Односоставные и двусоставные. Простое предложение. О лексических значениях

Односоставные и двусоставные. Простое предложение. О лексических значениях
Односоставные и двусоставные. Простое предложение. О лексических значениях

Противопоставление двусоставных и односоставных предложений связано с количеством членов, входящих в грамматическую основу.

    Двусоставные предложения содержат два главных члена - подлежащее и сказуемое.

    Мальчик бежит ; Земля круглая .

    Односоставные предложения содержат один главный член (подлежащее или сказуемое).

    Вечер ; Вечереет .

Типы односоставных предложений

Форма выражения главного члена Примеры Соотносительные конструкции
двусоставных предложений
1. Предложения с одним главным членом - СКАЗУЕМЫМ
1.1. Определённо-личные предложения
Глагол-сказуемое в форме 1-го или 2-го лица (нет форм прошедшего времени или условного наклонения, так как в этих формах у глагола нет лица).

Люблю грозу в начале мая.
Беги за мной!

Я люблю грозу в начале мая.
Ты беги за мной!

1.2. Неопределённо-личные предложения
Глагол-сказуемое в форме множественного числа третьего лица (в прошедшем времени и условном наклонении глагол-сказуемое во множественном числе).

Стучат в дверь.
Постучали в дверь.

Кто-то стучит в дверь.
Кто-то постучал в дверь.

1.3. Обобщённо-личные предложения
Не имеют своей специфической формы выражения. По форме - определённо-личные или неопределённо-личные. Выделяются по значению. Два основных типа значения:

А) действие может быть отнесено ко всякому лицу;

Б) действие конкретного лица (говорящего) является привычным, повторяющимся или представлено в виде обобщённого суждения (глагол-сказуемое стоит в форме 2-го лица единственного числа, хотя речь идёт о говорящем, то есть - о 1-м лице).

Без труда не вынешь рыбки из пруда (по форме определённо-личное).
Цыплят по осени считают (по форме - неопределённо-личное).
От сказанного слова не отвяжешься .
Перекусишь на привале, а потом опять пойдешь .

Любой (всякий ) без труда не вынет рыбки из пруда.
Все цыплят по осени считают .
Любой (всякий ) цыплят по осени считает .
От сказанного слова любой не отвяжется .
Я перекушу на привале и потом опять пойду .

1.4. Безличное предложение
1) Глагол-сказуемое в безличной форме (совпадает с формой единственного числа, третьего лица или среднего рода).

а) Светает ; Светало ; Мне везет ;
б) Тает ;
в) Мне (дат. падеж) не спится ;
г) Ветром (твор. падеж) сорвало крышу .


б) Снег тает ;
в) Я не сплю ;
г) Ветер сорвал крышу .

2) Составное именное сказуемое с именной частью - наречием.

а) На улице холодно ;
б) Мне холодно ;
в) Мне грустно ;

а) нет соотносительных конструкций;

б) Я мёрзну ;
в) Я грущу .

3) Составное глагольное сказуемое, вспомогательная часть которого - составное именное сказуемое с именной частью - наречием.

а) Мне жаль расставаться с тобой ;
б) Мне надо идти .

а) Я не хочу расставаться с тобой ;
б) Я должен идти .

4) Составное именное сказуемое с именной частью - кратким страдательным причастием прошедшего времени в форме единственного числа, среднего рода.

Закрыто .
Складно сказано , отец Варлаам.
В комнате накурено .

Магазин закрыт .
Отец Варлаам складно сказал .
В комнате кто-то накурил .

5) Сказуемое нет или глагол в безличной форме с отрицательной частицей не + дополнение в родительном падеже (отрицательные безличные предложения).

Нет денег .
Не было денег .
Не осталось денег .
Не хватило денег .

6) Сказуемое нет или глагол в безличной форме с отрицательной частицей не + дополнение в родительном падеже с усилительной частицей ни (отрицательные безличные предложения).

На небе нет ни облачка .
На небе не было ни облачка .
У меня нет ни копейки .
У меня не было ни копейки .

Небо безоблачно .
Небо было безоблачно .
Я не имею ни копейки.
Я не имел ни копейки.

1.5. Инфинитивные предложения
Сказуемое - независимый инфинитив.

