Евангелие. Исцеление бесноватого отрока. Исцеление Христом бесноватого отрока: Вера – это риск? сей же род изгоняется только молитвою и постом

Евангелие. Исцеление бесноватого отрока. Исцеление Христом бесноватого отрока: Вера – это риск? сей же род изгоняется только молитвою и постом

Третья Пасха

Исцеление бесноватого отрока
(Матф. 17:14-23; Марка 9:14-32 и Луки 9:37-45)

Об этом исцелении повествуют все три синоптика, указывая, что оно совершено Господом сразу после схождения с горы Преображения. В это время множество народа собралось около учеников Христовых, ожидавших Его у подножия горы. По св. Марку, ученики имели свои споры с книжниками. Тот же Марк свидетельствует, что «весь народ» , увидев Христа, сошедшего с горы, «изумился» , вероятно потому, что на лице Его и на всей наружности сохранился еще некий отблеск той славы, которой Господь просиял на Фаворе. Некий человек обратился к Господу с просьбой исцелить его сына, который в новолуния беснуется и тяжко страдает, бросаясь то в огонь, то в воду. Он добавил при этом, что приводил его уже к ученикам Христовым, но те не могли исцелить его. Услышав, что ученики Его не могли исцелить страждущего, хотя Он и дал им власть над нечистыми духами, Господь воскликнул: «О род неверный! (не имеющий веры) и развращенный (не в смысле развратный, а в смысле: превратно чувствующий), доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас?»

Одни толкователи относят этот упрек Господа к ученикам Его, по недостатку веры своей не бывших в состоянии исцелить бесноватого, другие — ко всему народу иудейскому. Св. Матфей повествует затем, что Господь повелел привести к себе отрока и «запретил духу нечистому» , и «бес вышел из него» . Евангелисты Марк и Лука приводят некоторые подробности. Когда отрок был приведен, с ним случился страшный припадок бешенства. На вопрос Господа, как давно это приключилось с отроком, отец отвечал, что с младенчества, и прибавил: «Если что можешь, сжалься над нами и помоги нам» . На это Господь отвечал: «Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему» . Отец несчастного отрока со слезами возопил: «Верую, Господи, помоги моему неверию!» то есть со смирением признал, что вера его несовершенна, недостаточна. Это смеренное исповедание было вознаграждено: отрок освободился от демона.

В заключение Господь сказал: «Этот же род» , то есть род бесовский, «изгоняется только молитвою и постом» . Это потому, что истинной веры не может быть без подвигов молитвы и поста. Истинная вера порождает молитву и пост, которые в свою очередь содействуют еще большему укреплению веры. Поэтому православные богослужебные песнопения восхваляют молитву и пост, как обоюдоострое оружие против бесов и страстей. «Постника и молитвенника издали чуют бесы», говорит еп. Феофан, Вышенский Затворник, «и бежат от него далеко, чтобы не получить болезненного удара. Можно ли думать, что где нет поста и молитвы, там уже бес? — Можно».

Во время этого пребывания Господа с учениками в Галилее Он опять «учил учеников Своих и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и по убиении в третий день воскреснет. Но они не разумели этих слов, а спросить Его боялись» (Марк. 9:31-32). Господь видел, что теперь Его ученикам особенно нужно знать о близости Его страданий, смерти и воскресении, а потому неоднократно повторяет им это, чтобы лучше запечатлеть это в их памяти и подготовить их к этому. Но им, еще не отрешившимся от обычных иудейских представлений о Мессии, всё это было непонятно.

Сей же род изгоняется только молитвою и постом

Мф. 17, 21

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие во Христе братья и сестры!

Грехопадение первых людей сделало человеческую душу доступной для проникновения в нее мрачных враждебных сил. Если бы Господь наделил нас внутренним зрением, каждый ужаснулся бы, увидев, какой клубок отвратительных змей гнездится в наших сердцах. Если человек не хочет или не умеет бороться со своей душевной нечистотой, он рано или поздно становится игрушкой духов зла, жалким рабом страстей и пороков. Иногда господствующий над таким человеком демон видимым образом насмехается над ним, заставляя впадать в дикое и безобразное буйство. Подобное состояние называется одержимостью или беснованием, избавление от него сопряжено с великими трудностями.

