Мироточивая икона праведного иоанна, чудотворца кормянского, у его мощей. Праведный иоанн кормянский Полное житие праведного Иоанна Кормянского

Мироточивая икона праведного иоанна, чудотворца кормянского, у его мощей. Праведный иоанн кормянский Полное житие праведного Иоанна Кормянского

Отец праведного Иоанна служил иереем в местечке Стрешин Рогачёвского уезда в Свято-Покровской церкви. Мать, ожидавшая рождения ребёнка, каждую службу приобщалась Святых Христовых Тайн. На одной из служб в храме молился юродивый. Увидев мать будущего праведника, он, подойдя, поклонился и пророчески произнёс: “Хотел бы я взять благословение, но не доживу”.
Родился будущий отец Иоанн 20 октября 1837 года. В скором времени младенца окрестили и нарекли в честь апостола Иоанна Богослова. С раннего детства отрок Иоанн помогал своему отцу по храму. По окончании церковно-приходской школы его отдают в духовное училище, закончив которое, он получает направление в семинарию. После окончания семинарии в 1859 году его направляют законоучителем в Огородненскую церковно-приходскую школу. Здесь он познакомился со своей будущей женой Марией, дочерью покойного иерея Филиппа. После венчания в 1862 году Иоанн подаёт прошение на рукоположение. Преосвященнейший Евсевий Орлинский, архиепископ Могилёвский и Мстиславский, 24 февраля, в день памяти преподобного Димитрия Прилуцкого рукополагает Иоанна Иоанновича Гашкевича во иерея и направляет служить в церковь Рождества Богородицы в д. Шерстин Рогачёвского уезда.
В молитвах и трудах проходили молодые годы служения о. Иоанна. В деревне Шерстин за 14 лет в иерейской семье родилось четверо детей: Михаил, Игнатий, Симеон и дочь Татиана. В 1876 году о. Иоанн со своей семьёй по благословению Преосвященнейшего Евсевия перемещается на служение в храм святителя Николая деревни Огородня. Этот храм становится местом усиленного подвига батюшки. Наравне с трудами по благоустройству храма и принадлежавших ему построек, он всё больше предаётся умственной Иисусовой молитве, которую любил с детства.
С 12 апреля 1893 года в течение трёх лет отец Иоанн находится на должности духовного следователя в благочинии. С этого же года его избирают в благочиннический совет, где он несёт послушание в течение 12 лет. За это он был награжден Святейшим Синодом в 1906 году орденом Святой Анны III-степени. Жена Мария в Огородне рожает ещё троих детей: дочь Анну, сыновей Платона и Иоанна. В 70-летнем возрасте о. Иоанн был возведён преосвященнейшим Евсевием, епископом Могилёвским, в сан протоиерея. Через 5 лет, во время 50-летнего юбилея священнослужения, награждается орденом святого равноапостольного князя Владимира IV степени. В 75-летнем возрасте уходит за штат, уступая место священнослужения своему младшему сыну Иоанну. По рождении младшего сына Иоанна батюшка исполнил свою заветную мечту детства – побывал в Киево-Печёрской лавре, где получил от старцев благословение вести монашеский образ жизни.
Проповедуя слово Божие, он призывал всех к покаянию, ибо, говорил он, что грядущее поколение узрит в храмах мерзость и запустение. Батюшка поучал всех любить друг друга и быть покорным властям, поставленным от Бога. Однажды сказал, что за кровь помазанника Божьего прольёт Россия много крови, что и сбылось. Свой ум батюшка занимал Иисусовой молитвой, поучая этому своих сыновей и духовных чад. Слушая его проповеди, люди приходили в умиление. Он ревностно призывал к покаянию и говорил, что скоро изольёт на нас Господь чашу гнева Своего, если мы не покаемся, как ниневитяне. Многим помогал в своей жизни делами и словами, смиренно неся крест пастырского служения. В настоящее время мало осталось тех, кто ещё помнит батюшку живым.
Рассказывает раба Божия Евдокия: “По смерти батюшки ходили часто на могилку. Придем, бывало, сразу на могилку, а потом в храм входим. Всё ему рассказывали там, на могилке” В 30-м году на Пасхальной всенощной вышла она из храма после утрени, смотрит на восток: от храма сияние на небе и крест стоит, а за престолом стоит батюшка с поднятыми руками и молится. Побежала она, позвала людей, и многие видели это чудное видение над храмом на небе в пасхальную ночь 30-го года. Этим своим явлением в ночь на Пасху над храмом, батюшка возвестил народу, что он и по своей кончине молится Господу у Престола за людей Божиих. Вскоре храм был закрыт, а люди, помня явления батюшки, говорили: “Он нас не оставляет в своих молитвах”.
Как-то молилась одна благочестивая девица, чтобы Господь послал ей верующего парня для семейной супружеской жизни, и однажды ей во сне явился старец и говорит: “Ты приходи ко мне на обед, там и встретишь”. Пошла она в храм, а там прихожане из другой деревни заказали панихиду по батюшке. На панихиду приехали родители с сыновьями. Познакомилась она впоследствии с молодым Павлом, и жили они, как подобает православным христианам. А батюшку она благодарила всю свою жизнь.
Батюшка говорил: “Будут прыгать по мне, да гроб крепкий будет”. Так и вышло: в 50-х годах храм сожгли, а всё оставшееся от пожара счистили трактором в ров. При этом плиты и кресты тоже снесли. Место стало ровное, и там устроили футбольное поле и площадку для танцев. Сколько ни прыгали, но гроб выдержал и остался почти целым. Только при раскопках фундамента церкви, его нарушили, когда трактор чуть не провалился в яму. Тогда люди и вспомнили, что здесь похоронен забытый ими пастырь.
Обретение мощей совпало, по промыслу Божиему, с приездом в Гомель в 1991 году Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. И в среду, в день приезда Святейшего Патриарха в Гомель, когда в Корме открыли храм, от мощей шло благоухание. Запах исходил неземной.
Дней памяти св. Иоанна Кормянского два - по новому стилю это 31 мая (1998 г.) - день канонизации и 9 сентября (1997 г.) - обретение из-под спуда его св. мощей (найденных в июле 1991 г. в д. Огородня Добрушского р-на Гомельской области и перезахороненных в склепе у алтаря Св.-Покровского храма д. Корма). По месту перезахоронения мощей (и сохранения их сейчас в Св.-Покровском храме Кормы (кстати, храм основан с благословения о. Иоанна) святой праведный протоиерей Иоанн Иоаннович Гашкевич именуется "Кормянским чудотворцем" (хотя правильнее по месту жительства и служения именовать его было бы "Огородненским"...).

