Правила бесплатной установки счетчиков воды. Что такое ИПУ? Эффективное средство экономии ресурсов Постановление по установке приборов учета

Правила бесплатной установки счетчиков воды. Что такое ИПУ? Эффективное средство экономии ресурсов Постановление по установке приборов учета
Правила бесплатной установки счетчиков воды. Что такое ИПУ? Эффективное средство экономии ресурсов Постановление по установке приборов учета

Регулирующие правила, касающиеся установки и поверки приборов учёта воды в квартире и доме, в законодательстве, актуальном в 2016 году представлены:

  • Федеральным Законом «Об обеспечении единства измерений» -- 102-ФЗ,
  • Федеральным Законом (№261-ФЗ) «Об энергосбережении», который в ч. 5 с. 13 предполагает обязательную установку водосчётчиков холодной и горячей воды
  • Приказом от 02.07.2015 Министерства промышленности и торговли (№ 1815), отменяющим некоторые предыдущие приказы Госстандарта,
  • Постановлением правительства РФ 776, регламентирующим организацию коммерческого водоучёта,
  • Приказом Минстроя РФ 17-94 об утверждении правил пользования системами водоснабжения (в п. 3.1-3.21),
  • Постановлением № 354 Правительства России, регламентирующим правила поверки счётчиков.

Некоторые из документов - например, Постановление № 831 Правительства Москвы - рассматривались потребителями в трактовках, противоречащих другим нормативным документам. В результате могло сложиться впечатление, что один закон для приборов учёта воды не согласуется с другим законом.

Разъяснения по некоторым «спорным» законодательным вопросам

1. Вопрос об ответственных за установку общедомовых водосчётчиков горячей и холодной воды .

Согласно ФЗ № 261, обязательная установка общедомовых водомеров в многоквартирных домах возлагалась на собственников и управляющие организации. При этом статья 158 «Жилищного кодекса РФ» закрепляла обязанности жильцов на компенсацию затрат, связанных с обслуживанием общедомовой территории. Это означало, что все расходы на полив газонов или мытьё подъездов возлагались на жильцов, что никем не оспаривалось. Спорным здесь оказался вопрос о том, кого считать собственником многоквартирного дома и, соответственно, кто должен оплачивать покупку и монтаж общедомового расходомера. Если собственником многоквартирного дома является муниципалитет, то почему за домовой водосчётчик должны платить владельцы квартир?

Дилемма чаще всего решается разделением на два вида собственников:

При этом оговаривается, что Управление муниципального имущества, осуществляющее управление домами, путём заключения договоров, делегирует право собственности управляющим компаниям и владельцам квартир. А, вместе с правом, – делегирует и обязанности по установке общедомовых расходомеров.

2. Вопрос об в квартире и законе, обязывающем это сделать .

После принятия ФЗ № 261собственники жилья обязаны были установить расходомеры воды, отопления и газа. Сомнения в необходимости водосчётчиков стали возникать после отмены в конце 2014-го нормы об обязательности монтажа газовых счётчиков. Общественное мнение ошибочно распространило эту отмену и на счётчики воды.

Ещё одной причиной сомневаться в законодательной обязательности водомеров стала реализация требований закона на практике. К моменту вступления законодательной нормы в силу только порядка 60 % населения выполнило требование. При этом применения административного наказания или штрафных санкций к лицам, отказавшимся устанавливать водомеры, предусмотрено не было.

Таким образом, требование к обязательной установке водомеров сохранило силу и, согласно законодательству, действует в 2016-ом году. Однако к лицам, не установившим водосчётчик, применяется ПП РФ № 306, регулирующее нормативы в сфере коммунальных услуг. Согласно ему, при оплате за ГВС и ХВС без счетчиков предусмотрены растущие каждые полгода коэффициенты:

  • 01.01.15 - 30.06.15: 1,1,
  • 01.07.15 - 31.12.15: 1,2,
  • 01.01.16 - 30.06.16: 1,4,
  • 01.07.16 - 31.12.16: 1,5,
  • с 01.01.17: 1,6.

