Автономный репрессивный аппарат. Значение словосочетания «репрессивный аппарат

Автономный репрессивный аппарат. Значение словосочетания «репрессивный аппарат
Наименование параметра Значение
Тема статьи: Репрессивный аппарат
Рубрика (тематическая категория) История

Диктатура НСДАП опиралась не только на мощь собственно государственно­го, подконтрольного партии аппарата принуждения, но и на собст­венные партийные карательно-репрессивные структуры.

На основании закона 29 марта 1935 ᴦ. непосредственными частями партии объявлялись ʼʼштурмовые отрядыʼʼ (СА), ʼʼох­ранные эскадроныʼʼ (СС), особый национал-социалистический мото­ризованный корпус (наравне с иными общественными организациями в рамках партии). Все они не имели самостоятельного юридического значения, но подлежали только особой партийной юрисдикции. Наи­более многочисленной частью были ʼʼштурмовые отрядыʼʼ (2,5 млн. чел, в т. ч. рабочих и ремесленников свыше 52%). Эти отряды счита­лись оплотом мощи партии, они обеспечивали военной силой ее поли­тические и идеологические акции. После чистки отрядов в 1935 ᴦ. (связанной с клановой борьбой в верхах партии) они были преобразованы в части местной полиции и сохранились как особые отряды по подготовке молодежи. С 1935 ᴦ. на более важное место вышли части СС - к 1940 ᴦ. они насчитывали до 300 тыс. военнослужащих. Это бы­ла самостоятельная чисто военная организация в НСДАП, которая рассматривалась как ʼʼразведслужба партииʼʼ. Организация комплек­товалась исключительно по расовому принципу из прошедших пред­варительно военную службу. Военнослужащие СС формировали раз­ного рода специальные партийные подразделœения, выполняли задачи специализированной партийной охраны, составляли большую часть подразделœений государственной безопасности.

Надзорно-карательный аппарат характеризовался предельной централизацией полицейского управления. В 1933 ᴦ. в Пруссии под началом ее министра-президента была сформирована Тайная госу­дарственная полиция (гестапо - от Geheime Staatspolizei). С раз­вертыванием мероприятий общей государственной централизации гестапо были подчинœены всœе прочие полицейские службы страны, и борьба с государственно-политической преступностью была постав­лена во главу угла всœей полицейской деятельности. По особому за­кону о гестапо (10 февраля 1936 ᴦ.) на нее исключительно возлага­лись задачи борьбы с покушениями на партию и государство. Геста­по сосредоточило у себя ведомство общей информации, управление государственными концентрационными лагерями, а также всœеми ви­дами криминальной полиции. Тайная полиция была вообще постав­лена в ряд особых направлений всœего внутреннего управления. При­казы и распоряжения гестапо были исключены из-под судебного контроля. Во главе всœей полицейской системы и внутренних дел был поставлен Г. Гиммлер (июнь 1936 ᴦ.) с одновременными правами райхсфюрера СС. В 1937 ᴦ. был принят дополнительный закон об организационном единстве всœей полиции. В соответствии с этим законом полицейская служба выделялась из прочих видов бюрокра­тии, она считалась пожизненной и давала значительные социальные привилегии. Такая централизация в совокупности с жестким приме­нением внеправовых, карательных мер дала быстрые результаты в достижении базовых полицейских задач, хотя с бытовой и обще­уголовной преступностью нацистской полицейской системе спра­виться в итоге не удалось.

С началом Второй мировой войны централизация полицейских служб и служб безопасности была доведена до предела. С августа 1939 ᴦ. были введены должности комиссаров по защите райха с чрезвычайными полномочиями, в сентябре 1939 ᴦ. из Управления полиции безопасности, СД и некоторых других служб было сформи­ровано общее Имперское главное управление безопасности (5RSHA), сосредоточившее у себя управление погранслужбой, обес­печение безопасности дорог и транспорта͵ гестапо, разведслужбы, ведомство концлагерей и др.

Разветвленная система политической безопасности и каратель­ной политики опиралась на многократно дублированную службу внутреннего и внешнего сыска и шпионажа. Только в области внеш­ней разведки к 1937 ᴦ. Существовало 8 особых ведомств - как во­енных, так и чисто партийных, внешнеполитических, экономиче­ских, которые предоставляли разветвленную информацию о поло­жении в мире и возможностях реализации военных и политических правительственных задач.