(Гашкевич Иван Иванович; 7.10.1837, дер. Стрешин Рогачёвского у. Могилёвской губ.- осень 1917, дер. Огородня Гомельского у. Могилёвской губ.), св. прав. (пам. 27 авг., 18 мая и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых), прот. Род. в семье священника, с раннего детства отличался трудолюбием и усердием к церковному богослужению. С 4-летнего возраста прислуживал отцу в церкви. После окончания церковноприходской школы поступил в Могилёвское ДУ, в 1855 г. - в Могилёвскую ДС, которую окончил в 1859 г., служил законоучителем в церковноприходской школе дер. Огородня Гомельского у. Здесь он познакомился с Марией, дочерью покойного прот. Филиппа; в 1862 г., после праздника Крещения, они повенчались. 24 февр. того же года архиеп. Могилёвским и Мстиславским Евсевием (Орлинским) Гашкевич был рукоположен во иерея и направлен для служения в ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы дер. Шерстин Рогачёвского у. С 1876 по 1912 г. служил в храме во имя свт. Николая Чудотворца дер. Огородня. В 1876 г. был награжден набедренником, в 1889 г.- скуфьей, в 1896 г.- камилавкой и золотым наперсным крестом, в 1906 г.- орденом св. Анны 3-й степени, в 1907 г.- возведен в сан протоиерея, в 1912 г.- награжден орденом св. Владимира 4-й степени. После рождения в 1885 г. младшего сына И. посетил Киево-Печерскую лавру и принял от старцев благословение вести строго аскетический образ жизни: вплоть до кончины не употреблял мяса, в среду и пятницу вкушал только просфору и немного воды после вечернего правила, ночи проводил в молитве. Практиковал Иисусову молитву, которой обучал своих детей и духовных чад. В конце жизни И. получил дар исцеления, в т. ч. бесноватых. В годы первой мировой войны заботился об обездоленных, с нищими и сиротами делился последним: многодетной семье подарил свою корову; узнав, что некая вдова ворует у него дрова, снабжал ее топливом всю зиму. Наставления и советы И. были всегда уместны и понятны, поскольку сам он хорошо знал нужды и тревоги простых людей. Был многодетным отцом: из 7 детей четверо стали священниками. Младший сын Иоанн сменил отца на должности настоятеля огороднинского храма в 1912 г., когда И. ушел за штат. Предсказывал грядущую смуту 1917 г. и гонения на Церковь, считал, что эти беды попускаются Господом верующим, поскольку те ведут жизнь, недостойную христ. звания. В проповедях и беседах И. призывал паству покаяться и исправиться. Младшего сына предостерегал от отпадения в обновленческий раскол, что с ним и случилось (впосл. по молитвам отца он покаялся, был арестован и расстрелян в Гомеле 11 янв. 1938).

И. предсказал обстоятельства собственной кончины. Из-за стечения народа гроб с телом подвижника 3 дня стоял в храме, к-рый не закрывался ни днем, ни ночью. И. был похоронен по правую сторону алтаря Никольского храма дер. Огородня. Исполняя завет протоиерея - в скорбях посещать его могилу, духовные чада, приходившие к гробу пастыря, часто становились свидетелями исцелений и знамений. Так, в пасхальную ночь 1930 г. верующие увидели И. в сиянии, молящимся у престола.

Незадолго до смерти И. говорил: «Будут прыгать на мне, но гроб будет крепкий». Предсказание сбылось: Никольский храм был закрыт и в 50-х гг. XX в. сгорел, надгробия и кресты были сняты, а на выровненном месте устроены футбольное поле и площадка для танцев. В 1991 г. мощи святого были обретены и перенесены в храм в честь Покрова Пресв. Богородицы дер. Корма Добрушского р-на Гомельской обл. До канонизации мощи находились в мраморной гробнице при кормянском храме. 9 сент. 1997 г. решением Синода Белорусской Православной Церкви мощи были поставлены для поклонения в храме. 31 мая 1998 г. в Покровской ц. состоялась канонизация И. в лике местночтимых святых Белорусской Православной Церкви. Святому составлены служба и акафист. Составитель - еп. Туровский и Мозырский

Свя-той Иоанн Гаш-ке-вич ро-дил-ся в 1837 го-ду в бе-ло-рус-ской де-ревне Шер-стин. Ко-гда мать но-си-ла его во чре-ве, один бла-жен-ный пред-ска-зал, что под серд-цем у нее из-бран-ный со-суд сла-вы Бо-жи-ей. С са-мо-го дет-ства Иоанн при-слу-жи-вал в ал-та-ре сво-е-му от-цу - сель-ско-му свя-щен-ни-ку, про-во-дил дол-гие ча-сы в го-ря-чей мо-лит-ве. В 18 лет он по-сту-пил в Мо-гилев-скую ду-хов-ную се-ми-на-рию, а по ее окон-ча-нии был на-прав-лен за-ко-но-учи-те-лем в цер-ков-но-при-ход-скую шко-лу. Же-нив-шись, свя-той Иоанн при-нял свя-щен-ный сан (1862) и стал слу-жить в род-ной де-ревне.

В 1876 го-ду по соб-ствен-ной прось-бе он был пе-ре-ве-ден в се-ле-ние Ого-род-ня Го-мель-ско-го уез-да. Все си-лы он це-ли-ком от-да-вал слу-же-нию Церк-ви и при-хо-жа-нам, не имел ни-ка-кой соб-ствен-но-сти.

По-сле рож-де-ния млад-ше-го сы-на, ко-гда Иоан-ну ис-пол-ни-лось 48 лет, он осу-ще-ствил свою меч-ту: по-се-тил Ки-е-во-Пе-чер-скую лав-ру. Там свя-той по-лу-чил бла-го-сло-ве-ние от стар-цев на мо-на-ше-ский об-раз жиз-ни и уже до смер-ти не вку-шал мяс-ной пи-щи, пре-да-вал-ся стро-го-му по-сту в сре-ду и пят-ни-цу, лишь по-сле ве-чер-не-го бо-го-слу-же-ния вку-шая просфо-ру и немно-го во-ды; во вре-мя дол-гих ноч-ных бде-ний он неустан-но чи-тал Иису-со-ву мо-лит-ву. Свя-той Иоанн лю-бил по-вто-рять сло-ва: «Ве-ра без дел мерт-ва» (), - и сам по-да-вал при-мер люб-ви к ближ-не-му, по-оте-че-ски за-бо-тясь о вдо-вах и си-ро-тах.

Од-на-жды он от-дал бед-ной вдо-ве и ее пя-те-рым де-тям ко-ро-ву, от ко-то-рой кор-ми-лась его соб-ствен-ная се-мья. Ко-гда к нему при-во-ди-ли бес-но-ва-тых, те тут же па-да-ли ниц, как толь-ко свя-той Иоанн тво-рил над ни-ми крест-ное зна-ме-ние. Он без уста-ли при-зы-вал лю-дей к по-ка-я-нию, про-ро-че-ски пред-чув-ствуя, что бли-зит-ся мер-зость за-пу-сте-ния и вско-ре по-то-ки кро-ви оро-сят Рус-скую зем-лю. Пред-ска-зав день сво-ей кон-чи-ны, он мир-но ото-шел ко Гос-по-ду осе-нью 1917 го-да.