При этом прогнозируется, что давление на таких жителей со стороны ТСЖ и управляющих компаний, ответственных за реализацию закона, будет увеличиваться. Вопрос о возможности монтажа водосчётчика вопреки согласию жильца с последующим взысканием с него через суд средств за установку уже сейчас поднимается правозащитниками.

3. Проблема законности использования экономящих устройств, влияющих на показания водосчётчиков .

Сам вопрос возник после рекламной компании экономителей воды (http://water-save.com/ ), в которой делался акцент на законности применения данного устройства (видимо, в противовес использованию незаконных магнитов, останавливающих расходомер). Однако поскольку устройство накручивается на кран, то есть располагается после счётчика, и, следовательно, прямо не влияет на его показания, законодательство никак не запрещает его использования и вообще не затрагивает вопрос применения экономителя.

4. Вопрос об отмене обязательности поверок счётчиков .

С выходом Постановления № 831 Правительства Москвы стало популярным утверждение, что обязательная поверка водомеров отменена. Распространению этого мнения способствовало то, что в Постановлении действительно шла речь об отмене поверочных сроков. Однако отмена эта касалась единых сроков поверки, так как прежние правила не учитывали неравноценные технические особенности водомеров и их рабочий потенциал.

Идея нормативного документа состояла в том, чтобы в поверочных сроках «привязаться» к межповерочному интервалу, указанному в паспорте расходомера. Подобную трактовку закрепляет и Постановление № 354, где прямо указано, что поверочные сроки для общедомовых, индивидуальных, общеквартирных и комнатных счётчиков установлены в технической документации прибора учёта.

Максимально подробно о порядке поверочной процедуры, требованиях к знаку и содержании поверочного свидетельства говориться в Приказе № 1815 Министерства промышленности и торговли.

Положения Приказа № 1815 «Об утверждении порядка проведения поверки…»

В рамках действующего приказа счётчики:

  • до ввода в эксплуатацию и после ремонта подлежат первичной поверке, и периодической – в процессе эксплуатации, через установленный межповерочный интервал.
  • не предназначенные для сферы государственного регулирования, подвергаются поверочной процедуре в добровольном порядке,

Поверочную процедуру могут осуществлять аккредитованные в системе аккредитации РФ юрлица и индивидуальные предприниматели (ч. 2 ст.13 N 102-ФЗ). Если средство измерения по результатам процедуры признано непригодным к использованию, свидетельство аннулируется и выписывается извещение о непригодности.

Положительные результаты удостоверяются знаком, свидетельством и/или записью в паспорте с подписью поверителя. Если конструкция водосчётчика не позволяют нанести знак прямо на средство измерения, он наносится на свидетельство или в паспорт.

Отменена не поверка, а ее фиксированные сроки! Об этом статья из газеты "Звездный бульвар"

Четыре вопроса про водосчётчики

В редакцию приходит немало вопросов, которые касаются обязательной поверки водосчётчиков. Все они связаны с выходом в декабре прошлого года постановления Правительства Москвы №831-ПП, отменившего документ, который регламентировал порядок установки, обслуживания, поверки приборов учёта воды (приложение 1 к постановлению Правительства Москвы №77-ПП от 10.02.2004 г.). Так надо или не надо проводить поверку?

Изменения прокомментировали в Дирекции ЖКХ и благоустройства СВАО.

1. Нужно ли поверять или устанавливать новые водосчётчики холодной воды?

Нужно. Отменена не поверка вообще, а её фиксированные сроки - 4 и 6 лет для приборов учёта горячей и холодной воды соответственно, которые были указаны в отменённом приложении к постановлению Правительства Москвы. Тем не менее в соответствии с постановлением Правительства РФ от 6.05.2011 г. №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений» потребитель обязан « , установленные технической документацией на прибор учёта». Иными словами, в те сроки, которые указаны в техпаспорте прибора. В техпаспортах на отечественные водосчётчики обычно указаны межповерочные интервалы согласно ГОСТу - 6 лет для счётчиков холодной воды и 4 года - для счётчиков горячей воды, хотя межповерочный интервал некоторых импортных счётчиков может составлять 10-15 лет.

