Когда мессия придет к власти. Четыре поразительных факта о личности мессии. Любовь к врагу разумна в инверсии божественной пропорциии

Когда мессия придет к власти. Четыре поразительных факта о личности мессии. Любовь к врагу разумна в инверсии божественной пропорциии
Когда мессия придет к власти. Четыре поразительных факта о личности мессии. Любовь к врагу разумна в инверсии божественной пропорциии

Октябрь 1, 2017

Что такое приход Машиаха? Когда будет пришествие Машиаха? Почему евреи ждут Машиаха? – на эти и другие вопросы будут даны ответы в данной статье.

Приход Машиаха – это обетование

Откуда вообще появилась идея о том, что в мир должен прийти Машиах, который принесет мир земле?

Об этом повествуют танахические пророки. Первое танахическое пророчество о Машиахе, которое демонстрирует, из какого колена придет царь мира, говорил Яааков, он же Йсраэйл.

10 Не отойдет скипетр от Йеhуды и законодатель из среды потомков его , доколе не придет Шило, и ему – повиновение народов.

(Берейшит 49)

Когда Давид стал царем, то Всевышний поклялся ему, что от его престола не отойдет милость Йеhовы. Милость заключалась в том, что не отойдет правительство от Дома Давида. Один из сыновей Давида, должен стать вечным правителем братьев своих (остальных колен) и правителем народов. В одном теhелим автор повествует:

4 “Заключил Я союз с избранным моим, клялся Я Давиду, рабу Моему.

5 Навек утвержу потомство твое и построю навсегда престол твой!” Сэла!

(Теhелим 89)

Как рассматривает Машиаха ортодоксальное богословие?

Это будет человек, который должен родиться от одного из сыновей Давида и вечно править миром. Однако, дальше этого, богословие, не видит преимущества в природе Машиаха.

В чем собственно проблема?

Проблема ортодоксального богословия, которое берет свое начало от выхода народа из Вавилона, в том, что они рассматривают Машиаха, как обычного смертного. Но, но при этом, они понимают, что он должен быть бессмертным. Эти две вещи невозможно увязать вместе, потому что всякий рожденный женщиной, рано или поздно умрет.

Да, был Ханох, который не увидел смерти, но был переселен в мир ангелов. Был Элиаhу, который был взят живым на Небо. Однако, при всем при этом, они не стали Машиахом. Почему? Потому что это не соответствует пророчествам, одно из которых мы рассмотрели выше. Скипетр у Йеhуды, а точнее у одного из потомков Давида.

Если бы Ханох и Элиаhу остались на земле, они увидели бы смерть, рано или поздно. Они ее миновали по той причине, что были переселены в нематериальный мир.

Каким же образом, один из потомков Давида, станет бессмертным царем?

Что нужно, чтобы Машиах, не умирал, но жил вечно?

Смерть перешла во всех людей через Адама. Следовательно, Машиах должен победить смерть, получить бессмертие и дать его своему народу.

Машиах – это помазанник, которого помазал Йеhова. Помазанниками были первосвященники и цари. Следовательно, потомок Давида должен быть еще и первосвященником. Как? Ведь есть же Леви?

Если бы служение Леви, могло решить проблему бессмертия своими жертвами, то оно действительно сделало бы это с первого раза, с перового дня своего служения. Однако на протяжении всего времени, Священство Леви не изменило сути человека, но ежегодно обвиняло его в том, что человек нуждается в новом освящении. Даже если человек проживет 10 000 лет, священство Леви не изменит его и не принесет ему бессмертия. Следовательно, необходимо лучшее священство, не от Леви. Поэтому, таким Первосвященником может стать Машиах. Все первосвященники и все цари были временны, и лишь указывали, своим служением, на лучшего Коhэна и лучшего Мелеха, которым должен быть Машиах.

Одна из первых задач Машиаха – освятить народ и дать ему бессмертие. Вторая его задача – править бессмертным народом вечно.

Итак, Машиах должен победить смерть – сразиться с ней и одолеть ее. Он должен быть бездетным, чтобы не было повода передать престол наследнику.

Ортодоксальное богословие, к сожалению, не рассматривает такое положение вещей, относительно Машиаха. А именно – Бессмертный Первосвященник и Бессмертный Царь в одном лице – сыне Давида. Их богословие приводит тому, что Первосвященником должен быть другой человек. Но, тогда нужны два человека, которым следовало бы победить смерть.

Пришествие Машиаха уже было

На протяжении времени – около двух тысяч лет, среди иудеев существкет учешние о том, что Машиахом Йисраэйла, является Йешуа hа-Нацри. Одна часть иудеев, не признают в нем Машиаха, другая же, часть – признает его своим Машиахом.

Стоит отметить, что Христианство, здесь абсолютно не причем. Христианство – это самобытная религия, подобно самарийской, и поэтому, мессианские общины не имеют к нему никакого отношения.

Из более пятидесяти претендентов на Машиаха, которые были в Йисраэйле, только один был казнен как преступник в содружестве с оккупантами – Римом (четвертый зверь из книги Даниэйла). И только этот претендент был проклят и только о нем говорят: “Пусть память о нем исчезнет из поднебесной”. Ко всем остальным претендентам, отношение терпимое.

Причина, по которой с ним так поступили, конечно же, была в богословии.

