Великая еврейская стена. Что символизирует стена плача в израиле Длина стены между палестиной и израилем

Великая еврейская стена. Что символизирует стена плача в израиле Длина стены между палестиной и израилем
Великая еврейская стена. Что символизирует стена плача в израиле Длина стены между палестиной и израилем

Реферат: «Стена безопасности» между Израилем и Палестиной

интифада международный палестинский израильтянский


В истории арабо-израильского конфликта было все – целый ряд войн, бесконечные террористические акции, палестинские «интифады», последняя из которых длится уже три с половиной года и унесла жизни 900 израильтян и 2850 палестинцев (по состоянию на средину февраля 2004 г.) 1 . Однако, похоже, впервые в истории израильско-палестинского противостояния конфликт между евреями и арабами стал предметом рассмотрения в Международном суде ООН в Гааге, который состоялся 23–25 февраля 2004 года.

22 октября 2003 г. ГА ООН на своей 10-й чрезвычайной специальной сессии одобрила резолюцию, требующую от Израиля «прекратить строительство и демонтировать «стену безопасности» на оккупированной палестинской территории». (10-я чрезвычайная специальная сессия ГА ООН, на которой обсуждаются «незаконные действия Израиля в оккупированном Восточном Иерусалиме и на остальной палестинской территории», продолжается с перерывами с апреля 1997 г.)

Эта резолюция была принята после того, как за неделю до этого США наложили вето на резолюцию СБ ООН, в которой предлагалось осудить строительство Израилем заградительной стены. Как известно, в Генассамблее право вето не действует. В отличие от резолюций СБ ООН резолюции ГА ООН не являются обязательными, однако они отражают отношение мировой общественности к тому или иному международному событию. За резолюцию проголосовали 144 члена ООН, против – 4 (США, Израиль, Маршалловы острова и Микронезия), 12 стран воздержались. Документ был внесен на рассмотрение Генассамблеи по инициативе арабских стран, Движения неприсоединения и Евросоюза. Под давлением стран ЕС был добавлен пункт о необходимости рассмотрения законности строительства стены в Международном суде в Гааге.

Глава израильской делегации в ООН Д.Гиллерман назвал голосование «унизительным фарсом», «плохой услугой ООН и делу мира». Представитель США в ООН Дж.Каннингэм назвал эту резолюцию односторонней и заявил, что США поддержат резолюцию подобного рода лишь в том случае, если в ней «будет учитываться сложная ситуация в сфере безопасности и прозвучит осуждение совершаемых террористами взрывов и тех групп, которые их организуют». Постоянный представитель РФ в ООН С.Лавров заявил, что Россия «решительно выступает против односторонних действий на палестинских территориях, включая сооружение так называемой разделительной стены» 2 .

8 декабря 2003 г. ГА ООН обратилась в Международный суд в Гааге с просьбой рассмотреть этот вопрос и дать соответствующее юридическое заключение. Резолюцию ГА ООН о передаче этого вопроса в суд поддержали 90 стран мира, 8 стран проголосовали против, а 74 страны, в частности, члены ЕС и Россия, воздержались. Главные претензии Генассамблеи сводились к тому, что линия строящейся стены не совпадает с так называемой зеленой линией (израильской границей до Шестидневной войны 1967 г.) и фактически аннексирует палестинские земли, включая территорию Восточного Иерусалима. В ответ на эти обвинения премьер-министр Израиля А.Шарон заявил, что «стену построил террор» и что защитная стена – это временный шаг, на который Израиль пошел ради предотвращения террористических нападений на период до полного политического урегулирования израильско-палестинского конфликта 3 .

А.Шарон считает, что глава ПНА Я.Арафат использует интифаду в качестве инструмента давления для возобновления политических переговоров. Поэтому в соответствии с планом А.Шарона стена безопасности по ее завершении нейтрализует эту стратегию Арафата. А.Шарон не считает разделительную стену окончательной границей. По его замыслу, будущая политическая граница с палестинскими частями Западного берега не обязательно должна совпадать с траекторией стены. Другими словами, А.Шарон дает понять, что к границам 1967 г. не может быть возврата 4 .

Эта позиция правительства А.Шарона недавно получила поддержку в Кнессете. 30 июля 2003 г. по инициативе депутата Г.Саара, Кнессет принял решение, в соответствии с которым Израиль не должен возвращаться к границам 1967 г. Это решение было дополнительным аргументом в пользу того, чтобы разделительная стена не проходила вдоль «зеленой линии». Хотя это решение Кнессета имеет лишь декларативный характер и юридически ни к чему правительство не обязывает, следует иметь в виду, что, за небольшим исключением, большинство министров израильского правительства является одновременно и депутатами парламента. Таким образом, официальная позиция Израиля состоит в том, что «зеленая линия» не имеет никакого юридического статуса и поэтому требования о соответствии между ней и линией защитной стены лишены юридических оснований 5 .

Некоторые израильские исследователи вообще утверждают, что на сегодня не существует юридически обязательного документа международного уровня, определяющего суверенные права на земли Западного берега (Иудеи и Самарии). При этом указывается, что единственный документ по Палестине – это Мандат Лиги Наций о Палестине от 1922 года, в соответствии с которым район, именуемый в наши дни Западным берегом, должен принадлежать будущему еврейскому государству. Утверждается также, что резолюция ГА ООН от 1947 г. о разделе Палестины, содержащая призыв создать на Западном береге палестинское государство, не является документом обязательной силы. Что касается резолюции СБ ООН 242 от 1967 г., в соответствии с которой от Израиля требуется вывести войска с территорий, оккупированных в ходе Шестидневной войны, то в ней не упоминается – кто вправе владеть частью территории Западного берега, с которой Израиль должен вывести войска 6 .

Соединенные Штаты и члены ЕС отказались присутствовать на слушаниях, считая что Международный суд не имеет полномочий издавать постановление по вопросу, который следует урегулировать путем переговоров между двумя сторонами. Израиль также отказался выступать перед судом. Правительство А.Шарона решило бойкотировать слушание в Гааге. Вместе с тем министр юстиции Израиля Т.Лапид заявил публично о своем несогласии с этим решением израильского правительства 7 .

23 февраля 2004 г. пятнадцать судей Международного суда услышали мнение лишь одной стороны – палестинской и арабской. Первое заседание суда открылось выступлением главы делегации Палестинской Национальной Администрации, посла Палестины в ООН H.аль-Кидвы, который фактически призвал международное содружество наложить санкции на Израиль. Н.аль-Кидва заявил, что строительство стены «закрепляет оккупацию и создает угрозу мирному решению израильско-палестинского конфликта». Генеральный секретарь Лиги Арабских Государств А.Муса в своем выступлении отметил, что «строительство стены, в результате которого палестинцы потеряют 40% территории Западного берега, является беспрецедентным нарушением общепризнанных правовых норм» 8 .