2. Каким образом управляющая компания контролирует сроки поверки квартирных водосчётчиков?

При установке или замене водосчётчиков житель должен принести в управляющую компанию акт ввода прибора в эксплуатацию, где указана дата его установки, так как только в этом случае расчёт за израсходованную воду будет производиться на основании показаний квартирного водосчётчика. Таким образом, УК располагает информацией об истечении межповерочного интервала на все водосчётчики, установленные в доме. И в нужный срок жителя проинформируют о необходимости произвести поверку.

3. Какие последствия могут ожидать жителя, если он проигнорировал сроки поверки?

Без проведения приборы считаются непригодными для учёта водопотребления. Абонентам, не предоставившим акты поверок или замены водосчётчика, расчёты за ЖКУ по приборам учёта будут переведены с квартирных на общедомовые приборы учёта.

4. На каком основании управляющая компания начала проверять регистрацию жильцов в квартирах без водосчётчиков?

30 января 2013 года Департамент ЖКХ и благоустройства г. Москвы утвердил «Методические рекомендации по выявлению физических лиц, пользующихся жилым помещением». На основании этого документа управляющие компании получили право выявлять незарегистрированных жителей с целью начисления платы за фактически израсходованную воду. При прежнем порядке расчётов за холодную и горячую воду по показаниям общедомового прибора учитывались только граждане, зарегистрированные в доме. . Квартиры, не оборудованные водосчётчиками, будут проверяться комиссией не реже двух раз в месяц. Информация о факте проживания незарегистрированных граждан будет передаваться в ГКУ ИС района для начислений за воду.

Татьяна ЩЕРБАКОВА

Материал из Звёздного Бульвара №10 (328) от 17.03.2013

Если вам необходимо в своем доме, но не знаете, какой водосчетчик лучше всего для этого подойдет, мы советуем обратить внимание на счетчики воды Берегун, изготовленные в России.

Остерегайтесь компаний мошенников по водосчетчикам!

Доверяйте замену и поверку водосчетчиков профессионалам компании СТЭК!

Сертификаты и лицензии

Лицензия на право поверки


Требования к метрологическим службам юридических лиц, аккредитуемым на право поверки СИ, и порядок их аккредитации установлены законодательством. МС должна иметь положение, структуру, систему обеспечения качества, персонал, необходимые рабочие эталоны, помещения и условия, обеспечивающие проведение поверки СИ. Положение о МС должно быть утверждено в установленном порядке.

Приказ об аккредитации СТЭК

Деятельность «СТЭК» по поверке счетчиков воды полностью соответствует строительным нормам и правилам. В частности, СНиП 2.04.01-85. Поверка водосчетчиков, поможет в несколько раз снизить расходы на оплату коммунальных услуг. Поверка производится в любом районе Москвы. Это основной аргумент для перехода от коммунальных нормативов к строгому учету потребляемой воды.

Бесплатная поверка водосчетчиков - Метрологическая служба СТЭК

При заключении договора на сервисное обслуживание
мы все последующие поверки счетчиков воды берем на себя!



Все поверки ваших приборов учета будут для Вас бесплатными!

Преимущества сервисного договора

    Заключая сервисный договор, Вы БЕСПЛАТНО получаете:
  • Все последующие поверки приборов
  • Бесплатная замена неисправного водосчетчика
  • Визуальный осмотр с целью выявления неисправностей и нарушений в работе водосчетчика
  • Проверка наличия и целостности пломб
  • Контрольное снятие и запись показаний водосчетчика
  • Проверка работы счетного механизма на водосчетчиках
  • Очистка фильтра от отложений, песка и окалины с разборкой и ревизией – при необходимости
  • Замена прокладок в местах соединения водосчетчиков – при необходимости

Особенно важно знать порядок установки счетчиков воды и правила их регистрации тем, кто только собирается заняться этим вопросом. Если вы заинтересованы в максимально возможном сокращении расходов, затраченных на потребление воды, следует поторопиться и как можно быстрее установить в своей квартире приборы учета.

