Происхождение рок н ролла. Рождение, взросление и жизнь рок-н-ролла. Словарь музыкальных терминов

Происхождение рок н ролла. Рождение, взросление и жизнь рок-н-ролла. Словарь музыкальных терминов
Происхождение рок н ролла. Рождение, взросление и жизнь рок-н-ролла. Словарь музыкальных терминов

Музыка для многих людей является смыслом жизни, для кого-то это работа, для других увлечение. Однако невозможно даже представить человека, который не слушал бы хоть какой-нибудь жанр музыки и не любил некоторые песни.

Такие жанры музыки как рок и рок-н-ролл всем хорошо известны, однако мало кто понимает, чем именно они отличаются. Если проводить сравнение данных жанров то, прежде всего, необходимо углубить в историю.

Как появился рок-н-ролл

Рок-н-ролл как жанр музыки является более ранним, чем рок, и его момент происхождения относят к середине 50-х годов XX века. Музыка была на тот момент достаточно примитивной, но имела ошеломительный коммерческий успех, так как была именно тем, в чем нуждалось общество после потрясений 40-х годов (экономического кризиса и войны).

Если говорить о музыкальной составляющей, тот тут также есть определенные отличия. Рок-н-ролл представляет собой смесь различных видов музыки : ритм энд блюза, кантри, скифла, соула, также содержит элементы афроамериканской музыки. Изначально вообще рок-н-ролл был свойственен только для афроамериканской аудитории.

Данный вид музыки отличается достаточно быстрым темпом, четким ритмом, веселым текстом, раскованностью исполнения. Именно поэтому рок-н-ролл это не просто музыка, это еще и танец от которого дух захватывает. В представлении практически любого человека рок-н-ролл прежде всего ассоциируется с Элвисом Пресли, превосходным исполнителем 50-60-х годов XX века, который получил прозвище «Король Рок-н-Ролла». Однако не он был родоначальником жанра. Первооткрывателями рок-н-ролла являются Рэй Чарльз, Карл Перкинс, Чак Берри и другие.

С Запада на Восток. Зарождение Рок-музыки

Однако волна популярности рок-н-ролла не была долгой. Можно сказать, что уже в середине 60-х годов, он остался в прошлом. Это было объективным процессом, так как с развитием данного жанра музыки все больше добавляется различных музыкальных элементов, техник и исполнений, музыка начинает меняться, утяжеляться и возникает наиболее распространенный общий термин – рок (в переводе с английского языка «качаться»). Кроме того, Элвиса Пресли на тот момент призвали в армию, где он проходил службу, на Чака Берри обрушилось преследование, а Бадди Холли умер.

В этот же момент, когда на западе рок-н-ролл был фактически забыт, в Ливерпуле появляется уже группа , которая была популярна во всем мире и имела колоссальный успех. Четверка исполнителей, хиты которых можно услышать где угодно, открыла для мира европейскую рок-музыку. Таким образом, рок был творческой музыкальной инновацией и прорывом.

Музыкальная составляющая

С музыкальной точки зрения рок-музыка представляет собой жанр музыки, преимущественно исполняемый на низких нотах с помощью электромузыкальных инструментов (обязательным является наличие электрогитары). Также как и в рок-н-ролле необходимо наличие четкого ритма.

Рок-музыка, как правило, исполняется группой, в состав которой входит вокалист, гитарист (ритм и соло-гитара), барабанщик и бас-гитарист. Часто также можно встретить клавишника, скрипача. Рок-музыка любит эксперименты, поэтому в составе различных групп и композиций можно встретить практически все известные в мире инструменты (например, ситар, волынка, клавесин, орган или самодельные инструменты). Кроме того, нельзя не упомянуть перкуссии, педали эффектов для гитары (благодаря которым одна и та же нота будет звучать совсем по-другому в зависимости от выбранного эффекта), карданы для ударных.

