Умная девушка. Русские бытовые сказки Пересказ русской народной бытовой сказки

Умная девушка. Русские бытовые сказки Пересказ русской народной бытовой сказки
Умная девушка. Русские бытовые сказки Пересказ русской народной бытовой сказки

сказка герой волшебный бытовой

Бытовые сказки отличаются от волшебных. Бытовую сказку называют еще социально-бытовой, сатирической или новеллистической - от слова «новелла». Появилась она гораздо позже волшебной.

Бытовая сказка точно передает быт, обстоятельства народной жизни. Но не прямолинейно, как зеркало, отражает эту жизнь. Правда соседствует здесь, как и должно быть в сказке, с вымыслом, с событиями и действиями, которых на самом деле быть не может.

В волшебной сказке - два мира, в бытовой - один. Бытовые сказки кратки. В центре сюжета обычно один эпизод, действие развивается быстро, нет повторения эпизодов, события в них можно определить как нелепые, смешные, странные. В этих сказках широко развит комизм, что определяется их сатирическим, юмористическим, ироническим характером. В них нет ужасов, они веселы, остроумны, все сосредоточено на действии и особенностях повествования, которые раскрывают образы героев. "В них, - писал Белинский, - отражается быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия и этот лукавый русский ум, столь наклонный к иронии, столь простодушный в своем лукавстве".

Особенно сильно проявилось в бытовых сказках сатирическое начало, выразившее социальные симпатии и антипатии народа. Героем их является простой человек: крестьянин, кузнец, плотник, солдат... Сказочники любуются его трудолюбием и оптимизмом и вместе с тем изображают его бедственное положение. Как правило, в самом начале сказок подчеркивается нищета мужика: ему и его семье нечего есть, не во что одеться.

В представлении народа в богаче сосредоточено все плохое -- скупость, глупость, жестокость. Бедняк же всегда честен, трудолюбив, добр. В сказке «Два брата» противопоставлены друг другу богатый и бедный братья, оба мельники. С самого начала сказки подчеркнуто, что богатый брат „мелет муку -- дорого берет", а бедный за ту же работу берет дешевле. Поэтому у бедного брата на мельнице много народу, а у богатого -- мало. Завидно стало богачу, позвал он брата в лес и выколол ему глаза... Как и в сказках о животных, в социально-бытовых сказках нас поражают невероятные ситуации: чтобы брат брату выколол глаза -- быть того не могло! Но сказка нарочито сгущает краски: раз уж родственные узы рвутся из-за богатства, то что же говорить о людях, не связанных родством! Сказки осуждают безудержное стремление к обогащению: оно связано с потерей человеческого облика, ведет к преступлению.

Бытовые сказки ярко показали острые противоречия феодального общества. Человек-труженик, создающий материальные и духовные ценности, живет в кабале, в унижении, а его классовые враги -- помещики и попы -- живут в богатстве, в безделье. Но это--изначальная ситуация в сказках. Ведь в жизни должно быть по-другому: кто не работает, тот не ест! И сказки зло смеются над помещиками и попами.

Позавидовал барин кузнецу, решил завести сам кузницу, чтобы быстро разбогатеть, и стал кузнечить. Но ничего не вышло из этого: не умел барин трудиться! И избил его мужик, заказавший шины для телеги („Барин-кузнец"). В другой сказке плотник мстит барину за то, что тот побил его ни за что ни про что („Барин и плотник").

В сказках высмеивается не только барин, но и его близкие, чаще всего барыня. Сколько издевки над барами звучит, например, в сказке „Свинья-сестра"! Барыня решила посмеяться над мужиком и по его просьбе отправила на свадьбу свинью, которая, по словам хитрого мужика, была сестрой его жены. Она нарядила ее в дорогую шубу, посадила в повозку да в придачу отдала мужику еще и поросят. Но даже не это самое удивительное в сказке! Барин, узнав об обмане, бросается на коне в погоню за мужиком и, тоже одураченный, пешком возвращается домой. Сказка заканчивается так: „А мужичок приехал домой на трех лошадях, и сто рублей у него в кармане! Стал он помаленьку жить да поживать, землю обрабатывать, поле засевать да обильный урожай получать. Нужды с тех пор больше и не видывал".

