Большой театр нуреев составы. "Нуреев" в Большом: рецензия на спектакль Кирилла Серебренникова, который никто не увидит. Карнавала не будет

Большой театр нуреев составы.
Большой театр нуреев составы. "Нуреев" в Большом: рецензия на спектакль Кирилла Серебренникова, который никто не увидит. Карнавала не будет

В Большом театре 9 и 10 декабря прошли премьерные показы балета «Нуреев». Автором постановки был Кирилл Серебренников, который находится под домашним арестом по делу о хищениях. На показ приехали многие политики и бизнесмены, в том числе пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Дождь собрал впечатления зрителей и артистов от постановки.

Композитор балета «Нуреев» Илья Демуцкий: «Спасибо вам, прекрасные, что подарили нам это выстраданное чудо»

Директор Центра документального кино Софья Капкова: «Два дня все мысли только о спектакле. Какой-то постоянный внутренний разговор. Разговор с Кириллом»

Актер Игорь Верник, который исполняет несколько ролей в спектакле: «Никогда и помыслить не мог, что смогу ощутить эту мощь зрительского восторга»

Публикация от Игорь Верник (@ivernik) Дек 10 2017 в 6:02 PST

Артистка балета Ольга Марченкова: «Спасибо за это счастье танцевать в этом мировом творении»

Публикация от Olga Marchenkova (@alex_marchenvayzer) Дек 10 2017 в 11:12 PST

Актриса и кинорежиссер Рената Литвинова: «Рукоплещем. Очень грустный спектакль»

Телеведущая Сати Спивакова: «Фантастическое действо, пронзительное, глубокое, эмоциональное и бесконечно талантливое»

Публикация от sati spivakova (@satispivakova) Дек 10 2017 в 11:30 PST

Директор Центра современного искусства «Гараж» Антон Белов: «Поздравляю @kirillserebrennikov с тем, что прорывы для России совершает из параллельной реальности»

Публикация от Anton Belov (@kotomish) Дек 10 2017 в 2:01 PST

Журналист «Комсомольской правды» Игорь Шнуренко: «Вот представьте, что вы на складе ИКЕИ, в рождественскую распродажу. Ритм и лязг примерно тот же»

Телеведущая Жанна Агалакова: «Это прекрасная мандала, разрушенная сразу после создания»

Публикация от Zhanna Agalakova (@zhanna_agalakova) Дек 10 2017 в 4:36 PST

Актер Владимир Кошевой: «Кирилл! Спасибо! Мы верим и ждём! Все.Правда обязательно торжествует, но потом»

Публикация от Kretova Kristina (@kkristinabalerina) Дек 10 2017 в 1:08 PST

Солистка Большого театра Светлана Шилова:

Танцовщик Алексей Путинцев:

МОСКВА, 8 декабря. /ТАСС/. Премьерные показы балета "Нуреев" в постановке Кирилла Серебренникова и хореографии Юрия Посохова пройдут в Большом театре 9 и 10 декабря, а в пятницу журналисты смогли побывать на репетиции спектакля. Большинству представителей СМИ, опрошенных ТАСС, балет понравился.

"Здесь нет ничего такого, что могло бы шокировать", - сказал ТАСС журналист, телеведущий, обозреватель телеканала "Россия - Культура" Владислав Флярковский. Он отметил, что в спектакле появляются фотографии Ричарда Аведона, который запечатлел полуобнаженного Нуреева. "Великий фотограф снимал великого танцора, так это и надо воспринимать", - пояснил Флярковский.

В целом, отметил журналист, балет "Нуреев" - это "чудесное зрелище с прекрасной музыкой". По его словам, новая постановка - "классический спектакль ХХI века, красивый, изящный, со сложно устроенными декорациями". "Единственное, чего можно было опасаться - пошлости, я посмотрел, пошлости не обнаружил", - добавил Флярковский.

Журналист, кино- и театральный критик Валерий Кичин сказал ТАСС, что, на его взгляд, спектакль пока "слегка сыроват". "Как зритель я получил сильное впечатление, - сказал критик. - Спектакль неровный, противоречивый, но он удивляет. На мой взгляд, первый акт - слишком иллюстративный, он выглядит как иллюстрация к статье про Нуреева в Wikipedia.

