Китай в эпоху средневековья. Средневековый Китай: начало истории великой империи Китай в средневековье

Китай в эпоху средневековья. Средневековый Китай: начало истории великой империи Китай в средневековье

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

В отличие от средневековой истории Европы, которая может быть периодизирована этапами становления, утверждения, расцвета и разложения феодального способа производства, Китай указанной эпохи переживал неоднократные взлеты и падения, что внешне выражалось в смене династий в рамках все того же АСП. Поэтому династическая периодизация китайской истории имеет под собой не только внешние, но и внутренние основания.

От "Исторических записок" Сыма Цяня до 1911 г. Китай знает 25 династических историй. Династическая периодизация средневекового Китая выглядит следующим образом:

III-VI вв. - эпоха смуты (гунны, Троецарствие, эпоха Северных и Южных династий) после падения династии Хань;

589-618 гг. - династия Суй;

618-907 гг. - династия Тан;

907-960 гг. - эпоха смуты, пяти династий и десяти царств;

960-1279 гг. - династия Сун;

1279-1368 гг. - династия Юань (монгольская);

1368-1644 гг. - династия Мин.

Династическая история Китая завершается маньчжурской династией Цин (1644-1911 гг.).

Благодаря развитой традиции историописания династии оставили после себя огромное количество документов и трактатов (в одном только архиве Гугун 9 млн. единиц хранения по эпохам Мин-Цин). Если трактаты в той или иной степени фальсифицируют историю, то документация позволяет восстановить истину в значительной степени. Дополнительным основанием для изучения истории Китая по династическому принципу является наличие общих для всех династий закономерностей развития в рамках династического цикла.

1. Государственное устройство средневекового Китая

На протяжении средневековья в связи со сменой династий многие элементы государственного устройства Китая менялись, но его основные принципы оставались без изменений.

На вершине пирамиды государственной власти находился император, имеющий Мандат Неба на управление Поднебесной империей и именуемый Сыном Неба. Власть императора косвенным образом была ограничена вышеуказанным Мандатом, предписывавшим осуществлять управление в соответствии с конфуцианскими традициями, и определенной самостоятельностью функционирующего по этим традициям бюрократического аппарата. Как правило, императоры были приверженцами легистских, а аппарат - конфуцианских методов управления.

Стремясь держать чиновничество под контролем, императоры искусственно противопоставляли друг другу различные ветви и звенья аппарата, разделив его на исполнительную и контрольную ветви, курируемые, как правило, двумя фаворитами правителя.

Контрольная власть была представлена императорскими Канцелярией, Секретариатом и Палатой инспекторов-цензоров. В служебные обязанности инспекторов-цензоров входил не только контроль деятельности исполнительной власти, но и увещевать императора править по канонам, докладывая ему "правду" не с узковедомственных, а с общегосударственных позиций. Учитывая уникальную роль инспекторов в системе государственного управления, аппарат стремился внедрить на эти должности или "своих", или людей мягких, слабохарактерных, не обладающих способностями и несамостоятельных, которые не могли бы представлять опасности для чиновничества. С другой стороны, в различные периоды китайской истории реформаторской части шэньши удавалось провести существенные преобразования, опираясь именно на своих ставленников в Инспекторате, имевших прямой доступ к императору с правдивой информацией об истинном состоянии дел в стране.

Существовал только один способ миновать контрольные органы - добиться такого влияния на императора, что последний давал своему фавориту "собственноручную императорскую записку" с надписью в правом верхнем углу: "Тот, кто воспрепятствует прохождению документа, будет осужден... согласно статье о великой непочтительности и сослан на 3 тысячи ли".

Исполнительная власть состояла из трех ведомств: Палаты изучения донесений, Палаты императорских указов и собственно правительства - Ведомственной Палаты, включавшей в себя Палаты финансов, наказаний, церемоний, общественных работ, военных дел и своего рода "отдел кадров" - Палату чиновников.

В соответствии с китайской Табелью о рангах должности и титулы делились на 9 рангов, в каждом из которых было по 30 разрядов. Обычно сдавший госэкзамен на сюцая с отличной оценкой мог претендовать на восьмой высший разряд первого ранга, сдавший на удовлетворительно - на восьмой низший разряд. Долгом чиновника было иметь безупречный моральный облик, т. е. строго соответствовать своему месту в обществе и аппарате. В случае "потери лица" у чиновника тринадцатого разряда отбиралось удостоверение шестого разряда и он мог в будущем снова дослужиться не выше двенадцатого разряда. Ученые степени не аннулировались. Кроме того, для чиновников существовали правовые наказания пяти степеней: тонкими бамбуковыми палками (до 50), толстыми бамбуковыми палками (до 100), каторгой до трех лет, ссылкой (до 1500 км) и две степени смертной казни (удавка и отрубание головы). Чиновник жил, сознавая, что за послушание его ждет награда, за ошибки наказание, за ослушание - смерть.

Центральному правительству подчинялись губернаторы 20-25 провинций со штатом чиновников провинциального управления, губернаторам провинций - начальники 300-360 областей-oкpугов, a последним - начальники 1500 уездных управ-ямэней, надзирающих за 150-250 тысячным населением уезда. Начальники ямэней составляли основание пирамиды государственной бюрократии Китая: если в функции высшего и среднего звена государственной администрации входила циркуляция документов и контроль их исполнения, то полторы тысячи уездных начальников непосредственно управляли многомиллионным китайским народом.

Уездный начальник самостоятельно набирал штат ямэня (писарей, палачей, сборщиков налогов, секретарей из числа местных шэньши и неудачников госэкзаменов) и обеспечивал сбор налогов и выполнение других повинностей в опоре на неформально существующее местное самоуправление (общинная верхушка, главы корпораций, старосты деревень и 10-дворок). Как правило, во избежание приезда работников ямэня (это уже беда), население стремилось все свои обязанности перед властями выполнить в срок.

Уездный начальник получал от государства чисто символическое жалованье, в десяток раз превосходящее доход простолюдина, и был заинтересован в своевременном и полном сборе налогов с подведомственного ему населения для поддержания собственного благосостояния и оплаты нанятого им штата ямэня (с ХVIII в. для ослабления лихоимства чиновников на уездном уровне государство стало доплачивать им "серебро для поддержания честности", в 10-20 раз превосходящее их основной оклад. Поскольку чиновничество в Китае подвергалось принципиальной ротации каждые 3 года, у них не было заинтересованности глубоко вникать в дела и кропотливо ими заниматься (часто вместо уездного начальника фактически правил нанятый им секретарь-шэньши).

2. Сословная структура Китая в средние века

Сословное деление в Китае возникло значительно раньше классового. В своей окончательной форме оно сложилось в IX-II вв. до н.э. просуществовало до Синьхайской революции 1911 г.:

1. Привилегированные высшие сословия:

Титулованная знать;

Шэньши-чиновники;

Шэньши без должности;

Имеющие ученые степени

2. Непривилигерованные средние сословия, налогоплательщики, простолюдины, "добрый народ" с правом сдачи госэкзаменов на ученую степень:

Земельные частновладельцы;

Надельное государственное крестьянство;

Арендаторы у "сильных домов";

Торговцы и ремесленники.