Счетчики воды: зачем их устанавливать

Общеизвестно, что расход воды оплачивается потребителем двумя способами расчета:

  • по нормативам (которые определяются региональными властями, при этом окончательная сумма не зависит от количества фактически использованных кубометров);
  • по показателям ИПУ (индивидуальных учетных приборов). С 2015 года каждый собственник обязан обеспечить ими свое жилье. Те потребители, которые этого не сделают, не понесут какой-либо ответственности, но будут вынуждены оплачивать расход воды по повышенным тарифам.

Так, с января 2016 года коэффициенты расчета оплаты по тарифам повышены в три, а с января 2017 года - в пять раз, в 2019 году планируется применение надбавочного коэффициента - 1,5.

Законом предусмотрено исключение из этих правил: если технически невозможно установление счетчиков в том или ином жилом помещении, сотрудники управляющей компании обязаны составить соответствующий акт, который дает право оплачивать водоснабжение по обычному, не завышенному тарифу.

Ощутимая экономия

Простой математический расчет показывает, что среднестатистическая семья из четырех человек за пять лет проживания в одном помещении экономит не менее 180 тысяч рублей при условии оплаты только реально потребленной воды. Так, в норматив заложено потребление горячей воды одним человеком 150-170 литров в день, холодной – до 240 литров, что соответствует максимально возможному расходу.

Особенно очевидна экономия денежных средств посредством водомеров, когда:

  • в квартире проживает больше четырех-пяти граждан. К примеру, семье из пяти человек приходится платить, если нет счетчика на воду, пятикратный тариф, установленный в городе проживания. В большинстве случаев в таких семьях больше двух-трех детей, которые, конечно, реально не расходуют то количество кубометров, которое заложено в норматив. Поскольку при определении твердых сумм оплаты местные власти не учитывают возраст, нуждаемость каждого члена в коммунальных услугах, фактическая переплата может достигать нескольких тысяч рублей за месяц;
  • в квартире никто не проживает. В этом случае реальный расход воды равен нулю, тогда как собственник жилого помещения без ИПУ обязан вносить ежемесячные платежи;
  • проживающие в доме уезжают в отпуск, командировку и т.д. За время отсутствия наличие счетчика дает возможность существенно сэкономить, поскольку за этот период фактически вода не потребляется – соответственно, и не оплачивается, в отличие от жилья без приборов.

Впрочем, в отдельных ситуациях некоторые дополнительные расходы жильцы с установленными счетчиками все же несут:

  • когда установленный механизм учета выходит из строя, до его починки собственник обязан оплачивать водоснабжение по общему правилу. При этом неудобства могут вызвать расчет периода оплаты, денежные расходы на ремонт, доказывание причины поломки не по вине жильцов;
  • если счетчик соответствует низкому качеству, возможна довольно большая погрешность фиксации показателей. Последствием может быть переплата, которую трудно доказать;
  • общедомовой показатель пользования водой – если он превышает суммарное значение по квартирам, перерасход придется оплачивать солидарно всем собственникам. Так, перерасход может возникнуть как из-за недобросовестных соседей, подключающих всевозможные магниты к счетчикам, так и за счет тех, кто не установит ИПУ.

Кроме того, в некоторых многоквартирных домах имеются нежилые помещения, в которых не установлены индивидуальные приборы, что также влияет на общий показатель расхода. В летнее время возможна поливка прилегающей придомовой территории за счет общего источника водоснабжения, при этом соответствующие затраты также лягут на всех владельцев квартир в равной степени.

Цена воды

Сколько стоит кубометр горячей воды? В столице оснащенность приборами учета достигла 85% - это самый высокий показатель по стране. В Москве стоимость:

  • кубометр горячей воды стал соответствовать 130,27 рублей (ОАО «Мосэнерго»)
  • и 163,24 р. (ОАО «Моэк»)
  • в среднем, такая стоимость больше прошлогодней на 10-11 рублей.

Давайте разберемся, откуда берутся тарифы и коэффициенты, используемые нами для расчета суммы платежа.

Итак, в каждом регионе работают ресурсоснабжающие организации, с которыми потребители заключают договора о поставке воды. Оплата воды без счетчика производится по региональному тарифу на каждого прописанного человека. Кроме того, итоговая цена воды складывается из самого норматива и надбавки за оказание услуги поставки, так называемого индекса.