Второй акт, продолжил Кичин, целиком посвященный творчеству Нуреева, ему понравился больше. "Впечатлила работа композитора, аранжировки сочинений Чайковского и Малера", - сказал он. Также, по его мнению, в спектакле слишком много текста. "Изобилие чтения разрушило общее впечатление, возможно, просто с акустикой в театре не очень", - пояснил Кичин. В целом же, отметил критик, постановка "сделана на высоком уровне, спектакль был нужен Большому театру, чтобы он смог выйти из золоченной клетки классического балета".

Артисты и генеральный директор ГАБТа о постановке

По словам одного из исполнителей роли Нуреева Игоря Цвирко, его партия "очень сложная". На пресс-брифинге, предварившей репетицию, артист заметил, что балет получился очень кинематографичным. "Нам было важно показать характер Нуреева, те качества, которые позволили ему достичь величия", - пояснил Цвирко.

Генеральный директор ГАБТа Владимир Урин призвал журналистов и критиков объективно оценивать постановку. "Театр прекрасно понимает, что вокруг спектакля есть обстоятельства, связанные с "Седьмой студией", - сказал Урин. - Просьба обратить внимание на то, что называется самим спектаклем. В этом спектакле есть режиссерское решение, есть хореография, есть артисты".

О спектакле

Балет "Нуреев" начинается с аукциона, ведущий торгов в исполнении Игоря Верника среди других лотов называет дирижерскую палочку Рудольфа Нуреева, с которой он дебютировал в Вене. Аукционист будет появляться на сцене весь спектакль, объявляя лоты, касающиеся разных периодов жизни танцовщика, - это и костюмы, в которых он танцевал в России и на Западе, и его личные письма. Отрывки из последних Верник также зачитывает со сцены.

Спектакль идет 2,5 часа с антрактом. За это время зрители видят весь жизненный путь Рудольфа Нуреева - от занятий в балетном классе до болезни. В конце спектакля уже изможденный недугом танцовщик облачается во фрак и спускается в оркестровую яму, чтобы дирижировать оркестром Большого театра.

Над созданием балета "Нуреев" в прошлом сезоне работали композитор Илья Демуцкий, хореограф Юрий Посохов, автор либретто, режиссер и сценограф Кирилл Серебренников, находящийся под домашним арестом по обвинению в организации мошенничества. Премьера должна была состояться на исторической сцене Большого театра 11 июля 2017 года, но, согласно решению руководства театра, была перенесена на более поздний срок из-за неготовности спектакля.

Генеральный директор ГАБТа Владимир Урин в сентябре сообщал ТАСС, что получил разрешение от следователя, ведущего дело Кирилла Серебренникова, о встрече с ним и договорился с режиссером о возможности выпуска спектакля "Нуреев" в декабре.

Песков, Кудрин, Собчак, Сурков и Абрамович с Чемезовым рукоплескали трансвеститам и оплакивали проворовавшегося Серебренникова в Большом Театре.

В числе первых зрителей громкой премьеры оказались «кандидатка в президенты» Ксения Собчак и телеведущий Иван Ургант, «светская львица» и актриса Рената Литвинова, пресс-секретарь Главы государства Дмитрий Песков, продюсер Александр Роднянский, бизнесмен Роман Абрамович, генпродюсер 1-го канала Константин Эрнст, экс-министр финансов Алексей Кудрин, обозреватель телеканала «Россия-Культура» Владислав Флярковский, глава компании Bosco Михаил Куснирович, вездесущий американский политтехнолог Владимир Познер, сочинительница скабрезных рассказов Людмила Улицкая, гламурная телеведущая Светлана Бондарчук и прочие завсегдатаи светских посиделок.

«Постановка сорвала шквал аплодисментов: зрители в Москве не скрывали как своего восхищения драматургией, хореографией и музыкальным сопровождением спектакля, так и разочарования по поводу отсутствия в зале режиссера Кирилла Серебренникова», - отмечают журналисты.

«Бомонд» был в восторге от долгожданного зрелища.