Особую роль в государственно-репрессивной системе играли кон­цлагеря. Их начали создавать уже в 1933 ᴦ. в целях ʼʼперевоспита­ния инакомыслящихʼʼ и ʼʼврагов нацииʼʼ. Позднее концлагеря приоб­рели характер специализированного орудия в нацелœенном истребле­нии населœения по признаку политической неблагонадежности и, особенно, расовому. Всего было организовано 23 лагеря с нескольки­ми десятками ʼʼфилиаловʼʼ (в годы войны число лагерей для интер­нированных и военнопленных достигло 2 тыс.). Заключенный в кон­цлагере, согласно особым инструкциям, полностью лишался каких-либо гражданских прав (кроме чисто немецкого населœения), подле­жал полной власти администрации лагеря, вплоть до применения к нему смертной казни без суда за ослушание, отказ от работы и т. п.

Репрессивный аппарат - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Репрессивный аппарат" 2017, 2018.

Диктатура НСДАП опиралась не только на мощь собственно государственного, подконтрольного партии аппарата принуждения, но и на собственные партийные карательно-репрессивные структуры.

Непосредственными частями партии объявлялись «штурмовые отряды» (СА), «охранные эскадроны» (СС), особый национал-социалистический моторизованный корпус (наравне с иными общественными организациями в рамках партии). Все они не имели самостоятельного юридического значения, но подлежали только особой партийной юрисдикции. Наиболее многочисленной частью были «штурмовые отряды» (2,5 млн. чел, в т. ч. рабочих и ремесленников свыше 52%). Эти отряды считались оплотом мощи партии, они обеспечивали военной силой ее политические и идеологические акции. После чистки отрядов в 1935 г. (связанной с клановой борьбой в верхах партии) они были преобразованы в части местной полиции и сохранились как особые отряды по подготовке молодежи. С 1935 г. на более важное место вышли части СС – к 1940 г. они насчитывали до 300 тыс. военнослужащих. Это была самостоятельная чисто военная организация в НСДАП, которая рассматривалась как «разведслужба партии». Организация комплектовалась исключительно по расовому принципу из прошедших предварительно военную службу. Военнослужащие СС формировали разного рода специальные партийные подразделения, выполняли задачи специализированной партийной охраны, составляли большую часть подразделений государственной безопасности.

Надзорно-карательный аппарат характеризовался предельной централизацией полицейского управления. В 1933 г. в Пруссии под началом ее министра-президента была сформирована Тайная государственная полиция (гестапо – от Geheime Staatspolizei). С развертыванием мероприятий общей государственной централизации гестапо были подчинены все прочие полицейские службы страны, и борьба с государственно-политической преступностью была поставлена во главу угла всей полицейской деятельности. По особому закону о гестапо (10 февраля 1936 г.) на нее исключительно возлагались задачи борьбы с покушениями на партию и государство. Гестапо сосредоточило у себя ведомство общей информации, управление государственными концентрационными лагерями, а также всеми видами криминальной полиции. Тайная полиция была вообще поставлена в ряд особых направлений всего внутреннего управления. Приказы и распоряжения гестапо были исключены из-под судебного контроля.

Во главе всей полицейской системы и внутренних дел был поставлен Г. Гиммлер (июнь 1936 г.) с одновременными правами райхсфюрера СС. В 1937 г. был принят дополнительный закон об организационном единстве всей полиции. В соответствии с этим законом полицейская служба выделялась из прочих видов бюрократии, она считалась пожизненной и давала значительные социальные привилегии. Такая централизация в совокупности с жестким применением внеправовых, карательных мер дала быстрые результаты в достижении основных полицейских задач, хотя с бытовой и общеуголовной преступностью нацистской полицейской системе справиться в итоге не удалось.

С началом Второй мировой войны централизация полицейских служб и служб безопасности была доведена до предела. С августа 1939 г. были введены должности комиссаров по защите райха с чрезвычайными полномочиями, в сентябре 1939 г. из Управления полиции безопасности, СД и некоторых других служб было сформировано общее Имперское главное управление безопасности (RSHA), сосредоточившее у себя управление погранслужбой, обеспечение безопасности дорог и"транспорта, гестапо, разведслужбы, ведомство концлагерей и др.

