День царскосельского лицея в библиотеке сценарии. Внеклассное мероприятие « Царскосельский лицей, давший миру Пушкина и еще много славных имен, прославивших Россию. На псарне у Троикурова были гоначные сабаки

День царскосельского лицея в библиотеке сценарии. Внеклассное мероприятие « Царскосельский лицей, давший миру Пушкина и еще много славных имен, прославивших Россию. На псарне у Троикурова были гоначные сабаки

Сценарий к дню пушкинского лицея

воспитать в подрастающем поколении чувство родного языка; через постижение красоты языка, его богатства, неисчерпаемых возможностей прийти к грамотной устной и письменной речи. Неиссякаемым океаном для речевого, интеллектуального, нравственного развития учеников должен стать язык произведений нашей классики, в частности, стихи, поэмы, сказки А.С.Пушкина

Сцена. За столом, на котором стоит табличка «11.01.1825 год», сидит Пушкин.

Перед ним стоит графин с морсом и чашка. Рядом сидит Арина Родионовна

и что-то вяжет. На стене надпись «Михайловское». Пушкин задумчиво

смотрит на графин, наливает морс, пьет и говорит:

Давно ль был день разлуки шумный,

Давно ль был Вакха буйный пир.

Со мной друзей нет юности безумной,

Теперь уединенье – мой кумир.

А как мы славно пировали:

Бокалы, осушив до дна,

Свободу, вольность воспевали,

Благословляя Вакха-шалуна.

«Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман». (Пушкин)

Теперь один, поэт опальный,

Сижу в Михайловском своем,

Под звуки осени печальной

Я вечер коротаю с нянею вдвоем.

О, где ж вы, други юности беспечной,

Дождусь ли встречи с вами я?

Вас обниму ли с радостью сердечной,

Пожму ли руки вам, мои друзья?

Звенит колокольчик. Входит Пущин.

Ну, здравствуй, Пушкин, друг любезный,

Вот, наконец, мы встретились с тобой.

Я вижу: весь в трудах полезных,

Корпишь над следующей главой? (на столе лежит рукопись

«Евгений Онегин»)

«…Поэта дом опальный

О, Пущин мой, ты первый посетил;

Ты усладил изгнанья день печальный,

Ты в день его Лицея превратил». (Пушкин)

Давай с тобой мы выпьем за Лицей,

За дружбу, за любовь и за свободу!

За круг, уже редеющий, друзей,

Кого теряем мы все чаще год от году.

Пушкин и Пущин молча чокаются чашками

с морсом и, стоя, пьют.

Быть может, пьем с тобой последний раз

И не увижусь я с тобою боле.

Давай забудем горести на час,

Забудем о печали, о неволе.

(высоко поднимая чашку с морсом и улыбаясь):

Веселье! Будь до гроба

Сопутник верный наш.

И пусть умрем мы оба

При стуке полных чаш! (Пушкин)

И они поют песню:

(«Гусарская баллада»)

Мы вспомним юные забавы,

И станет на душе у нас тогда тепло.

Не надо нам с тобою славы,

Лицейской дружбы сохраним навек тепло!

Наш Бахус мирный, вечно юный,

Он с лицеистами всегда был заодно.

Мы в честь него настроим струны

Но мы вино не пьем давно, давным-давно.

Пускай с отрадою печальной

Увидим мы сегодня чаши, чаши дно.

Не забывай, мой друг опальный,

Ты дорог мне давным-давно, давным-давно.

Закончив песню, Пущин обнимает Пушкина и прощается с ним со словами:

«Прощай, друг Пушкин, не поминай лихом», затем уходит.

На столе табличка «Апрель 1825 года». Пушкин ходит по комнате,

что-то бормочет, затем садится к столу, записывает.

Звенит колокольчик. Входит Антон Дельвиг.

Дельвиг (обнимая Пушкина):

Привет, Француз, поэт-отшельник,

Как долго же не видел я тебя!

Я думал, ты на отдыхе, «бездельник», (берет в руки стопку листов)

А ты совсем не бережешь себя.

Нальем-ка морса, а не пенного вина. (он наливает в чашки, поднимает

И выпьем за союз наш, декабристов, свою, чокается с Пушкиным

До капли чашку осушим, до дна! и выпивает)

«И ты пришел, сын лени вдохновенный,

Сердечный жар, так долго усыпленный,

И бодро я судьбу благословил». (Пушкин)

Дельвиг и Пушкин, обнявшись и разговаривая, выходят из комнаты.

Пушкин (снова один):

О, мои милые друзья!

«Предчувствую отрадное свиданье;

Запомните ж поэта предсказанье:

Промчится год, и с вами снова я.

Исполнится завет моих мечтаний:

Промчится год, и я явлюся к вам!..» (Пушкин)

Пушкин уходит.

На столе появляется табличка «19.10.2011 г.». Урок русского языка.

За столом сидит учительница и читает вслух отрывки из сочинений.

Перед ней сидят ученики. Отрывки такие:

1. На псарне у Троикурова были гоначные сабаки.

2. Плюшкин наложил посиридине комнаты кучу дабра и долго

ею любовался.

3. Палярники дрейфовали на льдине.

4. Летать на кастылях не просто, но он научился (о Мересьеве).

5. Княсь Нихлюдов был сведским человеком и мачился духами.

Учительница:

Мне жаль вас, молодое поколенье:

Не чтите вы совсем родной язык.

По-русски написать для вас – мученье,

Для вас могучий русский – не велик.

На языке богатом, русском, говорили

Толстой и Гоголь, Достоевский и Лесков…

Его боготворили, знали и любили

Ахматова, Набоков, Чуковский и Крылов…

А Пушкин, наш великий, славный гений

(«Живи сейчас он снова среди нас»),

Он, русским словом обратившись к поколеньям,

Такую мысль бы высказал тотчас:

Входят Пушкин, Пущин, Дельвиг, Горчаков, Кюхельбекер.

Пушкин: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!»

Ученики встают, приветствуя гостей.

«Доколь же вы, надменные потомки,

Смеяться будете над русским языком?

Стихов и прозы безобразные обломки

Впитают дети ваши с материнским молоком!

Средь них тогда не будет уж поэтов,

А о писателях уж я не говорю!

Их хватит лишь на то, чтобы писать куплеты,

А о сонетах и поэмах я и не молю!

Проснитесь же вы, сонные ленивцы!

Бог помочь вам, друзья мои!

Вперяйте в книги вы свои десницы,

Наступят пусть у вас златые дни!»

Пушкин и гости, о чем-то споря, уходят.

Муниципальное бюджетное учреждение культуры

«Анапская централизованная библиотечная система»

Детско-юношеская библиотека – филиал №1

Сценарий


19 октября – День Царскосельского лицея

Анапа, 2013

Вы помните: когда возник Лицей,

Как царь для нас открыл чертог Царицын.

И мы пришли. И встретил нас Куницын

Приветствием меж царственных гостей.

А.С.Пушкин «Была пора»

За 33 года существования Царскосельский Лицей закончили 286 человек, в том числе 234 по гражданской части, 50 – по военной, 2 – по морской.

Царскосельский лицей останется навсегда в истории России как одно из передовых учебных заведений первой четверти 19 века.

Ведущий (1): 19 октября 1811 года в Царском Селе 30 мальчишек сели за парты и стали одноклассниками. Класс как класс, мальчишки как мальчишки, из которых выйдут поэты и министры, офицеры и «государственные преступники», сельские домоседы и неугомонные путешественники…

Ведущий (2): В лицее они сдружились, писали стихи, издавали журналы, озорничали. Время их учебы совпало с событиями Отечественной войны 1812 года, Бородинского сражения. Они быстро повзрослели, возмужали. В 1825 году некоторые стали участниками декабристского восстания на Сенатской площади в Петербурге.

Ведущий (1): В наши дни слово «лицей» вновь стало современным и даже модным. Потребность называть так школы, где идет поиск новых программ и новых способов обучения, естественна и понятна: обаяние пушкинских стихов наделило это слово силой. Теперь каждый знает: лицей – школа любимая, удавшаяся, воспитавшая многих замечательных людей.

Но прежде всего лицей – это школа, где прошла юность Александра Пушкина, где «развился его характер – любящий, пылкий и независимый».

Чтец (1): «Новое заведение, - вспоминал И.И.Пущин, - которое самым своим названием поражало публику в России – не все тогда имели понятие о колоннадах и ротондах в афинских садах, где греческие философы научно беседовали со своими учениками».

Ведущий (2): Прообразом Царскосельского лицея был лицей греческий. Лицеем, или ликеем, называлась одна из трех афинских гимназий, основанных в 335 году до нашей эры Аристотелем. Она была расположена неподалеку от храма Аполлона Ликейского в северо-восточном пригороде Афин – Ликее, в красивом живописном месте.

Подобно древней школе, пушкинский лицей разместился в небольшой городке – Царском Селе, зеленом и нарядном, среди нескольких парков. «Прекрасные дубравы» позднее станут источником поэтического вдохновения для Александра Пушкина и его друзей, неотъемлемой частью их шестилетней жизни в этом учебном заведении.