Палестинцы считают, что возведение разделительной стены символизирует «чужеродность сионистского образования на Ближнем Востоке» и, соответственно, неспособность израильтян интегрироваться в этот регион. По мнению представителей палестинского правительства, Израиль решил бойкотировать Международный суд потому, что «не сможет отстоять свою позицию, которая является ни чем иным, как проявлением расизма». По словам представителя палестинского руководства С.Эриката, разделительная стена – это умышленная попытка израильского правительства саботировать план Буша по созданиюпалестинского государства, подорвать мирный процесс и уничтожить «дорожную карту» 9 . Палестинцы заявляют, что они не возражают против строительства Израилем разделительной стены вдоль «зеленой линии» или на израильской территории 10 .

Кроме того, утверждают палестинцы, если Израиль продолжит осуществлять свои планы по возведению стены, то руководство ПНА рассмотрит возможность провозглашения независимости Палестины. Однако трудно представить, как будет выглядеть такое «лоскутное государство», созданное на изолированных палестинских территориях Западного берега, перемежающихся с еврейскими поселениями. (На Западном береге расположены 75 израильских поселений, в которых живет около 300 тыс. израильтян).

Отказавшись от участия в слушаниях, израильское правительство тем не менее представило 30 января 2004 г. Международному суду меморандум относительно «стены безопасности» на 150 страницах. В меморандуме, в частности, отмечается, что Международный суд не имеет достаточных оснований рассматривать вопрос строительства «стены безопасности», которая «сооружается для борьбы с терроризмом, что согласовывается с правом Израиля на самооборону». В документе также говорится, что некоторые ведущие страны мира – США, Великобритания, Германия, Канада, Австралия также считают, что Международный суд не имеет права рассматривать этот вопрос, поскольку он-де является сугубо политическим. Можно было бы согласиться с этим утверждением. Однако некоторые заявления западноевропейских лидеров ставят его под сомнение. Например, президент Франции Ж.Ширак в интервью израильской газете «Едиот Ахранот» однозначно осудил строительство Израилем «стены безопасности» на Западном береге, назвав его «незаконным и таким, что уменьшает шансы на мирное урегулирование конфликта». Строительство «стены безопасности» не отвечает международным законам, подчеркнул Ж.Ширак 11 .

В меморандуме шведского правительства, направленном в Международный суд, также отмечается, что строительство стены является нарушением ряда международных законов, в частности, Женевской конвенции 1947 г., Швеция призвала Израиль возместить материальные убытки тех палестинцев, чьи дома были и будут разрушены в процессе строительства стены 12 .

Во время турне в середине февраля 2004 г. премьер-министра ПНА А.Куреи по европейским странам с целью получить моральную поддержку палестинской позиции в вопросе о строительстве «стены безопасности» ни один руководитель европейских государств не выразил своего одобрения действиям Тель-Авива 13 . Так, глава католической церкви папа Иоанн Павел II заявил, что «взаимопонимание на святой земле нуждается в прощении, а не мести, мостах, а не стенах» 14 .

Интересный город Иерусалим! Причем, чем дальше вы от стандартных туристических троп, тем больше удивительного вас ждет. Вот, скажем, представляете ли вы себе евреев, отрицающих существование государства Израиль и дружащих с Ахмадинеджадом? А знали ли вы, что в Израиле возводится стена, стремящаяся к лаврам Великой Китайской? А знали ли вы, что муниципальные блага иерусалимцев распределяются по национальному признаку, и если вы палестинец - плохи ваши дела? А вы слышали про пещеру длиной в 330 метров, проникнув в которую вы можете вылезти аккурат через канализацию Храма Гроба Господня?

В этот свой приезд в Вечный город, я зарекся не входить в старую его часть. Старый Иерусалим внутри стен втягивает, и если вы туда вошли - не скоро выберетесь. Поэтому изначально решил - что угодно, только не Старый город. И выискал себе отель, максимально удаленный от стандартных туристических троп, зато с потрясающими видами. Отель - Panorama Jerusalem (их сайт), обошелся в $55 за двухместный номер с удобствами. Бронировал через booking.com , оплачивал наличными в самом отеле. Вот оцените, какая красота открывалась с крыши моего отеля, расположенного в арабским квартале Силуан (израильтяне его называют Шилоах) -


Главное не стойте близко к краю! Все же 4 этажа - больно приземляться
!
За несколько дней до поездки мои разумом овладел интересный альтернативный путеводитель по Иерусалиму. Оппсс...чуть не забыл. Дорогие израильские друзья, то что я расскажу дальше не всем придется по вкусу. Ибо я не намерен петь оды тому, что не считаю благом. Равно как и не стану умалчивать о том, что считаю неприемлемым. Таким образом, кому то может показаться, что я открываю перед потенциальными туристами то, что надо бы скрывать. Пусть так. Но это история сего места, и история эта была не всегда образчиком справедливости и человеколюбия. Итак, вот какой необычный путеводитель написали итальянцы про Иерусалим Decode Jerusalem .
Это не про Крещение Христа и не про Стену Плача. Увы, это более близкое к нам. Это путеводитель о том, где можно воочию увидеть, как уживаются арабы и евреи в Вечном городе. Там можно прочитать про то, где израильская стена безопасности отрезала школы от учеников, мечеть от прихожан и кладбище от родственников. Там же рассказывается о том, в каких условиях живут жители Восточного Иерусалима. Весьма необычное и увлекательное чтиво.
Вот я и задумал пройтись тропами упомянутого путеводителя и увидеть своими глазами, что люди делят в этом городе, и почему над всеми этими святынями так и веет злоба и ненависть всех ко всем. Согласитесь, задача чрезвычайно жизнеутверждающая, не так ли? Сразу же подчеркну, что не ставлю своей целью давать экскурсы в историю и навязывать свое видение происходящего. Ограничусь фотографиями и краткими комментариями для общего понимания картины. Итак -
Часть первая. Великая израильская стена.

