Система внутреннего контроля: цели, методы, интересы

 Система внутреннего контроля: цели, методы, интересы
Система внутреннего контроля: цели, методы, интересы

Внутренний контроль организации - это осуществление субъектами организации таких действий, как:

а) определение фактического состояния организации (объекта контроля );

б) сравнение фактических данных с планируемыми;

в) оценка выявляемых отклонений и степени их влияния на аспекты функционирования организации;

г) выявление причин зафиксированных отклонений.

Цель внутреннего контроля - информационное обеспечение системы управления для получения возможности принятия эффективных решений.

Особенность внутреннего контроля - в его двойственной роли в процессе управления организацией. В результате глубокой интеграции контроля и других элементов процесса управления на практике невозможно определить круг деятельности для работника таким образом, чтобы он относился только к какому-либо одному элементу управления без его взаимосвязи и взаимодействия с контролем . Любая управленческая функция обязательно интегрирована с контрольной . Поэтому теоретически рассматривая каждую стадию как отдельный элемент процесса управления , можно допустить, что элемент контроля присутствует на каждой стадии. Для оптимального хода любой из стадий процесса управления над каждой из них необходим контроль .

    Виды внутреннего контроля.

В качестве форм внутреннего контроля организации, по нашему мнению, нужно выделить:

    внутренний аудит;

    структурно-функциональную форму внутреннего контроля.

Выбор формы внутреннего контроля зависит от:

    сложности организационной структуры;

    правовой формы;

    видов и масштабов деятельности;

    целесообразности охвата контролем различных сторон деятельности;

    отношения руководства организации к контролю.

Организация внутреннего контроля в форме внутреннего аудита присуща крупным и некоторым средним организациям, в основном обладающим следующими особенностями:

    усложненной оргструктурой - дивизиональная, матричная или конгломератная структура организации;

    многочисленностью филиалов, дочерних компаний;

    разнообразием видов деятельности и возможностью их кооперирования;

    стремлением органов управления получать достаточно объективную и независимую оценку действий менеджеров всех уровней управления.

3. Взаимосвязь и отличия внутреннего контроля, аудита, контроллинга и мониторинга.

Мониторинг – это контроллинг (предварительный контроль + текущий контроль) и аудит (заключительный контроль).

Контроллин г (координация, управление)-рассматривает обеспечение выполнения плана. Аудит - рассматривает степень достижения целей. Мониторинг - пересматривает цели. Внутренний контроль – тот который проводит само предприятие. С одной стороны контроллинг можно понимать как одну из организационных форм внутреннего контроля. С другой стороны контроль является одним из элементов системы контроллинга. 4. Персонал и труд как объекты внутреннего контроля.

Внутренний контроль организации - это осуществление субъектами организации таких действий, как:

    определение фактического состояния организации (объекта контроля);

    сравнение фактических данных с планируемыми;

    оценка выявляемых отклонений и степени их влияния на аспекты функционирования организации;

    выявление причин зафиксированных отклонений.

Цель внутреннего контроля - информационное обеспечение системы управления для получения возможности принятия эффективных решений.

Таким образом, внутренний контроль организации является:

    неотъемлемым элементом каждой стадии процесса управления;

    "обособленной" стадией, обеспечивающей информационную прозрачность на предмет качества хода процесса управления на всех других стадиях.

Объект внутреннего контроля организации - это управляемое звено системы управления организацией, воспринимающее контрольное воздействие. Объекты внутреннего контроля организации:

    человеческие, финансовые, материальные, нематериальные и информационные ресурсы организации;

    средства и системы информатизации;

    технические средства и системы охраны и защиты материальных и информационных ресурсов;

    управленческие решения;

    процессы, происходящие в организации или вне ее, если они имеют к ней какое-либо отношение;

    результаты функционирования организации;

    аспекты времени.

Объекты внутреннего контроля выбираются в соответствии с его целями. 5. Сущность контроллинга. Особенности контроллинга в западных странах и в России.

В настоящее время для повышении эффективности управления контроль дополняется системой контроллинга.

Контроллинг – это совокупность методов стратегического управления, планирования, учёта, анализа и контроля, направленного на достижение целей. Контроллинг как система экономического управления широко применяется в экономически развитых странах.

Контроллинг выполняет комплекс задач по анализу, планированию, управлению и контролю. Но это не контроль со стороны, а создание таких условий работы на предприятии, при которых каждый руководитель и специалист мог контролировать себя сам в процессе достижения целей предприятия (прибыли и ликвидности). В этом и состоит смысл контроллинга, а его главная цель – управление и планирование прибыли.

Необходимость использования контроллинга вызвано следующими причинами:

1)повышение нестабильности внешней среды, что вызывает повышенные требования в системе управления организации;

2)необходимость увеличения скорости реакции организации на изменения внешней среды;

3)необходимость наличия в организации механизма действий по обеспечению выживаемости организации и избеганию кризисных ситуаций.

Современное состояние контроллинга в России характеризуется явным уклоном в оперативный контроллинг , который в методическом и инструментальном плане хорошо разработан. В оперативном контроллинге самыми развитыми составляющими являются контроллинг затрат и результатов. Практически все современные программные средства информационной поддержки систем управления включают в себя блоки «Контроллинг затрат», «Контроллинг финансов», «Контроллинг показателей эффективности».

Контроллинг в США

Контроллинг существовал в США еще до того, как эта страна была образована. Практика контроллинга была заимствована из Англии как часть общепринятой практики бизнеса в соответствии с требованиями правил «Company Acts», дошедшими до нас из 1700-х годов. Многое из того, что традиционно ассоциируется с должностью и функциями контроллера, непосредственно входит в обязанности вице-президента по финансам. В дополнение к традиционным концепциям контроллеры вовлечены в значительно больший круг бизнес - операций. 6. Цель, задачи, концепции и функции контроллинга персонала.

Контроллинг – управленческая деятельность, направленная на обеспечение достижения целей (планов) фирм. Рассматривает обеспечение выполнения плана, включает в себя предварительгный и текущий контроль. Центр ответственности – сегмент предприятия, в котором аккумулируется инфо о затратах (доходах, прибыли) инвестиций, а затем проводится управление.

Контроллинг вкл в себя:

1 планирование,

3 принятие управл решений,

5 контроль.

функции контроллинга персонала :

Информационно-обеспечивающая функция - это построение информационной системы, охватывающей все необходимые сведения: производительность, затраты на персонал и т.д. – Плановая функция - это получение прогнозной, целевой и нормативной информации. – Управляющая функция - это разработка предложений по устранению негативных тенденций. – Контрольно-аналитическая функция - это измерение степени достижения цели, анализ запланированных и фактических показателей по персоналу

контроллинг персонала должн решать следующие задачи :

    предоставлять информацию, сервис и услуги начальнику кадрового отдела;

    проверять эффективность использования персонала за отчетный период (как правило, раз в год). Оценка производится руководством предприятия на основе методик и инструментов, разрабатываемых службой контроллинга;

    определять потребность в кадрах в стратегическом, тактическом и оперативном аспектах. Эти расчеты проводятся службой контроллинга персонала на основании следующих данных: стратегический и оперативный план, виды выпускаемой продукции (услуг), их количество, сегменты рынка;

    осуществлять развитие, подбор, стимулирование и увольнение сотрудников, а также менеджмент затрат на персонал.

Современные условия настоятельно требуют совершенствования аудиторской деятельности в соответствии с все более усложняющимися экономическими процессами и финансовыми технологиями. При этом как никогда актуальной становится необходимость еще большего развития сотрудничества между институтом независимого аудита и органами государственного финансового контроля, которое поможет более плодотворно развиваться российскому аудиту и повышать эффективность функционирования обеих систем. И в этой связи первостепенное значение приобретает проблема дальнейшего повышения качества проведения аудиторских мероприятий на базе расширяющейся независимости аудита и контрольных органов, все более широкого внедрения в практику аудита эффективности, укрепления системы внутреннего контроля как частных, так и государственных организаций.

И АРИСТОТЕЛЬ РАЗМЫШЛЯЛ ОБ АУДИТЕ

Человечество всегда проявляло большой интерес к основам управления экономическими процессами, а также к роли контроля в управлении. Историки утверждают, что человечество знакомо с определенными видами отчетности уже не менее шести тысяч лет. Учет и отчетность (равно как и контроль ее содержания) вначале прямо были связаны с потребностями содержания двора, а также больших, постоянно действующих армий, с развитием производства и коммерции, удержанием в покорности многонационального населения обширных территорий первых цивилизаций. А люди-функционеры, составлявшие жесткий контрольный аппарат в каждой из таких древних империй, нередко получали почти официальный титул "глаза и уши царя".