Случается, что от вторжения злого духа не спасает даже детская чистота, демон вселяется в душу ребенка. Это происходит «по грехам родительским», когда дитя с малых лет растет в атмосфере безверия и цинизма, видит нравственную нечистоту старших. Так было и с тем отроком, о котором мы слышали в сегодняшнем евангельском чтении, бесновавшимся и тяжко страдавшим, бросавшимся в огонь и в воду (см.: Мф. 17, 15).

Отец несчастного подростка был маловер – из тех, кому всякое явление, нарушающее привычный порядок вещей, кажется невозможным. Он и повел-то сына своего к апостолам, а потом и к Спасителю только для очистки совести, чтобы иметь право уныло сказать себе: «Вот, для сына я сделал все, что мог, даже к чудотворцам водил его, но и эти не помогли». Каким рассудочным холодом веет от его обращенной к Иисусу просьбы: Если что можешь… помоги нам (Мк. 9, 22). А ведь Кому он говорит свое если что можешь ? Самому Сыну Божию, Господу Всемогущему.

Почему апостолы, уже воспринявшие от Спасителя дар чудотворений, не смогли исцелить бесноватого отрока? Дело даже не в том, что силен был вселившийся в него демон. Чудеса исцелений складываются из двух встречных потоков: Божественной благодати и устремленной к ней горячей веры самого страждущего или его ближних. Апостолы же, пытаясь исцелить отрока, наткнулись на глухую стену маловерия. Не мог веровать сам подросток, ибо всецело находился во власти злого духа, не верил и отец несчастного. Огражденный этим безверием, как крепостью, демон насмехался над усилиями апостолов, ибо и их вера еще не была совершенной.

Разрушать демонскую твердыню пришлось Самому Спасителю. Струной, которую пробудил Господь Иисус в сердце отца-маловера, была родительская любовь. Словами всё возможно верующему (Мк. 9, 23) Господь давал понять этому человеку, что только от него, от его способности уверовать зависит, избавится ли его сын от страданий. И очерствевшее сердце дрогнуло, отец отрока воскликнул: Верую, Господи! помоги моему неверию (Мк. 9, 24). Этого порыва оказалось достаточно: Иисус Христос изгнал из отрока терзавшего его нечистого духа.

Духи злобы рыщут повсюду, стремясь вселиться в людские души и поработить их. Многообразны личины коварных бесов, они не только выискивают слабости каждого из нас, но и приноравливаются ко времени, в котором действуют.

Долгие десятилетия в нашем отечестве прикровенно господствовали демоны воинствующего безбожия. Сейчас они ослабели. Церковь получила возможность свободно возвышать голос для проповеди слова Божия. Но значит ли это, что опасность миновала, что народ спасен? Увы, нет. Народ, выбирающийся из пропасти бездуховности, диавол силится столкнуть в пучину вседозволенности.

Тем, кто за внешним прозревает сокровенное, наша современность видится ареной открытой схватки сил света и бесовских полчищ. Битва идет за молодое поколение, за детей наших. В их нежное неокрепшее сознание вливается мутный поток фильмов и телепередач, фотографий и картинок, статей и книг, пропагандирующих насилие, блуд, наживу, «сладкую жизнь». Таким образом враг рода человеческого стремится вырастить на нашей земле поколение «бесноватых отроков», которых вселившиеся в них демоны ввергали бы попеременно то в огонь смрадных наслаждений, то в гнилую воду жестокосердия. И если мы не найдем в себе сил воспротивиться этому, так оно и будет.

Что сказать о тех журналистах и режиссерах, художниках и писателях, которые ради денег или из-за собственной испорченности становятся прислужниками на этом бесовском шабаше? Священное Писание гласит: горе тому, через кого приходят соблазны. Но увы, горе и тем, кто подпадает соблазнам.

