Как произносится буква ц. Как исправить произношение во взрослом возрасте. Что является причиной неправильного произношения

Как произносится буква ц. Как исправить произношение во взрослом возрасте. Что является причиной неправильного произношения
Как произносится буква ц. Как исправить произношение во взрослом возрасте. Что является причиной неправильного произношения

Сегодня говорим о постановке звука Ц .

Правильная артикуляция:

Губы принимают нейтральное положение, зубы сближены на расстоянии 1-2 мм. Кончик языка опущен и касается нижних резцов, в первый момент спинка языка круто выгнута и образует с верхними резцами смычку, далее передняя часть спинки языка быстро переходит в положение , посередине образуется желобок. Воздушная струя сильная, неравномерная.

Звук «Ц» образуется в результате быстрого слияния (произношения) двух звуков «ТС» . Попросите ребенка быстро произнести оба этих звука «ТС, ТС, ТС=Ц» . Постановку звука «Ц» нужно начинать только в том случае, если в речи есть звуки «С» и «Т» .

Есть несколько способов постановки звука «Ц»:

1. По подражанию с введением игровых приемов:

– поднесите палец ко рту – «Не шуми!» – тс-ц-ц;

– паровоз при остановке (тс-ц-ц).

2. От опорных звуков.

Ребенка быстро просят произнести два звука «Т» и «С» . Добиваться четкого произнесения звука «Ц» . взрослый может поднести руку ребенка тыльной стороной к своему рту, чтобы при быстром произнесении звука «Ц» он ощутил один удар воздушной струи. А не два. Как при «тэс» или «тыс».

3. От артикуляционного уклада («Катушечка»).

– Открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние передние резцы, а язык приподнять и выгнуть так, чтобы передняя часть прижималась к небу. Язык касается верхних резцов спинкой. Без включения голоса произносить звук, имитирующий звук «Т». Произнесение звука происходит в момент размыкания, когда кончик языка отскакивает от нижних передних зубов под напором сильной струи выдыхаемого воздуха. Губы напряжены, растянуты в улыбке. Контроль ладонью руки. Упражнение полезно тем, что приучает язык к тому положению, которое выполняется при произнесении звука «Ц» .

– Открыть рот. Кончиком языка напряженно упереться в нижние передние резцы. Спинка языка выгнута и касается верхних передних резцов. Чтобы спинка языка лучше соприкасалась с небом, боковые края языка зажимаются зубами и остаются зажатыми и в момент вдоха, и в момент выдоха. Кончик языка должен оставаться свободным. Выдохнуть воздух коротким сильным толчком при одновременном отскакивании кончика языка от нижних передних зубов. Положение зубов не меняется. Губы напряжены и растянуты в улыбке. Слышится короткий звук «Ц». Повторить предыдущие упражнения без зажатия зубами боковых краев языка.

_____________________________________________________________________________________________

Подпишись на получение логопедических занятий по или .

У вас есть интересные статьи? Присылайте их по адресу: admin[@]сайт

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"
Нравится

| | | |
Трудные согласные буквы: б;п | ж;ш | з;с | г;к | с;ц | в;ф | р;л | п;л | р;п;л | з;с;ц | ч;ж;ш;щ;ц;х |

Все логопедические упражнения на сайте () разбиты по классам. Например, вы можете найти упражнения на определенную букву. Учите с ребенком стихи, поговорки, чтение книг. Коррекционная работа должна быть комплексной и систематической. Онлайн упражнения по логопедии () могут служить полезным пособием для логопедов, работающих с дошкольниками. В силу определенных причин с каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями развития речи. Правильная речь ребенка - это хорошо. На нашем сайте мы постарались предоставить вам все, что нужно для развития речи вашего малыша. Лучше заниматься часто и короткими порциями, чем устраивать долгие уроки, но с большими перерывами. Логопедические онлайн занятия позволяют детям развивать коммуникативные способности.

Приемы постановки звука Ц.

· Этот звук можно попробовать вызвать тогда, когда ребёнок уже произносит буквы Т и С. Попросите малыша быстро повторить Т-С, Т-С, Т-С. В результате слияния этих звуков образуется звук Ц.

· Упражнение "Не разбуди малыша". Поднести указательный пальчик к губам: "Ц-ц-ц, осторожно, не разбуди малыша в кроватке, тихо!"

Как научить ребенка произносить звук [Ц] правильно ?

1. Коварный звук Ц

Если проблемы со звуками [С], [СЬ], [З], [ЗЬ] позади, стоит прислушаться к другому свистящему - [Ц]. Для многих малышей он становится настоящим камнем преткновения!

Родители почему-то не всегда замечают неполадки в произношении этого звука. Возможно, они кажутся им не столь значимыми, как дефекты [Л] или [Р]. Коварный звук [Ц] не простит подобного пренебрежения к своей особе! Забавные замены в речи малыша, типа «тьветы» (цветы), «чиплёнок» (цыплёнок), «сэлый» (целый) плавно перекочуют из устной речи в письменную. Поэтому не удивляйтесь, если через пару-тройку лет учитель начальных классов, устав исправлять подобные ошибки Вашего ребёнка, направит его к логопеду. Дисграфия у современных школяров – большая проблема! И заниматься ею будет именно этот специалист.