Исполнение рок-н-ролла обычно не так сильно изобилует различными музыкальными инструментами. Достаточно ритм-гитары, ударной установки, саксофона. Именно саксофон придает рок-н-роллу зажигательность, интересный ритм и танцевальность.

Направления и субкультуры

Однако если говорить о наиболее распространенном понимании рока, то надо сказать, что его понимают, как обобщенное понятие . За всю историю рок-музыки предпринимались многочисленные попытки смешать классический рок и иные жанры музыки. Многие из них оказывались очень удачными. Благодаря этому и существует столь огромное разнообразие: поп-рок, панк-рок, альтернатива, хэви-метал, метал, дет-метала, дет-кор, хардкор, гранж и многие другие. Данное направление музыки обладает яркой палитрой особенностей, стилей, течений. Рок представляет собой определенный стиль жизни и нельзя его ограничивать каким-то одним определением и характеристикой.

Именно различные подвиды рок-музыки породили субкультуры: готов, эмо, панков, хиппи, глэм-рокеров, металлистов, СКА. Примерно 10 лет назад еще субкультуру определяли моду и стиль жизни молодежи. Розово-черные полоски субкультуры эмо, полностью черный облик готов, яркие и дерзкие ирокезы панков, тату, пирсинг, агрессивное поведение и «своя волна» — все это в памяти.

О представителях рок-н-ролла трудно сказать, что они относились к какой-то субкультуре. Скорее, это были просто люди, разных возрастов, полов, наций, которые любили зажечь. Таких много и в настоящее время. Ведь часто можно встретить в кафе или барах играющие хиты Чака Берри, под которые люди танцуют, так как на месте усидеть невозможно.

Сейчас влияние субкультур перестало быть таким значительным, так как обществу свойственно меняться, да и в принципе рока в классическом его понимании сейчас встретить труднее, потому что весь он достаточно сильно разбавляется электронной музыкой.

Начиная с XX века, к сожалению, стоит отметить, что ни одного крупного жанра в рок-музыке не появилось. Однако это совсем не означает, что он начал уходить в небытие, так как подвидов рока становится все больше. Кроме того, рок популярен до сих пор и рок-группы различных направлений собирают, и будут еще долго собирать стадионы и концертные залы, так как именно рок-музыка, как ни один другой жанр, проникает в душу и заставляет менять свое сознание и творить.

Рок-н-ролл - это не просто направление в танце, это настоящий культ, который кардинально перевернул мировоззрение общества. Он возник в Америке в начале 1950-х годов вслед за появлением музыки рок-н-ролл, которая представляла собой сочетание госпел, буги-вуги, кантри и ритм-энд-блюза. Первые мелодии рок-н-ролла и первые ритмы танца просто «взорвали» американскую молодежь, которая отбросила все ранее устоявшие моральные убеждения и отдалась всецело рок-н-роллу. Целое поколение 60-70-х годов считало этот стиль настоящей религией и стоит отметить, что танец и музыка являлись одним целым.

История создания

Принято считать рок-н-ролл упрощенной вариацией джайва. Но посмотрев на исполнение классической формы танца, язык не поворачивается назвать рок-н-ролл «упрощенным». Он просто насыщен невероятно сложными поддержками, бросками, выпадами, круговоротами и другими почти акробатическими элементами. Кстати, название этого хореографического стиля походит от английских слов «покачиваться, кружиться».

«Отцом» этого танца принято считать Алана Фрида, который создал совершенно новый стиль, взяв за основу негритянский ритм-энд-блюз, а после долгой роботы над совершенствованием начал его активно пропагандировать. У этого танца есть даже настоящий официальный день рождения - 12 апреля 1954 года, который назначили после того, как в свет вышла кинолента под названием «Танцуй рок круглые сутки». Стоит подчеркнуть, что именно в этом фильме был «дебют» парного исполнения рок-н-ролла.