Ведущий (1): Создание лицея было неразрывно связано с широким планами государственного преобразования России в начале царствования императора Александра I. Пушкинская строка «дней Александровых прекрасное начало» доносит до нас атмосферу необыкновенного общественного подъема тех лет. Молодой монарх, воспитанный в европейском духе свободолюбивым швейцарцем Лагарпом, поощрял любые формы общественной деятельности, результатом которой стали многочисленные проекты и постановления.

Ведущий (2): Внутреннее управление в Лицее осуществлял директор, кандидатуру которого утверждал император. Первым директором стал статский советник В.Ф.Малиновский, выпускник Московского университета.

Ведущий (1): В 1802 году наряду с восемью новыми министерствами учреждается Министерство народного просвещения, создаются учебные округа, открываются новые университеты, которые становятся центрами науки. Министерство народного просвещения разрабатывает школьный устав и проводит в жизнь учебную реформу. Н.М.Карамзин в это время писал…

Чтец (2): «…Многие государи имели славу быть покровителями наук и дарований; но едва ли кто-нибудь издал такой основательный, всеобъемлющий план народного учения, каким ныне может гордиться Россия».

Ведущий (2): Среди садов и парков города Пушкина возвышается светлое здание лицея. Здесь учился Александр Сергеевич Пушкин. Всю жизнь хранил он в сердце лучшие воспоминания о лицейских годах, о Царском Селе, о наставниках и первых друзьях. В лицее родилась вдохновенная муза поэта, и «старик Державин» благословил ее рождение. В Царском Селе познакомился Пушкин с историком Н.М.Карамзиным, с поэтами В.А.Жуковским, К.Н.Батюшковым, М.А.Дмитриевым, П.А.Вяземским и с философом П.Я.Чаадаевым. В лицее окрепла дружба с будущим декабристом Иваном Пущиным, с верным товарищем Иваном Малиновским, завязалась идейная и поэтическая близость с А.А.Дельвигом и В.К.Кюхельбекером, участником восстания 14 декабря 1825 года. В Царском Селе были одержаны первые творческие победы, родились «души прекрасные порывы», здесь вспыхнула «сердца первая любовь»…

Ведущий (1): В посвящении лицейской годовщине – 19 октября 1825 года – опальный Пушкин, находившийся тогда в ссылке в Михайловском, писал…

Чтец (1): …Вотще воображенье

Вокруг меня товарищей зовет;

Знакомое не слышно приближенье,

И милого душа моя не ждет.

Я пью один, и на брегах Невы

Меня друзья сегодня именуют…

Но многие, ль и там из вас пируют?...

Ведущий (2): Здесь поэт вспоминает друзей и прежде всего певца, композитора Николая Корсакова, умершего в Италии, затем обращается к мореплавателю Федору Матюшкину. За этими строками звучат слова, которые были повторены поколениями лицеистов, те слова, что высечены на гранитном пьедестале памятника Пушкину-лицеисту в лицейском саду:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

Ведущий (1): В изгнании, где особенно ценится чувство дружбы, где так ощущается то, что осталось вдали, поэт вспоминает тех, кого любил с юности, кого ценил, кому был предан сердцем. Трех друзей Пушкин обнял в глуши Псковской губернии. Двое из них, Пущин и Дельвиг, приехали сюда навестить поэта, третий, Горчаков, оказался здесь у своего дядюшки. Александр Сергеевич был благодарен И.И.Пущину и А.А.Дельвигу, приехавшим к нему, рад встрече с А.М.Горчаковым…

Чтец (2): …И ныне здесь, в забытой сей глуши,

В обители пустынных вьюг и хлада,

Мне сладкая готовилась отрада;

Троих из вас, друзей моей души,

Здесь обнял я…

Ведущий (2): Русский язык и словесность преподавал выпускник Московского университета, доктор философии и свободных наук, профессор Н.Ф.Кошанский. Дополнительной обязанностью Николая Федоровича было обучение лицеистов латинскому языку.

Ведущий (1): Приглашенный из Швейцарии профессор Д.И. де Будри вел занятия по французскому языку и словесности. Немецкому лицеистов обучал профессор Ф.Л. де Гауеншильд, уроженец Трансильвании. Декции по военным наукам читал профессор А.М.Пушкин, по историческим – автор нескольких учебников, профессор И.К.Кайданов.

Ведущий (2): Преподавателем нравственных наук был А.П.Куницын, выпускник Петербургского педагогического института. Он читал логику, психологию, нравственность, различные отрасли права, политическую экономию и финансы. Лицеисты с большим уважением относились к профессору. Недаром поэт в стихотворении «19 октября» сказал…

Чтец (1): Куницыну дань сердца и вина!

Он создал нас, он воспитал наш пламень,

Поставлен им краеугольный камень,

Им чистая лампада возжена.

Ведущий (1): В Царском Селе прошли юные годы поэта. Он любил бескрайние парки – рукотворные «сады лицея» - Екатерининский, Александровский и Бабловский с их искусственными водоемами, каскадами, гротами и насыпными горками. Здесь смещались все эпохи и стили, от пышного, причудливого барокко до строгого классицизма, от турецких павильонов до «китайщины» и более поздней готики. На Камероновой галерее, как в пантеоне, застыли лики древних героев, поэтов и философов.

Напоенные романтикой «сады прекрасные» волновали воображение юноши, будили в нем патриотические и лирические строки стихов. На протяжении жизни Пушкин, как паломник, возвращался в Царское Село, к стенам лицея, и, как первую любовь, он пронес через всю жизнь благодарную память о тех, кто был с ним в те далекие годы.

Это преданное чувство к лицею, его садам поэт передал не только лицеистам последующих лет, но и почитателям его гения, которые приезжали сюда прежде и приезжают сегодня, посещают мемориальный музей – пушкинский лицей, пушкинские парки, лицейский сад, где стоит памятник поэту, воспетый А.Яхонтовым, И.Анненским, В.Палей, Э.Голлербахом, В.Рождественским и поэтами последующих лет.

Чтец (2): Смуглый отрок бродил по аллеям,

У озерных грустил берегов,

И столетие мы лелеем

Еле слышный шелест шагов.

Иглы сосен густо и колко

Устилают низкие пни…

Здесь лежала его треуголка

И растрепанный том Парни.

А.А.Ахматова «В Царском Селе»
Ведущий (2): Лицеистам предоставлялась возможность заниматься изящными искусствами и гимнастическими упражнениями, рисованием (учитель С.Г.Чириков), музыкой и пением (Ф.Б.Гальтенгоф), танцами (И.И.Эбергард), фехтованием (Вальвиль).

Ведущий (1): Система образования в Царскосельском лицее основывалась на давней традиции русского дворянского воспитания. Это отразилось в том, как был продуман учебный день, расписание, время каникул, изучаемые дисциплины. В лицей принимали молодых людей в возрасте от 10 до 12 лет, которые хорошо знали русский язык и, по крайней мере, один иностранный, а также математику, физику и историю.

Ведущий (2): Наряду с организацией учебного процесса поощрялось литературное творчество воспитанников: сочинение стихов, басен, эпиграмм, домашние спектакли и водевили, издание литературных журналов, литературно-музыкальные вечера.

Поэзия привлекала многих воспитанников, и это не казалось чем-то удивительным. На лекциях Н.Ф.Кошанского, воспитанники получали определенные темы для собственных классных сочинений. Именно так появилось пушкинское стихотворение «Роза», историю написания которого сохранил для нас Иван Пущин…

Чтец (1): «Как теперь вижу тот послеобеденный класс Н.Ф.Кошанского, когда, окончивши лекцию несколько раньше урочного часа, профессор сказал: «Теперь, господа, будем пробовать перья! Опишите мне, пожалуйста, розу стихами». Наши стихи вообще не клеились, а Пушкин мигом прочел два четырехстишья, которые всех нас восхитили…»

Ведущий (1): Занимались воспитанники в общей сложности по 7 часов в день. Занятия чередовались с отдыхом и прогулками. Последние совершались в Царскосельском саду в любую погоду.

Ведущий (2): Продуманный распорядок дня способствовал ускоренному развитию лицеистов, которые к 16-18 годам становились физически крепкими, закаленными, трудолюбивыми, нравственно здоровыми. Огромное значение в жизни Лицея имела его библиотека, созданная в 1811 г. Первоначально ее фонд формировался из книг, переданных в дар хозяевами Александровского дворца. Затем стали поступать практически все лучшие отечественные и зарубежные издания.

Ведущий (1): выписывались журналы: «Вестник Европы», «Военный журнал», «Друг юношества», «Сын Отечества», «Христианские чтения» и другие.

Ведущий (2): В четырехэтажном здании Лицея инспектора и гувернеры жили на первом этаже. На втором размещались столовая, больница, конференц-зал, на третьем – учебные классы, кабинет физики, кабинет для газет и журналов, место для отдыха и забав, на четвертом – дортуары (спальни лицеистов).

Ведущий (1): У каждого воспитанника была небольшая комната со скромной мебелью – только самой необходимой. В их «кельях» находились железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания. На конторке – чернильница и подсвечник со щипцами.

Ведущий (2): Отличительной особенностью Царскосельского лицея была единая форма одежды. До 1812 года мундир лицеиста состоял из однобортного кафтана темно-синего сукна со стоячим воротником из красного сукна и такими же обшлагами, с золотым и серебряным шитьем и гладкими позолоченными пуговицами. После 1812 года вместо белых панталон с ботфортами были введены серые брюки, вместо треугольных шляп – фуражки, вместо форменных синих сюртуков – серые статского покроя.