2. Как проверить, правильно ли ребенок произносит звук Ц?

Чтобы понять, о какой именно «камень» при произношении звука Ц споткнулся Ваш малыш, попросите его повторить фразу: «У цыплёнка Цыпа цепь ».

Возможно, получится: «У сыплёнка Сыпа – сэпь». Что ж, ребёнок так хорошо научился говорить [С], что заменяет им трудный звук [Ц]. Этот свистящий состоит из двух компонентов: [Т] и [С]. Если произнести их быстро и слитно, получится искомый звук. Но язык при этом должен проделать такие сальто-мортале! Сначала – упереться кончиком в нижние резцы, выгнуть спинку и оттолкнуться ею от твёрдого нёба (звук [Т]). Затем – немного опуститься вниз и изобразить горочку с углублением-желобком посередине (звук [С]). Согласитесь, не каждый ребёнок выполнит всё это безукоризненно. Вот кто-то и ограничивается одним из компонентов, в частности, звуком [С].

3. Ставим звук Ц сами!

Попробуем поставить звук [Ц] по подражанию. Сядьте к зеркалу. Возьмите ладошку малыша и поднесите её к своему рту. Произнесите утрированно на сильном выдохе: «Ц-ц-ц - …». Ребёнок при этом должен почувствовать удары холодного воздуха о ладошку. Обратите внимание крохи на правильное положение языка и губ (они приоткрыты в улыбке). Пусть скопирует все Ваши действия и повторит: «Ц-ц-ц -…». Возможно, понадобится несколько повторов, или занятий, чтобы всё получилось. Закрепите результат, повторяя слоги: ца-ца-ца, цо-цо-цо, цу-цу-цу, цы-цы-цы, це-це-це. При произнесении этих прямых слогов губы должны принимать положение следующего за ним гласного звука. На первом этапе произношение ещё утрированное и напряжённое. Но постепенно всё встанет на свои места, и артикуляция станет непринуждённой.

4. Поиграем в жмурки со звуком Ц!

У некоторых малышей контрольная фраза прозвучит так: «У типлёнка Типа – тепь». Самый распространенный вариант! Воспользуемся его преимуществом. Пусть кроха произнесёт [Т] с сильным выдохом (продемонстрируйте это для наглядности). Послышатся два звука [тс]. Причём элемент свистящего [С] будет более протяжным. Чтобы добиться тесного слияния звуков, воспроизведите вместе с ребёнком обратный слог [атс] с сильным выдохом в момент перехода от [а] к [тс]. Должен получиться обратный слог [ац]. Точно так же поработайте с обратными слогами [оц], [уц], [иц], [ец].

А чтобы в школе у ребёнка не появились замены буквы Ц на С, или Т, поиграйте с ним в игру «Жмурки со звуком». Вы медленно, с расстановкой, произносите слоги: СА – ЦУ – ОС – СЫ – ЦЫ – СЕ – АЦ – СО – ЦЕ - … и т. д., ТА – ЦЫ – ОЦ – ТЕ – ТЫ – ЦУ - ТО – ЦЕ - … и т. д. Малыш зажмуривает глазки и хлопает в ладошки, услышав слог со звуком [Ц]. За каждый «правильный» хлопок на тарелку малыша кладётся одна конфета, или орешек, за ошибку – убирается. В конце игры оценивается результат. Чем больше конфет (орешков) на тарелке, - тем лучше ребёнок справился с заданием.

5. Как добиться чистого звучания звука Ц с помощью обычной ложки?

Если язычок малыша на звуке [Ц] упорно не хочет удерживаться за зубками и норовит выскользнуть наружу, можно говорить о межзубном сигматизме . Попридержите «непоседу» черенком чайной ложечки. Делайте это осторожно. Зафиксируйте кончик языка возле нижних резцов (с внутренней стороны). В момент произнесения [Ц] слегка нажмите на язык, придавая ему форму горочки, средняя его часть должна соединиться с твёрдым нёбом. Если опыт удастся, Вы услышите чистое звучание [Ц]. Повторите этот приём несколько раз. Теперь попросите ребёнка, вслед за Вами, на выдохе, произнести прямые слоги: ЦА, ЦО, ЦУ, ЦЕ, ЦЫ. Черенок ложечки по-прежнему выполняет роль помощника (но только на звуке [Ц]!). На гласных ложечка убирается. Какое-то время малышу придётся терпеть присутствие этой подпорки во рту. Отказываться от её помощи надо постепенно, уменьшая с каждым разом давление на язык. Окончательно она убирается, когда ребёнок научится самостоятельно удерживать свой язык за зубками.

6. Постановка звука Ц при губно-зубном сигматизме.

И ещё один вариант фразы в исполнении малыша: «У фыплёнка Фыпа фэпь». Налицо губно-зубной сигматизм. На этот раз непослушание проявляет нижняя губа. Необходимо снять губную артикуляцию. Возможно, это удастся при помощи Вашего указательного пальца. Прижмите им нижнюю губку малыша к основанию нижних зубов (палец следует класть горизонтально). Попридержите капризулю, пока ребёнок будет произносить прямые и обратные слоги со звуком [Ц]. Через какое-то время Ваша помощь уже не потребуется.

