Дети-инвалиды в современном обществе. Воспитание детей с ограниченными возможностями Воспитание ребенка инвалида в современном мире

Дети-инвалиды в современном обществе. Воспитание детей с ограниченными возможностями Воспитание ребенка инвалида в современном мире
Дети-инвалиды в современном обществе. Воспитание детей с ограниченными возможностями Воспитание ребенка инвалида в современном мире

В нашей сегодняшней статье:

Дети – это счастье. Но появление на свет малыша с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), является испытанием для семьи. К сожалению, условия жизни в нашей стране не позволяют особым детям познать беззаботное и счастливое детство. Родители должны приложить максимум усилий для того, чтобы воспитать ребенка с особыми потребностями. Иногда невыносимыми кажутся затраты: не хватает денег и сил. Очень многое зависит от структуры дефекта. Например, воспитание слепого ребенка, будет существенно отличаться от воспитания ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Но все же, независимо от дефекта, родители берут ответственность за ребенка с ОВЗ и в любом случае они столкнутся с огромным количеством проблем.

Какие могут быть трудности при воспитании ребенка с ОВЗ


Появление на свет особого ребенка изменяет привычный уклад жизни семьи. Родители винят себя в этом, даже если они в этом не виноваты. Зачастую воспитание ребенка с ОВЗ происходит в неполных семьях. Отец ребенка перекладывает всю ответственность на мать и уходит. Такая ситуация встречается очень часто (основа для данного высказывания – статистика). Оставшись один на один с ребенком, женщина зачастую не ощущает поддержку близких, родственники зачастую дают совет отдать малыша в специальное учреждение (в интернаты, детский дом). Бывает, что напротив, родственники принимают данного ребенка, но встречается это не так уж и часто. Воспитание ребенка полностью ложится на мать. Трудности в воспитании ребенка с ОВЗ часто связанны с отношением общества к инвалидам. Самой тяжелой (и к сожалению, частой) проблемой является изоляция семьи особого ребенка. Нормативные дети, взрослые люди не всегда способны с пониманием отнестись к проблемам данной семьи. Семьи детей с ОВЗ имеют трудности в денежном плане. Затраты на ребенка существенно превышают , пенсии. Такой ребенок требует постоянного наблюдения, ухода, поэтому мамы не всегда имеют возможность зарабатывать достаточно денег. В нашей повседневной жизни нет места инвалидам, и мы не стремимся исправить эту ситуацию. Во многих городах слишком мало специальных коррекционных учреждений, где-то их вообще нет. Многие работодатели не принимают людей с ОВЗ на работу. В крупных городах у особого ребенка больше возможностей для самореализации.

Задачи воспитания ребенка с ОВЗ

Самой главной и самой важной задачей воспитания ребенка с ОВЗ является социализация его в обществе и его адаптация в жизни. Для этого необходимо скорректировать проблемы ребенка. Достигается это в ходе правильного и своевременного лечения и воспитания. Малыш с ОВЗ должен получить в полной мере заботу и внимание родителей. С самого раннего детства ребенку должны внушить, что его дефект - не проблема, это его особенность. Необходимо социализировать ребенка, а не отгораживать его от социума. Следует обучить ребенка элементарным навыкам самообслуживания. Воспитание ребенка с ОВЗ может проводиться как в специальных учреждениях, так и в массовых (все зависит от дефекта). В дальнейшем особые дети могут обучаться в высших учебных заведениях, получить профессию и работать, как любой нормальный человек. Особенности воспитания и обучения ребенка будут зависеть от дефекта. Умственно отсталые дети обучаются в специальных учреждениях, по специальной программе, под контролем олигофренопедагогов, дефектологов, психологов. Специальные учреждения существуют для глухих, а также слепых и детей. Данные учреждения хорошо оборудованы, что позволит детям в удобной форме получать знания.

Воспитание особого ребенка в условиях современного мира


Отношение к детям с ОВЗ меняется в лучшую сторону. На настоящий момент все реже родители отказываются от особых малышей, а у отказников появилось больше шансов быть любимыми в новой семье.