Ведущий (1): Учебный год в Царскосельском лицее продолжался 11 месяцев – с 1 августа по 1 июля. Это было закрытое заведение. В течение всего периода обучения воспитанники не имели права покидать пределов Царского Села. Во время каникул вместе с наставниками они совершали пешие прогулки, изучали пригороды, бывали в Павловске, Колпино, катались на лодках, зимой в воскресные дни – на коньках.

Ведущий (2): В мае 1817 года состоялись выпускные экзамены. В течение 17 дней повзрослевшие лицеисты прошли испытания по 15 предметам.

Ведущий (1): 9 июня 1817 года после экзаменов состоялся первый выпуск из Царскосельского лицея. На торжественном вечере император Александр I лично раздал выпускникам награды и дипломы. В Большом зале хор воспитанников пропел трогательную «Прощальную песню», стихи которой сочинил Антон Дельвиг.

Ведущий (2): Первый выпуск Царскосельского лицея – его называют пушкинским – был замечателен обилием творческих личностей. Вот лишь некоторые известные имена: А. Дельвиг, В.Кюхельбекер, А.Илличевский – поэты и журналисты; Ф.Стевен – в системе образования; А.Горчаков – дипломат, позже министр иностранных дел России; В.Войцеховский, А.Корнилов, К.Данзас – офицеры армии; М.Яковлев – композитор; Ф.Матюшин – русский мореплаватель, знаток теории и истории русского флота.

А сейчас вашему вниманию, мы предлагаем конкурс о знании произведений и биографии А.С.Пушкина, при этом мы с вами совершим путешествие по кольцевому маршруту.

«По следам великого поэта»

«Зал ожидания»

(Этот конкурс-жеребьевка. Команды по очереди вытягивают «проездные билеты», на обороте которых написаны вопросы. На ответ дается 30 секунд. За правильный ответ команда получает 1 балл, за досрочный ответ – 0,5 балла. Команда, набравшая больше очков, первой вступает в игру .)

«Проездные билеты»

1. В личной библиотеке А.С.Пушкина есть книга Дж. Байрона с автографом: «Байрона Пушкину посвящаем. Почитатель обоих». Далее – подпись. Чья подпись стоит под автографом? (Адама Мицкевича )

2. Назовите пушкинское стихотворение о древе яда? («Анчар»)

3. Кем приходился Черномор тридцати трем богатырям? (Дядькой )

4. Кто из персонажей А.С.Пушкина не мог «ямба от хорея» отличить? (Евгений Онегин )

5. Причина гибели кормщика и пловца в стихотворении «Арион». («Вихрь шумный» )

6. В названии, какого произведения А.С.Пушкина упоминается страшное заболевание? («Пир во времена чумы» )

7. Поэт, подаривший Пушкину свой портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя». (В.А.Жуковский )

8. Вставьте пропущенное слово в цитату: «Чем меньше женщину мы любим, тем…нравимся мы ей» (Легче )

9. Прозвище А.С.Пушкина, данное ему в обществе «Арзамас». (Сверчок )

11. В каком стихотворении Бог повелел поэту «глаголом жечь сердца людей»? («Пророк» )

12. Роман «Евгений Онегин» начинается словами: «Мой дядя самых честных правил…» Это перефразированное заимствование из другого известного автора, современника А.С.Пушкина. Назовите произведение-оригинал и его автора. (Басня «Осел и мужик» И.А.Крылова )

13. В романе «Евгений Онегин» о Ленском сказано:

Он пел разлуку и печаль,

И нечто и туману даль…

Представителем, какого литературного направления, судя по этим строчкам, был Владимир Ленский? (Романтизма )

Станция «Краеведческая»

(Конкурс проводится как игра «Домино». Командам выдаются «фишки», на одной стороне которых, как обычно, расположены точки, а на другой – номер вопросов. Подбирая фишку для следующего хода, команда одновременно выбирает вопрос. )

1. С какой целью А.С.Пушкин прибыл осенью 1833 года в город Оренбург? (Для сбора материалов о Пугачевском восстании )

2. Кто был цензором «Истории Пугачева», материал для которой А.С.Пушкин собирал в Оренбурге? (Николай I )

3. Назовите произведение, про которое А.С.Пушкин говорил, что приходится ему крестным отцом. Кому поэт подарил сюжет этого произведения? (Комедия «Ревизор» Н.В.Гоголя. Пушкина в Оренбурге приняли за чиновника министерства, прибывшего с негласной проверкой. )

4. Кто был «гидом» Пушкина в Оренбурге? (Владимир Даль. )

5. Почему в повести «Капитанская дочка» крепость, где комендантом был Миронов, называется Белогорской? (Прообразом крепости Миронова из повести стала крепость Татищева, а ее окружали «белые» горы )

6. Уезжая из Оренбурга, Александр Пушкин оставил Владимиру Далю рукопись с надписью: «Сказочнику казаку Луганскому сказочник Александр Пушкин». Почему А.С.Пушкин назвал Владимира Даля таким именем? (В Оренбуржье Владимир Даль работал под псевдонимом казак Луганский, псевдоним был образован от названия родного города В.Даля – Луганска. )

7. Какую народную сказку А.С.Пушкин услышал в Оренбурге и включил ее в 11-ю главу «Капитанской дочки», вложив ее в уста Пугачева. (Сказку об орле и вороне )

8. Эту сказку А.С.Пушкин рассказал В.Далю в Оренбурге. Позже В.Даль, обработав сказку, включил ее в свой сборник. Как она была названа в сборнике В.Даля? («Сказка о Георгии Храбром и волке». )


Станция «Библиографическая»

(В этом конкурсе участвуют по 2 человека от каждой команды. Задача участников конкурса: работая с каталогом библиотеки, составить списки литературы по темам, которые им предложит Ведущий. Темы могут быть следующими: «Онегин, добрый мой приятель» (о романе «Евгений Онегин»), «Наш Пушкин» (о жизни А.С.Пушкина). Пока составляются списки, ведущий проводит зрительский конкурс. Зрители, правильно ответившие на вопрос, приносят 1 балл в актив команды, за которую болеют. )

«Душа в заветной лире мой прах переживет…»

1. В какой поэме А.С.Пушкина Алеко убил Земфиру (В поэме «Цыгане» )

2. Назовите фамилию возлюбленной Владимира Ленского? (Ларина )

3. Какой композитор написал романс на стихи А.С.Пушкина «Сомнение»? (М.И.Глинка )

4. В каком городе родился А.С.Пушкин? (В Москве )

5. Под какой фамилией Владимир Дубровский проник в дом помещика Троекурова? (Дефорж )

6. Назовите имя сына скупого рыцаря? (Альбер )

7. В какую птицу превращалась возлюбленная князя Гвидона? (В лебедя )

8. С кем дрался А.С.Пушкин на дуэли в феврале 1837 года? (С Жоржем Дантесом )

9. В каком стихотворении А.С.Пушкина герою явился шестикрылый серафим? (В стихотворении «Пророк» )

10. Назовите холодное оружие «…для рук карающей Изиды». (Кинжал )

Список литературы

1. Безрукова, И.Г. По следам великого поэта [Текст]/И.Г.Безрукова//Читаем, учимся, играем. – 2005. - №4. – С.27-31

2. Карабанова, М.И. «Отечество нам Царское Село…» [Текст]/М.И.Карабанова//Читаем, учимся, играем. – 2011. - №7. – С.12-16

3. Щербакова, А. Останется в истории России навсегда [Текст]/А.Щербакова//Библиополе. – 2012. - №8. – С.67-70


Подготовила: зав.отделом медиатеки и периодики – Коннова Е.В.

