Труд внутренняя потребность или жестокая необходимость. Труд как объективная необходимость и внутренняя потребность человека. Труд, как вид человеческой деятельности

Труд внутренняя потребность или жестокая необходимость. Труд как объективная необходимость и внутренняя потребность человека. Труд, как вид человеческой деятельности
Труд внутренняя потребность или жестокая необходимость. Труд как объективная необходимость и внутренняя потребность человека. Труд, как вид человеческой деятельности

Труд играет исключительно важную роль в существовании и развитии человеческого общества и каждого его члена. Только в процессе труда человек создаёт блага, необходимые для его существования. Именно поэтому труд является основой жизнедеятельности и развития человека. В самой человеческой природе изначально заложена потребность трудиться как необходимое и естественное условие жизни.

Вот как определял труд и его роль в жизни человека К. Маркс: «Труд как созидатель потребительных стоимостей, как полезный труд, есть не зависимое от всяких общественных форм условие существования людей, вечная естественная необходимость: без него не был бы возможен обмен веществ между человеком и природой, т.е. не была бы возможна сама человеческая жизнь». И далее: «Процесс труда …есть целесообразная деятельность для созидания потребительных стоимостей, присвоение данного природой для человеческих потребностей, всеобщее условие обмена веществ между человеком и природой, вечное естественное условие человеческой жизни».

Роль труда проявляется в выполняемых им функциях. Во всём многообразии выполняемых трудом общественных функций можно выделить ряд основных (рис. 1.3).

Рис. 1.3. Функции труда

Первая и важнейшая функция труда – потребительская . Она проявляется в том, что труд выступает как способ удовлетворения потребностей. Основой удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей является производство материальных и духовных благ, созидание общественного богатства. В этом – созидательная функция труда. Удовлетворяя потребности и создавая богатство, труд лежит в основе всего общественного развития – он определяет социальный статус человека, формирует социальные слои общества и основы их взаимодействия, тем самым выполняя социальную функцию. Создавая все ценности человеческого бытия, выступая в качестве субъекта общественного развития, человек в ходе подготовки к труду и в самом процессе трудовой деятельности приобретает знания и профессиональные навыки, осваивает способы общения и взаимодействия, формирует себя как личность и как члена общества, постоянно развивается и совершенствуется. В этом – человекотворческая функция труда. Наконец труд выступает как сила, открывающая человечеству путь к свободе. Свободотворческая функция труда состоит в том, что именно в труде и с помощью труда человечество познаёт как законы природы, так и законы своего развития и, вооружённое их знанием может заранее учитывать всё более отдалённые естественные и общественные последствия своей деятельности.

Все функции труда важны и связаны между собой. Главное, что их объединяет – нацеленность на удовлетворение потребностей человека и общества. Всё, что делают люди в течение жизни, вся человеческая жизнь имеет только одну движущую причину – стремление к удовлетворению потребностей.

Следует отметить, что до настоящего времени не существует ясного и вполне бесспорного понимания сущности и определения понятия потребности. Наиболее часто потребность определяется как «нужда, надобность субъекта (работника, коллектива, общества) в чём-либо для своего нормального функционирования», как «объективное стремление человека к потреблению материальных и духовных благ».


Рис.1.4. Иерархия потребностей по А. Маслоу

Представляет интерес и такое развёрнутое определение потребности как «субъективное отношение личности (к явлениям и объектам окружающей среды), в котором переживается противоречие (между достигнутым и потенциально возможным в освоении ценностей – в случае духовных потребностей, или между наличными и необходимыми ресурсами жизнедеятельности – в случае материальных), выступающее источником активности».

Существует большое количество различных классификаций потребностей. Наиболее популярной является классификация, предложенная американским психологом Абрахамом Маслоу, включающая пять групп потребностей, условно подразделяемых на первичные и вторичные (рис.1.4). Более развёрнутая классификация предложена российским психологом С.Б. Кавериным (рис. 1.5). В её основе лежит принцип деятельности (всё, что

Рис. 1.5. Классификация потребностей по С.Б. Каверину

делает человек в течение жизни, исчерпывается и описывается всего лишь четырьмя основными видами деятельности: труд, общение, познание и рекреация) и принцип соподчинения .

Осознанная человеком потребность приобретает форму интереса – стремления каким-то путём удовлетворить потребность. Это стремление побуждает человека к определённым действиям. Внутреннее побуждение к активности и деятельности, направленной на удовлетворение потребностей, называют мотивом, а процесс формирования таких побуждений – мотивацией . Побуждение к активности и определённой деятельности может носить и внешний по отношению к субъекту характер. В этом случае оно называется стимулом , а процесс создания условий, побуждающих индивидов действовать определённым образом – стимулированием . Многообразие стимулов трудовой деятельности может быть объединено в несколько классификационных групп (рис.1.6).


Рис.1.6. Классификация стимулов трудовой деятельности

Стремление субъекта удовлетворить осознанные им потребности определяет цели его деятельности. Представления человека, коллектива, общества в целом о главных и важных целях деятельности, а также об основных средствах достижения этих целей называют ценностями, а направленность на те или иные ценности – ценностной ориентацией .

Удовлетворение большинства потребностей так или иначе связано с трудовой деятельностью человека и оказывает самое непосредственное воздействие на качество и эффективность его труда (рис. 1.7).


Рис. 1.7. Механизм воздействия потребностей на трудовое поведение

От функций труда следует отличать функции (действия, операции, обязанности), которые люди выполняют в процессе труда. Как и по многим другим вопросам среди специалистов отсутствует единая точка зрения на состав и классификацию этих функций. Наиболее часто в процессе труда выделяют следующие функции:

· логическую (мыслительную), связанную с определением цели и подготовкой системы необходимых трудовых операций;

· исполнительскую – приведение средств труда в действие различными способами в зависимости от состояния производительных сил и непосредственное воздействие на предметы труда;

· контрольно-регулирующую – наблюдение за технологическим процессом, ходом выполнения намеченной программы, её уточнение и корректировка;

· управленческую, связанную с подготовкой, организацией производства и руководством исполнителями.

Каждая из названных функций в той или иной степени может присутствовать (или не присутствовать) в труде отдельного работника, но непременно свойственна совокупному труду. Совокупность распределённых между отдельными работниками действий, операций, функций, их взаимодействие и взаимосвязь формируют содержание труда. В зависимости от преобладания тех или иных функций в трудовой деятельности человека определяется сложность труда, складывается конкретное соотношение функций умственного и физического труда.

Изменение состава трудовых функций и затрат времени на их выполнение означает изменение содержания труда. Главным фактором, обусловливающим изменение содержания труда, является научно-технический прогресс.

Рис. 1.8. Классификация видов труда

Содержание труда отражает принадлежность конкретного вида труда к той или иной сфере деятельности (труд в сфере материального производства, в сфере услуг, науки, культуры и искусства и т.п.), отрасли (труд в какой-либо отрасли промышленности, в строительстве, на транспорте, в сельском хозяйстве), виду деятельности (труд учёного, предпринимателя, руководителя, рабочего и проч.), профессии и специальности (рис. 1.8). Содержание труда находит отражение в квалификационных и тарифно-квалификационных справочниках, положениях о подразделениях организаций, должностных инструкциях.

Главными элементами системы производственных отношений, определяющими характер труда, являются:

отношение трудящихся к средствам производства, форма собственности на средства производства (например, труд частный и труд наёмный);

способ соединения работников со средствами производства (труд принудительный и добровольный, подневольный и свободный);

связь между трудом индивидуума и совокупным трудом общества (труд личный и общественный, индивидуальный и коллективный);

отношение работников к труду (труд инициативный и безынициативный, добросовестный и недобросовестный);

степень социальных различий в труде, обусловленных социальной структурой работников, различиями в уровне их подготовки, содержанием выполняемых функций, условиями труда.

Содержание и характер труда тесно связаны между собой, так как выражают различные стороны одной и той же трудовой деятельности. Сочетание характеристик содержания и характера труда позволяет выделять различные виды (разновидности) труда, группировать их по тем или иным признакам. На рисунке 1.8 приведена примерная, не претендующая на полноту, классификация видов труда.