В 1950 го-ду ком-му-ни-сты со-жгли цер-ковь, в ко-то-рой он слу-жил, а на ее ме-сте устро-и-ли тан-це-валь-ную пло-щад-ку. Ко-гда уни-что-жа-ли фун-да-мент церк-ви, в нем об-на-ру-жи-ли гроб свя-то-го от-ца. Об-ре-те-ние его мо-щей и пе-ре-не-се-ние их в храм се-ле-ния Кор-ма со-сто-я-лись лишь 27 ав-гу-ста (9 сен-тяб-ря) 1997 го-да, по слу-чаю при-ез-да Пат-ри-ар-ха Мос-ков-ско-го Алек-сия II. То-гда бы-ло об-на-ру-же-но, что мо-щи свя-то-го угод-ни-ка нетлен-ны. С тех пор воз-ле них про-ис-хо-дит мно-же-ство чу-дес-ных ис-це-ле-ний.

Иеро-мо-нах Ма-ка-рий Си-мо-но-петр-ский. Си-нак-сарь: Жи-тия свя-тых Пра-во-слав-ной Церк-ви: В 6 т. /
Адап-тир. пер. с франц. - М.: Изд-во Сре-тен-ско-го мо-на-сты-ря, 2011

Полное житие праведного Иоанна Кормянского

Ро-дил-ся пра-вед-ный Иоанн в се-мье свя-щен-ни-ка Свя-то-По-кров-ской церк-ви д. Стре-шин Ро-га-чев-ско-го уез-да Мо-гилев-ской гу-бер-нии, то-же Иоан-на, Гаш-ке-ви-ча в ночь на 7 ок-тяб-ря (ст. ст.) 1837 го-да. Был кре-щен с име-нем Иоанн - «бла-го-дать Бо-жия» - в честь апо-сто-ла люб-ви Иоан-на Бо-го-сло-ва. Его бу-ду-щее слу-же-ние бы-ло пред-опре-де-ле-но Гос-по-дом и от-кры-то ро-ди-те-лям еще до его рож-де-ния. Од-на-жды, ко-гда мать бу-ду-ще-го пра-вед-ни-ка, как обыч-но, мо-ли-лась в хра-ме на служ-бе, к ней по-до-шел юро-ди-вый, низ-ко по-кло-нил-ся и про-из-нес про-ро-че-ские сло-ва: «Хо-тел бы я у него (ре-бен-ка) взять бла-го-сло-ве-ние, но не до-жи-ву».

С это-го дня ро-ди-те-ли зна-ли, что у них ро-дит-ся вто-рой сын и то-же станет свя-щен-ни-ком. (Их пер-ве-нец Ни-ко-лай так-же по-вто-рил судь-бу от-ца, окон-чил Мо-гилев-скую се-ми-на-рию и слу-жил свя-щен-ни-ком в го-ро-де Вет-ка). С ран-них лет (уже в 4 го-да) Иоанн вме-сте с бра-том по-мо-гал от-цу в хра-ме. По-слу-ша-ние, труд и мо-лит-ва, а так-же пре-да-ние се-бя в во-лю Бо-жию и под По-кров Ца-ри-цы Небес-ной с от-ро-че-ства ста-ли глав-ны-ми чер-та-ми от-ца Иоан-на.

По окон-ча-нии цер-ков-но-при-ход-ской шко-лы он успеш-но учит-ся в ду-хов-ном учи-ли-ще, а за-тем по-сту-па-ет в Мо-гилев-скую Ду-хов-ную се-ми-на-рию. В 1859 го-ду, по окон-ча-нии се-ми-на-рии, по Про-мыс-лу Бо-жию его на-прав-ля-ют за-ко-но-учи-те-лем в цер-ков-но-при-ход-скую шко-лу д. Ого-род-ня, где он зна-ко-мит-ся с де-ви-цей Ма-ри-ей, до-че-рью по-кой-но-го иерея Ни-коль-ской церк-ви Филип-па Тру-се-ви-ча. В 1862 го-ду по-сле празд-ни-ка Кре-ще-ния Гос-под-ня они вен-ча-ют-ся, а вско-ре, 24 фев-ра-ля, Прео-свя-щен-ней-ший Ев-се-вий (Ор-лин-ский), ар-хи-епи-скоп Мо-гилев-ский и Мсти-слав-ский ру-ко-по-ла-га-ет Иоан-на Гаш-ке-ви-ча во иереи и на-прав-ля-ет слу-жить в цер-ковь Рож-де-ства Бо-го-ро-ди-цы в д. Шер-стин Ро-га-чев-ско-го уез-да. Мо-ло-дой 25-лет-ний иерей Иоанн с ма-туш-кой Ма-ри-ей при-е-ха-ли на но-вое ме-сто в ка-нун Ве-ли-ко-го по-ста, и это сим-во-ли-че-ски от-ра-зи-ло их даль-ней-шую жизнь в мо-лит-вах и тру-дах, по-ка-я-нии и по-сте. За 14 лет в д. Шер-стин в се-мье Гаш-ке-ви-чей ро-ди-лось чет-ве-ро де-тей: трое сы-но-вей - Ми-ха-ил, Иг-на-тий, Си-ме-он (Ми-ха-ил и Си-ме-он ста-ли свя-щен-ни-ка-ми, Иг-на-тий - пса-лом-щи-ком) и дочь Та-тья-на (впо-след-ствии - учи-тель-ни-ца цер-ков-но-при-ход-ской шко-лы).

В кон-це 1876 го-да, по слу-чаю осво-бож-де-ния свя-щен-ни-че-ско-го ме-ста в д. Ого-род-ня Го-мель-ско-го уез-да, 39-лет-ний иерей Иоанн по-да-ет про-ше-ние о пе-ре-во-де в Ни-коль-скую цер-ковь. Про-ше-ние бы-ло удо-вле-тво-ре-но, и се-мья воз-вра-ти-лась в Ого-род-ню, те-перь уже на-со-всем. Храм, по-свя-щен-ный пе-ре-не-се-нию мо-щей свя-ти-те-ля Ни-ко-лая, ста-но-вит-ся ме-стом уси-лен-но-го мо-лит-вен-но-го по-дви-га от-ца Иоан-на. На этом ме-сте слу-же-ния в пол-ной ме-ре Гос-подь рас-крыл ду-хов-ные спо-соб-но-сти Сво-е-го из-бран-ни-ка.