Всем молчать !
Быть грозе!
Поехать бы к морю!
Чтобы простить человека , надо его понять.

Все молчите .
Будет гроза .
Я поехал бы к морю.
Чтобы ты мог простить человека , ты должен его понять.

2. Предложения с одним главным членом - ПОДЛЕЖАЩИМ
Назывные (номинативные) предложения
Подлежащее - имя в именительном падеже (в предложении не может быть обстоятельства или дополнения, которые относились бы к сказуемому).

Ночь .
Весна .

Обычно нет соотносительных конструкций.

Примечания.

1) Отрицательные безличные предложения (Нет денег; На небе нет ни облачка ) являются односоставными только при выражении отрицания. Если конструкцию сделать утвердительной, предложение станет двусоставным: форма родительного падежа изменится на форму именительного падежа (ср.: Нет денег. - Есть деньги ; На небе нет ни облачка. - На небе есть облака ).

2) Ряд исследователей форму родительного падежа в отрицательных безличных предложениях (Нет денег ; На небе нет ни облачка ) считает частью сказуемого. В школьных учебниках эту форму обычно разбирают как дополнение.

3) Инфинитивные предложения (Молчать! Быть грозе! ) ряд исследователей относят к безличным. Так же рассматриваются они в школьном учебнике. Но инфинитивные предложения отличаются от безличных по значению. Основная часть безличных предложений обозначает действие, которое возникает и протекает независимо от деятеля. В инфинитивных предложениях лицо побуждается к активному действию (Молчать! ); отмечается неизбежность или желательность активного действия (Быть грозе! Поехать бы к морю! ).

4) Назывные (номинативные) предложения многие исследователи относят к разряду двусоставных с нулевой связкой.

Обратите внимание!

1) В отрицательных безличных предложениях с дополнением в форме родительного падежа с усилительной частицей ни (На небе нет ни облачка; У меня нет ни копейки ) часто опускается сказуемое (ср.: На небе ни облачка; У меня ни копейки ).

В этом случае можно говорить об односоставном и одновременно неполном предложении (с опущенным сказуемым).

2) Основным значением назывных (номинативных) предложений (Ночь ) является утверждение бытия (наличия, существования) предметов и явлений. Эти конструкции возможны только при соотнесении явления с настоящим временем. При изменении времени или наклонения предложение становится двусоставным со сказуемым быть .

Ср.: Была ночь ; Будет ночь ; Пусть будет ночь ; Была бы ночь .

3) Назывные (номинативные) предложения не могут содержать обстоятельств, поскольку этот второстепенный член соотносится обычно со сказуемым (а сказуемого в назывных (номинативных) предложениях нет). Если в предложении содержится подлежащее и обстоятельство (Аптека - (где?) за углом ; Я - (куда?) к окну ), то такие предложения целесообразнее разбирать как двусоставные неполные - с опущенным сказуемым.

Ср.: Аптека находится / расположена за углом ; Я бросился / побежал к окну .

4) Назывные (номинативные) предложения не могут содержать дополнений, соотносимых со сказуемым. Если такие дополнения в предложении есть (Я - (за кем?) за тобой ), то эти предложения целесообразнее разбирать как двусоставные неполные - с опущенным сказуемым.

Ср.: Я иду / следую за тобой .

План разбора односоставного предложения

  1. Определить тип односоставного предложения.
  2. Указать те грамматические признаки главного члена, которые позволяют отнести предложение именно к этому типу односоставных предложений.

Образец разбора

Красуйся , град Петров (Пушкин).

Предложение односоставное (определённо-личное). Сказуемое красуйся выражено глаголом во втором лице повелительного наклонения.

В кухне зажгли огонь (Шолохов).

Предложение односоставное (неопределённо-личное). Сказуемое зажгли выражено глаголом во множественном числе прошедшего времени.

Ласковым словом и камень растопишь (пословица).

Предложение односоставное. По форме - определённо-личное: сказуемое растопишь выражено глаголом во втором лице будущего времени; по значению - обобщённо-личное: действие глагола-сказуемого относится к любому действующему лицу (ср.: Ласковым словом и камень растопит любой / всякий ).

Чудесно пахло рыбой (Куприн).

Предложение односоставное (безличное). Сказуемое пахло выражено глаголом в безличной форме (прошедшее время, единственное число, средний род).

