоит в зените или почти в зените;

С половины апреля до половины августа: засуха, Солнце перемещается к северу;

С половины августа до половины октября: дожди, Солнце снова стоит в зените;

С половины октября до половины февраля: засуха, Солнце перемещается к югу.

Ответ: Субэкваториальный пояс.

19) Какое море можно назвать «зеркалом в рамке трёх частей света»?

Ответ: Средиземное море.

20) Название, какого моря происходит от названия небольших животных, создавших грандиозное сооружение длиной более 2000 км?

Ответ: Коралловое море.

4.Завершение игры

Судьи подводят итоги игры, называя команду-победительницу. Победители игры получают призы, звание «Знаток географии».

Далее каждая команда получает право назвать трех самых активных и знающих игроков из команды соперников. Эти игроки могут быть отмечены персональной благодарностью, маленькими призами, а по усмотрению учителя, возможно, и положительными текущими отметками по географии.

Открытие Недели географии.
Цели проведения Недели географии.

1. Расширить и углубить знания, полученные учащимися на уроках географии.
2. Занимательная форма проведения недели используется для того, чтобы прививать интерес к изучению географии, любознательность, познавательный интерес.
3. Внеурочное проведение мероприятий является одной из форм отдыха учащихся.
Слово учителя.

С сегодняшнего дня у нас в школе проводится Неделя географии.

План проведения Недели географии.

30.01. Открытие Недели Географии. Беседа о материках: «Почему их так назвали?»

31.01. Конкурс знатоков географии «Что? Где? Когда?» для учащихся 6-9 классов.

1.02. Конкурс плакатов: « Охранять природу - значит охранять Родину!» (5-9 классы).

2.02. КВН «Занимательная география» между командами 6-9 классов.

3.02. Проведение интеллект – шоу «Эврика» на тему «География – наука о тебе и о Земле».

Приглашаем всех отгадывать вопросы викторины. Ответы отдавать учителю географии до 2.02. Победителей ждёт приз!

Дерзайте, удачи Вам!

1 день.

Слово «география» в переводе с греческого означает «землеописание».

Можно считать, что первыми географами были путешественники и мореплаватели. Возвращаясь из дальних странствий, они рассказывали своим соотечественникам о природе и людях, о растениях и животных других стран и о многом, многом другом, т.е. как бы описывали отдельные участки Земли.

А что собой представляет строение планеты Земля мы сейчас узнаем из сообщения учащегося 6 класса Рудого Дмитрия. (Демонстрация иллюстрации «Строение Земли».)

- «Земная кора состоит из твёрдого вещества. Это твёрдое вещество обладает свойством текучести, как лёд, воск и свойством упругости, то есть способностью к вертикальным движениям под действием внешних сил. Учёные считают, что в начале геологической истории земли формировалась только тонкая базальтовая земная кора типа океанической. Затем на ней в разных местах возникли глубокие прогибы, в которых был накоплен рыхлый материал. Через какое-то время в местах прогибов произошли мощные поднятия, образовались мощные складки горных сооружений, рыхлые породы сильно уплотнились, кристаллизовались.

Территория с океанической корой сокращалась, а выросшие территории с континентальной корой превращались в материки, окружённые водой мирового океана. Таким образом, поверхность планеты Земля составляют материки, Мировой океан, атмосфера (воздушная оболочка Земли) и биосфера (растительный, животный мир Земли и человечество)».
^ Сообщения учащихся 8 класса об истории названия материков и частей света «Почему их так назвали?» (Показ материков и частей света на физической карте.)

«На протяжении всей жизни мы привычно употребляем названия частей света, редко задумываясь над историей их возникновения и значением.

Специалисты считают, что основой слова «Азия» стало ассирийское «аззу», переводимое как «блестящая». Так моряки древности, проходившие Средиземным морем, называли восточное(ныне азиатское) побережье, откуда восходило Солнце. Ту область, где Солнце заходило (т. е. Европу), называли «эреп», что означает – сумерки, темнота. Правда, что касается Европы, есть ещё одна гипотеза, авторы которой придерживаются иного мнения. Они считают, что континент получил своё название по имени дочери финикийского монарха – Европы.

Название африканского континента происходит от слова «афри». Так называло себя одно из местных племён. Древние римляне обозначали им вначале средиземноморское побережье материка, а позже название распространилось на весь континент.