Сценарий литературного вечера “ПОД СЕНЬЮ ДРУЖНЫХ МУЗ…”,


Сценарий литературного вечера “ПОД СЕНЬЮ ДРУЖНЫХ МУЗ…” ,
посвящённого 200-ей годовщине образования Царскосельского Лицея.
Ход вечера.
Ведущий 1: Добрый вечер, дорогие друзья!!!
Сегодня мы расскажем вам историю одного класса. Класс как класс – почти тридцать человек; мальчишки как мальчишки, проучившиеся вместе с 12 до 18 лет и после никогда об этом не забывавшие. Давайте вернёмся на полтора – два столетия назад – в самое начало 19 века.
(звучит мелодия Вивальди)
Ведущая 1: Конечно, каждая эпоха имеет свой неповторимый голос и стиль, но какая разница, в конце концов, в каком веке жили эти одноклассники! Сто, двести лет назад! Горели ли у них в классной комнате электрические лампы или свечи… Пересекали ли они свою страну на поезде, самолёте или в карете, на почтовых лошадях… носили джинсы или камзолы, треуголки… Разве мы, современники космических ракет, телевидения и компьютеров, не нашли бы, о чём спросить ребят тех лет? А они нас? Разве они не мечтали о будущем, как мечтаете вы? Разве они не вглядывались в прошлое, чтобы узнать о своих предках, как делаем это сегодня мы?
Ведущая 2: Мы приглашаем вас отправиться с нами … в Царское Село начала 19 века (ныне это город Пушкин, что рядом с Санкт – Петербургом). В этом удивительно красивом местечке по велению императора решили открыть высшее учебное заведение – первый в России Лицей, который так и называли – Царскосельский Лицей. В нём должны были воспитываться будущие государственные деятели России.
Ведущий 2: И вот 19 октября 1811 года 30 мальчиков сели за парты и стали одноклассниками на 6 лет. Это был самый первый набор в Лицей. Из этих мальчишек выросли поэты, министры, сельские домоседы и неугомонные путешественники. Позже потомки назовут ребят этого выпуска по-разному: «Люди 19 октября», «Пушкинский выпуск». Вот о них наш сегодняшний рассказ.
(звучит вальс Шопена)
(Лицеисты выходят по одному, зажигают свечу, представляют своего героя, ставят свечу, садятся на стулья, поставленные полукругом лицом к зрителям)
Ученик 1: Вольховский Владимир.13 лет. Прозвище «Суворочка», «Спартанец». В их классе каждый имел прозвище, и мальчишки не обижались на них. Невысокий, тщедушный с виду, Владимир Вольховский обладал железным характером, несгибаемой волей. Вольховский ещё в Лицее решил стать военным и всячески готовил себя к будущим тяготам. Чтобы больше успеть он мало спал. Тренируя волю, неделями отказывался от мяса, пирожного, чая, чем часто вызывал усмешки лицеистов. Будучи самым слабым, он много занимался гимнастикой.
Когда учил уроки, носил на плечах два тяжёлых словаря. Ребята посмеивались над ним, иногда в стихах:
Суворов наш
Ура! Марш, марш
Кричит верхом на стуле.
Владимир Вольховский был первым учеником. Закончил Лицей с золотой медалью. Стал членом тайного общества декабристов.
Ученик 2: Князь Александр Горчаков, 13 лет, по прозвищу «Франт». Князь – умный, весёлый, благородный и крайне честолюбивый юноша. До того честолюбивый, что это нередко отталкивало от него товарищей. Чего только не делал этот юноша, чтобы затмить Вольховского и занять первое место. Постепенно его упорство и настойчивость завоевали уважение среди лицеистов, они видели, что «Франт» учится с утра до вечера, чтобы быть первым учеником. По окончании Лицея он получил малую золотую медаль. Александр Горчаков сделал блестящую карьеру. Он стал дипломатом, а затем министром иностранных дел России.
Ученик 3: Вильгельм Карлович Кюхельбекер.14 лет. Один из лучших друзей Пушкина. Как только ни называли лицеисты бедного Вильгельма: «Кюхля», «Виля», «Бекеркюхель», «Цыплятопирогов». Особенно часто насмешкам подвергалась его внешность: длинная тощая нескладная фигура. И, конечно, его страсть к написанию стихов. Товарищи не понимали его своеобразных литературных взглядов и вкусов. К концу же учёбы лицеисты стали уважать Кюхельбекера, так как он неоднократно публиковал в журналах свои стихи и статьи, а его образованности и знаниям мог позавидовать каждый. При этом друзья не перестали подшучивать над ним. Перед окончанием лицея «Кюхля» чуть не утонул. В столовой за обедом так его обидел один из товарищей, что он в полном беспамятстве выскочил из-за стола, выбежал в парк и бросился в пруд возле Александровского дворца. Пруд был неглубок, и «Кюхлю» сразу вытащили, а обидчиком оказался Иван Малиновский.
Ученик 4: Малиновский Иван Васильевич за доблесть и драчливость прозван Казаком 14 лет. Сын директора Лицея… Вообще-то он был добросердечен и совершенно не честолюбив. Иван знал много пословиц и поговорок, за что один из надзирателей называл его Санчо Панса. Сделал карьеру военного, став в 27 лет полковником гвардии. Но он отказался от генеральской должности и никогда об этом не жалел, а стал помещиком и предводителем дворянства.
Ученик 5: Пущин Иван Иванович. 13 лет. Самый близкий друг Пушкина. За высокий рост звался одноклассниками Иваном Великим или Большим Жано. Имел хорошие дарования. В общении приятен. Вежлив и искренен, но с приличной разборчивостью и осторожностью.
Впоследствии участвовал в декабристском восстании на Сенатской площади. Осуждён. Приговорён к 31 году тюрьмы и ссылки.
Ученик 6: Дельвиг Антон.13 лет. Прозвище «Тося». Близкий друг Пушкина. Он не любил шумные игры, возню. Пожалуй, все: и приятели, и недруги – отмечали одно примечательное качество Дельвига – его феноменальную лень. Однажды во время лекции (на уроке латинского языка) Антон, не выучив, как обычно урока, спрятался под кафедру и там…заснул. Так появилось стихотворение о нём:
Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь?
Проснись, ленивец сонный!
Ты не под кафедрой сидишь,
Латынью усыплённый.
Но самые близкие друзья его, знали, что Дельвиг больше притворяется. Этот «ленивец» и далеко не лучший ученик стал впоследствии прекрасным поэтом, одним из ведущих издателей. Именно он написал прощальную песню воспитанников Лицея:

В объятьях сладкой тишины,
И уж Отечества призванье
Гремит нам: «Шествуйте сыны…
Ученик 7: Пушкин Александр. 11 лет. Его иногда называли Французом за то, что он легко болтал по-французски. А иногда «Егоза» и даже… «Обезьяна». Кстати, Пушкину нравилось это прозвище, Александр гордился своей ловкостью, умением прыгать, бросать мяч. Сам Пушкин говорил о себе в стихах так:
В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно процветал,
Читал украдкой Апулея,
А над Вергилием зевал,
Когда ленился и проказил,
И забывал латинский класс
Для алых губ и чёрных глаз;
Когда французом называли
Мои задорные друзья,
Тогда педанты предрекали,
Что ввек повесой буду я.
(просмотр видеофрагмента)
Ведущий 1: Эти ребята в числе тридцати учились вместе 6 лет в Царскосельском Лицее безвыездно, даже на каникулах не ездили домой.
Ведущий 2: Царское Село – тихий зелёный городок, с великолепными парками, фонтанами, прудами. Недаром здесь летом отдыхала царская семья в Екатеринском Дворце удивительной красоты, который сиял голубой отделкой и позолотой. (просмотр иллюстраций)
Ведущая 1: К этому дворцу примыкал флигель, в котором и расположился Лицей.
Ведущая 2: В этот Лицей в Царское Село привёз Александра его дядя Василий Львович(видеофрагмент об этом)
Ведущий 2: Лицеисты часто вспоминали вступительные экзамены, когда они переживали и трепетали. Экзамен состоялся летом.
Ученик 5: Кажется Пущин не был из робкого десятка, но тут как-то потерялся – глядел на всех и никого не видел. Запомнил только одного мальчика – живого, курчавого, быстроглазого, тоже немного смущавшегося – Александра Пушкина. По сходству фамилий (Пущин – Пушкин) он запомнился лучше. Да и спальни их оказались рядом: у Пущина №13, у Пушкина №14. Они сильно подружились и стали неразлучными друзьями. Позже Пушкин о нём написал такие строки:
ЧТЕЦ 1:
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
Ученик 7. Потом за лето и осень они попривыкли друг к другу, к новому месту, поэтому уже не так было страшно 19 октября во дворце на открытии Лицея, когда присутствовал сам император Александр 1 с семьёй, и было много гостей.
Больше всего запомнилась речь профессора Куницына, которая покорила ребят. Позже все лицеисты полюбили этого профессора, а Пушкин посвятил ему такие строки:
Куницыну дань сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень.
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена…
Или
Вы помните, когда возник Лицей,
Как царь для нас открыл дворец царицын,
И мы пришли.
И встретил нас Куницын…
Ученик 1: А после обеда они все играли в снежки в саду у дворца. Снег в ту осень выпал рано. Потом начались обычные дни в этом 4-этажном городке.(работа с интерактивной моделью) Инспектора и гувернёры жили на первом этаже. Второй этаж – это столовая, больница, конференц-зал. Третий этаж – учебный: классы, кабинет физики, кабинет для газет и журналов, место для отдыха и забав. На четвёртом этаже –спальни. У каждого лицеиста своя комната в половину окна. В комнате железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания. На конторке чернильница и подсвечник. На каждой комнате номер. Мальчишки долго играли в числа, подписывали письма, записки своими номерами. «№14 не согласен с мнением №13» означало, что Пушкин не согласен с Пущиным.
Ученик 2: Уроков немало. Подъём был в 6 часов утра, потом молитва. С 7 до 9 занятия, а в 9 чай с белой булкой и первая прогулка до 10. С 10 до 12 вновь уроки, затем долгожданный обед и вторая прогулка. С14 до 15, как говорили мальчишки, нудное чистописание, но и любимое рисование. И, наконец, чай и третья прогулка. Были и гимнастика, и фехтование, и танцы - всё, чтобы воспитать широкообразованных людей.
Ведущая 2: Да, по Фехтованию у Пушкина всегда были отличные оценки.
Ученик 3: Немало уроков, но немало и забав. Не пропускались их дни рождения. Проводились различные соревнования. А первой же зимой состоялся бал с иллюминацией. Ещё запомнились литературные собрания на квартире у их гувернёра Чирикова и забавные случаи: как однажды Мясоедов по кличке Мясожоров описал восход солнца в стихах: «Блеснул на западе румяный царь природы…» Пушкин, услыхав, что солнце у Мясоедова восходит на западе, приделал окончание к стихотворению:
Блеснул на западе румяный царь природы,
И изумлённые народы
Не знают, что начать:
Ложиться спать или вставать
Ученик 7: Особенно любили мальчишки прозвища придумывать. У Пушкина их было много: Стрекоза, Сверчок, Искра, Мартышка, Смесь обезьяны с тигром. Да и сам Пушкин говорил о себе:
А я, повеса вечно праздный.
Потомок негров безобразный,
Взращённый в дикой простоте.
Любви не ведая страданий,
Я нравлюсь юной красоте
Бесстыдным бешенством желаний.