«За два с небольшим часа создатели рассказывают непростую историю жизни Руди, как его любили называть друзья. От учебы в Вагановской академии, через те самые парижские гастроли, на которых он совершил свой знаменитый "прыжок в свободу". К выдающимся постановкам, новаторским находкам, которые, безусловно, изменили мировой балет, к невероятной славе. И, конечно же, показать его сложный, противоречивый, порой нетерпимый характер. Вспомнить и о его любви к роскоши, и о прогулках по злачным местам, о его взаимоотношениях с выдающимся танцовщиком Эриком Бруном и о долгом периоде ухода из жизни от СПИДа...

Факты жизни Нуреева ни для кого не являются секретом. Журналисты и завсегдатаи Большого обсуждали мужские дуэты в спектакле, мужской кордебалет в женских платьях и на каблуках и, конечно, знаменитую фотографию Ричарда Аведона, на которой артист запечатлен обнаженным. Снимки фотосессии, во время которой Нуреев постепенно раздевается, и правда используются в спектакле. Так же как никуда не исчезли ни мужские дуэты, ни кордебалет», - сообщает ТАСС.

А вот как описывает происходящее на сцене действо кандидат искусствоведения, историк музыкального театра Дмитрий Изотов, оказавшийся ранее в числе зрителей прогона «Нуреева»: «Развратный Булонский лес заполняется трансвеститами - артистами мужского кордебалета на каблуках. Они, как макбетовские ведьмы, закручивают героя в водоворот соблазнов квартала красных фонарей. Далее - сцена знаменитой фотосессии Ричарда Аведона, который уговорил Нуреева сфотографироваться полностью обнаженным. В этом момент на заднике сцены появляется настоящая фотография голого Нуреева, которую Большой театр приобрел у правообладателя известного снимка. Обнажается и сам Владислав Лантратов (исполнитель роли Нуреева), оставляя на себе только телесного цвета бандаж, прикрывающий самое интимное место. В вихре танца героя преследуют и многочисленные папарацци, и падкое до скандалов светское общество.

Тема гомосексуализма продолжается в дуэте Нуреева и его наставника, а позднее и любовника - Эрика Бруна (исполнитель - Денис Савин). В черных, подчеркивающих мускулатуру танцовщика штанах и водолазке, с неизменной сигаретой во рту он обнимает Нуреева, одетого во все белое - так начинается мужской эротический дуэт. Секс, страсть, любовь и отчаяние сплетаются в провокационной, но в то же время деликатной хореографии Юрия Посохова».

Краткая справка: Рудольф Нуреев (1938-1993) - артист балета и балетмейстер. В 1958-1961 годах был солистом Ленинградского театра оперы и балета имени С.М.Кирова (ныне - Мариинский театр). В июне 1961 года, находясь на гастролях в Париже, отказался от возвращения в СССР. Был лишен советского гражданства, осужден за измену Родине и приговорен заочно к семи годам заключения. Выступал в балетных постановках ряда зарубежных театров, а также осуществлял самостоятельную балетмейстерскую деятельность. Находился в «близких интимных отношениях» с датским танцовщиком Эриком Бруном и целым рядом других лиц мужского пола. В 1993 году умер в Париже на 55-м году жизни от СПИДа.

По сути, спектакль «Нуреев» является открытой пропагандой содомского греха.

Весьма интересные подробности из жизни Нуреева сообщил «Московский комсомолец» в статье «Неистовый Нуреев: о ком поставил свой последний спектакль Кирилл Серебренников».

Вот только некоторые из них, ярко характеризующее «героя» постановки (приводим длинную цитату из «МК» - авт.): «Совершив свой знаменитый "прыжок к свободе" Нуреев уже на следующий день стал символом мятежа и этой самой свободы... Он стал самым мятежным и романтическим танцовщиком XX века...

Он же, увы, стал первым "россиянином" заразившимся СПИДом...

Еще в детстве его называли "ходячий скандал"...

"Груб с товарищами, легко приходит в бешенство" - это об 11-летнем Рудольфе.

"Очень нервный и возбудимый, кричит и дерется с одноклассниками" - из характеристики 14-летнего Нуреева, ученика 7-го класса...