Новый подход к экономической истории российской колхозно-совхозной деревни изложен авторами данного издания в ряде опубликованных работ. Он коренным образом отличается от основной схемы советской историографии, главной идеей которой была социалистичность экономики, и от постсоветских трактовок аграрного развития советской России, основное содержание которых сводилось к выделению "негативных явлений" деревенской действительности. Суть нашей трактовки аграрной экономики 1930-1980-х гг. - капиталистичность ее экономического механизма, повинностный характер производственных отношений первого колхозного 25-летия, хозяйственная многоукладность, нарастание товаризации продукции и труда в сельском хозяйстве.

Монография посвящена анализу перехода к рыночной экономике в России, экономическим институтам, которые крайне важны на переходных этапах, и экономическим стимулам, необходимым для успешного функционирования этих институтов. В работе подробно обсуждаются наиболее существенные компоненты экономических процессов. Для специалистов в области теории экономики, а также для всех изучающих переходную экономику, преподавателей, аспирантов и студентов экономических факультетов. Книга будет интересна и тем, кто занимается политической историей и политологией.

В книге излагается новый подход к исследованию механизмов функционирования и развития рыночной экономики. Автор исходит из того, что экономика - это особый материально-духовный мир, в котором главенствующую роль играет закон экономических компромиссов. Суть его в том, что коллизии экономических отношений разрешаются путем компромиссов и формирования обобщенных социально-экономических интересов. Если известные методы экономического анализа основываются на усредненных или предельных технико-экономических показателях, то развиваемый автором метод компромиссного анализа базируется на показателях, выражающих состояние компромиссной согласованности интересов субъектов экономической системы. Строятся и исследуются модели компромиссно-равновесных рынков. Описываются алгоритмы расчетов и анализа стоимостных соотношений для компромиссно-равновесных состояний рынков товаров и факторов производства. Для научных работников, использующих математические методы в исследованиях проблем рынка,...

Книга охватывает широкий круг вопросов теории, богатой истории и практики всемирной кооперации, рассказывает о притягательной силе, социальной миссии и будущности кооперативов. Самое большое место в книге отведено кооперативному движению в России - дореволюционному, советского периода и современному, когда делаются начальные шаги по пути возрождения подлинной кооперации и создания основ кооперативного сектора рыночной экономики. Издание знакомит с опытом кооператоров разных стран, подсказывает правильные решения проблем кооперативного развития. Для кооператоров - практиков и научных работников, преподавателей и студентов, а также для всех интересующихся вопросами кооперации.

Молодой, набирающий силу российский рынок сегодня стал реальностью. Но вхождение в него сопряжено с немалыми трудностями и издержками. И не в последнюю очередь потому, что мы все еще плохо представляем себе, что же такое рыночные отношения, не ориентируемся свободно даже в понятиях и терминах, без знания которых нельзя стать "экономическим гражданином". В последнее время выпущено немало словарно-справочной литературы о рыночном хозяйстве. Но у нашего словаря "свое лицо". Тщательность и полнота отбора рыночных терминов, сочетание научного подхода с популярной формой изложения сути экономических процессов и понятий, рассмотрение их в тесной увязке с российским законодательством и важнейшими мерами реформирования нашей экономики, конкретные примеры и методика расчета показателей, с которыми наиболее часто приходится встречаться в рыночной практике, - эти и другие особенности отличают книгу от других изданий подобного жанра. Адресуется широкому кругу читателей.

Впервые в экономической литературе проводится анализ динамики различных форм заработной платы за 1991-2001 гг. Этот анализ осуществляется во взаимосвязи с исследованием динамики других показателей. Комплексный анализ хронологии, динамики и проблем заработной платы проводится в погодовом и помесячном измерении, а также в отраслевом аспекте. Большое внимание уделено анализу динамики соотносительных показателей, вопросам проблемы дифференциации заработной платы. Рассматриваются проблемы оплаты труда в бюджетной сфере. Для экономистов-теоретиков, преподавателей, студентов и аспирантов; может использоваться на курсах макроэкономики, экономики труда, теории трансформационных процессов, национальной экономики, экономики общественного сектора и др.

Расчет и начисление заработной платы - это один из важнейших участков учета в любой организации. В справочнике большое внимание уделено вопросам нормативно-правового регулирования условий и порядка оплаты труда работников и финансово-экономическим механизмам начисления заработной платы и другим социально-трудовым выплатам. Раскрыт порядок оформления трудовых отношений и регулирования систем и форм оплаты труда. Рассмотрены основания и порядок удержаний из заработной платы и налогообложения, а также расчеты с работниками при переводе, увольнении и т.п. Справочник отвечает на практические вопросы, связанные с регулированием трудовых отношений, расчетом и выплатой заработной платы, предоставлением трудовых льгот.

Вы держите в руках книгу "Заработная плата в современных условиях", которая вышла тринадцатым изданием, что показывает неизменный интерес к вопросам оплаты труда. В этой книге вы найдете всеобъемлющую информацию по организации оплаты труда, исчислению заработка при различных формах оплаты, правилам установления доплат и надбавок и др. Подробно рассмотрены вопросы налогообложения физических лиц и начислений на заработную плату работников. Все примеры, связанные с начислением заработной платы, удержаниями из нее, надбавками, доплатами, компенсациями и т.д., представлены со ссылками на документ, содержащий приведенные нормы. Для выполнения задач по учету труда и заработной платы бухгалтеру предприятия необходимо знать положения трудового законодательства, касающиеся приема на работу, оформления трудовых либо гражданско-правовых договоров с работниками, порядок составления и использования документов по учету личного состава - этому в книге посвящен раздел "Оформление трудовых...

Монография продолжает серию предшествующих публикаций Центра трудовых исследований (ЦеТИ) ГУ ВШЭ, посвященных "российской модели рынка труда", и предлагает комплексный анализ формирования заработной платы в постсоветской России. В книге рассматривается динамика стоимости рабочей силы и выявляются особенности институциональных механизмов зарплатообразования в российской экономике. Специально и детально анализируются различные аспекты дифференциации заработной платы: между мужчинами и женщинами; работниками бюджетного и коммерческого секторов; обладателями разного образования; жителями разных регионов; профессиями; работниками с неодинаковыми трудовыми контрактами. Дифференциация анализируется с применением современных эконометрических методов и с использованием больших массивов микроданных. Для экономистов и социологов, специалистов в области трудовых отношений и социальной политики. Монография может быть использована в качестве учебного пособия в преподавании таких...

Книга поможет бухгалтерам разобраться во всех сложностях ныне действующего порядка бухгалтерского и налогового учета заработной платы, а также в нюансах ее правового регулирования. В издании рассмотрены вопросы оформления трудовых отношений, организации оплаты труда, начисления заработной платы и оформления ее выплаты. Особое внимание уделено удержаниям из заработной платы (налоги, по исполнительным листам, за брак и т.д.). Отдельная глава книги посвящена государственным пособиям по социальному страхованию и новому порядку их расчета и выплаты.

Одной из главных функций труда является то, что труд служит способом удовлетворения человеческих потребностей.

Трудовое поведение членов общества определяется взаимодействием различных внутренних и внешних побудительных сил. Внутренними побудительными силами являются потребности и интересы, желания и стремления, ценности и ценностные ориентации, идеалы и мотивы. Все они представляют собой структурные элементы сложного социального процесса мотивации трудовой деятельности. Мотив - побуждение к активности и деятельности личности, социальной группы, общности людей, связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности. Мотивация - это вербальное поведение, направленное на выбор мотивов (суждений) для объяснения реального трудового поведения.

Формирование этих внутренних побудительных сил трудового поведения представляет суть процесса мотивации трудовой деятельности. Мотиваторами можно назвать основания или предпосылки мотивации. Они определяют предметно-содержательную сторону мотивации, ее доминанты и приоритеты. Мотиваторами выступают стимулы социального и предметного окружения либо устойчивые потребности и интересы.

Потребности в самом общем виде можно определить как заботу индивида об обеспечении необходимых средств и условий для собственного существования и самосохранения, стремление к устойчивому сохранению равновесия со средой обитания (жизненной и социальной). Существует множество классификаций человеческих потребностей, основанием которых выступают: специфический объект человеческих потребностей, их функциональное назначение, вид реализуемой деятельности и т.д.

