Конспект индивидуально логопедического занятия по автоматизации звука. Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука в слогах, словах Индивидуальное занятие по логопедии автоматизация звука с

Конспект индивидуально логопедического занятия по автоматизации звука. Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука в слогах, словах Индивидуальное занятие по логопедии автоматизация звука с
Конспект индивидуально логопедического занятия по автоматизации звука. Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука в слогах, словах Индивидуальное занятие по логопедии автоматизация звука с

Юлия Василенко
Конспект НОД в детском саду «Автоматизация звука [С]»

Задачи:

Автоматизировать звук «С» в слогах, в словах, предложениях

Закрепление в речи существительного с обобщающим значением мебель. Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности.

Развитие зрительного восприятия, внимания, конструктивного праксиса, тонкой моторики.

Оборудование:

1. Зеркала.

2.«Солнышко» и «Облачко».

3. Большая карта с изображением предметов мебели.

4. Картинки – предметы (собака, краски, кисти, костюм, солонка, стакан, глобус, стул, букет, сумка).

5. Картинки на договаривание предложений.

6. Шапочка – «Сова».

1. Организационный момент

Садись, посмотри на гостей.

Голова думает, руки и ноги не мешают.

«Мы будем разговаривать и будем выговаривать,

Так правильно и внятно, чтоб было всем понятно»

2. Артикуляционная гимнастика.

Чтобы выговаривать звуки правильно и внятно, сделаем гимнастику для языка.

1. Почистим нижние зубы.

2. Кошечка сердится.

3. Горочка.

4. Замешиваем тесто.

5. Загони в ворота мяч

3. Тема занятия.

Догадайся, какой звук мы сегодня с тобой будем учиться говорить.

Отгадай загадку.

а. Четыре братца под одной шляпкой стоят. (Стол)

б. Хоть у нас четыре ножки, мы не мышки и не кошки.

Хоть мы все имеем спинки, мы не овцы и не свинки.

Мы не кони, хоть на нас вы садитесь сотни раз.

Чтобы ноги отдохнули, посиди-ка ты на … (Стуле).

Какой первый звук ты слышишь в словах – стол и стул?

Сегодня будем работать над звуком – «С».

4. Уточнение артикуляции звука.

Давай вспомним, что делают губы, зубы, язычок когда ты говоришь звук «С» (губы в улыбке, зубы заборчиком, кончик языка лежит за нижними зубами, воздушная струя холодная).

5. Характеристика звука.

Звук – слышимый, нельзя петь, преграда – зубы. Звук глухой – струнки в горлышке не дрожат.

6. Автоматизация звука в звукоподражании.

1. Накачаем насосом шину: с,с,с….

2. Песенка водички – с,с,с….

7. Развитие фонематического слуха.

Если услышишь звук «С», то закрой солнышко облачком.

(Заяц, санки, сыр, курица, самолёт, звезда, посуда)

8. Автоматизация звука в слогах.

Давай поиграем в игру «Закончи слово». Я начинаю слово, а ты добавляй слог и повторяй все слово.

«Бу - …сы, колба - …са, ко - …сы, ли - …са, коле - …со, воло - …сы, пыле - …сос, авто – бус.

9. Физ. минутка.

«Совушка – сова, совиные глаза,

На суку сидит, во все стороны глядит,

Да вдруг как полетит»

10. Автоматизация звука в словах.

А сейчас будь внимательным, я начинаю говорить предложение, а ты находи нужную картинку и заканчивай предложение.

В лесу…. (лиса).

В лесу высокие …. (сосны).

Выпал белый … (снег).

На снегу видны следы волка и … (лисы).

Высоко над лесом летит … (самолёт).

Сладкие абрикосы растут в … (саду).

На полке стоит … (посуда).

11. Автоматизация звука в предложениях.

Послушай стихотворение Е. Благининой.

«Я как мама не люблю

В доме беспорядка.

Одеяло расстелю

Ровненько и гладко.

На пуховые подушки

Я накину кисею,

Полюбуйтесь-ка подружки на работу, на мою»

Давай и мы поможем маме навести в доме порядок, расставим мебель по местам. Называем предметы мебели на карте. Как они называются одним словом. (Ребёнок берёт предметы мебели и ставит их в прорези на карте, сопровождая свои действия словами).

