Что означает грызть гранит науки. Грызи гранит науки. Сократ и древнегреческие Академии

Что означает грызть гранит науки. Грызи гранит науки. Сократ и древнегреческие Академии
Что означает грызть гранит науки. Грызи гранит науки. Сократ и древнегреческие Академии

Грызть гранит науки какой . Разг. Экспрес. Усердно изучать какую-либо науку. Степан ушёл на фронт в первые же дни, а я на войну не попал, потому что правая нога не сгибалась в колене. Так что мне не повезло - пока мои сверстники воевали, я учился в университете, грыз гранит математической науки (Н. Евдокимов. Сёстры).

Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Смотреть что такое "Грызть гранит науки" в других словарях:

    Грызть гранит науки - Из доклада одного из вождей октябрьского переворота Льва Давидовича Троцкого (партийный псевдоним Л. Д. Бронштейна, 1879 1940) на V Всероссийском съезде (11 октября 1922 г.) Российского коммунистического союза молодежи (РКСМ): «Наука не простая… … Словарь крылатых слов и выражений

    Грызть гранит науки - ГРАНИТ, а, м. Твёрдая горная зернистая порода, состоящая в основном из кварца, полевого шпата и слюды. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Грызть гранит науки - Книжн. Высок. или Шутл. Учиться, получать образование. БТС, 226 …

    Грызть гранит науки - Учиться, постигать, приобретать знания … Словарь народной фразеологии

    грызть гранит науки - шутл. Упорно, настойчиво учиться, овладевать знаниями … Словарь многих выражений

    Грызть кочерыжку науки - Жарг. шк. Шутл. Учиться в школе; изучать что л. Никитина, 1998, 205. /i> Образовано на основе популярного газетного штампа грызть гранит науки … Большой словарь русских поговорок

    ГРАНИТ - (франц. granit, итал. granito, от лат. granum зерно). Часто встречающаяся горная порода, зернистого строения, состоящая из кварца, полевого шпата и слюды. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГРАНИТ… … Словарь иностранных слов русского языка

    грызть - грызу, грызёшь; грыз, ла, ло; нсв. 1. (св. разгрызть). что. Крепко сдавливая зубами, раздроблять крепкое, твёрдое; раскусывать. Г. кость. Г. семечки, сухари. С хрустом грыз морковку, кусочек сахару. * Белка песенки поёт Да орешки всё грызёт… … Энциклопедический словарь

    ГРАНИТ - ГРАНИТ, а, муж. Твёрдая горная зернистая порода, состоящая в основном из кварца, полевого шпата и слюды. Грызть гранит науки (разг. шутл.) упорно овладевать знаниями. | прил. гранитный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.… … Толковый словарь Ожегова

    ГРАНИТ - Грызть гранит науки. Книжн. Высок. или Шутл. Учиться, получать образование. БТС, 226 … Большой словарь русских поговорок

Книги

  • Академия Колдовства , Олег Шелонин, Виктор Баженов. Трудно грызть гранит науки, но очень интересно. Студенческие годы запоминаются на всю жизнь. Но еще лучше их помнят преподаватели, особенно если в Академии Колдовства, Ведьмовства и Навства… Купить за 230 руб
  • Адепт. Обучение. Каникулы , Олег Бубела. Наш человек, Алексей Ветров, не зря оказался в мире магов, демонов и драконов! Впрочем, здесь его зовут уже Алексом Драконом. Он добирается до имперской Академии магии, готов грызть гранит…

В этой статье мы рассмотрим значение выражения «грызть гранит науки». Высказывание подобного рода прочно прижилось в нашей жизни и приобрело значение фразеологизма. Своеобразное и по-своему гениальное выражение имеет своего «родителя», об этом и многом другом вы сможете узнать из нашего материала.

Отцы революции, или "А помнишь, как все начиналось?"

К концу подходила Гражданская война. В Москве 11 октября 1922 года открылся V Всероссийский Съезд РКСМ, где было принято немало постановлений, определяющих дальнейшее развитие страны. Именно тогда Лев Давыдович Троцкий (настоящая фамилия Броншнейн) произнес свою знаменитую фразу, которая в первоначальном виде выглядела несколько объемней и несла в себе призыв: «Учитесь, грызите молодыми зубами гранит науки, закаляйтесь и готовьтесь на смену».