"Понимаете, Рудольф был влюблен в Соловьева (конкурента Нуреева на положение первого танцовщика в труппе кировского театра - авт.) Он был ангелом. Нет-нет, не Рудольф! Рудольф был кем угодно только не ангелом! Нет - Соловьев. Он внешне походил на ангела, танцевал словно ангел и в то же время мужчина... Тот месяц в Париже они прожили в одном номере отеля. Рудольф попытался добиться его любви, а Соловьев пришел в ужас и доложил начальству". Более того, когда Нуреева самого однажды спросили, были ли приставания с его стороны на самом деле, он, будто бы смеясь, ответил: "Конечно, ведь у него такая великолепная попка!"...

Настоящим произведением искусства, правда, слишком эклектичным и напоминающим театральную декорацию была его парижская квартира на набережной Вольтера, 23, с видом на Сену, Лувр и парк Тюильри. Она была похожа на антикварный музей с развешанной повсюду (даже в ванной комнате) коллекцией картин обнаженных атлетов XVI-XIX веков...

А про смущавшую многих коллекцию "ню" личный массажист и телохранитель Рудольфа Луиджи Пиньотти говорил: "Разница между Рудольфом и простым смертным как раз и была в его коллекции. Рудольф развешивал академические картины с голыми мужчинами, тогда как другие цепляют на гвоздик календарь с голыми девицами"...

Ничего не жалея для себя самого, несмотря на все свое богатство, Нуреев был довольно прижимист и скуп с другими людьми. Он, например, считал, что в ресторане должны платить за него, за честь находится в его обществе...

Финансовым агентом Нуреева стал знаменитый бизнесмен и импресарио Сол Юрок, который застраховал ноги артиста в знаменитой лондонской канторе Ллойда и предоставлял ему все, чего бы тот ни пожелал, включая и бесперебойное снабжение его мальчиками. По свидетельству одного бывшего сотрудника агенства Юрока, тот включил в штат какого-то русского старика, в чьи обязанности входило обеспечивать Нуреева удовольствиями...

Не жаловал евреев... Впрочем, презирал и русских тоже, и любил напоминать, что русские несколько веков были холопами татар. Корни же своей семьи он возводил к потомкам Чингисхана....

Про выходки, которые любил устраивать Нуреев, ходят легенды. На одном из приемов, войдя в фойе не узнанным и обидевшись на это, он решил обратить на себя внимание и швырнув свой бокал об стену выкрикнул: "Нуреев не занимается самообслуживанием. Это его обслуживают!"

"Во время круиза по Эгейскому морю - рассказывает один из его друзей, - Нуреев выставлял себя напоказ даже перед знаменитыми делосскими руинами в ожидании, что кто-нибудь узнает его. Отчасти утолив свое эго, и только тогда, он чувствовал себя по-настоящему расслабившимся. Подобные сцены повторялись во всех аэропортах планеты, где он неизменно требовал, чтобы ему воздавали все полагающиеся по его статусу почести"...

Рассказы о том, как "дикий татарин" бил о пол студии термосы с чаем и швырял в зеркала пепельницы, до сих пор передают в Парижской опере из уст в уста. Мог вылить на голову оппоненту Нуреев и бутылку воды, что он и сделал на приеме, устроенном Мартой Грэм в присутствии Майи Плисецкой...

Он яростно швырялся танцевальной обувью, напускался с отборной бранью на чем-то не угодившего ему фотографа, ругал пол, который он находил слишком скользким, да так, что испуганные танцовщицы считали за благо прятаться за бутафорскими кулисами... От Нуреева всего можно было ожидать! Хлопают двери, вспыхивают скандалы, летят громы и молнии, а пресса смакует: "Он - инфернальный...Капризный... Грубый... Несносный... Гневливый..."

Танцовщик мог выплескивать свое раздражение даже прямо на сцене в присутствии публики. Он мог запросто остановить дирижера во время спектакля, сбросить балетные туфли и грозить ими...

Продолжал устраивать на репетициях нечто несусветное: переворачивал в ярости столы, вылил на танцовщицу чайник с заваркой или швырнул в кордебалетных артистов блюдо с макаронами...

Так было и в других местах. Иногда в ход шли метания и драгоценными предметами, пострадала даже коллекция венецианского стекла XV века, принадлежавшая Лукино Висконти, в доме которого Нуреев находился в качестве гостя...