Наиболее полно и удачно иерархия потребностей разработана американским психологом А.Н.Маслоу, выделившим пять уровней потребностей.

1. Физиологические и сексуальные потребности - это потребности в воспроизводстве, пище, дыхании, физических движениях, одежде, жилище, отдыхе и т.д.

2.Экзистенциональные потребности - это потребности в безопасности своего существования, уверенность в завтрашнем дне, стабильность условий жизнедеятельности, потребности в определенном постоянстве и регулярности окружающего человека социума, а в сфере труда - в гарантированности занятости, страховании от несчастных случаев и т.д.

3. Социальные потребности - это потребности в привязанности, принадлежности к коллективу, общении, заботе о других и внимании к себе, участии в совместной трудовой деятельности.

4. Престижные потребности - это потребности в уважении со стороны «значимых других», служебном росте, статусе, престиже, признании и высокой оценке.

5. Духовные потребности - это потребности в самовыражении через творчество.

Первые два уровня потребностей в своей иерархии А.Н.Маслоу называл первичными (врожденными), три остальных - вторичными (приобретенными). При этом процесс возвышения потребностей выглядит как замена первичных (низших) вторичными (высшими). Согласно принципу иерархии, потребности каждого нового уровня становятся актуальными для индивида лишь после того, как удовлетворены предыдущие запросы. Поэтому принцип иерархии вызывают также доминанты (господствующей в данный момент потребности). А.Н.Маслоу считал, что само удовлетворение не выступает мотиватором поведения человека: голод движет человеком, пока эта потребность не удовлетворена. Кроме того, интенсивность потребности определяется ее местом в общей иерархии.

Существует множество социальных и моральных потребностей, которые изучаются и учитываются в социологии с разных точек зрения. Определенная их часть имеет непосредственное отношение к проблеме мотивации труда, они обладают конкретными мотивационно-трудовыми значениями. Среди них можно выделить следующие: потребность в самоуважении (добросовестная трудовая деятельность независимо от контроля и оплаты труда ради положительного мнения о себе как о человеке и работнике); потребность в самоутверждении (высокие количественные и качественные показатели в труде ради одобрения и авторитета, похвалы, положительного отношения к себе со стороны других); потребность в признании (направленность трудового поведения на доказательство своей профессиональной пригодности и способностей вообще или в условиях жесткого контроля за качеством работы, аттестации рабочих мест на протяжении испытательного срока); потребность в социальной роли (хорошая работа как способ «быть кем-то», доказательство своей необходимости для окружающих, занятие достойного места среди них); потребность в самовыражении (высокие показатели в работе на основе творческого отношения к ней; работа как способ получения каких-то идей и знаний, проявления индивидуальности); потребность в активности (трудовая деятельность как самоцель к поддержанию здоровья через активность); потребность в продолжении рода и самовоспроизводстве (особая ценностная ориентация на такие цели, как благополучие семьи и близких, повышение их статуса в обществе; реализация через результаты труда сублимированного стремления к созиданию и наследованию чего-либо); потребность в досуге и свободном времени (предпочтение работать меньше и меть больше свободного времени, установка на работу как на ценность, но не как на основную цель жизни); потребность в самосохранении (потребность работать меньше в лучших условиях, даже за небольшую плату, в целях сохранения здоровья); потребность в стабильности (восприятие работы как способа поддержания существующего образа жизни, материального благополучия, неприятие риска); потребность в общении (установка на трудовую деятельность как на возможность общения); потребность в социальном статусе (четко выраженное подчинение трудовой деятельности целям карьеры с положительным и отрицательным эффектом для самой работы; карьера как решающий мотив поведения во взаимоотношениях с другими); потребность в социальной солидарности (желание «быть как все», добросовестность перед партнерами, коллегами).

Потребности играют одну из важнейших ролей в общем процессе мотивации трудового поведения. Они стимулируют поведение, но только тогда, когда осознаются работниками.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Чуб Людмила Ивановна. Труд как внутренняя потребность человека (социологический аспект) : ил РГБ ОД 61:85-9/408

Введение

Глава I. Труд как потребность человека

I. Социологическое понимание потребности

2. Потребность труда - основа всех потребностей человека

3. Труд как выражение деятельно-творческой и социальной сущности человека

Глава П. Предпосылки становления труда внутренней потребностью человека 88-04

I. Социализм и освобождение труда

2. Социально-экономическая неоднородность труда при социализме

3. Пути превращения труда в свободную творче скую деятельность

Заключение

Литература...

Введение к работе

Актуальность исследования. На ХХУІ съезде партии была выдвинута задача превращения труда в первую жизненную потребность. В Отчетном докладе ЦК КПСС подчеркивалось, что "Советское общество - это общество людей труда. Партия и государство прилагали и прилагают много усилий, чтобы сделать труд человека не только более производительным, но и содержательным, интересным, творческим. Важнейшую роль здесь призвана сыграть ликвидация ручного, малоквалифицированного и тяжелого физического труда. Это не только экономическая, но и серьезная социальная проблема". Значимость процесса становления труда в качестве потребности личности обусловлена задачами построения материально-технической базы коммунизма, перехода от экстенсивных методов ведения хозяйства к интенсивным, повышения эффективности и качества выпускаемой продукции, повышения производительности труда, ускорения научно-технического прогресса и превращения науки в непосредственную производительную силу. Решение этих задач с одной стороны создает объективные предпосылки для превращения труда в первую жизненную по -требность, поскольку в процессе вышеперечисленных задач происходит изменение характера и содержания труда. С другой стороны, создание материально-технической базы коммунизма требует совершенствования субъективного фактора общественного производства, а именно самого человека, его сознательного и творческого отношения к труду, дисциплины и чувства ответственности за порученное дело, высокой общеобразовательной и квалифицированной подготовки, идейной убежденности и коммунистической нравственности. Отсюда исследование специфики социальной сферы общества заключается в изуче-

I. Материалы ХХУІ съезда КПСС. - М.: 1981, с.57. нии процесса воспроизводства и развития общественного человека как конкретно-исторического субъекта общественной деятельности, поскольку общественный процесс - это прежде всего "развитие производительных сил человечества, т.е. развитие богатства челове- ческой природы как самоцель". Необходимо всестороннее раскрытие положений К.Маркса о том, что основное богатство коммунистического общества не в вещах, а в свободном и универсальном развитии человека, и эта целостность развития всех человеческих сил как таковых, безотносительно к какому бы то ни было заранее установленному масштабу, становится самоцелью общественного развития. В соответствии с этим возникает ряд проблем, требующих конкретно-научного, философского осмысления и решения. В их числе - исследование места и роли человека как субъекта общественных отноше -ний и деятельности, специфики субъективного мира человека, его социальной, творческой природы, развития способностей и потребностей.

Постановка и решение вопросов, связанных с различными сторонами проблемы потребностей, имеют актуальное значение для ведения эффективного идеологического противоборства с противниками марксизма-ленинизма. В ходе этого противоборства на основании сопоставления социально-экономической практики социализма и капитализма раскрываются преимущества социалистического общества в создании необходимых предпосылок для формирования, развития и удовлетворения потребностей личности, реализации ее творческих способностей, оптимизации индивидуальных и общественных потребностей. "Мы располагаем большими материальными и духовными возможностями для все более полного развития личности и будем наращивать

I. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.26, ч.П, с.123; см.также: т.12,С7П-8І2; т.25, ч.П, с.450, 385. их впредь. Но важно вместе с тем, чтобы каждый человек умел ими разумно пользоваться. А это, в конечном счете, зависит от того, каковы интересы, потребности личности. Вот почему в их активном, целенаправленном формировании наша партия видит одну из важных задач социальной политики".

Решение поставленной партией практической задачи целенаправленного формирования потребностей членов нашего общества предполагает наличие прочного теоретического фундамента, научного осмысления вопросов, связанных с пониманием возникновения потребностей, их становления и превращения в побудительные силы человеческой деятельности и их удовлетворения с помощью продуктов этой деятельности.