Социальные рекламы воздействуют на общество, уменьшают негативное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, как детей, так и взрослых. Воспитание особого ребенка стало проще из-за появления государственной программы «Доступная среда». Благодаря ей люди с ОВЗ могут находиться в общественных местах, ведь появились пандусы, таблички с шрифтом Брайля, появляется более комфортный общественный транспорт. Воспитание особого ребенка становится перспективным. У детей есть все шансы быть успешными, реализоваться в жизни. Связано это с развитием информационных технологий. Теперь становится более возможным обучение и работа на дому через Интернет. В России существуют общества для объединения детей с ОВЗ и их родителей, взаимная поддержка помогает родителям преодолеть все трудности и испытания в воспитании особого малыша.

Воспитание детей с ограниченными возможностями – комплексный процесс умственного и физического развития ребенка с отклонениями сенсорного, психического, умственного, физического характера с целью его полноценной интеграции в общество. Современное общество придерживается патерналистских взглядов на проблему детей с ограниченными способностями, воспринимая их как недееспособных, зависимых, физически и умственно ограниченных, а также неполноценных членов общества, воздвигая на пути их развития и становления множественные препятствия. Воспитание и обучение детей инвалидов в корне отличается от подхода к образованию здоровых детей. Каковы основные аспекты воспитания аномальных детей? Каковы основные подходы к личностному становлению ребенка с отклонениями в развитии?

Роль семьи в воспитании детей с ограниченными возможностями и их становлении в обществе

В организации процесса воспитания детей с ограниченными возможностями необходимо учитывать две основные составляющие:

  • Характер нарушений и отклонений в развитии ребенка;
  • Социальные аспекты проблемы.

Современное общество является неподготовленным для нормального взаимодействия с детьми, имеющими отклонения в развитии. Социальное решение проблемы детей с отклонениями сводится к их умышленной либо косвенной изоляции от общества. Такое обособление способствует осознанию самими детьми своей неполноценности и отличия от нормальных детей, что сказывается на их психо-эмоциональном состоянии. Основные проблемы, с которыми сталкиваются родители детей-инвалидов:

  • Отсутствие образовательных учреждений для создания полноценных условий для развития детей;
  • Нехватка кадров – воспитателей, психологов, реабилитологов, педагогов, способных помочь ребенку развить необходимые для самостоятельной жизни умения и навыки;
  • Игнорирование правильных подходов к воспитанию детей-инвалидов.

Воспитание детей с ограниченными возможностями начинается в семье. Основной ошибкой, допускаемой каждой семьей в процессе воспитания аномального ребенка, является актуализация проблемы, проще говоря, «зацикливание» родителей на дефекте либо отклонении ребенка. Итак, с раннего детства сами родители прививают ребенку мысль о его неполноценности и отличии от других деток. Как правило, родители пытаются всячески оградить и уберечь ребенка от влияния общества, сверстников, чтобы не нанести ему психическую либо физическую травму. Задачей родителей в процессе воспитания детей с ограниченными возможностями является обучение ребенка самостоятельности. Ребенок с каким-либо нарушением физического либо психического развития может и должен стать полноценным членом общества. Воспитание и образование детей с ограниченными возможностями должно быть направлено на их полноценную интеграцию в общество, а не на актуализацию их изоляции, что повышает их уязвимость в обществе. Ребенок, справляющийся со своим недугом, способный к обучению и развитию вместе с обычными детьми, получает больше шансов на полноценную жизнь в обществе. Семья должна выполнять вспомогательную функцию в воспитании детей с ограниченными возможностями, обучая их справляться с бытовыми ежедневными задачами с учетом их физических и умственных особенностей. Зависимый от взрослых, несамостоятельный ребенок с ограниченными способностями получает заведомо меньше шансов на успешное становление в обществе.

Для воспитания детей с ограниченными возможностями необходимо:

  • Создание атмосферы спокойствия, взаимопонимания и взаимопомощи в семье;
  • Содействие ребенку, а не ограничение его действий;
  • Восприятие ребенка таким, какой он есть, без завышенных требований к нему. Однако родители должны проявлять настойчивость, соблюдать регулярность занятий, привлекать специалистов к процессу образования.