После выхода этой киноленты американское общество «взорвалось», а танцевать этот «сумасшедший танец» стали все и везде. Сперва все началось с Америки, а потом «волна» накрыла и всю Европу. Уже в 1960-х годах этот танец удостоился проведения самостоятельных конкурсов, на котором танцоры из разных государств соревновались в мастерстве исполнения рок-н-ролла.

Настоящий прорыв в развитии этого танцевального направления случился в начале 70-х годов, когда Рене Сагарра из Швейцарии рационально скомбинировал до этого хаотичные движения танца и создал настоящие произведение искусства, которое мы воспринимаем как спортивный рок-н-ролл. С тех самых пор эта необычная хореография стала не просто танцем для развлечения, а поистине красивой и неимоверно сложной хореографической постановкой.

Очень долгий промежуток времени рок-н-рольная культура считалась аморальной и неприемлемой для цивилизованного общества. Местные власти и противники этого направления постоянно выступали с заявлениями о вреде этого танца и такой музыки. Но, невзирая на подобные гонения, рок-н-ролл был и есть популярным танцем.

суббота, 09.02.2008 12:24 2500

Рок-н-ролл (англ. Rock’n’roll от Rock and roll) - стиль популярной музыки, родившийся в 1950-х годах в США и явившийся ранней стадией развития рок-музыки. Также танец, исполняемый под музыку рок-н-ролла и музыкальная композиция в стиле рок-н-ролла. В англоязычных странах термин «рок-н-ролл» нередко применяют при общем обозначении рок-музыки, под который, таким образом, попадают и гранж, и рокабилли и т.п. В данной статье будет рассматриваться именно первое определение.

Характеристика

Для рок-н-ролла характерен быстрый темп (4/4), обильное использование молодёжного сленга (нередко негритянского), раскованность музыкального исполнения. Традиционными музыкальными инструментами являются электрогитара, бас, ударные и пианино.

История

Рок-н-ролл явился результатом синтеза различных стилей американской музыки. Почти одновременно, независимо друг от друга, неизвестные никому чернокожие музыканты американского Юга стали смешивать ритм-энд-блюз, буги-вуги, кантри и госпел, добиваясь неведомого до того звучания. Билл Хейли вовсю использовал негритянский сленг в начале 1950-х гг. в своих ритмичных песнях, построенных на кантри с примесью джаза и буги-вуги. Его два сингла «Rock Around The Clock» (записан в апреле 1954 года) и «Shake Rattle And Roll» сыграли решающую роль в массовой популярности рок-н-ролла, до того бывшего лишь музыкальным экспериментом, известном лишь слушателям местных радиостанций. Несмотря на то, что нельзя чётко обозначить временное начало данного стиля, специалисты часто отдают первенство первого рок-н-ролла песне «Rocket 88», записанной в студии Сэма Филлипса в 1951 году.

Считается, что термин «рок-н-ролл» в его современном понимании был введён в обиход, энергичным диск-жокеем из Кливленда, много сделавшем для популяризации новой музыки, которая в то время встречала достаточно широкий отпор со стороны консервативного общества США. Рок-н-ролл явился первым стилем в современной популярной музыке, развитым и играемым наравне как белыми, так и негритянскими исполнителями, что в итоге привело частично к снижению расовой накалённости тех лет (при том, что этот жанр был сугубо аполитичным). Помимо песен, изначально написанных в новом стиле, ранние исполнители рок-н-ролла также весьма обильно исполняли старые блюзы, кантри, джазовые номера, народные песни - придавая им однако стилистику рок-н-ролльного звучания.

Классическое звучание рок-н-ролла было сформировано в 1954-55 гг., когда Билл Хейли, Элвис Пресли, Чак Берри, Литл Ричард и Фэтс Домино записывали песни, заложившие основу рок-н-ролла. Каждый из этих уникальных музыкантов привносил нечто особенное в новую музыку: Элвис Пресли смело экспериментировал с кантри и блюзом; Фэтс Домино наконец-то доказал, что его новоорлеанское пианинное буги-вуги и было рок-н-роллом; ураганный ритм и неистовые вопли пианиста Литла Ричардастали квинтесенцией бунтарского характера рока, а гитарные аккорды и остроумные тексты Чака Берри стали примером для бессчисленных подражаний. Олицетворением рок-н-ролла всё же до сих пор является Элвис Пресли, наречённый «королём рок-н-ролла» и оказавший огромное музыкальное и стилистическое влияние на молодое поколение не только Америки, но всего мира.