«Я положил краски на стол»

«Я поставил стул у стола»

«Я повесил костюм в шкаф»

«Я поставил глобус на полку»

«Я поставил солонку и стакан в буфет»

«Я поставил букет на стол»

12. Употребление близких по значению слов.

У стула – спинка.

Подумай, у кого или у чего может быть ещё спинка?

(спинка у кровати, у кресла, дивана, у ребёнка и т. д.)

13. Итог занятия.

Над каким звуком мы сегодня работали?

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [С] в слогах, словах и предложениях

Корогодина Анастасия Игоревна, учитель – логопед, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Ясли – сад №170 города Донецка»
Описание работы: данный материал будет полезен для учителей-логопедов; материал предназначен для детей 5 лет; данный материал применяется в индивидуальной работе по автоматизации звука "С" в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
1. Образовательная: автоматизация звука [С] в слогах, словах и предложениях.
2. Коррекционные:
закрепить навыки правильного произношения звука [С] в слогах, словах, предложениях;
развивать артикуляционную и мелкую моторику;
развивать фонематический слух;
развивать речевое дыхание;
развивать чёткость дикции, интонационную выразительность.
3. Развивающие:
закрепить умение определять место звука в слове;
развивать внимание, память, мышление;
упражнять в умении грамматически правильно дополнять предложение.
4. Воспитательные:
формировать положительную мотивацию на занятии;
воспитывать навыки речевого общения, умение слушать.
Оборудование: Игрушка «Собачка Соня», массажер «Су-джок», поощрительная наклейка.

Ход занятия
1.Организационный момент. Дыхательная гимнастика.
Логопед: Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
- глубоко носиком вдохнули, ртом выдохнули, еще раз глубоко вдохнули-выдохнули.

2. Артикуляционная гимнастика.

1. «Улыбка» / «Трубочка»
Удержание губ в улыбке. Зубы не видны. Вытягивание сомкнутых губ вперёд. И еще раз.
Если наши губки улыбаются,
Посмотри – заборчик появляется.
Ну, а если губки узкой трубочкой,
Значит, можем мы играть на дудочке.
2. «Часики»/ «Маятник»
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.
Друг за другом, друг за другом
Ходят стрелочки по кругу.
Ты обе губки оближи,
Как стрелки ходят, покажи.
3. «Накажи непослушный язычок»
Широко улыбнитесь. Положите широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произносите «та-та-та» в течение 5-10 секунд. Затем пошлепайте язык губами, произнося «пя-пя-пя» в течение 5-10 секунд.
Язычок твой – озорник,
Он не слушает тебя.
Накажи его скорее:
«Пя-пя, пя-пя, пя-пя-пя!»
4. «Блинчик»

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Верхней губой шлёпаем по языку: пя-пя-пя. Слегка прикусываем язык: та-та-та.
Утром рано мы встаем,
Вкусные блины печем.
Ручейком по сковородке
Тесто растекается…
Посмотри, какой красивый
Блинчик получается.
5. «Чистим зубки»
Улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы.
Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние.
6. «Горка»
Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка поднять вверх.
Язычок за зубки опускается,
Его кончик к зубкам прижимается.
Спинка сильно-сильно выгибается-
Вот какая горка получается!
7. «Киска сердится»
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы с внутренней стороны («горка»). Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать вглубь рта (качать горку). Упражнение повторить 8-10 раз в спокойном темпе.
Рассердилась наша киска:
Ей забыли вымыть миску.
Ты не подходи к ней близко-
Поцарапать может киска!

3. Пальчиковая гимнастика.
Логопед: Посмотри, кто к нам сегодня пришел! Кто это? Это собачка. А как же зовут собачку? Не знаешь? Я тоже не знаю. Давай, спросим. Ее зовут Соня. Давай представимся Соне, ей интересно с кем она будет сегодня играть. Соня очень любит играть с мячом. А сейчас, мы покажем ей как ты умеешь это делать.
Пальчиковая игра с массажером «су – джок».
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
Массаж пальцев эластичным кольцом «су – джок».
Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

4. Артикуляционный образ звука.
Логопед: Давай вспомним, какое положение занимают наши губы, зубы и язычок при произнесении звука «С». Губы растянуты в улыбке. Зубы сближены и создают преграду для воздушной струи. Кончик языка упирается в нижние зубы.

