Как определить дательный или предложный падеж. Падежи имён существительных. Чему учат в школе
![Как определить дательный или предложный падеж. Падежи имён существительных. Чему учат в школе](/uploads/09daab706d057d7040838b8f114d5ffb.jpg)
Читайте также
Падеж – это морфологическая форма, обозначающая связь существительного с другими словами и его роль в предложении. Он соединяет речевые обороты по смыслу, образуя структурированную конструкцию. Наш великий язык содержит шесть видов падежа, именительный – прямой, а остальные – косвенные. В каждой стране присутствует особая система обозначения синтаксической связи.
Правильный разбор конструкции предложения – ключ к определению падежа. Нужно верно определить подчиненность. Находим слово, от которого зависит наше существительное. Далее нужно поставить смысловой вопрос, по которому и устанавливается падеж. В русском языке их шесть:
- Именительный;
- Родительный;
- Дательный;
- Винительный;
- Творительный;
- Предложный.
Именительный падеж. Вопрос: Кто? Что?
Пример: «Продавец сообщил, что товар подешевел».
Сообщил (кто?) продавец.
Вопрос, поставленный от глагола “сообщил” доказывает, что продавец – существительное именительного падежа.
Родительный падеж. Вопрос: Кого? Чего?
Пример: «Он спросил мальчика, уверен ли тот в своих силах».
Спросил (кого?) Николая.
В данном предложении слово “мальчик” стоит в родительном падеже.
Дательный падеж. Вопрос: Кому? Чему?
Пример: «Сегодня он может взять столько, сколько ему нужно».
Нужно (кому?) ему.
Поставленный вопрос явно показывает дательный падеж.
Винительный падеж. Вопрос: Кого? Что?
Стоит обратить внимание, что данную форму часто путают с именительным падежом. Чтобы их различать, нужно уяснить простую закономерность. Существительные в именительном падеже всегда выступают главными членами предложения, а винительные – второстепенными.
Пример: «Хозяйка так люто ненавидела собаку мужа, что не позволяла ей входить в дом».
Ненавидела (кого?) собаку.
Как видно из данного примера, слово “собака” выступает в роли дополнения и выполняет второстепенную роль. Другой случай:
Собака не сможет войти в дом.
В данном примере слово “собака” является подлежащим и отвечает на вопрос: “кто?”.
Творительный падеж. Вопрос: Кем? Чем?
Пример: «Сражение было единственным выходом из получившегося капкана».
Было (чем?) выходом.
Данный падеж обозначает предмет, который выполняет некие действия или воздействует на другие объекты.
Предложный падеж. Вопрос: О ком? О чем?
Пример: «Забота о родных и близких – это та добродетель, которая должна быть в каждом человеке».
Забота (о ком?) о родных и близких.
Последний падеж в нашем языке – это предложный. Его яркая особенность – он никогда не используется без предлога, отсюда и пошло название.
Вопросы, задаваемые к существительному, могут ставиться с предлогом. Они играют весомую роль и помогают установить падежные значения.
Предлоги у родительного падежа вносят пространственное обозначение в описание: “Доехать до деревни”.
В сочетании с дательным падежом происходит приближение к месту действия: “Подошел к закрытой двери”.
При связи предлога с винительным падежом происходит усиление направленности на предмет: “Дернуть за воротник”.
Склонение существительных – важный фактор для построения грамотного предложения. Стоит внимательно запомнить каждый падеж и предлоги к нему, тогда вы не допустите грубых ошибок.
В русском языке всего шесть самостоятельных падежей, и склоняются (изменяются по падежам) имена существительные, прилагательные, числительные и местоимения. Но у школьников часто возникают сложности при определении падежа. Учащиеся не всегда могут правильно поставить вопрос к слову, а это приводит к ошибкам. Особые трудности возникают, когда слово в разных падежах имеет одну и ту же форму.
Существует несколько приёмов, которые помогут безошибочно определить падеж слова.
1. Постановка вопроса.
Обратим внимание, что вопрос должен быть падежным, а не смысловым. По вопросам где? куда? когда? почему? определить падеж не получится.
У обоих претендентов (у кого? – Р. п.).
Что произошло в 1812 году? (в чём? – П. п.).
После концерта пятеро (И. п.) зрителей (кого? – Р. п.) остались в зале (в чём? – П. п.).
Через десять минут (через что? – В. п.) он (И. п.) вернулся.
Она довольна новым автомобилем (чем? – Т. п.).