Многие фундаментальные экономические процессы и механизмы рассматривались учеными древнего мира Платоном, Аристотелем и другими с безусловным признанием важности учета и контроля. Разумеется, об учете и контроле древние авторы говорили хотя и веско, но немного. Впрочем, и в том немногом есть любопытные вещи. Так, Аристотель в своей "Политике" четко разграничивает функции учетные и контрольные, с прямым указанием, что проверки (аудит, ревизия) есть часть контроля. Таким образом, еще от древних философов идет понимание того, что проверяющий должен быть равноправен главному бухгалтеру (не ниже его по статусу), а кроме того, что он не имеет права впадать в зависимость от проверяемых.

ДОСТОВЕРНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ

За последнее десятилетие произошли значительные изменения и в организации финансового контроля, и в его содержании. С одной стороны, были упразднены органы народного контроля, образованы новые контрольные органы. Особое внимание уделялось укреплению государственного финансового контроля.

В этих условиях широкое распространение получил контроль в новой для России форме - аудиторской деятельности, проводимой на основе возмездных договоров независимыми аудиторами.

Стало ясно, что достоверная бухгалтерская (финансовая) отчетность создает возможность сознательного выбора экономических решений, оберегает от случайных деловых связей и операций с повышенным риском.

В условиях формирования рыночных отношений объективно возрастало значение повседневного внутрихозяйственного контроля, контроля со стороны собственников организаций и индивидуальных предпринимателей.

Международный опыт показывает, что становление института внутреннего аудита включает те же стадии, что и внешний аудит. В 1941 г. был создан Международный институт внутренних аудиторов (Institute of Internal Auditors - IIА), организованный в целях повышения профессиональных знаний и образования внутренних аудиторов. Институт внутренних аудиторов присваивает звание "присяжный внутренний аудитор" (CIA). Институтом был составлен этический кодекс внутренних аудиторов, разработаны стандарты по профессиональной практике проведения внутреннего аудита и положения по стандартам внутреннего аудита. В отличие от этого, внутренние аудиторы российских предприятий пока еще не могут выступать достаточно профессиональными коллегами внешних.

Изменение системы общественных отношений, гражданско-правовой среды предопределило необходимость адекватной трансформации системы внутреннего контроля. Реформированная система бухгалтерского учета и разрабатываемые новые правила, нормы постановки и ведения его организациями разных форм собственности и отраслевой принадлежности, а также контроля за достоверностью и надежностью информации должны создать элементы рыночной инфраструктуры, обеспечивающие благоприятный климат для инвестирования.

Распад СССР в 1991 г., курс на проведение политических и экономических реформ, на преобразование налаженной десятилетиями системы хозяйственных связей объективно определил необходимость разработки нового правового и нормативного регулирования экономических отношений в реальном секторе экономики. В условиях плановой экономики, где собственником всех средств и ресурсов являлось государство, правовое регулирование экономических отношений было достаточно простым и не отличалось наличием большого количества законодательных актов. Появление института частной собственности все значительно усложнило, поскольку государственные органы должны были отрегулировать не только свои отношения с собственниками, но и отношения этих собственников с другими хозяйствующими субъектами.

ОТ ПЛАНОВОЙ ЭКОНОМИКИ К РЫНОЧНЫМ РЕАЛИЯМ

Кардинальные экономические преобразования в России в начале 90-х годов, развитие международного сотрудничества привели к появлению на отечественном рынке международных аудиторских фирм.

За прошедшие годы аудит занял важное место среди других видов финансового контроля, и Россия по праву может считаться страной, имеющей этот непременный атрибут рыночной экономики.

В настоящее время одной из насущных проблем организации эффективной работы контрольно-финансовых механизмов в государстве является взаимодействие института независимого аудита и государственного финансового контроля. Важность этой темы определена рядом факторов.

Во-первых, государственный финансовый контроль и аудит - это две стороны одной медали. И, несмотря на ряд отличий, перед ними стоит общая задача повышения финансовой дисциплины и качества управленческой работы на всех этажах государства и экономики.

Во-вторых, в условиях коренных экономических преобразований и с появлением в стране различных форм собственности процессу дальнейшего развития аудиторской деятельности совместно с укреплением системы государственного финансового контроля нет альтернативы.

И в-третьих, детальное обсуждение проблем соотношений и взаимоотношений аудита и государственного финансового контроля весьма актуально в процессе проведения административной реформы.

Можно с уверенностью сказать, что главным итогом последних лет, и особенно после принятия в августе 2001 г. Федерального закона "Об аудиторской деятельности", стало осознание обществом важной роли аудита в экономической жизни страны, чему во многом способствовала значительная работа, проделанная Минфином России, Советом по аудиторской деятельности, Российской академией государственной службы при Президенте Российской Федерации, профессиональными аудиторскими объединениями.

В то же время современные условия настоятельно требуют совершенствования аудиторской деятельности в соответствии с все более усложняющимися экономическими процессами и финансовыми технологиями. При этом как никогда актуальной становится необходимость еще большего развития сотрудничества между институтом независимого аудита и органами государственного финансового контроля, которое поможет более плодотворно развиваться российскому аудиту и повышать эффективность функционирования обеих систем. И в этой связи первостепенное значение приобретает проблема дальнейшего повышения качества проведения аудиторских мероприятий на базе расширяющейся независимости аудита и контрольных органов, все более широкого внедрения в практику аудита эффективности, укрепления системы внутреннего контроля как частных, так и государственных организаций.

Кроме того, формирование и усиление связей отечественных коммерческих предприятий с предприятиями экономически развитых стран, налаживание контактов, обмен опытом по различным вопросам экономической деятельности также способствовали привнесению в российскую практику понятия внутреннего аудита, использование которого в западных организациях было уже вполне привычным и обязательным делом.

ЧТО ТАКОЕ ВНУТРЕННИЙ АУДИТ

Под внутренним аудитом следует понимать способ организации внутреннего контроля функционирования всех звеньев управления организацией, осуществляемого сотрудниками специализированного подразделения с целью помочь административному аппарату организации.

Внутренний аудит - неотъемлемая часть управленческого контроля предприятия. Он может быть и независимым, т.е. непосредственно подчиняться не исполнительному органу предприятия, а внешним учредителям. Внутренний аудит - один из способов контроля за эффективностью деятельности звеньев структуры экономического субъекта. Проведение внутреннего аудита имеет для руководства и (или) собственников экономического субъекта информационное и консультационное значение, поскольку призвано содействовать оптимизации деятельности экономического субъекта и выполнению обязанностей его руководства. Потребность во внутреннем аудите возникает на крупных предприятиях в связи с тем, что высшее руководство не занимается повседневным контролем за деятельностью организаций и низших управленческих структур. Внутренний аудит дает информацию об этой деятельности и подтверждает достоверность отчетов менеджеров. Он необходим, главным образом, для предотвращения потери ресурсов и осуществления необходимых изменений внутри предприятия.

Основными объектами внутреннего аудита являются решение отдельных функциональных задач управления, разработка и проверка информационных систем предприятия. Объекты внутреннего аудита могут быть различными в зависимости от особенностей экономического субъекта и требований его руководства и (или) собственников.

Практическая польза от создания отдела внутреннего аудита для каждой отдельно взятой организации различна. Наиболее общие аспекты целесообразности его создания заключаются в следующем:

· это позволит совету директоров или исполнительному органу наладить эффективный контроль за автономными подразделениями организации;

· проводимые внутренними аудиторами целевые контрольные проверки и анализ позволят выявить резервы повышения эффективности производства и определить наиболее приоритетные направления развития организации;

· использование опыта и квалификации внутренних аудиторов позволит сократить расходы на обязательный аудит, не потеряв качества услуг, получаемых финансово-экономическими, бухгалтерскими и иными службами как головной организации, так и ее филиалов и дочерних компаний.

Независимые аудиторы в России пока взаимодействуют с отделами внутреннего аудита не так тесно, как их зарубежные коллеги, в силу ряда объективных причин. Так, согласно действующим нормативным документам, внешний аудит проводится независимым аудитором. Аудиторские организации обязаны соблюдать в своей практической работе установленные федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности. К квалификации независимых аудиторов предъявляются единые общероссийские требования, данная деятельность пока лицензируется в установленном нормативными актами порядке.

Перечисленные требования в отношении внутренних аудиторов в Российской Федерации отсутствуют. В настоящее время отличие российского внутреннего аудита от внешнего аудита, а также от внутреннего аудита в зарубежных странах заключается в следующем:

· независимость внутреннего аудитора условна, поскольку служба внутреннего аудита является подразделением организации. Отсутствуют как законодательные, так и этические нормы, подчеркивающие независимость внутренних аудиторов от непосредственного влияния руководства;

· нет единых требований к профессиональному и образовательному уровню внутренних аудиторов.

Поэтому рассмотрение вопросов нормативно-правового обеспечения внутреннего контроля позволило сделать вывод о том, что в данной области остается множество проблем, требующих своего практического решения. И самое важное, что сегодня найти эти решения без глубокой научной проработки всего комплекса вопросов, связанных с этим, невозможно.

