Какое природное явление поэт оживляет. Явления природы. Загадки на тему «Природа и явления в ней»

Какое природное явление поэт оживляет. Явления природы. Загадки на тему «Природа и явления в ней»
Какое природное явление поэт оживляет. Явления природы. Загадки на тему «Природа и явления в ней»
Физические явления
в стихах русских
поэтов

Изучение физических явлений и законов во взаимосвязи с рассмотрением их отражения в произведениях художественной литературы: писатели и поэты, ярко и образно воспевают родную природу, рассказывают о характерных природных явлениях.

Естественные источники света (их свечения не зависит от воли человека) издавна привлекали внимание людей; они вдохновляли поэтов, художников, композиторов, мыслителей. Вот как писал о звезде наш великий соотечественник М.В. Ломоносов:
… Открылась бездна звёзд полна.

Звёздам числа нет, бездне - дна.


А вот стихотворение В. Луговского:
Звезда, звезда, холодная звезда.

К холодным иглам ты всё ниже никнешь.

Ты на заре исчезнешь без следа

И на заре из пустоты возникнешь.

Твой дальний мир – крылатый вихрь огня,

Где ядра атомов сплавляются от жара.

Что ж ты глядишь так льдисто на меня,

Песчинку на коре земного шара.


А Ф.И. Тютчев посвятил одно из своих стихотворений радуге:
Как неожиданно и ярко,

На влажной неба синеве,

Воздушная воздвиглась арка

В своём минутном торжестве!

Один конец в леса вонзила,

Другим за облака ушла-

Она пол неба отхватила

И в высоте изнемогла.

О, в этом радужном виденье

Какая нега для очей!

Оно давно нам на мгновенье,

Лови его – лови скорей!


Свет и тепло костра всегда притягивают к себе людей, создают лирическое настроение, так описанное, например, в стихотворении

И.С. Никитина:

Ярко звезд мерцанье

В синеве небес;

Месяца сиянье

Падает на лес.

Слышен меж кустами

Смех и разговор;

Жарко косарями

Разведён костер.

Звезды над полями,

Глушь да камыши…

Так и льются сами

Звуки из души.

Особая роль среди искусственных источников света принадлежит свече: она стала символом жизни, знаний, а также памяти об умерших, символом бессмертия человеческих душ. Благодаря этому в стихотворении Б.Пастернака образ свечи создает соответствующий лирико-филосовский подтекст:

Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.
Как летом роем мошкара

Летит на пламя,

Слетались хлопья со двора

К оконной раме.


Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы,

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Именно свеча послужила для русского электротехника П.Н.Яблочкова «отправной точкой» при создании лампы с электрической дугой –

«свечи Яблочкова».


Повсеместно, постоянно на земле совершается круговорот воды в природе.

Все жители нашей планеты – его свидетели, свидетели испарения, кипения и конденсации влаги. Обратимся к художественной литературе, где имеются описания этих явлений.


Ответим теперь на несколько физических вопросов, связанных с фрагментами из поэтических произведений.
3
М.Ю.Лермонтов «Два брата»:

Дымятся низкие долины,

Где кучи хижин небольших

С дворами грязными…

Вопрос: Почему туман чаще всего образуется в низинах?

(Ответ: В низких местах застаивается холодный воздух.)
Русский писатель Иван Алексеевич Бунин.

«Холодная весна»:

Среди кривых стволов, среди ветвей корявых

Ползет молочный дым: окуривают сад.

Все яблони в цвету – и вот, в зеленых травах

Огни, как языки, краснеют и дрожат.
Бесцветный запах чист – жди к полночи мороза.

И соловьи всю ночь поют из теплых гнезд

В дурмане голубом дымящего навоза,

В серебряной пыли туманно- ярких звезд.


Вопросы: почему в ожидании заморозков окуривают цветущие яблони?

Почему ранней весной при безоблачном небе можно ожидать заморозки?

(Ответы. Окуривание садовых деревьев насыщает воздух мельчайшими частичками продуктов сгорания, на них и конденсируется пар из воздуха, выделяя при этом тепло, которое обогревает цветы. При безоблачном небе земля сильно охлаждается за счет излучения; дым задерживает это излучение.)
Русский писатель Николай Носов.