2. Существуют вспомогательные слова , которые могут помочь при определении падежа:
Падеж |
Вспомогательное слово |
Падежный вопрос |
Именительный |
||
Родительный |
кого? чего? |
|
Дательный |
кому? чему? |
|
Винительный |
кого? чего? |
|
Творительный |
||
Предложный |
говорить |
о ком? о чём? |
Для разграничения омонимичных падежных форм используют следующие приёмы.
3. Замена единственного числа на множественное.
Идти по дороге (окончание -е и в Д. п., и в П. п.).
Идти по дорогам (по чему? – Д. п., в П. п. – о дорогах).
4. Замена мужского рода на женский.
Встретил друга (окончание -а и в Р. п., и в В. п.).
Встретил подругу (кого? – В. п., в Р. п. – подруги).
5. Волшебное слово мама.
Особые сложности возникают при разграничении форм винительного и родительного, винительного и именительного падежей. На помощь, как всегда, придёт «мама» . Именно это слово можно подставить в предложение. Подставили, смотрим на окончание: мамА – именительный, мамЫ – родительный падеж; мамУ – винительный падеж.
Сам погибай, а товарища (окончание -а и в Р. п., и в В. п.) выручай.
Сам погибай, а мамУ (В. п.) выручай .
6. Определить падеж помогает и знание характерных предлогов.
Падеж |
Предлоги |
Именительный |
|
Родительный |
без, у, от, до, с, из, возле |
Дательный |
|
Винительный |
на, за, под, через, в, про, |
Творительный |
над, за, под, с, перед, между |
Предложный |
в, о, об, на, при |
Как видим, существуют предлоги, характерные только для одного падежа: без – для родительного падежа (без задоринки) ; по, к – для дательного падежа (по лесу, к дому) , о, об, при – для предложного падежа (о трех головах, при тебе).
Вспомним, падеж имени прилагательного определяется падежом определяемого слова. Для того, чтобы определить падеж имени прилагательного необходимо найти в предложении имя существительное, к которому оно относится, потому что прилагательное всегда стоит в том же падеже, что и определяемое слово.
Я довольна новым пальто. Прилагательное новым относится к существительному пальто в Т. п., следовательно, новым – Т. п.
Остались вопросы? Не знаете, как определить падеж?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь .
Первый урок – бесплатно!
сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Падеж существительного – грамматическая категория, которая обозначает отношение этого существительного к остальным словам в словосочетании, предложении. Падежей в русском языке выделяют шесть, но их определение вызывает затруднения не только в начальной школе. Определить падежи существительных можно по характерным вопросам и значению, то есть по тому, для чего обычно применяется тот или иной падеж.
Рассмотрим вкратце все падежи.
- Именительный падеж.
Вопросы: «кто?», «что?». Может употребляться только без предлога и обычно служит для выражения подлежащего в предложении. Просыпается (что?) природа.
- Родительный падеж.
Вопросы: «кого?», «чего?». У меня нет (чего?) книги.
- Дательный падеж.
Вопросы: «кому?», «чему?». Я дал яблоко (кому?) сестре.
- Винительный падеж.
Вопросы: «кого?», «что?». Он смотрел (что?) фильм.
- Творительный падеж.
Вопросы: «кем?», «чем?». Мать любовалась (кем?) дочерью.
- Предложный падеж.
Вопросы: «о ком?», «о чем?». Этот падеж мы употребляем только с предлогами. Мы говорили (о ком?) о моем отце.
- найти то слово, к которому существительное относится;
- задать от найденного слова вопрос к существительному.
- Родительный падеж.
Данный падеж употребляется и при именах, и при глаголах. Примеры приглагольного употребления:
- для обозначения какого-либо объекта, на который действие распространяется только частично: принести хлеба («не весь хлеб, а немного, какую-то его часть»);
- для обозначения прямого объекта действия, когда у глагола есть частица «не»: не читал книги (книга – объект действия);
- для обозначения объекта – при глаголах, выражающих желание, достижение, удаление: просить решения, требовать ответа, лишиться покоя.
- для выражения отношений принадлежности: музыка Чайковского, комната брата;
- для обозначения субъекта, обладающего каким-нибудь признаком (ясность мысли – «мысль, которая ясна») или действующего (шум волн – «волны шумят»);
- для обозначения объекта действия; действие при этом выражено существительным, образованным от глагола: отправка посылки. Глагол, от которого образуется существительное, должен быть переходным (т.е. действие переходит на объект): отправлять (что?) посылку – отправка посылки;
- для обозначения некоторого количества: стадо овец, стакан воды.