Признаюсь, когда я впервые узнал про строящуюся стену, то порадовался. Наконец-то евреи отделятся от палестинцев и наступит долгожданный мир на Ближнем Востоке. Друзья, не торопитесь прозвать меня наивным. Конечно же я не верил ни в какой мир. Ведь для мира нужно желание всех сторон конфликта. А на Ближнем Востоке такого желания и воли нет ни у кого, включая сам Израиль. Поэтому, когда стена стала разрастаться, стало ясно,что строят ее не с целью изолировать враждующие стороны. А с целью усугубить конфликт. Стена, которая по крайней мере изначально строилась с целью воспрепятствовать проникновению в Израиль палестинских боевиков, странным образом "влезла" вглубь собственно палестинских территорий, и фактически присоединила к Израилю густонаселенные палестинские анклавы.
Еще раз подчеркну - стена не отделила евреев от арабов, нет! Более того, стена даже не присоединила к Израилю каких-либо стратегических высот. Дико извиваясь змеем, стена прошла через центры арабских городов, разделив их на две части. Таким образом, на израильской стороне стены оказались сотни тысяч палестинских арабов, не являющихся гражданами Израиля. Посмотрите как это выглядит в районе Иерусалима -


Видите мечеть за стеной? Так вот я фотографирую из центра арабского пригорода Абу-Дис, находящегося на израильской стороне. За стеной - вторая половина городка, которая стала частью Палестинской автономии.
Иными словами, палестинцы и там, и здесь. Евреями же на многие километры не "пахло" ни там (за стеной), и не тут. В чем смысл?



Фотография сделана на восток, с часовни евангелистской церкви Августы-Виктории, что на Оливковой горе. Вдали на горизонте израильский город Маале Адумим, еще дальше (в дымке) - Мертвое море. Внизу - стена, разделившая арабский городок Эль-Азария надвое. Проще говоря, еврейский город Маале Адумим фактически отделен от Иерусалима плотным кольцом арабских пригородов. Теперь эти пригороды обнесли стенами.



Мощный КПП между Израилем и палестинскими территориями в районе Абу-Диса, через который основная часть палестинцев попадает на израильскую сторону стены, где живут такие же арабы, как и они.



Еще один вид на стену, петляющую по горам. Обратите внимание на дома сразу же за церковью (кстати, это церковь Св.Петра в Галиканту)
. Это арабские дома, такие же точно, как и за стеной.


Вид из Иерусалима в направлении Мертвого Моря и города Маале-Адумим (на горизонте). Внизу обратите внимание на военный КПП. Вы будете его проезжать, если соберетесь на Мертвое море. Или наоборот, оттуда в Иерусалим. Но не стоит переживать. Если ваше лицо не типично арабское - вас не тронут.

Теперь немного отвлечемся от стен и заборов. Обратите внимание на фотографии ниже. Да, там есть несколько симпатичных ракурсов. Но сейчас речь немного не о том. Обратите внимание на черные баки на крышах арабских домов -






Не буду мучить читателя загадками. Черные баки это вода. Обычная водопроводная вода. Дело в том, что подача воды в Восточный Иерусалим налажена плохо. К примеру, в еврейской части города отключения и перебои с водой это нонсенс. Зато в арабской части - повседневность. Посему, не имеющие иного выбора жители стали устанавливать баки на своих крышах - когда есть вода, бак наполняется. Когда воды нет - пользуются той, что в баке. Спрашивается, почему так, ведь вроде бы израильтяне говорят, что Иерусалим это вечная и неделимая столица Израиля? Сложный вопрос. Столица - да, бесспорно, по крайней мере технически. Пусть и пока не признанная ни одной страной мира. Зато Кнессет в Иерусалиме и все министерства. А вот что касается вопроса неделимости - тут дела обстоят еще хуже.
Город не только разделен как никогда, но и его фактическое разделение активно проводится в жизнь самой же администрацией. Покойный Тедди Колек, бессменный мэр Иерусалима в течении почти 25 лет, как то в сердцах заметил "...Мы и водопровод то провели им [арабам] только потому, что появились случаи холеры, и мы опасались что это перекинется на еврейскую часть города".
А вот еще пример. Мой отель расположен в пригороде Силуан, напротив стен Старого города. А прямо внизу, в Кидронском ущелье, отделяющем Силуан от Иерусалима, вовсю идут строительные работы. Возводится археологический парк "Город Давида". Будет много зелени, будет гуляльная улица, будут доведенные до ума памятники архитектуры. Казалось бы, где тут засада? А вот где засада. Жители 85(!) домов Силуана получили предписания о сносе их жилищ. Вот, посмотрите на фото ниже -


Видите, внизу расширяют дорогу? Так вот, в ширину комплекс будет 150-200 метров, и в длину около полутора километров. Снесены будут все здания, что попадают в эту зону. Иными словами все те, что внизу, и два яруса вверх. Хочется задать сакраментальный вопрос - будут ли палестинцы в восторге от нового парка?

Часть вторая. Евреи отрицающие Холокост и сам Израиль
.
В большинстве стран Европы приняты законы, исходя из которых отрицание Холокоста приравнено к уголовному преступлению. Излишне говорить, что любой поставивший под сомнение геноцид евреев во время войны считается нацистом, расистом и фашистом. И это, вне всякого сомнения, справедливо. Тем более удивительно, что религиозные иудеи, жители иерусалимского квартала Меа Шеарим, открыто отрицают Холокост, и призывают к исчезновению Израиля как государства. Более того, они же являются активными участниками всех возможных антисемитских сходок. Взять организованный Ахмадинеджадом в Тегеране симпозиум по обсуждению "преступлений сионизма". Ортодоксы из Меа-Шеарим были там полноправными гостями.Как такое может быть, спросит читатель? Почему эти люди не в тюрьме?
Ситуация такова. Есть веяние в иудаизме, называемой Натурей Карта (их официальный сайт). Оно возникло в 1935 году в венгерском местечке Сатмар (Санта Мария). Раввины его самым категорическим образом отказывались поддержать идею возвращения евреев в Эрец Исраэль, а также сионизм. Члены этой общины поэтому не поддерживают никакой связи с государством Израиль и его официальными учреждениями. Они не признают израильские гражданские суды, не принимают участия в муниципальных и всеобщих выборах, их дети учатся в особых школах и не служат в армии. Они не пользуются ивритом в качестве языка повседневного общения.
Они отказываются получать деньги от государства (несмотря на то, что большинство из них исправно платят налоги), а для некоторых День независимости Израиля является днем траура. Будучи в Иране, иудаистские ортодоксы заявили, что Израиль должен разоружиться, ибо от него сегодня исходит главная опасность для стран Ближнего Востока. «Мы хотим не возвращения государства к границам 1967 года, - подчеркнул они при этом, - а возвращения страны палестинцам, чтобы мы могли жить с ними вместе».
Более того, выступая перед иранскими студентами, раввины говорили о необходимости проведения четкой границы между «иудаизмом и сионизмом, чтобы ярость против «оккупантов в Палестине» не обращалась против тех, кто хочет мирно жить под мусульманским правительством, как это было в прошлом». «Сионисты замешаны почти во всех преступлениях на Земле, - считают раввины, - и, к несчастью, они называют себя представителями еврейского народа».
По их мнению, сионизм был рожден «воспаленным воображением Герцля». Не обошли раввины стороной и Холокост, полностью поддержав самых жестких антисемитов. На той самой конференции в Тегеране, они завили, что «Мусульмане чувствуют несправедливость: почему можно оскорблять пророка Мухаммада и рисовать на него карикатуры, а отрицать холокост нельзя?», - говорится в их заявлении. «Сионисты используют холокост ради своих выгод». Вот такие вещи можно встретить в упомянутом ортодоксальном районе Меа Шеарим -