Русский рок-н-ролл

Американский рок-н-ролл проник в СССР ещё в середине 1950-х гг., хотя его советские слушатели составляли весьма узкую группу людей. Первые, весьма малочисленные, рок-н-ролльные исполнители в СССР, игравшие, как правило, англоязычные хиты, появились в начале 1960-х гг. в Прибалтике, Москве и Ленинграде. Их музыка была достаточно любительского характера, и в скором времени в их репертуаре собственно рок-н-ролл был смещён «британским вторжением» (песни The Beatles, The Rolling Stones и т.п.). На официальном уровне рок-н-ролл игнорировался, хотя нередко был предметом антизападной пропаганды. Парадоксальным образом, твист оказался вполне приемлемым и популярным жанром.

На русском языке рок-н-ролл, в его традиционном понимании (если не считать твисты М. Магомаева, Т. Миансаровой и др.), стали играть в начале 1980-х гг. (одновременно с очередным западным возрождением стиля). Самыми известными группами этого направления в то время были Зоопарк, Секрет, Браво, и позднее многочисленные клубные коллективы, играющие рокабилли.

Рассвет рок-н-ролла состоялся в 50-ых годах двадцатого века, как итог скрещения множества элементов всевозможных музыкально-танцевальных направлений Соединенных Штатов Америки. Совмещение синкопированных ритмов, эмоциональность и сила уже успевшего укорениться стиля Rhythm’and’Blues, а также незамысловатые «народные» мелодии из деревенского фольклора и стали необходимой основой, из которой в будущем и родились музыкальный стиль рок-н-ролл, а затем и рок н ролл танец.

Рок-н-ролл стал набирать популярность стремительно, ворвался в жизнь людей буквально сразу же при появлении, а в середине 50-ых годов двадцатого века превратился уже не столько в самое модное музыкальное направление, опередившее все тогдашние стили, а фактически стал формой мышления, образом жизни грядущих поколений.

История зарождения

В 1953 году, никому не известный паренек из Мемфиса, Элвис Пресли, которому к тому времени едва ли исполнилось 18 лет, попадает в студию звукозаписи «Сан Рекордс». Там он поет две незамысловатые песни, и уже буквально через год им интересуется глава студии Сэм Филлипс. Пресли устраивают прослушивание, и там он исполняет песню «That’s Allright, Mama» в компании двух музыкантов. Филлипса потрясают талант и манера пения молодого дарования, и на следующее утро Элвис Пресли, неожиданно для себя самого, становится большой знаменитостью. Принято считать, что нашествие рок-н-ролла началось именно с того момента…

Рок-н-ролл набирает популярность

А 12 апреля 1954-ого день, когда появился новый стиль в танцевальном искусстве — танцы рок н ролл. Ведь тогда увидел свет мировой хит Билла Хейли «Rock Around The Clock» (Рок круглые сутки), который стал саундтреком к кинофильму «Blackboard Jungle» (песня играла в титрах фильма), вышедшему в кинотеатрах Штатов в 1995-ом году. В фильме уделялось большое внимание танцам и движениям под рок-н-рольную музыку. В самое ближайшее время новый танцевальный стиль полюбился американской молодежи, а вскоре захлестнул умы и европейских народов.

