Ирина Головина: "Что про меня говорят, или история о девушке Марфуше". Упражнение «Марфуша психологические упражнения для тренингов

Ирина Головина: "Что про меня говорят, или история о девушке Марфуше". Упражнение «Марфуша психологические упражнения для тренингов

светлана овчинникова
Сценарий к 8 марта для старшей-подготовительной группы «Как царь себе невесту искал».

Как царь невесту искал .

Звучат фанфары. В центр зала выходят ведущие (воспитатели) .

1-я ведущая : - Среди весенних первых дней

На всей земле, для всех людей

Весна и женщины похожи!

2-я ведущая : - Успехов вам, здоровья вам,

И счастья мы желаем,

И с первым праздником весны

Сердечно поздравляем!

В зал входят дети парами под торжественную музыку, встают врассыпную.

ДЕТИ :

1. - Танцует лучик золотой,

Чуть зеркальце рукой задень,

Денек сегодня не простой,

Сегодня праздник …

Хором : - Мамин день!

2. - Как много их добрых и нежных

Сегодня на праздник пришло,

Для них расцветает подснежник

И солнышко дарит тепло!

3. Пусть солнышко ласково светит,

Пусть птицы сегодня поют.

О самой любимой на свете –

О маме моей говорю!

4. Мама! Это небо!

Мама! Это свет!

Мама! Это счастье!

Лучше мамы нет!

5. Мама! Это ласка!

Мама! Это сказка!

Мама! Это доброта!

Мама выручит всегда!

6. Мама улыбнется,

Мама погрустит…

Мама пожалеет!

Мама все простит!

7. Мама! Нет тебя дороже!

Мама все на свете может!

Кто роднее, чем она?

У нее в глазах весна!

8. Хотим «спасибо» вам сказать

За ласку и терпение!

И этим праздником поднять

До неба настроение!

9. И сейчас, в нарядном зале,

Мы споем про милых мам,

Дорогие, эту песню

ВСЕ : - От души мы дарим вам!

Песня на усмотрение музыкального руководителя.

ПЕРЕКЛИЧКА :

1. Очень бабушку свою,

Маму мамину люблю!

Сказок знает столько, что не перечесть!

И всегда в запасе новенькое есть!

2. С хорошей, доброй бабушкой

На свете веселей!

Все дети любят бабушку,

И очень дружат с ней!

3. С праздником чудесным,

С праздником Весны…

Наших милых бабушек

Поздравляем мы!

4. Слушай нашу песенку,

Бабушка любимая,

Будь всегда здоровая,

Будь всегда счастливая!

Песня про бабушку на усмотрение музыкального руководителя. После песни дети под музыку идут на свои места. Царь идёт за занавес (2-я ведущая идёт его переодевать) .

1-я ведущая : - Ребята, а любите ли вы сказки? А кто вам их рассказывает? (мама,

бабушка, воспитатели). А вы знаете, я вам открою один секрет –

взрослые тоже очень любят сказки. Только им всегда некогда их

слушать. Да и некому её рассказать. Давайте сегодня устроим мамам и

бабушкам настоящий праздничный сюрприз. Мы поменяемся с ними

ролями и расскажем сказку для них. Итак… (накидывает на плечи

платок). Занавес открывается – сказка начинается.

Ведущие открывают занавес. На сцене трон , на троне сидит царь и читает сказки Пушкина.

1-я ведущая : - В некотором царстве, в тридесятом государстве… жил был Царь-

государь.

2-я ведущая (выходит из-за занавеса) : - Был он красивый, стройный, умны-ы-ый. Страсть как любил книжки разные читать.

Царь : - Э хе-хе! Думал я, думал, и решил, что пора мне жениться. Эй мамки, няньки. Сюда!

Ведущие (с поклоном) : - Мы здесь царь батюшка .

Царь : - Где бы мне невесту взять ,

Чтоб царю была под стать?

1-я ведущая : - А в чем проблема? Да хоть я! Чем не невеста ?

Кабы я была царица,

То на весь крещенный мир

Я затеяла бы пир!

2-я ведущая : - А я еще лучше! Кабы я была царица,

То на весь бы мир одна

Наткала бы полотна!