3. Низшее сословие, не платящее налоги, "подлый народ", занимающийся третьестепенным делом, "дармоеды" (певцы, танцоры, монахи, рабы, слуги, тюремщики, палачи).

Власти Китая всегда исходили из того, что "зерно - жизненная артерия народа, а налоги - сокровище государства". Отсюда и расстановка приоритетов: земледелие как первостепенное занятие, ремесло и торговля - второстепенное ("земледелие - ствол, ремесло и торговля - ветви"). Оуян Сю писал: "Земледелие предшествует всему, оно начало и конец правления". Государство активно вмешивалось в аграрные отношения не только по причине обеспечения налоговых поступлений, но и опасаясь перехода бродяжничества обезземеленного крестьянства в политическую нестабильность из-за того, что "у бедного нет клочка земли, куда можно было бы воткнуть шило, в то время как поля богачей тянутся с Севера на Юг и с востока на запад, а сами они разъезжают на крепких конных повозках и едят отборное зерно и мясо". Отсюда - традиционно враждебное отношение средневекового конфуцианского государства к "сильным домам" на селе.

Что касается ремесла и торговли, то они полезны, но второстепенны, поскольку не производят зерна. Они могут быть даже вредны в случае чрезмерного развития, так как:

Способствуют развитию горизонтальных общественных связей, не контролируемых государством, в обществе с вертикальными социально-политическими структурами;

Увеличивают удельный вес населения не производящего, а только потребляющего дефицитное продовольствие;

Торгово-ремесленные круги менее подвержены государственному контролю, чем крестьянство.

Для предотвращения роста числа ремесленников в Китае существовали многочисленные ограничения и запреты на "неположенные украшения" для разных сословий.

В условиях Китая ремесленные цехи были призваны не столько способствовать росту производства ремесленных изделий, сколько сдерживать рост их производства.

В эпоху смуты в сер. I тысячелетия, в условиях усобиц и вторжений извне, ослабевшая центральная власть не смогла пресечь утверждение в стране новой чужой буддийской религии.

С прекращением смуты китайское государство не могло примириться с тем, что буддийская церковь с ее миллионами верующих и земельной собственностью все больше превращалась в мощную политическую и экономическую силу. Отсюда целенаправленная государственная компрометация буддийского монашества.

3. Основные направления внутренней политики китайского государства

Все усилия государства в конечном счете сводились к нейтрализации главной опасности - угрозы голода, постоянного явления китайской истории. Кризисы недопроизводства продовольствия из-за усиления демографического давления на землю в определенной степени могут смягчаться приспособлением самого общества к меняющимся условиям существования (подъем целины, повышение урожайности посредством совершенствования технологии земледелия и увеличением внесения органических удобрений, экономия площадей по принципу "видишь шов, втыкай иглу", сокращение площадей под деревнями методом "два дома-одна крыша"). Однако главной причиной было не столько реальное недопроизводство продовольствия, сколько искусственное неравенство в его распределении по социальным причинам. Поэтому государство всегда стремилось к предотвращению социального расслоения деревни посредством поддержания "двух равновесий":

1) Между сельской общиной и "сильными домами" (административным воздействием и пропорциональным налогом). В конечном счете "сильные дома" ужесточали рентный пресс на крестьян-арендаторов втайне от государства и его попытки противодействовать обезземеливанию крестьянства приводили только к замедлению этого процесса.

2) Между "сильными домами" и государством, т. е. к сохранению независимости местной низовой государственной администрации от "сильных домов". При этом в чисто конфуцианском духе старались "искоренить зло без применения насилия".

Парадокс Китая: победа частнособственнической тенденции "сильных домов" над государственным аппаратом в экономическом и политическом отношении не ведет к образованию нового порядка, но только к смене династии, после чего новая династия в своих основных чертах повторяет предыдущую, т. к. победившая местная частновладельческая элита имеет своим идеалом государственную чиновничью карьеру. Однако при новой династии, созданной усилиями "сильных домов", существует опасность соединения их реальной власти на местах с государственными постами, что ведет к торжеству местничества и групповщины. Именно поэтому китайское государство диссоциализировало отбор на государственную службу через систему кэцзю в ущерб влиятельным состоятельным элементам и разделило общество на чиновников и простолюдинов. Такая система препятствует концентрации экономической и политической власти на местах и способствует ее дроблению при сохранении верховенства государства:

Шэньши-чиновники имеют политико-идеологическую власть и право распоряжения налоговыми ресурсами;

Шэньши без должностей обладают идеологическим влиянием и, надеясь на получение должностей, выступают за укрепление государственной власти;

- "сильные дома" имеют экономическое влияние на местах, трансформации которого в политическое влияние препятствует коалиция госаппарата, неслужилых шэньши и крестьянства (китайское крестьянство боролось не за землю, а против "злых" помещиков и чиновников, коррумпированных ими, за укрепление центральной государственной власти против их "бесчинств", даже арендаторы требовали только уменьшения размеров ренты, выплачиваемой ими "сильным домам").

Исключением из этого правила "регенерации" верховенства шэньши в государстве является династия Сун, е самого начала примирившаяся с преобладанием частновладельческой тенденции.

4. Особенности внешней политики средневекового Китая

Тысячелетиями огромный культурный Китай существовал в окружении варварских кочевых племен на Севере и относительно малых и слабых государственных образований на Юге и Востоке, Такое положение, сохранившееся и в средние века, отразилось на внешнеполитических воззрениях как элиты, так и всего китайского народа, считавшего свою страну центром земли и остального человечества, у которого нечему учиться культурным китайцам. Комплекс этноцивилизационного превосходства отразился даже на такой прагматической сфере деятельности, как дипломатия.

Официальная китайская дипломатия исходила из концепции "предопределенного вассалитета" остального мира от Китая, поскольку "Небо над миром одно, Мандат Неба выдан китайскому императору, следовательно, весь остальной мир - вассал Китая... Император получил ясный приказ Hеба править китайцами и иностранцами... С тех пор как существуют Небо и Земля, существует и деление на подданных и государей, низших и высших. Поэтому существует определенный порядок в отношениях Китая с иностранцами".

О сути такого "определенного порядка" говорит иероглиф "фань", обозначающий одновременно иностранца, чужеземца, подчиненного, дикаря. По представлениям китайцев их страна - круг, вписанный в квадрат мира, а в уголках квадрата существуют вышеупомянутые фань, относиться к которым гуманно нельзя, поскольку "принцип морали - для управления Китаем, принцип нападения - для управления варварами". Завоеванным Китаем уголкам мирового квадрата давались соответствующие названия: Аньдун (Замиренный Восток), Аннам (Замиренный Юг).

Знание мира у китайской верхушки было, но оно принципиально игнорировалось: весь некитайский мир рассматривался как нечто периферийное и однообразное, многообразие мира и реальность заслонялись шовинистической китаецентристской догмой.