Разветвленная система политической безопасности и карательной политики опиралась на многократно дублированную службу внутреннего и внешнего сыска и шпионажа. Только в области внешней разведки к 1937 г. существовало 8 особых ведомств – как военных, так и чисто партийных, внешнеполитических, экономических, которые предоставляли разветвленную информацию о положении в мире и возможностях реализации военных и политических правительственных задач.

Особую роль в государственно-репрессивной системе играли концлагеря. Их начали создавать уже в 1933 г. в целях «перевоспитания инакомыслящих» и «врагов нации». Позднее концлагеря приобрели характер специализированного орудия в нацеленном истреблении населения по признаку политической неблагонадежности и, особенно, расовому. Всего было организовано 23 лагеря с несколькими десятками «филиалов» (в годы войны число лагерей для интернированных и военнопленных достигло 2 тыс.). Заключенный в концлагере, согласно особым инструкциям, полностью лишался каких-либо гражданских прав (кроме чисто немецкого населения), подлежал полной власти администрации лагеря, вплоть до применения к нему смертной казни без суда за ослушание, отказ от работы и т. п.

Манифест "Автономного Действия"

КТО МЫ ТАКИЕ?
Автономное Действие - это сообщество людей, для которых "свобода без социализма - это привилегия несправедливости, социализм без свободы - это рабство и скотство" Мы считаем главным в жизни не потребление товаров, карьеру, власть и деньги, а творчество, искренние человеческие отношения и личную свободу. Всех нас: рабочих и безработных, студентов и школьников, служащих и маргиналов связывает главное - протест против любой власти человека над человеком, государства, капитализма и официально насаждаемой буржуазной "культуры", желание не быть безотказной шестеренкой в механизме Системы и сопротивляться ей коллективно, потребность в свободной самореализации.

НАШИ ИДЕАЛЫ И ЦЕЛИ
.
Автономное Действие против любых форм господства и дискриминации, как в обществе, так и внутри собственной организации. Система Господства представляет собой тесное переплетение государственного репрессивного аппарата, индустриальной капиталистической экономики и авторитарно-иерархических отношений между людьми. Мы считаем, что любое государство есть инструмент угнетения и эксплуатации трудового большинства общества привилегированным меньшинством. Власть государства и капитала есть подавление личности каждого и творческой энергии всех. Поэтому для нас необходимым общественным устройством является либертарный (вольный, безгосударственный, самоуправляющийся) коммунизм - общество без Господства. Ближайшая же цель Автономного Действия - заложить традицию и базу новой гуманистической культуры, общественной самоорганизации, радикального сопротивления милитаризму, капитализму, сексизму и фашизму.

КАК МЫ ОРГАНИЗОВАНЫ
.
Наши цели могут быть реализованы лишь в случае единства со средствами их достижения. Поэтому наша организация имеет федеративную структуру, исключающую руководство и иерархию, отрицающую неравенство участников, централизм, жесткое разделение функций, которые губят инициативу, разрушают нашу автономию и подавляют личность. Наши идейные и организационные принципы достаточно широки, чтобы не сделать из Автономного Действия секту, и достаточно конкретны, чтобы иметь возможность скоординированных действий, общие тактику и цели, успешно решать поставленные задачи. Более подробно наша структура, условия членства и механизм принятия решений рассмотрены в Организационных Принципах Автономного Действия.

КАК МЫ ДЕЙСТВУЕМ
.
Участники Автономного Действия - сторонники прямого действия. Для достижения своих целей мы не участвуем в борьбе за власть, за места в парламентах и креслах чиновников, а осуществляем их явочным порядком, используя широкий спектр внепарламентского и культурного действия, если надо, то и революционного по форме и содержанию. Автономное Действие - это общий фронт, подразделения которого, каждое на своем направлении, принимая участие в различных социальных движениях, осуществляет атаку на репрессивные отношения во всех сферах общественной и частной жизни, тут же выстраивая новые - лишенные господства и подчинения. Автономное Действие признает право общества и личности на сопротивление угнетению и оборону.