Самым большим скандалом в жизни Нуреева, скандалом, который стоил ему поста руководителя балета Парижской оперы стало приглашение в балетную труппу датского танцовщика Кеннета Грева, которого он заметил в кордебалете Американского балетного театра у Михаила Барышникова. Сын датского чемпиона по гольфу и парикмахерши, красавец-блондин двухметрового роста с серо-голубыми глазами и атлетической фигурой напомнил Нурееву Эрика Бруна, его первую и главную в жизни любовь. Теперь, за 4 года до смерти, он встретил любовь последнюю и буквально сошел с ума...

"Забудь про отель - мне нужно, чтобы ты был рядом двадцать четыре часа в сутки" - приказал танцовщик Греву и поселил его в своей парижской квартире.

Трагедия заключалась в том, что парень оказался гетеросексуален, в Америке у него осталась девушка и он ни за что не соглашался ложиться к Нурееву в постель. Нуреев стерпел и это, поселив молодого человека в гостевой комнате...

Он готов был сделать для него все... "Ты напоминаешь мне Эрика" - любил повторять Нуреев и рассказывал Греву об их первых днях в Дании, когда он считал Бруна "богом" и "был готов пожертвовать для него всем"...» - (здесь окончание цитаты из «МК») воспоминают хорошо знавшие беглого артиста люди.

Такова краткая история жизни «любителя свободы» Рудольфа Нуреева. Это не просто единичные факты, а сложившийся с детства стиль поведения, который однозначно показывает, какие силы управляли знаменитым танцовщиком. Одержимый нечистыми духами, Нуреев фактически не отдавал себе отчета в своих поступках. К этому - ненасытная страсть к лицам мужского пола. Теперь бесноватый извращенец стал для многих идолом, кумиром.

«Это спектакль про бесконечное стремление к красоте, поиск свободы через красоту. И про иллюзии и разочарования с этим связанные», - так в свое время описал идею балета Серебренников.

В чем же здесь красота и свобода? Нормальному человеку этого, по всей видимости, не понять. Красота - в моральном уродстве. Свобода - в отсутствии всякого самоконтроля и самодисциплины, свобода - в отсутствии любви к Родине, свобода - в неутоленном смертном грехе.

Похоже, эти черты сегодня импонируют многим представителям компрадорской элиты и их богемному окружению.

Слова Серебренникова раскрывают сущность «современного» искусства. Предлагая и навязывая «новые ценности», противоположные богоустановленному порядку в мироздании и традиционным духовно-нравственным идеалам: греховность вместо праведности, скверность вместо чистоты, вседозволенность вместо ответственности, хаос вместо гармонии, бессмысленность вместо мудрости - так называемое «прогрессивное искусство» диктует человеку «новое понятие красоты». Если традиционно эстетическим идеалом в искусстве, природе и обществе являлось прекрасное как должное, желаемое и общезначимое, то в «новом искусстве» «эстетическим идеалом» - высшим образцом красоты - является безобразное.

Ненормальное, нездоровое, отвратительное, ужасное, мерзкое, злое, пошлое, кощунственное, греховное, дисгармоничное и антихудожественное возводятся в ранг красоты и желаемого идеала. Безобразное и порочное навязывается как должное и общеобязательное. И если эстетика как понятие о красоте и ее законах - это философия и идеология искусства - то эстетика «нового искусства», воспевающего антипод прекрасного - это «эстетика» мрачной бездны, хлынувшей сегодня наружу.

«Все выходившие с премьеры зрители были едины во мнении о том, что "Нуреев" - спектакль выдающийся, и выражали глубочайшее сожаление о том, что Кирилл Серебренников не услышал грома аплодисментов и не увидел своей постановки», - доверительно сообщают РИА Новости.

Некоторые из «именитых гостей» поделились своими впечатлениями с журналистами, другие оставили отклики в социальных сетях.

«Долгожданная премьера о Нурееве. Актуальный, настоящий современный балет. Талантливо о великом таланте. Несправедливо, что Кирилл Серебренников не был на своей премьере», - начертал в Twitter «великий экономист» Кудрин.

«Все кричат "браво". Ставят хэштеги и чекинятся. Посохов, артисты и постановщики выходят в майках с портретами Кирилла. И все это очень хорошо, но безумно грустно. Потому, что мы все так мало можем сделать и так бессильны перед этой несправедливостью», - написала в Instagram рвущаяся в президенты Собчак

«Драматургический сюжет, связанный с выходом и историей спектакля, очень способствует интересу к нему», - заявил известный меценат Куснирович.