Отец-основатель рок-н-рольных танцев, Билл Хейли, сумел соединить два музыкальных направления Rhythm’and’Blues и кантри, при этом ускорил темп игры. Потом, спустя некоторое время, к этому союзу музыки и танцевального искусства присоединился свинг. В 70-ых Швейцарец Пене Сагара собрал воедино все танцевальные элементы рок-н-ролла, и тем самым основал современный рок-н-ролл, который по самый день остается популярным не только среди профессионалов, но и среди любителей и почитателей. Помимо того, рок н ролл танец в итоге стал не просто еще одним стилем дискотечных танцев, а прочно укоренился как стиль, вошел в список лучших танцевальных направлений.

Рок-н-ролл завоевывает весь мир

В 1974 году получила старт Европейская Ассоциация Рок-н-ролла, в составе которой числились практически все развитые европейские страны (среди них Германия, Италия, Франция, Дания, Австрия, Голландия, Швеция, и Швейцария), плюс Канада. И вскоре ее переименовали во Всемирную Рок-н-ролльную Конфедерацию (WRRC). Позже основали и федерацию джазовых танцев. На сегодняшний день в составе WRRC находится около 30 с лишним стран, и в ее рамках каждый год проводятся всевозможные турниры, кубки мира, такие соревнования, как «Juniors», «Youth», «Formation», а также чемпионаты Мира и Европы.

По мере стремительного развития танцевального стиля рок-н-ролл, все больше и больше стран стали присоединяться к Конфедерации. В 1991 году рок-н-ролл добрался и до Латвии, где была организована Латвийская Федерация Рок-н-ролла, и примерно в то же время был основан так называемый акробатический рок-н-ролл (был специальный клуб, где проводилось своего рода слияние классических танцев с акробатикой рок-н-ролла).

Основа рок-н-ролла

Рок-н-ролл относится к одному из типов танцевального направления джайв, и в то же время классифицируется как стиль, адаптированный для простых людей, любителей разнообразных танцев. С английского языка Рок-н-ролл можно перевести как «качаться» и «кататься». Поскольку рок-н-ролл имеет довольно быстрый темп, его нередко сравнивают с буги-вуги или со свингом, но на самом деле это совсем не одно и то же — в рок-н-ролле есть свои уникальные движения, которых не найдется больше нигде.

Стандартные характеристики для рок-н-ролла — музыкальный размер четыре четверти (4/4), и темп в диапазоне 140-180bpm (что довольно быстро). Аккомпанируется рок-н-ролл электрогитарой и пианино, также в этом направлении очень важную роль играют бас-гитара и барабанная установка. Главные движения танцевального направления — закручивание, раскручивание, а также основной ход. В основе направления — активные движения, и довольно простые акробатические номера. Рок-н-ролл можно исполнять в паре, или же группой.

Рок-н-ролл - стиль популярной музыки, зародившийся в 1950-х годах в Америке и явившийся ранней стадией развития рок-музыки. Также танец, исполняемый под музыку рок-н-ролла и музыкальная композиция в стиле рок-н-ролла. В англоязычных странах термин «рок-н-ролл» нередко применялся при общем обозначении рок-музыки, под который, таким образом, попадают и гранж, рокабилли и т.п. Для рок-н-ролла характерен быстрый темп, большое использование сленга (в основном негритянского) и свобода музыкального исполнения. Основными инструментами являются электрогитара, бас, ударные и пианино.

Рок-н-ролл явился результатом смеси различных стилей музыки распространенных в то время в Америке. Практически одновременно и независимо друг от друга, неизвестные в то время никому чернокожие музыканты Юга США стали смешивать ритм-энд-блюз, буги-вуги, кантри и госпел, добиваясь неслышанного до этого звучания. Билл Хэйли вовсю использовал негритянский сленг в начале 1950-х гг. в своих песнях, основанных на стилях кантри с примесью джаза и буги-вуги.

Его два сингла «Rock Around The Clock» (записан в апреле 1954 года) и «Shake Rattle And Roll» сыграли решающую роль в популяризации рок-н-ролла, до того бывшего лишь музыкальным баловством, известном лишь слушателям местных радиостанций. Несмотря на то, что нельзя чётко определить время начала данного стиля, знатоки часто отдают первенство рок-н-ролла песне «Rocket 88», записанной в исполнении Айка Тёрнера в студии Сэма Филлипса в 1951 году.