Перед праздником Пэсах казнили Ешу, а перед тем 40 дней подряд (глашатаи) возвещали: «Ешу из Ноцрата ведут на казнь за то, что он околдовывал, подстрекал и сбивал с пути (народ) Исраэля. Каждый, кому есть что сказать в его оправдание, пусть придет и скажет!». Но не нашлось ему оправдания и казнили его накануне праздника Пэсах. -Достоин ли был Ешу того, чтобы искать ему оправдание?, — вопрошает (раби) Улла.

Он сбивал народ с пути, а ведь о таких сказано в Торе: ‘Не жалей и не покрывай его’ (Дварим 13:9).

Но дело в том, что Ешу был близок к царской династии, и власти были заинтересованы в его оправдании. Потому-то ему были предоставлены все возможности (для оправдания), чтобы никто не мог сказать, что возвели на него напраслину»

(Трактат Сангедрин 43а, Гемара 4)

Согласно богословию того времени, а это богословие не изменилось и сегодня, Йешуа из Нацерета не соответствовал портрету Машиаха. Ортодоксальный иудаизм и сегодня придерживается этой точки зрения, о чем можно судить и по вышеприведенному тексты из Талмуда и нижеприведенной цитате из книги равва Моше Ойербах:

Одним из претендентов на роль Машиаха был Ешу (Иисус) из Нацерета (Назарета).

В начале он пророчествовал в Галилее, на своей родине, а в 3795 году (35 году н.э.) в сопровождении огромного количества людей, веривших в его миссию, пришел на праздник Песах в Иерусалим. Ешу называл себя Машиахом и еврейским царем.

По закону Торы лжепророк заслуживает смерти, однако с упразднением Санхедрина евреи потеряли возможность осуждать преступников на казнь.

Толпы поклонников Ешу быстро росли, и это начало беспокоить власти. Римские солдаты схватили его и привели к Пилату, который после короткого разбирательства постановил распять на кресте возмутителя общественного спокойствия.

После смерти вождя многие из его последователей бежали из Иерусалима. Однако через некоторое время из уст в уста начал распространяться слух о том, что казненный Машиах восстал из могилы и воскрес. Эта легенда подействовала на воображение многих людей, и число последователей Ешу увеличилось …

(Моше Ойербах в книге «История еврейского народа»)

Итак, Йешуа, называемый Машиахом, не признан официальным богословием фарисеев, а ныне ортодоксальным богословием иудаизма.

Почему нельзя допустить, что богословие могло быть еретичным? Сколько было убито святых людей, пророков, посланников? Кто это сделал? Все те же последователи еретического богословия, которые видели в пророках Йеhовы отступников от Торы, а себя считали праведниками. Так почему же нельзя допустить, что богословие было еретичным и вело в заблуждение?

Этого допустить нельзя. Согласно самому же богословию иудаизма, богословие не может быть еретичным, даже если Небо признает его еретичным. Для ортодоксального богословия – Небо, не авторитет. Такое изречение есть в Талмуде.

Но, если все же, предположить, что богословие не признало в Йешуа – Машиаха, по ошибке в богословии?

Согласно общепринятому учению о Машиахе, он должен быть бессмертным. Наблюдается ли в мессианском богословии это? Да. Согласно , Машиах должен пострадать за народ, и ко всему прочему умереть. Если же Машиаху суждено умереть, как же он может быть бессмертным? – Только одним неизменным образом – ожить из мертвых. Мессианское богословие с этим согласно. Есть ли у ортодоксального богословия альтернатива? Увы, пока оставляет желать лучшего.

Если Машиах уже пришел, почему все так плохо?

Древние мудрецы, в своих исследованиях заверяют, что есть . Сначала Машиах должен проявить себя как бен Йосэйф. Потом же, он проявит себя как бен Давид и воцарит в мире единое царство Йеhовы.

Напрасно ли евреи ждут Машиаха

Из выше сказанного, евреи ждут Машиаха напрасно. Почему? Потому что он уже пришел. Однако его не узнали, потому что еретическое богословие не позволило узнать его и признать его. Это же самое богословие и по сей день не позволяет народу сдвинуться с мертвой точки.

Смог бы Машиах родиться сегодня

Давайте представим, что Машиах, которого ждут все евреи, родился в наши дни. Какой главный признак, который бы доказал, что это он? Танахичекий главный и наиважнейший фактор – . Ну и кто же дерзнет доказать, что этот человек является потомком Давида и Заруббавэла? Что он родился в Бейт Лэхэме? Таких доказательств не предоставит никто. Родословные Давида утеряны – их нет. Последние родословные, записанные в Танах – это потомки Заруббавэла (I Диврей hа-Йамим 3:19-24). Все последующие потомки, до самого Йешуа. На сегодня же, нет ни одного человека и не будет, кто мог бы доказать свою прямую принадлежность к Давиду, к Заруббавэлу. Сегодня этого сделать невозможно. Если так, то время Машиаха уже прошло, когда родословную еще можно было проследить.

Итак, из всего этого, можно сделать вывод – евреи ждут Машиаха, согласно богословию ортодоксального иудаизма, напрасно. Теперь Машиах придет, как бен Давид с мечом, чтобы уничтожить империи гоим и всех неверных иудеев, которые глумились над ним и клеветали на него.