«Здесь нет ничего такого, что могло бы шокировать», - заявил ТАСС культуролог Владислав Флярковский.

Действительно, сегодняшнюю столичную «тусовку», пожалуй, уже ничто шокировать не может...

«Есть некоторые спорные моменты, но в целом, наверное, с точки зрения творческого поиска и такой творческой феерии - это событие, мировое событие», - цитирует пресс-секретаря Президента РФ Дмитрия Пескова агентство ТАСС. Кроме того, Песков отметил, что не обнаружил в спектакле ничего провокационного.

То, что пандемия содомского греха является сегодня «мировым событием» - это в самую точку!

«Второй акт, мне кажется, просто превосходный. Публика будет с удовольствием и интересом смотреть», - отметила президент Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Ирина Антонова.

Интересно, что сказал бы на это Александр Сергеевич Пушкин?

Познер назвал постановку выдающейся. Однако он уверен, что ставить подобное часто невозможно, поэтому это будут редко показывать.

«Спектакль сложный, многослойный, умный, что не исключает огромной визуальной радости при виде изумительного балета, элегантного оформления, виртуозности труппы. Прекрасная музыка Демуцкого. Это событие мирового уровня», - сказала РИА Новости Улицкая.

Как все напоминает это известную сказку Андерсена «Новый наряд короля»...

Поклонение кумиру - человекобогу - это особый вид духовной болезни людей, которым не нужен Богочеловек Христос. Нездоровый фанатизм не позволяет им видеть, что король-то не только - голый, но весь покрыт зловонными язвами! Что это - истлевающий в страстях, мертвый духом, погибающий человек. Более того, это - марионетка диавола.

Люди, возлюбившие тьму паче света, наперебой расхваливают смрадное действо, повествующее о больном СПИДом извращенце - бесноватом самодуре и предателе Родины.

Злополучная премьера еще раз обнажила ту нравственную пропасть, которая пролегла между правящей «элиткой» и здоровыми силами общества. Это непреодолимая пропасть, как между евангельским богачом и Лазарем...

Приведем некоторые народные

Премьера балетного спектакля «Нуреев» зачтётся Большому театру судом публики по особой, репутационной статье. Можно расценивать это событие как победу искусства над обстоятельствами, как победу Большого театра, который этими обстоятельствами был поначалу обескуражен, но смог их преодолеть.

Это, правда, исключительный случай - правоохранительные органы на вполне законных основаниях разлучили создателя и его детище. К счастью, Кирилл Серебренников успел сделать почти всё для спектакля. И потом, он не единственный его создатель. Хореограф-постановщик Юрий Посохов, композитор Илья Демуцкий, художник по костюмам Елена Зайцева, дирижёр Антон Гришанин, артисты балета Большого театра благополучно довели спектакль до премьеры. Спектакль о том, кого в училище считали деревенщиной, а позже называли богом танца и порока. Подробности в репортаже Елены Ворошиловой.

«На премьере Нуреева в Большом - вся театральная Москва. Интерес подогревают срыв летней премьеры, Серебренников, который руководит дистанционно постановкой из-за своего домашнего ареста, и, конечно, сама личность Нуреева - скандального балетного эмигранта, бросившего вызов советской системе», - отмечает Елена Ворошилова.

Разгоревшиеся страсти вокруг балета подогрели любопытство. На премьеру в Большой пришли артисты, режиссеры, галеристы. Хореограф Юрий Посохов в напряжении. Никаких интервью. Ни до, ни после. Илья Демуцкий, написавший музыку, более разговорчив.

Команда постановщиков воплотила все идеи Кирилла Серебренникова - автора либретто и сценографии. Личность Нуреева, показанная через призму времени, придала спектаклю многомерность, вывела за рамки балетного жанра.

«У целого ряда людей были высказывания по поводу того, что эту тему и об этом танцовщике не надо делать спектакль сегодня, я уже это слышал, причём неоднократно. И с экрана телевизора, и в прессе. Поэтому такие мнения будут, безусловно, я ничего в этом плохого не вижу. Только одна единственная просьба, вы посмотрите спектакль, а потом давайте цивилизованно дискутировать», - попросил генеральный директор Большого театра Владимир Урин.