5. Произношение изолированного звука [С].
Логопед: Собачка Соня очень любит, когда дует прохладный ветерок. Подуй, как ветерок С-С-С.

6. Физкультминутка.
Мы подуем высоко: С-С-С
(Ребенок встает на носочки, поднимает руки вверх)
Мы подуем низко: С-С-С
(Ребенок приседает)
Мы подуем далеко: С-С-С
(Ребенок выпрямляется, наклоняется вперед, вытянув руки)
Мы подуем близко: С-С-С
(Стоя прямо, руки подносит ко рту)

7. Развитие фонематического слуха.
Логопед: Хлопни, когда услышишь звук «С».
П М С С А У К Д С Т С Б
СА МА СО БО СЫ АС ВЫ СУ ГИ
СОК СУП СЫН ДОМ САД САМ НОС

8. Автоматизация звука (С) в чистоговорках.
Логопед: Представляешь, нашу Соню укусила оса. Теперь она с ней не дружит. А мы с тобой должны их помирить. Слоги все мы повторим, ссору эту победим.
СА-СА-СА, СА-СА-СА –
укусила в нос оса.
СО-СО-СО, СО-СО-СО –
стал мой нос, как колесо.
СУ-СУ-СУ, СУ-СУ-СУ –
я осу в руке несу.
СЫ-СЫ-СЫ, СЫ-СЫ-СЫ –
не боюсь я злой осы.

9. Автоматизация звука (С) в словах и предложениях.

Логопед: А теперь мы поиграем в игру «Звуковой шкаф». Назови все слова. Следи за правильным произношением звука.

Логопед: Посмотри на картинку и скажи, что увидела собачка Соня. Отвечай полным предложением. Собачка Соня увидела…


10. Итог занятия.
Логопед: Что тебе больше всего понравилось? С кем ты сегодня играл? Как зовут собачку?

11. Оценка речевой деятельности ребенка.
Логопед: Ты прекрасно сегодня занимался, правильно произносил звук [С].
Логопед: И Соне тоже понравилось, как ты с ней играл и выполнял разные задания. За это она хочет поблагодарить тебя и подарить тебе на память вот такую наклейку. Ты молодец!

Использованная литература.
1. Яворская О. Н. Занимательные задания логопеда для дошкольников. – Спб.: КАРО, 2015.
2. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. В помощь логопедам и родителям. - Спб., 2007.
3. Жукова Н. С. Уроки логопеда: исправление нарушений речи. – М.: Эксмо, 2013.
4. Исханова С. В. Игротерапия в логопедии: артикуляционные превращения. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.

Екатерина Вострикова
Индивидуальное занятие по автоматизации звука [с] (для детей 5–6 лет)

Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения № 36

«Центр развития ребёнка – детский сад»

Конспект

Индивидуальное занятие

автоматизация звука С

(для детей 5-6 лет )

СОСТАВИТЕЛЬ :

Вострикова Екатерина

Александровна

учитель-логопед МАДОУ №36.

Кемерово 2013

Тема : Звук с

Цели :

1. Прививать правильное произношение звука «С» .

2. Тренировать мышцы артикуляционного аппарата.

3. Развивать общую моторику.

4. Развивать фонематический слух.

5. Обогащать словарь ребёнка.

6. Воспитывать чёткую дикцию.

Оборудование : пиктограммы, картинки, профиль звука .

Интеграции образовательных областей : Социализация, коммуникация, здоровье, физическая культура

Методы и приёмы : Наглядные – демонстрации картинок, игровые – словесные и дидактические игры.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Перед ребёнком пиктограммы, обозначающие различные эмоции, логопед просит изобразить эти эмоции.

2. Артикуляционная гимнастика.

(Выполняются упражнения для губ) .

1. Упражнение «Улыбка» .

Тянуть губы прямо к ушкам

Очень нравиться лягушкам.

Улыбаются… Смеются….

А глаза у них, как блюдца.

(Выполняется упражнение «Улыбочка» – 5-6 раз, губы растянуты в улыбке, зубы обнажены).

2. Упражнение «Трубочка» .