Страшно, братья и сестры возлюбленные, страшно за детей. Каждое непотребное зрелище, свидетелем которого становится ребенок, прорубает брешь в защитной оболочке юной души, и от внедрения бесовского уже может не спасти даже и благодать Святого Крещения. Фальшивы отговорки вроде того, что «ребенок не понимает», – картины греха ядовитыми семенами ложатся в подсознание и дают порой ужасающие всходы. Враги своим детям те отцы и матери, которые не заботятся о чистоте их впечатлений, еще худшие враги им – те родители, которые сами проводят жизнь в нечистоте, заражая ею детей.

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Веруя и любя, мы сможем спасти и себя, и ближних своих, и весь народ наш. Но, приступая к подвигу христианского делания, мы должны прежде всего изгнать злых духов из собственных душ, ибо каждый из нас подвержен своего рода беснованию.

Что такое одержимость, как не рабствование демону? Но разве тот, кто и дня не может прожить без мясных блюд, не раб беса чревоугодия? Тот, кто не может удержать язык от осуждения ближних, разве не прислужник беса злословия? А в каком омерзительном плену держат людей липкий бес блуда и цепкий бес пьянства? Какой звериный облик придает нам хищный бес гнева? И сколько еще адских исчадий таится во глубине наших душ?

Мы приходим в Церковь, а за нами неотвязно влачатся наши страсти и пороки. Часто они уже так застарели, так срослись с нами, что избавиться от них кажется невозможным. Но о самых матерых, самых вкоренившихся демонах сказал Спаситель: Сей род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17, 21).

Молитва и пост! Пост и молитва! Двумя крыльями веры назвал их святитель Иоанн Златоуст. На этих крыльях мы можем подняться ввысь и сбросить с себя цепляющихся за нас злых духов.

В воздержании от тяжелой и жирной пищи, посте телесном скрыт глубокий духовный смысл. Тело, пресытившееся едой, начинает требовать и других ублажений: отсюда леность, сонливость, различные похоти. «Сколько отнимешь у тела, столько придашь силы душе», – говорит святитель Василий Великий. Воздержание в малом укрепляет волю человека, делая ее способной на большие свершения. Понятие поста не исчерпывается воздержанностью в пище, пост всеобъемлющ. Поститься должны глаза – от соблазнительных зрелищ, уши – от слышания непристойных речей, язык – от произнесения праздных слов. Наконец, самый разум и сердце человека должны поститься, отторгая от себя греховные помыслы и вожделения. Так истинный постник со всех сторон ограждает дом души своей от вторжений и прилогов бесовских.

Молитва же высветляет саму душу человеческую, наполняя ее святой радостью Богообщения. Одно имя Господа нашего Иисуса Христа вселяет ужас в бесов, от теплой молитвы они бегут, как от вида всепобеждающего оружия. Неустанный молитвенный труд – залог нашего освобождения от унизительного рабства пороку, тропа, ведущая в Царство Небесного Отца. «Иной начинает молитву грешником, а оканчивает ее праведником», – так говорит блаженный Августин.

И сонмища злых духов не устрашат того, кто достойно подвизается в посте и молитве. Да соделаемся же и мы добрыми воинами Христовыми, по слову святого Апостола Павла: Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских (Еф. 6, 11). Аминь.

Владимир, митрополит Ташкентский и Среднеазиатский

(ныне – митрополит Омский и Таврический)

_____________

Беседы с доктором медицинских наук священником Григорием Григорьевым.

Здравствуйте, дорогие братья и сестры! В эфире очередная передача «Точка опоры». Божие благословение да пребудет со всеми вами!

Сегодняшнюю «Точку опоры» я хочу построить на вопросе, который задал Владимир из города Норильска. Он задал вопрос об исцелении отрока Господом и Богом и Спасом нашим Иисусом Христом. Именно из Евангелия от Матфея. Я вам прочту это Евангелие и в своем комментарии отвечу на вопрос Владимира.