В Федеральном законе от 07.08.01 № 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" разработчики ограничились лишь общим определением понятия аудиторской деятельности. Так, ст. 1 "Понятие аудиторской деятельности" Закона "Об аудиторской деятельности" (далее по тексту - Закон) определено, что аудиторская деятельность, аудит - это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Однако поскольку внутренний аудит проводится внутренними аудиторами или группой внутренних аудиторов, ревизорами, ревизионными комиссиями, назначаемыми собственниками экономического субъекта, он не может являться предпринимательской деятельностью и, соответственно, не подпадает под определение, данное в Законе.

В Законе приводится определение внешнего аудита, а о внутреннем аудите даже не упоминается, что существенно снижает значимость данного документа, является серьезным упущением разработчиков, поскольку именно в законе федерального уровня должны быть определены понятие аудита, его виды, раскрыты цели и назначение внешнего и внутреннего аудита.

Основная цель аудита в указанном Законе сведена к выражению мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

Разрешить ситуацию можно следующим образом: во-первых, расширить существующее определение, например: "аудиторская деятельность, аудит - это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей, а также организованная в рамках организации и действующая в интересах экономического субъекта система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета". Во-вторых, что представляется более рациональным, ст. 1 Закона можно озаглавить: "Понятие внешней аудиторской деятельности", в результате чего существующее определение будет относиться только к внешнему аудиту. При этом следует ввести отдельную статью в Законе, озаглавив ее "Понятие внутренней аудиторской деятельности". В предложенной статье следует закрепить понятие внутреннего аудита, а именно: "Внутренний аудит - организованная экономическим субъектом, действующая в интересах его руководства и (или) собственников, регламентированная внутренними документами система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля".

Поскольку Закон "Об аудиторской деятельности" не содержит никаких положений по внутреннем аудиту, а других законов просто нет, то допускается возможность его произвольного толкования, а значит существования любых трактовок данного понятия, а также областей его применения. Таким образом, есть все основания считать, что внутренний аудит в России законодательно не урегулирован, а внимание к данному вопросу со стороны государственных надзорных органов, по сути, также отсутствует.

ВЫГОДЫ СТАНДАРТА: СВОЕ МЕСТО В УПРАВЛЕНИИ

Одним из первых шагов в решении вопроса об использовании внутреннего аудита в управлении хозяйствующими субъектами в Российской Федерации явилось принятие Правила (стандарта) аудиторской деятельности "Изучение и использование работы внутреннего аудита", одобренного Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ (протокол № 3 от 27.04.99). Целью Правила (стандарта) является определение действий аудиторской фирмы или аудитора, работающего самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя, по изучению работы внутреннего аудита, оценке ее влияния на объем и процедуры внешнего аудита, использованию результатов его работы. Отдельный раздел стандарта раскрывает место внутреннего аудита в управлении финансами экономического субъекта.

В Правиле (стандарте) аудиторской деятельности Российской Федерации дается следующее определение: внутренний аудит - организованная на экономическом субъекте в интересах его собственников и регламентированная его внутренними документами система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежности функционирования системы внутреннего контроля.

К сожалению, и здесь разработчики все-таки не обошлись без ряда серьезных и принципиальных неточностей и недостатков. В стандарте, в частности, отмечается, что внутренний аудит может создаваться в интересах руководства и (или) собственников (п. 2.1), что вряд ли можно считать правильным, поскольку интересы руководства и собственников нередко существенно различаются. Эти различия объясняются, в первую очередь, тем, что собственники вкладывают свой капитал и заинтересованы в его сохранности и эффективном использовании, тогда как исполнительное руководство иногда готово подвергать эти средства совершенно неоправданному и даже порой необдуманному риску. Как показывает практика, руководство нередко может допускать различного рода промахи и упущения в работе, а в отдельных случаях и махинации с целью получения собственной выгоды.

В соответствии с данным документом, внутренний аудит представлен "одним из способов контроля" (п. 2.2), хотя он, по сути, является одним из видов контроля, поскольку способ - это есть не что иное как метод проведения контроля, а в аудите используется достаточно широкий спектр методов контроля. В данном стандарте назначение внутреннего аудитора сводилось к удовлетворению нужд внешних аудиторов и ничего не говорилось об использовании внутреннего аудита в целях совершенствования управления организацией, обеспечения собственников соответствующей информацией. В чем прежде всего и состоит назначение внутреннего аудита.

Тем не менее, стандартом аудиторской деятельности "Изучение и использование работы внутреннего аудита" внутренний аудит был призван оценивать действующую систему внутреннего контроля организации (п. 2.1), что явилось позитивным шагом в определении назначения внутреннего аудита. Ранее в Правиле (стандарте) аудиторской деятельности "Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита", одобренном Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ (протокол № 6 от 25.12.96), внутреннему аудиту была отведена лишь часть функций по "поддержанию системы внутреннего контроля".

Этот стандарт имеет важное значение для внутренних аудиторов, показывает заинтересованность государства в регулировании внутреннего аудита, хотя и не снимает проблему необходимости разработки специальных стандартов профессиональной деятельности. Так, до настоящего времени не существует самостоятельного федерального стандарта профессиональной деятельности внутреннего аудита, регулирующего основы деятельности в этой области. Такие стандарты разрабатываются локально в организациях при наличии в их структуре службы внутреннего аудита. Необходимость принятия федеральных стандартов по внутреннему аудиту очевидна, поскольку это соответствует международному опыту, с учетом которого и должны быть разработаны российские аналоги.

РОЛЬ И ФУНКЦИИ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА

Организация, роль и функции внутреннего аудита определяются самим экономическим субъектом, т.е. его руководством и (или) собственниками, в зависимости от следующих факторов:

· объемов показателей финансово-экономической деятельности экономического субъекта;

· сложившейся системы управления экономического субъекта;

· состояния внутреннего контроля.

Как правило, к функциям внутреннего аудита относятся:

· проверка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, их мониторинг и разработка рекомендаций по улучшению этих систем;

· проверка бухгалтерской и оперативной информации, включая экспертизу средств и способов, используемых для идентификации, оценки, классификации такой информации и составления на ее основе отчетности, а также специальное изучение отдельных статей отчетности, включая детальные проверки операций, остатков по бухгалтерским счетам;

· проверка соблюдения законов и других нормативных актов, а также требований учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства и (или) собственников;

· проверка деятельности различных звеньев управления;

· оценка эффективности механизма внутреннего контроля, изучение и оценка контрольных проверок в филиалах, структурных подразделениях экономического субъекта;

· проверка наличия и обеспечения сохранности имущества экономического субъекта;

· работа над специальными проектами и контроль за отдельными элементами структуры внутреннего контроля;

· оценка используемого экономическим субъектом программного обеспечения;

· разработка и представление предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления.

Внутренний аудит не только дает информацию о деятельности самой организации, но и подтверждает правильность и достоверность отчетов менеджеров. Используя информацию внутреннего аудита, руководство предприятия может оперативно и своевременно осуществлять необходимые изменения внутри предприятия. Объективность внутреннего аудита обеспечивается степенью зависимости в структуре управления экономического субъекта. Это требование к внутреннему аудиту, как правило, обеспечивается тем, что он подчиняется и обязан представлять отчеты только назначившему его руководству и (или) собственнику. Ответственность за выполнение своих обязанностей аудитор несет только перед собственниками предприятия.

Целями внутреннего аудита являются:

· обеспечение эффективности функционирования всех видов деятельности на всех уровнях управления;

· защита законных имущественных интересов организации и ее собственников.

К основным задачам внутреннего аудита относятся:

· проверка соответствия системы организационных регламентов действующим нормативным актам и учредительным документам;

· проверка достаточности и соответствия действующим правовым актам и уставу системы экономических регламентов и регуляторов;

· проверка правильности составления и условий выполнения хозяйственных договоров;

· проверка наличия, состояния, правильности оценки имущества, эффективности использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов, соблюдения действующего порядка установления и применения цен, тарифов, а также расчетно-платежной дисциплины, своевременности внесения в бюджет налогов и платежей во внебюджетные фонды;

· экспертиза бухгалтерских балансов и отчетов, правильности организации, методологии и техники ведения бухгалтерского учета;

· экспертиза достоверности учета затрат на производство, полноты отражения выручки от реализации продукции, точности формирования финансовых результатов, объективности использования прибыли и фондов, разработка и предоставление обоснованных предложений по улучшению организации системы контроля, бухгалтерского учета и расчетной дисциплины, повышению эффективности программ развития, изменению структуры производства и видов деятельности;

· консультирование учредителей, руководителей подразделений, специалистов и работников аппарата управления по вопросам организации и управления, права, анализу хозяйственной деятельности и другим проблемам;

· организация подготовки к проверкам внешнего аудита, налоговой инспекции и других органов внешнего контроля.