Считается, что термин «рок-н-ролл» в его сегодняшнем понимании был введён в массы Аланом Фридом, энергичным диск-жокеем из Кливленда, много сделавшем для распространения нового стиля, которая в то время встречала достаточно большое отрицание со стороны консервативного общества Америки.

Рок-н-ролл явился первым стилем в современной поп музыке, развитым и играемым наравне как белыми, так и черными исполнителями, что немного снизило расовую накалённости тех лет при том, что этот жанр был абсолютно вне политики. Помимо песен, изначально написанных в новом стиле, ранние исполнители рок-н-ролла также весьма много исполняли старые блюзы, кантри, джазовые номера, народные песни — придавая им при этом рок-н-ролльное звучания.

Классическое звучание рок-н-ролла сложилось в начале 50х.(1954—55 гг.), когда Билл Хэйли , Элвис Пресли , Чак Бэрри , Литтл Ричард и Фэтс Домино записывали песни, заложившие основу рок-н-ролла. Каждый из этих уникальных музыкантов вносил нечто особенное в эту музыку: Элвис Пресли экспериментировал с кантри и блюзом; Фэтс Фэтс Домино наконец-то доказал, что его Новоорлеанское пианинное буги-вуги и было рок-н-роллом; ураганный ритм и сумашедшие вопли пианиста Литтл Ричарда стали частью бунтарского характера рока, а гитарные аккорды и остроумные тексты Чака Бэрри стали примером для бессчисленных подражаний.

Воплощением рок-н-ролла до сих пор является Элвис Пресли, наречённый «королём рок-н-ролла» и оказавший огромное музыкальное на молодое поколение не только Америки, но всего мира, и стиль рок н ролла

После невиданного коммерческого успеха Пресли, рок-н-ролл естественно сразу стал объектом интереса киностудий, а также крупнейших лейблов, которые старались переманить к себе начинающих талантливых исполнителей из маленьких студий.

В 1956—57 гг. рок-н-ролл пополнился новыми звездными исполнителями — Карл Перкинс, Джэрри Ли Льюис , Бадди Холли , Эдди Кокран — внесшими новые приёмы игры и оказавшие ещё большее влияние на следующее поколение музыкантов.

Особое место в истории рок-н-ролла занял Линк Рэя , чья композиция «Rumble» оказала огромное влияние на развитие гитарной музыки. К концу 1950-х пластинки в стиле рок-н-ролла были одними из самых продаваемых в музыкальной индустрии США.

Взлет рок-н-ролла был стремительным, однако он также довольно быстро оказался на грани падения:Литл Ричард оставил поп-музыку уже в 1957 году, два года спустя после своего первого успеха;

Элвис Пресли был призван в армию на два года и по возвращению в 1960 году был больше занят кинокарьерой;

Бадди Холли, Ричи Валенс и Эдди Кокран погибли в 1959—60 гг.;

Чак Берри был приговорён к тюремному заключению.

Другие певцы стали осваивать другие стили (кантри, ритм-энд-блюз и др.). При этом существовало множество коммерчески успешных исполнителей, старательно шлифующих рок-н-ролл (особенно в жанре ду-уап), однако мало способствовавших музыкальному развитию. К началу 1960-х гг. рок-н-ролл оказался в тупике придя опять на начальный этап, и от конечного исчезновения его не удерживали ни модный твист (Чабби Чеккер), ни калифорнийский сёрф-рок The Beach Boys, несмотря на большое желание последних обновить стиль.

Свежие идеи, вдохнувшие в рок-н-ролл новую жизнь, были принесены из Старого Света «британским вторжением» The Beatles середины 1960-х гг. Почти все рок-н-ролльные хиты 50-х гг. особенно Чака Берри и Литла Ричарда были заново перепеты британскими группами,в то же время начинает использоваться общий термин — «рок ».