Евангелие от Матфея, зачало 72: Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклонив пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь, и часто в воду. Я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный развращенный! доколе буду с вами! доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне сюда. И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час. Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас. Сей же род изгоняется только молитвою и постом. Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились.

Почему ученики не смогли исцелить отрока? Ведь перед этим Господь призвал апостолов и дал им власть исцелять больных, изгонять бесов, очищать прокаженных и даже воскрешать мертвых, и они разошлись по городам и весям того мира и именем Божиим совершали многие чудеса. И когда через некоторое время они собрались все вместе и, желая порадовать Божественного Учителя, сказали: «Радуйся, Господи! Именем Твоим бесы изгоняются, прокаженные очищаются, больные исцеляются и даже мертвые воскресают!» - Господь им сказал: «Радуйтесь не тому, что происходят явные чудеса, а тому, что имена ваши написаны на небесах».

Ученики исцеляли людей именем Божиим, проповедовали Евангелие Царствия Небесного. Они не загораживали Бога от людей. И вот, в случае, о котором прочитали, когда ученики не смогли исцелить отрока, они Его загородили своими личностями. Наступил момент, когда они забыли, что исцеляют, потому что имена их написаны на небесах. Люди стали их хвалить, превозносить, и они стали исцелять невольно от своего имени, и тогда чудо исцеления прошло. Вот поэтому Господь говорит: «Приведите ко Мне отрока». Значит, ученики препятствовали ему прийти к Господу и Богу и Спасу нашему Иисусу Христу. И привели они его, и Он его исцелил.

Дорогой Владимир, чудо исцеления - это чудо встречи с Богом, а те личности, которые помогали человеку, будь то врач, учитель, священник либо какой-то другой человек, при этом сретении (встрече) должны стать прозрачными, незаметными, не загораживать собой от людей Бога. Эта проблема постоянно возникала в православном мире. Помните Послание апостола Павла: «Одни из вас говорят: "Мы Павловы ", другие: "Мы Аполлосовы "». Помните трех святителей великих, когда люди, которые их почитали, назывались «василиане», «григорианцы», «иониты». Помните, когда был святой праведный Иоанн Кронштадтский, были «иоанниты» - общество безумных людей, которые начали поклоняться Иоанну Кронштадтскому. Они даже хотели его укусить, чтобы попить его крови - как бы Крови Бога. Вот такое безумие бывает! И это безумие начало охватывать учеников. И поэтому Он сказал им на вопрос «Почему мы не могли его исцелить»: «Приведите ко Мне мальчика. Ко Мне приведите, не исцеляйте никого». Чудо - это встреча с Богом, а не встреча с человеком. Человек - просто проводник, просто провод, просто прозрачное стекло, которое должно исчезнуть при этой встрече с Богом.

Получается, что вера учеников Христа в то, что Бог может исцелить, заменилась верой людей, которые считали, что апостолы могут исцелить. В наше время тоже бывает такое: многие хотят найти святых старцев, чтобы дотронуться до них и исцелиться. Эта проблема существует много веков, и неведомо человеку, что все святые старцы в гробах, а на земле все грешные люди, даже очень уважаемые, очень благодатные и очень авторитетные. Очень важно, чтобы никакие личности не заслоняли Бога от человека, чтобы вера была в Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, а не в какого-то, пусть даже очень духовного, человека, который по сути своей все равно грешен.

Почему же ученики потеряли эту прозрачность, почему стали заслонять Бога? Потому что они не соблюдали пост и молитву. Господь прямо сказал: Сей род изгоняется постом и молитвой. Пост не в пищевом смысле, а пост от греха, пост от потери благодати Святого Духа, пост от ухода с реки заповедей Божественной любви на берег греха, пост от всего грешного и неправильного.

И вот, если человек откроет свою душу Богу, раскроет лакированный гроб своей души, то Господь, как ветер радости, наполнит паруса души человека, и тогда получится молитва. Молитва - это сретение человека с Богом, встреча с Богом в тишине своей души. Когда человек услышит Бога, Который есть самый тихий звук во Вселенной, тогда только и сможет он сказать: «Аминь. Да, Господи, верно, именно так».