Подражаю я слону-

Губки хоботом тяну

(Упражнение выполняется с сомкнутыми зубами, губы вытянуты вперёд 5-6 раз).

3. Упражнение “Улыбочка-трубочка”.

(Чередуются упражнения “1” и “2” 5 раз) .

Логопед : А теперь поиграем с нашим язычком. Смотри, как мы это будем делать и запоминай.

(Выполняются упражнения для языка) .

1. Упражнение «Лопаточка» .

Язык лопаткой положи.

И спокойно подержи.

Язык надо расслаблять

И под счёт его держать :

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык можно убирать.

Логопед : Послушай и выполни это упражнение, как я тебе скажу : «Положи расслабленный, мягкий язычок на нижнюю губку, следи, чтобы губка не подворачивалась, затем убери лопатку в рот, опусти её за нижние зубки, старайся, чтобы язык лежал спокойно, не шевелился и не дрожал» (5-7раз) .

2. Упражнение «Почистим зубки»

Чищу зубы,

Чищу зубы.

И снаружи…

И внутри.

Не болели, не темнели,

Не желтели, чтоб они.

3. Акустико - артикуляционный профиль звука «С»

Логопед : Посмотри и скажи, что делают губки при произношении звука «с» ?

Ребёнок : улыбаются.

Логопед : Что остаётся между зубками?

Ребёнок : – щель.

Логопед : Язычок, какой узкий или широкий?

Ребёнок : широкий.

Логопед : Куда упирается кончик языка?

Ребёнок : в верхние зубки.

Логопед : Язычок, что ещё делает?

Ребёнок : выгибается горкой.

Логопед : Какая воздушная струя?

Ребёнок : (прикладывает, на расстоянии, к горлышку тыльной стороной ладошку и проверяет воздушную струю) - Холодная.

Логопед : Проверь ладошкой, какой это звук глухой или звонкий ?

Ребёнок : глухой.

Логопед : Какой бывает этот звук , твёрдый или мягкий.

Ребёнок : твёрдым.

Логопед : Повторим ещё раз (ребёнок выполняет) .

Логопед : Давай представим, что мы отправились в путешествие на машине, и вдруг, у машины спустило колесо. И теперь, чтобы поехать дальше нам надо накачать насосом колесо. Давай встанем и «накачаем колесо» (ребёнок делает имитационные движения, как будто он «накачивает колесо» наклоняясь вперёд и произнося звук с-с-с-с , взрослый следит за артикуляцией звука ).

5. Логопед : Устали мы, накачивая колесо, самое время отдохнуть :

Солнце вышло из – за тучки,

Мы потянем к солнцу ручки.

(Потягивания – рук вверх)

Руки в стороны потом

Мы пошире разведём.

(Потягивания – рук в стороны)

Мы закончили разминку.

Отдохнули ножки, спинка.

6. Фонематический слух :

Логопед : А теперь самое время проверить, какой ты внимательный. Послушай внимательно и хлопни в ладоши, когда услышишь звук [С] .

(СЬ, Ж, З, С, Ц, СЬ, Ж, С, Ц, Ш З, Ш,СЬ, Ц, С, Ш, С)

А теперь подними руку, когда услышишь слог со звуком “С” : ЖА, СА, ШО, ЖО, СУ, ЦА, ЗА, ШО…

Логопед : Послушай и произнеси слоги, которые я тебе скажу.

Игра «Эхо»

СА – СО – СУ – СЫ;

СО – СА – СУ – СЫ;

СУ – СО – СА - СЫ;

СЫ – СА – СУ – СО.

(Ребёнок повторяет слоги)

7. Закрепление правильного произношения звука с в словах :

Логопед предлагает ребёнку повторить слова :

суп, сук, суд, сундук, сухой, судно, суббота, сын, сыт, сынок и т. д.

8. Игра «Назови»

Цель : Закрепление правильного произношения звука [с] в словах на материале предметных картинок с изображением слов со звуком с .

Логопед предлагает ребёнку вытащить из волшебного сундучка картинки и назвать предметы, изображённые на них.

Итог занятия :

Логопед : Какой звук мы сегодня изучали ?

Ребёнок : Звук [с]

Логопед : Какие слова со звуком [с] ты запомнил ?