В дамасской мечети Омейядов имам каждый день стелит новый ковер перед дверью минарета Исы бен Мариам (Иисуса, сына Марии). Здесь, по мнению магометан, должна ступить нога "великого пророка", когда он спустится с неба, положив руки на крылья двух ангелов. Мусульмане верят, что Иисус идет, дабы в страшной битве победить антихриста – Даджала. После этого, согласно Корану, он утвердит торжество ислама на всей планете.

Иудеи, с нетерпением ожидают своего Мессию – Машиаха. "Барух ата Адонай Элохейну, Мелех ха-Олам!" (Благословен Ты, Господь Бог наш, Царь вселенной!), - возглашает перед раскрытым молитвенником раввин с белым покрывалом на голове. Собравшиеся в помещении иерусалимской синагоги прихожане гортанно подпевают, время от времени встают со скамеек, кланяются. На улицах странные личности суют в руки глянцевые листовки: "Король Машиах (Мессия) приходит! Мы стоим на пороге Освобождения, которое должно наступить незамедлительно. Будущий, Третий храм, которого мы ждём, уже полностью отстроен на Небесах и скоро спустится на священную гору Мориа".

Машиах якобы восстановит на холме Мориа, где Авраам хотел принести в жертву своего сына, разрушенный римлянами две тысячи лет назад иерусалимский храм. Картонные модели храма по цене всего пять шекелей уже продаются в каждой сувенирной лавке в еврейском квартале города. Произойти это должно, как верят иудеи, здесь, в Иерусалиме.

Отполированная до блеска миллионами поцелуев верующих Стена плача – все, что осталось от разрушенного в 71 году н.э. иерусалимского храма. Ежедневно, днем и ночью здесь молятся люди: традиционные иудеи в вязаных кипах, хасиды, с кудрявыми пейсами на ушах и в черных широкополых шляпах, солдаты, матери с детьми. Мужчины и женщины – отдельно, через металлическую перегородку в человеческий рост. Они просят Бога даровать Израилю мир и возродить храм, которого еврейский народ лишен уже две тысячи лет. "Место присутствия Господа" выше – за сложенной из громадных известняковых блоков стеной. Однако, ведущие туда массивные ворота охраняет наряд "голубых беретов" в черных очках, с винтовками М-16 наперевес. Дальше начинается Харам аш-Шариф, священное место мусульман.

Совсем недавно, Стена Плача в Иерусалиме неожиданно "заплакала". Во время традиционной молитвы верующие заметили, что из одного камня размером 10 на 40 см начала сочиться влага. Влага эта не переставала сочиться 96 часов. Специалисты государственной компании "Вакф", отвечающей за обслуживание исторических памятников на Храмовой горе, даже получили выговор от городских властей. Последние решили, что появление капель влаги связано с небрежностью и неполадками в системе брандспойтов. После проверки выяснилось, что брандспойты, установленные на случай беспорядков по периметру площади у Стены после второй палестинской интифады – не при чем. Тогда раввин Стены - Шмуэль Рабинович – заявил журналистам, что, по его мнению, "камни Стены начали плакать из-за сложившейся на Ближнем Востоке ситуации".В древних иудейских книгах появление воды на Стене Плача означает скорый приход Машиаха. Именно как чудо , свидетельствующее, что приход Мессии близок, восприняли многие религиозные евреи Увлажнение Стены Плача.

Когда переступаешь невысокую преграду в воротах, отделяющих дамасскую мечеть Омейядов от внешнего мира, шум многолюдного базара Хамидия, мирская суета остаются снаружи вместе с обувью. Огромное сооружение, представляющее собой странный гибрид мечети и православного храма, несомненно, главная достопримечательность Дамаска. Здесь хранится голова Иоанна Крестителя, которую отсекли по приказу царя Ирода. Это место одинаково свято как для мусульман, так и для христиан. Только мусульмане почитают пророка под именем Яхья. Десять тысяч мастеров десять лет воплощали в камне распоряжение халифа Валида бен Абд-эль-Малика: "Построить мечеть, какой не было и не будет". Она должна была символизировать могущество империи Омейядов, распростершейся от Инда до Пиреннев. Нужно сказать, замысел удался.

Мощные глухие стены отделяют мечеть от шумного города. Внутренний двор вымощен квадратными каменными плитами и имеет форму прямоугольника размером с три футбольных поля. Только шелест длинных халатов правоверных, воркование голубей, да детский смех нарушают священный покой древней площади. Поначалу я растерялся. Никто не знает, где здесь гробница св. Иоанна Крестителя. Подсказал француз – длинноволосый парень в рваных джинсах, сидя на каменном полу,он глубокомысленно поглощал банку "Кока-колы". Присаживаюсь рядом. "Иоанн Креститель? - усмехается он, - ты бы еще спросил у них, где здесь баптистерий. Муслимы зовут его Яхья. Иди вон в те ворота под мозаикой". Кстати, насчет крещальни он, оказывается, не шутил. В восточной части бывшего храма св. Иоанна Крестителя до сих пор стоит мраморная купель с жертвенником. Правда, здесь уже 1300 лет никого не крестили.