Ну а в целом, если абстрагироваться от описанного выше, то Меа Шеарим (Сто Врат) это крайне колоритный квартал, куда несомненно стоит сходить. Там вы увидите традиционный уклад жизни еврейского гетто, как это было 100 лет назад, и 200 и 300. Словно назад на машине времени -












Квартал буквально залеплен вот такими вот воззваниями "Одевайтесь скромно". Непосредственно этот плакат я снял на входе в самый обычный банк. Посетителей призывают одеваться скромно и не броско. И даже комментируют как именно следует идти получать ипотеку, или снимать наличные в банкомате "Длинные рукава, закрытая рубашка, не обтягивающее".


Обращение к проходящим через квартал "Не мешайте нам вести еврейский образ жизни".

Часть третья. Разделенный город.

Думаете, я буду опять о стене, отделяющей еврейские кварталы от палестинских? Нет. Не о том. Все гораздо более интересно, и уходит корнями в 1948 год. Израиль завершил свою первую войну, Войну за Независимость, довольно успешно, закрепившись на более выгодных позициях, чем перед войной. Но непосредственно в Иерусалиме успехи были куда скромнее. Старый город со всеми его святынями так и остался под контролем Иордании. До 1967 года, когда Израиль в течении 6 дней захватил Синай у Египта, Голанские высоты у Сирии и Западный берег с Иерусалимом у Иордании.
Но в течении 19 лет, с 1948-го по 1967-ой год, Иерусалим был разделенный городом. Со стеной. Как Берлин. Сейчас про это уже немногие помнят, а захватив обе части города, израильтяне снесли все то, что напоминало о разделении. И все же, несколько мест осталось. Например "Байт Турджман" - старинное здание, располагавшееся на линии раздела, и где был наблюдательный пост Цахала. Сейчас в этом доме функционирует тематический музей (сайт музея), куда очень рекомендую сходить. Это своего рода подобие Музея Стены в Берлине. Кстати, одну из своих поездок в Берлин я посвятил именно реликтам эпохи разделения города.


Неподалеку от Байт Турджман располагался единственный в городе КПП между Израилем и Иорданией, называвшийся Mandelbaum Gate, что не может не напомнить о берлинском Brandenburger Tor, где тоже был КПП во времена Холодной войны. Cейчас от израильского перехода остался лишь маленький монумент, а раньше, до 1967 года, это выглядело вот так -


А израильские пограничники иногда угощали иорданских коллег сигаретами
, что приятно удивляет, не одним же пулям летать туда-сюда.
Так или иначе, но все же недолго израильтяне и иорданцы угощали друг-друга сигаретами. Иорданский король Хуссейн (ныне покойный) обьявил Израилю войну в качестве поддержки Сирии и Египту, с которыми Иордания имела соответствующее соглашение о взаимной обороне. В своей автобиографии Хуссейн потом, уже в 1974 году, напишет "Конфронтация с Израилем была ошибкой. Мы могли избежать кровопролития. Мы вступили в войну движимые идеями Пан-арабизма, и наши братья нас предали".
Очевидно, что Хуссейн под предательством подразумевает тот факт, что Гамаль Абдель Насер ввел его в заблуждение относительно происходящего на фронте. Хуссейн, будучи уверенным что израильская армия разгромлена, решил вступить в войну и урвать и себе часть территорий. На самом же деле, ситуация оказалась абсолютно иной. Разгромленными оказались армии Египта и Иордании, и перебросив войска с синайского фронта, израильтяне в течении двух дней разделались вдобавок и с Иорданией.
В ответ на мощный артобстрел со стороны иорданцев, израильтяне в ночь с 5-го на 6-ое июня 1967 года предприняли атаку на иорданские позиции в Иерусалиме. Самые тяжелые бои имели место в северной части города, на холме, получившем название "Гиват Ха"тахмошет" (Оружейная горка). Здесь располагался мощный иорданский укрепрайон, откуда простреливалась большая часть города.
В наши дни, гуляя среди окопов и бункеров, несложно представить, что задача у израильтян была не из легких. Они взяли высоту силами 55-ой десантной бригады, но ценой 182 солдат, здесь погибших в ту ночь. Сейчас на этом месте впечатляющий мемориал и музей, где несомненно стоит побывать всякому интересующемуся военной историей Ближнего Востока. Кстати, у них есть сайт с русской версией . Ниже несколько фотографий снятых на Гиват Хатахмошет -






Интересный город Иерусалим! Причем, чем дальше вы от стандартных туристических троп, тем больше удивительного вас ждет. Вот, скажем, представляете ли вы себе евреев, отрицающих существование государства Израиль и дружащих с Ахмадинеджадом? А знали ли вы, что в Израиле возводится стена, стремящаяся к лаврам Великой Китайской? А знали ли вы, что муниципальные блага иерусалимцев распределяются по национальному признаку, и если вы палестинец - плохи ваши дела? А вы слышали про пещеру длиной в 330 метров, проникнув в которую вы можете вылезти аккурат через канализацию Храма Гроба Господня?

В этот свой приезд в Вечный город, я зарекся не входить в старую его часть. Старый Иерусалим внутри стен втягивает, и если вы туда вошли - не скоро выберетесь. Поэтому изначально решил - что угодно, только не Старый город. И выискал себе отель, максимально удаленный от стандартных туристических троп, зато с потрясающими видами. Отель - Panorama Jerusalem (их сайт), обошелся в $55 за двухместный номер с удобствами. Бронировал через booking.com , оплачивал наличными в самом отеле. Вот оцените, какая красота открывалась с крыши моего отеля, расположенного в арабским квартале Силуан (израильтяне его называют Шилоах) -



Главное не стойте близко к краю! Все же 4 этажа - больно приземляться
!