На но-вом при-хо-де ба-тюш-ка при-ло-жил мно-го тру-дов по бла-го-устрой-ству хра-ма и при-над-ле-жа-щих ему по-стро-ек. Недви-жи-мой соб-ствен-но-сти он ни-ко-гда не имел до кон-ца сво-их дней, а про-жи-вал в цер-ков-ном до-ми-ке ря-дом с цер-ко-вью. Же-на Ма-рия в Ого-родне ро-ди-ла ему еще тро-их де-тей: дочь Ан-ну и сы-но-вей Пла-то-на и Иоан-на (то-же ста-ли свя-щен-ни-ка-ми). По-сле рож-де-ния млад-ше-го сы-на Иоан-на (в 48 лет) отец Иоанн-стар-ший ис-пол-нил свою меч-ту: по-се-тил Ки-е-во-Пе-чер-скую Лав-ру и по-лу-чил бла-го-сло-ве-ние от стар-цев на мо-на-ше-ский об-раз жиз-ни, и уже до смер-ти не вку-шал мяс-ной пи-щи, пре-да-вал-ся стро-го-му по-сту в сре-ду и пят-ни-цу, лишь по-сле ве-чер-не-го Бо-го-слу-же-ния вку-шая просфо-ру и немно-го во-ды. Ум свой ба-тюш-ка все-гда за-ни-мал Иису-со-вой мо-лит-вой, на-учая это-му сво-их сы-но-вей и ду-хов-ных чад. На Бо-го-слу-же-ние к нему при-хо-ди-ли лю-ди из раз-ных де-ре-вень, чтобы на-сла-дить-ся в хра-ме яв-ной бла-го-да-тью, ко-то-рая при-сут-ство-ва-ла там вме-сте с доб-рым пас-ты-рем.

Про-по-ве-дуя сло-во Бо-жие, отец Иоанн при-зы-вал всех к по-ка-я-нию: «Ско-ро Гос-подь изо-льет на нас ча-шу гне-ва Сво-е-го, ес-ли мы не по-ка-ем-ся, как ни-не-ви-тя-ны. Гря-ду-щее по-ко-ле-ние узрит в хра-мах мер-зость за-пу-сте-ния». Од-на-жды он ска-зал, что за кровь по-ма-зан-ни-ка Бо-жия Рос-сия про-льет мно-го кро-ви, и это пред-ска-за-ние его сбы-лось.

Мно-гим ба-тюш-ка по-мо-гал и сло-ва-ми со-ве-та, и мо-лит-ва-ми, и де-ла-ми, ча-сто по-вто-ряя сло-ва апо-сто-ла Иа-ко-ва: «Ве-ра без дел мерт-ва». За-по-ведь о люб-ви к Бо-гу и ближ-не-му отец Иоанн ис-пол-нил всей сво-ей жиз-нью. Это от-ме-ча-ли и при-хо-жане хра-ма, в ко-то-ром он на-сто-я-тель-ство-вал на про-тя-же-нии 36 лет, и ду-хов-ное на-чаль-ство. За го-ды сво-е-го слу-же-ния отец Иоанн ис-пол-нял от-вет-ствен-ные по-слу-ша-ния: три го-да под-ряд был ду-хов-ным сле-до-ва-те-лем в Бла-го-чи-нии, 12 лет - чле-ном Бла-го-чин-ни-че-ско-го со-ве-та; в 70 лет был воз-ве-ден в сан про-то-и-е-рея. Был на-граж-ден на-бед-рен-ни-ком, ску-фьей, ка-ми-лав-кой, зо-ло-тым на-перс-ным кре-стом, в 1906 го-ду - ор-де-ном Свя-той Ан-ны ІІІ сте-пе-ни, в 1912 го-ду - ор-де-ном свя-то-го рав-ноап-о-столь-но-го кня-зя Вла-ди-ми-ра IV сте-пе-ни. В том же го-ду отец Иоанн вы-хо-дит за штат по воз-рас-ту (75 лет) и со-сто-я-нию здо-ро-вья, усту-пив ме-сто свя-щен-но-слу-же-ния сво-е-му млад-ше-му сы-ну Иоан-ну.

Зем-ная жизнь свя-то-го пра-вед-но-го Иоан-на Гаш-ке-ви-ча, по-движ-ни-ка бла-го-че-стия на-шей зем-ли, окон-чи-лась осе-нью 1917 го-да. Ба-тюш-ка не до-жил до ок-тябрь-ской ре-во-лю-ции, но пред-ска-зал ее. Еще он пред-ска-зал бу-ду-щее лю-дей, об-ра-щав-ших-ся к нему за со-ве-том, сво-их де-тей, судь-бу Свя-то-Ни-коль-ско-го при-хо-да. Так, он го-во-рил: «Умру - сол-ныш-ко све-тить бу-дет, день яс-ный. Век не ез-дил на ма-шине, а по смер-ти по-ка-та-ют. Бу-дут пры-гать на мне, да гроб креп-кий бу-дет». И, дей-стви-тель-но, в час кон-чи-ны ба-тюш-ки был яс-ный по-го-жий день. Сы-но-вья-свя-щен-ни-ки Си-ме-он, Иоанн, Ми-ха-ил и Пла-тон омы-ли до-ма те-ло стар-ца и пе-ре-нес-ли его в храм. Три дня про-ща-лись лю-ди со сво-им пас-ты-рем. Свя-то-Ни-коль-ская цер-ковь не за-кры-ва-лась ни днем, ни но-чью. Свя-щен-но-слу-жи-те-ли из ближ-них де-ре-вень при-бы-ли на по-гре-бе-ние со-бра-та во Хри-сте. Бы-ли со-вер-ше-ны две Ли-тур-гии, по-сле них - па-ни-хи-ды. На тре-тий день, при сте-че-нии ду-хо-вен-ства окру-ги и мно-же-ства на-ро-да, был со-вер-шен чин по-гре-бе-ния. Гроб с те-лом по-чив-ше-го ба-тюш-ки Иоан-на под звон ко-ло-ко-лов и пе-ние «По-мощ-ник и по-кро-ви-тель» об-нес-ли во-круг хра-ма и опу-сти-ли в мо-ги-лу, с пра-вой сто-ро-ны от ал-та-ря. Так про-то-и-е-рей Иоанн Гаш-ке-вич, до-стой-но за-вер-шив свой зем-ной путь, пе-ре-шел в Цар-ство Небес-ное.

В июле 1991 го-да его нетлен-ные мо-щи бы-ли об-ре-те-ны и пе-ре-не-се-ны в де-рев-ню Кор-ма и по-ло-же-ны в ка-мен-ном скле-пе за ал-тар-ной ап-си-дой По-кров-ской церк-ви. На этом ме-сте ста-ли со-вер-шать-ся мно-го-чис-лен-ные чу-де-са и ис-це-ле-ния.

9 сен-тяб-ря 1997 го-да мо-щи бы-ли из-вле-че-ны из-под спу-да и по-став-ле-ны в По-кров-ском хра-ме де-рев-ни Кор-ма. Став ме-стом па-лом-ни-че-ства, По-кров-ский при-ход в 2000 го-ду был пре-об-ра-зо-ван в .

31 мая 1998 го-да про-то-и-е-рей Иоанн Кор-мян-ский (Гаш-ке-вич) был ка-но-ни-зи-ро-ван в ли-ке мест-но-чти-мых свя-тых Бе-ло-рус-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви.