ПУТИ К НАШЕЙ ЦЕЛИ
.
Мы признаем многообразие путей достижения своих целей. Ими могут оказаться и путь революционного восстания самоорганизованных масс трудящихся, и всеобщая захватная стачка, и более или менее постепенное вытеснение властных и капиталистических институтов и отношений самоуправляющимися структурами альтернативного безвластного гражданского общества и т.д. Сама жизнь распорядится, какой из них будет наиболее эффективным и своевременным. Но никогда путями к обществу без господства не будут реформы и законотворческие акты парламентариев и правительств, инициативы межгосударственных и корпоративных структур, представителей самих привилегированных и правящих классов. Наша стратегия РЕВОЛЮЦИОННА в том смысле, что идет снизу, начиная свою реализацию с базовых структур общества, и не опирается на механизмы и ресурсы системы; в том смысле, что требует не частных изменений внутри системы, а ее слома и замены в целом.

НАША АЛЬТЕРНАТИВА
.
Централизованная бюрократическая машина, национальный и всемирный капитал, порожденная ими потребительская массовая культура, то есть подавляющая нас система не только аморальна и несправедлива, но и ведет современное человеческое общество к катастрофе: экологической, военной, культурной. Крутые перемены стали сегодня насущной необходимостью. Поэтому мы предлагаем Радикальную Альтернативу существующему положению вещей, основанную на Гуманизме, Свободе и Равенстве. Наша альтернатива не есть "установление царства божьего на Земле", она только открывает дорогу настоящему социальному развитию. В таком обществе может сохраниться часть сегодняшних проблем, и появятся свои собственные, но оно все равно будет гораздо справедливей, человечней и свободней современного и, при определенных обстоятельствах, будет почти единственной альтернативой надвигающейся катастрофе. В то же время наша альтернатива - не только далекая цель, за которую мы ведем борьбу, но и общество, которое мы создаем сейчас и здесь нашим повседневным сопротивлением. Эту альтернативу намечают нижеследующие идейные принципы и направления деятельности, которые каждый участник Автономного Действия выбирает по своему желанию, но сообразуя свои действия с целями Автономного Действия и не вступая в противоречия с идеями этого манифеста.

ИДЕЙНЫЕ ПРИНЦИПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:


АНТИАВТОРИТАРИЗМ.

Против всех форм диктатуры, вождизма, авторитаризма, централизованного бюрократического аппарата, полицейского беспредела. За право принимать участие в решении всех вопросов, затрагивающих нашу судьбу. За минимум вертикальных и максимум горизонтальных связей внутри общества. За децентрализацию управления, местную автономию, прямую базисную демократию и федерализм. За вольную федерацию самоуправляющихся, но взаимосвязанных личностей, групп, коммун, регионов, где органами координации, по мере надобности, являются независимые Советы или другие институты общественного самоуправления, формируемые общими собраниями снизу на принципах не представительства, а делегирования, императивного мандата - с правом немедленного отзыва делегатов.
ЗА ПОЛНУЮ СВОБОДУ КАЖДОГО! ТВОЯ СВОБОДА НЕМЫСЛИМА БЕЗ СВОБОДЫ ДРУГИХ!

АНТИКАПИТАЛИЗМ.

Единое в своей основе человечество оказалось разделенным на господ-хозяев и подвластное эксплуатируемое большинство. Мы выступаем за ликвидацию классового общества, наемного труда, угнетения и эксплуатации человека человеком, империализма, изживание власти денег и товарного производства. Против зависимости человека от стихии "рыночных отношений". Вещи не должны править людьми, напротив - люди должны их размумно и бережно использовать. Общество должно преодолеть катастрофическую логику буржуазного производства. Против нарастающей власти транснациональных корпораций и международных структур капитала. За рабочее управление и контроль на производстве. Богатства и ресурсы общества должны быть доступны всем, а не только господствующей элите. За солидарное народное самоуправление без капиталистов и бюрократов. Организация и интеграция хозяйственной жизни должны служить принципу: каждый по его индивидуальным способностям, каждому по его индивидуальным потребностям с учетом изменений в структуре самих потребностей, производственных возможностей общества и сохранения природного равновесия и разнообразия. Капитализм, как система всеобщей войны, наживы и угнетения имеет только одну историческую перспективу - гибель человечества в планетарной экологической катастрофе; в лучшем случае - погружение его в пучину "цивилизованного" варварства. Он не может быть реформирован.