Мягкий лунный свет (Застожный).

Предложение односоставное (назывное). Главный член - подлежащее свет - выражен существительным в именительном падеже.

Что такое двусоставное предложение? Давайте вместе с вами разберемся с терминологией. Как известно, все они по составу главных членов делятся на односоставные и двусоставные. двусоставного предложения имеет два главных члена: подлежащее и сказуемое, односоставного - лишь один, который называется особым термином - "главный член односоставного предложения".

Типы двусоставных предложений

В свою очередь, двусоставные в соответствии с типом сказуемого делятся на именные и глагольные, которые далее еще дробятся. Так, среди двусоставных глагольных предложений имеются спрягаемо-глагольные (например, "Ребенок засмеялся" ) и инфинитивные ("Ребенок - смеяться!" ); среди именных выделяются предложения со сказуемым, выраженным прилагательным ("Ночь удивительно светлая" ; "Этот шум - лесной" ) или существительным в форме любого падежа ("Он был, казалось, лет двадцати" ).

Неполные двусоставные

Для того чтобы точно определить, что такое следует понимать отличие неполного от односоставного.

Такое, в котором один из членов (главный или второстепенный) опущен. Они часто употребляются в разговорной речи. Примеры предложений данного типа распространены в диалогах.

- Что ему подарили?

- Котенка.

В этом диалоге второе предложение является неполным. Значение его понимается нами из контекста. Пропущены здесь дополнение "ему" и сказуемое "подарили". выглядело бы следующим образом: "Ему подарили котенка".

Признаки неполного предложения

Если в двусоставном предложении сказуемое или подлежащее пропущено, то его можно перепутать с односоставным. Чтобы этого не произошло, необходимо знать признаки неполного предложения.

1. В нем ощущается пропуск некоторого слова, которое при этом можно восстановить из ситуации речи или из предыдущих предложений.

Так, наличие тире может подсказать нам, что пропущен один из членов. Рассмотрим, например, следующее предложение: "Сестра хочет пойти в театр, а я - на хоккей". Вторая часть данного предложения - с пропуском сказуемого ("хочу пойти"). Однако не любые случаи с тире являются неполными предложениями. Так, например, "Жучка - собака" , - полное.

2. В предложении присутствуют второстепенные члены, которые можно отнести лишь к пропущенному члену.

- Ты куда?

- Я за покупками.

В этом примере обстоятельство "(за) покупками" может относиться лишь к пропущенному сказуемому "пойду" или "иду", поэтому это неполное двусоставное предложение.

3. Отсутствует подлежащее, а сказуемое представлено глаголом в форме третьего лица единственного числа в будущем либо настоящем времени или же в форме единственного числа прошедшего времени. Исключение - (такие как "запрещается", "полагается", "светает"), а также личные в безличном значении ("темнеет"). Приводим следующее двусоставное предложение с пропуском подлежащего в качестве примера.

Спортсмен оказался хорошо подготовленным к соревнованию. Сразу же победил всех конкурентов.

Здесь во втором предложении имеет место пропуск подлежащего "он". Этот пример - неполное двусоставное предложение.

Значение контекста

Иногда лишь по контексту можно определить, является ли то или иное предложение двусоставным неполным или односоставным. Так, рассмотрим, например, типичный случай, который употреблен в двух различных ситуациях.

- Что за музыка звучит?

- Играют на фортепиано.

Здесь второе предложение - неопределенно-личное, односоставное, поскольку нельзя определить лицо, совершающее действие.

- Чем занимаются ваши ученики?

- Играют на фортепиано.

В этом случае представлено неполное двусоставное, так как говорится о конкретных учениках одного из собеседников. Что такое двусоставное предложение, было определено нами в начале статьи.

Сказуемое - глагол во множественном числе прошедшего времени

Предложение со сказуемым, которое выражено глаголом в прошедшем времени и множественном числе, также может быть либо неполным двусоставным, либо неопределенно-личным односоставным, в зависимости от контекста.

В вашем доме темно, потому что напротив него построили другой.

В этом вторая часть - неопределенно-личное односоставное предложение, поскольку нельзя определить лицо, совершившее действие.

- Что вы сделали в этом году?

- Построили дом.