Существует и другой способ борьбы с этим сигматизмом. Кроха демонстрирует ослепительную улыбку (видны верхние и нижние зубки). Вы большим и указательным пальцами фиксируете углы рта: голливудское сияние надо удержать как можно дольше! Не меняя положение губ, ребёнок, вслед за Вами, произносит слоги: ца-ца-ца, цы-цы-цы, це-це-це, ац-ац-ац, иц-иц-иц, ец-ец-ец. Как только нижняя губка научится вести себя пристойно, а звук [Ц] будет звучать ясно, «подпорки» убираются.

7. Закрепляем звук Ц в речи.

Вышеперечисленные способы постановки [Ц] используются не только при дислалии . Они эффективны и при других речевых нарушениях: ринолалии, дизартрии (ДЦП), алалии, тугоухости и глухоте. Как долго будут продолжаться занятия? Трудно сказать! Для каждого малыша этот процесс индивидуален.

После постановки звука [Ц], его надо закрепить на материале слов, фраз, текстов (именно в такой последовательности).

Итак, слова. Подберите вместе с ребёнком те, которые начинаются на знакомые слоги:

Ца: царь, царица, цап-царап, царапина, царевич и т.д.

Цо: цок-цок, цокот, цокотуха.

Це: цель, цепь, цена, целый, цемент, цех и т.д.

Цы: цыган, цыганка, цып-цып, цыпочки, цыкнул, цыплёнок.

Ци: цифра, цинния, циклон, циклоп, цирк и т.д.

Для тренировки можно использовать любую свободную минуту. Например, находясь на кухне, поручите ребёнку найти посуду со звуком [Ц]. Если возникнут затруднения, задайте наводящие вопросы:

-Где лежит сахар (хлеб, конфеты, сухари, фрукты)?

-Куда выкладывают салат?

-В чём готовят жаркое из утки (гуся)?

-В чём подают соус? и т.д.

Среди домашней утвари найдётся ещё немало слов с [Ц]: обувница, пудреница, мыльница, игольница, пепельница и т.д.

Бывая в зоопарке, припомните названия птиц и зверей: цапля, синица, ящерица, заяц, песец. Поиграйте с малышом в игру «Он-она». Вы говорите: «Он – волк, а она - …?». Ребёнок: «Волчица!» Точно так же, со словами: медведь, тигр, лев, верблюд, орёл, петух, буйвол и т.д. Не правда ли, прекрасный шанс не только потренироваться в произнесении трудного звука, но и возможность обогатить словарь крохи?

Игра «Угадай профессию» также пригодится в подборе слов со звуком [Ц]. Взрослый: «Эта женщина воспитывает малышей (учит детей, пишет книги, дрессирует животных, управляет подъёмным краном, убирает помещение и т.д.)» Ребёнок отгадывает, о ком идёт речь.

Можно давать характеристику человека, используя слова с [Ц]. Например, как мы назовем девушку (девочку)? Красавица, умница, принцесса, скромница, модница, помощница, заступница, спорщица, умелица, искусница и т.д. А мужчину (юношу)? Молодец, удалец, боец, борец, храбрец и т.д.

Игра «Ласковые слова» даст массу возможностей для закрепления в речи звука [Ц]. «Скажем ласково, и вот, [Ц] к нам в слово и придёт!»: печенье – печеньице, варенье – вареньице (одеяло, зеркало, платье, шило, кресло, письмо, сало, дно, дело, колено, мыло, шило, письмо, окно, пальто, ружьё, озеро и т.д.). Естественно, «ласковые слова» должен подбирать ребёнок.

От подбора слов переходите к чистоговоркам (работа с предложениями), которые можно придумать и самим:

Це-це-це, це-це-це: цыплёнок дремлет на крыльце.

Цо-цо-цо, цо-цо-цо: Царапыч вышел на крыльцо.

Цу-цу-цу, цу-цу-цу: Царапыч ходит по крыльцу.

Ца-ца-ца, ца-ца-ца: не тронь, Царапыч, молодца!

Ца-ца-ца, ца-ца-ца: кота прогнали мы с крыльца.

Ец-ец-ец, ец-ец-ец: цыплёнок просто молодец!

Продолжайте в том же духе!

8. Потешки и прибаутки - отличные помощники!

В качестве текстов лучше всего использовать лёгкие для запоминания народные потешки и прибаутки:

Цып-цып-цып, цыплятки,

Есть водица в кадке.

Кто меня боится,

Тем не дам водицы!

Вот бегут цыплятки,

Не боятся кадки.

Возле кадки блюдца:

Все они напьются!

-Девица, девица,

Сходи по водицу!

-Я зайца боюсь,

Я лисицы боюсь!

-Заяц в болоте,

Лисица на охоте:

Цапель гоняет,

Зайцев пугает.

Цок, цок, цок, цок!

Я лошадка – серый бок!

Я копытцем постучу,

Если хочешь – прокачу!

Посмотри, как я красива,

Хороши и хвост, и грива.

Цок, цок, цок, цок!