АНТИФАШИЗМ, АНТИНАЦИОНАЛИЗМ.
Фашизм, расизм, национализм - средства буржуев и бюрократии, чтобы, стравливая и разделяя людей разных рас и наций, скрывать свое господство. Обеспечивать прибыль и удерживать власть над обществом. Мы - интернационалисты. Лишь организованные в международном масштабе трудящиеся способны не только противодействовать власти и капиталу, реакционным политическим тенденциям, но и нанести им решающее поражение. Мир должен быть многоцветным, а не коричневым! За мир без границ и национальных государств, единый в своем разнообразии культур и традиций. Мир многообразия личностей, коллективов, сообществ и регионов, а не унылый мир национальной и религиозной вражды, расовых предрассудков, шовинизма, ксенофобии, унифицированных и замкнутых "национальных культур". Защита национальных и культурных меньшинств от дискриминации и фашистского террора. Радикальный отпор неонацистским и национал-патриотичеким идеологиям и организациям. За создание ударных антифашистских групп для физического противостояния нацистам.

АНТИБОЛЬШЕВИЗМ.
Отрицательный опыт "реального социализма" в таких странах, как СССР, Китай, Куба и т.п. ни в коей мере не дискредитирует идеи либертарного коммунизма. Появление свободного и солидарного общества невозможно через авторитарную по своей сути партийную структуру, захват государственной власти, диктатуру какого либо партийного аппарата, самозванного "авангарда". Против большевистских принципов организации. За структуру организации, основанную на либертарных принципах взаимоуважения, равенства, солидарности. Она должна стать прообразом структуры того общества, к созданию которого мы стремимся. Мы считаем, что режимы в т.н. "соцстранах" были всего лишь грубой формой всемирной тенденции к государственному капитализму - системой, при которой сохранялись экономические отношения, наемный труд, а значит и буржуазная психология. Только капиталист был один и коллективный - правящая партийная элита. Суть отличия капитализма в "соцстранах" от "западного" только в форме капиталистического накопления. Либертарный опыт махновского движения, испанской революции, толстовства, независимого рабочего движения и т.п. показал с каким рвением большевики стараются искоренить любое антиавторитарное, действительно коммунистическое движение. Мы против любого идейного и организационного единства с ленинистами (сталинистами, маоистами, троцкистами и т.п.). За тесное сотрудничество с неавторитарными социалистами, антипартийными левыми коммунистами и либертарными марксистами.

САМОУПРАВЛЕНИЕ.

Формами самоуправления могут быть: а) захваченные в общественную собственность коллективами трудящихся производственные мощности, функционирующие на либертарной основе; б) либертарные коммуны; в) другие институты, основанные по территориальному, функциональному и др. признакам. Такие формы самоуправления могли бы быть эффективным способом создания базовой социальной альтернативы господствующему обществу.

АНТИМИЛИТАРИЗМ.

Против государственной армии как системы насилия, орудия господства правящих каст и инструмента интеграции молодых людей в патриархальные, авторитарные и иерархические структуры системы господства. Против принудительной воинской повинности. Мы не должны защищать государство и правительство, которые существуют только ради угнетения нас. Бойкот - призыву! Все повестки - в унитаз! За возможность всеобщего вооружения трудящихся и милиционный тип организации обороны без муштры, солдатчины, унижения человеческого достоинства и тюремного режима. За полный контроль общества за военными специалистами.
ЗА МИР ВО ВСЕМ МИРЕ! СВОБОДНЫМ ЛЮДЯМ ДЕЛИТЬ НЕЧЕГО!

ЭКОЛОГИЗМ.
Против безудержной эксплуатации окружающей среды ради прибылей немногих. Против индустриальной системы организации и власти технократов. За всестороннее развитие и внедрение альтернативной энергетики. За создание экопоселений и гармонизацию отношений между человеком и природой. За децентрализованное, гуманистическое, равновесное производство в интересах людей, при сохранении природы для будущих поколений, с постепенным преодолением индустриальных технологий. Активная поддержка социальных экологов в их борьбе, участие в экоакциях, компаниях и действиях.
НЕ БОЛЬШЕ, А ЛУЧШЕ! НЕ ВНЕШНЕЕ, А ВНУТРЕННЕЕ! НЕ ИМЕТЬ, А БЫТЬ!