Таким образом, в сегодняшнем Евангелии сказано, что для исцеления надо приводить человека к Богу, исчезать самому, находиться в духе любви, в посте от греха, от нарушения заповедей Божиих, в молитве тишины своей души. И когда вы достигнете такого состояния, то возненавидит вас мир, вы станете как сор мира, выметаемый из избы. Но иго ваше будет благо и бремя ваше будет легко, потому что Господь даст нам Духа Утешителя и радости нашей никто не отнимет от нас. Аминь.

Божие благословение да пребудет со всеми вами!

Записала Анна Солодникова

(Продолжительность 18:00)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!


Сегодняшнее воскресное Евангелие, которое мы с вами прочитали за Божественной Литургией, рассказывает нам о том, как некий человек подошел ко Господу Иисусу, прося Его помощи об исцелении его больного сына (Мф.17, 14-23). Он поведал Спасителю о том, что его сын страдает злым недугом беснования и страдает очень тяжко, и постоянно мучим этой болезнью: то впадает в жар, то впадает в воду. И постоянно эта болезнь ему приносит нестерпимые и нескончаемые страдания. Он также сказал Спасителю о том, что он обращался за помощью к ученикам, но те не смогли помочь. Тогда Господь попросил привести этого болящего к Нему и силой Своей Божественной изгнал из этого человека беса, и он стал совершенно здоровым.

На вопрос апостолов, почему они не смогли это сделать, Он ответил, что была у них малая вера. И сказал всем, что если бы имели мы веру малую, хотя бы как горошное зерно, то смогли бы переставлять горы. Господь, в скорби сердечной обращаясь к окружающим, сказал такие слова: «О, роде неверный и развращенный, доколе терплю вас? доколе пребуду с вами?». Он также сказал ученикам о том, что скоро предстоит Ему принять крестную смерть и воскреснуть через три дня.

Это Евангелие рассказывает нам о том, как часто нестерпимы бывают страдания людей на земле - тех, которые проживают свою жизнь без Бога. Во что превращается часто человек, который удалился по тем или иным причинам, сознательно или не очень, от Истины Божественной, от своего истинного предназначения и превратился по своему естеству в нечто бесоподобное: когда стал он не носителем Духа Святаго, когда стал человек не отображением Славы Божества, а стал вместилищем нечистого духа.

Часто в наши дни мы можем видеть подобные явления, которые печалят и разум, и сердце, когда люди, потерявшие разум, часто забывшие о совести, уподобляются темным силам и становятся жилищем бесовским. Это поведение, которое нам часто становится очевидным сплошь и рядом по сегодняшнему дню, и часто неадекватное поведение людей, которых мы считаем психически больными, на самом деле - доказательство отпадения от Истины и погружения в пучину греха.

Отец, который просил за сына, он тоже не понимал многих вещей. Он не понимал, почему эти страдания случились с его ребенком, он не видел причины в своем неправильном устроении. В отсутствие покаяния и в отсутствие смирения в душе, в отсутствие веры люди не способны обратиться к Богу. Лишь только тогда, когда испробовали уже все возможные способы, приходят они в последнюю очередь к этому Источнику Благого, потому что не верят в Него, не верят изначально и жили без Него долго и много, и поступали часто и думали, совершенно не вспоминая о том, что над ними Бог.

Безверие человеческое превращает человека в страшное, нечеловеческое создание. И вот отец этого молодого человека просит помощи у Христа. Ему ничего более не остается, как просить у Него помощи, потому что он уже попробовал все способы, чтобы помочь своему ребенку.