В конце 15-начале 16 веков флорентиец Америго Веспуччи обследовал в ходе длительной экспедиции северное и восточное побережья нынешней Южной Америки. Тогда открытый Колумбом материк называли ещё «Новый свет». Но уже в 1538 году картограф Меркатор, отмечая заслуги Веспуччи, назвал в его честь новый континент Америкой, закрепив название на всех картах.

Австралия была открыта несколько позже – в начале 17 века. Однако её существование предсказывалось ещё древними учёными. Они называли земли, расположенные к югу от Азии,- «терра аустралис», что в переводе с латинского языка означает «южная земля».

В начале 19 века экспедиция русских мореплавателей Беллинсгаузена и Лазарева открыла ещё один континент, получивший имя «Антарктида». Слово это имеет древнегреческое происхождение и состоит из двух частей: «ант», «анти» (в переводе – против, противоположный) и «арктос» (в переводе – медведь). Дело в том, что ещё с незапамятных времён области, прилегающие к Северному полюсу, получили название Арктика (т.е. медвежий край). Новый континент был расположен на противоположном – Южном полюсе. Иначе говоря, находился в краю, противоположном Арктике, и поэтому стал именоваться Антарктика, Антарктида.

^ Чтение учащимся 7 класса Белоконевым Ю. стихотворения «На уроке географии».

Я повторяю слово: «Кругосветное».

Оно, как глобус, круглое и светлое.

И видятся мне сразу

Море, скалы.

И много приключений небывалых,

Обиды вдруг скрываются куда-то,

Дороже мне мои друзья-ребята,

И кажется:

Вот счастье постучится!

И почему-то хочется учиться…
^ 2 день. Конкурс знатоков географии «Что? Где? Когда?» для учащихся 6-9 классов.

Оргмомент.

Слово капитана знатоков.

Команда знатоков присутствует в полном составе и готова играть.

Ведущая.

За правильный ответ каждый знаток зарабатывает себе баллы в виде жетонов. Минута на обсуждение, кто правильно отвечает, получает 1 жетон, а за быстрый ответ без обсуждения – 2 жетона. Итак, крутим барабан(у нас это юла).

(На столе лежат 15 писем - вопросов, составленных учителем географии и учителей – предметников, 4 музыкальных паузы.) Учащиеся крутят барабан, начиная с капитана, по часовой стрелке.

Вопросы:


  1. «Уважаемые, знатоки! Я живу в Сибири, мечтаю выращивать хлеб. Ведь хлеб - всему голова. Как вы думаете, какая пшеница – яровая или озимая – будет давать у нас более высокие урожаи?
Ответ . Яровая. Озимая пшеница в Сибири не растёт, так как там неглубокий снежный покров и сильные морозы, её посевы будут вымерзать.

  1. Где в апреле и мае много овощей и фруктов?
Ответ . В Австралии, Южной Америке, Южной Африке, где эти месяцы соответствуют- осенним, т.е. сбору урожая.

  1. «Когда я прихожу летом, становится холоднее и дождливее. Когда я прихожу зимой, становится теплее. Кто я?
Ответ. Морская умеренная воздушная масса. Летом она приносит дождь и похолодание, зимой – оттепели и снегопады, часто с дождём.

  1. Что такое мелиорация, вы, конечно, знаете. В Грузии осушать земли мелиораторам помогают растения, которые любят влагу. Что это за растения? И откуда они появились на Кавказе?
Ответ. Это деревья – эвкалипты, которые завезли в Закавказье из Австралии. Их мощная корневая система помогает осушать заболоченные места.

  1. Заспорили как-то Кавказ и Восточно-Европейская равнина о том, кто из них мудрее. Кавказ и говорит: «Прожитые годы дают мудрость. Голова моя убелена сединами. Да и люди называли издавна меня «седой незыблемый Кавказ». А ты вся в кудрявой зелени и цветах, значит, значит, я старше и мудрее тебя».
Уважаемые, знатоки! Прав ли Кавказ?

Ответ. Не прав. Снега на горных вершинах, наоборот, говорят не о старости гор, а о их молодости. А самыми старыми участками земной коры являются платформы, например, Восточно-Европейская платформа.