ФЕМИНИЗМ.
Против сексизма - угнетения, насилия и дискриминации женщин и мужчин по признаку пола. Против патриархата - авторитарной структуры любого классового общества, в котором власть во всех ключевых для общества сферах принадлежит, главным образом, собственникам-мужчинам, "женское" всегда подчинено "мужскому", а семья является, кроме прочего, фабрикой по воспроизводству и социализации рабочей силы. Против сексистских стереотипов, семейного деспотизма, гомофобии, индустрии порнографии и эйджизма (дискриминации по возрасту). За активнейшее участие женщин в жизни общества и возможность самим индивидам контролировать собственные тела (в частности, репродукцию). Каждый человек равноценен в своей социальной, половой (гендерной) и возрастной уникальности.

НОВАЯ ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
.
Против лицемерия и репрессивности массовой официальной культуры, коммерциализации творчества, власти шоу-бизнеса и "индустрии развлечений". Против манипуляции сознанием и поведением во всех видах и формах. Против элитарности культуры и иерархичности ее институтов. Всемерная поддержка всем видам некоммерческого творчества, экспериментального искусства и педагогики. За поддержку инициатив людей, которые уже сейчас хотят жить по неавторитарным принципам. Такие инициативы важны не для побега от действительности, а для накопления опыта свободных и разумных отношений. За создание сквотов, жилищных сообществ, художественных и музыкальных коммун, автономных культурных и информационных центров, проведение массовых фестивалей альтернативной культуры.
КУЛЬТУРА НЕ ДОЛЖНА ОБЕДНЯТЬ НАШУ ЖИЗНЬ. ЖИЗНЬ ДОЛЖНА СТАТЬ БОЛЬШИМ, ЧЕМ ОНА ЕСТЬ!

АНТИКЛЕРИКАЛИЗМ.

Мы, безусловно, выступаем за полнейшую "духовную" свободу, за свободный поиск каждого человека в области мировоззрения и веры. Но мы должны всеми силами противодействовать, не используя властные механизмы, тем идеологическим системам, которые несут обществу ненависть, ксенофобию, национализм, формируют авторитарный и догматический характер личности. Многие религиозные идеи включены именно в подобные системы. Еще более решительно мы противостоим иерархическим церковным организациям, пирамидальная и авторитарная структура которых не может служить целям освобождения человеческой личности. Такие церкви служат только одной цели - закрепостить человека духовно и физически. Одной из самой серьезных и влиятельных церквей такого типа в России является Русская Православная Церковь, которая давно уже превратилась в мощную капиталистическую и бюрократическую корпорацию, обладающую с подачи государства как финансовыми, так и идеологическими преимуществами. Против использования потребности человека в объяснении мира в меркантильных и властных интересах.

КАК НАЧАТЬ СОПРОТИВЛЕНИЕ?
Не ждите, - начинайте действовать сами. Сосредоточьте свои усилия на любом желанном и близком вам направлении. Найдите единомышленников среди друзей, сослуживцев или сокурсников. Начините с малого, главное, чтобы было реальное дело, например, издание и распространение газеты, создание профсоюза, организация сквота, коммуны, альтернативного информцентра или участие в забастовке, антифашистской борьбе, лагере протеста, организация митинга, пикета или рок-концерта. Главное - действовать, не опираясь на государство и буржуев, действовать против них или несмотря на них. Необходимо связаться с другими группами и инициативами, поддерживать информационные и организационные связи с единомышленниками по всей стране и за рубежом. Это придаст вам уверенность и силу. Присылайте информацию и материалы о своей жизни и борьбе в наш журнал "АВТОНОМ", который будет освещать борьбу всей либертарной сцены.

СМЕЛЕЙ! ЖИВИТЕ ПОЛНО, СВОБОДНО И ЯРКО!

СОПРОТИВЛЯЙТЕСЬ! ПОМНИТЕ, ЧТО ГОРСТКА БОРЦОВ МОЖЕТ ОБРУШИТЬ ЛАВИНУ!