За несколько дней до поездки мои разумом овладел интересный альтернативный путеводитель по Иерусалиму. Оппсс...чуть не забыл. Дорогие израильские друзья, то что я расскажу дальше не всем придется по вкусу. Ибо я не намерен петь оды тому, что не считаю благом. Равно как и не стану умалчивать о том, что считаю неприемлемым. Таким образом, кому то может показаться, что я открываю перед потенциальными туристами то, что надо бы скрывать. Пусть так. Но это история сего места, и история эта была не всегда образчиком справедливости и человеколюбия. Итак, вот какой необычный путеводитель написали итальянцы про Иерусалим Decode Jerusalem .

Это не про Крещение Христа и не про Стену Плача. Увы, это более близкое к нам. Это путеводитель о том, где можно воочию увидеть, как уживаются арабы и евреи в Вечном городе. Там можно прочитать про то, где израильская стена безопасности отрезала школы от учеников, мечеть от прихожан и кладбище от родственников. Там же рассказывается о том, в каких условиях живут жители Восточного Иерусалима. Весьма необычное и увлекательное чтиво.

Вот я и задумал пройтись тропами упомянутого путеводителя и увидеть своими глазами, что люди делят в этом городе, и почему над всеми этими святынями так и веет злоба и ненависть всех ко всем. Согласитесь, задача чрезвычайно жизнеутверждающая, не так ли? Сразу же подчеркну, что не ставлю своей целью давать экскурсы в историю и навязывать свое видение происходящего. Ограничусь фотографиями и краткими комментариями для общего понимания картины. Итак -

Часть первая. Великая израильская стена.

Признаюсь, когда я впервые узнал про строящуюся стену, то порадовался. Наконец-то евреи отделятся от палестинцев и наступит долгожданный мир на Ближнем Востоке. Друзья, не торопитесь прозвать меня наивным. Конечно же я не верил ни в какой мир. Ведь для мира нужно желание всех сторон конфликта. А на Ближнем Востоке такого желания и воли нет ни у кого, включая сам Израиль. Поэтому, когда стена стала разрастаться, стало ясно,что строят ее не с целью изолировать враждующие стороны. А с целью усугубить конфликт. Стена, которая по крайней мере изначально строилась с целью воспрепятствовать проникновению в Израиль палестинских боевиков, странным образом "влезла" вглубь собственно палестинских территорий, и фактически присоединила к Израилю густонаселенные палестинские анклавы.

Еще раз подчеркну - стена не отделила евреев от арабов, нет! Более того, стена даже не присоединила к Израилю каких-либо стратегических высот. Дико извиваясь змеем, стена прошла через центры арабских городов, разделив их на две части. Таким образом, на израильской стороне стены оказались сотни тысяч палестинских арабов, не являющихся гражданами Израиля. Посмотрите как это выглядит в районе Иерусалима -

Видите мечеть за стеной? Так вот я фотографирую из центра арабского пригорода Абу-Дис, находящегося на израильской стороне. За стеной - вторая половина городка, которая стала частью Палестинской автономии. Иными словами, палестинцы и там, и здесь. Евреями же на многие километры не "пахло" ни там (за стеной), и не тут. В чем смысл?



Фотография сделана на восток, с часовни евангелистской церкви Августы-Виктории, что на Оливковой горе. Вдали на горизонте израильский город Маале Адумим, еще дальше (в дымке) - Мертвое море. Внизу - стена, разделившая арабский городок Эль-Азария надвое. Проще говоря, еврейский город Маале Адумим фактически отделен от Иерусалима плотным кольцом арабских пригородов. Теперь эти пригороды обнесли стенами.



Мощный КПП между Израилем и палестинскими территориями в районе Абу-Диса, через который основная часть палестинцев попадает на израильскую сторону стены, где живут такие же арабы, как и они.






Еще один вид на стену, петляющую по горам. Обратите внимание на дома сразу же за церковью (кстати, это церковь Св.Петра в Галиканту)
. Это арабские дома, такие же точно, как и за стеной.

Теперь немного отвлечемся от стен и заборов. Обратите внимание на фотографии ниже. Да, там есть несколько симпатичных ракурсов. Но сейчас речь немного не о том. Обратите внимание на черные баки на крышах арабских домов -

Не буду мучить читателя загадками. Черные баки это вода. Обычная водопроводная вода. Дело в том, что подача воды в Восточный Иерусалим налажена плохо. К примеру, в еврейской части города отключения и перебои с водой это нонсенс. Зато в арабской части - повседневность. Посему, не имеющие иного выбора жители стали устанавливать баки на своих крышах - когда есть вода, бак наполняется. Когда воды нет - пользуются той, что в баке. Спрашивается, почему так, ведь вроде бы израильтяне говорят, что Иерусалим это вечная и неделимая столица Израиля? Сложный вопрос.

Подробнее про перебои с водой в Восточном Иерусалиме можно почитать на ряде официальных израильских сайтов, например Ассоциация гражданских прав Израиля (ACRI), или на официальном сайте Международной организации здравoхранения (WHO).

Столица - да, бесспорно, по крайней мере технически. Пусть и пока не признанная ни одной страной мира. Зато Кнессет в Иерусалиме и все министерства. А вот что касается вопроса неделимости - тут дела обстоят еще хуже.

Город не только разделен как никогда, но и его фактическое разделение активно проводится в жизнь самой же администрацией. Покойный Тедди Колек, бессменный мэр Иерусалима в течении почти 25 лет, как то в сердцах заметил "...Мы и водопровод то провели им [арабам] только потому, что появились случаи холеры, и мы опасались что это перекинется на еврейскую часть города".

А вот еще пример. Мой отель расположен в пригороде Силуан, напротив стен Старого города. А прямо внизу, в Кидронском ущелье, отделяющем Силуан от Иерусалима, вовсю идут строительные работы. Возводится археологический парк "Город Давида". Будет много зелени, будет гуляльная улица, будут доведенные до ума памятники архитектуры. Казалось бы, где тут засада? А вот где засада. Жители 85(!) домов Силуана получили предписания о сносе их жилищ. Вот, посмотрите на фото ниже -


Видите, внизу расширяют дорогу? Так вот, в ширину комплекс будет 150-200 метров, и в длину около полутора километров. Снесены будут все здания, что попадают в эту зону. Иными словами все те, что внизу, и два яруса вверх. Хочется задать сакраментальный вопрос - будут ли палестинцы в восторге от нового парка?

Несколько видов Иерусалима


Часть вторая. Евреи отрицающие Холокост и сам Израиль .