СЦЕНКА
Лицеисты входят под музыку. Желательно, чтобы их было не менее 8-10 человек. Форма – темные брюки, белые рубашки. К воротникам пришиты красные ленты. Воротники подняты.
Чтец 1: В сим храме наук будут воспитывать честных граждан. Слова и поступки государственного человека должны служить примером для других. Титулы и почести приобретайте только честным путем, обратное достойно презрения.
Лицей воспитал учеников в духе любви к Отечеству, к России.
Чтец 2: Все лицеисты пушкинского выпуска считали себя и проявили в дальнейшем истинно русскими.
Чтец 3: Нам целый мир чужбина. Отечество нам Царское Село.
Чтец 4: Да! Режим лицейский строг – всех сзывают на урок
Урок математики
Входит Карпов. Всем раздает листы. Все решают. Один Пушкин ничего не делает.
КАРПОВ: Пушкин, решайте уравненье.
ПУШКИН: Я не умею.
КАРПОВ: Идите и решайте, а вы все поспешайте!
Пушкин мучается у доски.
КАРПОВ: Я все стою печально и смотрю…
ПУШКИН: Но уравнение равно нулю.
КАРПОВ: У вас всегда и все нулю равняется. Да! С математикой у вас не 5 получается. Вы на последней парте заседайте, свои стихотворенья сочиняйте. Вот вам единственный совет.
ХОР ГОЛОСОВ: Но он у нас большой поэт.
Ведущая 1: Хорошо, что в Лицее были отменены телесные наказания. Наказывали только «домашним арестом» - закрывали в комнате и к дверям приставляли «дядьку» на часах.
Ведущий 1: В Лицее у мальчишек было много «первого»: первые стихи, первая любовь, первое разочарование. О любви они давно пишут, толкуют, хвастают и мечтают.
Ведущая 2:
Первая любовь…Она пришла к лицеисту в образе грациозной, неотразимой Катеньки Бакуниной, фрейлины императрицы. Она была стройна, грациозна, с живыми тёмными глазами, правильными чертами лица. Любила и умела танцевать, недаром часто избиралась царицей бала. Прелестное лицо её, дивный стан и очаровательное обращение произвели всеобщий восторг во всей лицейской молодёжи.
Ведущий 2:
Влюблённый лицеист скрывал от товарищей свою чистую, платоническую любовь и, лишь оставшись один “в лицейской келье”, давал волю чувствам на страницах дневника.
О, милая, повсюду ты со мной!
Но я уныл и втайне я грущу!
Пушкин отдавал Катеньке Бакуниной своё поэтическое вдохновение, весь пыл своего сердца. 22 стихотворения для неё – это своего рода энциклопедия юной любви.
Сцена бала. Екатерина Бакунина и Александр Пушкин.
Входит, вальсируя, Катенька Бакунина:
Ах, как я люблю балы! Прекрасная музыка, чудесные танцы! Внимание ко мне кавалеров! Особенно мне нравятся балы в Царскосельском Лицее. Я сюда приезжала со своей матушкой многократно: здесь учился мой брат Александр Бакунин.
Я хорошо знаю, что многие лицеисты были ко мне не равнодушны, писали мне записки, где объяснялись в любви, назначали свидания.
Пушкин: Катенька, вы знаете, как я к Вам отношусь?
Катенька Бакунина: Как же?
Пушкин: Я счастлив, когда вижу Вас! Нет, вчера я не был счастлив, поутру я мучился ожиданием. Стоя у окна, я смотрел на заснеженную дорогу, её не видно было. На конец, я потерял терпенье. Вдруг встречаюсь с Вами на лестнице. Сладкая минута!
Итак, я счастлив был,
Итак, я наслаждался,
Отрадой тихою, покоем упивался.
И где веселья быстрый день?
Умчался ветром сновиденья,
Увяла прелесть наслажденья
И снова вкруг меня
Угрюмой скуки тень!
Бакунина:
Эти стихи Вы мне посвятили?
Пушкин (уходя от ответа):
Я просил живописца написать Ваш портрет, Вашу красоту!
Бакунина:
Вы о стихотворении «К живописцу»?
Пушкин:
Да. Теперь оно стало романсом - его положил на музыку Николай Корсаков.
Бакунина:
Корсаков, прошу вас, пожалуйста, исполните Ваш романс!
Николай Корсаков поет романс «К живописцу».
Дитя харит и вдохновенья,
В порыве пламенной души,
Небрежной кистью наслажденья
Мне друга сердца напиши;
Красу невинности прелестной,
Надежды милые черты,
Улыбку радости небесной
И взоры самой красоты.
Вкруг тонкого Гебеи стана
Венерин пояс повяжи,
Сокрытый прелестью Альбана
Мою царицу окружи.
Прозрачны волны покрывала
Накинь на трепетную грудь,
Чтоб и под ним она дышала.
Хотела тайно отдохнуть.
Представь мечту любви стыдливой,
И той, которою дышу,
Рукой любовника счастливой
Внизу я имя подпишу.
Бакунина:
Эти стихи и музыка, по-моему, выражают не только Ваши чувства. Они прекрасны! Потанцуем? (Обращается к Пушкину)
Пушкин:
С удовольствием!
(Звучит музыка - «Вальса» Г.В.Свиридова. Пушкин и Бакунина танцуют.)
Ученик 5. В январе 1815 года был переводной лицейский экзамен с младшего курса на старший, чтобы посмотреть, чему научились лицеисты за 3,5 года. На этот экзамен приехали родственники лицеистов, а также пригласили известнейшего в то время поэта Державина. Одно из испытаний – прочесть стихотворение собственного сочинения. Когда Державин услышал Пушкина, читающего своё стихотворение, он встрепенулся и со вниманием слушал молодого таланта. Закончив чтение, Пушкин убежал из зала…Державин был восхищен, он требовал привести этого курчавого мальчишку, чтобы обнять его, Александра долго искали, но так и не нашли. А после экзамена Державин сказал, что в этом юном отроке зреет подлинный поэт, «второй Державин».
Появляется совсем старый Гаврила Романович Державин.
Г.Р.ДЕРЖАВИН:
Старик Державин все заметил.
Восторгов я тогда не скрыл.
Ведь чудо в Пушкине отметил
И, в гроб сходя, благословил.
Хочу еще раз все услышать.
А ну-ка, милый, встань поближе.
Подайте трубку поскорей, (слуховой аппарат)
А Саше – рупор посильней.
Пантомима. Пушкин убегает в сад.
Ведущий: Да, главным увлечением лицеистов было стихосложение… И всё же главное достояние лицеистов, которое они вынесли из стен Лицея, –
д р у ж б а. Её ставят на первое место.
Ученик 6: Вот и пролетели 6 лет, проведённых в Лицее. В мае 1817 года состоялись выпускные экзамены.17 дней сдавали повзрослевшие ребята 15 экзаменов. Потом прощальное построение. Прощальная песня на слова Дельвига:
ВСЕ ПОЮТ:
Шесть лет промчались, как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины.
И уж отечества призванье
Гремит нам: шествуйте, сыны!
О матерь! Вняли мы призванью,
Кипит в груди младая кровь!
Одно лишь есть у нас желанье –
Всегда хранить к тебе любовь!
Мы дали клятву: все родимой,
Все без раздела – кровь и труд.
Готовы в бой неколебимо,
Неколебимо – правды в суд…
Ведущая 1: «Прощальную песнь» написал Антон Дельвиг. Написал превосходно. Музыка Теппера была тоже хороша. Царь не стал слушать пения. Он ушел. Пели не для него. Пели – будто клялись в вечной дружбе. Клялись хранить то лучшее, что дал Лицей.
ПРОДОЛЖАЮТ ПЕТЬ:
Простимся, братья! Руку в руку!
Обнимемся в последний раз!
Судьба на вечную разлуку,