В данном контексте ясно, что говорящий (и, возможно, его семья) совершили действие, поэтому данное предложение нельзя назвать неопределенно-личным. Это пример неполного двусоставного.

Надеемся, мы понятно объяснили, что такое двусоставное предложение, и как его отличать от односоставного. Более подробную информацию можно отыскать в любом учебнике русской грамматики, в разделе "синтаксис". Там же можно найти и примеры предложений этих двух типов.

Двусоставное предложение – тип простых предложений, предикативное ядро которых организуется двумя главными членами, которые называются терминами подлежащее (см.) и сказуемое (см.).

Подлежащее – главный член двусоставного предложения (см. ), занимающий позицию именительного падежа, отвечающую на вопросы кто? / что?, исходящие от сказуемого. С другой стороны, от подлежащего возможно задать вопросы к сказуемому: Что делает? Каков?, Кто такой?, Что такое?: В наиболее типичных случаях подлежащее выражается именем в именительном падеже или, будучи составным, включает в свой состав имя в именительном падеже. Подлежащее совместно со сказуемым образует предикативное ядро двусоставного предложения .

Простое подлежащее – тип подлежащего, представленного отдельной словоформой или фразеологизмом. Сегодня день очень холодный ; Такие тёртые калачи , этакие стреляные воробьи , вряд ли исправляются.

Составное подлежащее – тип подлежащего, представленного словосочетанием. Много народу собралось на площади ; Первый из вошедших громко поздоровался ; Около семидесяти человек вышли на субботник.

Морфологизованное подлежащее – тип подлежащего, выраженного именем в форме именительного падежа или включающего в свой состав имя в форме именительного падежа. На столе лежит – что? – книга ; В аудиторию вошли – кто? – две студентки .

Неморфологизованное подлежащее – тип подлежащего, не включающего в свой состав формы именительного падежа. Позицию именительного падежа, отвечающего на вопрос «кто / что?», может занимать не только имя в форме именительного падежа, но и любая другая форма. Ср.: Вдали раздалось – что? ау ; В этой ситуации не выгодно – что? – молчать ; Свыше десятка книг лежало (лежали ) на столе (на столе лежало / лежали – что? – свыше десятка книг ).

Сказуемое – главный член двусоставного предложения, обозначающий предикативный признак подлежащего, т.е. признак, охарактеризованный в модально-временном плане, т.е. в плане наклонения и времени.

Простое сказуемое – тип сказуемого, представленного отдельной глагольной словоформой (пишу, буду читать, ходил ), глагольным фразеологизмом (отвечать головой, открыть душу, дать волю слезам ) или аналитическим глагольно-именным словосочетанием (принимать участие, задать вопрос, нести службу ). Простое сказуемое может быть согласованным (см.) и несогласованным (см.), неосложнённым (см.) и осложнённым (см.).

Простое согласованное сказуемое – наиболее частотная разновидность простого сказуемого; такое сказуемое находится в различных типах согласования с подлежащим – формальном , условном , ассоциативном и семантическом . (О типах согласования см. тему «Согласование» в разделе «Учение о синтаксической связи».) Примеры: Глыбы льда проплывали мимо нас (формальное согласование); У конторысобралось за сотню мужиков (условное согласование); «Юманите» уже печатала подобный материал (ассоциативное согласование), Несколько книг лежали на столе (семантическое согласование).


Простое несогласованное сказуемое – тип простого сказуемого, представленного глагольными формами, не обладающими согласовательными категориями лица, числа, рода. Кто-то звяк в дверь; А он бежать ; Он гуляет, а я сиди дома.

Простое осложнённое сказуемое – тип простого сказуемого, в составе которого отмечаются: а) различного рода дублирования (прочитать-то прочитал, ждёт-пождёт , жили-были и под.), б) неполнозначные глаголы и частицы (взял да и поехал, ну и пришёл ), в) глаголы движения и состояния с ослабленным лексическим значением (пойду погляжу, сижу работаю ).

Составное сказуемое – тип сказуемого, выраженного словосочетанием, в котором грамматические и вещественное значения сказуемостного признака разведены по разным словоформам: грамматическое значение сказуемого представлено в связке (см.), лексическое значение сказуемого – в присвязочной части (см.)..По способу выражения присвязочной части выделяются составные глагольные сказуемые (см.) и составные именные сказуемые (см.).