В большинстве стран Европы приняты законы, исходя из которых отрицание Холокоста приравнено к уголовному преступлению. Излишне говорить, что любой поставивший под сомнение геноцид евреев во время войны считается нацистом, расистом и фашистом. И это, вне всякого сомнения, справедливо. Тем более удивительно, что религиозные иудеи, жители иерусалимского квартала Меа Шеарим, открыто отрицают Холокост, и призывают к исчезновению Израиля как государства. Более того, они же являются активными участниками всех возможных антисемитских сходок. Взять организованный Ахмадинеджадом в Тегеране симпозиум по обсуждению "преступлений сионизма". Ортодоксы из Меа-Шеарим были там полноправными гостями.Как такое может быть, спросит читатель? Почему эти люди не в тюрьме?

Ситуация такова. Есть веяние в иудаизме, называемой Натурей Карта (их официальный сайт). Оно возникло в 1935 году в венгерском местечке Сатмар (Санта Мария). Раввины его самым категорическим образом отказывались поддержать идею возвращения евреев в Эрец Исраэль, а также сионизм. Члены этой общины поэтому не поддерживают никакой связи с государством Израиль и его официальными учреждениями. Они не признают израильские гражданские суды, не принимают участия в муниципальных и всеобщих выборах, их дети учатся в особых школах и не служат в армии. Они не пользуются ивритом в качестве языка повседневного общения.

Они отказываются получать деньги от государства (несмотря на то, что большинство из них исправно платят налоги), а для некоторых День независимости Израиля является днем траура. Будучи в Иране, иудаистские ортодоксы заявили, что Израиль должен разоружиться, ибо от него сегодня исходит главная опасность для стран Ближнего Востока. «Мы хотим не возвращения государства к границам 1967 года, - подчеркнул они при этом, - а возвращения страны палестинцам, чтобы мы могли жить с ними вместе».

Более того, выступая перед иранскими студентами, раввины говорили о необходимости проведения четкой границы между «иудаизмом и сионизмом, чтобы ярость против «оккупантов в Палестине» не обращалась против тех, кто хочет мирно жить под мусульманским правительством, как это было в прошлом». «Сионисты замешаны почти во всех преступлениях на Земле, - считают раввины, - и, к несчастью, они называют себя представителями еврейского народа».

По их мнению, сионизм был рожден «воспаленным воображением Герцля». Не обошли раввины стороной и Холокост, полностью поддержав самых жестких антисемитов. На той самой конференции в Тегеране, они завили, что «Мусульмане чувствуют несправедливость: почему можно оскорблять пророка Мухаммада и рисовать на него карикатуры, а отрицать холокост нельзя?», - говорится в их заявлении. «Сионисты используют холокост ради своих выгод». Вот такие вещи можно встретить в упомянутом ортодоксальном районе Меа Шеарим -

Ну а в целом, если абстрагироваться от описанного выше, то Меа Шеарим (Сто Врат) это крайне колоритный квартал, куда несомненно стоит сходить. Там вы увидите традиционный уклад жизни еврейского гетто, как это было 100 лет назад, и 200 и 300. Словно назад на машине времени -



Квартал буквально залеплен вот такими вот воззваниями "Одевайтесь скромно". Непосредственно этот плакат я снял на входе в самый обычный банк. Посетителей призывают одеваться скромно и не броско. И даже комментируют как именно следует идти получать ипотеку, или снимать наличные в банкомате "Длинные рукава, закрытая рубашка, не обтягивающее".



Обращение к проходящим через квартал "Не мешайте нам вести еврейский образ жизни".

Часть третья. Разделенный город.

Думаете, я буду опять о стене, отделяющей еврейские кварталы от палестинских? Нет. Не о том. Все гораздо более интересно, и уходит корнями в 1948 год. Израиль завершил свою первую войну, Войну за Независимость, довольно успешно, закрепившись на более выгодных позициях, чем перед войной. Но непосредственно в Иерусалиме успехи были куда скромнее. Старый город со всеми его святынями так и остался под контролем Иордании. До 1967 года, когда Израиль в течении 6 дней захватил Синай у Египта, Голанские высоты у Сирии и Западный берег с Иерусалимом у Иордании.

Но в течении 19 лет, с 1948-го по 1967-ой год, Иерусалим был разделенный городом. Со стеной. Как Берлин. Сейчас про это уже немногие помнят, а захватив обе части города, израильтяне снесли все то, что напоминало о разделении. И все же, несколько мест осталось. Например "Байт Турджман" - старинное здание, располагавшееся на линии раздела, и где был наблюдательный пост Цахала. Сейчас в этом доме функционирует тематический музей (сайт музея), куда очень рекомендую сходить. Это своего рода подобие Музея Стены в Берлине. Кстати, одну из своих поездок в Берлин я посвятил именно реликтам эпохи разделения города. Оцените, кажется ?


До 1967-го года здесь была не улица. Тут тянулся пограничный забор с Иорданией

Неподалеку от Байт Турджман располагался единственный в городе КПП между Израилем и Иорданией, называвшийся Mandelbaum Gate, что не может не напомнить о берлинском Brandenburger Tor, где тоже был КПП во времена Холодной войны. Cейчас от израильского перехода остался лишь маленький монумент, а раньше, до 1967 года, это выглядело вот так -

А израильские пограничники иногда угощали иорданских коллег сигаретами , что приятно удивляет, не одним же пулям летать туда-сюда.

Так или иначе, но все же недолго израильтяне и иорданцы угощали друг-друга сигаретами. Иорданский король Хуссейн (ныне покойный) обьявил Израилю войну в качестве поддержки Сирии и Египту, с которыми Иордания имела соответствующее соглашение о взаимной обороне. В своей автобиографии Хуссейн потом, уже в 1974 году, напишет "Конфронтация с Израилем была ошибкой. Мы могли избежать кровопролития. Мы вступили в войну движимые идеями Пан-арабизма, и наши братья нас предали".

Очевидно, что Хуссейн под предательством подразумевает тот факт, что Гамаль Абдель Насер ввел его в заблуждение относительно происходящего на фронте. Хуссейн, будучи уверенным что израильская армия разгромлена, решил вступить в войну и урвать и себе часть территорий. На самом же деле, ситуация оказалась абсолютно иной. Разгромленными оказались армии Египта и Иордании, и перебросив войска с синайского фронта, израильтяне в течении двух дней разделались вдобавок и с Иорданией.

В ответ на мощный артобстрел со стороны иорданцев, израильтяне в ночь с 5-го на 6-ое июня 1967 года предприняли атаку на иорданские позиции в Иерусалиме. Самые тяжелые бои имели место в северной части города, на холме, получившем название "Гиват Ха"тахмошет" (Оружейная горка). Здесь располагался мощный иорданский укрепрайон, откуда простреливалась большая часть города.