- для обозначения какого-либо объекта, на который действие распространяется только частично: принести хлеба («не весь хлеб, а немного, какую-то его часть»);
- Дательный падеж.
Обычно этот падеж используется при глаголах (написать бабушке, помочь другу), но встречается и приименное употребление. Здесь дательный падеж выражает:
- объект действия: помощь друзьям;
- назначение: корм коровам («предназначен для коров»).
- объект действия: помощь друзьям;
- Винительный падеж.
Данный падеж в основном используется при глаголах. Он обозначает некий объект действия: любить (что?) осень. Однако он может употребляться и с некоторыми существительными:
- для обозначения времени: ждать (что?) неделю;
- для обозначения пространства: пройти (что?) километр.
- для обозначения времени: ждать (что?) неделю;
- Творительный падеж.
Чаще всего встречается при глаголах и обозначает:
- предмет, с помощью которого можно совершить действие: писать карандашом;
- того, кто действует: текст написан школьником;
- объект, на который направляется действие: руководить отделом;
- признак: казаться красавцем;
- пространство: пройти стороной;
- способ действия: говорить басом;
- сравнение: ходить петухом.
- предмет, с помощью которого можно совершить действие: писать карандашом;
- Предложный падеж.
Данный падеж существует только с предлогами: о (об / обо), в (во), на, по, при. Если попробовать отбросить предлог, самостоятельной падежной формы не получится: брате. Слову явно чего-то недостает – это предлог «о». В других падежах слово «брат» вполне самостоятельно: приехал брат, слова брата, сказал брату, вижу брата, сделано братом.
Предложный падеж в сочетании с глаголами выражает:- объект мыслей, чувств, действия, речи, состояния: думать о прошлом, заботиться о дедушке, говорить о каникулах;
- место действия: бродить по полю;
- время действия: приехать в ноябре;
- предмет, позволяющий совершить действие: играть на скрипке;
- способ действия: передавать на словах;
- образ действия: закричать в ярости.
- объект мыслей, чувств, действия, речи, состояния: думать о прошлом, заботиться о дедушке, говорить о каникулах;
Падеж в языках флективного (синтетического) или агглютинирующего строя - категория слова (обычно имени), показывающая его синтаксическую роль в предложении и связывающая отдельные слова предложения. Падежами называют как функции слов в предложении, так и соотносимые с ними формы слов.
Термин падеж , как и названия большинства падежей, является калькой с греческого и латыни - др.-греч. πτῶσις (падение), лат. casus от cadere (падать). Выделяют прямой падеж (именительный и иногда также винительный) и косвенные падежи (остальные). Эта терминология связана с античным представлением о «склонении» (declinatio) как «отклонениях», «отпадениях» от правильной, «прямой» формы слова, и поддерживалась ассоциациями с игрой в кости (где при каждом броске выпадает та или иная сторона - в данном случае одна «прямая» и несколько «косвенных»).
Ниже в таблице вы можете посмотреть падежи русского языка и их окончания для различных родов, склонений имен существительных.
Русское название падежа | Латинское название падежа | Вопросы | Предлоги | Окончание | |||
Единственное число | Множественное число | ||||||
1 скл. | 2 скл. | 3 скл. | |||||
Именительный | Номинатив | Кто? Что? (есть) | --- --- | -а, -я | ---, -о, -е | --- | -ы, -и, -а, -я |
Родительный | Генитив | Кого? Чего? (нет) | без, у, до, от, с, около, из, возле, после, для, вокруг | -ы, -и | -а, -я | -и | ---, -ов, -ев, -ей |
Дательный | Датив | Кому? Чему? (дам) | к, по | -е, -и | -у, -ю | -и | -ам, -ям |
Винительный | Аккузатив | Кого? Что? (вижу) | в, за, на, про, через | -у, -ю | -о, -е | --- | ---, -ы, -и, -а, -я, -ей |
Творительный | Инструментатив | Кем? Чем? (горжусь) | за, над, под, перед, с | -ой (-ою), -ей (-ею) | -ом, -ем | -ю | -ами, -ями |
Предложный | Препозитив | О ком? О чем? (думаю) | в, на, о, об, обо, при | -е, -и | -е, -и | -и | -ах, -ях |
Стандартно считается, что в современном русском языке 6 падежей (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный), тем не менее некоторые языковеды (Зализняк) выделяют ещё минимум семь, имеющих ограниченное распространение и функции. Шесть основных падежей определяются посредством грамматических вопросов, которые можно поставить на место слова (кто?, что?, кого?, чего? и т. д.), остальные падежи можно выделить только по косвенным смысловым признакам (так, изъяснительный и местный падежи определяются одним вопросом: о/на/в ком, чём?)