Сказка всем своим содержанием утверждала: кто работает, тот и должен обладать богатством. Интересно, что, разбогатев, мужик не перестает трудиться: сказка не представляет своего героя вне трудовой деятельности.

Так же, как и помещиков, сказки высмеивают попов. В них сатирически изображены все служители церкви, начиная с пономаря и кончая архиепископом. Бичующий смех обрушивается на глупых, жадных, продажных, грубых, необразованных попов. Именно об этом сказки „Церковная служба", „Безграмотная деревня", „Поп и дьякон", „Отец Пахом", „Похороны козла" и др. Нередко сказки заканчиваются изображением гибели попа от рук работника, мужика или Ивана-дурака.

Осмеянию в бытовых сказках, как в „Сказке о Ерше Ершовиче", „Вороне", подверглось судопроизводство средневековой Руси и даже сам царь. Неразумность; несправедливость решений суда народ объяснял глупостью судей, взяточничеством, но в сказках он как бы восстанавливал справедливость. Ненаказанным уходит бедняк от суда Шемяки („Шемякин суд"), отбивается благодаря смекалке своей дочери от неправедного суда воеводы мужик, отгадывающий загадки лучше, чем его недалекий, но богатый брат („Семилетка"), и т. д.

Во всем этом сказывался оптимизм народа, его вера в возможность мира и согласия в обществе и семье, его мечты о счастливом будущем. Довольно долго связывал народ утверждение на земле справедливости с именем царя. Считалось, что царя окружают нечестные, тщеславные, глупые бояре и приближенные. В сказках они высмеиваются, высмеиваются зло и остро (например, в сказках „Горшеня", „Елевы шишки"), царь же изображается мудрым человеком, наказывающим глупцов и награждающим умного мужика. Но в сказке „Царь и портной" царь показан уже таким же, как и его приближенные: презирающим простого человека, глуповатым и смешным.

Здесь все обыкновенно, все происходит в повседневной жизни. Здесь противопоставляются слабый и сильный, бедный и богатый. Это уже не "тридевятое царство", а обычный город или деревня. Иногда в бытовой сказке появляются даже реальные географические названия. Здесь нет чудес и фантастических образов, действуют реальные герои: муж, жена, солдат, купец, барин, поп и др. Это сказки о женитьбе героев и выходе героинь замуж, исправлении строптивых жен, неумелых, ленивых хозяйках, господах и слугах, об одураченном барине, богатом хозяине, барыне, обманутой хитрым хозяином, ловких ворах, хитром и смекалистом солдате и др. Это сказки на семейно-бытовые темы. В них выражается обличительная направленность; осуждается корысть духовенства, не следующего священным заповедям, жадность и завистливость его представителей; жестокость, невежество, грубость бар-крепостников. Здесь с уважением относятся к хорошим, умелым работникам и высмеивают неумех, лодырей. Самый любимый герой бытовой сказки - солдат. Ловкий, находчивый и в слове, и в деле, смелый, все знающий, все умеющий, веселый, неунывающий. В отличие от волшебной сказки здесь нет чудес, положительный герой физической силы не применяет, воинских подвигов не совершает. В бытовой сказке происходит как бы состязание ума: кто кого перехитрит, кто окажется сообразительнее.

В основе развития сюжета - уже не путешествие или невыполнимое задание, а бытовой конфликт: например, спор из-за имущества. Он разрешается в пользу главного героя, однако совсем не чудесным способом. Чтобы добиться справедливости, ему приходится проявить ловкость, ум и находчивость, а зачастую и хитрость. Так, в сказке "Каша из топора" солдат всеми правдами и неправдами выманивает у жадной старухи продукты, убеждая её при этом, что она варит кашу из солдатского топора, может перехитрить кого надо. Он способен обмануть черта, барина, глупую старуху. Служилый умело достигает своей цели, несмотря на нелепость ситуаций. И в этом обнаруживается ирония. Симпатии читателя неизменно оказываются на стороне находчивого героя, и в финале его смекалка вознаграждается, а противник всячески осмеивается. В бытовой сказке сильно сатирическое начало, и главным способом изображения отрицательного героя становится не гипербола, как в сказке волшебной, а ирония. По своим функциям бытовая сказка сближается с пословицей: она не только развлекает читателей, но и открыто учит их тому, как нужно вести себя в сложных жизненных ситуациях.