Задачи внутреннего аудита определяются руководством исходя из потребностей управления как подразделениями предприятия, так и предприятием в целом.

Таким образом, в рамках внутреннего аудита осуществляется не только детальный контроль за сохранностью активов, но и контроль за политикой и качеством менеджмента.

Несмотря на кажущиеся различия, внутренний и внешний аудит во многом дополняют друг друга. Многие функции внутренних аудиторов могут быть выполнены приглашенными независимыми аудиторами. При решении многих задач внутренние и внешние аудиторы могут использовать одинаковые методы. Разница заключается лишь в степени точности и детальности применения этих методов.

Более важным на сегодняшний момент является необходимость осознания того, что внутренний аудит заслуживает такого же большого внимания, как и внешний аудит. Если сегодня можно сказать, что становление внешнего аудита в России как бы свершилось, то внутренний аудит и в профессиональном, и в законодательном, и в институциональном плане находится фактически в зачаточном положении.

Кроме того, проблема взаимодействия внешнего и внутреннего аудита, на наш взгляд, становится еще более актуальной в связи с тем, что в России начался процесс перехода или приближения к международным стандартам бухгалтерского учета в организациях. И тут еще более усилится взаимодействие внешнего и внутреннего аудита, так как составление отчетности в соответствии с международными стандартами, скажем, построенной на таком актуальном для России принципе, как приоритет содержания над формой, потребует от внешних аудиторов еще более глубокого понимания самого бизнеса организации или его реальных операций. Тут необходимую помощь могут оказать внутренние аудиторы, которые как сотрудники данной организации больше знают сам бизнес организации и его реальные операции.

В настоящее время в России нерешенными остаются вопросы контроля качества внутреннего аудита в хозяйствующих субъектах.

До середины 90-х годов прошлого века отсутствие надлежащего правового и нормативного обеспечения функционирования внутреннего аудита еще можно было как-то объяснить относительной новизной данного инструмента для отечественной практики, а главное - незрелостью рыночных отношений в стране. Однако и до сих пор, по прошествии многих лет, в России не произошло каких-либо заметных позитивных изменений в данной области.

В подавляющем же большинстве предприятий система какого-либо внутреннего контроля в то время просто отсутствовала, поскольку она тогда воспринималась как пережиток ранее существовавшей административно-командной системы, выполнявшей карательную функцию, а на волне демократических преобразований, с соответствующим либеральным настроем во всех областях жизни, это выглядело рудиментом уходящей эпохи.

Невнимание к совершенствованию нормативно-правового регулирования внутреннего аудита в организациях со стороны соответствующих государственных органов предопределяет неправомерное толкование его назначения, а у собственников - сомнение в возможности использования этого инструмента в управлении.

Именно поэтому на большинстве предприятий структурные подразделения внутреннего контроля включают в себя не только сугубо внутренний контроль, но и внутренний аудит со сведением функций последнего лишь к контролю за ведением операций в структурных подразделениях и своевременному предупреждению потенциальных потерь доходов, что, естественно, не соответствует истинной природе и назначению внутреннего аудита.

Подобный подход в определенной степени предопределяет то, что внутренний аудит на практике остается нередко составной частью внутреннего контроля, и это не позволяет ему реализовывать даже основные принципы функционирования - объективность и независимость.

Отсутствие четкого определения внутреннего аудита в нормативных документах Министерства финансов РФ и других органов по регулированию предпринимательской деятельности, несомненно, отрицательно сказывается на использовании внутреннего аудита, что, в свою очередь, не способствует наиболее полной реализации собственниками, акционерами, а также инвесторами своих интересов.

За рубежом Институт внутренних аудиторов (IIА) выпустил стандарты внутреннего аудита в новой редакции, которые вступили в силу 1 января 2002 г. Необходимость этого объясняется революционными изменениями в практике и методах аудита, а также ужесточением требований со стороны акционеров, советов директоров и других заинтересованных лиц. Подготовка новой редакции стандартов осуществлялась в несколько этапов:

1) было проведено исследование для выявления общей совокупности знаний, которыми располагают внутренние аудиторы во всем мире. При этом особое внимание уделялось требованиям "клиентов" - внутренних аудиторов, а также вероятным изменениям роли внутренних аудиторов в будущем и обеспечению превышения экономического эффекта от внутреннего аудита над затратами, связанными с его проведением;

2) была сформирована специальная группа в составе профессиональных аудиторов из различных стран мира для разработки концептуальных принципов новых стандартов, в том числе Кодекса этики;

3) на основе концептуальных принципов Совет по стандартам и Комитет по профессиональным вопросам разработали новую редакцию стандартов и Кодекса этики, которые затем в виде проектов были разосланы членам и всем заинтересованным профессиональным аудиторам.

В результате проделанной работы некоторые стандарты (например, касающиеся основных принципов аудита - таких как независимость, объективность, компетентность и должное профессиональное отношение) не претерпели значительных изменений. Вместе с тем в содержание таких стандартов, как объем внутреннего аудита, оценка риска, планирование и гарантия качества, были внесены существенные корректировки.

В частности, правила внутреннего аудита (такие, как внутренний консалтинг, целью которого является совершенствование управления риском хозяйственной деятельности, а не только аудиторским риском, модернизация бизнес-процессов предприятия, расширение практики проведения самооценок повышения ответственности менеджеров, внедрение дополнительных средств внутреннего контроля и осуществление мероприятий, направленных на увеличение цены фирмы) приведены более подробно, чем традиционные услуги в области подтверждения достоверности информации. Многие из вышеперечисленных функций уже давно выполняются внутренними аудиторами в крупных организациях, однако их необходимо было систематизировать в стандартах, подлежащих применению всеми практикующими внутренними аудиторами.

ВНУТРЕННИЙ АУДИТ: НА ПУТИ К МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ

Подводя итог сказанному выше, необходимо сделать следующие выводы:

1. Возникнув на Западе вместе с появлением акционерных форм собственности, внутренний аудит продолжает оставаться неотъемлемым атрибутом рыночных отношений. Становлению и развитию внутреннего аудита в России способствовало изменение структуры управления народным хозяйством, ликвидация отраслевых министерств и связанной с ними системы ведомственного контроля; разгосударствление экономики и появление реальных собственников - акционеров, т.е. субъектов, непосредственно заинтересованных в законности и эффективной хозяйственной деятельности организаций. В этой связи в последние годы внутренний аудит расширил границы своего применения от контрольно-ревизионных до информационно-аналитических и контрольно-консультационных.

2. Внутренний аудит в акционерных обществах проводится в интересах акционеров и менеджеров с целью выявления резервов производства и наиболее перспективных направлений развития. Внутренний аудит включает в себя: проверку достоверности бухгалтерской отчетности; финансовый контроль за деятельностью общества; проверку и оценку адекватности и эффективности системы внутреннего контроля, в том числе за подразделениями и филиалами организации; определение и анализ внешних и внутренних рисков; анализ информационных систем. Это не закрытый перечень - каждое акционерное общество в зависимости от направления деятельности и других особенностей самостоятельно определяет задачи и содержание внутреннего аудита.

3. Внутренний аудит заслуживает такого же внимания, как и внешний, его правовое обеспечение необходимо усовершенствовать на всех уровнях: в Закон об аудиторской деятельности необходимо внести изменения, закрепив в нем понятие и особенности внутреннего аудита; следует также принять на основе международных стандартов профессиональной практики внутреннего аудита российский профессиональный стандарт внутреннего аудита; основным в оценке работы внутренних аудиторов должно являться соответствие их работы как предлагаемому стандарту, так и прочим стандартам аудиторской деятельности.

В заключение следует отметить, что рост внимания мирового сообщества к регулированию вопросов внутреннего аудита отражается во внутренних правовых и нормативных актах России, это происходит на фоне внедрения в бухгалтерский учет российских предприятий международных стандартов финансовой отчетности, в которых первостепенное значение уделяется защите интересов собственников, акционеров и инвесторов. Подтверждением этому является и планируемое вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО), где повышенное внимание уделяется организации внутреннего аудита. Это, в свою очередь, не может не стимулировать разработку и законодательное оформление вопросов внутреннего аудита государственными органами при действенном участии представителей и большинства российских специалистов.

Финансовый контроль – сопоставление тенденций и плановых показателей, оценка управления, правомерности деятельности финансовых работников, администрации, ведомств, проверка целевых программ.

Финансовый контроль объективно необходим в любом обществе, где существует товарно-денежные отношения. В демократическом обществе с рыночными формами хозяйствования роль финансового контроля многократно возрастает. Это обусловлено рядом причин.

Прежде всего, рыночная экономика выдвигает на первое место достижение высокой эффективности хозяйственной деятельности. В связи с этим возрастает значение контроля над процессами формирования, сохранности, рационального использования финансовых и материальных ресурсов во всех звеньях экономической системы страны. Проведение контроля способствует повышению качества и эффективности финансово-хозяйственного управления.