Для разных регионов установлен свой максимальный показатель индексации, превышать который недопустимо. Так, одна из самых низких величин установлена для Северной Осетии (3%), наиболее высокая – для городов федерального значения (Москва – 7,5%, СПб – 6,5%). Среднее значение процента индексации в средней полосе России варьируется от 4 до 5,5%.

В стоимость кубометра воды входит:

  • расходы на затраченную электроэнергию (подогрев, доставка);
  • расходы по очистке воды (обслуживание и контроль очистного оборудования, работы по соответствию стандартным нормам СанПиНа);
  • оплата работы трудоустроенного в организации-поставщике персонала, включая социальные отчисления, налоги;
  • затраты на содержание, аренду необходимых конструкций;
  • расходы на ремонт, обслуживание оборудования;
  • водный налог;
  • расходы по соблюдению экологических расходов: вывоз и уничтожение отходов, экспертизы проб и т.д.

Как установить счетчик

Многие из нас, в отличие от тех, кто намеренно не пользуется ИПУ, просто не успевают заняться, наконец, установкой и регистрацией счетчика воды в своем жилье. Некоторые собственники не знают, с чего начать и куда обращаться. Вместе с тем, процедура оснащения жилого помещения индивидуальными приборами учета не занимает много времени и сил, если знать ее суть.

Итак, вы не хотите больше переплачивать и готовы заняться установкой. Для этого вам необходимо:

  • подать заявление об установке счетчика в обслуживающую ваш многоквартирный дом организацию (не забывайте, что водомер необходимо поставить на каждый стояк в квартире);
  • заключить трехсторонний договор (текст готовит управляющая компания), где будет указано, какая ресурсопоставляющая организация намерена обслуживать ваш дом;
  • подписать акт ввода в эксплуатацию (после того, как вы убедились в рабочем состоянии прибора и в его опломбировке). В этом документе должна быть указана дата начала использования, подпись установщика, дата поверки, показания. Эти же данные используются для регистрации в компании-поставщике (обычно это «Водоканал») - с этого момента будет действовать ваш личный счет;
  • заключить договор с управляющей компанией о порядке оплаты.

Перед тем, как подписать договор, следует обратить внимание на наличие лицензии у водоснабжающей компании (она должна быть представлена по вашему требованию).

Можно ли самому установить счетчик? В законодательных актах такого запрета нет, но если вы сделаете это неправильно (к примеру, расстояние от общей трубы до прибора будет менее 20 см), то демонтаж будет вашим дополнительным расходом. Кроме того, при самостоятельной установке вам придется вызвать специалиста для опломбировки и регистрации в «Водоканале».

Недавно выдвигался законопроект о перекладывании установки и поверки счетчиков за счет коммунальщиков. Однако инициатива забуксовала в Госдуме и проект отклонили.

Стоимость услуг

Сколько стоит установка счетчика на воду? Окончательная цена складывается из стоимости самого прибора и услуги по его вводу в эксплуатацию. В регионах цены на сам механизм зависят от конкуретноспособности фирм, их выпускающих и продающих.

  • Так, обычный недорогой прибор учета может обойтись потребителю от 680 до 2500 рублей. Чем больше период до следующей поверки, тем стоимость будет выше. В Москве и Санкт-Петербурге цена может доходить до 8000 рублей.
  • За установочные работы в регионах могут выставить счет от 200 до 500 рублей за отдельный ИПУ, в столице – до 3000 рублей. Оснащение квартир приборами учета могут производить как компании, их продающие (при наличии лицензии), так и сантехники управляющей или водоснабжающей организаций.

Для граждан, не имеющих финансовой возможности оплатить стоимость процедуры и самого счетчика, предусмотрена возможность рассрочки до пяти лет. Для этого необходимо обратиться с соответствующим заявлением в обслуживающую компанию, которая составит специальный договор, где будет указан график внесения частичных платежей.