Однажды падишах сказал своему везиру:
- Вот тебе баран, сведи его на базар. Ты должен выручить за него деньги, получить шерсть, принести мне два вертела кебаба и вернуть живого барана.
Переоделся везир в одежду дервиша и пустился в путь. Встретил но дороге юношу. Пошли вместе. Преградила им путь небольшая речка. Везир предложил:
- Брат, давай сделаем мост, одному из нас будет легче. Удивился спутник:
- Ты что, глупец! Как мы его с тобой вдвоем сделаем? Пошли они дальше, увидели впереди холм. Дервиш пред-ложил:
- Давай сделаем лестницу и быстро поднимемся по ней. Спутник опять удивился:
- Дервиш, ты совсем глупый? Как это можно сделать здесь лестницу и зачем?
Двинулись они дальше, долго взбирались на холм, потом спускались, наконец вышли к полю.
Дервиш спросил:
- Вот бы узнать, хозяин поля съел свой урожай ила нет?
Рассердился спутник:
- Да ты, видно, совсем дурак! Поле еще не скошено, как же он мог съесть его?
Дервиш и юноша вошли в город. Дервиш спросил со вздохом:
- Город, ты жив или разорен?
- Да разрушится твой дом, - воскликнул юноша, - ты же видишь, сколько здесь народу, значит, он живет. И почему он должен быть разорен?
Дервиш направился на постоялый двор, а юноша пошел до-мой. Пришел и говорит сестре:
- Сестрица, я сегодня встретил такого глупого дервиша, никогда таких не видел.
- А почему он показался тебе таким? Ну-ка, расскажи, что он тебе глупого сказал.
- Дошли мы до маленькой речки, а он сказал: "Давай сде-лаем мост, одному из нас будет легче". Сестра перебила брата:
- Брат, дервиш умный, ты глупый. Он хотел сказать: "Да-вай один из нас перенесет другого, одному будет легче". Вот и мост.
- Э, хорошо, пусть будет так. Попался нам на пути холм. Он сказал: "Давай сделаем лестницу и быстро поднимемся по ней". Ну, не глупость ли?
- Глупенький-то ты, а дервиш умный, он хотел сказать: "Пусть один из нас расскажет что-нибудь, так и поднимемся незаметно".
- Э, ну хорошо. Но когда мы дошли до поля, он спросил: "Вот бы узнать, хозяин этого поля съел свой урожай или нет?"
- Брат, этот дервиш очень умен. Он хотел сказать: "Долж-ник хозяин этого поля или нет?"
- Ладно, я согласен с тобой, сестра. Но вошли мы в город, народу полно, а он спрашивает: "Город, ты жив или разорен?" Я ему ответил: "Конечно, город жив, люди же ходят".
- Э, брат, Какой ты глупый! Ведь ты должен был сказать: "Пожалуйте к нам в дом". А куда тот дервиш ушел?
- Он пошел в меванхану.
- Брат, вот тебе двенадцать лепешек и тридцать яиц, отнеси их дервишу.
Завязала она еду в узелок и отдала брату. По дороге юноша подумал: "Откуда дервишу знать, сколько здесь лепешек и яиц?" Взял он да и съел одну лепешку и два яйца. Принес он еду дервишу. Развязал дервиш узелок, сосчитал лепешки и яйца и обратился к юноше:
- Дружище, у вас в году одиннадцать месяцев и двадцать восемь дней?
Юноша не понял вопроса дервиша, но ничего не ответил и вернулся домой. И говорит сестре:
- Сестрица, а я все-таки прав, вы оба какие-то глупые. Спросил он меня: "В году у вас одиннадцать месяцев и двадцать восемь дней?" Что он, не знает, что в году двенадцать месяцев, а в месяце тридцать дней?
Тут сестра рассердилась:
- Да заберет тебя хворь! Ты зачем по дороге съел лепешку и два яйца? Потому он так и сказал. Пойди пригласи его к нам в гости.
Юноша пошел, привел дервиша.
Вошел дервиш в дом, поздоровался:
- Салам-алейкум, добрая девушка!
- Алейкум-салам, всеведущий дервиш!
Пригласила девушка гостя присесть. Дервиш обратился к тандуру:
- Тандур, на вид ты хорош, да вот хотел бы я знать: дым наверх прямо поднимается?
- Дорогой гость, дым из моего тандура прямо поднимается, - ответила девушка.
- Хозяйка, я вижу, ты девушка умная и только тебе под силу мне помочь. Я везир падишаха, дал мне падишах барана и поставил условие: чтобы за него и деньги выручить, и шерсть получить, и два вертела кебаба принести, и при этом вернуть ему барана в целости и сохранности.
- Э,- говорит девушка,- гость дорогой, что же тут трудного? Барана надо остричь, половину шерсти отнести на базар продать, а половину оставить - вот и деньги и шерсть. Потом надо отрезать у барана яйца, из них приготовить два шампура кебаба и снести падишаху.
Радостный, вернулся везир в город и поступил так, как по-советовала ему девушка. Спросил падишах везира:
- Везир, у тебя был советчик? Скажи мне правду, я тебя помилую.
Пришлось везиру рассказать падишаху о мудрой девушке. Падишах приказал везиру:
- Иди и сосватай мне эту девушку.
Пришел везир к девушке и сказал ей:
- Добрая девушка, я пришел сватать тебя самому падишаху.
- Что же, я не против, только цену калыма назначу сама.
- Говори.
- Двадцать ягнят, тридцать волков, сорок львов, пятьдесят верблюдов, шестьдесят лис, семьдесят шкур, восемьдесят мудре-цов - вот мой калым.
Вернулся везир к падишаху и передал ему условие девушки. Падишах подумал и ответил:
- Девушка права, мужчина в двадцать лет подобен ягненку, в тридцать лет подобен волку, в сорок лет - льву, в пятьдесят лет - верблюду, в шестьдесят лет он хитер, как лиса, в семь-десят лет от мужчины остается лишь внешний вид, шкура, а в восемьдесят лет он становится мудрым. Она достойна моего сына.
И стала умная девушка женой сына падишаха.