Негосударственный финансовый контроль подразделяется на внутренний (внутрифирменный, корпоративный) и внешний (аудиторский).

Государственный и негосударственный виды контроля, несмотря на схожесть методов, существенно отличаются конечными целями. Главная цель государственного контроля - максимизировать поступление ресурсов в казну и минимизировать государственные издержки управления, а негосударственного (главным образом, внутрифирменного) - напротив, минимизировать свои отчисления в пользу государства и другие издержки с целью повышения нормы прибыли на вложенный капитал. И то же время обе сферы контроля ограничены правовыми рамками действующих законов.

Одна из важнейших причин необходимости осуществления контроля состоит в том, что любая организация, безусловно, обязана обладать способностью вовремя фиксировать свои ошибки и исправлять их до того, как они повредят достижению целей. Равно важной является и положительная сторона контроля, состоящая во всемерной поддержке всего того, что является успешным. Кроме того, контроль не только позволяет выявить проблемы и реагировать на них так, чтобы достигнуть намеченных целей, но и помогает решить, нужно ли вносить радикальные изменения в принятые решения.

В.А. Приверзенцев считает целью контроля, его конечным результатом разработку и осуществление эффективного управленческого воздействия, призванного устранить вскрытое отклонение от запланированных действий, способствующих максимальному снижению и ликвидации возможных отрицательных экономических, финансовых и других последствий установленных недостатков и нарушений.

Основополагающая общая задача контроля состоит в квалифицированном определении предела допустимых отклонений, все остальные отклонения требуется зафиксировать и устранить.

Среди частных задач контроля необходимо выделить следующие:

Установить основные контролируемые параметры;

Сбор, обработка и анализ информации о фактических результатах хозяйственной деятельности объекта контроля;

Сравнение фактических результатов с плановыми показателями;

Выявить отклонения фактических результатов от заданных параметров;

Анализ причин полученных отклонений от установленных нормативов;

Разработка программ и предложений о принятии по мере необходимости соответствующего воздействия для достижения намеченных целей;

Утверждение предложенного воздействия и организация его осуществления.

Внутренний аудит осуществляется внутрифирменной аудиторской службой и направлен на повышение эффективности управленческих решений по экономическому и рациональному использованию ресурсов предприятия с целью максимальной прибыли и рентабельности. Он проводится внутри организации ее же специалистами и организуется по желанию руководства для получения информации, необходимой для управленческих решений.

Службы внутреннего контроля постоянно:

    следят за эффективностью и целесообразностью расходования собственных денежных средств;

    следят за эффективностью и целесообразностью расходования заемных денежных средств;

    следят за эффективностью и целесообразностью расходования привлеченных денежных средств;

    проводят анализ и сопоставление фактических финансовых результатов с прогнозируемыми;

    дают финансовую оценку результатов инвестиционных проектов;

    контролируют финансовое состояние предприятия. Внешний аудит выполняют специальные аудиторские фирмы, и основной задачей данного вида аудита является установление достоверности и дача заключения по финансовому отчету проверяемого предприятия, а также разработка рекомендаций по устранению имеющихся недостатков. Аудиторская проверка может быть обязательной и добровольной, т. е. осуществляется по предприятию самого экономического субъекта.

Внутренний управленческий контроль направлен на анализ соответствия установленного порядка ведения учета действующему законодательству и локальным нормативным актам, действует в интересах внутренних пользователей контрольной информации, организован по решению самого субъекта, содействует укреплению дисциплины, оптимизации процессов хозяйственной деятельности и выполнения персоналом обязательств перед предприятием.

Цель внутреннего контроля – обеспечение соблюдения всеми сотрудниками предприятия своих должностных обязанностей в соответствии с целями организации. Цель внутреннего контроля во времени непрерывна, перманентна и достигается только на короткое время. Внутренний контроль организуется исходя из целей и задач управления предприятием. Государством регламентируются только основные направления внутреннего контроля – порядок проведения инвентаризаций, правила организации документооборота, рекомендации по организации аналитического учета, определение должностных обязанностей управленческого персонала и некоторые другие. При организации и осуществлении внутреннего контроля используются как денежные, так и неденежные измерители.

Руководство предприятия самостоятельно устанавливает состав, сроки, периодичность контрольных процедур. Главный принцип организации внутреннего контроля – целесообразность и экономичность. Аудиторское заключение по результатам обязательной аудиторской проверки в составе своей первой и третьей частей (вводной и итоговой) является открытым документом. Каждый заинтересованный пользователь бухгалтерской отчетности экономического субъекта может ознакомиться с аудиторским заключением по данной отчетности. Конфиденциальной информацией предприятия является только аналитическая часть аудиторского заключения и письменная информация аудитора руководству проверяемого экономического субъекта по результатам проведения аудита.

При публикации бухгалтерской отчетности указываются и результаты аудиторской проверки.

Организация эффективно функционирующей системы внутреннего контроля – это сложный многоступенчатый процесс, включающий следующие этапы .

1. Критический анализ и сопоставление определенных для прежних условий хозяйствования целей функционирования организации, принятого ранее курса действий, стратегии и тактики с видами деятельности, размерами, оргструктурой, а также с ее возможностями.

2. Разработка и документальное закрепление новой деловой концепции организации (что собой представляет организация, каковы ее цели, что она может, в какой области имеет конкурентные преимущества, каково желаемое место на рынке), а также комплекса мероприятий, способного привести эту деловую концепцию к развитию и совершенствованию организации, успешной реализации ее целей, укреплению ее позиций на рынке. Такими документами должны быть положения о финансовой, производственно-технологической, инновационной, снабженческой, сбытовой, инвестиционной, учетной и кадровой политике. Данные положения должны разрабатываться на основе глубокого анализа каждого элемента политики и выбора из имеющихся альтернатив наиболее приемлемых для данной организации. Документальное закрепление политики организации в различных сферах ее финансово- хозяйственной деятельности позволит осуществлять предварительный, текущий и последующий контроль всех аспектов ее функционирования.

3. Анализ эффективности существующей структуры управления, ее корректировка. Необходимо разработать положение об организационной структуре, в котором должны быть описаны все организационные звенья с указанием административной, функциональной, методической подчиненности, направления их деятельности, функции, которые они выполняют, установлен регламент их взаимоотношений, права и ответственность, показано распределение видов продуктов, ресурсов, функций управления по этим звеньям. То же относится и к положениям о различных структурных подразделениях (отделах, бюро, группах и т. д.), к планам организации труда их работников. Необходимо разработать (уточнить) план документации и документооборота, штатное расписание, должностные инструкции с указанием прав, обязанностей и ответственности каждой структурной единицы. Без такого строгого подхода невозможно осуществлять четкую координацию функционирования всех звеньев системы внутреннего контроля организации.

4. Разработка формальных типовых процедур контроля конкретных финансовых и хозяйственных операций.

5. Организация отдела внутреннего аудита (или другого специализированного контрольного подразделения).

Может быть и большее количество этапов оценки системы контроля в зависимости от индивидуальных особенностей экономического субъекта, подвергнутого проверке.

Общее знакомство с системой внутреннего контроля включает получение информации о специфике и масштабах деятельности субъекта, представление о системе его бухгалтерского учета. Итоги первоначального знакомства позволяют принять решение о возможности использования в проверке системы внутреннего контроля. Если контролер-ревизор не может полагаться на систему внутреннего контроля, он должен спланировать свою проверку, таким образом, чтоб выводы его не основывались на доверии к этой системе. Низкая эффективность системы внутреннего контроля должна быть отражена в заключении о проверке субъекта.

Критерием эффективности системы внутреннего контроля служит соблюдение принципов внутреннего контроля организации.

1. Принцип ответственности.

2. Принцип сбалансированности (сбалансированность означает, что субъекту нельзя предписывать контрольные функции, не обеспеченные средствами для их выполнения).

3. Принцип подконтрольности каждого субъекта внутреннего контроля, работающего в организации.

4. Принцип своевременного сообщения об отклонениях.

5. Принцип ущемления интересов (необходимо создавать специальные условия, при которых любые отклонения ставят какого-либо работника или подразделение организации в невыгодное положение и побуждают их к урегулированию проблем).

6. Принцип интеграции (при решении задач, связанных с контролем, должны создаваться надлежащие условия для тесного взаимодействия работников функциональных различных направлений).

7. Принцип заинтересованности администрации.

8. Принцип компетентности, добросовестности и честности субъектов внутреннего контроля. Принцип компетентности состоит в проявлении контролером высокого уровня знаний при контроле финансово-хозяйственной деятельности, а также предполагает обязательное пополнение багажа знаний через курсы повышения квалификации, семинары, тренинги, необходимо постоянно быть в курсе всех последних изменений в законодательстве, изучать опыт и новые методы контроля, стремиться к повышению профессионализма.

9. Принцип соответствия (степень сложности системы внутреннего контроля должна соответствовать степени сложности подконтрольной системы).