Актуальность подобных исследований обусловливается и логикой научных разработок, направленных на познание сущности, природы и закономерностей деятельности различных социальных субъектов - от индивида до общества в целом.

Партия считает важнейшей задачей "воспитание у каждого человека потребности в труде, ясного сознания необходимости добросовестной работы на общее благо... Здесь имеет значение не одна лишь экономическая сторона. Не менее значима сторона идейно-нрав-ственная".

Значимость таких исследований обусловливается тем, что "познание процесса коммунистического преобразования труда может послужить ключом к пониманию сущности и практических путей построе-

Материалы ХХУІ съезда КПСС. - М., 1981, с.63.

Черненко К.У. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. Материалы Пленума ЦК КПСС 14-15 июня 1983 года, с.35-36. ния коммунизма". На основе нового отношения к труду формируется новое мировоззрение и ценностная ориентация личности, изменяется отношение людей друг к другу, утверждается новый тип общественных отношений в целом.

Степень научной разработанности проблемы. Впервые материалистическую, подлинно научную трактовку превращения труда в потребность человека дали в своих произведениях К.Маркс, Ф.Энгельс и В.И.Ленин. Основываясь на методологических положениях классиков марксизма-ленинизма, советские ученые-обществоведы продолжают исследовать основные тенденции, способствующие превращению труда в потребность человека.

Огромную важность приобретает проблема управления общественным производством, всей системой общественных отношений в целом. В общетеоретическом плане среди работ,наиболее многопланово освещающих этот вопрос, особого внимания заслуживают работы Г.С.Григорьева, Л.П.Буевой, В.Я.Ельмеева, А.Г.Здравомыслова, Д.Н.Кайда-лова, А.М.Ковалева, Б.В.Князева, Р.И.Косолапова, Н.В.Маркова, В.П.Ратникова, Й.М.Рогова, В.Я.Суслова, И.Й.Чангли, Ф.Н.Щербака. Эти работы содержат разработку многих валшых проблем, в том числе и проблемы превращения труда в потребность. Результаты социологических исследований, проводившихся в связи с решением этой проблемы, нашли отражение в научных трудах Л.П.Буевой, В.В.Водзин-ской, Ю.А.Замошкина, А.Г.Здравомыслова, Л.Н.Жилиной, Д.П.Кайдало-ва, В.Г.Подмаркова, К.К.Платонова, М.Н.Руткевича, В.А.Смирнова, Е.И.Сушленко, М.Х.Титмы, В.Н.Шубкина, В.А.Ядова и др.авторов. Наряду с публикациями материалов конкретных социологических иссле-

I. Значительная тема научных исследований. - Коммунист, 1978, В 12, с.13. дований издан и целый ряд работ, посвященных теоретическим аспектам проблемы превращения труда в потребность. Этот вопрос рассматривается как в специальных работах, посвященных изучению потребности в труде, так и при рассмотрении отдельных аспектов, касающихся вопросов труда, таких как изменение его характера и содержания в условиях НТР. Так, Г.В.Бадеева, И.Ф.Громов, Г.Н.Волков, Т.И.Зинченко, А.П.Попов, В.К.Врублевский проблему превращения труда в потребность человека рассматривают в связи с научно-технической революцией, которая ведет к качественному преобразова-"Нию характера и содержания труда и тем самым создает объективные предпосылки для формирования данной потребности.

На современном этапе обстоятельно развито ленинское положение об отличии социалистического труда от коммунистического; обращено внимание на необходимость отличать коммунистическое отношение к труду от собственно коммунистического труда; изучена совокупность и иерархия факторов, влияющих на отношение различных категорий трудящихся к своему труду; многочисленными исследованиями подтверждается закономерность отношения к труду в зависимости от изменения характера и содержания самого труда; при этом отмечается усиление тенденции к ориентации на творческое содержа-ние труда. Наблюдается, можно сказать, "этизация проблемы воспи-

I. См.: Григорьев Г.С. Труд - первая человеческая потребность. Пермь, 1965; Косолапов.П.И. Коммунистический труд: природа и стимулы. М., 1968; Марков Н.В. Социалистический труд и его будущее. М., 1976; Разжигаев А.Ф. Труд как потребность. Челябинск, 1973; Суслов В.Я. Труд в условиях развитого социализма. Л., 1976; Сухомлинский В.А. Воспитание коммунистического отношения к труду. М., 1959; Чангли И.И. Труд. М., 1973; Человек-наука-техника. М., 1973; и др..

См., напр.,. Кайдалов Д.П., Суименко Е.И. Актуальные проблемы социологии труда. - М., 1977, с.144.

См.подробнее: Блинов Н.М. Удовлетворение человеческих по- тания коммунистического отношения к труду. В литературе недостаточно внимания обращается на объективный характер формирования потребности в труде. Под последним имеется в виду объективная обусловленность процесса развития как трудовой деятельности, так и самого человека труда. Уровень или степень развития потребности в труде рассматривается преимущественно как результат воспитания. В частности, основанием для такого подхода является то, что формирование нового отношения к труду есть вроде бы возвращение последнему его изначального свойства быть источником радости и вдохновения, поприщем самораскрытия и самоутверждения личности, свойства иметь притягательную силу и вне связи с его результата- ми. В литературе коммунистическое отношение к труду, или отношение к нему как первой жизненной ценности, представляется преимущественно как исчерпываемое ориентацией на творческое содержание

3 труда. В настоящее время следует, видимо, говорить лишь об отдельных элементах коммунистического труда в труде социалистическом. Мы должны трезво оценивать и то, что предстоит сделать на пути к достижению коммунистического труда. А путь предстоит длительный и нелегкий. Поэтому задача заключается в тщательном анализе потребности в труде, современных тенденций ее развития. Лишь на основе такого анализа можно представить превращение труда в первую жизненную потребность как реальный процесс, и лишь с его требностей - важнейшая социальная функция труда при социализме. -Социологические исследования, IS78, Ш 2, с.46-47.

См.: Косолапов Р.И. Социализм. К вопросам теории. - М., 1975, с.277, 283.

См.: Чангли И.И. Труд. - М.: Наука, 1973, с.77.

Человек и его работа. Под ред.А.Г.Здравомыслова, В.А.Ядо-ва, В.П.Рожина. М., 1969, с.289; Разжигаев А.Ф. Труд как потребность, с.120-122. помощью можно определить, на каком этапе этого процесса находится сейчас социалистическое общество. В этом аспекте процесс перерастания труда в потребность должен быть рассмотрен как свидетельство того, что сама потребность в труде достигла в своем развитии уровня, еще не высшего, но уже предшествующего ему. В соответствии с этим большую значимость имеет выявление путей и средств превращения труда в первую жизненную потребность человека в процессе совершенствования социалистического общества.

В настоящем исследовании труд рассматривается как потребность человека. Именно она, потребность трудиться, "делает" человека человеком.

Труд как потребность не есть что-то, лежащее вне труда, а собственный момент труда, как выражение деятельно-творческой, социальной сущности человека. Процесс обнаружения сущности человека средствами научного исследования предполагает понимание диалектического единства внутреннего и внешнего, субъективного и объективного, которое реализуется в деятельности и общественных отношениях человека. Мера их соотношения диалектична. Поскольку сущность человека носит общественный характер, то ее изучение предполагает выход за пределы индивида, рассмотрение его в широкой системе общественных связей, отношений со специфическим общественным миром.

Сущность человека не передается по наследству, биологически, а формируется в процессе жизнедеятельности. Включение индивида в жизнедеятельность определенных общностей является решающим условием такого формирования. При этом каждый индивид заново и по-своему развивает свои сущностные силы и способности, с большей

I. См.: Значительная тема научных исследований, с.9-Ю. или меньшей активностью участвует в творчестве новых общественных отношений, включаясь в деятельность. Вне процесса перевода общественного в индивидуальное, равно как и обратного ему процесса объективации сил в общественной деятельности и отношениях, сущность человека не проявляется, не развивается и вообще не существует.

Методологическим ключом в решении вышеуказанных вопросов является принцип единства деятельности, общественных отношений и сознания. Этот принцип необходим не только для раскрытия сущности социальных процессов и механизмов действия общественных законов, но и сущности законов формирования общественных субъектов деятельности.