30 но-яб-ря 2017 го-да Ар-хи-ерей-ский Со-бор Рус-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви при-нял ре-ше-ние об об-ще-цер-ков-ном про-слав-ле-нии от-ца Иоан-на Кор-мян-ско-го.

Неко-то-рые слу-чаи чу-дес-ной по-мо-щи от-ца Иоан-на, за-пи-сан-ные в Кор-мян-ском мо-на-сты-ре ма-туш-кой Со-фией (в на-ча-ле мар-та 2006 го-да)

1. Лет пять на-зад при-ез-жа-ла в Кор-му ра-ба Бо-жия Лю-бовь из Ви-теб-ской об-ла-сти. У нее был за-пу-щен-ный рак гру-ди. Она очень позд-но об-ра-ти-лась к вра-чам, и, по их сло-вам, опу-холь ле-че-нию не под-да-ва-лась. Лю-бовь мо-ли-лась у мо-щей пра-вед-но-го ба-тюш-ки Иоан-на, при-об-ре-ла его икон-ку, освя-щен-ное мас-ло и ру-ка-вич-ку. При-е-хав до-мой, каж-дый день она ста-ла чи-тать тро-парь ба-тюш-ке Иоан-ну, сма-зы-вать боль-ное ме-сто мас-ли-цем от мо-щей и при-кла-ды-вать ру-ка-вич-ку. Через неде-лю на вра-чеб-ном осмот-ре об-на-ру-жи-лось, что опу-холь про-шла.

2. Крест-ная дочь Лю-бо-ви, уче-ни-ца де-вя-то-го клас-са, жи-ла в ин-тер-на-те и дру-жи-ла с юно-шей Ва-ди-мом, с ко-то-рым вме-сте учи-лась. Од-на-жды у Ва-ди-ма на ли-це и ру-ках по-яви-лась эк-зе-ма, при-чем кор-ка об-ра-зо-ва-лась та-кая, что вра-чи ни-чем не мог-ли ему по-мочь. Од-но-класс-ни-ки сме-я-лись и го-во-ри-ли ему: «Ес-ли ты вы-здо-ро-ве-ешь - мы по-ве-рим, что Бог есть». Узнав об этом, Лю-бовь пе-ре-да-ла Ва-ди-му мас-ло и ру-ка-вич-ку от мо-щей пра-вед-но-го Иоан-на Кор-мян-ско-го. Юно-ша стал мо-лить-ся ба-тюш-ке Иоан-ну, каж-дый день чи-тал ему тро-парь и кондак, сма-зы-вал освя-щен-ным мас-лом ли-цо и ру-ки, при-кла-ды-вал ру-ка-вич-ку. Через несколь-ко недель му-чив-шая его эк-зе-ма про-шла. 31 мая, в день ка-но-ни-за-ции от-ца Иоан-на Кор-мян-ско-го, Ва-дим при-нял Свя-тое Кре-ще-ние.

3. Из Го-ме-ля при-ез-жа-ла се-мья с дву-мя доч-ка-ми. У од-ной из них, че-ты-рех-лет-ней Ви-ки, бы-ла боль-ная пе-чень, и де-воч-ка ча-сто ле-жа-ла в боль-ни-цах. У мо-щей ба-тюш-ки Иоан-на ма-ма ска-за-ла ей: «До-чень-ка, ты по-про-си от-ца Иоан-на, чтобы он дал те-бе здо-ро-вья». И Ви-ка по-дет-ски по-про-си-ла: «Ба-тюш-ка Иоанн, ты ме-ня ис-це-лишь, лад-но? Хо-ро-шо, ба-тюш-ка Иоанн?» И по ве-ре ее Гос-подь по-слал ей ис-це-ле-ние.

4. Од-на-жды в Кор-му при-е-хал с се-мьей свя-щен-ник од-но-го из сель-ских при-хо-дов, отец Сер-гий. Его сын Илю-ша, лет пя-ти, был бо-лен эпи-леп-си-ей, не мог ни го-во-рить, ни хо-дить, и в храм ба-тюш-ка за-нес его на ру-ках. Они про-бы-ли в Кор-ме три неде-ли, слез-но мо-ли-лись у мо-щей, каж-дый день при-ча-ща-ли сы-на. И ре-бе-нок по-сте-пен-но на-чал хо-дить, го-во-рить - сна-ча-ла «ма-ма», а по-том и дру-гие сло-ва. Илью-ша ока-зал-ся жи-вым, по-движ-ным и смыш-ле-ным маль-чи-ком. За несколь-ко при-ез-дов в Кор-му он ис-це-лил-ся со-всем.

5. Из Го-мель-ской об-ла-сти при-е-ха-ла се-мья, в ко-то-рой бы-ла доч-ка лет че-тыр-на-дца-ти. В де-вя-том клас-се она за-бо-ле-ла эпи-леп-си-ей. Ро-ди-те-ли, нево-цер-ко-в-лен-ные лю-ди, об-ра-ща-лись и к вра-чам-пси-хи-ат-рам, и к «баб-кам». В ре-зуль-та-те «ле-че-ния» де-воч-ке ста-ло на-столь-ко пло-хо, что она по-сто-ян-но кру-ти-лась во-круг се-бя: ей ка-за-лось, что во-круг нее без-дна, она бо-я-лась в нее сва-лить-ся. В Кор-му се-мья при-е-ха-ла ве-че-ром. Так как к ис-по-ве-ди и при-ча-стию они бы-ли не го-то-вы, утром по-бы-ли на служ-бе, по-мо-ли-лись у мо-щей и уеха-ли. Через ме-сяц, при-е-хав вновь, рас-ска-за-ли, что на сле-ду-ю-щий день по-сле Кор-мы их дочь вы-здо-ро-ве-ла. Те-перь она за-ни-ма-ет-ся до-маш-ни-ми де-ла-ми, вя-жет, вы-ши-ва-ет - и опять ста-ла обыч-ным ре-бен-ком.

6. Пра-вед-ный Иоанн Кор-мян-ский по-мо-га-ет и в та-ких тя-же-лых неду-гах ду-ши, как пьян-ство, ку-ре-ние, нар-ко-ма-ния. Так, че-ло-век лет 30-ти по име-ни Ни-ко-лай дол-гое вре-мя был одер-жим стра-стью нар-ко-ма-нии. По мо-лит-вам ба-тюш-ки Иоан-на Гос-подь его ис-це-лил. Раб Бо-жий Алек-сандр вы-ле-чил-ся от пьян-ства, а од-на па-лом-ни-ца, мно-го лет ку-рив-шая, на-ко-нец, оста-ви-ла эту при-выч-ку.