На практике апологеты "предопределенного вассалитета" удовлетворялись номинальным вассалитетом: главными обязаностями "вассала" были посещение Пекина (официально трактуемое как проявление верноподданничества) с подарками китайскому императору (трактуемыми как дань) и получение "вассалом" еще более ценных подарков от императора, именуемых "милостью и жалованьем".

Объясняется указанный феномен китайской дипломатии тем, что концепция "предопределенного вассалитета" была рассчитана не столько на иностранцев, сколько на самих китайцев: видимость вассалитета - дополнительное доказательство святости власти династии, которая таким образом убеждала народ, что перед ней "все иностранцы в трепете подчинились", "бесчисленные государства спешат стать вассалами... принести дань и узреть Сына Неба". Таким образом, в Китае внешняя политика находится на службе внутренней политики прямо, а не опосредованно, как на Западе. Параллельно убеждению масс в стремлении большинства стран "приобщиться к цивилизации" нагнеталось также ощущение внешней опасности от закоренелых варваров с Севера для сплочения общества и оправдания жесткой налоговой эксплуатации: "Отсутствие внешних врагов ведет к распаду государства".

С целью усиления психолого-идеологического воздействия дипломатии в нужном направлении на иностранцев и собственный народ была абсолютизирована церемониальная сторона дипломатических контактов. В соответствии с дипломатическим ритуалом коу-тоу, просуществовавшим до 1858 г., иностранные представители должны были выполнить ряд унижающих их личное и государственное достоинство их стран условий аудиенции с китайским императором, в том числе 3 коленопреклонения и 9 падений ниц.

В 1660 г. цинский император так прокомментировал прибытие в Пекин российской миссии Н. Спафария: "Русский царь назвал себя Великим Ханом и вообще в грамоте его много нескромного. Белый царь всего лишь глава племен, а самонадеян и грамота его кичливая. Россия находится далеко на западной окраине и недостаточно цивилизована, но в присылке посла видно стремление к выполнению долга. Поэтому велено Белого царя и его посла наградить милостиво". Отказ Н. Спафария стать на колени при получении даров императора был расценен как "недостаточное обращение русских к цивилизации". Китайский сановник откровенно заявил русскому послу, что "Русь не вассал, но обычай переменить нельзя". На что Спафарий ответил: "Ваш обычай от нашего разнится: у нас идет к чести, а у вас к бесчестью". Посол уезжал из Китая с убеждением, что "они легче потеряют царство свое, чем покинут обычай свой".

В то время как официальная дипломатия выполняла роль атрибута имперского величия Китая, конкретные задачи внешней политики решались методами тайной неофициальной дипломатии, т. е. китайская дипломатия - с двойным дном (тайная дипломатия в других странах решает только немногие деликатные конкретные задачи). Тайная дипломатия старого Китая проникнута духом легизма с его приоритетом государственных интересов любой ценой (цель оправдывает средства) и исходит из реального положения вещей, а не из догм официальной политики.

Поскольку война для огромного земледельческого Китая всегда была бременем, он всегда исходил из того, что "дипломатия - альтернатива войне": "сначала разбей замыслы врага, потом его союзы, затем его самого". Дипломатию - игру без правил - Китай довольно успешно превратил в игру по своим правилам, используя стратагемный подход в качестве дипломатического каратэ, фатального для противников Поднебесной. Стратагема - стратегический план, в котором для противника заложена ловушка или хитрость. Дипломатическая стратагема - сумма целенаправленных дипломатических и иных мероприятий, рассчитанных на реализацию долговременного стратегического плана решения кардинальных задач внешней политики; философия интриги, искусство введения в заблуждение, активная дальновидность: умение не только просчитать, но и запрограммировать ходы в политической игре (см. монографию Харро фон Зенгера).

Инструментарий китайской дипломатии состоял не только из хитроумных ловушек, но и из разработанных на все случаи опасной международной жизни конкретных внешнеполитических доктрин:

Горизонтальная стратегия - в самом начале и в упадке династии. Слабый Китай вступает в союзы с соседями против дальнего для Китая, но близкого соседям противника. Таким образом соседи отвлекаются в противоположном от Китая направлении;

Вертикальная стратегия - в апогее династии сильный Китай наступает на соседей "в союзе с далекими против близких";

Комбинационная стратегия смены союзников как перчаток;

Сочетание военных и дипломатических методов: "пером и мечом надо действовать одновременно";

- "использование яда в качестве противоядия" (варваров против варваров);

Симуляция слабости: "прикинувшись девицей, броситься как тигр в открытые двери".

Постоянной темой дискуссий в китайском руководстве был вопрос о размерах империи. Китай в экологическом отношении представлял собой вполне определенную природную зону, что ставило под вопрос целесообразность присоединения новых территорий, непригодных для ведения с/х привычными для китайцев способами. С другой стороны, присоединение этих новых территорий создавало буферную зону между линией передовой обороны и земледельческой метрополией, в которой концентрировалось подавляющее большинство населения страны. Здесь свое слово говорили экономические расчеты содержания передовой линии обороны и армия, "крылья, когти и зубы государства".

5. Особенности средневековой китайской культуры

Сколько ни говори о китайской культуре, это такой монолит, что все не охватишь. Однако можно попытаться, в дополнение к общим для всего Востока, выделить некоторые ее особенности, прежде всего в области литературы:

1. Многогранность и глубина.

2. Каноничность - господство этики в обществе отражается и на литературе. Глубокое убеждение, что корень всех бед, в том числе первейшая причина падения династий - в несоблюдении морально-этических норм, особенно высшими должностными лицами.

3. Идеологизированность и назидательность - даже детское стихотворение носит утилитарно-воспитательный характер. Воспитание чувства долга, которое должно быть присущим всем слоям населения, посредством пропаганды исторически дестоверных фактов воспитательного характера типа истории о казни писца, просившего предоставить ему отпуск по ложной мотивировке о болезни матери: "Ложь высшему - отсутствие верности, ложь о болезни матери - отсутствие сыновнего долга, нарушение верности и долга - преступление".

4. Идея самосовершенствования и служения коллективу, корпорации, обществу.

5. Отсутствие светской литературы господствующего класса, так как его представители изучали в основном канонические тексты, необходимые для схоластических диспутов и сдачи экзаменов кэцзю.

6. Точность и четкость в определении места и времени событий, описываемых в литературном произведении (у них не может быть Бабы Яги и тридевятого царства, но конкретная ведьма из реально существующего уезда или дракон с горы, которую можно найти на карте).

7. Склонность к символике, образности, магии числа или цифры, что также обусловлено особенностями китайской психологии и мышления, использование устойчивых фраз со строго определенным смыслом (три за, два против; борьба против трех и пяти зол...). Поэтому европеец может увидеть только внешнюю сухость и информативность китайской прозы, не зная подтекста этих устойчивых выражений. Такие устойчивые словесно-смысловые клише распространяются и на профессиональную принадлежность героя литературного произведения (кандидат в шэньши или студент обязательно тощий из-за чересчур усердных занятий науками и по той же причине перспективный в будущей карьере и борьбе со злом, главный герой китайской истории - гидротехник способен сдвигать горы и поворачивать реки...).