    1 - Про малютку-автобус, который боялся темноты

    Дональд Биссет

    Сказка о том, как мама-автобус научила своего малютку-автобуса не бояться темноты… Про малютку-автобус, который боялся темноты читать Жил-был на свете малютка-автобус. Он был ярко-красного цвета и жил с папой и мамой в гараже. Каждое утро …

    2 - Три котёнка

    Сутеев В.Г.

    Небольшая сказка для самых маленьких про трех котят-непосед и их веселые приключения. Маленькие дети обожают короткие истории с картинками, поэтому, сказки Сутеева так популярны и любимы! Три котёнка читать Три котёнка - чёрный, серый и …

    3 - Ёжик в тумане

    Козлов С.Г.

    Сказка про Ежика, как он гулял ночью и заблудился в тумане. Он свалился в реку, но кто-то вынес его на берег. Волшебная была ночь! Ёжик в тумане читать Тридцать комариков выбежали на поляну и заиграли …

    4 - Яблоко

    Сутеев В.Г.

    Сказка про ежика, зайца и ворону, которые не могли поделить между собой последнее яблоко. Каждый хотел присвоить его себе. Но справедливый медведь рассудил их спор, и каждому досталось по кусочку лакомства… Яблоко читать Стояла поздняя …

    5 - Про мышонка из книжонки

    Джанни Родари

    Небольшая сказа про мышонка, который жил в книжке и решил выпрыгнуть из нее в большой мир. Только он не умел разговаривать на языке мышей, а знал только странный книжный язык… Про мышонка из книжонки читать …

    6 - Черный омут

    Козлов С.Г.

    Сказка про трусливого Зайца, который в лесу всех боялся. И так он устал от своего страха, что пришел к Черному Омуту. Но тот научил Зайца жить и не бояться! Черный омут читать Жил-был Заяц в …

    7 - Про Ёжика и Кролика Кусочек зимы

    Стюарт П. и Риддел К.

    История про то, как Ежик перед зимней спячкой попроси Кролика сохранить ему до весны кусочек зимы. Кролик скатал большой ком снега, обернул его листьями и спрятал у себя в норе. Про Ёжика и Кролика Кусочек …

    8 - Про Бегемота, который боялся прививок

    Сутеев В.Г.