На сцене артисты балета, хор, певцы и даже рабочие сцены, которые делают перестановки на глазах у зрителей. Мультижанровость - новая форма для Большого, который рискнул дважды войти в одну и ту же реку.

«Я очень рад, что мы сегодня показали этот спектакль в том качестве, на том уровне, на котором мы и хотели, поэтому успех огромен, чему я безумно рад», - отметил руководитель балетной труппы Большого театра Махар Вазиев.

За два с половиной часа проходят главные моменты жизни Нуреева. Учеба в Вагановке, гастроли, после которых он остался в Париже, его легендарный прыжок из нищеты к свободе и славе, встреча с Марго Фонтейн, аукцион Christie"s, на котором вещи танцовщика ушли с молотка.

Доносы, написанные на Нуреева, контрастируют с письмами Натальи Макаровой, Аллы Осипенко, Лорана Илера, Шарля Жюда - звезд мирового балета. Их читает Игорь Верник. Слово и танец создают ткань спектакля, в котором только один главный герой - Рудольф Нуреев.

«Поучиться можно только работоспособности, жажде творчества. Он никогда не останавливался, он всё время рвался в зал, всё время рвался репетировать, всё время рвался создавать новые спектакли», - признался премьер балетной труппы Большого театра Владислав Лантратов.

Ради «Нуреева», Большой перенес на лето постановку «Коппелии». Юрий Посохов с ноября не выходил из репетиционного зала. Артисты по-настоящему ждали эту премьеру. Такого балета никогда не было в репертуаре театра. Откровение для труппы и для зрителей.

«Нуреев» и в этот раз поднял зал, теперь уже Большого театра. Возможно, единственного, где он никогда не танцевал. Постановку называют спектаклем XXI века. «Нуреева» уже сейчас хотят видеть на многих фестивалях.

Владислав Лантратов.


Самая громкая премьера сезона неожиданно оказалась одной из самых гармоничных.

Большую историю танцовщика, в 1961 г. сиганувшего через барьеры в аэропорту Ле-Бурже и ставшего мировой звездой, режиссер Кирилл Серебренников и хореограф Юрий Посохов вставили в рамку аукционных торгов.

После смерти Нуреева все его имущество было продано на аукционе - и вот при открытии занавеса мы видим зал, заполненный потенциальными покупателями. Ряды стульев, витрины с лотами, аукционист, быстро проговаривающий названия предметов и их особые характеристики («на рубашке - автограф Нуреева»).

Продается все - от школьного дневника (предположительно подаренного танцовщику в его последний, постсоветский визит в Петербург) до острова (где он жил незадолго до смерти). Меж этими аукционными объявлениями, что делает Игорь Верник, возникают фрагменты биографии.
Премьера балетного спектакля «Нуреев» зачтётся Большому театру судом публики по особой, репутационной статье. Можно расценивать это событие как победу искусства над обстоятельствами, как победу Большого театра, который этими обстоятельствами был поначалу обескуражен, но смог их преодолеть.

Это, правда, исключительный случай - правоохранительные органы на вполне законных основаниях разлучили создателя и его детище. К счастью, Кирилл Серебренников успел сделать почти всё для спектакля. И потом, он не единственный его создатель. Хореограф-постановщик Юрий Посохов, композитор Илья Демуцкий, художник по костюмам Елена Зайцева, дирижёр Антон Гришанин, артисты балета Большого театра благополучно довели спектакль до премьеры. Спектакль о том, кого в училище считали деревенщиной, а позже называли богом танца и порока.

«На премьере Нуреева в Большом - вся театральная Москва. Интерес подогревают срыв летней премьеры, Серебренников, который руководит дистанционно постановкой из-за своего домашнего ареста, и, конечно, сама личность Нуреева - скандального балетного эмигранта, бросившего вызов советской системе», - отмечает Елена Ворошилова.
Разгоревшиеся страсти вокруг балета подогрели любопытство. На премьеру в Большой пришли артисты, режиссеры, галеристы. Хореограф Юрий Посохов в напряжении. Никаких интервью. Ни до, ни после. Илья Демуцкий, написавший музыку, более разговорчив.