7. Са-мый по-ра-зи-тель-ный слу-чай был рас-ска-зан на про-по-ве-ди ле-том 2004 го-да ар-хи-манд-ри-том (те-перь - епи-ско-пом Ту-ров-ским и Мо-зыр-ским) Сте-фа-ном. Из Мин-ска в Кор-му при-е-хал мо-ло-дой че-ло-век. Он был в силь-ней-шем от-ча-я-нии - по сло-вам вра-чей, жить ему оста-ва-лось лишь несколь-ко ме-ся-цев, так как про-ве-ден-ные неод-но-крат-но ана-ли-зы по-ка-зы-ва-ли на-ли-чие у него ви-ру-са СПИДа. Мо-ло-дой че-ло-век мо-лил-ся как мог, слез-но про-сил ба-тюш-ку Иоан-на о по-мо-щи. Вер-нув-шись в Минск, по-шел сда-вать ана-ли-зы. Ви-ру-са СПИДа в кро-ви боль-ше не бы-ло.

Отец праведного Иоанна служил иереем в местечке Стрешин Рогачёвского уезда в Свято-Покровской церкви. Мать, ожидавшая рождения ребёнка, каждую службу приобщалась Святых Христовых Тайн. На одной из служб в храме молился юродивый. Увидев мать будущего праведника, он, подойдя, поклонился и пророчески произнёс: “Хотел бы я взять благословение, но не доживу”.

Родился будущий отец Иоанн 20 октября 1837 года . В скором времени младенца окрестили и нарекли в честь апостола Иоанна Богослова. С раннего детства отрок Иоанн помогал своему отцу по храму. По окончании церковно-приходской школы его отдают в духовное училище, закончив которое, он получает направление в семинарию. После окончания семинарии в 1859 году его направляют законоучителем в Огородненскую церковно-приходскую школу. Здесь он познакомился со своей будущей женой Марией, дочерью покойного иерея Филиппа. После венчания в 1862 году Иоанн подаёт прошение на рукоположение. Преосвященнейший Евсевий Орлинский, архиепископ Могилёвский и Мстиславский, 24 февраля, в день памяти преподобного Димитрия Прилуцкого рукополагает Иоанна Иоанновича Гашкевича во иерея и направляет служить в церковь Рождества Богородицы в д. Шерстин Рогачёвского уезда.

В молитвах и трудах проходили молодые годы служения о. Иоанна. В деревне Шерстин за 14 лет в иерейской семье родилось четверо детей: Михаил, Игнатий, Симеон и дочь Татиана. В 1876 году о. Иоанн со своей семьёй по благословению Преосвященнейшего Евсевия перемещается на служение в храм святителя Николая деревни Огородня. Этот храм становится местом усиленного подвига батюшки. Наравне с трудами по благоустройству храма и принадлежавших ему построек, он всё больше предаётся умственной Иисусовой молитве, которую любил с детства.

С 12 апреля 1893 года в течение трёх лет отец Иоанн находится на должности духовного следователя в благочинии. С этого же года его избирают в благочиннический совет, где он несёт послушание в течение 12 лет. За это он был награжден Святейшим Синодом в 1906 году орденом Святой Анны III-степени. Жена Мария в Огородне рожает ещё троих детей: дочь Анну, сыновей Платона и Иоанна. В 70-летнем возрасте о. Иоанн был возведён преосвященнейшим Евсевием, епископом Могилёвским, в сан протоиерея. Через 5 лет, во время 50-летнего юбилея священнослужения, награждается орденом святого равноапостольного князя Владимира IV степени. В 75-летнем возрасте уходит за штат, уступая место священнослужения своему младшему сыну Иоанну. По рождении младшего сына Иоанна батюшка исполнил свою заветную мечту детства – побывал в Киево-Печёрской лавре, где получил от старцев благословение вести монашеский образ жизни.

Проповедуя слово Божие, он призывал всех к покаянию, ибо, говорил он, что грядущее поколение узрит в храмах мерзость и запустение. Батюшка поучал всех любить друг друга и быть покорным властям, поставленным от Бога. Однажды сказал, что за кровь помазанника Божьего прольёт Россия много крови, что и сбылось. Свой ум батюшка занимал Иисусовой молитвой, поучая этому своих сыновей и духовных чад. Слушая его проповеди, люди приходили в умиление. Он ревностно призывал к покаянию и говорил, что скоро изольёт на нас Господь чашу гнева Своего, если мы не покаемся, как ниневитяне. Многим помогал в своей жизни делами и словами, смиренно неся крест пастырского служения. В настоящее время мало осталось тех, кто ещё помнит батюшку живым.

Рассказывает раба Божия Евдокия: “По смерти батюшки ходили часто на могилку. Придем, бывало, сразу на могилку, а потом в храм входим. Всё ему рассказывали там, на могилке” В 30-м году на Пасхальной всенощной вышла она из храма после утрени, смотрит на восток: от храма сияние на небе и крест стоит, а за престолом стоит батюшка с поднятыми руками и молится. Побежала она, позвала людей, и многие видели это чудное видение над храмом на небе в пасхальную ночь 30-го года. Этим своим явлением в ночь на Пасху над храмом, батюшка возвестил народу, что он и по своей кончине молится Господу у Престола за людей Божиих. Вскоре храм был закрыт, а люди, помня явления батюшки, говорили: “Он нас не оставляет в своих молитвах”.

Как-то молилась одна благочестивая девица, чтобы Господь послал ей верующего парня для семейной супружеской жизни, и однажды ей во сне явился старец и говорит: “Ты приходи ко мне на обед, там и встретишь”. Пошла она в храм, а там прихожане из другой деревни заказали панихиду по батюшке. На панихиду приехали родители с сыновьями. Познакомилась она впоследствии с молодым Павлом, и жили они, как подобает православным христианам. А батюшку она благодарила всю свою жизнь.

Батюшка говорил: “Будут прыгать по мне, да гроб крепкий будет”. Так и вышло: в 50-х годах храм сожгли, а всё оставшееся от пожара счистили трактором в ров. При этом плиты и кресты тоже снесли. Место стало ровное, и там устроили футбольное поле и площадку для танцев. Сколько ни прыгали, но гроб выдержал и остался почти целым. Только при раскопках фундамента церкви, его нарушили, когда трактор чуть не провалился в яму. Тогда люди и вспомнили, что здесь похоронен забытый ими пастырь.

Обретение мощей совпало, по промыслу Божиему, с приездом в Гомель в 1991 году Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. И в среду, в день приезда Святейшего Патриарха в Гомель, когда в Корме открыли храм, от мощей шло благоухание. Запах исходил неземной.

"Величаем тя, святой праведный отче, Иоанне, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего!"

Тропарь святому Иоанну

Святче Божий, отче наш праведне Иоанне, / пресвитере славне стада Христова, / свято житие твое совершив, / даром прозрения и исцеления Господь тя одари, / и ныне нетленным телесем с нами пребывая, / моли Христа Бога нашего, / да спасет Господь души наша, / почитающих, блаженне, святую память твою....

Акафист святому праведному Иоанну Кормянскому

Избранный угодниче Христов, святе праведне Иоанне, / от чрева матери на служение Богу избранне / и юродивым старцем служителем Церкви Господней предреченне, / житием твоим праведником Божиим уподобивыйся, / темже и Господь обогати тя даром прозрения и исцеления. / Мы же, чада Церкви Православныя, с любовию да зовем ти:
...