Именительный падеж - кто?, что?, является единственным прямым падежом в русском языке, употребляется в качестве главной части предложения.
Родительный падеж - нет кого?, чего?, определяет принадлежность, родство и некоторые другие отношения.
Дательный падеж - дать кому?, чему?, определяет конечную точку действия.
Винительный падеж - вижу кого?, что?, обозначает непосредственный объект действия;
Творительный падеж - творю кем?, чем?, определяет инструмент, некоторые виды временной принадлежности (ночью);
Предложный падеж - думать о ком, о чём
Второй предложный падеж , или местный падеж - оригинальная (беспредложная) форма местного падежа практически полностью утрачена и перешла в формы предложного и творительного, однако у некоторых существительных грамматически отличная форма предложного падежа: в лесу, в тени́. Беспредложные формы до́ма и домо́й, являются, видимо, наречиями.
Звательный падеж - по форме идентичен именительному, но образует независимый оборот речи, по функциям подобный междометию. Полностью утрачен оригинальный звательный падеж, формы старорусского языка - человече, врачу и пр. Однако, можно выделить новый звательный, включающий разговорные формы некоторых имён: Петь, Саш, Тань, и т. п. и нескольких существительных.
Количественно-отделительный падеж - разновидность родительного и во многом сходен с ним, однако имеет некоторые отличные формы: чашка чаю (вместе с чая), задать жару (не жа́ра), прибавить ходу (не ход).
Лишительный падеж - вид винительного падежа, но используется исключительно с отрицанием при глаголе: не знать правды (не правду), не иметь права (не право).
Ждательный падеж фактически совпадает с родительным, однако выделяется вследствие того, что некоторые слова в той же грамматической форме склоняются по форме винительного. Ср. ждать (кого? чего?) письма, но ждать (кого? что?) маму. Также: ждать у моря погоды.
Превратительный падеж или включительный падеж - отвечает на вопросы подобные винительному падежу (в кого? во что?), но употребляется исключительно в оборотах типа пойти в сварщики, баллотиророваться в президенты, взять в зятья и т. п.
Счётный падеж - несколько отличная от родительного форма, использующаяся при счёте: три часа́ (не ча́са), два шага́.
Что такое падеж, сколько падежей существует в русском языке и как правильно определить падеж у имён существительных? На эти и многие другие вопросы вы найдёте ответы в статье. Мы расскажем об особенностях склонения существительных по падежам, приведём наглядные примеры, научим определять падежную форму не только у склоняемых, но и у несклоняемых форм слов.
Что такое падеж существительных?
Падеж существительных в русском языке – это морфологический признак, обозначающий грамматическое отношение существительных к другим словам в словосочетаниях и предложениях. Падеж выражается системой противопоставляемых друг другу рядов форм существительных и является словоизменительным признаком.
Склонение существительных по падежам изучается в 4 классе.
Склонение существительных по падежам
В русском языке существует шесть падежей – один прямой (именительный) и пять косвенных. Изменение имен существительных по падежам осуществляется с помощью системы падежных окончаний (флексий).
Примеры падежей существительных в таблице :
ТОП-5 статей которые читают вместе с этой
Падеж | Вопросы к падежам | Примеры существительных | |
Ед. число | Мн. число | ||
Именительный | Кто? Что? | Приятель , ветка , озеро | Приятели , ветки , озера |
Родительный | Кого? Чего? | Приятеля , ветки , озера | Приятелей , веток, озер |
Дательный | Кому? Чему? | Приятелю , ветке , озеру | Приятелям , веткам , озерам |
Винительный | Кого? Что? | Приятеля , ветку , озеро | Приятелей , ветки , озера |
Творительный | Кем? Чем? | Приятелем , веткой , озером | Приятелями , ветками , озерами |
Предложный | О ком? О чем? | О приятеле , о ветке , об озере | О приятелях , о ветках , об озерах |
Несклоняемые существительные не имеют падежных форм. У таких слов падежная принадлежность выражается не грамматически (через окончания), а синтаксически (через слова, с которыми они согласуются).
Примеры: новое пальто (И.п), мечтать о пальто (П. п), пришить пуговицу к пальто (Д. п.).
Как определить падеж у существительного?
Определить падеж существительного можно несколькими способами.