Конспект по автоматизации звука с. Конспект занятия по автоматизации звука в слогах, словах и фразовой речи. Основная коррекционно-логопедическая работа

Конспект по автоматизации звука с. Конспект занятия по автоматизации звука в слогах, словах и фразовой речи. Основная коррекционно-логопедическая работа
Конспект по автоматизации звука с. Конспект занятия по автоматизации звука в слогах, словах и фразовой речи. Основная коррекционно-логопедическая работа

Цель: Автоматизировать четкое произношение звука [Р] на материале темы «Приключения с роботом Робиком».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • закреплять правильное произношение звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках;
  • уточнить правильную артикуляцию звука [Р];
  • упражнять в умении определять место звука в слове и соединять предмет со схемой;
  • закрепить зрительный образ буквы [Р].

Коррекционно-развивающие:

  • развивать мимическую мускулатуру детей;
  • развивать зрительное и фонематическое восприятие, память, мышления, тонкую, общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные:

  • формирование положительной установки на участие в занятии;
  • формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование:

  • плоскостные фигурки робота Робика и Коли;
  • рисунок с изображением зонта;
  • карточки с изображением эмоций (робот);
  • звуковые дорожки;
  • таблица с буквами;
  • игра « Горная тропа» (игровое поле кубиком и фишками);
  • мольберт;
  • таблица - домик с изображением графических схем, показывающих место автоматизированного звука в слове;
  • карточки (автоматизированный звук в начале, в середине и в конце слова).

Ход занятия

1. Организационный момент
Здравствуйте меня зовут Робик! Я маленький робот который попал на Землю, чтобы научиться всему тому, что умеет делать человек. У меня появился друг Коля вместе с которым я познаю мир. Я уже научился выражать свои эмоции: улыбаться, грустить, удивляться и даже сердиться. На мольберт вывешиваются картинки эмоций с роботом.

А сейчас я хочу научиться правильно говорить. В нашем языке много разных звуков,и мне очень хочется произносить их чётко и правильно. Я приглашаю и тебя в этот удивительный мир звуков.

Пальчиковая гимнастика «Робот»

Сегодня мы повторим звук [ Р]. Как правильно образуется звук [ Р ]:

  • губы находятся в положении следующего гласного;
  • зубы на расстоянии нескольких миллиметров;
  • кончик языка поднят к альвеолам, напряжен и вибрирует; края языка прижаты к боковым зубам;
  • посередине языка идет воздушная струя, которую можно ощутить ладонью руки, поднесенной ко рту;
  • под воздействием сильной воздушной струи кончик языка начинает вибрировать;
  • мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;
  • голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

Зрительно контролируются положение языка за верхними зубами и вибрация кончика языка. Тактильно- теплая прерывистая струя. Для того что бы произносить его правильно, надо выполнять специальные упражнения для языка.

Артикуляционная гимнастика

«Двери открываются», «Блинчик», «Лошадка», «Грибок», «Качели», «Фокус», «Маляр», «Пулемётчик».

2. Изолированное произнесение звука «Р».

«Звуковые дорожки».

На моей планете мы роботы очень любим рисовать звуковые дорожки.
Проведи линию по дорожке не отрывая карандаша от листа, произнося на одном выдохе звук (р-р-р-р-р-р).



3. Закрепление зрительного образа буквы Р. Развитие зрительного восприятия.

«Найди букву».
Найди и обведи все буквы Р, четко произнося при этом звук [Р].


4. Автоматизация звука в слогах.

Друзья решили отправиться в поход и стали собирать нужные вещи. Помоги Робику и Коле починить зонт на случай дождя.

«Почини зонтик». Соедини на рисунке буквы Р только с гласными буквами. Прочитай получившиеся слоги, чётко произнося звук [Р].



5. Развитие фонематического слуха.

Игра « Поймай звук».

Робик и Коля хочет предложить тебе игру. Поймай звук.
Я буду называть картинки, а ты если услышишь звук [Р], возьми эту картинку в руки, или хлопни в ладоши.
На столе выкладываются 8-10 картинок.