8. Культ гуманитарного знания, необходимого условия успешной карьеры: "Посидел три года у холодного окна и на многие годы стал знаменит", "если познал истину утром, можешь спокойно умереть вечером". Однако ценилась только та часть гуманитарного знания, которая позволяла преуспеть и войти во власть (естественно, с целью совершенствования общества) - другие "истины" были неинтересны и невостребованы.

9. Китайская литература отразила и сформулировала китайское представление о жизни и счастье. Нормы морали не порождали в китайском обществе стремления взять от жизни все во что бы то ни стало. Отсутствие майората делало положение родителей не гарантией, а только стартовой возможностью карьеры - отсюда: каждый сам кузнец своего счастья, рассчитывающий на 90% на себя и только на 10% на вес своей семьи. Следовательно, счастье - шанс, доступный каждому, но не всем. Поэтому китайская концепция счастья рассчитана на большинство, т. е. на неудачников: "надо уметь радоваться тому, что есть... хорошо быть богатым, но счастье не в деньгах, а в следовании заветам древних и мудрых... довольствуйся малым, так как внутренние моральные ценности выше внешних атрибутов благополучия". Таким образом, не личный рай, а целесообразность минимума, примиряющего с действительностью и гасящего индивидуальную инициативу, что вполне соответствует конфуцианскому представлению о необходимости соответствия человека его месту в обществе.

Средневековая китайская история дает также многочисленные примеры борьбы с засильем конфуцианства, душившего китайское обществом формы этой борьбы достаточно многообразны:

Намеки, иносказания, сомнения в "отдельных" канонах, обыгрывание противоречивых толкований конфуцианских текстов (необходимо помнить о своего рода конфуцианской инквизиции, делавшей подобные "сомнения" в отдельные эпохи дестаточно опасными);

Утверждение примата естественных наук, уводящее из замкнутого круга конфуцианской схоластики, изучение окружающего Китай мира и природы;

Демонстративный отказ от государственной службы и традиция отшельничества как форма протеста против нестыковки конфуцианской теории и практики;

Попытки деидеологизации системы кэцзю с целью ликвидации идеологической, а следовательно и политической монополии конфуцианства. Такая попытка была предпринята сунским реформатором Ван Аньши, при котором "даже императора окружили лица, незнакомые с этикетом".

Ученое конфуцианское сословие в борьбе за сохранение своих политико-идеологических позиций прибегало к жестким методам, преследуя не только смутьянов, но и нежелательные тенденции в культурной жизни. Так, в императорском Эдикте 1389 г. предписывалось "отрезать языки певцам, арестовать актеров, смешивающих с грязью правителей и мудрецов, книги сжечь, издателей сослать, цензоров понизить до второго ранга".

Литература

китай дипломатия культура политика

1. Бокшанин А.А. Императорский Китай в начале XV века. М., 1976.

2. Боровкова Л.А. Китайская деревня конца XIV века в // Производительные силы и социальные проблемы старого Китая. М., 1984.

3. История Востока. Т. 3. М. 1999.

4. История Китая. М., 1998.

5. Симоновская Л.В. Антифеодальная борьба китайских крестьян в XVII веке. М., 1966.

6. Хрестоматия по истории Китая в средние века. М., 1960.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Этапы создания Английского королевства после предоставления Британии независимости от Римской Империи. Правители, управляющие страной в средние века. Новшества и реформы, проведенные ими. Урбанизация государства. Описания культуры и архитектуры эпохи.

    презентация , добавлен 29.01.2015

    Империя Тан. Крестьянская война в конце IX века. Империя Сун. Создание государства Цзинь. Завоевание монголов. Художественные ремесла. Изобретения, образование и наука. Торговые пути из Европы в Китай. Династия Мин, экономический и культурный подъем.

    презентация , добавлен 27.10.2012

    Государственное устройство в период феодальной раздробленности и централизации власти в конце XII – середине XVI веков, а также в период сёгуна Токугава. Отличительные черты и особенности государственного устройства Китая и Японии в средневековье.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2014

    История образования китайской империи Тан. Крестьянская война в конце IX века. Воцарение династии Сун. Завоевания монголов. Развитие художественных ремесел. Важнейшие изобретения китайцев. Уровень развития образования и науки, литературы и искусства.

    презентация , добавлен 26.12.2014

    Особенности торговли в Индии в Средние века. Состав провинций Северной и Южной Индии, основные междоусобные противники. Набеги мусульман на индийские территории, значение Делийского султаната в развитии индийского государства. История Тадж-Махала.

    презентация , добавлен 07.02.2011

    Политическое и социально-экономическое развитие Ирана в III-X вв. Становление феодальных отношений в период Сасанидов. Иран в составе Арабского халифата. Феодальное общество в Иране. Государства во второй половине XVI века. Культура средневекового Ирана.

    дипломная работа , добавлен 20.10.2010

    Значение впечатляющего усиления позиций Китая в мировой политике и экономике. Путь развития Китая, процесс модернизации внешней политики как важная трансформация политики Китая. Китайская трактовка тенденции к усилению многополюсности современного мира.

    контрольная работа , добавлен 20.05.2010

    Формирование новых общественно-политических структур - одна из основных задач, возникших для государственной системы Китая после Синьхайской революции. Вклад Сунь Ятсена в политическую и идеологическую жизнь Китайского государства в начале ХХ века.

    дипломная работа , добавлен 11.12.2017

    Основные направления внешней политики Павла I. Основные черты внутренней политики Александра I в начале XIX века. Характеристика реформы. Основные направления внешней политики России в начале XIX века. Тайные общества.

    методичка , добавлен 02.07.2007

    Успехи римской внешней политики, искусная деятельность сената. Становление методов "двойной дипломатии". Завещание Аттала III и аннексия Пергама. Отношения Рима с Селевкидами. Причины деградации римской дипломатии во второй половине II века до н.э.

Чебоксарский техникум

технологии питания и коммерции

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Всемирная история»

на тему: Китай в средние века

учащегося группы ПК-5-17

Гурьянова Александра

Руководитель:

А.Г. Ботникова

г. Чебоксары

C одержание:

Введение

Династия Тань

Династия Сун

Династия Юань

Заключение

Введение

Китай в Средние века был огромной страной, сравнимой по территории, населению, достижениям культуры со всей Европой. С севера на страну постоянно нападали кочевники, но Китай каждый раз возрождал былое могущество.

В истории средневекового Китая выделяют несколько периодов, называемых по правившим тогда династиям императоров.

Династия Тань

Эпоха Тан (Династия Ли ) ( 18 июня 618 - 4 июня 907 , кит. 唐朝 , Танчао ) - китайская императорская династия , основанная Ли Юанем . Его сын, император Ли Шиминь , после окончательного подавления крестьянских восстаний и сепаратистских феодальных сил начал проводить прогрессивную политику. Именно эпоха Тан традиционно считается в Китае периодом наивысшего могущества страны, когда она опережала остальные современные ей страны мира в своём развитии.