Из фразы политического деятеля со временем выпадает слово «молодым», лишая, на наш взгляд, ее особенного колорита. Автор фразы хотел подчеркнуть, что только молодость с ее неудержимой энергией готова на подобного рода трудности, что именно молодые люди отличаются особым рвением и силой, и, конечно же, кто же, как не умный, знающий свое дело педагог, может дать этой силе и мощи молодого поколения правильное и нужное направление реализации задуманного во благо страны и общества. Что же, если не гордость заполняет сердце и душу, когда смотришь на поколение талантливой молодежи!

Ирония судьбы

Троцкий провел годы в политической изоляции, а затем его ликвидировали по приказу Сталина как врага народа. Смертельное ранение Троцкому нанес испанский коммунист Рамон Меркадер ледорубом, который был предназначен для вбивания колышков в гранитные скалы. Политический деятель Троцкий был убит 20 августа 1940 года, он был тем, кто не испугался выступить с осуждением политики Сталина, Зиновьева, Калинина по отношению к НЭПу. Он был тем, кто сказал: "Грызите гранит науки!" - именно ту определяющую фразу, ставшую в силу исторических событий роковой.

День сегодняшний

И в День знаний, и на Последнем звонке в школах, да и не только в них, но и в высших учебных заведениях на торжественной части и сегодня можно услышать фразу-напутствие школьникам и студентам: «Грызите гранит науки!» - которая не потеряла своей актуальности и на сегодняшний день. Всегда в эти значимые для студентов и школьников дни найдется такой человек, который упомянет это выражение. В Лету канули пионеры, горны, костры, а фраза «грызть гранит науки» жива и продолжает жить. Она сочностью и яркостью привлекает внимание, своим здоровым чувством иронии, заставляя задуматься о предназначении в жизни и в современном обществе.

Мастерство перевода, или Ощущение дежавю

Ленин призывал нас: «Учиться, учиться и еще разучиться!» Фраза, произнесенная Троцким, также призывает молодое поколение учиться. Безусловно, лидеры и «отцы» революции читали Маркса, в трудах которого есть такое замечательное высказывание: «Как много надо учиться, чтобы хотя бы мало знать!» Кому же первому пришла в голову эта замечательная мысль? Это становится уже неважно, а важно то, что сама мысль оказалось правильной. Доказательством этому факту служит само время, годы, прошедшие в истории страны, доказывающие правоту и неопровержимость сказанного. Так что, молодые люди, продолжайте грызть гранит науки.

«Грызем» - значит живем!

Все со временем меняется и развивается, что является прямой закономерностью жизни. Требования к молодому поколению возрастают. Довольно часто можно увидеть маленьких деток, уже владеющих несложными навыками работы на компьютере, которые на ты с мамиными и папиными телефонами. Конечно же, это происходит благодаря индустрии компьютерных игр, которые и обучают, и развивают, и, конечно же, развлекают. И уже на свой первый юбилей пятилетка получает не только мячик и куклу, а (как это можно довольно часто наблюдать) свой первый планшет.

Современный мир требует развития от детей уже с детсадовского возраста. Это же просто замечательно! А малышам-карандашам приходится с удвоенной силой еще молочными зубами пробовать на вкус «гранит науки». Значение («грызть гранит науки») можно свести к одному-единственному слову - учиться.

В смысловом «родстве» в литературе можно встретить высказывания выдающихся деятелей своего времени, например, Суворов говорил: «Тяжело в учебе - легко в бою», - а в рассказе «Моя жизнь» Антона Павловича Чехова есть такое высказывание: «Учиться нам нужно, учиться и учиться». Английский философ Фрэнсис Бэкон подарил миру такую фразу: «Знание - сила!» А древние римляне для воспитательного процесса повторяли фразу своим детям: «Повторение - мать учения!» Да, безусловно, учиться стоит всегда, хотя бы только для того, чтобы доказать что-то своим учителям. Как говорил Леонардо да Винчи: «Жалок тот ученик, который не превосходит своего учителя».