Цель и задачи исследования. Целью данной работы является анализ труда как внутренней потребности. Выявление деятельного основания и форм единства человека и мира. Обнаружение всеобщих связей, определяющих способ человеческого бытия в такой же мере, как и способ бытия мира для человека. Рассмотрение обусловливающего влияния производства и потребностей друг на друга. Рассмотрение диалектики труда и потребностей на различных этапах развития марксистского учения, осмысление понятия потребности как социологической категории; исследование потребности в труде как основы всех потребностей человека, как выражение его деятельно-творческой, социальной сущности; изучение социально-экономических и научно-технических предпосылок превращения труда во внутреннюю потребность человека.

Методологической и теоретической основой исследования послу-служили произведения классиков марксизма-ленинизма, материалы съездов и пленумов ЦК КПСС, программные документы партии, выступления и труды руководителей партии и Советского государства. На- - II - стоящее исследование в качестве своей исходной базы имеет труды советских философов, социологов, психологов и экономистов.

Научная новизна исследования. Анализ трудовой деятельности только в аспекте ее субъекта и объекта может дать лишь весьма абстрактные результаты, потому что без выяснения всех связей и опосредствовании между субъектом и объектом, без исследования средств и орудий деятельности невозможно понять изменения в объекте, эволюцию целей и развитие самого субъекта трудовой деятельности. Диссертант исходит из того, что труд - самая неискоренимая потребность человека. Потребность - момент труда, выражение деятельно-творческой, социальной сущности человека. Труд рассматривается как деятельность и как система отношений. Сущностью человека в действительности является совокупность общественных отношений. Сущность человека развертывается в диалектике его деятельно-творческой природы и социальных форм трудовой деятельности, отношений. Труд становится действительным способом развертывания сущностных сил человека в меру своего освобождения. Свободный труд - не свобода от материальной деятельности, а от ее нужды, ее внешней целесообразности. Труд свободен, когда внешние цели его становятся целями, которые ставит перед собой сам индивид, полагаются как самоосуществление, как действительная свобода, деятельным творческим проявлением которой является труд.

В настоящем исследовании мы рассматривали процесс социальной детерминации, осуществляющийся через деятельность, в которой сами субъекты являются с одной стороны активным, творческим началом всех изменении, а с другой - своеобразным "объектом" воздействия и взаимодействия самих субъектов, в ходе которых индивиды "как физически, так и духовно творят друг друга...".

I. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.З, с.36.

Мы стремились акцентировать свое внимание не столько на движении "от общества к личности", сколько на "обратном воздействии", на анализе того, что может внести и вносит личность, об-ладающая субъективными творческими способностями, в объективные процессы, в реализацию общественных целей и в какой мере решение общественных задач зависит от меры активности личности, от ее творческого потенциала. Это дает возможность выявить творческий потенциал личности, ее способности и оптимально для общества и личности помочь ей найти свое место в жизни, а также показать значение субъективного мира личности, пути формирования всестороннего развития ее способностей, реализация которых зависит не только от благоприятных общественных условий, но и от активности и развитости личности. 1цинство этих-подходов выявляется в диалектике социального и индивидуального, всестороннее раскрытие которой позволит подойти к теоретическому и практическому решению проблемы становления человека самоцелью общественного развития.

Практическая ценность исследования состоит в том, что оно содержит характеристику труда как деятельности человека по производству своей общественной жизни, включая и производство общественной связи, в которую люди вступают в процессе созидания своей материальной и духовной жизни и производство самого человека как агента, субъекта общественного производства и воспроизводства производственных отношений. Производство жизненных средств есть фундамент производства и воспроизводства общественных отношений и потребностей самого человека. Практическая значимость данной диссертационной работы состоит и в том, что ее результаты могут быть использованы: при проведении конкретных социологических исследований в трудовых коллективах, при изучении возможностей и специфики формирования коммунистического отношения к труду; при - ІЗ - осуществлении задач профессиональной ориентации учащейся молодежи; в лекционной пропаганде по формированию коммунистического мировоззрения и по коммунистическому воспитанию. В теоретическом плане они могут послужить для развертывания дальнейших исследований проблемы труда как потребности человека.

Апробация работы. Основное содержание исследования отражено в статьях, опубликованных автором, в выступлениях на научных конференциях Ленинграда и Владивостока. Диссертация была обсуждена на теоретическом семинаре и заседании кафедры исторического материализма философского факультета Ленинградского университета имени А, А. Жданова.

Основные положения диссертации нашли отражение в публикациях и выступлениях автора на конференциях:

К вопросу об изменении характера труда под воздействием научно-технической революции.-В сб.: Объективное и субъективное в общественном развитии. Владивосток, 1981, с.143-151.

Тезисы выступления на конференции "Взаимодействие общества, природы и техники". Дальневосточная секция при Проблемных советах Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР по материалистической диалектике и научно-технической революции. Владивосток, 1982 год. См.: Вопросы философии, 1983, В 4.

Превращение науки в непосредственную производительную силу. Тезисы выступления на расширенном заседании секции исторического материализма Северо-Западного отделения философского общества СССР и Проблемного совета Минвуза РСФСР "Современная ВТР и ее социальные последствия". См.: Информационные материалы философского общества СССР. Москва, 1983, № 4 (37).

Социологическое понимание потребности

Изучением потребностей занимаются многие науки: философия, политическая экономия, психология, педагогика и др. Каждая из них имеет свой предмет исследования, решает конкретные задачи, применяя свои методы и формы анализа. Исследователи - марксисты придают большое значение изучению потребностей как в теоретическом аспекте, так и в плане исследования механизма действия и развития потребностей.

Проблема потребностей является узловой для целого ряда наук. Накоплен значительный теоретический материал, требующий философского обобщения. Осмысление понятия (проблемы) потребностей как социологической категории имеет важное значение для разработки общей теории потребностей для обогащения категориального аппарата исторического материализма.

Большой вклад в создание научной теории потребностей внесли К.Маркс и Ф.Энгельс. Анализ взглядов К.Маркса и Ф.Энгельса на проблему потребностей позволяет рассмотреть содержащиеся в их произведениях существенные характеристики потребностей и их классификацию, вычленить основные положения классиков марксизма о роли потребностей в жизнедеятельности субъектов, об их взаимоотношении с производительной деятельностью и о проявлении этого взаимоотношения на различных этапах исторического развития.

В произведениях основоположников марксизма рассматриваются основания классификации потребностей и понимание противоречивой взаимосвязи потребностей и производства. К.Маркс и Ф.Энгельс связывали потребность как философскую категорию с необходимостью.

Например, в одной из своих ранних статей К.Маркс так показывает эту связь: "Существование того, что я действительно люблю, я ощущаю как необходимое, я чувствую в нем потребность, без него мое существование не может быть полным, удовлетворенным, совершенным". Столь тесная взаимосвязь объясняется тем, что для К.Маркса и Ф.Энгельса потребность, как и необходимость, выражает объективно неизменный при определенных условиях характер развития явлений. Но необходимость - это категория, имеющая всеобщий характер, свойственная всем уровням движения материи. Она выступает по отношению к потребности как родовое понятие, по скольку последняя существует, по мнению основоположников марксизма, только на биологическом и социальном уровнях движения и не может быть применена к описанию явлений и процессов, происходящих в области неживой природы. Можно сказать, что потребность есть конкретная специфическая форма проявления необходимости, "практическое выражение необходимости".

Б произведениях К.Маркса и Ф.Энгельса потребности рассматриваются как выражение объективно существующей внутренней и внешней необходимости в жизнедеятельности организма. С одной стороны они выступают для своего субъекта как проявление его глубинных сущностных сил, как свободное проявление его собственной природы. Но, с другой стороны, сам субъект потребностей, согласно материалистическому пониманию истории, является продуктом длительного эволюционного и исторического развития, результатом взаимодействия сил во внешней по отношению к нему среде (природной и соци -альной). Вследствие этого потребности как проявление внутренней необходимости и жизнедеятельности субъекта следует рассматривать в то же время как отражение и преломление внешней необходимости, в конечном счете определяющей качественно своеобразные характеристики. Данный момент вместе с зависимостью удовлетворения потребностей от обмена веществ с внешней средой и определяет специфический характер потребностей как выражения одновременно и внутренней, и внешней необходимости в жизнедеятельности биологических и социальных организмов. Именно с этой точки зрения следует рассматривать тот факт, что К.Маркс и Ф.Энгельс неоднократно определяли их как "естественную необходимость" и "внутреннюю необходимость".