Династия Ли была основана Ли Юанем, крупным землевладельцем родом из северного пограничья Китая, населённого народностью табгач - китаизированными потомками степняков-тоба, в своё время охарактеризованными востоковедом Л. Гумилёвым как этнос, «в равной степени близкий Китаю и Великой Степи». Ли Юань вместе со своим сыном Ли Ши-минем одержал верх в гражданской войне, поводом к которой послужила жёсткая и безрассудная политика последнего суйского императора Ян-ди («Справедливая война»), и вскоре после его смерти в 618 году взошёл на престол в Чанъани под династическим именем Гаоцзу. Впоследствии он был отстранён от власти Ли Шиминем, однако основанная им династия сохранилась и находилась у власти до 907 года с небольшим перерывом в 690-705 годах (правление императрицы У Цзэтянь, выделяемое в особую эпоху Чжоу).

С самого начала династия Ли сделала ставку на совмещение исконно-китайского и степного начал. Сам основатель династии, которого Л. Гумилёв сравнивает в этом отношении с Александром Македонским, был человеком, хорошо знакомым с народами Великой Степи, их нравами и обычаями; таковыми же были и многие люди из его окружения. Первая часть правления Тан стала периодом интенсивного культурного обмена между двумя регионами; степь дала танскому Китаю передовое войско в виде тяжёлой одоспешенной кавалерии, в свою очередь, потомки кочевников были увлечены его богатством и древней, утончённой культурой. Для кочевников танский император одновременно выступал и в качестве хана / кагана равного им народа табгач; именно такое восприятие, в частности, закреплено в эпитафии тюркютскому хану Кюль-Тегину, который упоминает о себе и своём народе как о «кул» (вассалах, рабах) табгачского кагана и народа табгач, а не китайских подданных.

Имперская идея объединения Китая и Степи под властью танского императора в течение столетий определяла внутреннюю и внешнюю политику государства. Вместе с тем, со временем танский (табгачская) двор стал восприниматься составлявшими в Империи численное большинство этническими китайцами (хань) как нечто чуждое, а его политика по отношению к «варварам», в частности, покровительство буддизму - как неприемлемая. По мнению Л. Гумилёва, именно последовательная реализация этой идеи «сочетания несочетаемого» привела Тан и к стремительному взлёту и расцвету, и к не менее стремительному и кровавому падению.

Династия Сун

Империя Сун (кит. упр. 宋朝 , пиньинь: Sòng Cháo, палл.: Сун чао) - государство в Китае, существовавшее с 960 по 1279. Правящая династия - Чжао (), по фамилии рода государей.

Основание империи положило конец раздробленности Китая, продолжавшейся со времени падения династии Тан (唐朝 ) в 907 году. Появлению империи предшествовала Эпоха пяти династий и десяти царств (五代十国 ). Переломным моментом в истории династии является 1127 год, когда войска чжурчжэньского государства Цзинь захватили столицу империи, Бяньлян. Императорский дом был уведён в плен в Маньчжурию, но одному из сыновей отрёкшегося монарха удалось бежать на юг, в Цзяннань. Он перенёс столицу в Линьань, а его военачальник Юэ Фэй остановил дальнейшее продвижение чжурчжэней на юг. Таким образом, история Сун делится на Северный и Южный периоды, соответственно, до и после переноса столицы.

Борьба Южной Сун против государства Цзинь

После мирного договора 1141 года, империя Цзинь не оставляла надежды завоевать весь Китай, а Сун временами мечтала о реванше. В 1161 году правитель Цзинь Хайлин-ван собрал 300-тысячную армию и вторгся в Сун, но китайцы огнеметами сожгли флот Цзинь. Сухопутные войска чжурчжэней также потерпели поражение. В 1208 война возобновилась, сунцы проиграли несколько сражений и были вынуждены заключить мир. В 1217 году Цзиньцы вторглись в Сун, захватили много городов, но не смогли захватить крепость Дэань, защищаемую талантливым военачальником Чэнь Гуем. В ответ китайцы захватили южный Шаньдун. В 1234 году сунский контингент участвовал в осаде Кайфэна. Цзиньская империя пала, но в результате империя Сун оказалась один на один с воинственными и беспощадными монголами.

Монгольское вторжение

Монгольское завоевание империи Южная Сун

Первые конфликты с монголами имели место в 1230-х годах. Но решительные действия начались в 1258 году - хан Мункэ начал широкомасштабное наступление. Китайская армия была разгромлена, но многие города оказывали ожесточенное сопротивление. В 1259 году умер Мункэ, и монголы отступили. Однако наследник Мункэ Хубилай поставил завоевание Сун своей основной задачей. Он в 1267 году выступил в поход, но его армия оказалась скована героической обороной городов Сянъян и Фаньчэн, затянувшейся на пять лет. В 1275 году армия Сун была уничтожена у Динцзячжоу, на следующий год пал Линьань. В 1279 году остатки сунского флота были уничтожены в Яйшане, и к 1280 году весь Китай захватила династия Юань.

Династия Юань

Импе́рия (в китайской традиции - дина́стия) Юа́нь (Их Юань монг. Их Юан Улс, Великое Юаньское государство, Dai Ön Yeke Mongghul Ulus. Dai Ön Yeke Mongghul Ulus; кит. упр. 元朝 , пиньинь: Yuáncháo; вьетн. Nhà Nguyên (Nguyên triều), Дом (Династия) Нгуен) - монгольское государство, основной частью территории которого был Китай (1271-1368). Основано внуком Чингисхана, монгольским ханом Хубилаем, который завершил завоевание Китая в 1279 году. Династия пала в результате восстания Красных повязок 1351-1368. Официальная китайская история этой династии записана при последующей династии Мин и носит название «Юань ши».

Поздняя Юань

Последние годы династии Юань были отмечены мятежами и голодом среди населения. Со временем наследники хана Хубилая потеряли всё своё влияние на другие земли бывшей Монгольской империи, а монголы за пределами Поднебесной видели в них китайцев. Постепенно они потеряли влияние в Китае. Периоды правления императоров Юань в этот период были короткими, наполненными интригами и соперничеством. Незаинтересованные в управлении, они были отделены и от армии и от простого народа. Китай раздирали распри и беспорядки; преступники разоряли страну, не встречая сопротивления со стороны ослабленных юаньских армий.

Несмотря на достоинства своего правления Шидэбала правил всего в течение двух лет (1321-1323); его правление закончилось в результате государственного переворота пяти князей. Они посадили на трон Есун-Тэмура, и после неудачной попытки успокоить князей он также был убит. До царствования Есун-Тэмура, Китай был относительно свободным от крупных восстаний после правления Хубилая. В начале XIV века количество восстаний росло. Появление этих восстаний и последующее их подавления усугублялось финансовыми трудностями правительства. Правительство было вынуждено принять некоторые меры по повышению доходов, таких как продажа должностей, повышение налогов, а также сокращение расходов по некоторым пунктам.