6. Автоматизация звука «Р» в словах.

«Собери рюкзак для друзей».
С собой им надо взять только те предметы, в названии который слышится звук [Р]. Назови их, не забудь правильно произносить звук [Р].
Карточки

7. Связная речь. Автоматизация звука в предложении.

«Увиденное в дороге».

Робик и Коля много увидели в дороге. Выбери картинку и составь с ней предложение. На мольберте выставлены картинки.

Физкультминутка «Робот»

Стоит робот на дороге, движения выполняются соответственно тексту
У него не гнутся ноги,
Может он махать руками,
Может он моргать глазами,
Может головой кивать,
Раз, два, три, четыре, пять.

8. Автоматизация звука «Р» в словах и чистоговорках.

В путешествии друзьям пришлось подняться на вершину высокой горы. Для этого им пришлось преодолеть «Горную тропу» помоги им справиться с заданием назови все картинки встречающиеся на пути.

Описание игры.

Игроки подбрасывают кубик и определяют кто ходит первым. Первый игрок делает столько «шагов», сколько выпало точек на кубике. Попав на соответствующий кружок, он называет картинки над и под кружком и голосом выделяет звук [р] в названии предметов. Если в каждом слове есть звук [р], игрок может сделать ещё один - призовой ход. Если только в одном слове есть звук [р], игрок остаётся на том же кружке, где и был, а ход переходит к другому игроку. Если не в одном слове нет звука [р], он возвращается назад, на старт, и начинает игру заново.

Игра «Горная тропа».

Чистоговорки повторяют вместе два игрока на соответствующих картинках.

Старт
Ра-ра-ра- начинается игра (на старте).
Ро- ро- ро мы поедем далеко (картинка автобус и роза).
Ру-ру-ру вижу кенгуру (картинка кенгуру и рубашка).
Ры -ры ры - добрались до осы (картинка оса, воробей).

Финиш
РА-ра-ра интересная игра (на финише).

9. Определение место звука в слове.

В путешествии они познакомились с Карлсоном и подружились. Карлсон попросил друзей выполнить задание. Но оно для них оказалось тяжёлым. Помоги им пожалуйста справиться. Ребёнку показывают таблицу дом, состоящую из трёх «подъездов». В каждом «подъезде» - по 3 «этажа», а сверху (на чердаке»), находится графическая схема, показывающая место автоматизируемого звука в слове (звук в начале, в середине и в конце слова). Ребёнок должен разложить все картинки по своим «квартирам». Затем логопед просить назвать все картинки, в которых звук в начале слова; в середине слова; в конце слова. Назови, что изображено на карточках.

Карточки (роза, робот, рак, торт, термос, карандаш, помидор, сыр, топор).


10. Развитие слухового внимания и памяти.

Вечером перед сном друзья решили учится сочинять стихи. Попробуй и ты. Доскажи слово и повтори предложение целиком. Детям предлагается Игра-загадка «Подскажи словечко». На мольберт вывешивается картинка (подсказка).

Он высокий словно шкаф,
А зовут его... (жираф).
Удивленно смотрит Люда
На горбатого…(верблюда)

Вот так чудо- огород,
мы стоим разинув …(рот).

В сильный холод в январе
Ёжик спит в своей …(норе).

На крылечке у ворот
Замяукал рыжий…..(кот).

11. Домашнее задание: выучить стихотворение « Робот»

Нет руля и нету шин,
Но я - родственник машин.
Хоть с квадратной головой,
Я почти как вы, живой:
Я стою и я хожу
Кто захочет, с тем дружу.
Пусть немного твердолобый,
Но я очень добрый робот.

12. Подведение итогов.

Молодец, ты сегодня очень старался, поэтому четко и ясно произносил звук [Р] в слогах, словах, чистоговорках, и этому научил наших гостей. Наши гости тебе благодарны. Теперь следи за своей речью и не забывайте про звук [Р].

Конспект индивидуального логопедического занятия

по автоматизации звука [с]

Тема: Звук [с]. (Этап автоматизации.)