Связка – компонент составного сказуемого, который выражается спрягаемыми глагольными формами и модифицирует значение основной части сказуемого в модально-временном плане (выражает значения времени и наклонения) и в типичных случаях обеспечивает согласование сказуемого с подлежащим: будет председателем, прикинулся больным, начал работать. Связка, наподобие простого сказуемого, подвергается классификации по семантическим и формально-грамматическим признакам. По семантическим признакам выделяются связки отвлечённые (см.), связки полуотвлечённые (или полузнаменательные )(см.) и связки знаменательные (см.). Все три типа связок реализуются в составном именном сказуемом (см.). В составном глагольном сказуемом (см.) используются только полузнаменательные связки . По формальным признакам выделяются связки согласованные (см.) исвязки несогласованные (см.), связки неосложнённые (см.) и связки осложнённые (см.)

Связка отвлечённая – связка, полностью лишённая лексического значения и выражающая лишь грамматические значения времени и наклонения и согласовательные категории рода и числа. Отвлечёнными являются связки быть и бывать . Связка быть в настоящем времени становится нулевой (в редких случаях заменяется связкой есть ): Иван – слесарь / был / будет слесарем ; Бывал он и сердитым. Отвлечённая связка используется только в составных именных сказуемых.

Связка полуотвлечённая (или полузнаменательная ) – связка, обладающая несамодостаточным лексическим значением; такая связка обозначает дополнительные смыслы, модифицирующие действия, состояния или признаки, названные в основной части сказуемого. Брат начал работать; Сосед прикинулся больным. Полуотвлечённая связка используется как в составных именных, так и в составных глагольных сказуемых.

Связка полузнаменательная – то же, что и связка полуотвлечённая (см.).

Связка знаменательная – связка, представленная знаменательным глаголом, обозначающим несущественный для данного случая предикативный признак; такой связочный глагол сопровождает коммуникативно значимый признак, названный в присвязочной части: Мать лежит больная (= Мать болеет); Мы вернулись домой уставшие (= Мы устали). Знаменательная связка используется только в составных именных сказуемых.

Связка согласованная – наиболее распространённый тип связки; такая связка выражает в свой форме грамматические категории, являющиеся общими для подлежащного слова и для глагола-связки: Мы начали работать (согласование во мн. числе); Дом был полон гостей (согласование в ед.ч., мужск. роде).

Связка несогласованная – менее распространённый тип связки, не имеющей общих грамматических категорий с подлежащным словом: Мы и начни перебраниваться.

Связка неосложнённая – наиболее распространённый тип связки составного сказуемого, выраженной формами, соответствующими формам неосложнённого простого глагольного сказуемого (см.): Мой друг был очень смелым ; Дни становятся теплее ; Сосед начал строить дом.

Связка осложнённая – Менее распространённый тип связки, выраженной формами, соответствующими формам осложнённого простого глагольного сказуемого (см.): Быть-то был мой друг смелым , но … ; Мальчик взял и начал рассказывать о случившемся.

Основная часть составного сказуемого – часть составного сказуемого, несущая основное, вещественное значение сказуемого. Она может быть выражена инфинитивом или именными частями речи. В зависимости от морфологического способа выражения присвязочной части выделяются типы составных сказуемых ­– составное глагольное сказуемое (см.)и составное именное сказуемое (см.).

Присвязочная часть составного сказуемого – то же, что и основная часть составного сказуемого (см. ).

Составное глагольное сказуемое – тип составного сказуемого, основная часть которого представлена инфинитивом знаменательного глагола. Мы начали работать ; Все хотят работать ;Ребёнок пытается ходить.

Составное именное сказуемое – тип составного сказуемого, основная часть которого представлена формами именных частей речи, причастиями (именными формами глагола): Мы стали взрослыми ; Отец был слесарем на заводе ; Дверь была закрыта . К составным именным относятся сказуемые, основная часть которых представлена наречием (Твой приход был кстати ; Все были налицо )

Бинарное составное сказуемое – составное сказуемое, включающее в свой состав два обязательных компонента – связку и присвязочную (основную) часть. Мой сын стал врачом ; Со вчерашнего дня начал лить дождь.