Основные цели воспитания и обучения детей инвалидов

Воспитание детей с ограниченными возможностями не ограничивается их распределением в специализированные образовательные учреждения. Воспитание и образование детей-инвалидов начинается в семье, где ребенок должен получить основные навыки и умения для обеспечения своего бытия без посторонней помощи с учетом его психических и физических отклонений. Как правило, в семьях с детьми-инвалидами преобладающей методикой воспитания является гиперопека, когда ребенок максимально ограничивается в действиях, а члены семьи берут на себя его функции. Так, ограничивается физическая активность ребенка во избежание травмы, ограничивается его социальная активность во избежание психической травмы, нанесенной сверстниками. Семьи, как и общество в целом, позиционирует детей-инвалидов как больных, концентрируя внимание на их отклонении в развитии, отличии от здоровых детей. Чрезмерная опека и изоляция от сверстников провоцирует у ребенка страх на подсознательном уровне быть непринятым, отвергнутым полноценным обществом. Еще одной ошибкой воспитания детей с ограниченными способностями в семье является игнорирование речевых и двигательных дефектов и ошибок, что в дальнейшем превратится в непреодолимую проблему.

Основной целью воспитания детей-инвалидов в семье является становление полноценной самостоятельной личности и члена общества, способного к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. Позиционирование ребенка-инвалида как больного является грубейшей ошибкой родителей, провоцирующей надлом психики ребенка, а также закладку неверных ценностей, понятий о мире и окружающем обществе. Каждый родитель должен понять, что современное общество лишено сочувствия, которым ребенок окружен в семье. Резкий переход от гиперопеки к непониманию сверстников может спровоцировать замыкание в себе, развитие внутренних комплексов и противоречий, нежелание развиваться и совершенствоваться.

Умственное и физическое воспитание аномальных детей

Аномальный ребенок – ребенок с существенными отклонениями в психическом или физическом развитии, требующий особых условий для воспитания и развития, обеспечивающих компенсацию и коррекцию его отклонений. Воспитание аномальных детей не должно акцентироваться на их отклонении от норм физического и психического развития. Процесс воспитания детей с ограниченными возможностями требует особого подхода. Воспитание детей-инвалидов в семье не должно отличаться от обычного процесса, однако родители должны выполнять также вспомогательную функцию с учетом отклонений ребенка. Ответственным этапом воспитания является образовательное учреждение, где ребенок получит помощь квалифицированных специалистов. Психологи полагают, что основные знания ребенок приобретает в первые 7 лет жизни, затем происходит совершенствование и преумножение базовых способностей. Этот же принцип работает и с детьми с отклонениями в развитии.

Правильная организация процесса воспитания, позиционирование ребенка-инвалида как полноценного члена общества существенно повышает его шансы на полную социальную интеграцию.

Идиева Елена Салимбеговна, Государственное профессиональное бюджетного образовательного учреждение «Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий», педагог-организатор

Тема : Воспитание ребенка инвалида в современном мире.

Работать с детьми в наше время непросто, а с детьми-инвалидами – тем более. Ведь это дети со сложными заболеваниями и одновременно, как правило, одаренные, проблема в том, как ввести их в социум.

Когда такого ребенка приводят в образовательное учреждение, то возникает необходимость подтянуть этого ребенка до уровня сверстников. Первоначальные индивидуальные занятия педагога с ребенком помогают включить его в обычную детскую жизнь, ведь детей - инвалидов объединяет желание быть значимыми для себя и полезными для других. Им необходимы забота, понимание и внимание со стороны общества.

Основными формами деятельности в работе с детьми-инвалидами являются теоретические и практические занятия, специальные развивающие занятия, экскурсии, туристские прогулки, мероприятия.

Дети инвалиды должны общаться со здоровыми детьми, вместе участие в спортивных и иных конкурсах, петь песни, готовить стенгазеты. При этом обычные ребята учатся понимать и уважать сверстников с ограниченными возможностями. Дети-инвалиды получают новые знания и умения, обретают друзей, повышают самооценку.

Воспитание ребенка-инвалида - одна из самых сложных и трудных задач. Очень важно дать понять ребенку, что он не инвалид, а просто «ребенок со специфическими нуждами». Мы должны взаимодействовать с родителями – это совершенно особый вид педагогической деятельности, требующий специальных психологических знаний, такта, терпимости.