Диктатура НСДАП опиралась не только на мощь собственно государственного, подконтрольного партии аппарата принуждения, но и на собственные партийные карательно-репрессивные структуры.

Согласно закону 29 марта 1935 г. непосредственными частями партии объявлялись «штурмовые отряды» (СА), «охранные эскадроны» (СС), особый национал-социалистический моторизованный корпус (наравне с иными общественными организациями в рамках партии). Все они не имели самостоятельного юридического значения, но подлежали только особой партийной юрисдикции. Наиболее многочисленной частью были «штурмовые отряды» (2,5 млн. чел, в т. ч. рабочих и ремесленников свыше 52%). Эти отряды считались оплотом мощи партии, они обеспечивали военной силой ее политические и идеологические акции. После чистки отрядов в 1935 г. (связанной с клановой борьбой в верхах партии) они были преобразованы в части местной полиции и сохранились как особые отряды по подготовке молодежи. С 1935 г. на более важное место вышли части СС – к 1940 г. они насчитывали до 300 тыс. военнослужащих. Это была самостоятельная чисто военная организация в НСДАП, которая рассматривалась как «разведслужба партии». Организация комплектовалась исключительно по расовому принципу из прошедших предварительно военную службу. Военнослужащие СС формировали разного рода специальные партийные подразделения, выполняли задачи специализированной партийной охраны, составляли большую часть подразделений государственной безопасности.

Надзорно-карательный аппарат характеризовался предельной централизацией полицейского управления . В 1933 г. в Пруссии под началом ее министра-президента была сформирована Тайная государственная полиция (гестапо – от Geheime Staatspolizei). С развертыванием мероприятий общей государственной централизации гестапо были подчинены все прочие полицейские службы страны, и борьба с государственно-политической преступностью была поставлена во главу угла всей полицейской деятельности. По особому закону о гестапо (10 февраля 1936 г.) на нее исключительно возлагались задачи борьбы с покушениями на партию и государство. Гестапо сосредоточило у себя ведомство общей информации, управление государственными концентрационными лагерями, а также всеми видами криминальной полиции. Тайная полиция была вообще поставлена в ряд особых направлений всего внутреннего управления. Приказы и распоряжения гестапо были исключены из-под судебного контроля. Во главе всей полицейской системы и внутренних дел был поставлен Г. Гиммлер (июнь 1936 г.) с одновременными правами райхсфюрера СС. В 1937 г. был принят дополнительный закон об организационном единстве всей полиции. В соответствии сэтим законом полицейская служба выделялась из прочих видов бюрократии, она считалась пожизненной и давала значительные социальные привилегии. Такая централизация в совокупности с жестким применением внеправовых, карательных мер дала быстрые результаты в достижении основных полицейских задач, хотя с бытовой и общеуголовной преступностью нацистской полицейской системе справиться в итоге не удалось.

С началом Второй мировой войны централизация полицейских служб и служб безопасности была доведена до предела. С августа 1939 г. были введены должности комиссаров по защите райха с чрезвычайными полномочиями, в сентябре 1939 г. из Управления полиции безопасности, СД и некоторых других служб было сформировано общее Имперское главное управление безопасности (RSHA), сосредоточившее у себя управление погранслужбой, обеспечение безопасности дорог и"транспорта, гестапо, разведслужбы, ведомство концлагерей и др.

Разветвленная система политической безопасности и карательной политики опиралась на многократно дублированную службу внутреннего и внешнего сыска и шпионажа. Только в области внешней разведки к 1937 г. существовало 8 особых ведомств – как военных, так и чисто партийных, внешнеполитических, экономических, которые предоставляли разветвленную информацию о положении в мире и возможностях реализации военных и политических правительственных задач.

Особую роль в государственно-репрессивной системе играли концлагеря. Их начали создавать уже в 1933 г. в целях «перевоспитания инакомыслящих» и «врагов нации». Позднее концлагеря приобрели характер специализированного орудия в нацеленном истреблении населения по признаку политической неблагонадежности и, особенно, расовому. Всего было организовано 23 лагеря с несколькими десятками «филиалов» (в годы войны число лагерей для интернированных и военнопленных достигло 2 тыс.). Заключенный в концлагере, согласно особым инструкциям, полностью лишался каких-либо гражданских прав (кроме чисто немецкого населения), подлежал полной власти администрации лагеря, вплоть до применения к нему смертной казни без суда за ослушание, отказ от работы и т. п.