Состояние потребностей людей той или иной эпохи, того или иного народа, класса - достоверный показатель уровня развития общественных отношений.

Изменение потребностей людей - объективный свидетель новых тенденций общественного развития. Содержание категории "потребность" настолько значительно, что позволило К.Марксу и Ф.Энгельсу ввести ее в основной принцип коммунизма "от каждого - по способностям, каждому - по потребностям".

Потребность "отражает", "воплощает" во внутренней телесной субстанции" человека свойства и качества.окружающего предметного мира. Это отношение человека к окружающему миру, так как любая потребность предполагает какой-то объект потребности. Потребность - это и деятельность личности по "присвоению", "переводу" качеств и свойств объекта во внутренние свойства человека. По -требности - это форма самоутверждения в жизни, источник саморазвития личности, импульс ее практической деятельности. Определяющую роль при этом играют материальные нужды человека и их удовлетворение. Само производство возникает и существует для удовлет - 17 ворения потребностей, без потребностей нет производства. "Потреб-ность является определенной...", - пишет Гегель. Чем же она определена? Определенность различных потребностей "запрограммирована" наследственными задатками и самим многообразием окружающей природы.

Превращение задатков в потребности происходит только благодаря взаимодействию с внешними условиями, через противопоставление им и через преодоление этого противопоставления. В результате осуществляется, по выражению Гегеля, "идеализация" природы в органическом индивиде, то есть превращение внешних вещей, сил, отношений в чувственность, в потребности органической индивидуальности, что служит внутренней основой ее активности.

Гегель видит источник внутренней активности органического индивида в его потребностях, реализация и развитие которых обусловливается внешней средой.

Труд как выражение деятельно-творческой и социальной сущности человека

Вопрос о сущности человека обсуждается в наши дни более интенсивно, чем когда-либо. Сущность человека не предшествует его бытию в форме общественных отношений, а эти отношения складываются по мере развития форм деятельности, которое обусловлено практическим отношением людей к природе и друг к другу.

В своих первых работах К.Маркс сосредоточил внимание на разработке диалектико-материалистической концепции сущности человека. Методологическим ориентиром здесь служит идея о двойственной природе труда. Она позволяет различать понятия "природа человека" и "сущность человека". Первое открывает простой факт принадлежности человека к материальному миру, его природную основу, второе - специфику человека по сравнению с другими живыми существами.

Вслед за Л.Фейербахом К.Маркс подчеркивает, что человек есть существо родовое, что его родовая жизнь, как и у животного, состоит в том, что человек живет природой. Но в противоположность Фейербаху К.Маркс уже в "Эконошческо-философских рукописях 1844 г." исследует природу человека с принципиально иных позиций. "Человек является непосредственно природным существом. Но человек - не только природное существо, он есть человеческое природное существо...". Общая природа человека как родового существа - продукт и выражение труда. Благодаря труду образуется связь в истории, механизм социального наследования. Вся история общества - становление человека человеческим трудом. А труд - положительная творческая деятельность. Чтобы понять человека, постичь его сущность, необходимо понять его деятельность и мир, в котором эта деятельность осуществляется, в том числе мир, созданный самим человеком, его "вторую природу". Сущность человека, развернутая в действительности - это деятельность человека. Человек, преобразуя природу, преобразует и самого себя, свои общественные отношения, себя как природное существо. В понимании Марксом "очеловеченной природы" наглядно проявляется то, что социальное не противостоит природному, не существует наряду с последним. Оно есть не что иное, как само это природное, но природное очеловеченное, ставшее предметом и результатом деятельности, вовлеченное в нее. В процессе трудовой деятельности человек совершенствует и свою собственную природу, свои качества, интеллект, орудия деятельности и свои отношения. Отсюда следует, что природа человека не в биологии и не в дуализме биологического и социального ("биосоциальная"), а именно в становлении его как человека в процессе труда, преобразования природы. Человеческая деятельность представ - 61 ляет собою одновременно и ступень в эволюции взаимосвязей природы, и универсальную форму соподчинения всех видов движения материи и общественной практики, а потому составляет человеческую сущность. Сущность человека социальна. Это в действительности совокупность общественных, прежде, всего трудовых, производственных отношений. Этот смысл и вкладывается в понятие труд (т.е. трудовые отношения) как выражение социальной сущности человека.

Труд - исключительно сложное явление, противоречивая сущность которого может быть раскрыта лишь в совокупности, в диалектическом единстве ряда аспектов. Как деятельность труд предстает прежде всего в виде процесса, совершающегося между человеком и природой.

Процесс труда немыслим без взаимного обмена деятельностью между людьми. Труд - не просто предметная деятельность, но и материальные отношения между ними, производственные отношения, Итак, труд - деятельность и вместе с тем отношения.

Человек вступает в сферу исторического бытия, в мир культуры и истории, где природная и социальная действительность приходят в единство и в конечном итоге выступают перед самим человеком в новом измерении - как историческая реальность. Человеческий мир раскрывается как культурно-исторически заданная человеку объективная действительность, которую он не только созерцает, но и творит, практически и духовно, преобразует, воспроизводит; опираясь на опыт предшествующего развития, и в этом бесконечном формообразовании создает самого себя.

К.Маркс, раскрывая двойственную природу труда, показал, что труд является сущностным выражением производства; труд как процесс меяоду человеком и природой и труд как отношение между людьми. Труд является основным способом присвоения человеком своей социальной сущности.

В связи с этим мы считаем необходимым обращение к идеям Карла Маркса об определении исторической необходимости формирования нового человека. Согласно К.Марксу общество - продукт взаимодействия людей, что находит проявление в производственно-экономической, социально-политической, идеологической и других сферах их жизни. Характер этого взаимодействия, устанавливающегося в первую очередь в процессе производства, определяет природу общества, а через последнее - сущность человека. "Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности (подчеркнуто мною - Л.Ч.) она есть совокупность т всех общественных отношений".

Своим определением человеческой сущности как совокупности общественных отношений К.Маркс лишил почвы абстрактные рассуждения прежних философов и социологов о человеке, обосновал методологический принцип социального познания, согласно которому человека следует рассматривать конкретно-исторически, с учетом аккумулированных в нем общественных отношений. К.Маркс подчеркнул, что на каждом этапе своего развития человек принадлежит определенному обществу, а внутри общества - определенной общественной группе и слою. Вот почему понимание общества дает нам ключ к пониманию человека и его сущности. "Индивид есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни... является проявлением и утверждением общественной жизни".

Социализм и освобождение труда

Только с социализма, - писал В.И.Ленин, - начинается быстрое, настоящее, действительно массовое, при участии большинства населения, а затем всего населения, происходящее движение вперед во всех областях общественной и личной жизни". Социализм - общество освобожденного труда. При социализме труд на деле стал главным проявлением человеческой свободы. Развитой соци-лизм создает все более благоприятные условия для трудовой деятельности.

Во всех антагонистических формациях труд, который по своему генезису и существу есть глубочайшая основа, действительная субстанция свободы, выступал как эксплуатируемый, подневольный, отчужденный труд. Трудовая деятельность вопреки своей сути оказывалась физически, духовно, нравственно - ярмом, оковами, узами. "Отчужденность труда, - отмечал К.Маркс, - ясно сказывается в том, что как только прекращается физическое или иное принуждение к труду, от труда бегут от чумы".