Из двора в зал ведут 22 двери. Подхожу к центральным воротам. Фасад бывшей церкви украшает громадное мозаичное панно с изображением полноводной реки, деревьев, города. Золотая смальта играет на солнце. Изображения людей, согласно Корану – отсутствуют. Тем не менее, в эпоху средневековья благочестивая мусульманская рука замазала одно из чудес света известкой. Лишь в 1924 году, после французской оккупации Сирии, ученые расчистили шедевр, и, столетия спустя, мозаика вновь засияла первозданной красотой.

Внутренняя планировка молельного зала повторяет византийскую базилику. Два ряда колонн с коринфскими капителями делят зал на три продольных нефа. Ступаю босиком по теплому ковровому ворсу. Сейчас здесь слышится только шепот мусульманских молитв. А ведь первые семьдесят лет после захвата Дамаска арабами здесь еще звучала литургия. Мусульмане и христиане молились вместе, заняв разные концы базилики. Лишь в 705 году халиф Валид приказал перестроить православный храм в мечеть. Грандиозное сооружение Омейядов стало для мусульман третьей по значению мечетью в мире, а "кафирам" ("неверным") было предложено молиться где-нибудь в другом месте.

Зал для молитв огромен. Своды устремляются к куполу. Изящные крутые арки, опираются на ряды мощных коринфских колонн. В центре – небольшой мраморный мавзолей с зеленым куполом и такого же цвета стеклянными окнами. Это гробница св. Иоанна Крестителя, который заставил мусульман относиться к себе с глубочайшим почтением после одного случая. В 708 году, во время расчистки территории под фундамент, был случайно обнаружен подземный склеп. По местному преданию, в нем покоится голова св. Иоанна Крестителя. Халиф Валид решил тут же избавиться от христианской святыни. Однако, едва его руки коснулись черепа, на халифа нашло оцепенение - он не мог даже двинуться. Узрев в этом знак свыше, владыка повелел соорудить для реликвии специальный саркофаг и оставить его внутри новой мечети. Так у мусульман возникло нечто вроде культа св. Иоанна Крестителя. Близ гробницы на коврах всегда сидит множество "правоверных".Они молятся: перебирают четки и листают Коран. Но, как я узнал, этим людям ничего не известно о главном событии в жизни пророка Яхья – крещении Спасителя.

Внешняя стена мечети подпирает небосвод шпилями трех минаретов. Один из них, похожий, на воткнутый острием вверх восьмидесятиметровый карандаш, построен в честь "Иса бен Мариам" - "Иисуса, сына Марии". Его воздвигли в 1347 году. По местному поверью, накануне Страшного Суда Иса спустится к белому минарету, положив руки на крылья двух ангелов. Имам даже каждый день стелит новый ковер на том месте, где должна ступить Его нога. В Сунне есть описание внешнего вида Исы: "Как только вы его увидите, сразу узнаете. Он среднего роста. У него белое и доброе лицо. На нём будет белая одежда. Волосы его будут выглядеть мокрыми, даже если их не коснулась вода". Ислам и христианство переплелись в Сирии очень тесно.

Схожая картина наблюдается с иудаизмом в Израиле. Помнится, я был немало удивлен, обнаружив в почитаемой христианами пещере св. Иоанна Крестителя (пригород Иерусалима Эйн Карем) еврейский семисвечник, и раскрытую книгу Торы. Они были помещены в специальную каменную нишу рядом с алтарем. Оказалось, вместе с католиками и православными здесь молятся последователи движения "Евреи за Иисуса" или, как их еще называют "мессианские евреи". Они продолжают соблюдать иудейские законы и, в то же время, признали в Иешуа (Иисусе) Сына Божия. Это странное течение, родственное иудео-христианам первых веков, возникло всего несколько десятилетий назад, но насчитывает уже немало последователей среди евреев по всему миру.

Несмотря на репрессии, все больше людей обращаются ко Христу и в самом Израиле. Всего же, среди 15 миллионов евреев всего мира уже 332 000 являются последователями Иисуса в самых разных христианских конфессиях. Ведь, по слову апостола Павла,"весь Израиль спасется".

Точный день наступления времени мессианского Освобождения - великая тайна, не известная человеку. Это произойдет "в свое время", как было определено Творцом с начала творения. Время "конца Изгнания" ничем не обусловлено: оно не зависит от того, заслуживает ли его Израиль, как сказано: "Ради Себя, ради Себя Самого Я сделаю это…"; "Но Я поступил так ради имени Моего, чтобы не осквернилось оно в глазах народов".

И при всем при этом можно усмотреть видимое противоречие в словах пророка Йешайибеито ахишено - "в назначенное время ускорю это": "в назначенное время" означает в определенный день; "ускорю это" означает, что это может случиться раньше, прежде, чем наступит назначенное время. Это противоречие разрешается в Талмуде следующим образом: "Если они заслуживают этого, "Я ускорю это"; если нет - это наступит "в назначенное время".

Смысл этих слов очевиден: Машиах может прийти в любой день, даже до заранее назначенного срока: "Сегодня, если вы только послушаете голоса Его".

Абарбанель отмечает, что историю мира можно разделить на три периода - преждевременный, возможный и зрелый: в первом периоде Освобождение было бы преждевременным; второй период обладает потенциальной возможностью для Освобождения, все зависит только от заслуг Израиля; а третий, и последний период - время последнего срока, в нем есть точно определенный день Освобождения.