(Ребёнок называет слова)

Литература

1. Коноваленко В. В. Индивидуально – подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения - М .: Издательство ГНОМ, 2011. – 216 с

2. Лылова Л. С. Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия с детьми дошкольного возраста – Воронеж.: И. П. Лакоценина Н. А. ., 2012 – 176 с

3. Спивак Е. Н. Звуки С , Сь, З, ЗЬ. Ц Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет – М .: Издательство ГНОМ и Д, 2010. – 40 с.

Оргмомент

Релаксационные упражнения. Психогимнастика.

«Чудесные превращения».

Изобразите кипящий самовар; кастрюлю, наполненную водой; ведро с крышкой; чайник со свистком, складной стакан.

Развитие слухоречевого внимания.

Хлопни в ладоши, если услышишь слова - названия посуды.

Развитие мелкой моторики

Выполнение действий в соответствии со смыслом стихотворения.

Воду в чайник наливаем

И заварку засыпаем.

Сахар ложечкой берем

И вареньице кладем.

Будем пить чаек горячий

У себя в саду на даче.

Е. Еголаева

Массаж или самомассаж

Мимические упражнения

Выразите огорчение: разбили чашку.

Артикуляционные упражнения

Упражнения для мышц шеи

«Посмотрите, что в кастрюле?» Опустить голову вниз. «Какая посуда стоит на полке?» Повороты головы вправо-влево с протяжным произнесением звуков [а], [о].

Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц

«Жуем твердую морковь».

Что лежит на подносе? (Морковь.)

«Нас угостили морковкой». Имитация жевания. Производить медленные и быстрые движения челюстями.

Покажите, как грызет морковку зайка.

Упражнения для щек и губ

«Пузатый самовар».

Надуй щечки и покажи, какой круглый самовар.

Надувание обеих щек одновременно.

Покажи, как ворчит «чайник-ворчун».

Растянуть губы в улыбке и произносить пых-пых-пых, пых-пых-пых, пых-пых-пых.

Упражнения для языка

«Поднос».

Посмотри, какой ровненький поднос. Положи язычок на нижнюю губу, чтобы он стал похож на поднос.

«Раскатаем тесто для пирожка». Язык лежит на дне ротовой полости.

«Пирожок с начинкой». «Сосиска в тесте». Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий язык на нижнюю губу. (Я кладу капустную начинку.) Поднять и свернуть в трубочку боковые края языка.

«Ручка чайника». Выгибание спинки языка. Спинка языка прижимается к небу, а кончик упирается в нижнюю десну.

«Приготовим чашку для чая». Чередование «чашечки» с укладыванием язычка на «донышко». «Чашечка стоит на столе».

Выработка продолжительного ротового выдоха. Развитие голоса

«Дуем на горячий чай». Вытягивание губ широкой трубочкой с имитацией дутья на горячий чай.

«Пьем коктейль через трубочку». Короткий вдох ртом. Вытягивание губ узкой воронкой. Продолжительный выдох ртом.

«Выжмем сок в соковыжималке». «Включаем соковыжималку». Произнесение на одном выдохе звукосочетаний дж-дж-дж-дж-дж, дз-дз-дз-дз-дз.

Какой сок ты будешь пить?

В словах должен звучать звук [с]. (Абрикосовый, брусничный, ананасовый, вкусный, сладкий, кислый, кисло-сладкий. )

Выражение восторга, радости и недовольства при произнесении фразы: «Какая посуда».

Произношение звука в словах. Развитие фонематического восприятия. Практическое усвоение лексико-грамматических форм языка

Вносится игрушка Незнайка.

Незнайка просит нас о помощи. Его друзья послали в магазин купить посуду со звуком [с], а он не знает, что покупать.

Выставляется посуда или картинки с ее изображением. Дети называют посуду. (Салатница, салатник, салфетница, самовар, сахарница, солонка, соусник, сухарница, супница, судок, стакан, поднос, термос, миска, масленка, кастрюля, посуда. )

Определение позиции звука [с].

Поставь на этот стол посуду, в названии которой звук [с] слышится в начале слова. Что ты поставил? В названиях какой посуды звук слышится в конце слова?

Звуковой анализ слова миска.