Я лошадка – серый бок!

Пошла Маня на базар,

Принесла домой товар:

Родной маменьке – платок.

Посерёдочке цветок.

Братьям-соколам –

По козловым сапогам,

Сестрицам-лебедицам –

По белым рукавицам.

Пошла утица по водицу,

Повстречала девицу.

У девицы косица

И сарафанец из ситца.

Целится стрелец в цель,

Да сбит на ружьеце прицел.

Цела цель. Целый день

Стрелец чинит прицел.

Вот так, шаг за шагом, малыш идёт по пути речевого совершенствования, а взрослые радуются, что общими усилиями удалось убрать с речевой дороги ребёнка ещё один камешек.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА Ц.

Ц – согласный, ротовой, смычно-щелевой, переднеязычный, глухой, твердый.

Упражнения артикуляционной гимнастики те же, что и при постановке звуков С, З.

Постановку звука ц можно начинать только при условии хорошего произношения звуков с и т .

Нормальная установка при произнесении звука ц.

1) Кончик языка, как при произнесении звука с, упирается в передние нижние зубы. Язык приподнят и выгнут. Передняя часть спинки языка смыкается с нёбом (у альвеол). Язык широко распластан, боковые края напряжены. В момент выдоха передняя часть спинки мгновенно размыкается с нёбом. Кончик языка слегка отдёргивается от нижних зубов, усиливая тем самым толчок воздушной струи..

2) Губы растянуты в улыбке.

3) Зубы при произнесении звука сомкнуты или сближены. При произнесении гласного звука в прямых слогах зубы размыкаются.

4) Воздух выдыхается толчком в момент размыкания языка с нёбом. На ладони, поднесённой ко рту, ощущается холодный поток воздуха.

5) Звук ц образуется при слиянии звуков т и с . При произнесении звука ц выдыхаемая струя воздуха является сильной с взрывным характером, как при произнесении звука т, а произнесение звука с придаёт аффрикате ц свистящий оттенок.

Однако хорошее произнесение звуков т и с в отдельности ещё не гарантирует постановку звука ц по подражанию.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯЯ

Упражнение для развития напора выдыхаемого воздуха.

Просунуть между зубами кончик языка. Прижать кончик зубами. Быстро разжать зубы и с силой отдёрнуть кончик языка внутрь (не слишком далеко) одновременно с выдохом воздуха толчком. Слышится межзубный твёрдый звук т.

Упражнения для языка.

1) открыть рот. кончиком языка упереться в нижние передние зубы, а язык приподнять и выгнуть так, чтобы передняя часть прижималась к нёбу. язык касается верхних зубов спинкой. без включения голоса произносить звук, имитирующий звук т. (при произнесении изолированного нормального звука т кончик языка упирается в передние верхние зубы.) произнесение звука происходит в момент размыкания, когда кончик языка отскакивает от нижних передних зубов под напором сильной струи выдыхаемого воздуха. губы напряжены, растянуты в улыбке. контроль ладонью руки.

Упражнение полезно тем, что приучает язык к тому положению, которое выполняется при произнесении звука ц.

Примечание. При произнесении звука, имитирующего звук т, кончик языка упирается в верхние передние зубы (как при произнесении твёрдого звука т), и цель упражнения не достигается.

2) Открыть рот. Кончиком языка напряжённо упереться в нижние передние зубы. Спинка языка выгнута и касается верхних передних зубов. Чтобы спинка языка лучше соприкасалась с нёбом, боковые края языка зажимаются зубами и остаются зажатыми и в момент вдоха, и в момент выдоха. Кончик языка должен оставаться свободным.

Вдохнув, выдохнуть воздух коротким сильным толчком при одновременном отскакивании кончика языка от нижних передних зубов. Положение зубов не меняется. Губы напряжены и растянуты в улыбке. Слышится короткий звук ц .

Примечание. В момент выдоха при неподвижном кончике языка зубы размыкаются, и поэтому слышится короткий звук с .

3) Повторить предыдущее упражнение без зажатия зубами боковых краёв языка.

Примечание. иногда вместо звука ц слышится глухой слог цэ (или иногда ца ), если рот широко открыт.

Сложно, но можно. Научиться произносить правильный звук можно достаточно быстро. Сложность состоит в том, что довольно долгое время придется постоянно контролировать себя во время разговора. Вам придется менять годами установившийся автоматический навык.

  • Скачать видео "Сам себе логопед. Курс самокоррекции речи для взрослых."

    Из-за чего может быть нарушено произношение звуков у взрослых?

    Довольно часто это - результат привычки, закрепившейся с детства. Как правило, такую привычку сопрождают слабость и небольшая раскоординированность органов артикуляции: языка, губ, нижней челюсти. Нередко встречаются и различные дефекты строения речевого аппарата (их может определить стоматолог или ортодонт): неправильный прикус, укороченная подъязычная связка («уздечка»), высокий нёбный свод и др.

    Более серьезные причины нарушения звуков определяются, как правило, еще в детстве.

    Можно ли самостоятельно исправить произношение?