Проблема инвалидности является актуальной проблемой, что аргументируется убедительными данными международной статистики, согласно которой число инвалидов во всех странах велико и четко прослеживается тенденция к его увеличению.

В наше время в России стоит острый вопрос, связанный с проблемами детей-инвалидов в современном социальном обществе. Проблема детей-инвалидов касается почти всех сторон нашего общества: от законодательных актов и социальных организаций, которые призваны оказывать помощь этим детям, до атмосферы, в которой живут их семьи.

В нашей стране официально инвалидами считаются свыше восьми миллионов человек. И каждый год эта цифра увеличивается, лишь семь процентов детей рождается здоровыми.

В последнее время часто заходит речь о переходе к более гибкой терминологии по отношению к детям инвалидам. По отношению к ребенку огромное значение играет тот факт, как к нему обращаются, гораздо гуманнее было бы говорить не «умственно отсталый», а «ребенок с неспособностями», не «слепой», а ребенок с ослабленным зрением.

Дети – всегда радость. Но рождение ребенка с тяжелыми проблемами со здоровьем становится испытанием для всей семьи. Трудности в воспитании ребенка с ограниченными возможностями очевидны. Условия современной жизни в нашей стране не способствуют счастливому детству для таких малышей. Родители вынуждены прилагать максимальные усилия, чтобы воспитать ребенка инвалида. Затраты душевных сил и материальных ресурсов иногда кажутся невыносимыми. Многое, конечно, зависит от конкретной ситуации. Воспитание глухого ребенка отличается от воспитания инвалида-колясочника. Но в любом случае, если родители берут на себя ответственность за малыша с проблемами, они сталкиваются со множеством трудностей.

Трудности в воспитании ребенка с ограниченными возможностями

Рождение ребенка-инвалида нарушает обычную жизнь семьи. Родители чувствуют свою вину в этом событии, даже если никаких объективных причин для этого нет. Горе разделяет семью, противопоставляя мать и отца. Воспитание ребенка-инвалида в большинстве случаев происходит в неполных семьях. Мужчины возлагают всю ответственность на мать ребенка и уходят. Такая реакция встречается очень часто и подтверждается печальной статисткой.

Оставшись одна с ребенком, женщина часто не обнаруживает поддержки даже у самых близких. Бабушки, дедушки, другие родственники пытаются игнорировать проблемы ребенка или советуют отдать его в специализированное учреждение. Конечно, случаются и более благоприятные ситуации, но их не так уж много. Воспитание ребенка-инвалида почти всегда полностью ложится на маму малыша.

Трудности в воспитании ребенка с ограниченными возможностями связаны с неприятием в обществе подобных детей. Изоляция семьи часто становится одной из самых тяжелых проблем. Соседские ребята, дети в общеобразовательных школах не способны чутко относится к малышу с проблемами. Такое же непонимание и неприятие может встречаться и среди взрослых: соседей, педагогов, знакомых.

Материальные трудности, безусловно, дополняют психологические. Затраты на лечение, обучение, реабилитацию, содержание, воспитание ребенка-инвалида значительно превышают выплачиваемые пособия. Кроме того, ребенок требует постоянного контроля и ухода, поэтому мать не имеет возможности активно работать и зарабатывать достаточно средств.

Трудности в воспитании ребенка с ограниченными возможностями связаны с самой повседневной жизнью нашего общества. Самостоятельное передвижение таких детей сильно ограничено, мало специализированных школ, во многих населенных пунктах нет перспективы последующего трудоустройства. Ситуация постепенно меняется, но темпы этих изменений недостаточные.

Воспитание ребенка-инвалида в крупных населенных пунктах считается более простым, так как выше доступность медицинской и социальной помощи, больше возможностей для обучения и дальнейшего трудоустройства.