Когда Есун-Тэмур умер в Шанду в 1328 году, Туг-Тэмур был отозван в Даду командующим Эль-Тэмуром. Он был поставлен императором в Даду, в то время как сын Есун-Тэмура Раджапика вступил на престол в Шанду при поддержке Даулет-шаха, фаворита покойного императора. При поддержке князей и чиновников в Северном Китае и некоторых других членов династии, Tуг-Тэмур в конечном итоге победил в гражданской войне Раджапику (1329). Затем Tуг-Тэмур отрёкся от престола в пользу своего брата Хошилы, поддержанного чагатаидом Элджигидеем, и объявил о намерении Даду приветствовать его. Однако Хошила внезапно умер через 4 дня после банкета с Tуг-Тэмуром. Предположительно, он был отравлен Эл-Тэмуром, а Туг-Тэмур был возвращён на трон. Tуг-Тэмуру отправил своих представителей в западные монгольские ханства - Золотую Орду и государство Хулагуидов, чтобы его признали как верховного правителя Монгольского мира. Однако, по большому счёту, в последние три года своего правления Туг-Тэмур был лишь марионеткой могущественного Эл-Тэмура. Последний провёл чистку, устранив поддерживавших Хошилу, и передал власть военачальникам, чьё деспотическое правление чётко обозначило упадок династии.

В то время как чиновничий аппарат контролировался Эл-Тэмуром, Tуг-Темур известен своим культурным вкладом. Он принял ряд мер для конфуцианства и продвижения китайских культурных ценностей. Он покровительствовал китайскому языку и основал Академию Литературы (китайский: 奎章阁 学士院 ). Академия отвечала за сбор и публикацию ряда книг, но наиболее важным достижением было составление огромного институционального сборника названного «Цзинши дадянь» (кит. 世大典 ). Он поддерживал неоконфуцианство Чжу Си, а сам обратился в буддизм.

После смерти Tуг-Тэмура в 1332 году и последовавшей в конце того же года смерти Иринджибала 13-летний Тогон-Тэмур, последний из девяти наследников Хубилая, был отозван из Гуанси и вступил на престол. Баян устранил оппозицию юному императору, затем закрыл Академию Ханьлинь и отменил экзамены на должность, а в 1340 году был казнён в результате интриг. Тогто проявил себя как активный политик: возобновил экзаменацию, снизил налоги и продолжил строительство Великого канала. Когда в 1355 году он также был казнён в результате интриг при дворе, центральная власть потеряла контроль над страной. Ряд монгольских полководцев на севере вёл независимую политику (в том числе Болод Тэмур, Цаган Тэмур и Хух Тэмур).

Во второй половине правления Тогон-Тэмура страна перенесла ряд наводнений, массовый голод, эпидемии, в области государственной политики недовольство инфляцией и принудительными работами (в том числе на постройке канала). Это послужило подъёму национально-освободительного движения на основе эсхатологических настроений. В 1351 году оно вылилось в т. н. Восстание красных повязок. В 1356 году один из вождей повстанцев, Чжу Юаньчжан (будущий император Хунъу) занял Нанкин и создал государственный аппарат, распространив свою власть на юге Китая и устранив конкурентов. После этого междоусобицы среди монгольских владык на севере Китая в 1360 годах обратили на себя внимание Чжу Юаньчжана, и в 1368 году под ударами его войск Пекин пал, а Тогон-Тэмур с супругой и двором бежал в северную столицу династии, Шанду. В том же году Чжу Юаньчжан перенёс свою столицу из Нанкина в Пекин и провозгласил себя императором династии Мин. На следующий год он взял Шанду, а Тоган Тэмур бежал в Инчан (кит. ), где в 1370 году умер. На престол взошёл его сын Аюширидара, провозгласивший эру Северная Юань.

Басалаварми, князь Лян, создал отдельный очаг сопротивления силам Мин в провинциях Юньнань и Гуйчжоу, но его войска были окончательно разбиты Мин в 1381 году.

Заключение

Конец эпохи Средневековья наступил в XV веке. В это время произошли важные события: пала под ударами турок-османов просуществовавшая почти тысячу лет Византийская империя, завершилось образование единых государств в Англии и во Франции, закончилась Реконкиста, в Италии началась эпоха Возрождения, испанские и португальские мореплаватели отправились на поиски новых, неведомых земель. Эти путешественники и не догадывались, что за пределами Европы существовали сильные государства с высокой культурой, которые тоже были частью средневекового мира, – Китай, Индия, Япония, государства доколумбовой Америки. Средневековье уходило в прошлое. Мир вступал в эпоху Нового времени.

Средние века были непростым временем. Это была пора грозных войн, страшных эпидемий, пылающих костров инквизиции. Но вместе с тем именно Средним векам мы обязаны появлением парламента и суда присяжных, школ и университетов, бумаги и механических часов. Именно в ту пору были созданы выдающиеся литературные произведения – «Старшая Эдда», «Песнь о Сиде», «Песнь о Роланде», «Божественная комедия», китайская и японская поэзия. Мы не перестаём удивляться возведённым в Средние века романским и готическим соборам, американским храмам-пирамидам, китайским пагодам, мусульманским мечетям, поражающим своей красотой, величием и изяществом.

Средневековье прошло, но не исчезло бесследно. Оно оставило глубокий след в человеческой культуре, создало фундамент, на котором стоит современный мир.

220 —266 Царство Вэй.

221 — 263 Царство Шу.

222 — 280 Царство У.

581—618 Империи Суйи.

618—907 Правление императорской династии Тан. Основана Ли Юанем. Господство Тан было подорвано крестьянской войной 874—901 и борьбой между различными группировками феодалов.

907 Начало эпохи «Пяти династий и десяти царств», периода междуусобной борьбы в Китае.

916—1125 Образование киданьского государства Ляо (кидани — племена монгольской группы) на севере Китая.

960— 1279 Увеличилось число городов, расцвели новые ви- ды ремёсел. Императорская династия Сун в Китае. Пала в результате монгольского завоевания.

1211 - 1217 Монголы во главе с Чингисханом захватили значительную часть государства Цзинь.

1231 — 1234 З авершение завоевание монголами государства Цзинь.

1276 Завоевание монголами Южного Китая.

1280—1368 Правление в Китае монгольской династии Юань. Основатель — монгольский хан Хубилай.

1351 —1368 Восстание «Красных войск» («Красных повязок») в Китае, приведшее к свержению монгольской династии Юань; отличительный знак повстанцев — красный платок.

1368—1644 Правление императорской династии Мин в Китае. Основана Чжу Юаньчжаном (одним из руководителей восстания «Красных войск»). Свергнута крестьянскими повстанцами под руководством Ли Цзычэна.

1644 Установление господства маньчжуров в Китае, их династия правила до 1911.

Китай в средние века.

Рабовладельческий строй в Китае был разрушен народными восстаниями. В III веке на месте древней империи образовалось несколько враждовавших между собой государств. Слабостью Китая воспользовались кочевые племена, которые жили к северу от Великой Китайской стены. Одно вторжение кочевников сменялось другим. На протяжении нескольких веков китайскому народу пришлось вести борьбу с завоевателями.