Логопедическое заключение: Фонетическое недоразвитие речи у ребенка с дизартрией.

Возраст: 4 года

Цели:

Образовательные:

    Закрепления представления о правильной артикуляции звука [с];

    Закрепление навыка правильного произношения звука [с] по подражанию;

Коррекционно-развивающие:

    Развитие тонких дифференцированных движений языка при организации артикуляционного уклада на звук [с];

    Развитие навыка коммуникативного поведения при ответах на вопросы;

    Закрепление условно-рефлекторной связи между артикуляционным и акустическим образами звука [с];

    Автоматизация навыка произнесения звука [с] в словах;

    Развитие навыка координированных движений пальцев рук при выполнении серии упражнений.

Коррекционно-воспитательные:

    Формирование навыка сохранения, удержания учебной позы в рамках занятия;

    Развитие навыка продуктивного восприятия в рамках занятия.

Оборудование:

Игрушка "Собака Сайка", игрушка "Бабочка на цветке", поощрительная наклейка

Ход занятия

п/п

Этап занятия

Орг. момент

Здравствуй! Я рада тебя видеть.

Ну что, начнем наше занятие?
Посмотри, кто к нам пришел! Кто это? Это собачка. А как зовут собачку? Не знаешь? Я тоже не знаю. Давай, спросим. Нашу собачку зовут Сайка. Представься Сайке, ей интересно, с кем она сегодня будет играть.

Артикуляционная гимнастика

Давай, сделаем зарядку для язычка. Как ты думаешь, чем он будет сейчас заниматься?

Для чего нужно делать зарядку язычку?(чтобы он был послушным и правильно произносил звуки )

1. «Улыбка»

Двери-губы гибкие.

Могут стать улыбкою.

2. «Трубочка»

Могут в трубочку собраться,
После снова улыбаться.

3. «Заборчик»

Вход в дом двери запирают.

Двери разные бывают.

Двери-зубы-осторожно-

Закрываются надежно.

4. «Хоботок»

Нас встречает добрый слон.

Длинный хобот тянет он.

Если очень захотеть,

Можно хоботом вертеть.

5. «Качели»

Он окно не закрывает,

Книзу кончик опускает.

Язычок не устает:

Тянется теперь вперед.

Погулял совсем немножко,

Широко открыл окошко.

Он окно не закрывает,

Кверху кончик поднимает.

6. «Лопаточка»

Язычок чуть-чуть устал.

Он спокойно полежал.

7. «Горка»

Ловко сделал мостик,

Вниз запрятал хвостик.

Пальчиковая гимнастика

Киска в норку пробралась,

На замочек заперлась,

В дырочку она глядит

За забором пёс сидит.

Дыхательная гимнастика

Игра "Бабочка"
Сайка к нам пришла
Бабочку свою привела

С бабочкой ты поиграй

И дыханье развивай


Посмотри, наша бабочка сидит на цветке. Сдуй бабочку с цветка. Выдыхай плавно, не надувай щеки.

Физ.минутка

Мы подуем высоко: С-С-С

(Произнося звуки, ребенок встает на носочки, поднимает руки вверх )

Мы подуем низко: С-С-С

(Ребенок приседает )

Мы подуем далеко: С-С-С

(Ребенок выпрямляется,наклоняется вперед, вытянув руки )

Мы подуем близко: С-С-С

(Стоя прямо, руки подносит ко рту )

Как здорово, ты умеешь дуть!

Артикуляционный образ звука

Какое положение занимают губы? Они растянуты в улыбке. Зубы сближены и создают преграду для воздушной струи. Кончик языка упирается в нижние зубы.

Автоматизация звука

Подуй, как ветерок. С-С-С

Подуй, как чайник. С-С-С

Подуй, как насос. С-С-С

Давай споем нашу песенку:

СА-СА-СА

СО-СО-СО

СУ-СУ-СУ

СЫ-СЫ-СЫ

Какая красивая песенка у нас получилась!

Помнишь, мы с тобой учились говорить шепотом? Давай еще раз попробуем.