В наши дни, гуляя среди окопов и бункеров, несложно представить, что задача у израильтян была не из легких. Они взяли высоту силами 55-ой десантной бригады, но ценой 182 солдат, здесь погибших в ту ночь. Сейчас на этом месте впечатляющий мемориал и музей, где несомненно стоит побывать всякому интересующемуся военной историей Ближнего Востока. Кстати, у них есть сайт с

На этой земле давно нет мира. Здесь уже больше 60 лет два народа перетягивают крохотное лоскутное одеяло, которое каждый из них считает только своим. И то, что один из народов преуспел в этом перетягивании гораздо больше второго, совсем не значит, что соперник проглотит обиду и успокоится.

Где существуют вражда и соперничество, нет нормальной жизни. Зато есть тревога и страх, которые порождают стремление обезопасить каждый свой шаг, каждую секунду своей жизни. Создать свой изолированный мир, где недругу или чужаку физически нет места. При этом чужак никуда не девается, но остаётся как бы в другом, параллельном мире. Так появляются стены. В наши годы они бывают нематериальны (как, например, на мосту чрез речку, разделяющую сербскую и албанскую части Косовской Митровицы), а бывают вполне осязаемы, и даже более чем. Вот, например, Великая Израильская стена на палестинских территориях, она же Separation Wall в англоязычных источниках.


Почти 700-километровый барьер на Западном берегу реки Иордан израильтяне возводят с начала 2000-х годов. Цель - самая простая: оградить еврейские поселения в Палестинской автономии от арабских террористов... ну, и от палестинских арабов вообще. Среди палестинцев стена известна под именем Джеда р .

1.


Новостройки на дальнем плане - южные еврейские кварталы расширяющегося Иерусалима. ООН считает это строительство незаконным.

Строительство началось в 2003 году, когда премьер-министром Израиля был Ариэль Шарон . Было запланировано закончить строительство летом 2005 года, но из-за различных жалоб в Верховный суд Израиля работы ещё не завершены.

Критики разделительного барьера утверждают, что под предлогом обеспечения безопасности Израиль стремится в одностороннем порядке и без переговоров установить выгодные для себя границы между Израилем и будущим Палестинским государством.

Генеральная ассамблея ООН призвала Израиль прекратить возведение барьера, а Международный суд в Гааге в консультативном заключении признал строительство нарушающим международное право.

(Из Википедии .)

***


Джедар, он же Separation Wall, Стена Отчуждения. На карте с сайта visualizingpalestine она обозначена толстой жёлтой чертой. Чёрным показана территоирия Израиля в границах до 1967 года, серой штриховкой - куски Западного берега Иордана, де-факто ставшие территорией Израиля. Цветные линии - маршруты автобусов из Иерусалима в еврейские поселения Западного берега.


Технологически Джедар - это бетонные плиты высотой под восемь метров, каждая с небольшим отверстием (бойницей?) у верхнего края, с круглыми сторожевыми башнями по углам и камерами наблюдения. Точь-в-точь как на заглавном фото.

В Джедаре оборудованы пункты пропуска, где израильские солдаты проверяют документы и просвечивают вещи. Иностранных путешественников пропускают без ограничений, для палестинцев же нужно разрешение от МВД Израиля. Словом, всё в Джедаре продумано с устрашающей педантичностью, всерьёз и очень надолго.

3.

КПП "Гило" между Вифлеемом и Иерусалимом. Фото welran

Наиболее доступная и живописная (в прямом смысле слова) часть Стены находится на окраине Вифлеема, в двух шагах от старинного красивого здания гостиницы "Интерконтиненталь".

4.

В черте города Стена густо расписана. Тут не десять и не двадцать, а многие сотни граффити на тему "Долой стену" и вообще "Свободу Палестине".

5.

Мы увидели результаты творчества разных людей, объединённых одной идеей - от настоящих мастеров до художников от слова "худо". А так интересно было бы понаблюдать за процессом росписи и даже поучаствовать в нём!

6.

Одна из любимых тем рисунков на Стене - навязанная несвобода.

7.

8.


"Ложь не имеет права на жизнь!"

9.


"Солнце восходит для всех".

10.

11.

И все согласны с тем, что "Ничто не длится вечно".

12.

Кто-то предлагает превратить Стену в скалодром.

13.

Немалая группа граффити посвящена теме разрушения стены. Результат изображается как весьма скромно...

14.

Так и предельно радикально - как на этой "карте", созданной каким-то продвинутым парнем из Южной Кореи.

15.

Третья группа изображений посвящается освобождению палестинского народа. Достаточно часто мелькает "Хандала" - образ палестинского мальчика, придуманный в конце 60-х палестинским же художником Наджи аль-Али .

16.

17.

18.


"Жить - значит сопротивляться".

19.


"Миру (наконец) нужно проснуться - и..."

Не обошлось и без Лейлы Халед - террористки и парламентария в Палестинской национальной администрации, "женщины с обложки" палестинского сопротивления.

20.

Но наиболее выдающееся и самое большое творение на этом участке Стены - палестинская версия картины Эжена Делакруа "Свобода на баррикадах".

21.

Конечно, всё прорисовано с учётом местных реалий: тут и палестинский флаг вместо знамени Французской Республики, и деликатно прикрытая тенью обнажённая грудь предводительницы восставших...

22.

И скрытые "арафатками" лица бойцов...

23.

И праща - оружие обеих интифад - вместо пистолета в руке "гавроша".

24.

(Относительно обнажёнки, пусть даже столь деликатной: Как мне показалось в целом, автор картины - наверняка иностранец, какой-нибудь парень левацких взглядов, в лучшем случае имеющий весьма приблизительные представления об исламе. А сами палестинцы - и мусульмане, и преобладающие в Вифлееме христиане - показались не настолько упёртыми людьми, чтобы задвинуть антиизраильскую пропаганду в угоду религии.)

За недолгое время своего существования Джедар уже успел стать туристическим объектом.

25.

Сюда приезжают автобусы с экскурсионными группами, местные юноши по примеру своих предприимчивых сверстников в Египте приходят к Стене с верблюдами в разноцветных попонах, а на ближайших улицах открылись дорогие едальни и сувенирные магазины.

26.

Всего 10 шекелей - и кусочек Джедара можно увезти на память. Точнее сказать, туристы не разбирают его на атомы, как Берлинскую стену в 1989-м. Само й Стене они благоразумно предпочитают открытки с её изображениями. Особенно бойко расходятся граффити с Санта Клаусом, прошибающим Стену ударом ноги, или с Моной Лизой с гранатомётом на плече, или с голубем мира, заботливо облачённым в пуленепробиваемый жилет.

27.