Вопрос о причинах, условиях и факторах возникновения несвободного (отчужденного) труда глубоко исследован классиками марксизма-ленинизма. Анализ "Экономическо-философских рукописей 1844 года" показывает, что постановка проблемы отчуждения у К;Маркса принципиально отличается от решения этой же проблемы у Гегеля и Фейербаха. Маркс отвергает гегелевское идеалистическое толкование отчуждения, согласно которому природа есть отчужденное бытие "абсолютной идеи". Маркс отказывается от социологической и антропологической универсализации отчуждения, согласно которой отчуждение является следствием всякой человеческой деятельности и поэтому неустранимо. Наемный труд, подчеркивает Маркс, это отчужденный от самого себя труд, его собственная производительная сила - как производительная сила его продукта, его обогащение - как самообогащение, его общественная сила - как сила общества, властвующая над ним". Тайна отчуждения труда - в частнокапиталистической собственности на средства производства. Наполнив понятие отчуждения конкретным историческим, материалистическим (экономическим) содержанием, Маркс переработал это понятие и придал ему определенный смысл. Он связал проблему отчуждения с анализом капиталистического производства, отношений основных классов буржуазного общества. В экономических рукописях 1857-1858 годов Маркс анализирует виды зависимости, процесс эволюции и снятия отчуждения труда:

1. "Отношения личной зависимости (в начале совершенно первобытные) - таковы первые формы общества, при которых производи тельность людей развивается лишь в незначительном объеме и в изолированных пунктах". Имеются в виду рабовладельческий и феодальный строй, когда отчуждение труда связано с отчуждением личности работника.

2. "Личная независимость, основанная на вещной зависимости, такова вторая крупная форма, при которой впервые создается система всеобщего вещественного обмена веществ, универсальных отношений, всесторонних потребностей и универсальных способностей".3

Это особенности капиталистического общества. "Рабочий, как только захочет, покидает капиталиста, к которому нанялся, и капиталист, когда ему заблагорассудится, увольняет рабочего, увольняет, как только рабочий перестанет приносить ему выгоду, на какую капиталист рассчитывал. Но рабочий, дшя которого единственным источником заработка служит продажа рабочей силы, не может покинуть всего класса покупателей, т.е. класса капиталистов, не обрекая себя при этом на голодную смерть. Он принадлежит не тому или другому капиталисту, а классу капиталистов в целом; и уж его дело - найти себе хозяина, т.е. подыскать покупателя среди класса капиталистов.

3. Свободная индивидуальность, основанная на универсальном развитии индивидов и на превращении их коллективной, общественной производительности в их общественное достояние, - такова третья ступень. Вторая ступень создает условия для третьей", которая начинается с социализма.

Социальная свобода возможна там, где основная масса продукта не изымается в пользу нетрудящихся и не служит средством эксплуатации человека человеком, где в человеческой деятельности проявляются сущностные силы человека, где труд стал свободным творчеством каждого, труд на общество и на себя.

"Б характере жизнедеятельности заключается весь характер данного вида, его родовой характер, а свободная деятельность как раз и составляет характер человека", писал К.Маркс в 1844 году.

Труд становится трудом на себя, из принудительного он превращается в добровольный сознательный труд, развивающийся в осознанную необходимость, в потребность свободных людей. Отсутствие эксплуатации человека человеком при социализме означает исчезновение основного человеческого отчуждения, "отчужденного труда". Решения вопроса о преодолении отчуждения труда необходимо связывать с последовательным устранением причин, мешающих превращению труда в свободную самодеятельность, с высвобождением и развитием творческой активности трудящихся. Это означает, что на базе совершенствующейся техники и технологии каждый сможет успешно Функционировать: как в области физического, так и в области умственного труда, точнее - в труде, представляющем собой гармоническое сочетание элементов первого и второго; как в области исполнительского, так и в сфере управленческо-организаторского труда; при выполнении механических, так и во все более возрастающей степени - творческих операций; как в сфере материального, так и в сфере духовного производства.

Пути превращения труда в свободную творче скую деятельность

Труд является всеобщей основой и генетической "клеточкой" развития человеческих творческих сил, что в своей сущности труд т это положительная творческая деятельность, представляющая безграничное развитие материальных и духовных сил человека в процессе преобразования природы и общества. Анализ сущности труда привел к выводу, что специфика творчества не тождественна его экономической функции - производству вещного богатства, оно становится способом саморазвития человека, ибо "развитие производительных сил человечества есть "развитие богатства человеческой при р

роды как самоцель".

Сущность творчества может быть определена через труд. Содержание творчества выступает как конкретное выражение сущностных сил человека, обусловленное социально-историческими обстоятельствами - данным уровнем производительных сил и общественными отношениями.

Б классово-антагонистических формациях социально-исторический прогресс осуществлялся в различных формах отчужденного труда (рабство, крепостничество, наемный труд), вследствие чего всеобщая (родовая) творческая деятельность расщепилась на объективные (всеобщие) и субъективные (индивидуальные) стороны творчества, на материальную и духовную, творческую и исполнительскую. Творчество как родовая сущность труда в этих формациях не находило адекватной формы утверждения. Лишь в условиях коммунистического строительства постепенно преодолевается вековое противоречие между общеродовой сущностью труда и ее индивидуальным проявлением. Труд каждого работника становится непосредственно творческой деятельностью. Социальное творчество в современных условиях - это революционный исторический процесс преобразования мира и практического овладения стихийными силами общества и природы.

Ныне достигнута такая задача зрелости нового общества, когда завершается перестройка всей совокупности общественных отношений на внутренне присущих социализму коллективистских началах. Достижения развитого социалистического общества и обусловленная им научно-техническая революция открыли новый этап в развертывании творческих сил и возможностей личности в труде и во всех сферах общественной жизни.

Опираясь на определение, данное К.Марксом, что человеческая действительность столь же многообразна, как многообразны.определения человеческой сущности, мы утверждаем, что творческая, "родовая" природа труда находит свое дифференцированное выражение в многообразных видах деятельности и отношениях людей.

Возрастание фактора творчества в социальной, политической, духовной и трудовой сферах есть важнейшая закономерность общества развитого социализма. Эта закономерность выступает как процесс постепенного превращения человеческой деятельности в самодеятельность, т.е. в свободную самореализацию сущностных сил человека, как реальный, практический процесс созидания нового общественного строя.

Для познания внутреннего источника самодвижения и саморазвития творческих сил человеческого труда следует иметь в виду диалектику опредмечивания и распредмечивания этих сил в историческом процессе. В этом процессе непрерывного взаимодействия объективных и субъективных сторон, творчество выражает общее в человеческой созидательной деятельности в единстве и целостности общественно-исторического движения. Именно в историческом процессе материального и духовного преобразования и познания мира осуществляется целостное развитие человека как общественное явление. Поэтому творчество не есть некое изначальное свойство труда, которое лишь проявляется в ходе истории, оно возникает и формируется как новое качество, характеризующее саморазвитие материальных и духовных сил человека как самоцели.

Социализм порождает творческое отношение к труду. Это находит яркое выражение в массовом социалистическом соревновании, в движении за коммунистическое отношение к труду. Но этого мало: чтобы труд стимулировал сам себя, он должен приобрести объективные свойства, которые сами по себе рождают глубокий интерес, наслаждение трудом, пробуждают творческие способности человека, позволяют их реализовать. А для этого труд должен не только освободиться от социального принуждения, но и, радикально изменяясь по своему характеру в ходе научно-технической революции, обрести технологическую свободу. Принципиально новые достижения науки в корне преобразуют технику и технологию производства. Атомные электростанции, технология бездоменного производства стали, плаз - 144 менная плавка, производство качественно новых материалов, биотехнология и многое другое превращают технологический процесс в рационализированный и технизированный процесс природы. Человек выступает в роли субъекта, управляющего этим процессом на научной основе. Его труд обретает характер творчества. Только свободный труд может быть творческим.

Актуальность темы работы связана с тем, что в последние годы в нашей стране наблюдается уменьшение желания трудится,особенно в общественном производстве. Соответственно,большое значение приобретает необходимость потребности в труде, как первой жизненной потребности.

Цель работы:

Выяснить место потребности в труде в жизни человека.

Определить структуру, содержание, особенности потребности в труде.

Задача: Выяснить, почему труд является первой потребностью человека.