Слово пропаганды

Gaudeamus igitur - именно так называется и начинается песня-гимн студентов, прославляющая жизнь, науку, молодость. Песня появилась в 13-м или в 14-м веке, передавалась устно, имеет несколько вариантов. Песни, выражения, высказывания, да и еще многое другое являются способом пропаганды образования. Это выглядит как капля в море, но пусть эта капля будет одной из самых ярких и запоминающихся, привлекающих внимание и интерес молодого поколения. Осознание ценности образования - вот задача и основное стремление любого демократического государства. Начиная с малого, соединяя звено со звеном, делая шаг за шагом, читая книгу за книгой, ставя перед собой все новые и новые цели - это и есть победа, успех которой будет зависеть от ежедневных усилий и труда. Что значит «грызть гранит науки»? Это девиз для целых поколений!

Заключение

Подводя итоги сказанному выше, хотелось бы отметить важность и значимость образования в жизни каждого человека, неопровержимым является тот факт, что именно оно служит «билетом в лучшую жизнь», ради этого стоит грызть гранит науки. Фразеологизм живет и будет продолжать жить. В нашем современном обществе образованным людям оказывают должное уважение, они могут поддержать интересную беседу, с ними интересно говорить на любые темы. Пусть сам материал статьи послужит примером этого.

Раскрыв смысловую нагрузку выражения, хотелось бы сравнить эту информацию со снежным комом, мчащимся с невероятной скоростью, набирающим огромный багаж знаний: кто такой Троцкий, Чехов, Суворов, в чем их заслуги перед Отечеством. Хотелось бы, чтобы каждый из нас пропитывался знаниями. "Для чего?" - может быть, спросите вы. Для жизни, для мира, для себя. Знания (как причудливые узоры кружева) окутывают, переплетаются между собой, окрыляют человека, дают ему возможность надеяться на что-то большее, лучшее, светлое. Нужно учиться, не жалея сил и времени, ведь только это позволит развиваться.

Часто можно слышать наставление, обращенное к молодежи, что нужно усердно "грызть гранит науки".

Что оно означает, все мы понимаем правильно, "грызть гранит науки" - это значит учиться, постигать новые знания.

А знаете ли вы, откуда пошло это выражение?

Фраза "грызть гранит науки" впервые прозвучала из уст выдающегося партийного деятеля и оратора Л.Д.Троцкого. Он произнес ее на 5 Всероссийском Съезде Коммунистического Союза Молодежи в Октябре 1922 года.


Пламенный призыв к молодежи "грызть гранит науки молодыми зубами" , постигать знания, накопленные старшим поколением, готовиться прийти на смену и встать у руля страны. Именно такой смысл вкладывал Троцкий в эти слова.

Фраза сразу стала крылатой:

  • Ее печатали в газетах.
  • Она украшала, вместе с профилем Троцкого, ученические тетради.
  • Эта фраза звучала даже в песне.

Фразеологизм "грызть гранит науки", наверно, один из самых популярных и в наши дни. Мы слышим его со школьной скамьи из уст преподавателей и родителей.

Став студентами вузов и даже придя впервые на работу, мы снова слышим эти слова.

Крылатая фраза Троцкого стала поистине народной.


В публикациях, имеющих отношение к образованию и обучению, очень часто можно встретить призыв «грызть гранит науки». Обычно образное пожелание исходит из уст представителей старшего поколения, когда они обращаются к учащейся молодежи – школьникам и студентам. Но вряд ли каждый, кто употребляет этот , в точности знает, его корни.

Впервые призыв «грызть гранит науки» прозвучал в выступлении революционера, партийного и государственного деятеля молодой Страны Советов Льва Давидовича Троцкого.

В октябре 1922 года, выступая на открытии V съезда комсомола, Троцкий, один из самых авторитетных лидеров советского государства, обратился к подрастающей революционной смене с зажигательной речью.