  1. «Уважаемые, знатоки! Вы находитесь в пустыне, заблудились, компаса нет, кругом – песчаное море. Единственное, что вы знаете, это то, что в данной местности преобладают южные ветры, но и ветра нет. Что вы будете делать?
Ответ. Можно ориентироваться по дюнам: наветренный склон – пологий, подветренный – обрывистый.

  1. «Уважаемые, знатоки! Когда мы путешествовали по Африке, то от местных жителей слышали выражение «сухой дождь». Где мы могли это слышать?
Ответ. В пустыне Сахара. Там иногда идут дожди, но их влага не достигает земли, испаряясь в сухом горячем воздухе. Поэтому они и получили название «сухих».

  1. Недавно я был в гостях у своего друга. Он угостил меня очень вкусной рыбой. Я спросил: «Как она называется?» Друг ответил: «Так же, как один из городов в Липецкой области». Помогите мне узнать название рыбы.
Ответ. Елец.

  1. Среди растений, привезённых в Европу матросами Колумба, был всем известных сейчас овощ. Что это?
Ответ. Картофель.

  1. Название какого города говорит о том, что он сердитый?
Ответ. Грозный.

  1. Какая сибирская река носит название посуды?
Ответ. Река Таз.

  1. Какое хвойное дерево сбрасывает хвою?
Ответ. Лиственница.

  1. Какой город «летает»?
Ответ. Город Орёл.

  1. Какая тайга в России напоминает тропические джунгли?
Ответ. Уссурийская тайга.

  1. Не найдёшь ли ты такого
Удивительного слова.

Если буква в нём меняется –

Птица в рыбу превращается.

^ Ответ. Фазан - Сазан.

3 день. Конкурс плакатов: « Охранять природу - значит охранять Родину!» (5-9 классы).

Учащимся заранее даётся задание (в начале недели), где они вместе с классным руководителем рисуют плакаты на данную тему. В этот день они выступают с защитой своих плакатов – рассказывают о значимости данной темы.

Например, были нарисованы плакаты на тему: «Защитим птиц!», «Охрана окружающей среды», «Мать – водица – всему царица», «Красная книга».

^ 4 день. Проведение интеллект – шоу «Эврика» на тему «География – наука о тебе и о Земле».

Ход игры.

Ведущая:

Берегите Землю! Берегите!

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на стебле повилики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю! Берегите!

Очень просто в ясную погоду

Помечтать в лесу иль у пруда.

Но любить по-настоящему природу –

Это значит действовать всегда.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.
- Сегодня в этом зале мы проведём самую популярную игру среди молодёжи –интеллект-шоу «Эврика». Я представляю наших участников.

Учащиеся рассказывают о себе, своих увлечениях, желают успеха соперникам.

Мы начинаем нашу игру.

^ Первый конкурс «Тема». Задаются вопросы по темам по очереди каждому участнику.

Физическая география.


  1. Какую погоду приносит циклон? (Пасмурную, дождливую).

  2. Кто осуществил первое кругосветное путешествие? (Ф. Магеллан)

  3. Кто первым посетил Южный полюс? (Амундсен)

  4. В каком созвездии находится Полярная звезда? (В созвездии Малой Медведицы).
Экономика.

  1. Как называется финансовое предприятие, где накапливаются и распределяются финансы? (Банк).

  2. Какая страна выпускает автомобили марки «Вольво»? (Швеция)

  3. Как называется отрасль металлургии, которая производит сталь и чугун? (Чёрная).

  4. Как называют заём банком денег? (Кредит).
Страны и народы.

  1. Какие страны экспортируют тюльпаны? (Голландия, Дания).

  2. Который из городов – Монреаль или Мельбурн расположен в Южном полушарии? (Мельбурн).

  3. Назовите славянское государство, в котором картофель называют бульбой? (Белоруссия).

  4. В какой стране исповедуют синтоизм? (В Японии).
Экология.

  1. Как называют тучу, образующуюся над большими городами и содержащую пыль, газы, сажу? (Смог).

  2. Назовите научно-исследовательское учреждение, в котором сохраняются типичные или уникальные для определённой территории природные комплексы? (Заповедник).

  3. Что называют техногенной катастрофой? (Катастрофу, связанную с объектом, созданным человеком).