«Незнайка на Луне»:

Винтик и Шпунтик, находясь в состоянии невесомости, захотели вскипятить чайник. «Вначале все шло хорошо, но через несколько минут Винтик и Шпунтик увидели, как из носика чайника начала пузырем вылезать вода, словно ее кто- нибудь выталкивал изнутри. Шпунтик поскорей заткнул носик чайника пальцем, но вода тут же начала вылезать пузырем из – под крышки.

Этот пузырь становился все больше, наконец оторвался от крышки и, трясясь, словно был сделан из жидкого студня, поплыл по воздуху».

Вопросы: чем объяснить происшедшее?

Почему Винтик и Шпунтик не смогли вскипятить воду в чайнике?

(Ответы : Невесомостью. В невесомости невозможна конвекция.

Нижний слой воды в чайнике нагревается и превращается в пар.

Пар, расширяясь, вытесняет холодную воду из чайника.)

Из стихотворения русского поэта Ф. Тютчева «В небе тают облака…»:

В небе тают облака,

И, лучистая на зное,

В искрах катится река…
Вопросы : узнали ли вы физическое явление, о котором здесь говорится? Назовите его. Почему искрится поверхность воды?

(Ответы. Описанное явление связано с отражением света. На поверхности воды всегда есть рябь, маленькие водовороты; её можно представить как совокупность вогнутых и выпуклых зеркал. Вогнутые «зеркала» фокусируют солнечные лучи, поэтому на воде появляются яркие искорки. Так как поверхностные волны-«зеркала» все время перемещаются, кажется, что искорки вспыхивают и гаснут.)

Поэтические образы различных естественных источников света.
Радуга: Солнце вешнее с дождём

Строят радугу вдвоём –

Семицветный полукруг

Из семи широких дуг.

Нет у солнца и дождя

Ни единого гвоздя,

А построили в два счёта

Поднебесные ворота.

С.Я.Маршак
Звёзды: Так много звёзд теснится в раме

Меж переплётами окна.

Они сверкают вечерами,

Как золотые письмена.


В оконном тесном полукруге

Припоминая, узнаёшь

Многоугольники и дуги-

Вселенный огненный чертёж.

С.Я.Маршак
Молнии: А затем прощалось лето

С полустанком. Снявши шапку,

Сто слепящих фотографий

Ночью снял на память гром.

Меркла кисть сирени. В это

Время он, нарвав охапку

Молний, с поля ими трафил

Озарить управский дом.

Б.Л.Пастернак


Огонь: Нет ничего грустней ночного

Костра, забытого в бору.

О, как дрожит он, потухая

И разгораясь на ветру!

Ночной холодный ветер с моря

Внезапно залетает в бор:

Он, бешено кружась, бросает

В костёр истлевший хвойный сор-

И пламя вспыхивает жадно,

И тьма, висевшая шатром,

Вдруг затрепещет, открывая

Стволы и ветви над костром.

И.А.Бунин
Конкурс загадок:
1. Как -то раз спросили розу, отчего, чаруя око, ты колючими шипами нас царапаешь жестоко?
(острия шипа имеют очень малую площадь сечения).
2. Тебе по болоту ходить довелось? Легко тебе было? Вот то-то! Тогда почему же огромнейший лось так просто бежит по болоту?
(Копыта лося раздвоены. Между ними имеется перепонка. Поэтому площадь опоры ноги лося довольно велика, а давление сравнительно малое).

3. Бортпроводница очень мило, перед отлетом попросила, из ручек вылить все чернила. Зачем ей это надо было?

(На большой высоте давление окружающего воздуха мало,а давление в ручке равно атмосферному давлению на поверхности земли.Под действием избыточного давления чернила могут вылиться из ручки).
4. Какая ошибка допущена в стихотворении поэта:

Она жила и по стеклу текла, но вдруг ее морозом оковало, и неподвижной льдинкой капля стала, а в мире поубавилось тепла?

(При превращении воды в лед выделяется, а не затрачивается теплота).