Задачи воспитания ребенка-инвалида

Главной задачей в воспитании ребенка-инвалида является адаптация к современной жизни. Необходимо максимально скорректировать физические и интеллектуальные проблемы малыша. Это достигается с помощью правильного лечения и воспитания. Ребенок с ограниченными возможностями должен получать максимум заботы и внимания в семье. Ребенка поддерживают с самого раннего детства в моральном плане, помогают не ощущать свою ущербность, отдаленность от коллектива. Для этого необходимо избегать изоляции, поощрять общение со сверстниками. В быту обучают подрастающих детей обслуживать себя. В профессиональном плане адаптация заключается в постоянном развитии способностей ребенка и правильном выборе специальности. Воспитание ребенка-инвалида проводится и в общеобразовательных и специальных школах. В дальнейшем многие дети смогут получить профессию и работать. Особенности воспитания и обучения зависят от медицинской проблемы малыша. Умственно отсталые дети осваивают специальные программы в отдельных группах под руководством опытных педагогов. Специальные школы существуют и для слабовидящих детей. Такие учреждения оснащены специальными пособиями и оборудованием, позволяющим воспринимать информацию с помощью тактильных ощущений и на слух. Воспитание глухих ребят также осуществляется в специальных классах. Для них максимум информации предоставляется в визуальной форме.

Воспитание ребенка-инвалида в современном мире

Отношение к детям с ограниченными возможностями постепенно меняется и на бытовом, и на государственном уровне. В настоящее время родители все реже отказываются от таких малышей, у детей из детских домов появляется больше шансов обрести опекунов или приемную маму. Социальная реклама способствует уменьшению негативного отношения сверстников и взрослых к детям с ограниченными возможностями. Воспитание ребенка-инвалида становится несколько проще из-за функционирования государственной программы "Доступная среда". В ее рамках увеличивается количество пандусов в общественных местах, специализированных табличек для слабовидящих, появляется транспорт с необходимыми подножками и поручнями.

Воспитание ребенка-инвалида в настоящее время становится все более перспективным. У родителей появляется надежда на счастливое будущее таких детей. Это связано в первую очередь с глобальными изменениями в мире. Развитие информационных технологий делает возможным полноценное обучение на дому, общение и профессиональную реализацию через сеть Интернет.

Кроме того, в России функционируют многочисленные общества, объединяющие детей-инвалидов и их родителей. Взаимная поддержка в таких коллективах помогает преодолевать все трудности в воспитании ребенка с ограниченными возможностями.

Меленчук Савелий Геннадьевич

студент 3 курса, отделение социальной работы ЮИ СФУ, РФ, г. Красноярск

В современном мире существует множество социальных проблем. Эти проблемы тормозят развитие и нормальное функционирование общества. Их решение возможно только посредством скоординированной деятельности государства и социума. Данная деятельность ведется в любом государстве, но не всегда она оказывается эффективной, по разным причинам, таким как недостаток финансирования, недостаток знаний о причинах социального неравенства и путях его преодоления, а, иногда, от неготовности самого общества к изменениям.

Так, одной из важнейших социальных проблем в России, на данный момент, является проблема детской инвалидности. Инвалиды составляют особую категорию населения. Инвалидность связана со стойким расстройством здоровья, приводящим к ограничению жизнедеятельности и вызывающим необходимость социальной защиты. На решение проблем данного характера направлена государственная политика в отношении лиц с ограниченными возможностями. Инвалидность следует рассматривать, так же, как одну из форм социального неравенства. Это значит, что общество не воспринимает инвалидов, как полноценных членов социума. Этот факт, говорит о том, что существующие социальные условия ограничивают активность данной группы населения. Что, в свою очередь, тормозит интеграцию детей-инвалидов в общество.

Поэтому, несмотря на то, что Россия - социальное государство, в котором гарантируется равенство прав и свобод каждого человека и гражданина вне зависимости от каких-либо различий, люди с ограниченными возможностями не всегда могут воспользоваться своими конституционными правами. Что и характеризует детскую инвалидность как одну из важнейших социальных проблем.

Проблема: Можно ли говорить, что права детей-инвалидов, гарантированные государством, реализуются в полной мере?

Гипотеза: Гарантированные Конституцией РФ и другими законами права детей с ограниченными возможностями на практике реализуются не в полной мере.

Объектом исследования - дети-инвалиды.

Предмет исследования - положение детей-инвалидов и проблемы, с которыми они сталкиваются в современной России.