«Меня вдохновляли мои соавторы, которые чётким словом, либретто, просто самой идеей вдохновляли на правильную музыкальную мысль» , - поделился композитор Илья Демуцкий.
Команда постановщиков воплотила все идеи Кирилла Серебренникова - автора либретто и сценографии. Личность Нуреева, показанная через призму времени, придала спектаклю многомерность, вывела за рамки балетного жанра.
«У целого ряда людей были высказывания по поводу того, что эту тему и об этом танцовщике не надо делать спектакль сегодня, я уже это слышал, причём неоднократно. И с экрана телевизора, и в прессе. Поэтому такие мнения будут, безусловно, я ничего в этом плохого не вижу. Только одна единственная просьба, вы посмотрите спектакль, а потом давайте цивилизованно дискутировать», - попросил генеральный директор Большого театра Владимир Урин.


На сцене артисты балета, хор, певцы и даже рабочие сцены, которые делают перестановки на глазах у зрителей. Мультижанровость - новая форма для Большого, который рискнул дважды войти в одну и ту же реку.

«Я очень рад, что мы сегодня показали этот спектакль в том качестве, на том уровне, на котором мы и хотели, поэтому успех огромен, чему я безумно рад», - отметил руководитель балетной труппы Большого театра Махар Вазиев.
За два с половиной часа проходят главные моменты жизни Нуреева. Учеба в Вагановке, гастроли, после которых он остался в Париже, его легендарный прыжок из нищеты к свободе и славе, встреча с Марго Фонтейн, аукцион Christie"s, на котором вещи танцовщика ушли с молотка.

Доносы, написанные на Нуреева, контрастируют с письмами Натальи Макаровой, Аллы Осипенко, Лорана Илера, Шарля Жюда - звезд мирового балета. Их читает Игорь Верник. Слово и танец создают ткань спектакля, в котором только один главный герой - Рудольф Нуреев.

«Поучиться можно только работоспособности, жажде творчества. Он никогда не останавливался, он всё время рвался в зал, всё время рвался репетировать, всё время рвался создавать новые спектакли», - признался премьер балетной труппы Большого театра Владислав Лантратов.

Ради «Нуреева», Большой перенес на лето постановку «Коппелии». Юрий Посохов с ноября не выходил из репетиционного зала. Артисты по-настоящему ждали эту премьеру. Такого балета никогда не было в репертуаре театра. Откровение для труппы и для зрителей. «Нуреев» и в этот раз поднял зал, теперь уже Большого театра. Возможно, единственного, где он никогда не танцевал. Постановку называют спектаклем XXI века. «Нуреева» уже сейчас хотят видеть на многих фестивалях.

Новости культуры

Спектакль сконструирован неэлементарно - кроме чистой хроники в него встроены два «письма». То есть в спектакле есть линейный перечень событий, где первое знакомство с вольными нравами Парижа, обозначенное танцами трансвеститов на каблуках (надо сказать, они покажутся весьма скромными тем, кто регулярно смотрит нашу эстраду), встреча и роман с датским танцовщиком Эриком Бруном (отличная роль Дениса Савина - создано не портретное сходство со знаменитым артистом, но сходство движения), сотрудничество с английской примой Марго Фонтейн (Мария Александрова).
А посреди этого перечня - танцевальные послания Ученика и Дивы. Верник читает настоящие письма тех артистов, что танцевали в Парижской опере в момент, когда ею правил Нуреев, - Мануэля Легри, Шарля Жюда, Лорана Илера, а на сцене в почтительном соло позирует собирательный Ученик (Вячеслав Лопатин); звучат записки Аллы Осипенко и Натальи Макаровой - и одетая под Макарову Светлана Захарова предстает безупречно классической и совсем чуть-чуть манерной Дивой.

В первый день, когда на показе присутствовали бизнесмены, политики и даже высокопоставленные чиновники, хореограф Юрий Посохов и композитор Илья Демуцкий вышли на сцену в футболках с портретом режиссера Кирилла Серебренникова. Так они напомнили, что постановщик «Нуреева» сейчас находится под домашним арестом по уголовному делу. Администрация театра не приветствует такого проявления солидарности, — сказал «Эху Москвы» генеральный директор Большого Владимир Урин. Он добавил, что никакого наказания для авторов спектакля от администрации Большого не последует.