5. Была зима. Шерлок Холмс вошел в комнату с улицы. Сквозь замерзшие окна был виден лишь край дороги. «Хозяйка квартиры ленивая», - подумал он. Почему он сделал этот вывод.
(Ответ: Окна в квартире хозяйки замёрзли. Значит, в пространство между рамами проник из комнаты теплый влажный воздух и, соприкасаясь с холодным стеклом, замёрз на нём. Следовательно, окна плохо утеплены.)
6. Придя в гости, Шерлок Холмс подошел к окну и посмотрел в него. «Ваш дом каменный и холодный», - заметил он. Что позволило ему так сказать?
(Ответ : В окно он увидел, что дом каменный и стены его тонкие; кирпич же не очень хороший теплоизолятор.)
7. «Хотите чаю?» - спросил хозяин дома Шерлока Холмса. «Да»,- ответил гость. «Вот и хорошо, - сказал хозяин.- Но я люблю горячий чай, потому кладу в него кусочек сахара только перед тем, как пить». «Разумнее это делать раньше, сразу, как вам налили его»,- посоветовал Шерлок Холмс. Прав ли он?
(Ответ : Прав. Если сахар положить сразу в горячий чай, то его температура сразу понизится, а чем она ниже, т. е. чем меньше отличается от комнатной, тем медленнее чай остывает.)
8. «Блины вкусны тогда, когда горячие», - сказала хозяйка, приглашая Шерлока Холмса к столу. «Чтобы они дольше оставались горячими, - продолжала она, - я ставлю тарелку с блинами на плетеный из проволоки поднос. Прошу вас.» «Лучше их ставить на деревянную подставку», - посоветовал Холмс. На чем основан это совет?
(Ответ: Теплопроводность дерева меньше, чем металла, поэтому на деревянной подставке тарелка остывает медленнее.)

9. Хозяйка дома, где был Холмс, подошла к двери и впустила в комнату кошку. Посмотрев на кошку, Шерлок Холмс сказал: «Погода на улице холодная.» Как он это определил?


(Ответ : Очевидно, по шерсти кошки. При холодной погоде шерсть становится особенно пушистой, чтобы в промежутке между ворсинками было больше воздуха – плохого проводника тепла.)
Загадки на тему «Природа и явления в ней».

К каждой отгадке ставят физический вопрос.


  1. В воде не тонет и в огне не горит. Что это такое?
(ответ: лёд)
Вопрос: Когда чайник с кипятком остынет скорее: если его поставить на лёд или если лёд положить на крышку?

(Ответ : тогда, когда лёд положен на крышку чайника; в этом случае вокруг льда образуется холодный слой воды, который тяжелее остальной, он и будет опускаться вниз; возникнут конвекционные потоки)


  1. Без рук, без ног, а в избу лезет. О чём речь?
(холод, тепло)
Вопрос : Почему при холодной погоде многие животные спят, свернувшись в клубок?

(Ответ : у свернувшегося животного меньше поверхность тела, поэтому оно меньше охлаждается. Из-за меньшего контакта с холодным воздухом и меньшей конвекции)


  1. Ты за ней, она от тебя, ты от неё, она за тобой. Что это такое?
(Тень)
Вопрос: Как получить от одной палки тень разной длины?

(Ответ: нужно наклонять палку под разными углами по направлению к солнцу)


  1. Ем я уголь, пью я воду,
Как напьюсь – прибавлю ходу.

Везу обоз на сто колёс.

И называюсь… (Паровоз)
Вопрос : Что служит рабочим телом у двигателя паровоза?

(Ответ : пар)
8
5. Что идёт, не двигаясь с места? (Ответ: время)
Вопрос : Всегда ли время «идёт» с одинаковой скоростью?

(Ответ : нет; его ход зависит от скорости движения системы отсчёта)

Начну с того, что вторая часть вопроса связана со стихотворением Сергея Есенина, где он так поэтично описывает метель, чуть далее вьюгу, разбушевавшуюся не на шутку. Метель так рьяно бушует, что для усиления восприятия, поэт прибегает к глаголам, которые подчеркивают всю мощь этого природного явления. Есенин использует в своих строках глаголы, которые более характерны для человека: баюкает, аукает, поет, но именно этот используемый поэтом прием, "оживляет" метель, делая ее главным действующим лицом стихотворения.

Проанализировав с ребенком стихотворение, можно приступить и к выполнению 1-ой части задания, а именно, написанию небольшого рассказа, основанного на личных наблюдениях. В нашем случае рассказ получился следующего содержания:

  • Я очень люблю зиму. Мне нравится снег, по которому можно кататься на лыжах и санках. Мне нравится легкий мороз, который сковывает лужи и превращает их в маленькие катки, чтобы я катался на коньках. Мне нравятся снежинки, которые шекочут мой нос, когда медленно падают с неба. Но, я не люблю , т.к. из-за сильного ветра мне приходится сидеть дома, чтобы не повредить щеки на снежном ветру и только смотреть в окошко на то, как деревья постепенно одеваются в мохнатые снежные шубы, которыми их укутывает зимняя вьюга.