Вышесказанным можно объяснить тот факт, что многие мудрецы высчитывали конкретные сроки мессианского Освобождения, не смотря на то, что подобная практика осуждается Талмудом, дабы предотвратить разочарование, способное привести к отчаянию: люди могут сказать "раз время пришло, а Машиах не явился, он не явится никогда". Тем не менее, среди тех, кто высчитывал день наступления Освобождения, были такие великие мудрецы, как Саадия Гаон, Раши, Баалей Тосафот, Рамбам, Абарбанель, Ицхак Луриа, и т.д. Рамбам, после того как он приводит текст о запрещении подобной практики из Талмуда в своем кодексе и тщательно его разрабатывает в Игерет Тейман, сам указывает в посленем труде (гл. 3) день прихода Машиаха, о котором ему поведали его предки! Рамбан разрешает эту проблему, указывая, что запрет Талмуда относится лишь к ограниченному периоду времени, и не распространяется на современную эру "пят Машиаха".

В различных источниках объясняется, что все эти предсказания, по сути, были истинными, отражающими особенно благоприятные моменты для наступления мессианской эры. Учителя Каббалы объясняют, что все предсказанные сроки действительно осуществились, но в основном, к сожалению, лишь в духовном аспекте, не раскрывшись на явном уровне нашей реальности..

У каждого поколения есть кец , потенциальный срок прихода Освобождения, ибо, как сказано, Машиах, хоть и не раскрыт, присутствует в каждом поколении. Он готов раскрыться в любой момент. В ходе истории, предшествующей "назначенному времени" его прихода есть особо благоприятные моменты, когда можно сделать так, чтобы он пришел. Воспользуемся ли мы этим, ускорим ли мы приход Машиаха, зависит целиком и полностью только от нас.

Понятие «Мессия» ассоциируется, как правило, с абстрактным светлым будущим. Термин произошел от еврейского слова Машиах, что в переводе означает «помазанник». Машиах – идеальный правитель, обязательно потомок царя Давида, посланный Б-гом для избавления всего мира.

Само слово Машиах в Талмуде не встречается, однако его суть прослеживается в высказываниях пророков о том часе, когда появится особенный лидер, который даст народу Израиля политическую и духовную свободу, а все человечество будет жить в совершенном мире. Мессианство в иудейском религиозном понимании объединяет как политические и этические, так и национальные мотивы.

Идея мессианства является весомым и неповторимым вкладом евреев в духовное мировоззрение человечества. Мессианские ожидания отличаются надеждой на наступление золотого века в будущем, в отличие от народов древности, которые считали, что золотой век уже прожит.

Неудивительно, что еврейский народ, который большую часть своей древней истории провел в горестях и мучениях, мечтал о светлом будущем и о спасителе. Некоторые достоинства такого избавителя присущи Моисею, благодаря которому еврейский народ вышел из египетского рабства, а также получил Тору и заповеди. Более того, во времена Моисея евреи стали одним народом. Талмуд называет Моисея «первым избавителем», тогда как Мессия должен стать «последним избавителем».

При бесспорной уникальности Моисея, его достоинств и ценности для всего народа Израиля, настоящим прототипом Мессии является не он, а царь Давид. Образ Давида включает не только выдающиеся политические и военные способности, но высокие религиозные и этические качества. За время царствования Давида все колена Израиля были объединены, что сделало еврейский народ цельным и могучим, а множество его врагов были повержены. К сожалению, таким трудом завоеванное царство Давида было в дальнейшем разделено, а последующие правители не пользовались одобрением у народа, что породило мечты о возрождении дома Давида в будущем.

В любом случае, под Мессией подразумевался некий человек, обладающий невероятными способностями, который будет выполнять волю Б-га, то есть будет его орудием, что отличает его от христианского спасителя-богочеловека.

Мудрецы Торы вывели представление о Мессии как о правителе, который станет избавителем для народа Израиля, установит в нем царство Б-га, и править им будет в самом конце времен. Если самого Мессию они называют Машиах бен Давид, то время его прихода – йемот а-машиах, что означает «дни Мессии». С приходом Мессии связывают осуществление ряда пророчеств, среди которых упоминается победа над врагами Израиля, возвращение его земель, примирение с Б-гом. Мессия соединит в себе пророка, судью, царя и учителя Торы.

Апокалипсическая литература намекает на то, что до прихода сына Давида в качестве Мессии появится Мессия из колена Иосифа, но ему будет суждено погибнуть в борьбе с недругами Израиля.

Поздние талмудические источники, в свою очередь, указывают, что Мессия родом из Бет-Лехема или Иерусалима, а день его рождения совпадает с днем разрушения Храма – 9 ава. Его участь быть сокрытым и печалится о несчастиях своего народа и о своем бессилии до тех пор, пока не придет время избавления. Некоторые источники полагают, что Мессия был «запроектирован» при сотворении мира, другие источники – что Мессия существовал еще до этого. Все сходились в том, что он будет потомком царя Давида. Правда, часть из законоучителей видели в Мессии воскресшего Давида, в то время как остальные считали, что будущий спаситель только будет носить имя великого царя.