Ведущий 1: Потом директор надел им на пальцы чугунные колечки - символ крепкой дружбы. А прощальная клятва заканчивалась такими словами: « И последний лицеист один будет праздновать 19 октября». Да, они дали клятву, что каждый год 19 октября они будут отмечать день Лицея.
Пушкин: А я обязуюсь к каждой годовщине Лицея – 19 октября – писать стихи-посвящения “лицейскому братству”.
Ведущий 2: Впереди у них была целая жизнь, но никто из них не забыл Лицей и друзей. Они сдержали эту клятву.
ЧТЕЦ 2:
Друг на друге остановите
Вы взор с прощальною слезой!
Храните, о друзья, храните
Ту дружбу с тою же душой.
То ж к правде сильное стремленье,
Ту ж юную ко славе кровь.
В несчастье – гордое терпенье
А в счастье – всем равно любовь!
Шесть лет промчались, как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины,
И уж отечества призванье
Гремит нам: шествуйте, сыны!
Прощайтесь, братья, руку в руку!
Обнимемся в последний раз.
Судьба на вечную разлуку,
Быть может, здесь сроднила нас!
“…благослови, ликующая муза, благослови: да здравствует Лицей!”
Ученик 7: В 1817 году празднуется первая годовщина после окончания Царскосельского Лицея. Лицеистов уже 28 (один из ребят Ржевский умер от нервической горячки)
Не зависимо от того, куда бы ни занесла судьба этих мальчишек, они старались встретиться 19 октября. В1818 году собралось 14 человек. Вспоминали старое доброе время, пели лицейские песни.
В 1825 году Пушкин не мог присутствовать на этом празднике: он был в ссылке в Михайловском. В этот день он написал своим товарищам строки:
Пора и мне… пируйте, о друзья!
Предчувствую отрадное свиданье;
Запомните ж поэта предсказанье:
Промчится год, и с вами снова я…
Но через год не всех увидит Александр Сергеевич. После восстания на сенатской площади 1825 года, в котором участвовали два лицеиста: Иван Пущин и Вильгельм Кюхельбекер – «Жано» и «Кюхля». Они были среди декабристов. Вскоре «Кюхля» был схвачен и доставлен в Петропавловскую крепость. Пущина друзья уговаривали скрыться заграницей, но «Жано» отказался, не захотел скрываться бегством.
Ученик 6: Стихотворение «19 октября 1827» сочинено к годовщине основания Царскосельского Лицея и в авторском чтении на собрании лицеистов оно было воспринято как спонтанная импровизация. Е. А. Энгельгардт: «Пушкин на лицейской сходке сделал экспромт, который так мил, что я в прозаической своей памяти сохранил его:
Бог помочь вам, друзья мои,
В заботах жизни, царской службы
И на пирах разгульной дружбы,
И в сладких таинствах любви!
copyright - http://сайт

Бог помочь вам, друзья мои,
И в бурях, и в житейском горе,
В краю чужом, в пустынном море,
И в мрачных пропастях земли!

Ученик 7: Бежит время. На 15-ой годовщине уже не было в живых шестерых. Среди них самая страшная для Пушкина утрата – Антон Дельвиг. На 25-летие лицея Пушкин читал свои стихи о Дельвиге:
И мнится, что очередь за мной.
Зовёт меня мой Дельвиг милый,
Товарищ юности живой,
Товарищ юности унылой,
Товарищ песен молодых,
Пиров и чистых помышлений.
Туда, в толпу теней родных
Навек от нас утекший гений…
Это были пророческие слова. Вскоре Пушкин погибнет на дуэли. Он будет седьмым ушедшим после Дельвига. Теперь лицейские годовщины проходили без Пушкина.
ЧТЕЦ 3:
Лицей
Парк и пруд, купола и дворец,
Вспоминается юный певец,
Он любил красоту лебедей
И родной Царскосельский Лицей.
Возносились под ветви дубов
Кружева поэтических слов,
Дева урну разбивши грустит,
Муза Пушкина здесь говорит.

ЧТЕЦ 4:
Воспоминания в Царском Селе

Воспоминаньями смущённый,
Воображал сей день счастливый,
Когда средь вас возник Лицей,
И слышу наших игр я снова шум игривый,
И вижу вновь семью друзей.
Вновь нежным отроком,
То пылким, то ленивым,
Мечтанья смутные в груди моей тая,
Скитаясь по лугам, по рощам молчаливым,
Поэтом забываюсь я.

Ученик 2: 19 октября 1880,1881, 1882 годов Александр Горчаков отмечал один, он был последним лицеистом первого выпуска. Они все до одного исполнили клятву, данную в молодости. Они были настоящими друзьями.
ЧТЕЦ:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен,
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское Село.

Поётся песня Юлия Кима «19 октября».
На пороге наших дней
Неизбежно мы встречаем,
Узнаём и обнимаём
Наших истинных друзей.

Здравствуй время гордых планов,
Пылких клятв и долгих встреч!
Свято дружеское пламя,
Да не просто уберечь.
Всё бы жить, как в оны дни -
Всё бы жить легко и смело,
Не высчитывать предела
Для бесстрашья и любви.

И, подобно лицеистам,
Собираться у огня
В октябре багрянолистном
Девятнадцатого дня.
Но судьба своё возмёт,
По-ямщицки лихо свистнет,
Всё по-своему расчислит, -
Не узнаешь наперёд.

Грянет бешеная вьюга,
Захохочет серый мрак.
И спасти захочешь друга,
Да не выдумаешь как.
На дорогах наших дней,
В перепутьях общежитий,
Ты наш друг, ты наш учитель -
Славный пушкинский лицей.

Под твоей бессмертной сенью
Научиться бы вполне
Безоглядному веселью,
Бескорыстному доверью,
Вольнодумной глубине.

Царскосельский Лицей!
Голубые озера,
Зелень тёмная елей,
Белоствольных берез,
Привезла я привет
Касмалинского бора
И сосны-сибирячки
Капли пламенных слез

Царскосельский Лицей!
Ты доступен народу:
И ребятам, и взрослым,
И седым старикам.
Ты народ вдохновил
На святую свободу,
Сердцем дал прикоснуться
К дорогим родникам.

Царскосельский Лицей!
Все здесь дышит любовью:
Каждый кустик, травинка,
Поднебесная ткань.
Здесь Всевышний скрепил
Дружбу юношей кровью
И простер над тобой
Покровительства длань.

Царскосельский Лицей!
Здесь в трудах ежечасных
Гений Пушкина вырос,
Сам собой возмужал.
И в тот памятный день
На экзаменах гласных
Голосок его звонкий
От волненья дрожал.

Царскосельский Лицей!
Русской славы обитель.
Колыбель пушкинистов,
Колыбель юных снов.
Ты бессмертен в веках,
Наш надежный учитель,
Соль поэзии русской
Как основа основ!

Сценарий праздника «День Гимназии», посвященного Дню открытия Царскосельского лицея

  1. В исполнении ученика звучит отрывок из стихотворения А.С. Пушкина “19 октября” 1825 г.

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас не бросила судьбина

И счастие куда б не повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

2. Ведущий 1:

В начале жизни школу помню я;

Там нас, детей беспечных, было много;

Неровная и резвая семья…

Эти поэтические строчки напишет взрослый, мудрый А.С. Пушкин, вспоминая годы обучения в Царскосельском лицее – школе, ставшей для него домом.

Ведущий 2:

В начале жизни школу помню я…

Сегодня, 19 октября, исполняется 201 год со дня открытия Царскосельского лицея. Для всех, учившихся вместе с А.С. Пушкиным и в последующие годы, этот день стал одним из главных праздников. А поэт говорил про 19 октября: “Лицея день заветный”.

Ведущий 1:

А мы 19 октября называем Днём гимназии. А значит, он и наш праздник, так как все мы юные гимназисты!

Звучат фанфары.

На экране – слайды с видами Царского Села

3. Ведущий 2:

Место для Лицея выбрали в Царском Селе, городе прекрасных садов и парков, недалеко от столицы – Санкт-Петербурга.

Ведущий 1:

Приняли в Лицей мальчиков из дворянских семей, выдержавших экзамен. Их тридцать – всего один класс. Они не одногодки. Самому маленькому – одиннадцать лет, самому старшему – пятнадцать. Их называют “недорослями”. Обидно? Нет! Они действительно еще не доросли до службы государственной или военной и поэтому должны учиться.

Ведущий 2:

А учить их будут лучшие учителя! Образованные и начитанные, они специально готовились к преподаванию в новой школе! Называют их не учителями, а профессорами или помощниками профессоров. Они мечтают, чтобы их ученики стали честными и благородными людьми, принесли пользу и славу своему Отечеству. И начала занятий они ждут с таким же нетерпением, как и мальчики.

Ведущий 1:

Сегодня – особенный день. А в такие дни получается все, что ни пожелаешь.

Ведущий 2:

Ах, как хочется оказаться в Царском Селе 19 октября 1811 года и увидеть, какими они были – лицеисты пушкинского времени.

Ведущий 1:

Давайте прислушаемся, может, мы услышим их голоса!?

Слышен стук входной двери. Из коридора доносятся голоса юных лицеистов:

– Как здорово, что сегодня, в день открытия Лицея, выпал снег!

– А-а-а-а! – слышится крик, в зал летят несколько ватных снежков.

– Нет, не удерешь, Кюхля!

– Ребята, догоняем его! За мной! – через гостиную пробегают в библиотеку.

4. Ведущий 2:

Так или примерно так заканчивался этот день 19 октября в 1811 году для лицеистов первого пушкинского выпуска. Да, они стали воспитанниками Царскосельского лицея, им предстояло готовиться к службе государственной… Но не будем осуждать их за шалости, ибо сегодня, 19 октября 1811 года, они еще просто дети.