[А] шепотом [О] шепотом [И] шепотом [С] шепотом

[А] громко [О] громко [И] громко [З] громко

Развитие фонематического слуха

Я назову слово, а ты определи, есть ли в нем звук [с]

Светофор, стул, пенал, пылесос, лиса, кресло, рамка, краски, кастрюля, глобус, велосипед, сок, ручка, стол, слон.

Автоматизация в чистоговорках

Ты представляешь, нашу Сайку укусила оса.

Теперь она с осой не дружит.

А мы с тобой должны их помирить.

Слоги все мы повторим,

Ссору эту победим.

СА-СА-СА, СА-СА-СА –

укусила в нос оса.

СО-СО-СО, СО-СО-СО –

стал мой нос, как колесо.

СУ-СУ-СУ, СУ-СУ-СУ –

я осу в руке несу.

СЫ-СЫ-СЫ, СЫ-СЫ-СЫ –

не боюсь я злой осы.

Образование формы существительных в единственном и множественном числе

«Один-много»

У Сони-стул; у Сани-... (стулья)

У Сони-стол; у Сани-...(столы)

У Сони-сапог; у Сани-...(сапоги)

У Сони-сумка; у Сани-...(сумки)

У Сани-супы; у Сони-...(суп)

У Сани-слоны; у Сони-...(слон)

У Сани-собаки; у Сони-...(собака)

У Сани-сыры; у Сони-...(сыр)

Итог занятия

Что тебе больше всего понравилось?

С кем ты сегодня играл?
Как зовут Собачку?

Оценивание

Ты сегодня хорошо занимался! И заслужил наклейку!

Домашнее задание

Домашнее задание, будет тебя ждать в твоей тетради.

Разделы: Работа с дошкольниками

Цель урока: автоматизация произношения звука [C]

Задачи урока:

  • Закрепить правильное произношение звука [C] в слогах и словах.
  • Совершенствование артикуляционной моторики;
  • Развивать слуховое внимание, мышление, творческое воображение;
  • Развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения.
  • Совершенствовать навыки слогового анализа;
  • Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, отвечать на вопросы;
  • Развивать фонематический слух;
  • Развивать внимание, мышление, мелкую моторику рук;
  • Развивать связную и образную речь;
  • Воспитывать усидчивость, навыки самоконтроля

Оборудование:

Зашумленный рисунок с изображением осы, зеркало, разрезая картинка, мяч, бумажные модели ос, игрушка Звукознайка, картинки по правилам поведения в кабинете логопеда, шарик Су-джок.

ХОД УРОКА

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Л.: Здравствуй, ты помнишь, кто здесь тебя ждет.

Л.: Правильно Звукознайка поздороваемся с ним.

Скажем “здравствуйте” руками,
Скажем “здравствуйте” глазами,
Скажем “здравствуйте” мы ртом.

Ребенок и Звукознайка здороваются друг с другом.

Л.: Звукознайка очень скучал, и многое хочет тебе рассказать и показать.

Л.: Но для начала давай вспомним наши правила, что это за знаки у нас на стене и что они обозначают.

Знаки логопедического кабинета: 1. Не бери руки в рот

2. Слушай внимательно логопеда

Л.: Молодец в гостях у Звукознайки нельзя брать руки в рот, а так же надо внимательно слушать.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

У Звукознайки сегодня гостья, а кто это попробуй угадать.

Внимательно посмотри на картинку и послушай загадку.

Звукознайка ел варенье
Да как выпучит глаза
к нему в гости прилетела
полосатая …..!!

Кто же в гостях у Звукознайки?

Л.: Правильно это полосатая оса.

Какой звук мы слышим в середине слова оса.

Правильно [С].

1. Психогимнастика

Мимические упражнения

Л.: Вот зеркало оно поможет нам изобразить, как же встретился Звукознайка с осой:

Л.: – Звукознайка ел варенье

Изобразим удовольствие

– Да как выпучил глаза

Теперь изобразим удивление

– К нему в гости прилетела полосатая оса.

Покажем как Звукознайка обрадовался гостье.