В статье использованы материалы:

  • Брошюра: Святой праведный Иоанн Кормянский

По милости Божией осенью 2013 года в два храма Пуховичского благочиния из Гомельской епархии были переданы для молитвенного поклонения верующих частицы мощей святых угодников Божиих: преподобной Манефы Гомельской и праведного Иоанна Кормянского. Храниться они будут в храме Благоверного князя Александра Невского в Марьиной Горке и в приходском храме в честь Святой преподобной Евфросинии Полоцкой в г.п. Руденск.

Многие пуховчане уже побывали в паломнических поездках в Гомеле и в Корме, у мощей преподобной матушки Манефы и праведного батюшки Иоанна, смотрели посвященные им видеофильмы «Невеста Христова» и «Рядом с небесами», телепрограммы «Існасць» и «Таямніцы душы», испытали на себе чудесную помощь этих святых.
Высокопреосвященнейший Аристарх, архиепископ Гомельский и Жлобинский, сравнивал жизнь святых Манефы Гомельской и Иоанна Кормянского с лампадой: «они были высокой духовной жизни, терпения и постоянного молитвенного подвига. Они были лампадой, огоньком, который освещал жизненный путь другим людям в темном атеистическом мире. Они очень близки к нам и по времени, и по духу, и по жизни, и всегда будет нам помогать по нашим к ним молитвам».
Матушка Манефа и батюшка Иоанн озарили и мою жизнь светом своей любви, одарили своим чудесным заступничеством. В знак признательности и благодарности к ним я хочу, чтобы и другие люди - верующие и еще неверующие в Господа - узнали о них.