Из библиотеки в гостиную выглядывают головы лицеистов. Беседа:

– Сегодня праздник!

– Вы чувствуете: волнуются профессора, волнуется даже директор Василий Федорович Малиновский!

– Друзья, к зданию подъезжают кареты. Родители приехали!

– Смотрите: для гостей уже расставлены стулья.

– Все в сборе?

– Нет! Царя ждут!

На экране – Большой зал Лицея.

Лицеисты появляются в гостиной.

Директор лицея Василий Федорович Малиновский

– Дамы и господа, Его императорское величество государь Александр Павлович!

Звучат фанфары.

Входит актер, играющий Александра Первого, занимает почетное место.

На экране – Устав Лицея.

Ведущий 1:

В день открытия Лицея лицеисты впервые увидели Устав – большую красную книгу в нарядном переплете. На обложке буква “А” – вензель императора Александра. В Уставе записаны все обязанности воспитанников и их права.

Император: «В залог же особенного НАШЕГО к сему Училищу благоволения, даруем ему титул ИМПЕРАТОРСКОГО ЛИЦЕЯ.

Лицей в правах и преимуществах своих совершенно равняется с Российскими Университетами.

Учреждение Лицея имеет целью образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы Государственной.

Воспитанники принимаются в Лицей не иначе, как по предварительному испытанию их в знаниях.

От воспитанников, вступающих в Лицей, требуется, чтобы они имели несомненные удостоверения об отличной их нравственности и были бы совершенно здоровы. Воспитанники при их приёме должны иметь от роду от 10-ти до 12-ти лет и при том представлять свидетельства о своём дворянстве».

Все воспитанники равны, как дети одного отца или семейства!

Запрещается воспитанникам кричать на служителей или бранить их, хоть люди они крепостные!

Телесные наказания запрещены!

Лицей будет иметь особенный мундир, НАМИ определённый».

(При каждом новом правиле “лицеисты” перешептываются, комментируют их.)

Ведущий 1: Обратите внимание на одного из педагогов. Как он пристально смотрит на будущих воспитанников. Это профессор Александр Петрович Куницын. Пройдут годы, и Александр Сергеевич Пушкин будет так вспоминать о своем любимом преподавателе и о торжественном моменте:

Вы помните, когда возник Лицей,

Как царь для нас открыл чертог царицын.

И мы пришли. И встретил нас Куницын

Приветствием меж царственных гостей.

Куницыну дань сердца и вина!

Он создал нас, он воспитал наш пламень,

Поставлен им краеугольный пламень,

Им чистая лампада возжена…

Звучат фанфары.

Директор Малиновский:

– Дамы и господа, Александр Петрович Куницын.

Выходит Куницын и обращается к лицеистам:

К вам обращаюсь я, юные питомцы, будущие столпы Отечества! Из родительских объятий вы поступаете ныне под кров сего священного храма наук. Пройдет время, и вы будете иметь влияние на благо целого общества… Дороги чести и славы открыты перед вами. Помните всегда, что нет выше звания, чем высокое звание гражданина. Любовь к славе и Отечеству должна быть всегда единственным вашим руководителем!

В исполнении учеников звучит отрывок из стихотворения А.С. Пушкина “19 октября” 1825 г. :

Благослови, ликующая муза,

Благослови: да здравствует Лицей!

Наставникам, хранившим юность нашу,

Всем честию, и мертвым, и живым,

К устам подъяв признательную чашу,

Не помня зла, за благо воздадим.

Звучат фанфары.

Ведущий 2:

День 19 октября для всех лицеистов на всю оставшуюся жизнь стал днем особенным. “Лицея день заветный” – так именовал его А.С. Пушкин, а вслед за ним его друзья. Так называем его и мы, и те, кто будут жить после нас.

Ведущий 1:

Пройдут годы, судьба разбросает по свету тех, кто учился с Пушкиным, но каждый год 19 октября они, связанные узами дружбы, лицейского братства, будут стремится встретится своим узким кругом. Сейчас назовем лишь шестерых из них…

Сцена: звучит имена лицеистов пушкинского выпуска, каждый из них подходит к императору, кланяясь, приветствует его. Одновременно, сопровождая каждое имя, звучит краткая историческая справка о лицеисте.

Малиновский объявляет:

(выходят ученики в роли прославившихся лицеистов и рассказывают интересные факты из их жизни).

Иван Иванович Пущин – один из самых близких друзей Пушкина. “Мой первый друг мой друг бесценный” – так называл Пущина Пушкин. Стал судьей Московского надворного суда, декабрист, осужден на вечную каторгу. Автор “Записок о Пушкине” – одного из самых достоверных мемуарных источников о молодом Пушкине.

Антон Антонович Дельвиг – барон, замечательный поэт, один из трех лицеистов, посетивших Пушкина в Михайловской ссылке.

Константин Карлович Данзас – лицейский товарищ, ставший секундантом на последней дуэли Пушкина, дослужился до генерал-майора.

Вильгельм Карлович Кюхельбекер – лицейский друг, которому Пушкин посвятит такие строки: “мой брат родной по музе, по судьбам”. Замечательный поэт, литературный критик, издатель альманаха, декабрист, участник восстания на Сенатской площади, осужден на 20 лет каторги.

Вольховский Владимир Дмитриевич – “суворочка”, лучший ученик пушкинского выпуска, окончил Лицей с большой золотой медалью, избрал военную карьеру, дослужился до генерал-майора, привлекался по делу декабристов.

Александр Сергеевич Пушкин.

Император удаляется.

Ведущий 2:

Прощаясь с первым лицейским выпуском 2-ой директор Царскосельского лицея Егор Антонович Энгельгардт подвёл итоги шестилетнего обучения так:

«Идите, друзья, на новом вашем поприще!.. Храните правду, жертвуйте всем за нее; не смерть страшна, а страшно бесчестие; не богатство, не чины, не ленты честят человека, а доброе имя, храните его, храните чистую совесть, вот честь ваша. Идите, друзья, поминайте нас...»

Ведущий 1:

И они будут помнить Лицей, ставший им вторым домом, своих верных друзей и уважаемых наставников. Об этом прощальная песнь воспитанников Царскосельского лицея, написанная 18-летним Антоном Дельвигом:

Чтец 1:

Друг на друге остановите

Вы взор с прощальною слезой!

Чтец 2:

Храните, о друзья, храните

Ту ж дружбу с тою же душой

Чтец 3:

То ж к славе сильное стремленье,

То ж правде - да,

неправде - нет.

Чтец 4:

В несчастье - гордое терпенье.

И в счастье -

всем равно привет!

Чтец 5:

Шесть лет промчалось,

как мечтанье,

В объятьях сладкой тишины,

И уж отечества призванье

Гремит нам: шествуйте, сыны!

Чтец 6:

Прощайтесь, братья,

руку в руку!

Обнимемся в последний раз!

Вместе:

Судьба на вечную разлуку,

Быть может,

здесь сроднила нас!


Оформление: портрет А. С. Пушкина, выставка книг – произведений А.С. Пушкина, на
столе конторка, подсвечники, чернильница с гусиным пером.
На протяжении всего праздника используется презентация.
1. Дети заходят в зал под музыку Штрауса, рассаживаются.
2. Звучат фанфары.
Выходят ведущие и 2 чтеца
1 чтец
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен -
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
…Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село…
Ведущий 1.
Эти поэтические строчки напишет взрослый, мудрый А.С. Пушкин, вспоминая годы
обучения в Царскосельском лицее – школе, ставшей для него домом.
2 чтец
В начале жизни школу помню я;
Там нас, детей беспечных, было много;
Неровная и резвая семья.
Смиренная, одетая убого, Но
видом величавая жена
Над школою надзор хранила строго.
Ведущий 2.
19 октября исполнилось 2005 лет со дня открытия Царскосельского лицея. Для всех,
учившихся вместе с А.С. Пушкиным и в последующие годы, этот день стал одним из
главных праздников.
Ведущий 1.
Александр Сергеевич Пушкин про день ­ 19 октября говорил: “Лицея день заветный”.
3. Звучит музыка П.И.Чайковского «Октябрь» тихо.

2
Ведущий 2:
Воспоминание, рисуй передо мной
Волшебные места, где я живу душой,
Леса, где я любил, где чувство развивалось,
Где с первой юностью младенчество сливалось,
И где, взлелеянный природой и мечтой,
Я знал поэзию, веселость и покой.
Эти строки А.С. Пушкин посвятил Царскому Селу, где он провел 6 лет отрочества и
юности.
Ведущий 1:
В 1811 году 12­летнего Александра привезли в Царское Село для поступления в
Лицей.
Название учебного заведения связано с классической древностью. Лицеем
называлась древнегреческая философская школа на окраине Афин, у храма Аполлона
Лицейского.
Возникновение Лицея связано с планами прогрессивного преобразования
государства.19 октября 1811 года в большом зале Царскосельского лицея было
торжественно зачитано постановление.