Льготы

В России предусмотрена возможность бесплатной установки счетчиков воды для следующих категорий граждан:

  • малообеспеченные;
  • малоимущие;
  • участники Великой Отечественной Войны (а также труженики тыла, реабилитированные, вдовы умерших участников ВОВ и т.д.);
  • инвалиды первой и второй группы;
  • семьи, где воспитывается ребенок-инвалид.

В регионах предусмотрена бесплатная процедура установки для пенсионеров по старости. В Москве за бесплатной установкой могут обратиться те, кто получает субсидию на оплату услуг ЖКХ.

В некоторых городах в СМИ объявляется период, в течение которого водомер может быть установлен бесплатно.

Техническое обслуживание

Если прибор сломался, то потребителю необходимо сообщить об этом в управляющую компанию или напрямую организации-поставщику. Специалист обязан выехать по месту жительства потребителя и устранить поломку. В случае, если гарантийный срок (обычно он составляет от одного до трех лет) на механизм не истек, его заменят или отремонтируют бесплатно. В то же время, стоимость вызова мастера (от 200 до 1000 рублей) обычно оплачивает собственник жилья.

После того, как техническая неисправность устранена, прибор снова должны опломбировать (бесплатно), о чем указывается в паспорте.

Как часто делается поверка?

Для того, чтобы убедиться в соответствии показателей реальному потреблению, а также для продолжения эксплуатации после:

  • 4 лет - ИПУ горячей воды
  • 6 лет - ИПУ холодной воды

требуется своевременная поверка. До недавнего времени собственник должен был обеспечить поверку двумя способами:

  • вызвать специалиста, который демонтирует прибор и обеспечит его проверку в специальной лаборатории;
  • заменить на новый – опять же, путем привлечения сотрудника, имеющего право это сделать.

В настоящее время все больше компаний имеют в своем распоряжении специализированное оборудование, позволяющее проверить счетчики воды без снятия. Стоимость такой услуги от 750 рублей до 2000 рублей.

  • Приказ Минэнерго РФ от 07.04.2010 г. №149 "Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов"
  • Приложение №1 к Приказу Минпромторга РФ от 21.01.2011 г. №57 "Об утверждении методических рекомендаций по техническим требованиям к системам и приборам учета воды, газа, тепловой энергии, электрической энергии"
  • Добрый день.

    Следует добавить, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»:

    При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги (п. 42).

    Т.е. расчет ведется в зависимости от кол-ва проживающих в помещении, норматива на каждого человека и тарифа.

    П. 55 Постановления:

    При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, используемых для подогрева холодной воды, объем потребления таких коммунальных ресурсов определяется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, установленных для потребителей, проживающих в жилых помещениях при отсутствии централизованного горячего водоснабжения.

    56. Если жилым помещением, не оборудованным индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета горячей воды, и (или) холодной воды, и (или) электрической энергии, пользуются временно проживающие потребители, то размер платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной в таком жилом помещении, рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих в жилом помещении потребителей. При этом в целях расчета платы за соответствующий вид коммунальной услуги потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.

    56(1). В случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и исполнитель располагает сведениями о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания, исполнитель вправе составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении. Указанный акт подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом и органом управления такого товарищества или кооператива заключен договор управления с управляющей организацией.

    С уважением, Александр Гугучкин.

    06.03.2013 13:15:38 Рубрика: Коммунальные услуги

    Все приборы учета можно разделить на 2 группы: индивидуальные и общедомовые (коллективные). Индивидуальные приборы учета - это приборы, которые учитывают Ваше личное потребление коммунальных ресурсов. Общедомовые (коллективные) приборы учитывают потребление коммунального ресурса всего дома, которое включает в себя потребление всех его жильцов, плюс потребление на общедомовые нужды ().

    Сроки установки приборов учета жилых домов

    В соответствии с п.5, 5.1 ст.13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации" , собственники жилых домов обязаны установить приборы учета до наступления ниже приведенных сроков.