Праведный батюшка Иоанн Кормянский
происходит из славного западно-русского рода Гашкевичей (в русском и украинском варианте - Гошкевичей), потомки которого на протяжении многих столетий внесли неоценимый вклад в духовную и культурную жизнь белорусского, русского и украинского народов как выдающиеся священники, ученые, археологи, врачи, преподаватели. Наиболее известны из них дядя святого праведного Иоанна Кормянского - первый консул России в Японии, ученый-востоковед Иосиф Антонович Гошкевич (1814-1875; его именем названа улица в минском микрорайоне «Лошица»), Виктор Иванович Гошкевич (1860-1928; киевский, а затем херсонский общественный и культурный деятель, археолог, музеолог, краевед, журналист, основатель и первый директор херсонского музея старобытностей и утонченных искусств (его дочь Екатерина Ивановна Бутович-Сухомлинова (1882-1918) была женой военного министра и подругой последней российской императрицы Александры Феодоровны), брат Виктора Ивановича - Леонид Иванович Гошкевич, проживший 95 лет (1868-1963), почитавшийся и духовенством, и верующими людьми, и даже властями как праведник, имевший множество церковных и светских наград, из-за преклонных лет отказавшийся от монашества и епископства, и многие другие.
Будущий Кормянский чудотворец родился в семье священника Свято-Покровской церкви деревни Стрешин Рогачевского уезда Могилевской губернии (теперь - Жлобинского района Гомельской области) Иоанна Гашкевича в ночь 20 октября (н.ст.) 1837 года и был крещен с именем Иоанн («благодать Божия») в честь апостола любви Иоанна Богослова. Будущее служение ему было предопределено Господом и открыто родителям еще до его рождения. Когда его мать, как обычно, молилась в храме, к ней подошел юродивый, низко поклонился и произнес пророческие слова: «Хотел бы я у твоего ребенка взять благословение, но не доживу». С этого дня родители знали, что у них родится еще один сын и тоже станет священником (до Иоанна у них уже были сыновья Лев и Николай, впоследствии также священники, и дочь Анна).
Уже в 4 года маленький Иоанн вместе с братьями помогал отцу в храме. Послушание, труд и молитва, а также предание себя в волю Божию и под Покров Царицы Небесной, с отрочества стали главными чертами будущего праведника.
По окончании церковноприходской школы Иоанн успешно учится в духовном училище, а затем в Могилевской Духовной семинарии, после окончания которой в 1859 году его направляют законоучителем в церковноприходскую школу деревни Огородня (теперь в Добрушском районе Гомельской области), где он знакомится с дочерью покойного настоятеля Никольской церкви Марией Трусевич. В 1862 году молодые люди венчаются, и Иоанн Гашкевич подает прошение на рукоположение. Молодого иерея направляют служить в церковь Рождества Богородицы в деревню Шерстин Рогачевского уезда (теперь - Ветковский район Гомельской области). Отец Иоанн с матушкой Марией приехали на новое место в канун Великого поста, что символически отразило их дальнейшую жизнь в молитвах и трудах, покаянии и посте. За 14 лет в Шерстине у них родилось четверо детей: трое сыновей (Михаил и Симеон стали священниками, Михаил - членом Первой Государственной Думы от Могилевской губернии, Игнатий - псаломщиком) и дочь Татьяна (впоследствии - учительница церковноприходской школы). В конце 1876 года, по случаю освобождения священнического места в родной деревне матушки Марии, 39-летний отец Иоанн подает прошение о переводе в Никольскую церковь, и семья, теперь уже насовсем, возвращается в Огородню. Свято-Никольский храм становится местом усиленного молитвенного подвига батюшки, где в полной мере Господь раскрыл духовные способности Своего избранника.
Батюшка приложил много трудов по благоустройству храма и принадлежащих ему построек, хотя сам недвижимой собственности никогда не имел, а проживал в церковном домике рядом с церковью. В Огородне у Гашкевичей родилось еще трое детей: дочь Анна и сыновья Платон и Иоанн (тоже ставшие священниками). После рождения Иоанна-младшего (в 48 лет) отец Иоанн-старший исполнил свою мечту детства: посетил Киево-Печерскую Лавру (с которой была связана судьба многих его родственников) и получил благословение от старцев на монашеский образ жизни, уже до смерти не вкушал мясной пищи, предавался строгому посту в среду и пятницу, лишь после вечернего богослужения вкушая просфору и немного воды. Ум свой батюшка всегда занимал Иисусовой молитвой, научая этому своих сыновей и духовных чад. На богослужение к нему приходили люди из разных деревень, чтобы насладиться в храме благодатью, которая присутствовала там вместе с добрым пастырем.
Проповедуя слово Божие, отец Иоанн призывал всех к покаянию: «Скоро Господь изольет на нас чашу гнева Своего, если мы не покаемся… Грядущее поколение узрит в храмах мерзость запустения». Однажды он сказал, что за кровь помазанника Божия Россия прольет много крови. Оба этих предсказания сбылись. Как сбылось и то, что в Свято-Никольский храм на Божественную литургию явится сама Пресвятая Богородица (это случилось через 19 лет после смерти отца Иоанна, после чего, как он и предупреждал, власти храм закрыли).
Многим батюшка помогал и советами, и молитвами, и делами, воплощая слова апостола Иакова: «Вера без дел мертва». Заповедь о любви к Богу и ближнему отец Иоанн исполнил всей своей жизнью. Это отмечали и прихожане храма, в котором он настоятельствовал на протяжении 36 лет, и духовное начальство. За время своего служения отец Иоанн многие годы занимал ответственные должности в благочинии, в 70 лет был возведен в сан протоиерея, имел церковные награды: набедренник, скуфью, камилавку, золотой наперсный крест, орден Святой Анны ІІІ степени, орден святого равноапостольного князя Владимира IV степени. В 1912 году отец Иоанн выходит за штат по возрасту (75 лет) и состоянию здоровья, уступив место священнослужения младшему сыну Иоанну.
Земная жизнь праведного Иоанна Гашкевича, подвижника благочестия нашей земли, окончилась осенью 1917 года. Батюшка не дожил до Октябрьской революции, но предсказал ее. Еще он предсказал будущее людей, обращавшихся к нему за советом, своих детей, судьбу Свято-Никольского прихода. Так, он говорил: «Умру - солнышко светить будет, день ясный. Век не ездил на машине, а по смерти покатают. Будут прыгать на мне, да гроб крепкий будет». А старшему сыну, протоиерею Михаилу, говорил: «В одном месте лежать будем». Действительно, так и случилось. Похоронили отца Иоанна в Огородне, с правой стороны от алтаря Свято-Никольского храма. Через 19 лет рядом был похоронен и отец Михаил. В середине 1930-х храм закрыли, а в 1956 году сожгли, и все, что осталось после пожара, вместе с могилами священников счистили трактором в ров, а сверху устроили футбольное поле и танцплощадку. Несколько лет назад я разговаривала с редактором одного из минских журналов, Анной, родом из Огородни, которая, посмотрев фильм о святом Иоанне Кормянском и прочитав его житие, слезно каялась в том, что она в молодые годы вместе с другими односельчанами танцевала на этой танцплощадке…
Обретение мощей праведного протоиерея Иоанна Гашкевича состоялось в июле 1991 года и совпало по времени с посещением Гомеля Святейшим Патриархом Алексием Вторым. Во время проведения раскопок фундамента Свято-Никольского храма настоятелем Свято-Покровского храма близлежащего села Корма иеромонахом Стефаном (Нещеретом) (ныне епископ Гомельский и Жлобинский) был обнаружен гроб с нетленными останками священника. По фотографии, принесенной местной жительницей, было установлено, что они принадлежат протоиерею Иоанну Гашкевичу. Рядом были найдены останки его сына - священника Михаила Гашкевича. С благоговением они были перевезены на машине в Корму (как и предсказывал праведный отец Иоанн) и после совершения нескольких панихид, на которые стеклось несколько сотен людей и множество духовенства, захоронены в мраморном склепе возле алтаря Покровского храма. Как рассказывали мне очевидцы этих событий - регент Свято-Покровского храма Екатерина Кузьминична Хацкова и другие местные жители - тело отца Иоанна было нетленным и благоухало…
Учитывая интерес к личности отца Иоанна верующих людей, а также чудесные знамения и исцеления, происходящие у его гробницы, Преосвященнейший епископ Гомельский и Жлобинский Аристарх обратился к Высокопреосвященнейшему Митрополиту Филарету с просьбой рассмотреть возможность прославления отца Иоанна для почитания его как местночтимого святого. И вскоре было получено благословение на изъятие из-под спуда мощей батюшки Иоанна Гашкевича.
Это событие произошло 9 сентября 1997 года, а 31 мая 1998 года состоялась канонизация протоиерея Иоанна Иоанновича Гашкевича в лике Собора Белорусских Святых как праведного Иоанна, чудотворца Кормянского.
По молитвам ко святому праведному Иоанну Кормянскому произошло множество случаев исцелений, причем не только в Беларуси. Помогает батюшка Иоанн православным (и не только) людям, живущим во многих странах. А частички его святых мощей находятся в православных храмах в Украине, России, Литве, Польше, Германии, Болгарии, Австралии, Америке, Канаде, на Кипре… Храмы и храмовые приделы в честь праведного Иоанна Кормянского построены в городах Гомеле, Минске и Волковысске (Гродненская область), в деревне Малые Летцы (Витебская область). В Свято-Преображенском храме города Чечерска Гомельской области находится чудотворная миро- и кровоточивая икона святого Иоанна Кормянского.
Насельницы Свято-Иоанновского Кормянского монастыря собирают свидетельства о чудесах, происходящих по молитвам к праведному батюшке Иоанну. Исцеленные люди присылают письма с рассказами, прилагая к ним медицинские документы. Так, в архиве монастыря хранятся папки со свидетельствами об исцелении от многих заболеваний: опорно-двигательного аппарата, туберкулеза, опухолей (в том числе онкологических) и гидроцефалии, кожных, зубных, нервных, желчно-каменной болезни, глухоты и слепоты, ожогов… (Свидетельницей таких случаев неоднократно я была сама).
Наверное, многие в нашем районе знают семью музыкантов и художников Ковальчуков, которая жила в Руденске (несколько лет назад они переехали в Жировичи). Именно с ними произошли, наверное, самые необыкновенные случаи исцелений по молитвам праведного Иоанна, чудотворца Кормянского (об этом они сами рассказывают в фильме «Рядом с небесами»). В начале 2000-х их старшая внучка Машенька обожгла кипятком руку. Ожог был настолько сильным, что кожа с руки слезала, как перчатка. Тогда бабушка, узнав, что в Гомельской области есть мощи святого праведного Иоанна Кормянского, поехала в Кормянский монастырь, где усиленно молилась за внучку. Из монастыря она привезла Машеньке рукавичку, освященную на мощах праведного батюшки Иоанна. Как только девочка надела эту рукавичку, боль сразу прошла. А вскоре рука зажила, не оставив следа от ожога.
Через несколько лет в этой семье произошел еще один удивительный случай. У Машеньки уже были младшие полуторагодовалый братик и трехлетняя сестренка Настенька. Однажды малыши баловались, бегали из комнаты в комнату, и Настеньке дверью (а в старом доме она была тяжелая) обрубило фалангу пальца. Была зима, в доме топилась печь, и Настенькина мама в сердцах бросила обрубок пальчика в горящую печь… Девочку сразу же повезли в больницу, пальчик зашили и посочувствовали, что больше ничем уже невозможно помочь… Но родители вспомнили о чудесной рукавичке. Настенька надела ее и носила не снимая, и через несколько недель… стала расти новая фаланга пальчика… Теперь пальчики на левой и правой руке у Насти почти не отличаются (на снимке).
Более подробно о житии и чудесах святого праведного Иоанна Кормянского можно узнать на сайте korma-hram.by

Ангелина Миронычева-Добровольская,
редактор интернет-сайта «Святой праведный Иоанн Кормянский».
korma.hram.by