Многочленное составное сказуемое – разновидность составного сказуемого (как составного именного, так и составного глагольного); такое сказуемое состоит как минимум из трех компонентов – связки, дополнительного модификатора (см.) и основной части, выражающей вещественное значение сказуемого.

Дополнительный модификатор в многочленном составном сказуемом – часть многочленного составного сказуемого, представленная непредикативными формами различных частей речи (инфинитивом, краткими прилагательными или причастиями, предложно-падежными формами имён существительных и некот. др.) и несёт дополнительные (модальные, фазисные, темповые и иные) модифицирующие значения: Я был готов помочь ; Я намеревался начать писать роман ; Родители были вправе гордиться детьми; Иванов был рад познакомиться со мной ; Я ещё с утра намерен был выехать в город ; Онбыл обязан продолжать работать над проектом ; Он чувствует себя обязанным помочь коллегамв этом деле; Мой сын мог стать врачом ; Он решил начать писать роман.

Как правило, оба главных члена согласуются между собой в роде, числе и лице, например: Смеялся юноша. - Смеялась девушка. - Смеялись дети.

Если простые двусоставные предложения имеют только главные члены, то они относятся к нераспространенным: Солнце садилось. А если в них включаются и другие дополняющие и раскрывающие смысл сказанного, то они - распространенные: Сияющее солнце садилось за горизонт.

Двусоставные предложения. Подлежащее

Подлежащее - один из который выражается, как правило, существительным, местоимением или любой частью речи, употребленной в значении существительного. Выступая в роли подлежащего, они находятся в и связаны грамматически и по смыслу со сказуемым: 1) В небе проплывали облачка. 2) Мы веселились от души. 3) Взрослые сидели у стола.4) Собравшиеся слушали доклад.

Двусоставные предложения в роли подлежащего могут иметь также глагол в неопределенной форме или числительное. Эти в таком случае не приобретают значения существительного, а превращаются в главный член предложения, потому что отвечают на вопрос "что?" и к ним относится сказуемое: Гонять мяч хотелось до вечера. (Что хотелось? - Гонять (мяч)). Расспросить об этом очень просто. (Что просто? - Расспросить). Заметьте, что если изменить порядок слов в этих предложениях, то они превратятся в безличные.

Сказуемое

Помимо подлежащего, двусоставное предложение имеет еще один главный член - сказуемое, обозначающее действие или то состояние, в котором находится лицо или предмет, обозначенный подлежащим. Главная роль в предикативной связи между подлежащим и сказуемым принадлежит сказуемому. Нужно уточнить, что эта связь основывается на форме слов, их порядке, интонационной связи и наличии служебных слов: Я расскажу всю правду. Есть люди, думающие иначе.(Форма слов).

Различают простые и составные сказуемые. Обратите внимание, что формы будущего времени: буду петь, буду читать и т.п. - считаются простым сказуемым, в отличие от составных, в которых есть глагол-связка "был" и смысловое слово: Он был весел .

Особенно выражена предикативная связь при помощи интонации, в случае, когда сказуемое - это существительное или полное прилагательное: Париж - столица моды. Весна солнечная, ранняя . В научной речи на месте этой интонационной паузы часто употребляется слово есть : Водород есть газ .

Двусоставные предложения. Примеры тире между подлежащим и сказуемым

В качестве отсутствующей связки между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными, стоящими в именительном падеже, ставится тире: Луна - спутник Земли. Гиацинт - прекрасный цветок .

Если же сказуемое имеет отрицательную частицу "не" , то тире не ставится: Смех не грех.

Также тире ставят в предложениях с подлежащим и сказуемым в неопределенной форме глагола: Летать - парить над облаками . Перед словами: "это", "вот", "это значит" и т.п., стоящими перед сказуемым, тоже необходимо тире: Начать работу сейчас - это не закончить ее до ночи.

Класс 8 Русский язык Время проведения_______

Тема урока: Односоставные и двусоставные предложения

Цели урока:

    умение находить в тексте двусоставные и односоставные предложения;

    развитие речевых навыков;

    воспитание эстетического вкуса.

Задачи:

    углубить знания о типах односоставных предложений;

    уметь находить в текстах двусоставные и односоставные предложения;

    развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать;

    вызвать интерес к урокам русского языка, к самостоятельной работе.