Царь : - Нет! Нет! Хочу девицу вот такую – (читает)

«А сама-то величава,

Выступает, будто пава.

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

Ну, а речь-то говорит,

Будто реченька журчит» (А. С. Пушкин)

Только где такую найти?. (сидит задумавшись)

1-я ведущая : - Придумала!

2-я ведущая : - И я знаю! (шепчутся)

1-я ведущая : - Царь-батюшка , знаем мы, как твоему горю помочь! Есть много девиц

Хороших да пригожих, на ту, что в твоей книжке, похожих.

2-я ведущая : - Ты вели пир на весь мир объявить, да с танцами. Гонцов во все концы

отправить, чтоб девиц сюда доставить. А на пиру и выберешь невесту .

Саму лучшу.

Царь : - Слушать мой указ боярам! (Мальчики встают около стульчиков с поклоном)

Не теряя время даром,

Я велю гонцов отправить,

И девиц сюда доставить!

МАЛЬЧИКИ :

1. Танцует лучик золотой,

Чуть зеркальце рукой задень,

Денек сегодня не простой,

Сегодня праздник – женский день.

2. Как много их добрых и нежных

На праздник сегодня придёт,

Для них расцветает подснежник

И солнышко выше взойдёт!

3. Зал улыбками искрится,

Гости сели по местам!

Но нам очень не хватает…

Мальчики хором : - Наших славных, милых дам!

3. Носик пудрят, губки красят,

Перед зеркалом крутясь.

Подождите, наши дамы

Здесь появятся сейчас!

4. Самые красивые,

Дорогие, милые,

Девочки отличные,

Мальчики хором : - Очень симпатичные!

1-я ведущая : - И отправились бояре молодцы за девицами красными. Со всего царства

собрались они на пир.

Мальчики подходят к девочкам и выводят их в зал на танец.

2-я ведущая : - А царь-то не обманул , и вправду бал устроил. Да и сам потанцевать был

любитель, да вот… сами посмотрите.

Все дети исполняют бальный танец на усмотрение музыкального руководителя. После танца садятся на места.

1-я ведущая : - Ну, вот, царь-батюшка . Все девицы пред тобой. Выбирай!

2-я ведущая : - Ох, смотри, не оплошай. Девицы-то как на подбор : одна одной лучше, а

в целом все хороши.

Царь (раздражённо) : - Ну, и как же мне выбирать, если все хороши?

1-я ведущая : - А ты конкурс устрой, «А ну-ка, девушки» называется.

2-я ведущая : - В книжку-то свою погляди, может там чаво те подскажут. Чай книжки-

то умные люди пишут.

Царь (читает) :- А была ведь та девица, на все руки мастерица… Вот оно что. Надо

проверить какие они хозяйки. А ну, мамки-няньки, проверяйте…

1-я ведущая : - Объявляется конкурс на лучшую повариху.

Аттракцион «Лепим пельмени» (две девочки из заранее приготовленного теста лепят по несколько штук пельменей).

2-я ведущая : - А теперь проверим кто из девиц сможет ребёночка запеленать,

папам передать и в коляске прокатить.

Аттракцион «Собери малыша на прогулку» (участвуют 2 пары – девочка с мальчиком. Девочка должна одеть кукле шапочку и завернуть в одеяло, положить её в коляску, а мальчик прокатить коляску до конца ковра и обратно).

1-я ведущая : - Ох, сколько мороки с маленькими детьми. Ой-ой-ой! А сколько стирки

после них. Только успевай, поворачивайся. Вон белья-то полные тазы.

Объявляю большую стирку.

Три девочки берут тазики с бельём и танцуют танец «Стирка» .

2-я ведущая : - Нет, ну что за дела-то. Значит постирать постирали, а кто бельё будет

вешать. Ну-ка, давайте помогайте своим барышням. Кто сможет

бельишко на верёвочку прицепить?

Аттракцион «Повесь платочки» (ведущие натягивают веревку, а три мальчика вешают на скорость платочки с помощью прищепок, каждый из своего тазика).

Выходит Марфушка (лапти на каблуках, передник набок, кокошник набекрень) с чемоданом. Она устала, отдувается, вытирает пот передником и поправляет кокошник.

Царь (вскакивает и грозно) : - Это кто еще посмел к царю без доклада… Кто такая.