10. Принцип постоянства (адекватное постоянное функционирование системы внутреннего контроля позволит вовремя предупреждать о возможности возникновения отклонений).

11. Принцип приемлемости методологии внутреннего контроля (означает целесообразное распределение контрольных функций, целесообразность программ внутреннего контроля, а также применяемых методов).

12. Принцип непрерывности развития и совершенствования (со временем даже самые прогрессивные методы управления устаревают).

13. Принцип приоритетности (абсолютный контроль над обычными незначительными операциями не имеет смысла и будет только отвлекать силы от более важных задач).

14. Принцип комплексности (нельзя добиться общей эффективности, сосредоточив контроль только над относительно узким кругом объектов).

15. Принцип согласованности пропускных способностей различных звеньев системы внутреннего контроля.

16. Принцип оптимальной централизации (динамичность, устойчивость, непрерывность функционирования системы обусловливаются единством и оптимальным уровнем централизации оргструктуры организации).

17. Принцип единичной ответственности (во избежание безответственности недопустимо закрепление отдельной функции за двумя или несколькими центрами ответственности).

18. Принцип функциональных потенциальных имитаций (временное выбытие отдельных субъектов внутреннего контроля не должно прерывать контрольных процессов).

19. Принцип регламента (эффективность функционирования системы внутреннего контроля прямо связана с тем, насколько подчинена регламенту контрольная деятельность в организации).

20. Принцип разделения обязанностей.

21. Принцип разрешения и одобрения.

22. Принцип взаимодействия и координации.

Важным аспектом функционирования системы внутреннего контроля является выполнение принципов данной системы, соблюдение которых повысит доверие к ней как внешних пользователей и ревизоров, так и внутренних пользователей данными контроля. Совокупность указанных принципов является основанием эффективности системы внутреннего контроля.

Контроль необходимо осуществлять на основе четкого взаимодействия всех подразделений и служб организации.

Внутренний аудит решает следующие задачи:

    контроль над состоянием активов и недопущение убытков;

    подтверждение выполнения внутрисистемных контрольных процедур;

    анализ эффективности функционирования системы внутреннего контроля и обработки информации;

    оценка качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой.

Таким образом, в рамках внутреннего аудита осуществляется не только детальный контроль над политикой и качеством менеджмента.

Внутренний аудитор выполняет следующие функции:

    проверка систем контроля в целях выработки политики компании в рамках законодательства;

    оценка экономичности и эффективности операций компании;

    проверка уровня достижений программных целей;

    подтверждение точности информации, используемой руководством при принятии решений.

В настоящее время финансовый контроль осуществляется законодательными и исполнительными органами власти, а также специально созданными учреждениями, наблюдающими за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государств, предприятий, учреждений, организаций, граждан).

Поскольку государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации страны в целом, он распространяется как на государственные организации, так и на негосударственную сферу экономики коммерческие организации и граждан. Таким образом, можно сформулировать сущность финансового контроля по каждой из названных позиций.

Финансовый контроль государственных организаций – это прежде всего контроль над разработкой, утверждением и исполнением бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, банков и финансовых корпораций.

Финансовый контроль со стороны государства негосударственной сферы экономики и граждан, затрагивает лишь сферу соблюдения ими финансовой дисциплины, т. е. выполнения денежных обязательств перед государством, таких как:

    налоги и другие обязательные платежи;

    соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов;

    соблюдение установленных законодательством правил организации денежных расчетов, ведения учета и отчетности.

Внешний аудит при проверке использования прибыли анализирует платежи в бюджет, отчисления в резервный фонд, перечисления прибыли в фонды накопления, в фонд потребления, на благотворительные и аналогичные цели, на штрафы.

Особое внимание внешнего аудита уделяется анализу дебиторской и кредиторской задолженностей, динамике долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений (в паи и акции других предприятий, в облигации и другие ценные бумаги).

Финансовый контроль осуществляется с помощью различных методов, к которым относятся: наблюдение, проверка, обследование, ревизия и анализ материалов. Все вышеназванные методы государственного и муниципального финансового контроля отражены в разнообразных нормативных актах, регламентирующих режим их использования относительно различных объектов финансового контроля.

Основным методом финансового контроля является ревизия, которая осуществляется специально созданной комиссией. Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ревизии.

Ревизия – средство, как правило, внешнего контроля, – направлена в интересах внешних пользователей – лиц, заинтересованных в данных результатов ревизии. Осуществляется с целью подтверждения достоверности учетных процессов и отчетности.

Ревизия осуществляется как в плановом, так и во внеплановом порядке. Ревизия организаций любых форм собственности по мотивированным постановлениям, требованиям правоохранительных органов осуществляется в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Конкретные вопросы ревизии определяются программой или перечнем основных вопросов ревизии.

Программа ревизии включает тему, период, который должна охватить ревизия, перечень основных объектов и вопросов, подлежащих ревизии. Программа утверждается руководителем контрольно-ревизионного органа. Программа ревизии в ходе ее проведения с учетом изучения необходимых документов, отчетных и статистических данных, других материалов, характеризующих ревизуемую организацию, может быть изменена и дополнена.

В ходе ревизии, проверяющие должны документально и факти­чески убедиться в обоснованности операций с денежными средства­ми и ценными бумагами, кредитных и расчетных операций, расче­тов сметных назначений, прове­рить исполнение смет расходов, полноту и своевременность расче­тов с бюджетом и внебюджетны­ми фондами. В бюджетных орга­низациях особое значение имеет проверка использования бюджет­ных средств по целевому назна­чению. Непременно проверяется правильность образования и рас­ходования государственных вне­бюджетных средств.

Важным разделом ревизии обычно является проверка опера­ций с основными средствами и нематериальными активами, ин­вестиций, т. е. затрат капитально­го характера, а также затрат на текущую деятельность, расчетов по оплате труда и других расчетов с физическими лицами.

Несмотря на различия в целях и пользователях информации, и ревизия, и внутренний управленческий контроль имеют четкую взаимосвязь.

Ревизия использует систему внутреннего контроля, а система внутреннего контроля получает независимую оценку степени ее эффективности и надежности при проведении ревизии.

В ходе проведения ревизии и оформления ее результатов осо­бенно значительна роль главного бухгалтера и всей бухгалтерии про­веряемой организации. Согласно закону главный бухгалтер несет от­ветственность за формирование учетной политики и ведение бух­галтерского учета, своевременное представление и достоверность от­четности. Он обеспечивает соот­ветствие осуществляемых хозяйст­венных операций законодательст­ву Российской Федерации, конт­роль за движением имущества и выполнением обязательств. Поэ­тому ревизия - прежде всего эк­замен для бухгалтерской службы организации.

Все сказанное в отношении ревизии соответствует действите­льности в том случае, если реви­зия проводится так, как описано выше. Но ревизия далеко не все­гда проводится таким образом.

Проблема состоит в том, что в стране нет законодательного документа, который бы определял, что такое ревизия, каковы ее зада­чи, порядок проведения и оформ­ления результатов; обязанности, функции, права, способы деятель­ности контролирующих органов и их работников; правовое положе­ние и возможности проверяемой организации. Не имея обязатель­ных, законом установленных пра­вил, контрольные органы регу­лируют и регламентируют свои действия каждый по-своему, к проверяемым предъявляют тре­бования, установленные не зако­ном, а ведомственными докумен­тами, подчас резко отличающи­мися друг от друга и не всегда, мягко говоря, полностью соответ­ствующими действующему зако­нодательству.

В настоящее время можно найти только единичные норма­тивные документы, в которых со­держатся попытки дать на право­вой основе развернутый ответ на вопрос, что такое ревизия.

Одним из них является подго­товленная в НИФИ Минфина России инструкция о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными орга­нами Министерства финансов Российской Федерации. Она утверждена приказом Минфина России от 14.02.2000 № 42н. По заключению Минюста России от 06.05.2000 № 3447-ЭР инструк­ция не нуждается в государствен­ной регистрации. Другими слова­ми, соблюдение ее требований юридически обязательно только в системе Минфина России.

Проверка – это метод финансового контроля, предусматривающий исследование отдельных вопросов финансовой деятельности или иных субъектов на основе документов, получения объяснений от обязанных лиц, а также осмотра помещений и других объектов. Из современного законодательства следует, что проверки подразделяются на тематические и документальные.

Разновидностью тематической проверки является налоговая проверка, проводимая должностными лицами налоговых органов. Существует два вида налоговой проверки: камеральная и выездная. Камеральная налоговая проверка является разновидностью документальной проверки, так как она проводится налоговым органом по месту его нахождения на основе документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов, имеющихся у налогового органа. По результатам проверок составляется акт. В соответствии со ст. 100 НК РФ он составляется по определенной форме, установленной Министерством по налогам и сборам РФ.