  4. Куда заносят редкие и исчезающие виды животных и растений? (В Красную книгу). А почему она называется Красной книгой? (Красный – цвет предостережения).
Ведущий: У нас появился лидер! В эфире …(Вместе с ведущей) Шоу «Эврика»!

^ Ведущий: Следующий конкурс – конкурс ораторов.

Магия слов – огромная сила. Когда-то в Африке лучших ораторов съедали, а мы сегодня награждаем баллами. Оценивать этот конкурс будут наши зрители и жюри из состава учителей русского языка и литературы по 4-балльной системе. Тема для обсуждения «География – наука о тебе и о Земле». Каждый участник поочерёдно выступает, а жюри и зрители (тайно) оценивают лучшего оратора.

^ Третий конкурс «Дуэль».

Ведущий: я задаю вопросы, а вы, кто быстрее ответит на заданный вопрос. Тот и заработает себе балл.

Вопросы:


  1. Какой остров говорит о себе, что он спортивная одежда? (Ямайка).

  2. Какая река протекает у вас во рту? (Десна).

  3. Самый твёрдый минерал на Земле? (Алмаз).

  4. Как называли Днепр древние греки? (Борисфен).

  5. Северский Донец – приток Дона или Днепра? (Дона).

  6. Бриз – это ветер ил волна? (Ветер).

  7. Киви – это птица или фрукт? (И птица, и фрукт).

  8. Как называют новую европейскую валюту? (Евро).

  9. Население какой из европейских столиц самое многочисленное? (Лондона).

  10. Какое государство мира самое большое по площади? (Россия).
Музыкальная пауза.

Определился наш победитель. Награждение призами тех, кто набрал большее количество баллов в игре. Благодарим всех.

^ 5 день. КВН «Занимательная география» между командами 6-9 классов.

Ход мероприятия:

Ведущий 1.

Сегодня между командами сраженье,

Но пусть обид не будет среди вас,

Ведь победитель или побежденный

Сегодня будем рады, если вы в сраженьях

Покажете находчивость свою.

Уменье, знанья и веселье позволят вам

Сыграть вничью.

Ведущий 2.

Не в театре телевизионном,

А среди наших школьных стен

Начнем сейчас мы традиционный

Наш ГеоКВН.

(Команды приветствуют друг друга. Капитаны расшифровывают эмблемы команд «Радуга» и «Земля»).

^ 1. Разминка. Ведущий задает вопросы командам:

1). Когда и где день бывает равен ночи? (Два раза в год в дни равноденствия – 21 марта и 23 сентября Северное и Южное полушарие освещены одинаково)

2). Как называется самая глубокая часть океана? (Марианская впадина, 11022 м)

3). Какая река дважды пересекает экватор? (Река Конго в Африке.)

4). Для какого материка характерно большое количество эндемиков и реликтов? (Для Австралии).

6). Какой рыбой можно забивать гвозди? (Рыбой – молот)

^ 2. Команды передают друг другу заранее заготовленные вопросы: (по 3 вопроса)

1) Где расположены самые «страшные» горы в мире? (Драконовы в Африке.)

2) В чем различие Русской и Западно- Сибирской равнин? (Русская – холмистая равнина, а Западно-Сибирская низменная равнина).

3) Что общего между баобабом и верблюдом? (Делают запас воды).
1) Чем отличаются тутси и пигмеи? (Ростом).

2) Остров, откуда нам возят цейлонский чай? (Шри-Ланка)

3) Где камень «стреляет»? (В Сахаре)
^ 3. Разгадайте ребус и прочтите пословицу.

4. Игра «Флюгер». В ней участвуют 3 человека от каждой команды, которые умеют хорошо ориентироваться.

Ведущий: Ветер дует с севера (учащиеся поворачиваются лицом к югу).

Ветер дует с юго- востока (учащиеся поворачиваются лицом к северо- западу).

Ураган (все кружатся).

Штиль (все стоят).

Кто не правильно выполняет задания, выбывает из игры.

^ 5. Занимательные загадки:

1) Этот город очень странный,

Чересчур всегда туманный,

Люди днем идут с огнем,

Все живут, как будто в банке

Со сгущенным молоком. (Лондон)

2) Мы знаем эту линию,

То черную, то синюю.