В III-IV веках в Китае начал устанавливаться феодальный строй. В большой, густонаселённой стране землевладельцам сложно было в одиночку подавлять восстания закрепощаемых крестьян. Они сами не могли организовать строительство каналов и плотин на - всём, протяжении многоводных китайских рек - Янцзы м Хуанхэ. Раздробленный Китай не мог дать отпора кочевникам. Всё это требовало создания единого государства с сильной властью императора и большой армией.

В конце VI века произошло объединение Китая. Цельное государство возглавил император, который обладал неограниченной властью.

После объединения северная часть страны была освобождена от кочевников. Постепенно возрождалось хозяйство. Крестьяне восстанавливали каналы, укрепляли плотины, засевали пустующие поля. В VIII веке границы Китая расширились. Империи платили дань Корея, Монголия, Тибет, Вьетнам.

Крепостные крестьяне.

Долгое время вся земля в Китае считалась собственностью императора. Крестьяне получали от государства маленькие наделы, за пользование которыми они платили в казну налоги.

Труд крестьянина был тяжёлым. На крошечном поле он трудился от зари до зари, заботливо оберегал посевы, терпеливо ждал урожая. А когда наступала осень, являлись сборщики налогов и отбирали у него большую часть продуктов. Кроме постоянных поборов чиновники тысячами сгоняли крестьян на постройку дворцов, храмов и крепостей. Крестьяне работали бесплатно, подгоняемые ударами бамбуковых палок.

Большие наделы земли император раздавал своим военачальникам и чиновникам, которые становились феодалами.

С VIII века военачальники и чиновники начали захватывать государственные земли, а крестьян превращали в своих крепостных. Возникали поместья с сотнями крестьянских дворов. Дома феодалов были обнесены глинобитными стенами и охранялись стражей из наёмных воинов. Крестьяне обязаны были платить феодалам оброк, доходивший до двух третей урожая. В неурожайные годы и после наводнений сотни тысяч людей умирали от голода. Спасаясь от гнёта феодалов, крестьяне бежали из родных деревень. В горах и лесах они собирались в большие отряды.

Крестьянская война в Китае в IX веке.

В 875 году на северо-востоке Китая отдельные крестьянские отряды объединились в большую армию. Восставших возглавил крестьянин Хуан Чао. Хуан Чао был человеком смелый и решительный; он хорошо владел копьём и метко стрелял из лука.

Занимая область за областью, восставшие расправлялись с ненавистными феодалами и чиновниками, а их земли и богатства раздавали беднякам. У правительства не хватало сил для подавления восстания. Тогда один из местных начальников предложил Хуан Чао перейти на службу к императору и обещал назначить его генералом, если он предаст своих сторонников. Но Хуан Чао с негодованием отказался и продолжал борьбу.

Армия крестьян прошла страну с севера на юг и взяла штурмом большой торговый город Гуанчжоу (Кантон). Пополнив свои силы, восставшие выступили в поход на север, к столице Китая - городу Чанань. Их армия достигла 500 тысяч человек. При её приближении императорские войска в страхе разбежались. Император тайком покинул столицу.

Войдя в Чанань, восставшие объявили Хуан Чао императором. Другой власти, кроме императорской, они не знали. Чиновники и крупные феодалы, захваченные восставшими, были перебиты. Хуан Чао отменил большие налоги и приказал выдавать бедноте хлеб из государственных амбаров.

Спасая свои богатства, император и феодалы призвали на помощь врагов китайского народа - жестоких кочевников с севера. В народе их прозвали «чёрными воронами». Конница кочевников ворвалась в столицу и сожгла большую часть города. Хуан Чао был вынужден оставить Чанань. При отступлении его войска потерпели несколько поражений. В 884 году восставшие были рассеяны, а их вождь погиб. Но и после этого ещё около 20 лет крестьяне продолжали вооружённую борьбу в различных частях империи.

Во время крестьянской войны многие феодалы и чиновники погибли, часть их земель перешла в руки крестьян. Народные массы добились временного облегчения своего положения.

Китай известен в качестве лидера развивающихся стран. Развитие происходит во всех сферах от науки и медицины до производства и искусства. Это государство неоднократно доказывало, что является без преувеличения самым развитым государством в мире. Так было на протяжении всей истории.


Культура Китая в средние века
В Средневековье развитие Китая был о намного выше, чем у европейских стран. Это было военизированное государство с развитой культурой. В то время особенностью Китая было то, что здесь жители исповедовали сразу три религии. В других государствах была одна официальная религия, а также шла постоянная борьба за господство той или иной веры. В Китае исповедовали конфуцианство, буддизм и даосизм. Самой молодой и новой религией для Китая в Средневековье был Буддизм. Большая часть буддистов была родом из Индии, изначально именно там и исповедовали эту веру. Когда данная религия появилась в Китае, это дало толчок для развития философии и литературы в государстве. Даосизм не считали за религию, это была философия и жизненный выбор человека. Конфуцианство боролось за лидерство с буддизмом, стремительно набиравшим популярность в Китае. Те, кто исповедовал конфуцианство, верили, что человек может совершенствоваться при помощи обучения и получения образования. Данная религия помогала людям совершенствовать самих себя.


Развитие Китая в сфере производства
В сфере производства Китай всегда занимал лидирующее место. Именно Китай возглавляет производство огромного множества важных продуктов сегодня. Китайцы считаются создателями бумажной валюты . В Средневековье все европейские страны пользовались монетной валютой, в Китае же перешли на бумажные деньги. Это было большим прорывом в финансовой и производственной сфере. Выпуск бумажной валюты требует меньших затрат, чем выпуск монет.
До средних веков в Китае не было развито производство бумаги, что делало невозможным массовое производство книг. Во времена правления династии Сун в Китае была разработана технология производства бумаги , что дало толчок для начала печатания книг лёгких для перевозки. Многие из этих технологий используются и в наше время.
Именно в Китае был изобретён лунный календарь где измеряются все фазы Луны. Рыбаки и охотники со всего света могут пользоваться данным календарём, чтобы точно знать, когда нужно отправляться на рыбалку или охоту. Так промысел будет приносить больший результат.


Правление в государстве
В каждой стране был сильный лидер, в планы которого входил захват земель. В Китае таким лидером был Король Хан , сейчас он больше известен как Чингисхан. Чингисхан являлся монгольским ханом. Именно он в XIII веке захватил Китай с целью обучиться у китайцев тактике ведения боя в крепостях, так как монголы были отличными бойцами только в степной местности. Чингисхан был сильным лидером, сумевшим захватить немало земель. Его сын продолжил политику отца и привёл под свой контроль всю Восточную Русь. При Чингисхане государство окрепло, начали развиваться торговые пути. Чингисхан стал основателем династии Юань.
Чингисхан долго путешествовал, и в первой трети XIII века он захватил немало земель. Король пообещал китайцам, что откроет торговые линии и обеспечит успешную торговлю всем китайским купцам. Самым страшным последствием открытия торговых путей стало распространение чумы на территории Китая. Торговцы привозили в месте с товарами из Европы эту страшную болезнь. Чума унесла очень много жизней. Это привело к концу династии Юань.
Следующие правители Китая являлись представителями династии Мин . правители этой династии стали спасителями Китая после чумы и запустения государства. На протяжении долгих десятилетий династия Мин возвращала Китаю былое величие, при этом развивая страну. Именно при этой династии была восстановлена Великая стена и построен Императорский дворец . Кроме того, снова начала развиваться культура, причём это развитие происходило в довольно быстром темпе. Китай снова вернулся на свой пьедестал и вновь стал величайшим государством в мире.