Да, родительское сердце по справедливости не может терпеть, когда страдают дети. И это правильно. Это правильно, когда родительское сердце болит и сопереживает страдающему ребенку. Было бы странно, если бы этого не было. Но наряду с этим важно, чтобы каждый родитель понимал, что есть и на нем некая вина этих страданий. Есть и на нем причина того, что этот человек, этот ребенок мучается и несет на себе скорби болезни. Потому что, когда он был зачат, он был зачат, как сказано у псалмопевца, «в беззакониях» и потому что он был рожден «во гресех». И только лишь через покаяние родителей часто возможно исцеление детей, но этот человек еще не знает об этом и поэтому просит у Христа о чуде. О чуде просит потому, что он сначала попросил исцелить своего сына апостолов, но те не смогли этого сделать. Вероятно, они еще не понимали, как это правильно происходит. Вероятно, они еще не имели такого упования и знания о том, Кто Такой Христос, и пытались какими-то человеческими силами помочь этому несчастному.

Но нет иной помощи, нет иного упования, кроме как на Христа, и вся помощь в Нем. И если помогать человеку в жизни не Христа ради, если помогать ему исцелиться не ради Божией любви, а ради своего усилия, то, скорее всего, все будет бесполезно. Потому что только вера, о которой Господь и говорит, может помочь человеку быть полезным ближнему своему. Когда мы поступаем по гордыне или по самолюбию, то мы не сотворяем блага, мы не приносим пользы, мы постоянно только лишь стараемся сделать нечто для того, чтобы, скажем, удовлетвориться своими желаемыми действиями.

Часто человек хочет помочь другому, но хочет по-человечески, страстно. Он, конечно, готов сострадать, но он не понимает главного - что источник всех исцелений и всех благ находится в Боге. И маловерному человеку этого понять практически невозможно.
Вот, Господь на вопрос апостолов и отвечает, что «по неверствию вашему вы не смогли исцелить этого человека». Что значит «неверствие»? Вот, Господь говорит о том, что если б мы имели маленькую веру, как зерно, то мы бы уже смогли переставлять горы. В каком это смысле сказано нам? Ведь каждый из нас считает себя верующим и каждый из нас думает, что, ну почему же тогда я не способен совершать эти чудеса? «Неужели, - думает человек, - я не обладаю даже такой малой верой, как это зерно?».

Но вера состоит не просто в том, чтобы иметь это зерно. Ведь зерно этой веры, положенное на почву сердца, прорастая во все естество человека корнями благодати, взращивает древо праведной жизни, которое приносит плоды любви к Богу. И только тогда Бог творит этим человеком, как инструментом Своим, как преданным Ему в любви.

И потому на тот момент апостолы еще не знали и не могли этого совершить по несовершенству своему. Но придет время, когда, приуготовляясь общением со Христом, внимая Его проповеди, видя Его чудеса, апостолы стали готовыми к тому, чтобы по Воскресению принять благодать Святаго Духа, стать носителями Истины и передать ее нам.

Сегодня тоже многие доверяют больше людям, а не Богу. И поэтому так часто мечется человек не только по врачам традиционной медицины, но часто стремится разрешить проблемы свои и своих родственников у тех, кто якобы способен это сделать просто своими человеческими способностями. И поэтому часто нарываются на шарлатанов, которые, ничего на самом деле не умея, спекулируют на несчастье человека, строя на горестях и болезнях свое земное благополучие. Ну, да Бог им Судья.

Но есть также и те, кто был призван на служение Богу в Церкви, но при этом возомнил о себе слишком много и решил, что самостоятельно может исцелять, без Христа. Это тоже ложь. Ни один священнослужитель, наследник апостолов, не может творить ничего - только Именем Христа, только во Имя Христа и только Христом, только ради Его Божественной Любви к людям. Только тогда человек способен быть проводником Христовой любви, когда сам умеет любить по-христиански.

И поэтому сегодня так много людей мечется среди известных и не очень псевдо- и младостарцев для того, чтобы не жить христианской жизнью, не исправлять самого себя, а просто получить какой-то результат от обращения к неким людям, которые я́кобы носят особую благодать от Бога, я́кобы наделены особыми способностями.

Но если совершать нечто не во славу Христа, то тогда во чью славу это совершается? Во славу гордыни? Или того хуже - врага Божиего?