Во все времена евреи пытались определить дату, когда придет Мессия. Бывало, что эти даты приходились на годы самых тяжелых испытаний, выпадавших на долю еврейского народа: крестовые походы, испанское изгнание, погромы времен Богдана Хмельницкого и т.п. Каждый раз, когда надежда на приход избавителя не оправдывалась, евреи приписывали это недостаточной своей праведности, и сдвигали дату его прихода на более поздний срок. Считается, что перед приходом Мессии евреи пройдут через «мессианские муки» или хевлей машиах, то есть им придется пережить самые тяжелые моменты своей истории. Именно поэтому после каких-либо серьезных потрясений, будь то войны или погромы, евреи с большей силой начинали ждать и верить в Мессию.

Примером тому служит изгнание евреев из Испании, которое произошло в 1492 году. Тогда в еврейской среде быстрыми темпами стали расти мессианские настроения, а каббалисты смело называли точные сроки прихода спасителя. Однако, разочаровавшись в этих прогнозах, произошло переосмысление самой идеи мессианства. Так, каббалисты Цфата стали связывать понятия галута (изгнания) и искупления с универсальным космическим смыслом. Лурианская каббала, например, усматривала в еврейском галуте знак, что евреям доверена миссия открыть божественные искры святости, рассыпавшиеся по миру, что поможет приблизить час искупления.

В образе Мессии также происходят изменения. Теперь его функцией станет лишь завершение процесса избавления, а не его «запуск». Основная мессианская задача лежит на всем еврейском народе. Благодаря новому прочтению мессианской теории, у еврейского народа стало появляться чувство личной ответственности за свою дальнейшую судьбу.

Вера в приход Мессии, кроме всего прочего, помогла сохранить еврейскую религию и еврейство в целом, особенно во времена тяжелых испытаний. Еврейское мессианство отличается наличием «земной» основы, а также интерпретацией мессианских преобразований мира с учетом современных историко-социальных реалий. Оно дало толчок к развитию всех существующих видов мессианизма.

Хотите получать рассылку прямо на электронную почту?

Подпишитесь, и мы будем присылать Вам самые интересные статьи каждую неделю!

Отрывок из книги рава Арье Каплана «Путеводитель по еврейской мысли»

| | | | | |

Предисловие

Приход Машиаха и следующее за ним искупление Израиля - красная нить еврейского вероучения.

В Писании мы находим два противоречивых убеждения относительно эры Машиаха. Очень много отрывков свидетельствуют, что период Машиаха будет ознаменован чудесами, например: «Видел я в ночных видениях: вот, среди облаков небесных шёл будто человек… И дана ему была власть вечная, которая никогда не прейдёт» (Даниэль 7:13-14).

Наши мудрецы утверждали, что не будет большой разницы между современным миром и эпохой Машиаха, за исключением того, что Израиль покорится другим государствам. Из этого мы учим, что искупление не придёт моментально, но шаг за шагом, естественным образом.

Тем не менее, Машиах может придти в любое время, совершенно без предупреждения. Это потому, что точные события, предшествующие эпохе Машиаха, известны только Б-гу. Не всё, что нам сегодня известно, является основополагающим условием для пришествия. Именно поэтому, пытаться вычислить дату прихода Машиаха - бессмысленно. Следует прислушаться к словам мудрецов: «Да сгниёт душа того, кто предвещает исчислить конец».

Век нанотехнологий

Традиция предсказывает, что в эпоху Машиаха человечество сделает большой рывок в технологическом прогрессе. Не будет больше болезней, как сказано через пророка: «Тогда откроются глаза слепых и уши глухих отверзнутся. Тогда поскачет, как олень, хромой, и запоёт язык немого» (Йешайя 35:5-6).


Для того, чтобы человек смог посвятить себя духовному совершенствованию, многие формы труда исчерпают себя. Множество предсказанных чудес будут наполнять эру Машиаха: виноград, ягоды которого величиной с куриное яйцо, пшеница, размером с кулак - лишь малая толика чудес. Ведь мы знаем, что это станет возможным благодаря расцвету научно-технического прогресса, который недалёк от сегодняшнего дня. Когда рав Гамлиэль говорил об этих чудесах, он упомянул, что все используемые технологии не причинят никакого ущерба природе и не внесут в неё ни единого изменения, а это намёк на высокоуровневую революцию в нанотехнологическом прогрессе. Таким образом, для производства сельскохозяйственных культур потребуется минимальное количество производственных мощностей, так что одежда или хлеб, вероятно, будут расти на деревьях. Мы погрузимся вглубь таинств жизненных процессов, и, например, сможем повлиять на деревья так, что плодоношение их не прекратится.

Всё вышеописанное было бы лишь гипотезой и «притянутым за уши» толкованием, если бы не тот факт, что наш нынешний технологический прогресс тоже был предсказан, почти точь-в-точь с совпадающей датой. Почти две тысячи лет назад в книге Зоар было написано: «В 600-м году шестого тысячелетия откроются врата высшей мудрости и истоки низшей мудрости. Мир войдёт в седьмое тысячелетие подготовленным, подобно тому как человек приготавливает себя для встречи Шаббата на заходе в пятницу. То же самое и здесь. И события этого влияния уже видны (Берешит 7:11): „В 600-м году… все источники великой бездны вскрылись“».


Мы теперь отчётливо видим предсказание, что в 5600 году (1840 г) произошёл расцвет истоков низшей мудрости, где светское знание значительно расширилось и углубилось. Хотя 1840 год не привёл к крупному научному прорыву, эта дата почти безошибочно соответствует началу настоящей научной революции.