Л.: Молодец у тебя отлично получилось.

2. Артикуляционная гимнастика

Л.: А теперь давай покажем Звукознайке и его гостье, что умеет делать наш язычок.

  • “Качели”.

Улыбнуться.
Открыть рот.
На счет 1 – кончик языка за верхние зубы.
На счет 2 – кончик языка за нижние зубы.

  • “Горка”.

Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 сек.

  • “Почистим зубы”.

“Почистить” кончиком языка нижние зубы с внутренней стороны (слева – направо, сверху вниз). Нижняя челюсть неподвижна.

  • “Катушка”.

Кончик языка упереть в нижние передние зубы, боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывать вперед и убирать вглубь рта.

  • “Заборчик”.

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

3. Упражнение на формирование правильной воздушной струи.

“Поможем пчелки взлететь”.

Над столом подвешены “бумажные пчелки” плавно подуем на них. Следить, чтоб ребенок, выполняя упражнение не надувал щеки.

4. Работа со слогами.

Л.: Хорошо полетала полосатая оса, и пока она отдыхает, мы поиграем в интересную игру “Мячик”.

Игра “Мячик”.

Л.: Мяч бросай и слог повторяй.

Логопед говорит слог, ребенок ответно повторят услышанный слог.

са – со – су – сы ас – ос – ус – ыс
ста – сто – сту – сты аст – ост – уст – ыст
сто – сту – сты – ста ост – уст – ыст – аст
сту – сты – ста – сто уст – ыст – аст – ост
сты – ста – сто – сту ыст – аст – ост – уст

5. Развитие мелкой моторики.

Пальчиковая гимнастика с применением су-джок терапии.

Л.: Молодец, ну а теперь пришло время поиграть с нашими волшебными колечками и шариками.

6. Работа с разрезными картинками.

Л.: Оса несла в подарок Звукознайке картинку, но нечаянно порвала, помоги собрать ее.

Л.: Ты отлично справился и с этим заданием, молодец.

7. Разучивание чистоговорки – перечислялки.

Л.: А еще Звукознайка приготовил нам интересные чистоговорки. Давай вместе проговорим их, внимательно следи за звуком [С], он должен звучать четко и красиво.

Са-са-са, са-са-са -
Побросали пояса.
Са-са-са, са-са-са -
Искусала пса оса.
Са-са-са, са-са-са -
Набросал косарь овса.
Са-са-са, са-са-са -
Записали адреса.
Са-са-са, са-са-са -
У Оксаны колбаса.

8. Фонематическое восприятие.

Игра “ Поймай звук”.

Л.: Я буду говорить слова, а ты как услышишь звук [С] хлопни.

Бас, стул, конь, квас, стадо, оса, книга.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Пришло время прощаться со Звукознайкой ему очень понравилось играть с тобой. Вспомни, кто сегодня приходил в гости к Звукознайке?

Что принесла с собой оса? С каким звуком мы играли?

Молодец, Звукознайка будет ждать тебя в гости.

Конспект индивидуального логопедического занятия в 4 классе.

Тема: Автоматизация звука [С].

Цель: Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях, чистоговорках и связной речи на лексико-грамматическом материале «Зима»

    Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, связной речи.

    Развивать речевое дыхание, артикуляционную моторику, мелкую моторику, внимание, память.

    Развивать фонематическое восприятие, обогащать словарный запас, формировать грамматические навыки, развивать связную речь.

    Воспитывать трудолюбие.

Оборудование: зеркало, предметные и сюжетные картинки, картинки-символы, компьютер, карточки-задания.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Говорим всегда красиво,

Громко и неторопливо,

Четко ясно говорим

Потому что не спешим.

2. Дыхательная гимнастика.

    Вдох через нос выдох через нос.

    Вдох через рот выдох через нос.

    Вдох через рот выдох через рот.

    Вдох через рот выдох через нос. Дуем на снежинку.

3. Артикуляционная гимнастика.

«В гостях у язычка».

4.Сообщение темы занятия.