Тип урока - урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Оборудование: интерактивная доска

Ход урока

1.Организационный момент

Вступительное слово учителя

Ребята, давайте поприветствуем наших гостей. А теперь улыбнитесь и прикоснитесь ладошками друг к другу, и подарите друг другу чувство уверенности в том, что у нас сегодня с вами всё получится,(молодцы ребята) а теперь садитесь. Сегодня у нас необычный урок. Как видите у нас много гостей. Я надеюсь, что сегодняшний урок принесёт нам с вами радость общения, наполнит сердца наших гостей теплыми, добрыми чувствами. Каждый урок русского языка - это достижение тайн одного из великих языков мира. Надеюсь и этот урок станет для нас открытием.

Прежде чем приступить к работе, давайте поделимся на 2 группы. У меня на столе лежат стикеры, подойдите и возьмите. Пожалуйста соберитесь в группы по цветам, желтый цвет -первая группа, синий цвет- вторая группа. А теперь выберите спикера команды. Вот мы с вами разделились на группы а теперь скажите, что они означают? (синий цвет- это символ удачи, цвет неба и вечности, цвет доброты, цвет нашего флага т.е синий цвет означает благополучие, спокойствие мира и единства) (желтый цвет- это цвет золота, богатства, цвет солнца и тепла, это источник жизни и энергии т.е цвет живости, яркости и радостного восприятия жизни и ещё ребята это любимый цвет нашего президента Нурсултана Абишевича Назарбаева)

Учитель . Дает задание. Ситуация вызова.

Как вы думаете, какое задание выполняла девочка?

Ученики. Разделила сочетания слов на словосочетания и предложения.

Учитель. Как вы определили, что в одном столике словосочетания, а в другом предложения?

Ученики . Есть знаки препинания, интонационная и смысловая законченность, имеет грамматическую основу.

Задание. 1 Восстановите лингвистический тест, вставляя необходимые по смыслу слова. (работа в группах)

Грамматическая основа предложения – это ___________________.

Члены предложения - это _____________ и сказуемое.

Обозначает действие, _______, состояние предмета;

Обозначает предмет речи.

На вопросы: Что делает предмет речи? Каков предмет речи? Что это такое? Кто это такой? - отвечает главный член предложения_________

На вопросы: Кто? Что? О чем говорится в предложении? О ком говорится в предложении? – отвечает главный член предложения _______

Сказуемое может быть выражено глаголом, _________и ____________

Чаще всего подлежащее может быть выражено существительным или___________

Задание 2 Исследовательская работа по карточкам (минигруппы)
Внимательно рассмотрите эти предложения. Подумайте, как их можно разделить на две группы.

Летом ребята отдыхали в лагере. Люблю классическую музыку.

Сухие листья шелестели под ногами. По радио объявили о посадке самолёта.

Мне долго не открывали. Мне не спится.

Печальный дождь падает из туч на землю. Какая ночь!

Учитель : По какому принципу вы их поделили?

Ученики: Принципы разделения – состав основы предложений. (Подчеркиваем грамматические основы)

Учитель. С какими предложениями было легко работать, а какие вызвали затруднение? По какой причине возникло затруднение?

Ученики. Остальные предложения вызвали затруднения, так как в них нет одного члена либо подлежащего, либо сказуемого.

Учитель. А если у предложения есть и подлежащее, и сказуемое, как мы называем такое предложение?

Проведите параллель - а если один?

Молодцы, всё верно!

Попробуйте самостоятельно определить тему и цели нашего урока.

Тема: Двусоставные и односоставные предложения.

Цель: Научиться о пределять разницу между односоставными и двусоставными предложениями.

ІІ. Первичное закрепление знаний .

Самостоятельная работа (Индивидуальная работа с интерактивным тестом 5 человек)
Актуализация знаний с помощью таблицы.

Предложения

Вид предложения

Деревья быстро пожелтели.

двусоставное

Ему до­ве­ри­ли важ­ное и почти опас­ное дело.

односоставное

Часто осенью я пристально следил за падающими листьями

двусоставное

Кинофильм очень интересный.

двусоставное

С моря веет свежестью

односоставное

Еду, еду в чистом поле.