Вот и здесь Господь спрашивает, у нас с вами спрашивает: «Род человеческий, развращенный, доколе Он будет нас терпеть, доколе Он будет с нами, доколе мы будем плевать на Его милосердие? Доколе мы не будем бояться греха, думая, что нам все сойдет с рук?». Эта безбожная самонадеянность может привести человека к тому, что он сам уподобится бесу и уже не сможет исцелиться, потому что не верит Христу, не предан Ему без «но» и без «если».

Господь говорит о том, что скоро Ему предстоит взойти на Крест нас ради - того самого развращенного рода человеческого. Он, без вины, за виноватых будет умирать, проливая кровь, чтобы отмыть наши грехи.

Апостолы опечалены. Конечно, ведь просто быть со Христом - радостно, радостно получать от Него благодать и благословение, радостно быть рядом, когда Он творит чудеса. Но кто готов со Христом взойти на Крест? Кто готов пролить кровь, пусть даже без вины, хотя нет ни одного невиноватого среди нас? Кто способен подражать Ему в любви до конца и взойти на Голгофу не опечалившись, а возрадовавшись тому, что ты -наследник Христов?

И вот здесь можно проверить нашу веру. Есть ли она у нас вообще? Есть ли то зерно, которое может принести благодатный плод верности и преданности Богу без лишних слов? Вот наша жизнь, обстоятельства ее, ее трудности, болезни и скорби. Вот наше несовершенство - оно с нами все время, даже когда мы спим, оно действует, оно работает.

И только милостью Божией мы живем и движемся, мы еще сохранены Его милосердием, Его Жертвой, Его милосердием и Воскресением Его святым.

День, который мы сегодня с вами празднуем, напоминает нам вновь и вновь об этом великом даровании от Бога. Он воскрес для того, чтобы мы не умерли. Он воскрес для того, чтобы мы жили вечно. Но только тот сможет вечно жить со Христом, кто доверяет Ему больше, чем самому себе, больше, чем всему, что есть на свете, больше всего на свете любит и предан Ему - тот, возможно, сможет быть с Ним. Но тот, кто маловерствует и ищет во Христе своего, вряд ли может надеяться на вечность с Ним.

Трудно быть преданным Тому, Кого не любишь. Трудно служить Тому, Кого не почитаешь. И вы сами можете это видеть: как трудно любить родителей, если ты их не уважаешь, как трудно подчиняться начальству, если ты не видишь в них примера. Но разве можем мы Христа упрекнуть в том, что Он не дал нам какого-то примера, не показал нам совершенства, не показал нам всех необходимых дел, необходимых знаний, которые нам нужны с вами для того, чтобы стать целостными, совершенными, праведными людьми? Мы не можем в этом Его упрекнуть.

У нас есть все. Остается только лишь желанием сердца протянуться на то, что нам дал Господь, возжелать этого, а не земного. Не грязью земной упиваться, а понять, что все добро - в Небе, и понять, что даже если мы здесь чего-то не получили, это вовсе не значит, что это однозначно плохо. Часто неимение того, что мы хотим, спасительно для нас.

И пусть сегодня в этот день, когда мы вновь обращаемся к Воскресению Христа, к этому событию, которое непостижимо разуму Вселенскому, всем живущим на земле невозможно, даже собравшись вместе, постигнуть эту тайну. Но мы с вами - ее наследники, этой величайшей тайны Воскресения Христа, этого Дара, который предложен каждому, живущему на земле.

И если мы еще в здравом уме, если мы еще отчасти в трезвом рассудке, не будем уподобляться темным силам, не будем менять ценности на земные и вре́менные, не будем продавать душу свою драгоценную задешево, не будем уподобляться Иуде.

И в воскресный день, в день попразднства Успения Божией Матери, в день празднования «Донской» иконы Матери Божией, Покровом Владычицы Небесной Богородицы, милостью Ее Божественного Сына, Воскресшего Господа нашего Иисуса Христа, да пребудет на вас всех разум духовный, целостность православного христианина, чтобы ничто и никогда ни при каких обстоятельствах не смогло отнять у вас этого Великого Знания милости Божией Любви! Аминь.

Настоятель храма Рождества Христова иерей Олег (Гадиров)