Цель - определить в какой мере реализуются права детей-инвалидов, гарантированные государством.

Задачи: - описать понятия «инвалид» и «ребенок-инвалид»;

· рассмотреть перечень гарантируемых прав детей-инвалидов;

· составить анкету и провести опрос детей-инвалидов;

· определить в какой мере реализуются гарантированные права детей-инвалидов.

Методы исследования: теоретические - анализ, систематизация, обобщение: эмпирические - анкетирование.

В соответствии сФедеральным Законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»:инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты . Следовательно, понятие инвалид закреплено законодательно. И оно обозначает категорию людей с ограниченными возможностями здоровья, которые нуждаются в помощи и социальной защите.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». Инвалид-ребенок - индивид в возрасте до 18 лет включительно с отклонениями в физическом или психическом развитии, имеющий ограничения жизнедеятельности, обусловленные врожденными, наследственными или приобретенными заболеваниями, последствиями травм, вызывающими необходимость его социальной защиты . Соответственно, детская инвалидность имеет определенные возрастные рамки. Тем самым, дети с ограниченными возможностями составляют обособленную группу, требующую к себе особого подхода при реализации программ помощи.

Руководство по врачебно-трудовой экспертизе определяет «инвалидность» в детском возрасте, как «состояние стойкой социальной дезадаптации, обусловленное хроническими заболеваниями или патологическими состояниями, резко ограничивающими возможность включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы, в связи, с чем возникает необходимость в постоянном дополнительном уходе за ним, помощи или надзоре» . Из этого следует, что дети с ограниченными возможностями здоровья не приспособлены к самостоятельной интеграции в общественную жизнь и нуждаются в социальной защите.

Как гласит Аналитический вестник Совета Федерации, до 1979 года наличие детей-инвалидов, имеющих право на получение социального пособия, в СССР вообще не признавалось, поскольку инвалидность определялась как «стойкое нарушение (снижение или утрата) общей или профессиональной трудоспособности вследствие заболевания, или травмы». Статус «ребенка-инвалида» был впервые официально введен в СССР в ходе проведения Международного года ребенка, объявленного ООН в 1979 году . Следовательно, до 1979 года дети-инвалиды не признавались в СССР, и им не оказывалась помощь. Что, в свою очередь негативно сказывалось на состояние детей с ограниченными возможностями, поскольку реабилитация инвалидов тем эффективнее, чем раньше она начинается.

На данный момент, по официальным данным Федеральной службы государственной, статистики количество детей-инвалидов, получающих социальные пособия, в возрасте от 0 до 17 на 2012 г. в Российской федерации составляет 568000 человек .

Как отмечает И.В. Ларикова, сегодня в России существует прогрессивное законодательство, обеспечивающее условия для интеграции детей-инвалидов в общество. Оно опирается на подписанные Россией международные договоры и иные международные акты, содержащие общепризнанные принципы и нормы международного права, следуя нормам Конституции РФ, которая декларирует примат международного права . Тем самым, Россия придерживается позиции мирового сообщества по вопросам обеспечения детям с ограниченными возможностями приемлемых жизненных условий.

Согласно 7 статье Конституции РФ, Россия является социальным государством, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» . Соответственно, политика РФ направлена на повышение уровня и качества жизни и предоставления возможности для реализации потенциала у людей.

Очевидно, что возможность реализации себя как полноценного члена общества является для ребенка с ограниченными возможностями важным фактором, влияющим на его дальнейшую жизнь. В соответствии с законом «Об основах социального обслуживания населения в РФ» созданные в России социальные службы «оказывают помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах» . Это свидетельствует о том, что детям-инвалидам в РФ должна оказываться помощь в различных сферах жизни.

Согласно Закону РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» детям-инвалидам устанавливается социальная пенсия и надбавки к ней . Так же, в соответствии со ст. 18 Закона «О социальной защите инвалидов в РФ» образовательные учреждения, органы социальной защиты населения, учреждения связи, информации, физической культуры и спорта обеспечивают непрерывность воспитания и образования, социально-бытовую адаптацию детей-инвалидов. Более того, при невозможности воспитания и обучения детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях государство обязалось обеспечить их обучение по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому . Из этого следует, что образовательный процесс направлен, как на реабилитацию детей-инвалидов, так и на социализацию и обучение. А государство, в свою очередь, должно обеспечить открытый доступ детей-инвалидов к процессу образования.