Отгадай загадку:

Хлопья белые летят,
Тихо падают, кружат.
Стало всё кругом бело.
Чем дорожки замело? (Снег.)

Какой звук услышал в начале слова “снег”?

Сегодня на занятии мы будем проговаривать звуки [С] в слогах, в словах и предложениях.

5. Описание артикуляции звука

Произнести звук [С] (Ребенок перед зеркалом произносит звук.)

Уточнить артикуляцию звука.

Как расположены губы при произнесении звуков [С]?

Где находился язык, когда мы произносили звуки [С]?

Когда мы произносим звуки [С] какой идёт воздух?

6. Автоматизация звука [С] в слогах, словах, чистоговорках.

Прочитай слоги и проговори

Сопряжено-отражённая речь.

Проговори по 2 раза

Сосулька, снегопад, спуск, сосна, состояние, снежинка.

Са-са-са где живёт лиса?

Су-су-су в лесу видели лису

Сы-сы-сы хвост длинный у лисы.

Вспомни и расскажи стихотворение-чистоговорку про осу.

Са-са-са в саду оса,

Са-са-са ко мне летит оса,

Сы-сы-сы у осы усы,

Сы-сы-сы в саду нет осы.

7. Пальчиковая гимнастика.

Вышли мышки как-то раз (перебираем пальчиками обеих рук по столу).

Посмотреть который час (отодвигаем рукав на левой руке правой рукой)

Раз, два, три, четыре (ставим локти на стол и загибаем поочерёдно четыре пальца)

Мышки дёрнули за гири (сжимаем и разжимаем кулачки)

Раз, два, три, четыре, пять (загибаем поочерёдно пять пальцев)

И пошли гулять опять (перебираем пальчиками обеих рук по столу).

8. Дай полный ответ на вопрос.

Когда тает снег?

Какой лимон на вкус?

Что умеет делать фокусник?

Кто сидит на суку?

Что стоит на столе?

Какая последний звук в слове «лес»?

9. Игра «1-5»

Посчитай от 1 до 5 слово сосулька, снежинка.

10. Проспрягай глаголы по образцу

Я еду на санках.

Ты, он, она, мы, вы, они.

11. Игра «Путаница».

Прочти слова и составь красивое предложение.

Соня, Саня, санки, катать, на, и

Сосны, лес, снег, засыпало, в

Лиса, зима, пушистый, мех, у

12.Физминутка

13. Игра «Наоборот»

Лук горький, а сахар...

Лев сильный, а котёнок..

Куст низкий, а дерево...

У Кати волосы тёмные, а у Вали...

У Вити сумка новая, а у Тараса...

Слава до обеда голодный, а после обеда...

Бельё после стирки мокрое, а потом...

14. Замени букву в середине слова на С.
Какое новое слово получилось?

лапка - ласка мишка - миска

марка - лепка - _____

15. Работа с текстом.

Прочитай текст, вместо точек вставь слова подходящие по смыслу.

Наступила холодная, снежная.

Зимой часто идет.

Светит, но не греет.

Замёрзла.

Дети взяли, и пошли на улицу.

Соня и Слава слепили.

Зимой можно встретить, .

Ребятам весело зимой.

Пересказ текста.

16. Итог занятия.

Какой звук мы учились правильно произносить?

Назови слова с этими звуками.

Оценка деятельности ребенка.

Организация: МДОУ детский сад № 35 «Звездочка»

Населенный пункт: Московская область, г. Подольск

Цель: продолжать работу над формированием правильного произношения звука [С].

Образовательные:

* Добиваться правильного произнесения звука «с»;

* Дать характеристику и правильную артикуляцию звука «с»;

* Научить произносить звук «с» изолированно, в слогах, словах.

Коррекционно-развивающие:

* Развивать фонематический слух;

* Развивать умение понимать обращенную речь;

* Развивать диафрагмальное дыхание;

* Развивать психические процессы: внимание, память, мышление;

* Развивать мелкую моторику.

Оборудование: игрушка би-ба-бо - свинка, схема (характеристика звука), колючий мячик, домик для определения места звука в слове, предметные картинки, «ветерок».