На карте эта линия

Очень нам нужна,

Чтоб нам не спутать вдруг,

Где там север, где там юг. (Компас)

3) К названию животного приставь одну из мер – получишь полноводную реку России. (Вол-га)

4) К торжественному крику

Прибавь согласный звук,

Чтоб протянулись горы

С севера на юг. (Ура-л)

5) Название какого цветка надо соединить с титулом тюркского князя и мягким знаком, чтобы получить торговый город в России? (Астра-хан-ь)

6) С птицы начинается,

Зверьком кончается.

Как город называется? (Воронеж)

^ 6. Члены команд задают друг другу вопросы:

Кто первым открыл Северный полюс? (Георгий Седов)

Кто первым доплыл до Южного полюса? (Джеймс Кук)
Где находится «крыша мира»? (Памир)

Где на земном шаре тень в полдень падает полгода в одном направлении и полгода – в другом? (Экватор)

^ 7. Команды получают конверты, в которых находят рассказы. Задача команд – найти в рассказах географические ошибки.

Рассказ охотника.

Это было в пустыне Каракум, в Туркмении. Три дня мы гонялись за тигром, изнемогая от жажды и палящего зноя. Верблюды не выдержали и пали. Поддерживая друг друга, обжигая ноги о раскаленные камни и щебень, мы едва добрели до большой реки. Здесь мы утомили мучавшую нас жажду и, скинув пыльную одежду, бросились в воду. Долго плавали мы в тихой прозрачной воде, а затем укрылись от палящего зноя в тени саксаульного леса, раскинувшего у самой реки. Стали думать: что же нам делать дальше? Наконец, сообразили: построили из сауловых бревен плот и благополучно достигли на нем ближайшего селения.

^ Рассказ бывалого моряка.

По небу плыли белые кучевые облака, но вдруг полил сильный дождь. Громадная волна – цунами – то поднимала нас, то бросала в бездну. Вскоре море успокоилось. Наш вахтенный сообщил, что корабль следует по своему курсу, приближаясь к Антарктиде. Ночью яркая Полярная звезда была ориентиром. Увидев остров, мы решили выйти на берег и набрать пресной воды; но не успели сделать несколько шагов, как увидели белого медведя. Высадившись в другом месте, мы направили к лесу, в котором нашли родник и набрали пресной воды.

Есть ли в списке лишнее название -
Это ваше следующее задание.

^ 8. Игра "Пятый лишний".
Выбрать из списка названий пятое лишнее:

Ориноко
Парана
Калахари
Днепр
Дон

Байкал
Ладожское
Килиманджаро
Чад
Танганьика

9 задание.

Ведущий 1. Потеряли мы покой
От вопросов: что такое? кто такой?
Если кто-то нам поможет,
То рассчитывать уж может
На удачу в этот раз.
Что ж, начнем уже сейчас.

(^ Объяснить географические термины : торнадо, крики, самум, вади, косцюшко, пиранья, Аконкагуа, Анхель, Эребус, оазис, Намиб, гевея, сельва, прерии, Парана, Аппалачи, Пуэрто-Рико)

Ведущий 2. Портретная галерея на стенах у нас
Прошу разобраться, не медля, я вас.
Кто какую пользу географии принес
Это, я так думаю, потрудней вопрос.

^ Вопросы о путешественниках: (Учащийся показывает портрет путешественника)
- Кто совершил первое кругосветное плавание? (Ф. Магеллан)
- Какой материк был открыт на судах "Восток" и "Мирный"? И кем было совершено это открытие? (Беллинсгаузен, Лазарев)
- Кому принадлежат эти строки:
"Я обошел южный океан на высоких широтах и... неоспоримо отверг возможность существования здесь материка, который, если и может быть обнаружен, то лишь вблизи полюса, в местах, недоступных для плавания"...) (Д. Кук)
-Кто из европейцев открыл первым проход в Индийский океан, обогнув Африку? (Б. Диаш)
-Кто первым достиг южного полюса? (Р. Амундсен)
- "Величайшая ошибка, которая привела к величайшему открытию" - Об открытии какого (материка) путешественника сказал французский географ Ж.-Б. Анвель (Открытие Америки Х. Колумбом)
-Кто из английских исследователей посвятил свою жизнь изучению Африки? (Д. Ливингстон)
-Какой материк исследовал Александр Гумбольдт? (Южную Америку).