Незнайка спрашивает, для чего нам нужны эти кружочки. Обозначьте слово миска разноцветными кружочками и расскажите ему о звуках в этом слове.

Обозначение слов судок, миска цветовыми символами, характеристика звуков.

Синтез слова стакан.

- «Собери» слово из «рассыпанных» звуков [с], [н], [к], [т], [а], [а]. Что можно налить в стакан? (Сок. ) «Разбросайте» звуки словасок. Составь словосок из букв.

Согласование существительных с прилагательными

Из чего сделана посуда? Если миска сделана из пластмассы, значит она... (пластмассовая ). Стакан из стекла... (стеклянный). Кастрюля... (металлическая ). Как еще о ней можно сказать? Ее купили очень давно, значит, она... (старая ). Кастрюлю вымыли, значит, она... (чистая ). Какой нож? ... (Острый, металлический. ) Сервиз... (столовый ). Чашки... (фаянсовые ). Стакан... (хрустальный ). Сковорода... (металлическая ). Горшок... (керамический ). Сухарница... (соломенная ).

Падежное управление

«Подскажи слово в чистоговорке».

Кан-кан-кан, вот стоит... (стакан ).

Кане-кане-кане, вкусный сок в... (стакане ).

Онку-онку-онку, насыпаем соль в... (солонку ).

Рюлей-рюлей-рюлей, я иду с полной... (кастрюлей ).

Словообразование

Я учу свою сестренку:

Масло я кладу в масленку,

В чайник чай я наливаю.

И про соль, конечно, знаю:

Я насыплю соль в солонку -

Не просыпать бы тихонько.

Мама кофе очень любит,

Для него кофейник служит.

А для супа - супница,

Знаю все, я - умница.

А детки догадаются,

Как это называется?

Н. Нищева

«Подбери слову пару».

Выкладываются картинки с изображением продуктов (салат, суп, сухари, сок, соус, соль, масло, сахар).

Незнайка спрашивает, куда можно положить или налить эти продукты? Сахар - в... (сахарницу ). Соус - в... (соусник ). Салат - в... (салатницу ), суп в... (супницу ), сухари - в... (сухарницу ), мясо в... (кастрюлю ), сок в... (стакан ).

Куда положить салфетки? Салфетки - в... (салфетницу ).

Развитие пространственного восприятия и памяти

Выполнение заданий.

Поставь стакан рядом с термосом, тарелку - между ложкой и вилкой. Где стоит термос?

Выполнение аналогичных заданий с использованием наречий и предлогов перед, справа, слева, за.

Игры «Что где стояло?», «Что изменилось?».

Итог занятия

Какой звук вы повторяли? Вы очень старались, мне и Незнайке понравилось, как вы красиво произносили звук [с].

Тема: Автоматизация звука [с’] в слогах, словах, словосочетаниях.

Цель: закрепить четкое произношение звука [с’] в слогах, словах, словосочетаниях.

Задачи: Образовательная: Закрепление навыков слогового анализа

Коррекционно-развивающая: развитие фонематических процессов

Воспитательная: воспитание контроля над собственной речью

Оборудование: 2 игрушки (поросята), игрушечный дом, шкаф, костюм, бумажные цветочки и листочки, счетные палочки, картинный лабиринт.

Ход занятия

I. Орг. момент

Отгадай загадку и узнаешь, кто к нам сегодня придёт на занятие. Хвостик крючком, носик пяточком. Кто это? (Поросёнок).
Правильно. Вот он у нас какой. (Логопед показывает игрушку). А зовут его Сема. Он собирается идти к своему другу Масяне в гости.

II. Артикуляционная гимнастика

Для того чтобы идти в гости нужно умыться, одеться, нарядиться. Сема идет чистить зубки. Как Сема чистит зубы, язычок? (Упр. почистим нижние зубы, почистим язычок). Сема почистил зубы и улыбнулся. Как Сема улыбнулся? (Упр. улыбка).

III. Массаж лица

А теперь Сема умывается. И лицо мы умываем,
Дружно щеки растираем.
Моем носик, ушки, лоб,
Вот умылись и вперед.