Основными методами получения знаний о деятельности экономического субъекта являются:

    изучение общеэкономических условий деятельности проверяемого экономического субъекта;

    анализ особенностей региона, влияющих на деятельность субъекта;

    учет отраслевых особенностей сферы деятельности экономического субъекта;

    знакомство с организацией и технологией производства;

    сбор информации о персонале экономического субъекта, ассортименте выпускаемой продукции, методах ведения бухгалтерского учета, его автоматизации;

    сбор информации о структуре собственного капитала, анализ размещения и котировок акций;

    сбор информации об организационной и производственной структурах, проводимой маркетинговой политике, основных поставщиках, покупателях;

    анализ деятельности экономического субъекта на рынке ЦБ;

    учет наличия и взаимоотношений с филиалами и дочерними (зависимыми) обществами и методов консолидации финансовой отчетности, порядка распределения прибыли, остающейся в распоряжении организации;

    сбор информации о финансовых и юридических обязательствах экономического субъекта, что имеет существенное значение на стадии планирования при оценке уровня существенности и расчета внутрихозяйственного риска;

    знакомство с организацией системы внутреннего контроля.

Если выявлены аспекты деятельности, требующие определенных специальных знаний, проверяющий должен иметь достаточно глубокое понимание деятельности экономического субъекта, чтобы можно было установить, нужна ли ему консультация того или иного специалиста, т. е. должен оценить возможность привлечения эксперта. В целях получения наиболее глубоких знаний о деятельности экономического субъекта применяются аналитические процедуры, выявляющие существенные отклонения от различного рода базовых показателей.

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями и экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства.

Финансовый контроль имеет важное значение для реализации финансовой политики государства. Реализацию финансовой политики обеспечивает совокупность мероприятий государства, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и перераспределение для выполнения государством его функций и программ.

Контроль и ревизия. Иванова Е.Л.

Понятие, принципы и цели внутреннего контроля

Тема 4. Внутрибанковский контроль

1. Понятие, принципы и цели внутреннего контроля.

2. Система органов внутреннего контроля.

3. Бухгалтерия в системе внутреннего контроля банка.

4. Исправление выявленных ошибок. Заключительные обороты.

Переход банковского сектора России на международные стандарты учета и финансовой отчетности и вндрение в практику принципов корпоративного управления требуют от банков всœестороннего интенсивного развития. Одним из аспектов деятельности банков является внутренний контроль, который банки обязаны организовывать и осуществлять в целях обеспечения надлежащего уровня надежности банков, защиты интересов инвесторов банков и их клиентов путем контроля за соблюдением сотрудниками банков российского законодательства и нормативных актов Банка России.

Эффективная система внутреннего контроля является важным компонентом управления банком и основой для обеспечения безопасности и устойчивости банковских операций. Она призвана обеспечивать реализацию целœей и задач банковских учреждений с тем, чтобы банки могли не только достигать долгосрочных целœей в области рентабельности, но и поддерживать надежную систему финансовой и управленческой отчетности. Вместе с тем, такая система способствовала бы соблюдению законов и регулятивных норм, а также политики банка в разных областях деятельности, принятых планов, внутренних правил и процедур и снижать риск непредвиденных убытков или подрыва репутации банка.

Повышенный интерес к внутреннему контролю объясняется существенными убытками, понесенными некоторыми банковскими учреждениями. Анализ проблем, вызвавших эти убытки, показывает, что их можно было избежать, в случае если бы банки имели эффективную систему внутреннего контроля. Она помогла бы предотвратить или своевременно выявить проблемы, которые привели к убыткам, тем самым уменьшив ущерб, понесенный банковскими организациями.

По этой причине органы банковского надзора требуют от всœех банков независимо от их размера наличия эффективной системы внутреннего контроля, которая должна соответствовать характеру и сложности деятельности банка, рискам, принимаемым им в процессе осуществления балансовых и забалансовых операций. Система внутреннего контроля должна также быть способна реагировать на изменения внешней среды и условий осуществления банком своей деятельности. В случаях, когда надзорные органы приходят к выводу, что система внутреннего контроля банка неадекватна или неэффективна применительно к специфическому характеру рисков, принятых на себя данным банком, они обязаны предпринять надлежащие меры.

Внутренний контроль - ϶ᴛᴏ процесс, осуществляемый в банке советом директоров, менеджментом и сотрудниками всœех уровней. Внутренний контроль подразумевает не только разовые процедуры или политику, которая осуществляется в определœенный отрезок времени, а процесс, постоянно идущий на всœех уровнях внутри банка. Совет директоров и менеджмент несут ответственность за создание соответствующей культуры, облегчающей эффективное осуществление внутреннего контроля, и за мониторинг его эффективности на постоянной основе. При этом каждый сотрудник кредитной организации должен принимать участие в данном процессе.

Осуществление внутреннего контроля преследует следующие основные цели:

1. Производственная и финансовая эффективность деятельности (производственно-финансовые цели), ᴛ.ᴇ. насколько эффективно и продуктивно банк управляет своими активами и другими ресурсами, какова вероятность убытков. Процесс внутреннего контроля направлен на то, чтобы сотрудники организации стремились к эффективному и честному достижению целœей, избегая непродуманных или чрезмерных расходов или не ставя другие интересы (к примеру, интересы сотрудника, партнера или клиента) выше интересов банка.

2. Надежность, полнота и своевременность финансовой и управленческой информации (информационные цели), ᴛ.ᴇ. подготовка своевременных, достоверных и адекватных отчетов, необходимых для принятия решений в банковском учреждении. Οʜᴎ также касаются крайне важно сти составления достоверных годовых отчетов, прочей финансовой отчетности и других финансовых документов для акционеров, надзорных органов и прочих сторонних организаций. Информация, получаемая руководством, советом директоров, акционерами и надзорными органами, должна быть удовлетворительной с точки зрения качества и точности, чтобы получатели информации могли полагаться на нее при принятии решений. Термин ʼʼдостоверныйʼʼ, применяемый к финансовой отчетности, означает подготовку объективных отчетов, составленных в соответствии с четко определœенными и общепринятыми бухгалтерскими принципами.

3. Соблюдение действующих законодательных и нормативных актов (комплаенс-цели), ᴛ.ᴇ. соблюдение всœеми банковскими учреждениями положений действующего законодательства, требований надзорных органов, а также документов, определяющих внутреннюю политику и процедуры банка. Данная цель должна быть достигнута для защиты имени и репутации банка.

Основными нормативными документами, регулирующими вопросы внутрибанковского контроля, являются: Положение ЦБ РФ от 16 декабря 2003 ᴦ. № 242-П ʼʼОб организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группахʼʼ и Положение Банка России от 26 марта 2007 ᴦ. № 302-П ʼʼО правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерацииʼʼ.

Согласно Положению № 242-П внутренний контроль состоит из пяти взаимосвязанных элементов, представляющих собой совокупность процедур и мероприятий по управлению банком:

1) управленческий контроль и культура контроля;

2) выявление и оценка риска;

3) осуществление контроля и разделœение полномочий;

4) информация и взаимодействие;

5) мониторинг и исправление недостатков.

1. Процедуры управленческого контроля и культуры контроля в системе внутреннего контроля предполагают осуществление руководящими органами в банке следующих принципов работы.

Принцип 1. Совет директоров должен:

Нести ответственность за утверждение и периодический пересмотр общей банковской стратегии и документов по различным аспектам политики банка;

Понимать основные риски, принимаемые на себя банком, устанавливать приемлемые уровни этих рисков и обеспечивать принятие ответственным руководством банка мер, необходимых для выявления, измерения, отслеживания и контролирования таких рисков;

Утверждать организационную структуру банка, обеспечивать, чтобы руководство банка контролировало эффективность системы внутреннего контроля.

При этом совет директоров несет ответственность за создание и функционирование адекватной и действенной системы внутреннего контроля.

Принцип 2. Исполнительное руководство банка (менеджмент) должно:

Нести ответственность за реализацию стратегии и политики банка, утвержденной советом директоров;

Развивать процессы, призванные выявлять, измерять, отслеживать и контролировать банковские риски;

Поддерживать такую организационную структуру, которая четко разграничивает сферы ответственности, полномочий и отчетности;

Обеспечивать эффективное осуществление делœегированных полномочий;

Разрабатывать соответствующие правила внутреннего контроля;

Отслеживать адекватность и действенность системы внутреннего контроля.

Принцип 3. Совет директоров и менеджмент банка несут ответственность за строгое соблюдение этических норм и стандартов профессиональной деятельности, за создание корпоративной культуры, подчеркивающей и демонстрирующей персоналу на всœех уровнях важность внутреннего контроля. Все сотрудники банка должны осознавать, понимать свою роль в процессе внутреннего контроля и принимать полноценное участие в данном процессе.