(Марфушка пугается) .

2-я ведущая : - А это царь-батюшка , Марфушка, нашей ключницы дочка. Никак тоже в

невесты хочет .

Марфуша : - А вот и хочу. Здав буде царь батюшка (кланяется царю) . Я пришла уже

вот с хозяйством, так что заканчивай выборы и женись на мне.

(Подтягивает чемодан ближе к центру) .

1-я ведущая : - Это что же за хозяйство у тебя, Марфушечка-душечка?

Марфуша : - А вот усё шо надо в хозяйстве. Вота смотритя :

В Женский день восьмого марта

Вашим мамам помогу,

Чтоб стирать им было легче

Порошок им подарю! (достаёт из чемодана) .

2-я ведущая : - Опомнилась, девка, мы уж все перестирали и высушили!

Марфуша : - Спокойно, не перебивай…

После стирки, знаю точно,

Нужен нам надежный друг.

Чтобы теперь белье погладить

Принесла вот тут… .утюг. (достаёт из чемодана) .

Сшила я царю рубаху (достаёт из чемодана и отдаёт 1-ой ведущей,

Сшила я ещё одну (достаёт из чемодана и отдаёт 2-ой ведущей) .

Но куда он их оденет,

Я пожалуй, не пойму.

1-я ведущая : - Конечно, рубахи-то обычные, не вышиты, не украшены. Ну, разве это

царская одежда. Если только как пижаму использовать?

2-я ведущая : - Зачем как пижаму. А мастерицы наши на что? Ну-ка, девицы

вышивальщицы. Сделайте из простой рубахи царскую.

Две девочки проходят к заранее приготовленным столикам на которых лежат фломастеры и маркеры. Расписывают рубахи.

Марфа : - Так это ещё не всё…

Чтобы лучше и вкуснее

Мясо жарить на ходу,

Принесла царю в подарок

Новую…. сковороду. (достаёт из чемодана) .

2-я ведущая : - Ну, Марфа, ну насмешила. Царю. Сковородку. В подарок… Да у него

на кухне сто штук сковородок.

Марфа (угрожающе идёт на ведущую с выбивалкой) :

Чтобы с веником и тряпкой

Вы не мучились до слез,

Нужен вам, конечно, в доме

Настоящий…. пылесос. – (начинает выбивать пыль из ведущей)

2-я ведущая останавливает её и отнимает выбивалку.

Марфа : -

Очень я люблю вязать

И жилетки, и носки.

Принесла сюда сегодня

Разноцветные…. клубки. (достает корзину с клубочками)

1-я ведущая : - Тоже мне вязальщица-рукодельница. Что же у тебя все клубки-то

перепутались и размотались?

Марфуша : - Ну, мне надо помочь…

2-я ведущая : - Объявляется конкурс на лучшую вязальщицу.

Аттракцион «Смотай клубок» (участвуют 2 девочки и Марфуша, затем 2 мальчика и Марфуша) . У Марфуши ничего не получается, нитки не сматываются, клубочки падают и т. п.

Марфуша : - Говорю, же, не получается у меня…

2-я ведущая : - А ты не торопись… Сядь вот сюда и принимайся за работу, а чтобы тебе не скучно было, послушай мальчишечьи частушки!

На музыкальное вступление выходят 5 мальчиков :

Все вместе : - Вас, девчонки дорогие,

Поздравляем с женским днём!

И сейчас мы вам частушки

Очень громко пропоём!

1-ый мальчик : - Мы без бабушки однажды

Приготовили обед!

Сами вымыли посуду

И теперь посуды нет!

2-ой мальчик : - В кухне веник я нашел

И квартиру всю подмёл!

Но осталось от него

Три соломинки всего!

3-ий мальчик : - Раз ходил Алёша сам

За крупой в универсам!

«Мама, а крупы там нет,

Мне пришлось купить конфет!»

4-ый мальчик : - Целый день я так старался

На девчонок не смотрел!

Еле-еле удержался –

Дёрнуть за косу хотел!

5-ый мальчик : - В этот день нигде лентяев

Не найти среди мужчин!

Варят, моют, подметают

Все мужчины как один!

Все вместе : - Мы вам спели, как сумели –

Мы ведь только дети!