Назвав комсомольцев наиболее честными, чуткими и сознательными представителями трудовых слоев общества, Троцкий призвал их закаляться, готовиться на смену старшему поколению и усердно «грызть гранит науки» молодыми зубами. Именно в подобной формулировке это образное выражение имело самый сильный смысл: только крепкими и молодыми зубами можно «разгрызть» твердые знания, которые накопило человечество.

«Грызть гранит науки» – задача молодежи

Слова Троцкого почти сразу же превратились в яркий и красочный афоризм, имевший значение боевого лозунга молодежи. Через несколько дней в газете «Правда» появилась статья, в которой речь шла о необходимости учиться и активно разгрызать гранит науки.

Изречение Троцкого вместе с его профилем печатали на обложках ученических тетрадок, чтобы постоянно напоминать школьникам о необходимости упорно овладевать знаниями.

В те трудные для страны годы, разумеется, никто не призывал рабочую молодежь повально идти в вузы и получать высшее образование. В стране, где во времена царского режима значительная часть населения была неграмотной, понятие «грызть гранит науки» означало прежде всего овладение самыми элементарными знаниями, без которых было невозможно построение нового общества.

«Гранитный» афоризм нашел свое отражение в песне популярного в те годы автора С. Третьякова «Молодая гвардия», превратившись в строки: «Упорною учебой грызем наук гранит». Эти было встретить и в зажигательных народных частушках. Молодежь активно подхватила призыв партийного лидера. Постепенно формула товарища Троцкого утратила авторство и стала крылатым выражением, дошедшим до современности.

Если вы в Лингво попробуете задать полнотекстовый поиск выражения грызть гранит науки , то найти вы его найдете, только выданная информация вас озадачит:

Universal (Ru-It)
грызть гранит науки - ; scalare le vette della scienza (в статье гранит )

Universal (It-Ru)
spezzare il pane della scienza - преподавать; делиться знаниями
(в статье pane )

Две статьи одного и того же словаря явно противоречат друг другу. Так грызть гранит науки или преподавать эту самую науку?

Толковые словари итальянского утверждают, что spezzare il pane della scienza это все-таки преподавать, распространять знания или делиться ими (insegnare, divulgare il sapere). Это, в общем-то, логично. Фраза явно отсылает к Библии, где Христос, преломляя хлеб как символ своего тела, разделяет его со своими учениками:

Матф.26:26 И когда они ели, Иисус взял хлеб, и, благословив, преломил , и, раздавая ученикам, сказал: «Примите, едите: это – тело Мое».
Деян.2:42
И они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении, и преломлении хлеба , и в молитвах.
1Кор.10:16
…Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение тела Христова ?

Вот и преподаватель, «преломляя хлеб науки», приобщает своих учеников к Знанию.

PS: Не убеждает меня до конца и вариант scalare le vette della scienza . При этих словах мне тут же приходят на память зацитированные до невозможности в советское время слова Маркса: В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достигнуть ее сияющих вершин , кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам.» Слова эти обращены, скорее, к ученым, а не к студентам, которым еще только предстоит приобщиться к знаниям.

А как же сказать «грызть гранит науки»?

Не знаю. Я так привыкла к этой расхожей фразе, что всегда считала ее неким фразеологическим оборотом, никогда не думала о том, как она родилась. А это, оказывается, крылатая фраза, причем довольно молодая и имеющая конкретного автора. :

Из доклада одного из вождей октябрьского переворота Льва Давидовича Троцкого (партийный псевдоним Л. Д. Бронштейна, 1879-1940) на V Всероссийском съезде (11 октября 1922 г.) Российского коммунистического союза молодежи (РКСМ): «Наука не простая вещь, и общественная наука в том числе, - это гранит, и его надо грызть молодыми зубами» . А также: «Учитесь, грызите молодыми зубами гранит науки, закаляйтесь и готовьтесь на смену!».

Иносказательно: прилежно, старательно учиться (шутл.-ирон.).

То есть получается, что этот оборот надо или переводить дословно, ибо это чисто авторские слова, фразеологических аналогов в итальянском все равно не сыщется, или прибегнуть к скучным синонимам: studiare con assiduità/con perseveranza.

В метафоричности теряем, конечно. Но в голову никаких итальянских аналогий не приходит.