Репрессивный аппарат

Диктатура НСДАП опиралась не только на мощь собственно государственного аппарата принуждения, но и на собственные партийные карательно-репрессивные структуры.

Согласно закону 29 марта 1935 г. непосредственными частями партии объявлялись «штурмовые отряды» (СА), «охранные эскадроны» (СС), особый национал-социалистический моторизованный корпус. Наиболее многочисленной частью были «штурмовые отряды» (2,5 млн. человек). Эти отряды считались оплотом мощи партии, они обеспечивали военной силой ее политические и идеологические акции. После чистки отрядов в 1935 г. они были преобразованы в части местной полиции и сохранились как особые отряды по подготовке молодежи. С 1935 г. на более важное место вышли части СС - к 1940 г. они насчитывали до 300 тыс. военнослужащих. Это была самостоятельная чисто военная организация в НСДАП. Организация комплектовалась исключительно по расовому принципу из прошедших предварительно военную службу. Военнослужащие СС формировали разного рода специальные партийные подразделения, выполняли задачи специализированной партийной охраны, составляли большую часть подразделений гос.безопасности.

Надзорно-карательный аппарат характеризовался предельной централизацией полицейского управления. В 1933 г. в Пруссии под началом ее министра - президента была сформирована Тайная государственная полиция (гестапо). С развертыванием мероприятий общей государственной централизации гестапо были подчинены все прочие полицейские службы страны, и борьба с государственно-политической преступностью была поставлены во главу угла всей полицейской деятельности. По особому закону о гестапо (10 февраля 1936 г.) на нее исключительно возлагались задачи борьбы с покушениями на партию и государство. Гестапо сосредоточило у себя ведомство общей информации, управление государственными концентрационными лагерями, а также всеми видами криминальной полиции. Во главе всей полицейской системы и внутренних дел был поставлен Г. Гиммлер (июнь 1936 г.) с одновременными правами рейхфюрера СС. В 1937 г. был принят дополнительный закон об организационном единстве всей полиции. В соответствии с этим законом полицейская службы выделялась из прочих видов бюрократии, она считалась пожизненной и давала значительные социальные привилегии. Точная централизация в совокупности с жестким применением внеправовых, карательных мер дала быстрые результаты в достижении основных полицейских задач, хотя с бытовой и общеуголовной преступностью нацистской полицейской системе справиться в итоге не удалось.

С началом Второй мировой войны централизация полицейских служб безопасности была доведена до предела. С августа 1939 г. были введены должности комиссаров по защите рейха с чрезвычайными полномочиями, в сентябре 1939 г. из Управления полиции безопасности, СД и некоторых других служб было сформировано общее имперское главное управление безопасности, сосредоточившее у себя управлении погранслужбой, обеспечение безопасности дорог и транспорта, гестапо, разведслужбы, ведомств концлагерей и др.

Разветвленная система политической безопасности и карательной политики опиралась на многократно дублированную службу внутреннего и внешнего сыска и шпионажа. Только в области внешней разведки к 1937 г. существовало 8 особых ведомств - как военных, так и чисто партийных, внешнеполитических, экономических которые представляли разветвленную информацию о положении в мире и возможностях реализации военных и политических правительственных задач.

Особую роль в государственно-репрессивной системе играли концлагеря. Их начали создавать уже в 1933 г. в целях перевоспитания инакомыслящих и врагов нации. Позднее концлагеря приобрели характер специализированного орудия в нацеленном истреблении населения по признаку политической неблагонадежности и, особенно, расовому. Всего было организовано 23 лагеря с несколькими десятками «филиалов». Заключенный концлагеря полностью лишался каких-либо прав, подлежал полной власти администрации лагеря, вплоть до применения нему смертной казни без суда за ослушание, отказ от работы и т.п. Галкин А.А. Германский фашизм. М.: Наука, 1967, с.212.

Так, возник политический режим, главной особенностью которого стало аппаратное управление с господством и контролем над всеми формами общественно и личной жизни. Оно включило в себя аппарат террора (штурмовые отряды, гестапо и др.), который был главным действующим лицом преобразования власти в стране.