Объект: Человек, имеющий потребность в труде

Предмет: Труд, как первая жизненная потребность

Введение 3

Цель работы 4

Основные понятия о труде 5

Труд как важнейшая жизненная потребность 7

Мотивация трудовой деятельности,классификация методов и основные форм мотивации работников 9

Различные уровни и формы проявления потребности в труде 11

Заключение 13

Литература 14

Работа содержит 1 файл

Введение:

Актуальность темы работы связана с тем, что в последние годы в нашей стране наблюдается уменьшение желания трудится,особенно в общественном производстве. Соответственно,большое значение приобретает необходимость потребности в труде, как первой жизненной потребности.

Цель работы:

Выяснить место потребности в труде в жизни человека.

Определить структуру, содержание, особенности потребности в труде.

Задача: Выяснить, почему труд является первой потребностью человека.

Объект: Человек, имеющий потребность в труде

Предмет: Труд, как первая жизненная потребность

Разработанность:

Данная тема широко рассмотрена у Глазкова в книге «Человек и его потребности»,так же в статье Милонова И.В. «Светлое будущее человечества»,еще сюда можно отнести одного автора-это Шмидт П.П «Человек и труд»

1.Основные понятия о труде

Труд играет огромную роль в развитии человеческого общества и человека. По утверждению Ф. Энгельса, труд создал самого человека. Исключительное и многостороннее значение труда непреходяще: оно обращено не только в далекое прошлое человечества, его истинная природа и роль с особой силой раскрываются при социализме с освобождением труда от эксплуатации и ещё в большей степени проявятся при коммунизме, когда труд станет первой жизненной потребностью каждого человека.

Труд представляет собой целесообразную деятельность человека по созданию материальных и духовных благ, необходимых для его жизни. Природа дает для этого исходный материал, который в процессе труда превращается в пригодное для удовлетворения потребностей людей благо. Для такого преобразования веществ природы человек создает и употребляет орудия труда, определяет способ их действия.

В конкретной трудовой деятельности выражается отношение людей к природе, степень господства их над силами природы. Необходимо различать труд как созидатель материальных благ и общественную форму труда.В процессе производства люди по необходимости вступают в определенные отношения не только с природой, но и друг с другом. Отношения между людьми, которые складываются по поводу их участия в общественном труде, и представляют собой общественную форму труда.

Целесообразная планомерная трудовая деятельность людей предполагает их организацию. Под организацией труда в общем виде понимают установление рациональных связей и отношений участников производства, обеспечивающих достижение его целей на основе наиболее эффективного использования коллективного труда. Причем те связи и отношения, которые складываются между участниками производства под воздействием техники и технологии, выражают собой техническую сторону организации труда. Труд организуется и разделяется различно, в зависимости от того, какими орудиями он располагает.

Те связи и отношения участников производства, которые обусловлены совместным участием и общественном труде, выражают социальную сторону организации труда. Отношения между людьми в процессе труда или общественное устройство труда определяются господствующими производственными отношениями.

Общественная форма организации труда не существует вне отношении человека к природе, вне определенных технических условий труда. Вместе с тем и техническая организация труда испытывает на себе решающее влияние общественных условий.

Техническая организация труда и общественная его форма в реальной действительности тесно связаны и взаимообусловлены и представляют отдельные стороны единого целого. Лишь в теоретическом анализе их можно выделить и рассматривать порознь, учитывая некоторую специфику их самостоятельного развития.

2.Труд как важнейшая жизненная потребность

Труд - это процесс преобразования ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага, осуществляемый или управляемый человеком, либо по принуждению (административному, экономическому),либо по внутреннему побуждению, либо по тому и другому.

Ориентация на труд как важнейшую жизненную ценность формируется в нашей стране всей системой воспитания, обучения, образом жизни, традициями. Однако трудовое поведение работника, его мотивы обусловлены не только системой ценностей общества, коллектива, но и социальными нормами, сложившимися в данной группе, условиями жизни. При этом культивируемые обществом ценности зачастую менее значимы для работника, т.к. на уровне трудового коллективам осуществляется непосредственное, наглядное воздействие на ценностные ориентации индивида.

Превращение труда в первую жизненную потребность для основной

массы людей невозможно без высочайшей производительности труда на базе комплексной механизации, автоматизации, компьютеризации, роботизации производства. Когда тяжелый, монотонный, непривлекательный труд будет переложен на механику, автоматику, электронику, откроются широкие возможности для творческой деятельности, которая будет полноценной реализацией всесторонне развитых способностей человека. В коммунистическом обществе каждый человек будет заниматься тем трудом, который его больше всего увлекает, позволяет шире проявить свои способности и таланты. Человек, таким образом, в полной мере сможет применять свои знания. А эти знания будут обширными во многих областях труда.

Самоосуществление человека в труде отнюдь не означает, что труд станет всего лишь забавой и развлечением. Свободный, высокоорганизованный труд, по словам К. Маркса, представляет собой довольно серьезное дело, интенсивнейшее напряжение. Высочайший уровень производительности труда резко увеличит внерабочее время. Однако было бы грубой ошибкой представлять жизнь в коммунистическом обществе как беззаботное наслаждение. Праздность противоречит не только закономерностям общественного развития, но и природе человека.

3. Мотивация трудовой деятельности, классификация методов и основные форм мотивации работников

Мотивация труда – это стимулирование работника или группы работников к деятельности по достижению целей предприятия через удовлетворение их собственных потребностей.

На предприятии необходимо создавать такие условия, чтобы работники воспринимали свой труд как осознанную деятельность, являющуюся источником самосовершенствования, основой их профессионального и служебного роста.

Главные рычаги мотивации – стимулы (например, заработная плата) и мотивы (внутренние установки человека).

Отношение к труду определяется системой ценностей человека, условиями труда, созданными на предприятии и применяемыми стимулами.

Система мотивации на уровне предприятия должна гарантировать:занятость всех работников трудом;предоставление равных возможностей для профессионального и служебного роста;согласованность уровня оплаты с результатами труда;поддержание в коллективе благоприятного психологического климата идр.

Методы мотивации можно классифицировать на:

1) экономические (прямые) – повременная и сдельная оплата труда; премии за качественные и количественные показатели труда; участие в доходах предприятия; оплата обучения и др.

2) экономические (непрямые) – предоставление льгот в оплате жилья, транспортного обслуживания, питания на предприятии.

3) не денежные – повышение привлекательности труда, продвижение по службе, участие в принятии решений на более высоком уровне, повышение квалификации, гибкие рабочие графики выхода на работу и др.

Основными формами мотивации работников предприятия являются:

1.Заработная плата, как объективная оценка вклада работника в результате деятельности предприятия.

2.Система внутрифирменных льгот работника: эффективное премирование, доплаты за стаж, страхование здоровья работников за счет предприятия, предоставление беспроцентных ссуд, оплата расходов на проезд к месту работы и обратно, льготное питание в рабочей столовой, продажа продукции своим работникам по себестоимости или со скидкой; увеличение продолжительности оплачиваемых отпусков за определенные успехи в работе; более ранний выход на пенсию, предоставление права выхода на работу в более удобное для работников время и т.д.

3.Мероприятия, повышающие привлекательность и содержательность труда, самостоятельность и ответственность работника.

4.Устранение статусных, административных и психологических барьеров между работниками, развитие доверия и взаимопонимания в коллективе.

5.Моральное поощрение работников.

6.Повышение квалификации и продвижение работников по службе.

4. Различные уровни и формы проявления потребности в труде

До сих пор мы говорили о проявлении потребности в труде на уровне индивида - основного субъекта трудовых отношений. И упоминали о единственной форме проявления этой потребности - отношения к труду. Между тем субъектом трудовых отношений могут быть и фирма (предприятие и его коллектив), а также общество (государство), которое этот труд организует с помощью правовых актов.

Разумеется, и фирма, и государство выступают субъектами труда только благодаря включенности в их деятельность индивидов. Собственно, совокупный труд на уровне фирмы или государства и позволяет отнести упомянутых юридических лиц к субъектам труда. Разные по эффективности результаты хозяйственной деятельности разных предприятий и государств позволяют нам сделать это. Следовательно, можно говорить о разных уровнях проявления потребности в труде: на уровне личности, на уровне предприятия, на уровне общества.