Ещё знаем - наши мамы

Лучшие на свете!

После этого ведущие оценивают работу вышивальщиц – обе хороши. В конце конкурса Марфуша тяжко вздыхает и говорит, что ничего у неё не получается и вышивать так красиво она тоже не умеет. Начинает громко плакать.

1-я ведущая (насмешливо) : - Ну, царь батюшка , как тебе невеста ? Брать будешь?

Царь (удивлённо) : - Да вы что, издеваетесь. Я ж говорил, хочу, как в книжке, вот

(читает) :

Если уж заговорит, то словно реченька журчит,

Хоровод коль заведёт, то будто павушка плывёт.

Марфуша : - Это как?

2-я ведущая : - Понимаешь, Марфушенька, учиться тебе надо, и говорить правильно,

и красиво и двигаться. Вот присядь и посмотри, как это делают наши

девицы-красавицы.

Девочки танцуют плавный хоровод под музыку «Красный сарафан» .

Марфуша : - Да, красота! Пожалуй рановато мне в царицы-то. Пойду я для начала в институт благородных девиц. В Париже, говорят, есть такой. Научусь там всяким манерам, а там, глядишь, за иностранного принца замуж выйду. Ну, всё, бывыйте. Мне собираться надо, а то еще не успею к поступлению то. Будь здоров Царь-батюша (кланяется царю) . И вы мамки да няньки, прощевайте. С праздником вас, с женским днём. Все! Ушла!

Марфушка уходит. Ведущие снимают платки и выходят на середину зала. Царь за их спинами незаметно уходит за занавес переодеваться (трон убирают) .

1-я ведущая : - Ну, вот, дорогие гости. Тут нашей сказочке конец.

2-я ведущая : - Как конец. А кого же царь себе в жёны выбрал . Ведь все девицы и

умницы, и красавицы, и петь могут, и танцевать, и по хозяйству.

1-я ведущая : - Вот в том-то и дело, что все наши девчонки хороши. Только вот

подрасти им ещё надо. В школу пойти. Уму разуму набраться.

2-я ведущая : - Да и царю нашему (выходит мальчик, игравший царя и кланяется) тоже

рановато жениться. Правда? Царь батюшка . Ой, да это наш Максим.

Настоящий артист.

1-я ведущая : - А вы не забыли ребята, что сегодня женский праздник. И он случается в самом начале весны…

Звучит музыкальный сигнал – дети встают врассыпную.

Перекличка :

1. У весны работы много,

Помогают ей лучи :

Дружно гонят по дорогам

Говорливые ручьи.

2. Топят снег, ломают льдинки,

Согревают всё вокруг.

Из-под хвои и травинок

Выполз первый сонный жук.

3. На проталине цветочки

Золотые расцвели,

Налились, набухли почки,

Из гнезда летят шмели.

4. У весны забот немало,

Но дела идут на лад :

Изумрудным поле стало,

И сады в цвету стоят.

Ведущий : - Ну, давай, честной народ,

Заводите хоровод!

Песню запевайте,

Весну закликайте!

Все дети сполняют хоровод «Вот уж зимушка проходит» .

После хоровода остаются стоять врассыпную.

Ведущие : - Праздник наш мы завершаем,

Что же нам ещё сказать?

Разрешите, наши мамы,

Вам здоровья пожелать!

Дети : - Не болейте, не старейте ,

Не печальтесь никогда!

Вот такими молодыми

Оставайтесь навсегда!

Ведущие : - А теперь настало время подарить мамам подарки. А вы, дорогие мамы, послушайте, какие тёплые слова о вас говорят ваши дети.

Дети берут подарки и вручают их мамам. В это время звучит запись, где дети говорят о своих мамах и бабушках (запись сделать заранее – каждый ребёнок должен сказать несколько слов) .

Упражнение демонстрирует, как может искажаться информация при передаче ее от человека к человеку.

Время

15-25 минут

Размер группы

8-20 человек

Ресурсы и подготовка

Не требуется

Ход упражнения

Варианты текстов для этого упражнения могут быть разные, например, могут быть связанными с деятельностью участников, а могут быть такими, как их предложил Василий Пузиков “Технология ведения тренинга”. Выведите всех участников (если их не больше 10 человек) за дверь. Оставьте одного.