Традиция даже предчувствовала ужасающие разрушительные силы современной технологии. Из этого мы учим, что эра Машиаха наступит в поколение, которое направлено на уничтожение самого себя.

Быстрые изменения на технологическом и социальном уровне станут результатом мощного общественного переворота. Природные катаклизмы приведут к значительным страданиям, часто называемыми «Хевлей Машиах», или муками рождения Машиаха. Если Машиах придёт со знамениями и чудесами, то можно было бы избежать всех бед. Однако, если Машиах придёт обычным образом, то скорби от мук рождения не миновать.

Еврейские потрясения

Согласно традиции, еврейский народ начнёт презирать ценности других религий в поколениях, предшествующих приходу Машиаха. Поскольку мир очень быстро меняется, то в таких изменениях родители и дети будут находиться буквально в «разных мирах», традиции и ценности, передаваемые от отца к сыну, станут главной жертвой покушения. Наши мудрецы учат нас, что ни родители, ни возраст не будут почитаемы, престарелые люди будут искать благосклонности у молодых, а домашнее хозяйство человека превратится в его врага. Возрастёт нахальство и дерзость, людей перестанут уважать, никто не захочет исправляться. Религиозные учения возненавидят, а неверующие воспользуются ими для утверждения своих прав; правительство взрастит дух безбожия, академии превратятся в места безнравственности, а благочестие очернится.


Иудаизм сильно пострадает от таких событий. Существует традиция, что еврейский народ разделится на различные группы, каждая из которых запретендует на «свою» правду, и истинный иудаизм будет сложно отличить от ложного. Этот смысл вкладывает пророчество, когда изрекает: «Истина потерпит поражение» (Йешайя 59:15).

Также было предсказано, что величайшая волна атеизма охватит весь мир. В результате, многие полностью отрекутся от иудаизма. Наши мудрецы так истолковывают пророчество: «Многие очистятся… и будут очищены. Но злодеи станут злодействовать; и не поймут злодеи всего этого, только мудрые поймут» (Даниэль 12:10). То есть, только мудрые поймут, что им дано испытание для того, чтобы укрепиться в своей вере.

Несомненно, найдутся евреи, которые останутся верными своим традициям. Другие поймут ценность иудаизма и возвратятся после блужданий. Тогда они осознают, что пали жертвой выродившегося старого порядка и больше в него не вернутся. Но их страдания усилятся, когда общество не признает их за «своих», они станут жертвой насмешек за то, что не ходят унизительными путями предмессианского периода. Вот почему пророчество предостерегает: «Удаляющийся от зла считается безумцем» (Йешайя 59:15).

Ещё нам ведает традиция, что до пришествия Машиаха произойдёт демографический взрыв.

Если же Израиль не раскается, Б-г поставит царя подобно Аману, который захочет уничтожить весь еврейский народ. Это может стать поводом для почти непостижимой карьеры Гитлера. (Возможно, имеется ввиду, что восстанет «второй» Гитлер ).

Возвращение в Израиль

Одно из наиважнейших событий в эпоху Машиаха является возвращение евреев в Землю Израиля и их расселение по уделам на земле отцов. Возвращение евреев в Землю Израиля - это предтеча эпохи Машиаха. Евреи начнут собираться в Израиле, когда объявят меру политической независимости, а по мнению одной из традиций - с разрешения других народов.


Иерусалим - самое святое место на Земле Израиля, это важный город, который должен быть восстановлен. Традиция гласит, что собрание изгнанников и восстановление Иерусалима - два важных события перед пришествием Машиаха. Согласно традиции, сначала небольшая часть изгнанных возвратится на Святую Земля, лишь затем Иерусалим возвратится под руководство евреев и будет восстановлен. А после всего, большинство евреев в мире вернутся на свою родину. Написано: «Отстраивает Б-г Иерусалим, (затем) возвращает рассеянных изгнанников» (Теhилим 147:2).

После долгого периода опустошения, земля, наконец, станет возделываться. Традиция ссылается на пророчество: «Горы Израиля, пустите ветви свои и плоды свои вознесёте народу Моему Израилю, ибо скоро придёт он» (Йехезкель 36:8).

Есть ещё не менее важная причина, почему собрание изгнанников предшествует приходу Машиаха. В одной из наших традиций, согласно наступлению эпохи Машиаха, сказано, что это и есть знак, что пророчество возвращается в еврейский народ. Кроме того, согласно заключительным словам пророка, пророк Эйлия вернётся и объявит народу весть о Машиахе, как написано: «Вот, Я посылаю к вам Эйлию - пророка перед наступлением дня Г-спода, великого и страшного» (Малахи 3:23). Это очень важная часть, потому что Машиах будет царём, а царя может помазать только пророк. Кроме того, сам Машиах будет пророком, величайшим из всех, после Моше.

Подводя итоги, скажем, что восстановление пророчества очень важно в разворачивании драмы пришествия Машиаха. Однако, оно требует ряда условий. Прежде всего, пророчество должно происходить на Земле Израиля, а не где-то в другом месте. Хотя Земля Израиля не всегда споспешествовала пророчеству во все времена. Прежде, чем пророчество может сбыться на Земле Израиля, большинство евреев мира должно заселиться на ней. Мы не предполагаем, что будет исключение из правил, но больше половины еврейского народа должны жить на земле Израиля до наступления эры Машиаха.