    Лучше всего, конечно, заниматься под руководством опытного логопеда. Специалист поможет справится с проблемой наиболее быстро и качественно. К логопеду также стоит обратиться, если у вас:

    Нарушены не один-два, а три или более звуков;

    Возможны нарушения строения речевого аппарата (неправильный прикус, короткая «уздечка» т.п., см. выше);

    Хотя бы незначительное снижение слуха;

    Неврологические проблемы;

    Проблемы с речью появились после травмы или сильного стресса.

    Если же вышеописанное «не про вас», вы можете попробовать заниматься самостоятельно. Однако, помните, что в случае отсутствия каких-либо результатов после двух-трех недель регулярных самостоятельных занятий, стоит все-таки обратиться за помощью к логопеду. Возможно, вам понадобится несколько советов, после которых вы продолжите самостоятельную работу. А может оказаться, что в вашем случае необходима более глубокая помощь, чем кажется на первый взгляд, и оказать ее может только квалифицированный специалист.

    С чего начать?

    С определения, какие именно звуки нужно исправлять. Иногда люди не замечают недостатков собственного произношения, и узнают о них со слов других людей или записав свою речь на диктофон. Услышать свою речь со стороны - хороший способ установить, какие звуки у вас нарушены. Например, можно воспользоваться следующими словами и фразами.

    1. Группа свистящих (нарушаются, как правило, все вместе) – [с], [з], [ц].

    Коси, коса, пока не высохла роса.
    В зоопарке Зина видела разных зверей.
    В конце деревни цветет акация.

    2.Группа шипящих (могут нарушаться как вместе, так и по отдельности) – [ш], [ж], [ч], [щ].

    У Наташи новая шуба и шапка.
    У ежа ежата, у ужа ужата.
    У причала кричали чайки.
    Волки рыщут, пищу ищут.

    2. Звук [л].

    Клава надела на голову белый платок.
    У Лёни болит левое колено.

    3. Звук [р].

    В порту разгружают пароходы.
    Марина принесет грецкие орехи.

    4. Все звуки.

    Галин черный щенок резвится около дома.
    Бабушка сушит на веревке мокрое бельё.
    Съешь еще этих мягких французских булок, да выпей чаю.

    Начать можно с любого из нарушенных звуков. Главное, работать над звуками по очереди, а не над всеми разом. То есть, только после того, как исправлен один, можно переходить к следующему.

    Процесс работы над звуком

    включает в себя четыре обязательных этапа:
    - подготовительный;
    - этап постановки звука;
    - этап автоматизации;
    - этап дифференциации;
    а также один дополнительный этап:
    - введение звука в речь.
    О том, почему он дополнительный, речь пойдет ниже.

    При прохождении всех этих этапов весьма важна преемственность и последовательность. Нельзя перескочить через этап или перейти к следующему, не освоив предыдущего. Результат вас явно не обрадует.

    Подготовительный этап.

    Помогает подготовить речевой аппарат к правильному произношению звука. Начните с изучения правильной артикуляции звука, т.е. какое положение занимают органы речи и как они двигаются при произнесении каждого конкретного звука. Возможно, у вас сразу же получится правильный звук. Если нет, придется поделать специальные упражнения артикуляционной гимнастики, но сначала обязательно прочтите рекомендации по ее выполнению. Артикуляционный уклад наиболее часто нарушающихся звуков, а также упражнения специальной гимнастики можно найти в разделе "Эти трудные звуки!.."

    После того, как речевые органы будут достаточно подготовлены (упражнения выполняются четко, без ошибок, в достаточно быстром темпе), можно переходить к постановке звука.

    Этап постановки звука.

    Постановка звука может осуществляться различными способами, в зависимости от артикуляции каждого конкретного звука. Рекомендации по постановке того или иного звука смотрите в разделе “Эти трудные звуки!..”.

    Конечной целью этого этапа является постановка правильного произношения изолированного звука. Звук считается поставленным, если вы можете правильно произносить его изолированно, т.е. рычать: "р-р-р", шипеть «ш-ш-ш» и т.д.

    Автоматизация.

    Поставленный звук нужно обязательно автоматизировать, то есть довести произношение его в речи до автоматизма.

    Автоматизацию начинают с произношения слогов - прямых (ра, ро, ру, ша, шо, шу и т.д.) и обратных (ар, ор, ур, аш, ош, уш…). Поначалу удобнее произносить слоги в медленном темпе, растягивая все звуки, как бы пропевая их - ааа-ррр, ррр-ааа. Это позволяет органам речи занять правильное, но пока еще не совсем привычное для них положение. Постепенно темп произнесения слогов можно увеличивать, приближая его к нормальному темпу речи и даже чуть быстрее.

    После успешной автоматизации звука в слогах можно переходить к словам, а потом и к предложениям. Не спешите сразу же приняться за скороговорки. Это наиболее трудная, а потому последняя часть этапа автоматизации, к ней нужно хорошо подготовится. Материал для автоматизации наиболее часто нарушающихся звуков также есть в разделе “Эти трудные звуки!..”.

    Дифференциация.

    Это различение, разграничение похожих звуков, например, [р] и [л], [с] и [ш]. На этапе дифференциации мы учимся не путать эти звуки в речи. Этот этап особенно важен для тех, кто в своей речи смешивает эти звуки или смешивал раньше. Однако, и остальным не стоит пренебрегать дифференциацией.