Поет зима - аукает...
Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
Свернуть

«Главное достоинство стихотворений г. Ф. Тютчева заключается в живом, грациозном, пластически верном изображении природы. Он горячо любит ее, прекрасно понимает, ему доступны самые тонкие, не-уловимые черты и оттенки ее, и все это превосходно отражается в его стихотворениях»,— писал Н. А. Не-красов, высоко оценивая тютчевскую лирику приро-ды и называя талант поэта «первостепенным поэтиче-ским талантом».

Ф. И. Тютчев особенно любил весеннюю и осеннюю природу, символизирующую собой возрождение и увядание. Он создал неповторимые образы: грозы, ве-сенних вод, ночного моря и др.

Замечательно тютчевское стихотворение «Осен-ний вечер» — своеобразное лирическое раздумье, вы-званное красотой засыпающей природы. В нем при-рода предстает в своем великолепном праздничном убранстве, автор подчеркивает ее «умильную таинст-венную прелесть». Поэт рисует образы неба, ветра, деревьев, листьев, ясного вечера. Интонация всего стихотворения мягкая, умиротворяющая, создаю-щая ощущение покоя и гармонии. Только «злове-щий блеск и пестрота дерев» и «порывистый, холод-ный ветер» предвещают собой приближение поздней осени, не такой спокойной и милой. В стихотворении Тютчев очеловечивает природу, говорит о ней язы-ком метафор. Этот пейзаж ясного осеннего вечера поистине пленителен.

Ярким контрастом служит этому стихотворению известный тютчевский гимн грозе («Весенняя гро-за»). Гроза грохочет, играет, резвится, радостно про-возглашая пробуждение весенней природы. Нагнете-нием дрожащего звука передает Тютчев силу и мощь природного явления: «Гремят раскаты молодые...».

Оживить картину поэту помогают метафоры: «перлы дождевые», «солнце нити золотит».

Гроза заставляет вспомнить о богах — Тютчев вво-дит образ богини Гебы, проливающей на землю свой « громокипящий кубок ».

Отличительная особенность тютчевской лирики — сопоставление явлений природы с человеческими пе-реживаниями. Неиссякаемую силу и жизнеспособ-ность ключа («Поток сгустился и тускнеет...») поэт сравнивает с искрой жизни, которая всегда мерцает в «груди осиротелой», счастливую любовь — с север-ным летом, веяние весны среди осени — с воспомина-нием о юности...

Не раз возникает в лирике поэта образ моря. Созер-цание моря было для Тютчева действительно волни-тельным. Яркое тому свидетельство — стихотворение «Как хорошо ты, о море ночное..», которого великий поэт оставил пять вариантов.

Стихотворение «Ты, волна, моя морская...» Тют-чев также посвятил морю. Поэта покоряет своенра-вие и жизнелюбие волны, ее тайная прелесть, ей он доверяет свою душу. Волна то смеется, «отражая неба свод», то неистово бьется о берег, то ласково шепчет, то буйно ропщет, она «то угрюма, то светла». Живым, одушевленным существом предстает она в этом стихотворении.

По словам В. Я. Брюсова, «Стихи Тютчева о приро-де — почти всегда страстное признание в любви. Тют-чеву представляется высшим блаженством, доступ-ным человеку,— любоваться многообразными прояв-лениями жизни природы».

В лирике Бориса Леонидовича Пастернака преобладают философские мотивы, поражающие своим воздействием на читателя. Каждая фраза полна непотопляемой энергией жизни, ошеломляет особой атмосферой, созданной поэтом. Для творчества Пастернака характерно одушевление природных явлений, придание им главной роли в произведении. Характерные для его стихотворений динамика и композиция, своеобразное строение и средства выразительности погружают в отдельный мир, полный поэзии и романтизма.