Храм и колена

Как мы говорили выше, самым значимым событием в эпоху Машиаха станет восстановление Святого Храма (Бейт а-Микдаш). По Маймониду, вне всякой тени сомнения, восстановление Храма непосредственно связано с личностью Машиаха. Тем не менее, с Храмом сочетаются много событий, которые должны быть установлены посредством пророчества, например, точное расположение Жертвенника. Когда Эзра восстановил храм после вавилонского пленения, согласно пророчеству, место жертвенника должно было быть раскрыто не человеком, то же самое произойдёт во время восстановления Храма в эпоху Машиаха.


Относительно завоевания Земли Израиля, Тора гласит: «Освободите землю и обитайте на ней» (Бемидбар 33:53). Многие авторитетные источники утверждают, что это повеление остаётся в силе и по сей день.

Существует традиция, что Земля Израиля будет восстановлена только посредством страданий. Вот почему мы обладаем частью этой земли сегодня.

Хотя Израиль и обладает некоторой частью политической независимости, полное собрание изгнанных евреев осуществится лишь с приходом Машиаха. Ссылаясь на подобное, пророк предвещал: «И будет в тот день: Г-сподь снова, во второй раз, (протянет) руку Свою, чтобы возвратить остаток народа Своего, который уцелеет… И подаст Он знак народам, и соберёт изгнанников Израиля, и разогнанных из Иудеи соберёт от четырёх концов земли» (Йешайя 11:11-12).

Гог и Магог

Как говорит традиция, что до пришествия Машиаха умножится великая скорбь. Из этого мы учим: «Треть мировых бедствий обрушится на поколение, предшествующее приходу Машиаха».


Есть пророчества о том, что вокруг Иерусалима разразится «война Гога и Магога». Согласно этой традиции, когда народы узнают о процветании возвратившегося еврейского народа, о восстановлении своей земли, Гог, царь Магога, организует жестокое ополчение против Иерусалима. Эта битва будет символом окончательной войны между добром и злом. В стенах Иерусалима, в конечном итоге, всё зло уничтожится.

Родословная

Машиах, о котором шла речь выше, будет прямым потомком царя Давида из колена Иеhуды. Поэтому он известен как Машиах бен Довид, или Машиах (Мессия), сын Давида. Одна из традиций ещё гласит, что предшествовать Машиаху бен Довид будет Машиах из колена Эфраим, сын Йосефа. Его знают как Машиах бен Йосеф или Машиах бен Эфраим.


Традиция не умалчивает, что враги Израиля погибнут от потомков Йосефа. Таким образом, Машиах бен Йосеф приведёт Израиль к победе в войне Гога и Магога. В этом и заключается смысл текста: «И будет дом Яакова огнём, а дом Йосефа - пламенем, а дом Эйсава - соломой, и зажгутся они в них (среди сынов Эйсава), и поглотят их, и не будет остатка в доме Эйсава, ибо Г-сподь сказал (это)» (Овадья 1:18).

Относительно взаимоотношений между двумя Машиахами, - первоначальным Машиахом бен Йосеф и последним - Машиахом бен Довид, - пророк провозгласил: «Исчезнет зависть Эфраима, и враждующие с Йеhудой будут истреблены. Эфраим не будет завидовать Йеhуде, а Йеhуда не будет враждовать с Эфраимом» (Йешайя 11:13). Каждый Машиах станет исполнять своё предназначение, не соперничая друг с другом. Написано: «А ты, сын человеческий, возьми себе посох один, и напиши на нём: „Йеhуде и сынам Израиля, объединившимся с ним“. И возьми посох другой и напиши на нём: „Йосефа, посох Эфраима и всех сынов Израиля, объединившихся с ним“. И приблизь их один к другому, (как будто) у тебя посох один, и превратятся в один в руке твоей» (Йехезкель 37:16-17).

Древняя традиция предвещает нам, что первоначальный Машиах бен Йосеф сразится и убьют его в войне Гога и Магога. Весь Израиль станет скорбеть по нём: «… и будут они смотреть на Меня; (а) того, которого пронзили, оплакивать будут, как оплакивают единственного (сына), и горько плакать о нём, как горько плачут по первенцу» (Зехарья 12:10).

Перед пришествием последнего Машиаха, восстанет пророк объявить о появлении Машиаха и возвращении народа Израиля к Б-гу. Это не кто иной, как пророк Эйлия, ибо написано: «Вот, Я посылаю к вам Эйлию - пророка перед наступлением дня Г-сподня, великого и страшного» (Малахи 3:23). Перед ним встанет задача - принести народу мир, обратив всех людей к Б-гу. Пророчество предвозвещает: «И возвратит он сердце отцов к сыновьям, и сердце сыновей к отцам их, дабы не пришёл Я и не поразил землю истреблением» (Малахи 3:24).

Традиция утверждает, что Эйлия раскроет себя через некоторое время, после войны Гога и Магога, сразу же перед появлением Машиаха бен Давида.

Некоторые говорят, что Эйлия является коэном, который будет служить Первосвященником в Третьем Храме во времена Машиаха.