Включите видеокамеру на запись и зачитайте оставшемуся текст. Его задача пересказать этот текст следующему участнику. Задача второго пересказать его третьему и т.д. до последнего участника.

После того, как текст был передан последнему участнику, проведите дебрифинг.

Дебрифинг

  • Как вы себя чувствуете?
  • Что сейчас происходило?
  • Про что это упражнение?
  • Почему в финале мы видим текст таким искаженным?
  • Как этого можно было избежать?
Записывать, задавать уточняющие вопросы и т.д.

Текст # 1. “Марфуша”

Марфуша была примерной девочкой. Работала на заводе. Ходила, как все, на демонстрации. Продукты – только из магазина. А секс только с мужем и только по пятницам. Но вот пошла она как-то в лес и встретила там НЛО. С тех пор все не как у людей. Работу забросила. Дома сплошные демонстрации. Продукты только с рынка. А секс когда попало и самым необычным образом.

Текст # 2. “Иван Петрович”

«Иван Петрович ждал вас и не дождался. Очень огорчился и просил передать, что он сейчас в главном здании решает вопрос насчет оборудования, кстати, возможно, японского. Должен вернуться к обеду, но если его не будет к 15 часам, то совещание нужно начинать без него. А самое главное, объявите, что всем руководителям среднего звена необходимо пройти тестирование в 20-й комнате в главном здании, в любое удобное время, но до 20 февраля»

Как успехи, что удалось воплотить в жизнь из того, о чем говорили на прошлой встрече? - спросила Ирина Анатольевна.
- Тяжело...
- Меня только на две недели хватило, а потом карта мира в сторону отошла...
- А мне многое понятнее стало...
- А я понимаю, но делаю все равно как раньше...

Ирина Головина:
- Эту ситуацию можно сравнить с пароходом, когда он мчится на полных парах, капитан командует «полный назад!». Что происходит с пароходом? Сначала он все равно идет вперед на прежней скорости, потом замедляет ход, останавливается и только затем дает задний ход. Так же и здесь. Если Вы 20-30-70 лет жили так, то по-другому жить сразу не получится. Главное, понимать, что изменить и как.
Сегодня мне бы хотелось поговорить о сплетнях. о нашем отношении к тому, что о нас говорят другие. Давайте поиграем, 10 человек выходят за дверь, я приглашая одну из вас, рассказываю историю, а каждая из вас передаст то что запомнит следующей. А потом мы сравним, что было на «входе» и что получим на «выходе»....

История, которую рассказала Ирина Анатольевна Головина была следующей: жила была девушка и звали ее Марфуша. Работала она на заводе, любила читать книги и ходила в библиотеку, продукты покупала в столовой, ходила на демонстрации и жила только с мужем. Однажды она в лесу встретила НЛО. И с тех пор все в ее жизни изменилось- книги забросила, продукты стала покупать на рынке, на демонстрации ходить перестала и с мужем отношения изменились....
Замечу сразу, что история Ирины Анатольевны мной изложена в вольном пересказе, а значит, от оригинала может отличаться. И существенно, но ведь главное, донести принцип, ведь так?

Пройдя через 10 человек история про девушку Марфушу стала звучать так: Жила одна женщина, как звали ее неизвестно, работала она на заводе и занималась сексом только с мужем. Однажды пошла она в лес по делам и встретила там зеленых человечков, влюбилась в них без памяти. И мучилась- как мужу об этом сказать и как эмигрировать из России.....

Ирина Головина:
- Вот что стало с историей, когда она прошла через 10 человек. Когда мне кто-то говорит «а знаешь, что про тебя сказал Х?», я отвечаю «а, история, про девушку Марфушу? Знаю, знаю...»

Мораль:
У каждого своя карта мира. И каждый даже услышанное интерпретирует по-своему и передает то, что именно он считает важным и нужным. А для другого человека важным и нужным будет другое. И так в каждом конкретном случае, когда мы это поймем, мы перестанем реагировать на пустяки, расстраиваться, думать о том, что не стоит наших нервных клеток.

А теперь самое интересное. Этот рассказ о нашей встрече написан исходя из моей карты мира.... А реальная картина сложится из того, что добавят девочки, которые были на встрече...