    Начинаем дифференциацию, так же, как и автоматизацию, с различения звуков в слогах (ра-ла, со-шо), затем переходим к словам (рожки-ложки, миска-мишка) и фразам. На этом этапе можно активно использовать скроговорки (Шла Саша по шоссе. Карл у Клары украл кораллы и др.) Материалы для дифференциации различных звуков также есть у нас на сайте.

    Этапы, описанные выше обязательно нужно пройти, чтобы научиться правильно произносить тот или иной звук. Как правило, после завершения последнего этапа дети уже свободно употребляют ранее нарушенный звук в своей речи. Однако, у взрослых это проиходит не всегда. В этом случае на помощь приходит еще один вид работы.

    Введение звука в речь.

    Введению звука в речь хорошо способствует заучивание наизусть стихов, содержащих слова с нужным звуком, пересказывание текстов и составление рассказов (устных сочинений). Поскольку звук/звуки вводятся в речь уже после этапа дифференциации, работа проводится, как правило, сразу над группой звуков, например, группой свистящих, группой шипящих, соноров ([р] и [л]) и т.д.

    Работа над текстом.

    1.Возьмите любой текст. Лучше, если он будет содержать слова и выражения, которые вам часто приходится употреблять в своей профессиноальной деятельности. Например, можно использовать доклад, с которым предстоит выступить перед коллегами или просто текст из профильного учебника. Но, в принципе, любой художественный текст или газетная статья тоже подойдут.

    2.Прочитайте выбранный текст про себя, подчеркивая все встречающиеся буквы, обозначающие нужный звук/звуки. Обратите внимание, что в русском языке многие буквы могут обозначать не один, а несколько звуков. Так, например, буква «з» может обозначать звук [з] в слове “замок”, мягкий звук [з’] в слове “зима”, звук [с] в слове “мороз”, мягкий звук [с’] в слове “гвоздь”. Буква “ч” в некоторых словах читается как звук [ш]: “что”, “чтобы”, “конечно” и т.д.

    3.Прочитайте текст вслух несколько раз, стараясь произносить нужный звук/звуки правильно.

    4.Перескажите, стараясь произносить звуки правильно.

    Устное сочинение.

    Это может быть рассказ на любую тему, например, «Как я провел выходные» или «Предложение по увеличению объема продаж в условиях экономического кризиса».

    1. Продумайте план рассказа. Можно набросать его на бумаге, а можно держать в голове.

    2. Подумайте, какие слова с нужным звуком/звуками там могут встретиться.

    3. Рассказывайте, стараясь произносить звуки правильно. Запишите свой рассказ на диктофон.

    4. Прослушайте запись. Во всех ли словах звуки были произнесены правильно?

    5. Поработайте над ошибками, если они были. Выпишите на бумагу слова, которые были произнесены неверно, и произнесите их вслух, стараясь выговаривать правильно.

    6. Еще раз расскажите свое сочинение, стараясь правильно выговаривать звуки.

    Если вы обнаружите, что занимаясь регулярно, «застряли» на каком-либо этапе больше месяца, или у вас возникнут вопросы, обратитесь за консультацией к логопеду.

  • Оборудование: Предметные картинки, плакаты со словами, схемы, таблицы.

    Программное содержание:

    Учить детей выделять звук Ц в слогах, словах, предложениях. Добиваться правильного произношения в слогах и фразах.
    - закрепить понятие «всегда твердый звук».
    - совершенствовать навыки анализа и синтеза.
    - активизировать умственную деятельность, развивать память, внимание, восприятие, навыки самоконтроля.
    - расширять словарь по теме «Цирк».
    - формировать навыки общения и правильного поведения.

    Методы и приемы:

    Метод наглядного моделирования, метод самоконтроля.

    План занятия:

    1. Организационный момент.
    2. Логопедический массаж.
    3. Определение темы занятия.
    4. Дыхательная гимнастика.
    5. Характеристика звука.
    6. Фонетические упражнения. Речевая гимнастика.
    7. Определение места звука Ц в словах.
    8. Развитие зрительного гнозиса.
    9. Фонематический диктант.
    10. Работа с предложениями.
    11. Физкультминутка.
    12. Работа с карточками.
    13. Итог занятия.

    Ход занятия:

    1. Организационный момент:
    Ребята, посмотрите, все ли у вас готово к занятию? Все ли лежит на своих местах?

    2. Логопедический массаж:

    Для того чтобы правильно произносить все звуки, мы должны подготовить свой артикуляционный аппарат к работе. И в этом нам поможет логопедический массаж.
    Для начала согреем свои ручки.
    Массаж пальцев рук:

    «РАЗОТРУ СВОИ ЛАДОШКИ»
    Разотру ладошки сильно,
    Каждый пальчик покручу,
    (растирание ладоней и пальчиков)
    Поздороваюсь с ним сильно
    И вытягивать начну.
    Руки я затем помою,
    (потереть ладошкой о ладошку)
    Пальчик в пальчик я вложу,
    На замочек их закрою
    (пальцы в «замок»)
    Выпущу я пальчики,
    (пальцы расцепить и перебирать ими)
    Пусть бегут, как зайчики»

    Теперь у нас теплые ручки и мы можем приступить к массажу лица.
    Массаж:
    - массаж лба: от середины лба к вискам; от середины бровей к волосистой части головы;
    - массаж щек: от висков к уголкам рта; от уголков рта к вискам; от уголков глаз к вискам;
    - массаж подбородка: от крыльев носа к подбородку; от середины подбородка к ушам;
    - массаж шеи.