Подобными творениями смело можно считать «Золотую Осень» и «Лето в городе». Во всех произведениях такого характера идет описание природы, явлений жизни. Создаваемая поэтом особая атмосфера обрисовывает полную картину времени года, описываемого в стихотворении. Лирическое произведение «Весна в лесу» было создано в период обострения конкуренции между Пастернаком и обществом писателей. Именно поэтому автор стремится отразить на редкость реалистичную картину происходящего, делая акцент на таких отрицательных деталях и явлениях, как «еловый мусор, хлам». Тема стихотворения отражает приход весны. Оживленное, порывистое наступление весны, постоянно вызывающее удивление Бориса Леонидовича, показано со всех сторон — ненавязчивое, однако стремительное и не лишенное значимости.

Мы привыкли к восторженному описанию природы поэтами. Но у Пастернака все иначе. Он не считает нужным приукрашивать действительность. Поэт играет на контрасте, добиваясь максимально живой реакции читателя. Даже неприглядные картины, такие, например, как солнце, застрявшее над "грязной вешней жижицей", не способны омрачить радость ожидания ясных деньков. В самом воздухе чувствуется близость перемен: еще немного, и окружающий мир преобразится, заиграет новыми яркими красками, наполнится звуками и ароматами весны.

Написано стихотворение в размере четырехстопного ямба с ударением на втором слоге, который характерен для творчества Пушкина и Фета по причине богатых выразительных возможностей. Поэтом употреблена перекрестная рифма во всех пяти строфах без исключения. Из средств художественной выразительности наиболее ярко выражены эпитеты (вторая, третья и четвертая строфы). Присутствует и метафора (третья и четвертая строфы). В завершении стихотворения поэт использует гиперболу (пятая строфа).

В целом лирику Бориса Пастернака можно узнать по главной теме, которая отводится природе. Поэт раскрывает саму суть природных явлений, показывает многообразие жизни. Можно отметить характерное для творчества поэта одушевление природы, наделение ее особыми качествами.

Творчество Пастернака оказало поразительное влияние на мое мировоззрение. Во время прочтения его стихотворений передо мной открылись новые стороны жизни природы. Каждое произведение - это особая история, несущая для меня свою мораль и свой смысл. Подобно ярким картинам, рисуется отдельный мир, открывающий мне свой неповторимый образ и значение.

Физические явления

в стихах русских

поэтов

Изучение физических явлений и законов во взаимосвязи с рассмотрением их отражения в произведениях художественной литературы : писатели и поэты, ярко и образно воспевают родную природу, рассказывают о характерных природных явлениях.

Где ядра атомов сплавляются от жара.

Что ж ты глядишь так льдисто на меня,

Песчинку на коре земного шара.

А посвятил одно из своих стихотворений радуге:

Как неожиданно и ярко,

На влажной неба синеве,

Воздушная воздвиглась арка

В своём минутном торжестве!

Один конец в леса вонзила,

Другим за облака ушла-

Она пол неба отхватила

И в высоте изнемогла.

О, в этом радужном виденье

Какая нега для очей!

Оно давно нам на мгновенье,

Лови его – лови скорей!

Свет и тепло костра всегда притягивают к себе людей, создают лирическое настроение, так описанное, например, в стихотворении

Ярко звезд мерцанье

В синеве небес;

Месяца сиянье

Падает на лес.

Слышен меж кустами

Смех и разговор;

Жарко косарями

Разведён костер.

Звезды над полями,

Глушь да камыши…

Так и льются сами

Звуки из души.

Особая роль среди искусственных источников света принадлежит свече: она стала символом жизни, знаний, а также памяти об умерших, символом бессмертия человеческих душ. Благодаря этому в стихотворении Б. Пастернака образ свечи создает соответствующий лирико-филосовский подтекст:

Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Как летом роем мошкара

Летит на пламя,

Слетались хлопья со двора

К оконной раме.

Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы,

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Именно свеча послужила для русского электротехника «отправной точкой» при создании лампы с электрической дугой –

«свечи Яблочкова».

Повсеместно, постоянно на земле совершается круговорот воды в природе.

Все жители нашей планеты – его свидетели, свидетели испарения, кипения и конденсации влаги. Обратимся к художественной литературе, где имеются описания этих явлений.

Ответим теперь на несколько физических вопросов, связанных с фрагментами из поэтических произведений.

«Два брата»:

Дымятся низкие долины,

Где кучи хижин небольших

С дворами грязными…

Вопрос: Почему туман чаще всего образуется в низинах?