Продолжение следует...

психологические упражнения для тренингов

Упражнение «Марфуша»

Цель : показать участникам, насколько влияют на коммуникацию «личностные фильтры»

Процедура : все, кроме одного, участники тренинга выходят из помещения. Оставшийся три раза читает текст.

«Марфуша была примерной девушкой. Работала на заводе, как и все ходила на демонстрации, продукты покупала только в магазинах, сексом занималась исключительно с мужем и по пятницам.

Однажды она пошла в лес и встретила там НЛО.

С тех пор, все не как у людей. С работы уволилась, дома стала устраивать демонстрации, продукты покупала на рынках, а сексом занималась с кем угодно и где попало.»

Далее участнику предлагается пересказать текст именно так, как он запомнил следующему участнику, который в свою очередь рассказывает то, что запомнил следующему и т.д. В конце участникам можно наглядно (ведя видео запись происходящего), каким образом менялась информация в процессе передачи.

Упражнение прислал Самвел


07.07.2010
Рыжик
обязательн, если собрались большой компанией сделайте - просто огромное количество позитива, смеха
31.01.2011
Ден
Вместо фразы "с кем угодно и где попало" лучше использовать "А секс когда угодно и всякими разными способами". Эта фраза забывается на 99% и начинаются искажения... к 10 участнику, Марфуша обычно очень активно занимается сексом и уж точно не с мужем...
30.10.2012
Татьяна
у нас получилось, что к концу Марфуша после встречи с НЛО стала ходить на рынок и заниматься сексом с кем попало))))
28.11.2012
Ирина
у нас в завершении получилось еще проще: Жила была девушка Марфуша. Была хорошой девушкой, а стала проституткой.
11.01.2013
Юлия
А у нас в одном случае получилось: "Красная шапочка пошла в лес и потеряла пирожки" :))), а на втором тренинге "Марфуша занималась сексом со всеми, были дети после этого или нет - история умалчивает"
20.03.2013
Ольга
Мы вместо фразы "с кем угодно и где попало" используем "когда попало и самым необычным образом". В нашем тексте все прилично, у участников, естественно, черти -что и сбоку бантик выходит))
Посоветуйте еще какой-нибудь текст, аналогичный Марфе, очень надо.

05.04.2013
Наталия
Вот еще один текст: "Каждый день Федор Петрович вставал ровно в 6.30 утра. Он добирался на работу троллейбусом, проезжая Химпромкомбинат. Когда он приезжал на работу, там его уже встречала бухгалтер Анна Николаевна. Она поливала цветы, вытирала пыль на полках и клала ключи от сейфа в третий ящик стола. Вместе они работают уже 20 лет."
11.10.2016
Настя
У нас вообще получилось:"Жила была девушка и звали её Черепундь
31.10.2016
юля
у нас получилось, что Марфушенька занималась групповым сексом с инопланетянами в лесу)))
22.11.2016
Вероника
У нас получилось, что жила-была девочка, звали её Маргоша, она любила демонстрации, а потом что-то случилось с её мужем, после чего она полюбила демонстрации ещё больше)))
17.12.2016
Яна
У нас получилось: "Жила-была девочка Марфушенька, работала она на заводе, был у неё муж, который тоже работал на заводе, а ещё у них был сын. И были у них с мужем проблемы с сексом. А потом она в лесу встретила инопланетян, и проблемы с сексом закончились. Но начались другие - с ребёнком."
03.10.2017
Ольга
а у нас - жила была ворона каркуша без ног, гуляла на детской площадке.
15.11.2017
Вот это даа🤣
22.01.2018
У нас бесподобное искажение: жила семья из пяти человек и если-бы по воскресеньям работал ЗАГс они-бы точно развелись))))
13.12.2018
у нас ворона каркуша была безногая, сидела в песочнице, ее обижали дети, но спасло НЛО
27.03.2019
Наталья
Жила- была Марфуша и у неё было всё ок
27.03.2019
Наталья
Великолепное упражнение. Наглядно показывает,что мы не слышим собеседника..
09.04.2019
Маргарита
У нас получилось: Знаете сказку про Маркушу? Жила была Маркуша, улетела на Луну. Все.
05.07.2019