    3. Определение темы занятия:

    Сегодня у нас необычное занятие. Прежде чем мы приступим к нему, давайте разгадаем загадку, которая укажет нам название места, куда так любят ходить ребята со своими родителями.
    Загадка:
    « На арене трюкачи,
    Клоуны, жонглеры,
    Разноцветные лучи,
    Громкий смех веселый».

    Где это все происходит? (в цирке). Сегодня мы поговорим о цирке. Скажите, а кто нас встречает в цирке? Кого мы так любим и ждем? (перечисляют). Правильно, выход клоуна. Но прежде, чем раздать приглашения, нужно выполнить одно условие, определить, с какого звука начинается слово « цирк»? (со звука Ц). Молодцы. Теперь мы можем начать занятие (Раздают приглашения).
    Так как, слово «цирк» начинается со звука Ц, то сегодня мы будем говорить о звуке и букве Ц.

    

    4. Дыхательная гимнастика:

    В цирке работают силачи и гимнасты. Они все очень сильные и умеют правильно дышать. Мы тоже можем выполнить дыхательную гимнастику, которая поможет нам правильно произносить звуки.

    Упражнение « Звук Ц»
    И.п. руки подняты вверх над головой, кулаки сжаты. Произнесение звука начинается со звука Т, резким движением руки опустить вниз и разжать кулаки на уровне диафрагмы, движение переходит в энергичное нажатие раскрытыми ладонями типа «насос» с произнесением звука С. Далее движение сокращается до встряхивания рук («Брызгалка») . Потом остается короткое движение «Брызгалки» на уровне губ.

    Какой звук у нас получается? Какой звук мы слышим? (звук Ц).

    5. Характеристика звука:

    Мы уже с вами умеем составлять схемы, различаем звонкие и глухие звуки, умеем их различать по мягкости- твердости. Давайте вспомним, что мы знаем про звук Ц?
    Звук Ц -согласный, глухой (определяем ладошкой « работу горлышка»), всегда твердый (составляют схему на доске, используя карточки).

    6. Фонетические упражнения. Речевая гимнастика.
    Мы также можем поиграть со звуком.
    Фонетические упражнения:
    - «кузнечик стрекочет»: ЦЦЦЦЦЦЦЦЦЦЦЦ……
    - « девочка просит не шуметь детей»: ЦЦЦЦЦЦЦЦЦЦЦЦЦ! Тихо! Не шумите! (звук произносится отрывисто)

    А для того, чтобы красиво и правильно произносить звук Ц, мы сделаем речевую гимнастику.
    Речевая гимнастика:
    «Циркач умеет гарцевать, зверей и птиц дрессировать» (читают с плаката).

    7. Определение места звука в словах:

    Ребята, послушайте рассказ о цирке.
    Чтение рассказа «Цирк»:
    « В центре цирка находится арена. Над ней висят трапеции и кольца. На кольцах кувыркаются акробаты, по канатам ходят канатоходцы. На арене веселят зрителей клоуны. Они шутят, публика смеется. На арене носятся красивые кони, а на них смелые наездницы. В цирке есть зверинец».

    Назовите все слова со звуком Ц (цирк, трапеция, кольца, канатоходцы, наездница, зверинец). Вы должны определить. где находится звук: в начале, середине или в конце слова? Положите перед собой схему и синий кружок. Самостоятельно определите место звука у себя на схеме. (дети определяют местоположение звука на схеме, после-проверяют).

    8. Развитие зрительного гнозиса:
    Дети, а на что похожа буква Ц? (демонстрация картинки). Послушайте стихотворения про букву Ц:
    - Буква Ц- внизу крючок,
    Точно с краником бочок.
    - Вот такая буква Ц
    С коготочком на конце.
    Коготок - царапка,
    Как кошачья лапка.

    Из скольких элементов состоит буква Ц? (из 3-х элементов).
    Не путайте ее с другими буквами.

    9. Фонематический диктант:
    Откройте свои тетради. Подпишите число. На следующей строчке поставьте точку. Сейчас мы напишем с вами фонематический диктант. Я вам продиктую звукосочетания, а вы мне запишите только согласные звуки.
    Ацу,исе, иса, уцу, ицу, есу,ису, ецу, оцы, осы, оси.

    Проверьте еще раз себя, найдите ошибки(читают,проверяют).
    Поменяетесь тетрадями. Побудьте на время учителями. Оцените своих друзей.

    10. Работа с предложениями:

    Пока мы с вами писали диктант, я нечаянно перепутала все карточки и теперь не знаю, какая карточка подходит к схеме. Давайте, правильно разложим схемы к предложениям (работа у доски).