Ведущий 2.
Постановление о лицее.
Учреждение лицея имеет целью образование юношества, особенно
предназначенное «к важным частям Службы государственной». Сообразно сей цели,
Лицей составляется из отличнейших воспитанников, равно и наставников, знаниями и
нравственностью своей общее доверие заслуживающих. Лицей в правах и
преимуществах своих равняется с Российским Университетом.
Ведущий 1.
День 19 октября навсегда стал особенным для лицейских воспитанников – днем
рождения школы и начала дружбы, днем воспоминаний о юности, о друзьях и
наставниках. Через 6 лет, прощаясь с лицеем, первые его питомцы дадут клятву друг
другу «И последний лицеист будет праздновать 19 октября.»
Ведущий 2.
«Благослови, ликующая муза,
Благослови: Да здравствует лицей!»
Опять листва горит, как свечи,
И парка темного собор.
Приходишь ты на вечер встречи
С самим собой.

3
4. Звучит музыка Штрауса.
Под музыку танцуют вальс.
На фоне музыки звучат слова:
Ведущий1:
В лицейском парке у пруда
Вальсирует листва берез.
И Пушкин с Пущиным вдвоем…
Их листопад почти занес.
Занес лицейские мостки,
Занес скульптуры и скамьи.
Друзья в саду совсем одни,
Читают новые стихи.
Ведущий 2.
В лицейском парке у пруда
Мечтают о любви друзья,
О славе думают они,
Читают Пушкина стихи.
В лицейском парке у пруда
Опять встречаются друзья.
Вальсирует листва берез.
И листопад уж всех занес.
Слайд 1. Презентация (история создания, традиции Царскосельского лицея)
Слайд 2. 1 ведущий: 205 лет назад, 19 октября 1811 года, в Царском селе царило
особое оживление: на этот день было назначено торжественное открытие Лицея.
Слайд 3. 2 ведущий: К зданию Лицея то и дело подъезжали кареты, экипажи –
съезжались видные сановники и педагоги Петербурга, родственники лицеистов. На
торжестве должен был присутствовать Александр I.
Слайд 4. 1 ведущий: императорский Царскосельский Лицей – привилегированное
учебное заведение – призван был готовить юношество, «особо предназначенное к
важнейшим частям службы государственной».
Слайд 5. 2 ведущий: Император Александр Первый лично утвердил в 1811 году
список первых воспитанников Лицея и лично раздал им через шесть лет награды и
дипломы.
Слайд 6. Лицеист: Вы помните, когда возник Лицей,
Как царь для нас открыл чертог Царицын,
И мы пришли. И встретил нас Куницын

4
Приветствием меж царственных гостей.
Лицеист: Лицей стал для нас родным домом, нашей республикой со своими законами,
братством, дружбой.
Лицеист: Открытие Лицея состоялось в четверг. С понедельника начались регулярные
занятия, потекла обычная лицейская жизнь. «Шесть лет соединенья».
Слайд 7. 1 ведущий: Распорядок дня в Лицее.
 Подъем по звонку в 6 часов.
 От 7 до 9 часов – класс, то есть учебные занятия.
 В 9 – чай с белой булкой.
 Сразу после чая первая прогулка до 10 часов.
 От 10 до 12 – класс.
 С 12 до часу – вторая прогулка. Гуляли обязательно в любую погоду.
 Потом повторение уроков или вспомогательный класс для отстающих.
 В половине 9 звонок к ужину.
 После ужина до 10 часов – отдых, развлечения.
 По средам и субботам бывало вечернее танцевание и фехтование.
 В 10 часов – вечерняя молитва, сон.
Слайд 8. 2 ведущий: Лицеистов поселили в отдельные номера­комнаты. В номер 14
поселился Пушкин.
Слайд 9. В комнате было только необходимое для отдыха и занятий.
Слайд 10. 1 ведущий: Скоро все лицеисты объявили себя «скотобратцами» и, как
водится, наделили друг друга прозвищам:
(Ведущие читают по очереди)
1. Слайд 11. Вильгельм Кюхельбекер – Кюхля
2. Слайд 12. Антон Дельвиг – Тося
1. Слайд 13. Михаил Яковлев – Буффон
2. Слайд 14. Иван Малиновский – Казак
1. Слайд 15. Александр Горчаков – Князь
2. Слайд 16. Константин Данзас – Медведь
1. Слайд 17. Иван Пущин – Большой Жанно
2. Слайд 18. Федор Матюшкин – Матюшко
1. Слайд 19. Александр Пушкин – Француз, Помесь обезьяны с тигром.
Лицеист: С начальниками обходимся без страха, шутим с ними, смеемся.
Лицеист: Проводятся соревнования по иностранным языкам: кто случайно заговорит
по­русски, того штрафуют.

5
Лицеист: Не пропускаются дни рождения.
2 ведущий: Они были обыкновенными мальчишками, любили пошалить.
Сценка. (Пушкин, Пущин, Малиновский)
- Я.
- Я.
- И я затеяли выпить гоголю­моголю.
Пущин: Я достал рому, добыли яиц.
Малиновский: Натолкли сахару.
Пушкин: И началась работа у кипящего самовара.
Пущин: Тут начались опросы, розыски. Мы трое явились и объявили, что это наше
дело и что мы одни виноваты.
Пушкин: Постановление следующее: две недели стоять на коленях во время утренней
и вечерней молитвы.
Малиновский: Сместить нас на последние места за столом, где мы сидели по
поведению.
Слайд 21. 1 ведущий: В январе 1815 года в Лицее был назначен публичный экзамен.
Лицеист (читает газету): Императорский Царскосельский Лицей имеет честь
уведомить, что 4­го числа будущего месяца от 10 до 3 по полудни имеет быть в оном
публичное испытание воспитанников первого приема по случаю перевода из младшего
в старший возраст.
Это был экзамен – смотр, чему научились за три с лишним года, ибо достигли
середины.
Пушкин: Державин был прижизненной легендой. Как узнали мы, что Державин будет к
нам, все мы взволновались.
2 ведущий: Экзамен очень утомил Державина. Пушкин прочел «Воспоминания в
Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина.
Пушкин: Не помню, как я кончил свое чтение, не помню, куда убежал. Державин был в
восхищении. Он меня требовал, хотел обнять… Меня искали, но не нашли.
Лицеист: Говорили, будто Гаврила Романович воскликнул: «Я не умер!»
Лицеист: Учиться еще два года.
Слайд 22. Ведущий 1.

6
В день открытия лицея в честь одного из самых выдающихся его выпускников принято
проводить конкурсы чтецов, разнообразные гостиные, пушкинские чтения.
Ведущий 2.
Мы открываем пушкинские чтения.
На сцену приглашается …………………………………………………….
Ведущий 1:
В лицее пришла к Пушкину слава.
Окончив Лицей, Пушкин поселился в Петербурге. Столичная жизнь с её театрами,
балами, литературными обществами захватила поэта.
«Мазурка раздалась. Бывало
Когда гремел мазурки гром
В огромном зале всё дрожало
Паркет трещал под каблуком…»
Так в своём знаменитом романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкин писал про балы.
Попробуем и мы с вами побывать на таком балу.
Ведущий 2.
У нас сегодня свой маленький бал,
Я думаю, Пушкин бы с нами сплясал
Танец весёлый исполним сейчас,
И очень просим поддержки у вас!
5. Полонез.
6. Танец полька под музыку С. Рахманинова «Итальянская полька»
Ведущий 1:
Но на балах не только танцевали, а ещё и в фанты гости все играли.
ИГРА «ФАНТЫ»
1. Прочти стихотворение о любимом времени года А. С. Пушкина
2. Сыграть на фортепьяно
3. Разгадать шараду
 Слог первый рвётся в облака, ­
ты лишь надуй его слегка.
Ещё два слога надо взять
и имя женское создать.

7
А в целом ­ интересная игра,
загадкой называется она.
Ответ: шар+Ада= шарада.
 Начало деревом зовётся,
конец ­ читатели мои.
Здесь, в книге, целое найдётся,
и в каждой строчке есть они. Ответ: (бук­вы)
 С буквой Л в игре в футбол
часто слышим слово...
С Д ­ уж в слове смысл не тот ­
мерой стало ­ просто... Ответ: (гол ­ год)
 Сперва назови ты за городом дом,
в котором лишь летом с семьёю живём.
Две буквы к названью приставь заодно,
получится то, что решать суждено. Ответ: (дача ­ задача)
4. Ответить на вопросы викторины.
Викторина
1. Сколько лицеистов было принято в Царскосельский лицей в 1811 году
2. К кому из лицеистов обращены пушкинские строки: «Мой первый друг, мой друг
бесценный!»?
3. Кто был неразлучным другом А. Пушкина и его соседом, жившим в Лицее в комнате
№ 13?
4. В лицее его звали «Казак», он был сыном первого директора Царскосельского лицея.
О ком идёт речь?
5. Этот лицеист горячо любил А. Пушкина. В Лицее он мечтал о море, участвовал в
кругосветном путешествии. Его именем назван мыс у северных берегов Восточной
Сибири. Назовите этого человека.
6. Во сколько вставали лицеисты?
7. Какой предмет больше всего не любил Пушкин?
8. В каком возрасте Пушкин поступил в Лицей?
9. Как друзья называли в Лицее А. Пушкина?
10.Кого Пушкин поразил на экзамене?
11. Как друзья называли Вильгельма Кюхельбекера?
12.Кто сопровождал поэта все годы его жизни?