Как выглядит Стена с противоположной стороны, я не знаю. Может быть, она девственно сера, а может, расписана ещё более изощрённо... В любом случае хотелось бы на это посмотреть. Если, конечно, суровые девушки на погранконтроле в "Бен Гурионе" пустят меня в страну после публикации этого поста.))

«Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город…», – с этими словами из всем известного романа М. А. Булгакова я поднялась на трап самолета, направлявшегося в сторону Земли Обетованной.

Сказать, что я мечтала о поездке в Израиль, это не сказать ничего. Для меня данная страна всегда оставалась загадкой, мистерией, неким «плавильным котлом» культур и религий, которые тысячелетиями боролись за небольшой кусок святой земли и продолжают делать это по сей день. Дорогами Израиля ходил Иисус и Царь Давид, отчего так поистине бесценно данное место.

С точки зрения культуры и религии важнейшим городом Израиля является , поэтому начать знакомство следует с него, а точнее его достопримечательности: крохотной части исторической составляющей великого города под названием А-Котель или Стена плача.

История Стены плача

В X веке до н. э. царь Соломон построил Первый храм, который простоял достаточно долго до полного разрушения его вавилонянами в 586 году до н. э. Спустя много лет Ирод Великий начал масштабное сооружение (расширение) Храмовой Горы. Строительство Второго Храма шло 10 лет и продолжалось даже после смерти Ирода Великого. Кусок стены длиной около 57 метров, сохранившийся после разрушения римлянами Второго Храма в 70 году н. э. во время Первой Иудейской войны, являет собой святыню для иудеев со всего мира. Длина всей стены составляет 488 метров, большая часть ее скрыта за жилыми постройками. К Стене приезжают, чтобы замолить свои грехи и попросить о самом сокровенном.

Дальнейшая история Стены поражает. В начале Новой Эры евреям было запрещено приближаться к Храмовой горе (допускалось лишь раз в год по особым праздникам). В 425 г. н. э. евреи Галилеи обратились к императрице Элии Евдокии. Так они вернули свое право совершать молитву у Стены и ее развалин.

Год за годом Стена достраивалась и обретала масштабные размеры. Уже в XVI веке султан Сулейман Великолепный, который, к слову, был очень благосклонен к евреям, распорядился о застройке прилегающий территорий и о создании специальных условий для совершения молебна. Вход тогда осуществлялся через Марокканский квартал. В 1877 году евреи выразили желание выкупить его для более свободного доступа к Стене, но из-за внутренних распрей сделка не состоялась. В 1915 году евреям снова был закрыт доступ к святому месту.

В 1920 году евреи и мусульмане начали открыто выражать свои разногласия по поводу принадлежности Стены. Конфликт из мирного превращался в военный. Связано это было с началом британского владения Стеной, которое продолжалось до 1948 года, что в итоге негативно отразилось на доступе евреев к священному месту. Первое серьезное столкновение, когда в основном пострадали женщины и старики, произошло в 1928 году: мусульмане подозревали евреев в намерении захватить мечеть Аль Акса, что находится по другую сторону Стены, а евреи, в свою очередь, добивались права принадлежности им священного места.

В 1929 году массовое выступление евреев у священного места и поднятие Сионистского флага закончилось Хевронской резней. Окончательное завоевание Старого города и Стены плача произошло благодаря Давиду Бен-Гуриону в 1967 году.

Как добраться до Стены плача

Добраться до Стены плача очень легко: от центральной автобусной станции вам необходимо сесть на маршрут № 1, 2 или 38 и выйти на остановке The Western Wall. Вы увидите, что большое количество людей направляется к святыне. Следуйте за ними. Стоимость проезда в транспорте 1,3 $ (5 шекелей).


К достопримечательности можно добраться и пешком напрямую от автобусного вокзала, что составит около 50 минут (3,5 км).

Бесконечный спор

Я бы сказала, что споры о ней не закончатся никогда. Несмотря на относительное спокойствие, мусульмане и евреи не смогут договориться. То, что находится за Стеной, закрыто для посетителей: мечеть Аль Акса и мусульманский квартал. В мечеть не пускают не мусульман, а приход на территорию чужаков может закончиться беспорядками, что и произошло с нами.

Поднявшись туда с гидом, прилично одетая группа туристов просто гуляла по территории древнейшего квартала с бесценными памятниками истории и архитектуры. Вдруг пришедшая толпа евреев была принята крайне негативно. Мусульманские женщины начали кричать, звать мужчин и бросаться камнями – там попросту стало небезопасно.

Перед визитом внимательно ознакомьтесь с основными правилами посещения священного места, дабы избежать неприятных ситуаций. Иерусалим - город контрастов, и любое отклонение от общепринятых норм может быть принято негативно:

  • Вход на территорию бесплатный. Приготовьтесь пройти через рамки металлоискателя и ответить на пару вопросов полицейских.
  • Удобнее всего попасть к Стене от Яффских ворот: войдя в Старый город через них, вы подходите к большому рынку, выстраиваете свой путь постоянно прямо, а потом сворачиваете налево. Запутаться сложно, так как повсюду висят указатели на трех языках: английском, арабском и иврите.
  • Заранее позаботьтесь о закрытых плечах и коленках (для женщин) и о кипах (для мужчин). В случае отсутствия их можно получить при входе.
  • Обратите внимание на женскую и мужскую части Стены: молебен происходит отдельно друг от друга. На территории также присутствуют фонтаны с водой для мужчин и женщин отдельно.

  • К Стене следует стоять только лицом. Даже отходя, вы должны как бы пятиться назад и не поворачиваться спиной.
  • Выйти с территории можно там же, где и вошла, а можно пройти немного вперед и подняться в очаровательный еврейский квартал к Исторической синагоге.

Записки на Стену

Прежде чем отправиться в , я получила мешочек с записками от своих подруг, которые должна была бережно донести до Стены плача. Традиция эта связана с именем Рабы Хаим Бен Атара, написавшего Всевышнему записку о своем ученике. Совсем скоро написанное исполнилось. С тех пор каждый еврей считает своим долгом просить о чем-то и молиться именно там, а просьбы свои излагать на записочках и «пропихивать» их в щели Стены.


Ежегодно все записки собираются, упаковываются в специальный сосуд и закапываются на Масличной горе. Существует даже специальная волонтерская служба, доставляющая записки со всего мира.

Последний штрих

Подводя итог, я скажу, что – это то место, от которого исходит невероятная сила и мощь. Находясь там, у Стены Плача, ты вдруг осознаешь, что это строение 57 метров в длину сотни лет является «яблоком раздора» двух религий: иудаизма и мусульманства.


Конца этого конфликта мы не увидим точно, а вот насытиться энергетикой, святостью, масштабностью и непоколебимостью священного места мы можем уже сейчас.