    Сказка про трусливого бегемота, который сбежал из поликлиники, так как боялся прививок. И заболел желтухой. К счастью, его отвезли в больницу и вылечили. А бегемоту стало очень стыдно за свое поведение… Про Бегемота, который боялся …

Однажды шах и его визирь возвращались с охоты и увидели, что впереди идет сгорбленная старуха. Шах взнуздал коня, догнал ее и спросил:

— Эй, старуха, кто ты и что тут делаешь?

— Я женщина, не видишь разве? — ответила старуха. — А занимаюсь тем, что одним порчу жизнь, других делаю счастливыми.

Шах удивился:

— Да какая у тебя сила, чтобы ты могла кого-то сделать счастливым или несчастным?

— О шах, — рассмеялась старая, — разве ты не знаешь, на что способна женщина? Если женщина не разрушит дом, он простоит тысячу лет.

Шаху не понравились слова старухи. А визирь согласился с ней.

Уже старуха давно осталась позади, а они все спорили, И даже во дворце продолжали препираться. У падишаха было три дочери. Он позвал их, чтоб разрешить спор.

— Дочки, — спросил он, — кто строит дом — женщина или мужчина?

Старшая дочь ответила:

— Конечно, муж.

Шаху понравился ее ответ.

— Спасибо, доченька, ты права, — сказал он и обратился к средней дочери: — А что скажешь ты? Та ответила:

— Отец, что собой представляет женщина, чтобы она могла построить дом? Конечно, дом строит мужчина.

Шах повернулся к младшей дочери:

— А ты как думаешь, доченька? Но младшая дочь разочаровала его:

— Отец, дом строит женщина.

Шах был человеком несдержанным. В гневе вскочил он с трона.

— Раз так, я выдам тебя замуж за бездомного бедняка. Посмотрим, как ты построишь дом!

А надо сказать, на окраине этого города в жалкой лачуге жила старуха Фаты-гары. И был у нее внук Ахмед, такой ленивый, что он готов был не пить, не есть, лишь бы не вставать с места. Вот эту-то Фаты-гары позвал шах к себе и сказал: — Послушай, старуха, я отдаю свою младшую дочь за твоего внука. А так как ты человек бедный и ничего у тебя нет, свадьбы не надо, безо всякой музыки забирай ее с собой, когда пойдешь домой.

Старуха повалилась ему в ноги в ужасе:

— О шах, да какая пара мой внук твоей дочери? На нем даже одежды приличной нет. Он ходит в таких лохмотьях, что нищие пугаются. Да он и в жизни хлеба не ел досыта. Как сможет он содержать дочь шаха? Нет, великий шах, не делай ты этого.

— Не твоего ума дело, — рассердился шах. — Сказано, — я отдаю свою дочь за твоего внука, — и кончено.

Старухе ничего не оставалось делать, и она, взяв с собой дочь шаха, пошла домой. Там она обо всем рассказала своему внуку. Ахмед хоть и был поражен неожиданным решением шаха, но с постели не поднялся.

А дочь шаха была очень умна и хитра. Ее нисколько не испугали ни гнев отца, ни неожиданное замужество. Она решила, что справится с ленью мужа.

Прежде всего она заметила, что из-за лена он. ест в постели. Поэтому в первый же день она накрыла на стол и позвала Ахмеда кушать.. Он долго умолял ее принести обед в постель. Но она не согласилась. Тогда Ахмед отвернулся к стене и уснул.- На другой день повторилось то же самое. Ахтмед чувствовал, что голоден, понял юн, что никто ему не подаст еду в постель, д-аже если он будет умирать, и кое-как, кряхтя и охая, приполз к накрытому столу. Поев, он тут же завалился спать. А жена сто oкаждый день накрывала стол все дальше от постели. Через несколько дней Ахмед уже вставал, едва только она вносила кушанья. Тогда она подавать стала обед во дворе на зеленой траве. Ахмед и сюда стал приходить, но, поев, неизменно ложился спать.

Однажды дочь шаха задумала выманить его на улицу. Она узнала, что муж любит орехи. Купив на базаре два фунта орехов, она рассыпала их от калитки до дому и сказала:

— Ахмед, хватит бока отлеживать. Там во дворе валяются орехи, встань, собери и съешь.

Хоть и лень было Ахмеду встать, но орехов хотелось еще больше. Вылез он из постели, кое-как собрал орехи у калитки а снова улегся спать. На следующий день она придумала новую хитрость, потом еще одну, и так постепенно приучила лентяя выходить на улицу. Тогда она стала посылать его на базар.