    1. Индивидуальные приборы учета

    в. Тепловая энергия - не определен

    Кто обязан устанавливать и оплачивать приборы учета жилых домов

    В соответствии с п.9 ст.13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации" № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года, с 1 июля 2010 года ресурсоснабжающие организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора. Цена такого договора определяется соглашением сторон, а оплата осуществляется равными долями в течение пяти лет с даты его заключения (при этом цена договора увеличивается на сумму процентов за рассрочку, но не более ставки рефинансирования ЦБ РФ), за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

    1. Индивидуальные приборы учета
    1. Общедомовые (коллективные) приборы учета

    В соответствии с п.1 ст.39, п.1 ст.158 , собственник жилого помещения обязан нести расходы на содержание общего имущества многоквартирного дома. Таким образом, общедомовой (коллективный) прибор учета, собственники также обязаны приобрести и установить (ввести в эксплуатацию). При этом, в соответствии с п.16 Постановления Правительства РФ «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается:

    а) собственниками помещений:

    · путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с п.5 ст. 161, 162 Жилищного кодекса РФ;

    · путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со ст. 164 Жилищного кодекса РФ;

    б) ТСЖ, жилищно-строительным кооперативом:

    · путем членства собственников помещений в указанных организациях - в соответствии с разделами V и VI Жилищного кодекса РФ;

    · путем заключения собственниками помещений, не являющимися членами указанных организаций, договоров о содержании и ремонте общего имущества с этими организациями - в соответствии с п. 2 ст. 138 Жилищного кодекса РФ.

    Поэтому в данном варианте, обязанность по установке общедомовых (коллективных) приборов учета, перекладывается на обслуживающие организации (в зависимости от формы управления).

    Приведем обязанности, которые касаются индивидуальных и общедомовых (коллективных) приборов учета.

    В соответствии с п.7 ст.12 Федерального закона № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года, управляющая компания, ТСЖ, обслуживающая организация, регулярно (не реже чем один раз в год) обязано разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. В предложениях указываются расход на проведение данных мероприятий, объем ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий. Таким образом, у управляющих компаний, ТСЖ, обслуживающих организаций существует обязанность проинформировать собственником многоквартирных домов о необходимости устанавливать приборы учета, о стоимости данных работ, о планируемых результатах данных мероприятий.

    До 1 июля 2010 года ресурсоснабжающие организации, обязаны предоставить собственникам жилых домов или организациям представляющим интересы собственников (управляющие компании, ТСЖ, обслуживающие организации), предложения об оснащении жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов. То есть, все управляющие компании, ТСЖ, обслуживающие организации должны быть уведомлены о необходимости установки приборов учета и в свою очередь проинформировать собственников жилых помещений (п.10 ст.13 Федерального закона № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года).

    В случае, если до 1 июля 2013 года ресурсоснабжающие организации, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета коммунальных ресурсов. Собственники не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению приборами учета коммунальных ресурсов, должны обеспечить допуск организаций к местам установки приборов учета и оплатить расходы на установку этих приборов учета. А в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке собственники, должны также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. Стоит отметить, что оплата расходов в данном случае, происходит также равными долями в течение пяти лет (при этом сумма расходов увеличивается на сумму процентов за рассрочку, но не более ставки рефинансирования ЦБ РФ), за исключением, если собственники выразили намерение оплатить данные расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки (п.12 ст.13 Федерального закона № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года).

    Ответственность за несоблюдение требований по установке приборов учета жилых домов

    Ответственность за несоблюдение требований по установке приборов учета жилых домов, предусмотрена ст. 9.16. «Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» Кодекса РФ об Административных правонарушениях. В соответствии с данной статьей предусмотрены три пункта, имеющие отношения к установке приборов учета жилых домов:

    4. Несоблюдение "лицами", ответственными за содержание многоквартирных домов, "требований" энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, "требований" их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных "мероприятий" по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах


    5. Несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, "требований" о разработке и доведении до сведения собственников помещений в многоквартирных домах предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в многоквартирных домах

    Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
    6. Несоблюдение организациями, обязанными осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, "требования" о предоставлении собственникам жилых домов, дачных домов, садовых домов, лицам, представляющим их интересы, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов, если предоставление указанных предложений таким лицам является обязательным,

    Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.