Градостроительный кодекс РФ гарантирует обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения . В соответствии с постановлением Правительства РФ детям-инвалидам в возрасте до 16 лет лекарства по рецептам врачей выдаются бесплатно, обеспечивается бесплатный отпуск лекарств по рецептам врачей и бесплатный отпуск протезно-ортопедических изделий предприятиями и организациями Министерства труда и социального развития РФ . Таким образом, детям с ограниченными возможностями государством гарантируется широкий спектр прав и услуг.

Однако И.В. Ларикова считает, что российская государственная политика в этой сфере противоречит законодательству - и в области семьи, и в области образования и реабилитации .

С целью выявить степень реализации гарантированных прав детей-инвалидов в 9 населенных пунктах Российской Федерации, путем личного анкетирования и анкетирования через интернет был проведен опрос, охвативший 67 детей с ограниченными возможностями. Половозрастной состав респондентов представлен 23 мальчиками и 44 девочками, из которых 11 человека в возрасте 11-13 лет, 31 человек 14-16 лет и в возрасте 17-18 лет 25 человек.

Анализ ответов на вопрос «Оказывает ли Вам помощь государство?» показал, что 87 % детей-инвалидов получают государственную помощь, а 13 % опрошенных помощь от государства не получают. Данный факт можно объяснить тем, что, возможно, часть детей с ограниченными возможностями не нуждается в помощи или же тем, что ребенок не стоит на учете в органах социальной защиты.

По результатам вопроса «Какие виды помощи Вам оказывает государство?» удалось выяснить, что 89 % опрошенных детей-инвалидов получают материальную помощь, 30 % - санаторно-курортное лечение, 40 % получают лекарственное обеспечение и лишь 18 % респондентов получают в качестве государственной помощи все вышеперечисленное. Соответственно, помощь между нуждающимися детьми с ограниченными возможностями распределена неравномерно.

В связи с этим, 77 % респондентов отмечают, что помощи, оказываемой государством им недостаточно и лишь 23 % детей-инвалидов из числа получающих государственную помощь считают её достаточной. Таким образом, подтверждается проблема недостаточности государственной помощи для детей с ограниченными возможностями.

Образование получают 65 детей из 67, что составляет 93 %, соответственно образование не получают 2 ребенка - 3 % от числа опрошенных.

Анализ ответив на вопрос «Как проходит Ваше обучение?» дал следующие результаты: 33 опрошенных детей с ограниченными возможностями получают образование в общем образовательном учреждении, в специальном образовательном учреждении для детей-инвалидов обучаются 24 из 67 опрошенных детей и 10 респондентов обучаются на дому. По результатам данного вопроса, можно сказать, что почти все дети с ограниченными возможностями получают образование, в большей степени в специальных образовательных учреждениях и дома, а не в общих образовательных учреждениях, что говорит о том, инклюзивное образование детям-инвалидам в России до сих пор остается недоступным.

Проанализировав ответы на вопрос, касающийся безбарьерного передвижения детей-инвалидов по улицам и зданиям, удалось выяснить, что всегда сталкиваются с проблемами при передвижение 39% опрошенных, часто сталкиваются 18 % респондентов, не часто 23 %, а 20 % из числа детей-инвалидов никогда не сталкиваются с проблемами при передвижении по улице и зданиям. Судя по результатам ответов на вопрос, можно с достаточной долей уверенности сказать, что в Росси до сих пор отсутствует полная «безбарьерная среда», которая бы обеспечила отсутствие проблем при передвижении детей с ограниченными возможностями и инвалидов, в целом, по улице и зданиям.

Сами же дети-инвалиды оценивают реализацию государственной политики, направленной на поддержку детей с ограниченными возможностями таким образом: 19 % опрошенных считают, что государственная политика реализуется скорее в полной мере, 62 % респондентов утверждают, что политика реализуется скорее не в полной мере, а 19 % затрудняются в оценке. Соответственно, дети-инвалиды убеждены, что государство не в полной мере реализует свой потенциал в защите прав, свобод и интересов детей с ограниченными возможностями. Дети с ограниченными возможностями либо не удовлетворены помощью государства, либо, в большинстве своем, оценивают свою удовлетворенность как среднюю, что является проблемой, которую необходимо решать.