    11. Физкультминутка:
    «Веселый цирк»
    «Веселый цирк у нас в гостях
    Жонглер бросает шарики
    («бросают шарики»)
    И клоун зрителей смешит,
    (дразнятся»)
    Смешит больших и маленьких.
    (показывают руками «больше-меньше»)
    Вот на канате акробат
    Раскинул руки в стороны.
    (разводят руки в стороны)
    Силач старается поднять
    Стальные гири новые.
    (поднимают «гири»)
    Наездники на лошадях
    По кругу мчатся весело
    (показывают, как скачут)
    А мы мороженое едим
    («Едят мороженое»)
    И хлопаем под песенку.
    (хлопают).

    12. Работа с карточками.

    Задание: вместо точек вставьте пропущенные буквы. Работа в тетради.
    Какая буква пропущена? Буква Ц.

    13. Подведение итогов:

    Что вам понравилось на занятии?
    Молодцы, хорошо поработали. А я каждому из вас приготовила подарок- воздушный шарик.

    Первый комплекс (для свистящих звуков [с], [з], [ц])

    Для произнесения свистящих звуков требуются сложные и точные движения языка, в которых участвуют кончик языка (он находится за нижними зубами), боковые края языка (они плотно примыкают к верхним коренным зубам), спинка языка (передняя часть ее приподнимается к альвеолам и образует с ними щель, а при зауке ц сначала смычку, потом щель); движения губ (в улыбке), нижней челюсти (едва опущена) и наличие воздушной струи (достаточно сильной и направленной посередине языка). Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения.

    Загнать мяч в ворота

    Цель: вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.
    Краткое описание: вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.

    Методические указания:

    • Следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами.
    • Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

    Наказать непослушный язык

    Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
    Краткое описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя... Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти - десяти.

    Методические указания.

    • Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.
    • Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
    • Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка! если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

    Сделать язык широким

    Цель: вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
    Краткое описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти - десяти.

    Методические указания.

    • Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.
    • Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.
    • Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.
    • Боковые края языка должны касаться углов рта.
    • Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

    Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
    Краткое описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола.

    Методические указания.

    • Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
    • Нельзя надувать щеки.
    • Следить, чтобы дети произносили звук [ф] а не звук [х], т. е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

    Почистим зубы

    Цель: научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.
    Краткое описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

    Методические указания.

    • Губы неподвижны, находятся в положении улыбки.
    • Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов.
    • Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение бт корней нижних зубов.

    Приклей конфетку

    Цель: укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх.
    Краткое описание: положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.

    Методические указания.

    • Следить, чтобы работал только язык - нижняя челюсть должна быть неподвижна.
    • Рот открывать не шире чем на 1,5–2 см.
    • Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребенка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот).
    • Выполнять упражнение надо в медленном темпе.

    Грибок

    Цель: вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).
    Краткое описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка - его ножку.)

    Методические указания.

    • Следить, чтобы губы были в положении улыбки.
    • Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно - ни одна половина не должна опускаться.
    • При повторении упражнения надо открывать рот шире.

    Вкусное варенье

    Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука [ш].
    Краткое описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

    Методические указания.

    • Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем).
    • Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
    • Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

    Гармошка

    Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
    Краткое описание: улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.

    Методические указания.

    • Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны.
    • Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счет от трех до десяти.
    • Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

    Фокус

    Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
    Краткое описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

    Методические указания.

    • Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
    • Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.
    • Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

    Пароход гудит

    Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх.
    Краткое описание: приоткрыть рот и длительно произносить звук [ы] (как гудит пароход).

    Методические указания.

    • Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к нёбу.

    Индюк

    Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
    Краткое описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Снача’ла производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).

    Методические указания.

    • Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
    • Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.
    • Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

    Качели

    Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука [л] с гласными а, ы, о, у.
    Краткое описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так, поочередно менять положение языка 4–6 раз.

    Методические указания.

    • Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

    Пощелкать кончиком языка

    Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
    Краткое описание: улыбнуться" показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

    Методические указания.

    • Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.
    • Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.
    • Если у ребенка пощелкивание не получается, нужно предложить ему выполнить упражнение «Приклей конфетку» а потом вернуть к этому упражнению.
    • Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т. е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

    Беззвучно пощелкивать кончиком языка

    Цель: вырабатывать движение языка вверх и помочь ребенку определить место языка при произнесении звука [л].
    Краткое описание: ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно.

    Методические указания.

    • Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык.
    • Кончик языка не должен загибаться внутрь.
    • Кончик языка упирается в нёбо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.

    Чьи зубы чище?

    Цель: вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.
    Краткое описание: приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

    Методические указания.

    • Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
    • Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.
    • Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

    Маляр

    Цель: отрабатывать движения языка вверх и его подвижность.
    Краткое описание: улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.

    Методические указания.

    • Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
    • Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.

    Барабанщики

    Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.
    Краткое описание: улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук [д]: д-д-д. Сначала звук д произносить медленно. Постепенно убыстрять темп.

    Методические указания.

    • Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
    • Следить, чтобы звук д носил характер четкого удара - не был хлюпающим.
    • Кончик языка не должен подворачиваться.
    • Звук д нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

    Хотите читать всё самое интересное о красоте и здоровье, подпишитесь на рассылку !