VI. Мимическая гимнастика

Сема думает, что ему одеть. Он вспомнил, что у него есть костюм и обрадовался. (Покажи, как обрадовался Сема).
Открыл шифоньер и не нашел костюм. Удивился. Потом расстроился. (Как удивился, расстроился?).
Нашел костюм. Обрадовался. (Как обрадовался?).

V. Анализ артикуляции

Какой звук я выделяю в именах СЕМА, МАСЯНЯ. Произнеси его.
Какую форму у тебя принимают губы, когда ты произносишь звук [с’]? А где у тебя находится язычок, когда ты произносишь этот звук?

VI. Характеристика звука

Расскажи, что ты знаешь о звуке [с’]?
Звук [с’] гласный или согласный? Твёрдый или мягкий? Звонкий или глухой?

VII. Дыхательная гимнастика

Подул ветер и в комнату залетели осенние листья. Их срочно нужно убрать. Один Сема быстро не справится, помоги ему. (Сдувание бумажных листочков с поверхности стола. Обязателен контроль, за воздушной струей, которая должна идти с языка).



VIII. Развитие фонематического слуха в слогах

Поросенок Сема придумал для своего друга игру и хочет с тобой посоветоваться: как ты думаешь, понравится ли Масяне такая игра? Я называю слоги, а ты как только услышишь звук [с’], хлопаешь в ладоши.
- СЯ-; -СЁ-; - РЫ-; - ЯСЬ-; - ОСЬ-; -БА-; -АР-; -АСЬ-; И Т.Д.

IX. Закрепление звука в слогах, развитие чувства ритма

Ну пора отправляться в путь. Но вот беда, дверь захлопнулась. Поросенок Сема не может выбраться из дома. Чтобы дверь открылась, нужно произнести заклинание. Я попробую тебе помочь. Повторяй за мной.
СЯ - СЯ; СЯ - СЯ - СЯ; ясь - ясь; ясь - ясь - ясь;
СЁ - СЁ; СЁ - СЁ - СЁ; Ёсь - Ёсь; Ёсь - Ёсь - Ёсь;
СЮ - СЮ; СЮ - СЮ - СЮ; Юсь - Юсь; Юсь - Юсь - Юсь;
Последнее заклинание оказалось верным и дверь открылась.

X. Закрепление звука в словах

«Картинный лабиринт». Посмотри какая запутанная дорожка. Сейчас вы с Семой пойдете по этой дорожке, а чтобы было не скучно пойте песенку с’ - с’ - с’. На этой дорожке вам встретятся детёныши животных и птиц, будьте готовы! (Ребёнок ведёт пальцем по лабиринту, называя детёнышей, которые встречаются на пути: лосёнок, рысёнок, поросёнок, лисёнок, гусёнок.)
XI. Пальчиковая гимнастика
Давай посчитаем, кого вы встретили?
(Ребёнок называет детёнышей и загибает пальцы.)
С каждым кто вам встретился, вы здоровались. С кем вы поздоровались?
(Перечисляет с кем здоровались (Поздоровались с лисёнком, с гусёнком, с лосёнком и т.д.), при этом соединяет поочерёдно большой палец с другими пальцами.)

XII. Развитие фонематического слуха в словах

Вы пришли на скучную поляну, ни одного цветочка на ней нет. Попробуем ее украсить? Я буду называть слова, а ты за мной повторять. Как только услышишь звук [с’] будешь класть цветок на полянку. (СИТО, ПАРТА, СЕМЬ, РАК, ПОСЁЛОК, ПОРОСЁНОК, ТЕТРАДЬ, ПИСЬМО, СЕТКА, РУЧКА, СИТЕЦ).

XIII. Слоговой анализ

Перед вами река. Ее ни как не перейти. Нужно мастерить мост. Для этого разбери слова на слоги. Сколько слогов в слове, столько и полочек ты кладешь. (КИСЕЛЬ, ТЕСЕМКА, ГУСЬ, ДЕСЯТОК, СЕВЕР, СИТО, ЛОСЬ. РЫСЬ, АПЕЛЬСИН).
XVI. Согласована существительных с прилагательными
Вот вы и добрались до Масяни, и он вас встречает. Расскажи, Масяне кого вы встретили? Какие они?
(Встретили лосёнка, гусёнка и т.д. Гусёнок - маленький, желтый, и т.д. лосёнок - …., поросёнок…