Общественный строй
Все люди в Китае делились на три категории: Благородные люди, добрые люди и дешёвые люди. Благородные люди являлись духовной или светской знатью, чиновничеством и военными. Их освобождали от налогов и прочих повинностей в пользу государства и императора. Добрые люди были ремесленниками и земледельцами, они также являлись налогоплательщиками. Именно это сословие и платило больше всего налогов. Дешёвыми людьми называли рабов и неполноправных крестьян, слуг и батраков.
Крестьяне находились в ужасном положении. Вся земля находилась во владении императорской династии. Крестьяне были вынуждены платить немалые налоги в казну государства, чтобы иметь право пользования землёй. На протяжении лета крестьяне тяжело трудились на небольших клочках земли, чтобы вырастить урожай. Осенью сборщики налогов объезжали всю страну и отнимали большую часть урожая у крестьян за пользование землёй. Чиновники заставляли крестьян строить дворцы бесплатно. Император выдавал землю безвозмездно только чиновникам.
Бедственное положение крестьян привело к началу Крестьянской войны в Китае в 875 году . Хуан Чао возглавил армию восставших крестьян. Предводитель был умным человеком, а его смелости можно было только позавидовать. Крестьяне громили вотчины феодалов, всё имущество знати распределялось между бедняками. Правительство не могло подавить беспорядки. Хуан Чао предложили перейти на службу к императору, где ему бы хорошо платили, но за это нужно было сдать своих соратников. Предводитель отказался и продолжил грабить феодалов вместе с другими крестьянами. Когда восставшие приблизились к столице, император покинул страну, а предводитель крестьян стал руководить страной. Однако в 884 году его убили.


Судопроизводство
В Китае судопроизводству уделяли особое внимание. Дела рассматривали и в судебных, и в административных органах власти. Императора считали верховной судебной властью. Старейшины деревни могли решать незначительные для государства дела. В провинциях были созданы специальные органы, ведавшие судопроизводством в сфере тяжких преступлений. Если на уровне деревни или провинции не удавалось решить дело, то его перенаправляли в Верховный суд, где решение по судебному делу уже выносил император.


Развитие торговли и флота
В период правления династии Мин в Китае был создан мощнейший флот , предназначенный для торговли и совершения экспедиций. Однако китайские мореплаватели так и не смогли сделать открытия, их опередили Васко да Гама и Колумб. Экспедиции китайского флота обходились казне в довольно большие суммы, поэтому их решили прекратить.


В отличие от средневековой истории Европы, которая может быть периодизирована этапами становления, утверждения, расцвета и разложения феодального способа производства, Китай указанной эпохи переживал неоднократные взлеты и падения, что внешне выражалось в смене династий в рамках все того же АСП. Поэтому династическая периодизация китайской истории имеет под собой не только внешние, но и внутренние основания.

От "Исторических записок" Сыма Цяня до 1911 г. Китай знает 25 династических историй. Династическая периодизация средневекового Китая выглядит следующим образом:

Ø III-VI вв. - эпоха смуты (гунны, Троецарствие, эпоха Северных и Южных династий) после падения династии Хань;

Ø 589-618 гг. - династия Суй;

Ø 618-907 гг. - династия Тан;

Ø 907-960 гг. - эпоха смуты, пяти династий и десяти царств;

Ø 960-1279 гг. - династия Сун;

Ø 1279-1368 гг. - династия Юань (монгольская);

Ø 1368-1644 гг. - династия Мин.

Ø Династическая история Китая завершается маньчжурской династией Цин (1644-1911 гг.).

Благодаря развитой традиции историописания династии оставили после себя огромное количество документов и трактатов (в одном только архиве Гугун 9 млн. единиц хранения по эпохам Мин-Цин). Если трактаты в той или иной степени фальсифицируют историю, то документация позволяет восстановить истину в значительной степени. Дополнительным основанием для изучения истории Китая по династическому принципу является наличие общих для всех династий закономерностей развития в рамках династического цикла.


I этап - внутреннего мира и внешнеполитической активности.

Верховная государственная собственность на землю обеспечивает нормальное функционирование общественно-политического организма и правление в соответствии с конфуцианскими канонами. Тайные общества активной деятельности не ведут, ограничиваясь предсказаниями грядущих бедствий.

II этап - усиление внутриполитической напряженности и ослабление внешнеполитической активности.

Экспансия помещичьего землевладения на все новые площади с/х угодий, переход местного чиновничества под контроль "сильных домов" и ослабление центральной власти, уменьшение доходов казны, усиление социальных противоречий. Последствия:

Раскол правящего класса на коррумпированных консерваторов - ставленников "сильных домов" и реформаторов, требующих ликвидации накопившихся пороков, т. е., роли "сильных домов" в экономике и политике. Борьба двух фракций шэньши идет с переменным успехом, иногда многие десятилетия, на фоне падения авторитета власти в массах;



Активизация тайных обществ внутри страны в связи с ростом количества "горючего материала" из числа обезземеленных и подвергающихся усиленной эксплуатации арендаторов и надельных крестьян;

Активизация кочевников вне страны, т. к. именно в эпохи социально- политической нестабильности в Китае можно его как максимум покорить и как минимум удачно пограбить.

III этап - упадок и гибель династии под воздействием ряда факторов:

Сочетание крестьянских восстаний под руководством тайных обществ и вторжений кочевников компрометируют династию в военном отношении;

Патриотически настроенные шэньши-реформаторы примыкают к руководству крестьянским движением и дают им политическую доктрину:

а) Император потерял Мандат Неба, который перешел к лидеру повстанцев из числа одного из руководителей;

б) шэньши навязывают повстанцам традиционно-конфуцианские представления о будущем государственном устройстве.

Другая часть бюрократии и "сильные дома" вступают в альянс с кочевниками против восставшего крестьянства.

Последствия гибели старой династии могут быть двоякими:

Или новый император из числа победивших крестьян положит начало новой китайской династии на конфуцианских принципах;

Или новый император из числа кочевников даст начало иноземной династии, которая вынуждена будет учитывать конфуцианские традиции китайского общества.

Новая династия, как правило, начинает свою деятельность с восстановления верховной государственной собственности на землю, что становится основой для повторения аналогичного династического цикла. Революционных изменений в классическом смысле этого слова смена династий не несет, так как конфуцианство возвращает социально-политические отношения к прежнему состоянию. Любопытно, что в период упадка и гибели, когда местное самоуправление держит круговую оборону от всех в отсутствие единственно признанной власти, крестьянство может десятилетиями не платить положенных налогов. Пришедшая к власти национальная китайская династия на первом этапе своего становления и утверждения также начинает с упорядочения и уменьшения налогового пресса.