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Педагог: Смотри, у нас на столе лежит знак вопроса. Давай посмотрим, что там.

Переворачивает карточку.

П.: Это загадка. Давай её отгадаем.

Вместо носа - пятачок,

Вместо хвостика – крючок,

Толстенькое брюшко,

Маленькие ушки,

Розовая спинка,

Это наша… (свинка).

Правильно – это свинка!

Педагог одевает на руку игрушку би-ба-бо.

П.: Здравствуй, Кирилл! Меня зовут свинка Соня. Я хочу взять тебя в свою волшебную страну звуков. Она называется «Страна звука С». Скажи, а что такое звуки? (ответ ребенка) Правильно, звуки – это то, что мы слышим и произносим. «Звуки слушаем внимательно и произносим старательно. Говорим спокойно,

внятно, чтобы было всем понятно». Скажи, с какого звука начинается имя свинки? Давай произнесем его. Соня. Правильно со звука «С».

2. Анализ артикуляции звука:

Давай произнесем этот звук. Скажи, что делают губки, когда мы произносим этот звук? (Педагог показывает схему - характеристику звука «С») Что делают зубки? Что остается между зубами? (щелочка) Язычок, какой широкий или узкий? (узкий) Куда упирается язычок? (за нижние зубы) Что еще делает язычок? (выгибается горочкой) Какая воздушная струя, когда мы произносим звук «С»? Давай проверим ладошкой. (холодная) Положи ладошку на горло и давай проверим, какой звук «С» глухой или звонкий.

3. Развитие фонематического слуха.

Мы с тобой сейчас поиграем в игру «Хлопушка». Слушай внимательно и когда услышишь звук «С» хлопни в ладоши.

Педагог перечисляет звуки: «Ж, З, С, Ц, Ж, С, З, Ш, Щ, Ч, С….». А теперь подними руку, когда услышишь слог со звуком «С»: «ЖА, ЗА, СЫ, ШО, СУ, ЧЕ, ЖИ, СО, ТА, МУ, СУ, ТЫ,…»

4. Физ. минутка:

Мы с тобой хорошо потрудились. Давай отдохнем немного.

Мы подуем высоко: С – С – С … (руки поднимаем вверх)

Мы подуем низко: С – С – С… (приседаем)

Мы подуем далеко: С – С – С…(руки вытягиваем вперед)

Мы подуем близко: С – С – С… (руки подносим к губам)

Молодец, ты справился очень хорошо!

5. Автоматизация звука в слогах и словах:

А сейчас мы поиграем в колючий мячик. Я буду называть слоги и бросать мячик, а ты лови и бросай обратно мне, повторяя эти слоги.

Педагог произносит слоги, ребенок повторяет.

Ты молодец! Соне очень понравилось, как ты произносишь эти слоги. Она еще хочет послушать, как ты произносишь слова со звуком «С».

Педагог произносит слова.

Умница! Соне очень понравилось и она нам поиграть свой волшебный «Ветерок». Нужно вдох сделать через нос, а выдох - через рот. Замечательно!

6. Звуковой анализ слова:

У Сони есть домик из волшебной страны. Она хочет, чтобы ты поселил в этот домик картинки, в названии которых есть звук «С». Он может находится в начале, в середине или в конце слова.

Педагог показывает картинки, а ребенок распределяет картинки.

7. Автоматизация звука в словах:

У Сони есть еще одна игра. Я буду говорить слоги и начало слова, а ты заканчивай.

Са – са – са - о…

Са – са – са - ко…

Со – со – со – коле…

Со – со – со – мя…

Сы – сы – сы – ко…

Сы – сы – сы – ча…

Су – су – су – не…

Су – су – су – па…

8. Итог занятия:

Наше путешествие подошло к концу. Давай вместе с Соней вспомним, что мы сегодня делали (ребенок перечисляет все пройденное). Соня тебе очень благодарна за путешествие и спрашивает, отправишься с ней еще раз в путешествие. Ты сегодня очень постарался. Молодец!