Но Ахмед возражал:

— Да я же ничего не умею делать, где я найду работу?

— Ты только выйди на улицу, — сказала жена, — крикни, кому нужен работник, и увидишь, кому-нибудь да будет нужен. Но кто бы к тебе ни подошел, не торгуйся и не спорь, иди с ним. Он тебе даст работу.

Кое-как она вывела Ахмеда на улицу. Стал он посреди дороги, еле слышно повторяя:

— Кому нужен работник?

Вдруг подошел к нему какой-то человек и сказал:

— Сынок, у меня есть сад, иди, вскопай землю, за это я дан тебе один тумен.

Ахмед хотел было отказаться, но вспомнил слова жены и пошел. До вечера копал он землю в саду, а вечером получил мзду и направился домой.

По дороге он увидел, что какой-то мужчина продает кошку. Отдал он свой тумен за кошку. Дома дочь шаха спросила:

— Ахмед, что ты делал, сколько заработал?

— Я заработал один тумен, — ответил он, — но отдал его за эту кошку.

Жена не стала его ругать, только сказала:

— Раз ты попробовал работать, отправляйся в далекое путешествие. Тебе надо прогуляться, посмотреть новые места. Ахмеду снова стало лень, он попытался возразить.

— Как я могу путешествовать, ведь у меня нет ни коня, ни денег, да и дороги я не знаю.

Но дочь шаха была настойчива:

— Завтра же пойдешь на базар, станешь на обочине дороги и будешь ждать. Мимо тебя пройдет караван верблюдов. Если ты попросишь хозяина взять тебя и скажешь, что за это ты будешь помогать ему, он согласится. Вот ты и поедешь с ними.

Ахмед знал, что жена все равно добьется своего, что скажет, то и будет, и поэтому согласился. Наступило утро. Он пошел к дороге и встал на обочине. Действительно, вскоре показалась вереница верблюдов. Ахмед подошел к хозяину каравана и спросил:

— Не возьмешь ли ты меня с собой, добрый человек? Я буду за это помогать тебе в дороге.

— Конечно, возьму, я днем с огнем ищу такого человека. Искал на небе, он мне попался на земле. Так Ахмед отправился странствовать. Их путь лежал через пустыню, и на самой середине ее у них кончилась вода. Долго ли, мало ли шли они, изнывая от жажды, наконец добрались до колодца.

Хозяин каравана позвал Ахмеда и сказал ему:

— Сынок, мы спустим тебя в колодец, достань немного воды.

Ахмед уже привык со всем соглашаться, согласился и на это. Обвязали его веревкой, спустили в колодец. Стал Ахмед ногами на дно, огляделся и видит: вокруг ни стен, ни света. Только сверху блестит кусочек солнца. Долго шел он, пока не наткнулся на реку. Набрал два бурдюка воды и возвратился назад. Стал звать, чтобы подняли его наверх. Но вместо ответа раздался страшный грохот и появился див. Испугался Ахмед, хотел убежать, да некуда. Див загородил своими ручищами проходы во все стороны, а наверх не взобраться. И заревел:

— О сын человека, вижу, ты хочешь убежать от меня. Но знай, никуда ты от меня не убежишь. Сюда не забиралось ни одно живое существо. Но тебе повезло. Сегодня я в хорошем расположении духа. Сейчас я задам тебе вопрос. Если скажешь правду, ты спасен, а нет — разорву на куски.

И, взяв с собой Ахмеда, див отправился в свой дворец. Этот дворец был так красив, что у Ахмеда глаза разбежались. Все утопало в золоте и драгоценных камнях. Див стал водить Ахмеда по комнатам. Так прошли они тридцать девять комнат. А в сороковой комнате, остановившись перед золотым подносом с лягушкой, див спросил:

— О сын человека, скажи теперь, что самое прекрасное на свете?

Ахмед ответил:

— На свете самое красивое то, что любо твоей душе.

Эти слова очень понравились диву, потому что он был влюблен в эту самую лягушку. И он раздумал убивать Ахмеда. А па-оборот, подарил ему гранат, большой орех и отпустил на волю. Ахмед дошел до колодца, но сколько ни звал, никто не откликнулся, потому что караван давным-давно ушел. А надо сказать, что, отправляясь в это путешествие, Ахмед взял с собой кошку, которую купил за тумен. Когда караван последовал дальше, кошка не пошла с ними, осталась ждать хозяина у колодца. Склонившись над отверстием, она без конца мяукала.