(Ответ: В низких местах застаивается холодный воздух.)

Русский писатель Иван Алексеевич Бунин.

«Холодная весна»:

Среди кривых стволов, среди ветвей корявых

Ползет молочный дым: окуривают сад.

Все яблони в цвету – и вот, в зеленых травах

Огни, как языки, краснеют и дрожат.

Бесцветный запах чист – жди к полночи мороза.

И соловьи всю ночь поют из теплых гнезд

В дурмане голубом дымящего навоза,

В серебряной пыли туманно - ярких звезд.

Вопросы: почему в ожидании заморозков окуривают цветущие яблони?

Почему ранней весной при безоблачном небе можно ожидать заморозки?

(Ответы. Окуривание садовых деревьев насыщает воздух мельчайшими частичками продуктов сгорания, на них и конденсируется пар из воздуха, выделяя при этом тепло, которое обогревает цветы. При безоблачном небе земля сильно охлаждается за счет излучения; дым задерживает это излучение.)

Русский писатель Николай Носов.

«Незнайка на Луне»:

Винтик и Шпунтик, находясь в состоянии невесомости, захотели вскипятить чайник. «Вначале все шло хорошо, но через несколько минут Винтик и Шпунтик увидели, как из носика чайника начала пузырем вылезать вода, словно ее кто - нибудь выталкивал изнутри. Шпунтик поскорей заткнул носик чайника пальцем, но вода тут же начала вылезать пузырем из – под крышки.

Этот пузырь становился все больше, наконец оторвался от крышки и, трясясь, словно был сделан из жидкого студня, поплыл по воздуху».

Вопросы: чем объяснить происшедшее?

Почему Винтик и Шпунтик не смогли вскипятить воду в чайнике?

(Ответы : Невесомостью. В невесомости невозможна конвекция.

Нижний слой воды в чайнике нагревается и превращается в пар.

Пар, расширяясь, вытесняет холодную воду из чайника.)

Из стихотворения русского поэта Ф. Тютчева «В небе тают облака…»:

В небе тают облака,

И, лучистая на зное,

В искрах катится река…

Вопросы : узнали ли вы физическое явление, о котором здесь говорится? Назовите его. Почему искрится поверхность воды?

(Ответы. Описанное явление связано с отражением света. На поверхности воды всегда есть рябь, маленькие водовороты ; её можно представить как совокупность вогнутых и выпуклых зеркал. Вогнутые «зеркала» фокусируют солнечные лучи, поэтому на воде появляются яркие искорки. Так как поверхностные волны-«зеркала» все время перемещаются, кажется, что искорки вспыхивают и гаснут.)

Поэтические образы различных естественных источников света.

Радуга: Солнце вешнее с дождём

Строят радугу вдвоём –

Семицветный полукруг

Из семи широких дуг.

Нет у солнца и дождя

Ни единого гвоздя,

А построили в два счёта

Поднебесные ворота.

Звёзды: Так много звёзд теснится в раме

Меж переплётами окна.

Они сверкают вечерами,

Как золотые письмена.

В оконном тесном полукруге

Припоминая, узнаёшь

Многоугольники и дуги-

Вселенный огненный чертёж.

Молнии: А затем прощалось лето

С полустанком. Снявши шапку,

Сто слепящих фотографий

Ночью снял на память гром.

Меркла кисть сирени. В это

Время он, нарвав охапку

Молний, с поля ими трафил

Озарить управский дом.

Огонь: Нет ничего грустней ночного

Костра, забытого в бору.

О, как дрожит он, потухая

И разгораясь на ветру!

Ночной холодный ветер с моря

Внезапно залетает в бор:

Он, бешено кружась, бросает

В костёр истлевший хвойный сор-

И пламя вспыхивает жадно,

И тьма, висевшая шатром,

Вдруг затрепещет, открывая

Стволы и ветви над костром.

Конкурс загадок:

1. Как - то раз спросили розу, отчего, чаруя око, ты колючими шипами нас царапаешь жестоко?

(острия шипа имеют очень малую площадь сечения).

2. Тебе по болоту ходить довелось? Легко тебе было? Вот то-то! Тогда почему же огромнейший лось так просто бежит по болоту?

(Копыта лося раздвоены. Между ними имеется перепонка. Поэтому площадь опоры ноги лося довольно велика, а давление сравнительно малое).