Сами дети-инвалиды видят возможные пути решения вышеназванной проблемы в том, чтобы была организована доступная среда, не на словах, а на деле, так считают 42 % опрошенных. О неизбежности изменения общественного мнения для наибольшей помощи и защиты детей-инвалидов говорят 28 % респондентов. О том, что помощь необходима не только детям, но и их родителям свидетельствуют 9 % ответов. О необходимости бесплатного санаторно-курортного лечения отмечают 16 % респондентов, а об увеличении размера материальной помощи 61 % из числа детей-инвалидов. Вариант о построение специальных школ и реабилитационных центров прозвучал от 28 % опрошенных и об освещении проблем детей с ограниченными в СМИ говорят 20 % респондентов.

Таким образом, превалирующее значение в обеспечении наибольшей помощи и защиты для себя дети-инвалиды видят в увеличении материальной помощи, как универсального средства, с помощью которого, дети-инвалиды и их семьи сами смогут приобрести необходимые товары и услуги для улучшения процесса реабилитации и жизни.

И завершающий вопрос анкеты показал, что 8 % респондентов вполне устраивает их жизнь, 17 % опрошенных по большей части устраивает их нынешнее положение, отчасти устраивает жизнь 27 % из числа опрошенных детей-инвалидов. Большое количество респондентов, а именно 37 % их жизнь по большей части не устраивает, а вот 11 % совершенно не устраивает, то, как они живут. Соответственно, не удовлетворенных своими жизненными условиями на данный момент детей с ограниченными возможностями гораздо больше, чем детей-инвалидов, которых устраивает их жизненная ситуация. Что объясняется совокупностью вышеназванных проблем и факторов.

Таким образом, проанализировав ответы на вопросы анкеты, можно с достаточной долей уверенности сказать, что детская инвалидность в современной России является одной из важнейших социальных проблем. Положение детей с ограниченными возможностями на данный момент является одним не из лучших.

Путем анализа, сравнения законодательства и результатов опросов удалось выяснить, что недостаточная помощь государства, выражающаяся в минимальной материальной помощи, не может компенсировать затраты семей на реабилитацию детей. Довлеющее негативное общественное мнение также затрудняет процессы реабилитации и социализации детей с ограниченными возможностями. Неразвитость инфраструктуры, отсутствие инклюзивного образования и неадекватные законодательные меры и стандарты - все это ухудшает условия жизни, заставляя ребенка с ограниченными возможностями чувствовать себя ненужным, сегрегированным от социума.

Таким образом, гипотеза о том, что гарантированные Конституцией РФ и другими законами права детей с ограниченными возможностями на практике реализуются не в полной мере, подтверждена.

Список литературы:

  1. Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. Защита прав детей в Российской Федерации, 2007. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL:: http://www.council.gov.ru/print/inf_sl/bulletin/item/285/
  2. Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL:http://www.consultant.ru/popular/gskrf/15_1.html#p103
  3. Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990 № 340-1. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34222/ (дата обращения: 15.09.2014).
  4. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. - 48 с. - (Кодексы и законы России)
  5. Ларикова И.В. Интеграция детей-инвалидов в России законодательство, реальная ситуация, пути перемен. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://aupam.narod.ru/pages/deti/integraciya_deteyj_invalidov_rossii/oglavlenie.html (дата обращения: 03.09.2014).
  6. Постановление Правительства РФ «О мерах по обеспечению социальной защиты граждан из подразделений особого риска» от 11.12.1992 № 958. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83422/ (дата обращения: 15.09.2014).
  7. Руководство по врачебно-трудовой экспертизе. Т. 1. Под. Ред. Ю.Д. Арабатской. М.: Медицина, 1981. - 559 с.
  8. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 13.09.2014).
  9. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=142572 (дата обращения: 12.09.2014).
  10. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в РФ» от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=106171;dst=0 (дата обращения: 16.09.2014).