односоставное

Слышишь, как сегодня лес расшумелся?

На небе звезды!

односоставное

Давайте, ребята, посмотрим, в чём изюминка этих предложений?

Некоторые предложения имеют в наличии оба главных членов предложения, а другие предложения состоят только из одного главного члена предложения. Значит, мы сегодня большую часть времени будем говорить об односоставных предложениях и двусоставных предложениях.

По наличию грамматических основ простые предложения делятся на двусоставные и односоставные. Двусоставными называются предложения, грамматическая основа которых состоит из двух членов – подлежащего и сказуемого: Наступила зима .

В односоставных предложениях грамматическая основа состоит из одного главного члена: Весна. К вечеру похолодало.

Постановка проблемного вопроса урока: «Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных?»

3. Упр.138стр.84. (в устной форме)

- Определите, какие предложения являются двусоставными, какие – односоставными

(1-5 пр.)

I II. Закрепление материала.

Задание 3 «Мозаика» .

Соберите предложения и подчеркните грамматическую основу выполним письменно

1. Утро, наступило, зимнее (Наступило зимнее утро)

2. Первый, на снег падает улице (На улице падает первый снег).

3. снежная, зима, морозная.(Морозная, снежная зима).

4. Музыку, люблю, классическую.(Люблю классическую музыку).

Какие это предложение? (односоставные и двусоставные предложения)

Задание 5. «Конструктор»

Переделайте односоставные предложения в двусоставные.

Люблю грозу в начале мая.- Я люблю грозу в начале мая.

Зима.- Наступила долгожданная зима

Яркое солнце.- Светит яркое солнце

Задание 5. «Выборочный диктант».

Я прочитаю предложения, а вы должны записывать только грамматическую основу.

На перевале караван задержался. Тянуло вечерней прохладой. Снежинки медленно падали на сырую землю. С утра моросит. Полярники прислали в зоопарк двух белых медведей. Чувствуется приятная свежесть летнего утра. Присаживаемся к костру.

Задание 6 . Разберите по членам предложения. Охарактеризуйте данное предложение.

Мы с нетерпением ждали наступления зимы.

Переделайте односоставное предложение в двусоставное. Прекрасная музыка.

Задание 5 .«Угадай слово»

Это слово среднего рода, то, что оно означает, отражает жизнь по-своему.

Вся его история – это история людей, их жизни и борьбы.

Оно – зеркало жизни.

Существует очень много его видов.

По-казахски это ө нер.

По-английски это art.

Итак, это слово искусство.

«Искусство есть извечный радостный и благой символ стремления

человека к добру, к радости и совершенству», - писал известный немецкий писатель Томас. Манн.

А какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите это слово?

Задание 6. Работа в группах. Составление кластера.

Вот вам листочек напишите ассоциирующие слова.

1.Слова напишите на трех языках.

2. Составить по одному предложению и подчеркнуть грамматическую основу.

Музыка живопись театр скульптура кино литература

Назовите эти слова на трёх языках

литература - ә дебиет - literature

музыка – ә н, ә уен -music

кино - кино - cinema

театр – театр - theatre

живопись – майменсурет салу - draw

скульптура – мү сін - sculpture

архитектура- сә улет ө нері – architecture

Составить по одному предложению.

Музыка украшает нашу жизнь.

Сегодня на уроке была интересная викторина о живописи.

Живопись помогает человеку раскрыть свою душу.

Искусство означает осмысление действительности мастером, отражение его внешнего и внутреннего мира, которое в итоге дает продукт, приносящий эстетическое удовлетворение, но не только самому творцу, но и обществу .

IV . Домашнее задание. Подведение итогов урока.

Рефлексия урока.

Если вам все понятно то выберите красное яблоко, если вам что то непонятно выберите зеленое яблоко.

V . Рефлексия. Выставление оценок

Каждому ученику предлагается заполнить карточку и поставить себе отметку.

Доволен ли тем, как прошёл урок?

Было ли тебе интересно?

Сумел ли ты получить новые знания?

Ты был активен на уроке?

Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание?

Учитель был внимателен к тебе?

Ты сумел показать свои знания?

Я благодарю вас за старание, добросовестное выполнение заданий. Спасибо нашим гостям за то, что они пришли к нам.