К примеру, организационные структуры некоторых банков, в которых возникли проблемы с управленческим контролем, не имели строго очерченного порядка подотчетности. В результате подразделœение банка не подчинялось никому конкретно из руководителœей высшего звена. Это означало, что ни один менеджер не следил за деятельностью данного подразделœения достаточно внимательно, чтобы заметить необычную финансовую или иную деятельность, и ни один менеджер не понимал полностью характера операций и способа получения прибыли. В случае если бы руководство знало, чем занимается подразделœение, оно могло бы заметить соответствующие признаки (такие, как необычное соотношение прибыли и уровня риска), расследовать операции и принять меры по минимизации конечных убытков. Этих проблем можно было бы избежать, в случае если бы руководство проверяло операции и управленческие отчеты, проводило обсуждение характера включаемых сделок с соответствующими сотрудниками.

2. Процедуры внутреннего контроля по выявлению и оценке риска подразумевают создание и реализацию в банке эффективной системы по выявлению существенных рисков.

Эффективная система внутреннего контроля требует, чтобы существенные риски, которые могут оказать отрицательное влияние на достижение целœей банка, выявлялись и оценивались на постоянной основе. Данная оценка должна охватывать всœе риски, принимаемые на себя банками на индивидуальной и консолидированной базе (кредитный риск, страновой риск и риск введения валютных ограничений, рыночный риск, процентный риск, риск ликвидности, операционный риск, правовой риск и риск подрыва деловой репутации). Для того чтобы должным образом решать проблемы новых или ранее неконтролируемых рисков, может возникнуть крайне важно сть внесения изменений в систему внутреннего контроля.

В частности, одной из причин, создающих проблемы в области внутреннего контроля и связанные с ними убытки в некоторых банках, является неадекватное выявление и оценка риска. В ряде случаев возможность получения высоких доходов от некоторых видов кредитов, инвестиций и производных инструментов отвлекает менеджмент от крайне важно сти тщательно оценивать риски, связанные с этими операциями, и выделять значительные ресурсы на текущий мониторинг и анализ рисков.

3. Процедуры по осуществлению контроля и разделœению полномочий предполагают следующее:

‣‣‣ создание надлежащей структуры контроля, при которой контрольные функции определяются для каждого уровня деятельности банка. Сюда должны входить проверки, осуществляемые менеджментом, система согласований и делœегирования прав, надлежащий контроль за различными подразделœениями, проверка соблюдения лимитов на риски и последующий контроль устранения выявленных нарушений, система сверки счетов и перекрестной проверки, инвентаризация имущества;

‣‣‣ четкое разделœение обязанностей сотрудников и исключение ситуаций, когда сфера ответственности сотрудника допускает конфликт интересов. Сферы потенциальных конфликтов интересов должны быть выявлены, минимизированы и поставлены под строгий и независимый контроль.

Так, при проведении анализа крупных убытков банков надзорные органы обычно приходят к выводу, что банки не соблюдали некоторые ключевые принципы внутреннего контроля. Чаще всœего банки, потерпевшие серьезные убытки из-за проблем с внутренним контролем, игнорировали принцип разделœения полномочий. Зачастую менеджмент вменял в обязанности хорошо зарекомендовавшему себя сотруднику контролировать два или более видов деятельности, между которыми имеется конфликт интересов. К примеру, в некоторых случаях один и тот же сотрудник контролировал одновременно подразделœение совершения сделок и подразделœение их учета. Это позволяло ему контролировать начальную стадию заключения сделок (ᴛ.ᴇ. куплю/продажу ценных бумаг или производных инструментов) и соответствующие учетные операции по документированию сделок. Наделяя одного работника такими противоречивыми полномочиями, банк давал ему возможность манипулировать финансовой информацией в корыстных целях или в целях сокрытия убытков.

4. Осуществление процедур внутреннего контроля, связанных с информацией и системами ее передачи, требует наличия:

‣‣‣ адекватной и всœеобъемлющей информации финансового, операционного характера и сведений о соблюдении установленных нормативных требований, а также поступающей извне рыночной информации о событиях и условиях, имеющих отношение к принятию решений. Информация должна быть надежной, своевременной, доступной и правильно оформленной;

‣‣‣ надежных информационных систем, охватывающих всœе основные виды деятельности банка. Такие системы, включая электронные, должны находиться под независимым контролем и в отношении них должны быть разработаны соответствующие мероприятия по поддержке при чрезвычайных обстоятельствах;

‣‣‣ эффективных информационных систем, позволяющих обеспечить полное понимание и соблюдение сотрудниками в практической деятельности политики и процедур, регулирующих обязанности, а также доведение крайне важно й информации до соответствующих сотрудников.

К примеру, некоторые банки потерпели убытки потому, что информация, используемая в рамках организации, была ненадежной или неполной, или потому, что была плохо налажена система связи. Сотрудники банка могли предоставлять неправильную финансовую информацию. Для оценки финансового положения могли использоваться недостоверные данные из внешних источников, а виды деятельности незначительные по объёмам, но с высокой долей риска могли не отражаться в отчетах для руководства. В некоторых случаях банки не смогли адекватно довести до сотрудников информацию, касающуюся их обязанностей и функций в области контроля, или передавали информацию по таким каналам, как, к примеру, электронная почта͵ которые не могли обеспечить ознакомление с ней, ее понимание и реализацию на практике.

5. Мониторинг деятельности и исправление недостатков в системе внутреннего контроля предполагает, что:

1. Общая эффективность внутреннего контроля банка должна отслеживаться на постоянной основе. Мониторинг ключевых рисков и их периодическая оценка, проводимые подразделœениями банка и внутренними аудиторами, должны быть частью повсœедневной деятельности банка.

2. Эффективный и всœеобъемлющий внутренний аудит системы внутреннего контроля должен проводиться независимыми в операционном отношении, адекватно подготовленными и компетентными сотрудниками. Служба внутреннего аудита как часть мониторинга системы внутреннего контроля должна быть подотчетна совету директоров (или его комитету по аудиту) и менеджменту банка.

3. Недостатки внутреннего контроля, выявленные сотрудниками подразделœений банка, службой внутреннего аудита или другими контрольными службами, должны своевременно доводиться до сведения руководителœей соответствующего уровня и оперативно устраняться. О существенных недостатках внутреннего контроля крайне важно сообщать менеджменту и совету директоров.

В частности, отсутствие мониторинга может привести к тому, что менеджмент и другие сотрудники не реагируют на ежедневную информацию о необычной деятельности, к примеру превышении лимитов риска, использовании клиентских счетов при проведении собственных операций банка или отсутствии текущей финансовой отчетности заемщиков. В одном банке убытки, связанные с дилерской деятельностью, скрывались на фиктивном клиентском счете. В случае если бы в этой организации был введен порядок, согласно которому выписки по счетам ежемесячно отправлялись клиентам по почте, а остатки на счетах клиентов периодически подтверждались, то скрываемые убытки были бы замечены раньше, чем они переросли в крупные проблемы для банка.

Внутренний аудит не дает положительных результатов в случаях, когда руководство своевременно не предпринимает мер по исправлению выявленных недостатков. Такие задержки могут происходить в силу того, что руководство не признает роли и значения внутреннего аудита. Вместе с тем, эффективность внутреннего аудита страдает в случаях, когда менеджмент и члены совета директоров (комитет по аудиту) не получают своевременных и регулярных контрольных отчетов, в которых указываются недостатки и меры по их исправлению, принятые руководством. Такой вид периодических отчетов может помочь менеджменту оперативно и своевременно решать важные вопросы.

Процедуры и мероприятия внутреннего контроля в банке должны быть определœены и утверждены внутренними документами кредитной организации. В первую очередь должны быть документально регламентированы такие важнейшие составляющие внутреннего контроля в банке, как:

1. Учётная политика;

2. Управление банковскими рисками;

3. Кредитная и депозитная политика;

4. Открытие (закрытие) и ведение счетов и вкладов;

5. Осуществление расчетов (наличных, безналичных);

6. Совершение операций с валютными ценностями;

7. Осуществление валютного контроля;

10. Совершение операций с ценными бумагами;

11. Выдача банковских гарантий;

12. Совершение кассовых операций, инкассация денежных средств и других ценностей;

13. Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

14. Политика информационной безопасности;

15. Обеспечение непрерывности деятельности и/или восстановления деятельности кредитной организации на случай непредвиденных обстоятельств.

Внутренние документы (правила, процедуры, положения, распоряжения, решения, приказы, методики, должностные инструкции и иные документы в формах, принятых в международной банковской практике) могут приниматься кредитной организацией и по иным вопросам совершения банковских операций и других сделок. Сочетание вопросов в принимаемых кредитной организацией внутренних документах определяется ею самостоятельно с учетом условий деятельности, включая, в т.ч. объём и характер операций, виды и уровень банковских рисков, иные обстоятельства.

Понятие, принципы и цели внутреннего контроля - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Понятие, принципы и цели внутреннего контроля" 2014, 2015.