3. Бортпроводница очень мило, перед отлетом попросила, из ручек вылить все чернила. Зачем ей это надо было?

(На большой высоте давление окружающего воздуха мало, а давление в ручке равно атмосферному давлению на поверхности земли. Под действием избыточного давления чернила могут вылиться из ручки).

4. Какая ошибка допущена в стихотворении поэта:

Она жила и по стеклу текла, но вдруг ее морозом оковало, и неподвижной льдинкой капля стала, а в мире поубавилось тепла?

(При превращении воды в лед выделяется, а не затрачивается теплота).

5. Была зима. Шерлок Холмс вошел в комнату с улицы. Сквозь замерзшие окна был виден лишь край дороги. «Хозяйка квартиры ленивая», - подумал он. Почему он сделал этот вывод.

(Ответ: Окна в квартире хозяйки замёрзли. Значит, в пространство между рамами проник из комнаты теплый влажный воздух и, соприкасаясь с холодным стеклом, замёрз на нём. Следовательно, окна плохо утеплены.)

6. Придя в гости, Шерлок Холмс подошел к окну и посмотрел в него. «Ваш дом каменный и холодный», - заметил он. Что позволило ему так сказать?

(Ответ : В окно он увидел, что дом каменный и стены его тонкие; кирпич же не очень хороший теплоизолятор.)

7. «Хотите чаю?» - спросил хозяин дома Шерлока Холмса. «Да»,- ответил гость. «Вот и хорошо, - сказал хозяин.- Но я люблю горячий чай, потому кладу в него кусочек сахара только перед тем, как пить». «Разумнее это делать раньше, сразу, как вам налили его»,- посоветовал Шерлок Холмс. Прав ли он?

(Ответ : Прав. Если сахар положить сразу в горячий чай, то его температура сразу понизится, а чем она ниже, т. е. чем меньше отличается от комнатной, тем медленнее чай остывает.)

8. «Блины вкусны тогда, когда горячие», - сказала хозяйка, приглашая Шерлока Холмса к столу. «Чтобы они дольше оставались горячими, - продолжала она, - я ставлю тарелку с блинами на плетеный из проволоки поднос. Прошу вас.» «Лучше их ставить на деревянную подставку», - посоветовал Холмс. На чем основан это совет?

(Ответ: Теплопроводность дерева меньше, чем металла, поэтому на деревянной подставке тарелка остывает медленнее.)

9. Хозяйка дома, где был Холмс, подошла к двери и впустила в комнату кошку. Посмотрев на кошку, Шерлок Холмс сказал: «Погода на улице холодная.» Как он это определил?

(Ответ : Очевидно, по шерсти кошки. При холодной погоде шерсть становится особенно пушистой, чтобы в промежутке между ворсинками было больше воздуха – плохого проводника тепла.)

Загадки на тему «Природа и явления в ней».

К каждой отгадке ставят физический вопрос.

1. В воде не тонет и в огне не горит. Что это такое?

(ответ: лёд)

Вопрос: Когда чайник с кипятком остынет скорее: если его поставить на лёд или если лёд положить на крышку?

(Ответ : тогда, когда лёд положен на крышку чайника; в этом случае вокруг льда образуется холодный слой воды, который тяжелее остальной, он и будет опускаться вниз; возникнут конвекционные потоки)

2. Без рук, без ног, а в избу лезет. О чём речь?

(холод, тепло)

Вопрос : Почему при холодной погоде многие животные спят, свернувшись в клубок?

(Ответ : у свернувшегося животного меньше поверхность тела, поэтому оно меньше охлаждается. Из-за меньшего контакта с холодным воздухом и меньшей конвекции)

3. Ты за ней, она от тебя, ты от неё, она за тобой. Что это такое?

Вопрос: Как получить от одной палки тень разной длины?

(Ответ: нужно наклонять палку под разными углами по направлению к солнцу)

4. Ем я уголь, пью я воду,

Как напьюсь – прибавлю ходу.

Везу обоз на сто колёс.

И называюсь… (Паровоз)

Вопрос : Что служит рабочим телом у двигателя паровоза?

(Ответ : пар)

5. Что идёт, не двигаясь с места? (Ответ: время)

Вопрос : Всегда ли время «идёт» с одинаковой скоростью?

(Ответ : нет; его ход зависит от скорости движения системы отсчёта)