На следующее утро какой-то караван проходил мимо колодца. Люди услышали, что кошка кричит, надрывает горло. Подумали они: “Здесь кроется какая-то тайна”. Подошел хозяин каравана к колодцу и услышал оттуда голос:

— Эй, прохожие, помогите мне выбраться…

Караванщик позвал своих товарищей, спустили они веревку и вытащили Ахмеда. Рассказал он, что с ним приключилось, и вместе отправились они дальше. Дошли до страны Тонконогих. На ночь они устроились в караван-сарае. Слуги накрыли стол, гости расселись, а хозяин и вся его семья с дубинками в руках стали за спинами путников. Это очень испугало людей, им показалось, что хозяева хотят их убить. Поэтому караванщик сказал:

— О братцы, если вы думаете нас убить, убейте до того, как накормите, избавьте нас от мук ожидания, что у вас за дикий обычай?

Но хозяин дома ответил на это:

— Мы и не думали вас убивать, подождите, пусть подадут кушанья, тогда вы увидите, что мы хотим делать.

Слуги внесли кушанья, и в тот же миг со всех сторон налетело столько крыс и мышей, что в тарелках даже костей не осталось. Хозяин и его семья набросились на них, но не смогли перебить всех, а прикончили дюжину. Остальные разбежались по своим норам. Гости были поражены, а Ахмед спросил у хозяина:

— Братец, разве у вас нет кошки?

— Кошки? — переспросил хозяин. — А что такое кошка? В наших краях такой твари нет.

Тогда Ахмед принес свою кошку. Снова подали еду. Ахмед выпустил кошку. Как только крысы вылезли из своих нор, она набросилась на них и задушила всех одну за другой. Хозяин караван-сарая застыл от удивления. Придя в себя, он упросил Ахмеда продать ему кошку. А взамен дал ему много золота. На следующий день другой караван уходил в родной город Ахмеда. Взял он гранат, орех, подаренные дивом, немного золота, полученного за кошку, и послал жене, а сам вместе с караваном пошел дальше по городам и деревням, и начал торговать. Пусть он ходит и торгует, а мы посмотрим, что стало с его женой.

Получив золото, посланное Ахмедом, она позвала каменщиков и построила семиэтажный чертог. Такой красивый, что по сравнению с ним дворец ее отца-шаха мог бы показаться конюшней. А когда дом был готов, она хотела съесть гранат, присланный Ахмедом. Но разломила его пополам и вдруг увидела, что внутри вместо зерен — тьма-тьмущая драгоценных камней. Поменяв их, она обставила дворец дорогой утварью, разукрасила тонкими тканями.

Вскоре вернулся из путешествия Ахмед. Пошел он к своей лачуге, но не нашел ее, а увидел высокий дворец. У слуги, который стоял в дверях, Ахмед спросил:

— Братец, здесь стоял когда-то маленький домик, не знаешь ли ты, куда он делся?

— Это и есть тот самый дом, о котором ты спрашиваешь, — ответил слуга.

Ахмеду показалось, что слуга насмехается. Поэтому он спросил снова:

— Братец, зачем ты меня обманываешь?

На шум вышла Фаты-гары, бабка Ахмеда. Узнав внука, она вскричала:

— Сынок, неужто ты не признаешь меня? Этот дом построила твоя жена.

Когда Ахмед вошел в дом и увидел, как богато и красиво он убран внутри, сомнения -опять охватили его. Тогда жена рассказала, как построила она этот дом. Накормив мужа, она разбила орех, присланный Ахмедом. Но в орехе вместо мякоти оказалась шелковая одежда, достойная шаха. Она вынула эту одежду, одела мужа и сказала:

— Теперь, Ахмед, мы пригласим в гости отца. О чем бы он ни спрашивал, отвечай только правду.

Наступило утро. Девушка пригласила отца и всех его придворных. Когда шах вошел в дом своей дочери, у него язык отнялся от удивления. Такого богатства не было даже в его казне. Повели гостей к столу, уставленному самыми изысканными яствами мира. Поев всласть, шах спросил Ахмеда:

— Сынок, кто построил этот дом? Где ты взял всю эту роскошь?