Учитель географии:

Что ж, я рада, что мои
Знания пригодились.
Вы не зря, мои друзья,
Сегодня потрудились.
Всех я щедро награжу
Знаками внимания:
Всем подарки я вручу
За смелость и за знания!
А также присуждаю титулы: мальчикам - граф-географ, девочкам - графиня-географиня.

(Учитель вручает подарки).







АБВГДЕЖЗИЙКЛ МНОПРСТУФХЦЧ ШЩЪЫЬЭЮЯ Как зовут представителей негроидной расы, название которых переводится, как люди величиной с кулак. 4, 3, 1, 4, 2, 3 ПИГМЕИ




1.Какой областной центр России летает? Город Орел 2.Какой полуостров России жалуется на свои размеры? Ямал 3.Какие птицы не умеют летать?Пингвины, страусы 4.Кто самый крупный зверь?Синий кит 5.Как называется личинка бабочки?Гусеница 6.Кого из простейших зоологи относят к животным, а ботаники к растениям? Эвглена зеленая 7.Какой хищный город Вологодской области летает? Сокол 8.Государство Центральной Америки и его столица, которые можно носить на голове. Панама


9. Мыс в который можно трубитьГорн 10.Европейская столица, по которой протекает кровь. Вена 11.Именем какого полуострова нашей страны называют дальние ряды парт в классе, аудитории? Камчатка 12.Что есть и у ботинка, и у горы, и у волны?Подошва 13. Место, где берет начало река.Исток 14. Что такое Везувий. Вулкан 15.Самое глубокое озероБайкал 16. Самая полноводная река мира? Амазонка 17. Высочайшая вершина мира Джомол. Эверест 18.Федеральный округ в котором мы живем Северо-западный


19.Самый тонкий и острый мыс. Игольный 20.Какой континент тянется от буквы А до буквы Я Австралия 21.Самый большой полуостров РоссииТаймыр 22. Граница в России между Европой и Азией Уральские горы 23.Река вокруг острова ЗаостровьеЗаостровка 24.Президент Российской федерацииМедведев 25. Пигмент зеленого цвета в растенияхХлорофилл 26. Комплекс производящий компьютерыМашиностроительный 27.Самая длинная река в мире Нил 28.Сколько в мире цветных морей6 29.Промышленность производящая удобрения, пластик. Химическая


30. Самая большая река русской равнины Волга 31.Столица РоссииМосква 32.Реки в России с женскими именамиЛена, Яна 33. В какое море впадает ВолгаКаспийское 34.С каким государством у России самая длинная граница Казахстан 35.На каком материке живут КоалыАвстралия 36.Самая большая природная зона в РоссииТайга 37.Что есть в растительной клетке и нет в животной Вакуоль 38.Самый большой остров в РоссииСахалин 39.Губернатор Архангельской областиМихальчук 40.Самая большая трава в миреБамбук, банан 41.В какое море впадает С.ДвинаБелое


42. Сколько раз в России можно встретить новый год Самые высокие горы РоссииКавказ 44.На каком озере выиграл битву А. НевскийЧудское 45. Океан омывающий Россию с востокаТихий 46.Полюс холода в РоссииОймякон 47. На какой ГЭС в прошлом году произошла авария Саяно- Шушенская 48. Незамерзающее море РоссииБаренцево 49.Где живут жирафыАфрика 50.Сколько субъектов в Российской Федерации Самый теплый город РоссииСочи 52.Самое большое озеро в России Каспийское море


53. Эндемики АвстралииКенгуру, Коала, Эвкалипт 54.Самое большое теплое течение Гольфстрим 55.Линия, которая делит Землю на северное и южное полушарие Экватор 56.В каком городе проходит нулевой меридианГринвич 57.Какое давление на экватореНизкое 58. Какой материк пересекают все меридианыАнтарктида 59.Как называют жителей Архангельской области Поморы 60.Какие организмы растут всю жизньРастения 61. Часть клетки отвечающая за наследственность Ядро 62.Как в Африке называется степьСаванна 63.Кто открыл Америку Колумб




В одном из австралийских штатов была организована геолого- разведочная экспедиция для поисков золота и драгоценных металлов. Её путь начался в городе Сидней, а конечным пунктом маршрута была точка с координатами 22 ю.ш. и 130 в.д. С какими трудностями пришлось столкнуться участникам экспедиции?