Ахмед рассказал шаху обо всем, что приключилось с ним.

— Да будет шах здоров, — закончил он, — все, что ты видишь, сделано твоей дочерью. И дом этот построила она, и счастливую жизнь дала она мне.

А жена его спросила:

— Отец, теперь ты убедился, что дом строит женщина? Шах опустил голову и ответил:

— Ты права, дочь моя.

И он приказал семь дней и семь ночей играть свадьбу дочери и Ахмеда.

Жил один падишах. У него был единственный сын, по имени Абдул.

Сын падишаха был очень глуп и этим достав лял отцу много хлопот и горя. Падишах нанимал Абдулу мудрых наставников, посылал его на ученье в дальние страны, но ничто не помогало глупому сыну. Однажды пришёл к падишаху один человек и сказал ему: Я хочу помочь тебе советом. Найди сыну такую жену, чтобы она могла разгадывать любые мудрые загадки. Ему будет легче жить с умной женой.

Согласился с ним падишах и стал искать для своего сына мудрую жену. В этой стране жил один старик. У него была дочь, по имени Магфура. Она вовсем помогала отцу, и слава о её красоте и уме давно шла повсюду. И хоть была Магфура дочерью простого человека, всё же послал падишах своих визирей к её отцу: решил он убедиться в мудрости Магфуры и приказал привести её отца во дворец.

Пришёл старик, поклонился падишаху и спрашивает:

Явился по твоему повелению, великий падишах, - что прикажешь?

Вот тебе тридцать аршин полотна. Пусть твоя дочь сошьёт из него рубашки для всего моего войска да оставит ещё и на портянки, - говорит ему падишах.

Вернулся старик домой печальный. Вышла ему навстречу Магфура и спрашивает:

Отчего, отец, ты такой печальный?

Рассказал старик дочери о приказе падишаха.

Не печалься, отец. Пойди к падишаху и скажи - пусть он прежде из одного бревна выстроит дворец, где я буду шить рубашки, да ещё и на дрова оставит, - отвечает Магфура.

Взял старик бревно, пришёл к падишаху и сказал:

Дочь моя просит тебя выстроить из этого бревна дворец да ещё оставить дров на топливо. Исполни эту задачу, тогда и Магфура исполнит твою.

Услышал это падишах, подивился мудрости девушки, собрал визирей, и порешили они женить Абдула на Магфуре. Не хотела Магфура выходить замуж за глупого Абдула, но падишах стал грозить смертью её отцу. Созвали гостей из всех владений и справили свадьбу.

Однажды вздумал падишах поехать по своим владениям; взял он с собою сына. Едут они, едут. Скучно стало падишаху, решил он испытать сына и говорит:

Сделай дорогу короче - скучно мне что-то стало.

Абдул сошёл с коня, взял лопату и начал копать дорогу. Визирь стал смеяться над ним, а падишаху стало обидно и досадно, что сын не может понять его слов. Сказал он сыну:

Если завтра к утру не додумаешься, как сделать дорогу короче, накажу тебя строго.

Вернулся Абдул домой печальный. Вышла навстречу ему Магфура и с шивает:

Отчего ты, Абдул, такой печальный?

А Абдул отвечает жене:

Отец грозится меня наказать, если я не додумаюсь, как сделать короче дорогу. На это Магфура говорит:

Не печалься, это беда небольшая. Завтра ты скажи отцу так: чтобы укоротить скучную дорогу, надо со своим спутником вести разговоры. Если спутник учёный человек, надо рассказать ему, какие есть города в государстве, какие были сражения и какие полководцы в них отличились. А если спутник простой человек, то надо ему рассказывать о разном ремесле, об искусных мастерах. Вот тогда всякому дальняя дорога будет казаться короткой.

На другой день рано утром падишах зовёт сына к себе и спрашивает:

Додумался ли ты, как сделать дальнюю дорогу короткой?

Абдул ответил, как его научила жена.

Понял падишах, что это Магфура научилаАбдула такому ответу. Улыбнулся он, но ничего не сказал.

Когда падишах состарился и умер, то вместо него управлять страной стал не Абдул-глупец, а его мудрая жена Магфура.