При составлении списка растений для Королевского ботанического сада придворный ботаник был ужасно рассеян и в разделе «Австралия» допустил несколько ошибок, при этом забыв внести в него самое широко распространенное австралийское дерево. Исправьте в списке ошибки и допишите название этого дерева: зонтичная акация, казуария, финиковая пальма, бутылочное дерево, гевея, фикус, пирамидальная сосна.




Ассоциации Северо-запад России Краснодарский Край Урал Западно-Сибирская равнина Кавказ Лес, алмазы, подводные лодки, рыба Фрукты, овощи, консервы, рекреационные ресурсы Руда, металлы, драгоценные камни, чугун, железо Нефть, газ, холод Овцы, лошади, минеральная вода, вино, рекреационные ресурсы


Плод, употребляемый в свежем, сушеном и моченом виде. Это плод принадлежит растению класса двудольных. Дикие предки его растут на Кавказе и в Средней Азии. Растение весьма морозоустойчивое, выдерживает морозы до –30 С! Плоды полезны, содержат вещества, выводящие из организма ядовитые тяжелые металлы. О каких плодах идет речь?




Участники делятся на 2 команды, на обсуждение ответа отводится 2 минуты

1 вопрос (+ 2 очка)

Погода и климат – понятия разные.

Вопрос: есть ли на Земле такое место, где между двумя понятиями нет разницы?

Ответ: экватор.

2 вопрос (+ 2 очка)

Известно, что расстояние между городами или селами отсчитывается от центральных почтамтов. Такая практика возникла еще в те времена, когда почту перевозили на лошадях. Позднее она стала правилом. НО для одного города есть исключение.

Вопрос: что это за город и какое у него исключение?

Ответ: Москва, расстояние отсчитывается от Красной площади.

3 вопрос (+ 2 очка)

Много удивительного и непонятного на свете. Но если хорошо подумать, то всему можно найти объяснение.

Вопрос: почему в холодные ночи зимой в теплицы ставят бочки с водой?

Ответ: замерзая, вода выделяет тепло и тем самым согревает воздух.

4 вопрос (+ 2 очка)

В Закарпатье, неподалеку от села Делового, лежащего между старинными городками Тячевым и Раховым, на берегу р. Тисы, у обочины шоссейной дороги стоит каменный столб с полустёртой надписью на латыни: «Вечное место, старательнейшим образом определенное по приборам, измерением градусов меридиана и параллели.»

Вопрос: чем примечательно это место?

Музыкальная пауза: учащиеся 9 класса исполняют песню «Остров невезения.»

5 вопрос (+ 2 очка)

К некоторым географическим объектам нашей страны можно добавить такие прилагательные, как «самый», «самая», «самое». Вопрос: чем примечательны объекты – г. Оймякон, о-ва Ротманова, Каспийское море.

Ответ: г. Оймякон – полюс холода нашей страны и всего Северного полушария, о-ва Ротманова – самые восточные острова России, Каспийское море – самое большое озеро мира.

6 вопрос (+ 2 очка)

«С Памирских гор – с крутых вершин Земли,

Она, как песня, мчится в край угрюмый.

Налево Каракумы залегли,

Направо притаились Кызылкумы.

Ей нипочем пустынь палящий зной…»

Вопрос: о какой реке говорит поэтов Х. Сеитов?

Ответ: Амударья.

7 вопрос (+ 2 очка)

Очень разнообразен рельеф всего мира. Есть высокие горы и низменности. Многие горы получили свое название не случайно. Вопрос: горы, название которых на языке местных жителей означает «медные»?

Ответ: Анды.

8 вопрос (+ 2 очка)

В долине самой длинной реки мира растет растение, которое издавна использовали как материал для записей.

Вопрос: как называется река и растение?

Ответ: Нил, папирус.

Музыкальная пауза: девочки 10 класса исполняют песню «Надежда» 9 вопрос (+ 2 очка)

В основном вся посуда африканской семьи «растет» возле дома. Плоды растения перевязывают в нескольких местах и выращивают до нужных размеров. Образуются разные бутылки, кувшины, миски и другая посуда самой удивительной формы.