Рассказ хитрые вороны чаплина читать. В. Чаплина. « Хитрые вороны. ІІ. Проверка домашнего задания
Читайте также
Однажды у нас на даче, под карнизом террасы, поселились два воробья. В большую щель, которая образовалась в доске, они старательно таскали пёрышки, подобранные где-то кусочки ваты, пух, соломинки и вообще всё, что годилось для постройки гнезда. Вскоре из воробьиного жилья послышался громкий писк птенцов. Они начинали пищать каждый раз, когда прилетали с кормом родители, а так как те кормили своё прожорливое потомство беспрерывно в течение всего дня, то до самого вечера и слышался писк из гнезда.
В этот год я жила на даче одна, и с шумливыми птенцами было как-то веселее. Сколько было за карнизом воробьят, я не знала, но шумели они основательно. Судя по писку, гнездо находилось в стороне от лаза, и, несмотря на все мои старания, увидеть птенцов я никак не могла.
Увидела я своих пернатых соседей лишь после того, как они достаточно подросли, полностью оперились и начали сами выглядывать из гнезда. Скандаля и отталкивая друг друга, тянулись они навстречу родителям, жадно открывая свои клювы. И забавно было смотреть, как подлетевший воробей, кое-как уцепившись за краешек доски, сразу не мог решить, в какой из широко открытых клювиков надо сунуть мошку или гусеницу. Да, нелегко в это время приходилось воробьям!
Но вот настала пора вылетать птенцам из гнезда. Меня очень интересовало, как же это они проделают в первый раз? Как будут эти несмышлёныши овладевать воробьиной наукой и как будут их учить уму-разуму родители? Поэтому целые дни я буквально не спускала глаз с воробьиного семейства. И всё-таки за вылетом первых птенцов из гнезда я не уследила. Лишь последний, очевидно самый ленивый или трусишка, ещё продолжал сидеть на самом краю карниза, готовый вот-вот слететь, и никак не мог на это решиться. Громким криком он призывал родителей, прося у них еду, а они, занятые уже вылетевшими птенцами, не обращали на него внимания. Впрочем, нет, время от времени они к нему подлетали с полным клювом лакомых гусениц, но корм не давали, а старательно пытались выманить трусишку за собой. Они то подлетали к птенцу, то садились на ближнюю ветку и всем своим видом показывали, что кормить лентяя в гнезде не намерены.
Наконец голодный воробьишка не выдержал. Взобрался на самый-самый край карниза, неловко взмахнул крылышками и… камушком упал вниз. Он сидел на земле испуганный и растерянный своим неожиданным полётом, похожим скорее на падение. Но к птенцу тут же подлетела воробьиха, села рядом с ним, и птенец сразу успокоился. Потом, очевидно вспомнив, что голоден, он вдруг затрепыхал крыльями, широко раскрыл клюв и потянулся к воробьихе. Сунув в раскрытый клюв птенца еду, та взлетела на дерево, а воробьишка остался на земле. Он сидел в траве и старательно перекликался с матерью. Она ему с дерева чирикнет, он с земли ответит.
«Что они говорят?» - подумала я и, дождавшись, когда воробьиха улетела за едой, стала осторожно подходить к птенцу. А он, глупый, сидел, чирикал и совсем не обращал на меня внимания, - видно, родители ещё не успели его научить опасаться людей. Я подошла к нему совсем близко, встала рядом, протянула руку, а птенец всё сидел и чирикал. Тут вдруг подлетела мать. Увидев около птенца человека, она всполошилась, заметалась, затрещала, да так тревожно! Нетрудно было догадаться, что это она меня старается от птенца отвести, а его об опасности предупреждает.
Смотрю, и птенец сразу чирикать перестал. Затаился в траве, не шелохнётся, только глаза-бусинки поблёскивают. Хотела я его взять, нагнулась, да раздумала - зачем пугать малыша! Отошла я в сторону, села на скамейку и гляжу, что же он дальше делать будет. А малыш по-прежнему затаился и голоса не подаёт - наверное, ждёт, когда ему мать разрешит.
Долго он так сидел, а я делала вид, будто в другую сторону гляжу, а сама незаметно за воробьями наблюдала. Воробьиха сначала волновалась, кричала, а потом, увидев, что опасность её птенцу не грозит, сразу поведение изменила. Сперва замолчала, потом немного по веткам попрыгала, потом чуть ниже спустилась и совсем другим голосом что-то чирикнула. Птенец встрепенулся. Тут же ей ответил, а мать уже на самую нижнюю ветку слетела, чирикает, за собой несмышлёныша птенца манит. Только он к ней, она на другую ветку, что повыше, перелетит… ещё повыше… ещё на другую… Так и увела за собой птенца.
Интересно мне стало, как теперь, после полученного урока, поведёт себя птенец, если я к нему подойду. Дождалась, когда воробьиха улетела, и снова пошла к птенцу. Так же осторожно, так же тихо ступала, только на этот раз он уже меня к себе не подпустил, сразу замолчал и повыше перепорхнул, да так затаился среди густой листвы дерева, что не скоро и разглядишь. Хоть и мал птенец, а, видно, пошла ему впрок воробьиная наука.
Ход урока.
І.Организационный момент
1.Психологический настрой
Вопросы каждой группе.
ІІІ. Актуализация знаний.
учит, будем:
Выделять главное.
1.Работа в группах: изучите биографию писательницы, расскажите, что узнали о ней.
1908-1994 г.
1гр
2гр.
3гр
І V . Физминутка.
V .Работа по учебнику.
1. словарная работа
дувал - глиняный забор арык-оросительный канал, канава
тюбетейка - головной убор Ташкент - столица Узбекистана
Русский язык - язык межнационального общения.
2.-Чтение по учебнику, учеником. 1 часть.
Чтение по цепочке. 2 часть
Кто побеждал в этих драках?
РАССКАЗ -
количеством героев.
2. Работа в группах
Правила работы в группе.
1. Уважай свего товарища
2. Умей каждого выслушать
3. Не согласен- предлагай
1группа Пятистишье (Ребята).
V І. Рефлексия. « Две звезды одно пожелание»
Что нового узнали? Понравилось ли работать в группах? (Если да, то по аплодируйем себе и друг другу.
V ІІ.Итоги урока
Лестница успеха.
V ІІІ. Домашнее задание. Пересказ рассказа задание., составить вопросы.
1группа Пятистишье (Ребята).
2группа Составить кластер. Дать характеристику вороне.
3группа Составьте пятистишье «Вороны»
Кисабаев Тлеген Жумабаевич, 21.05.2018
386 2
Содержимое разработки
Тема: Вера Чаплина «Хитрые вороны»
2. развивать познавательные способности детей: речь, память, критическое мышление.
3. закреплять умение составлять портретную характеристику героя.
Ход урока.
І.Организационный момент
1.Психологический настрой
Пусть книги друзьями заходят в дома
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
Улыбнитесь друг другу и пожелайте успехов!
Желаю вам плодотворной работы и успехов!
2.Деление на 3 группы по цвету стикеров.
3. Проверка готовности класса к уроку
ІІ. Проверка домашнего задания.
Вопросы каждой группе.
ІІІ. Актуализация знаний.
1.Сообщение темы и цели урока.
Познакомимся с новым произведением, узнаем о чём оно нам рассказывает, чему
учит, будем:
Выделять главное.
Сравнивать, озаглавливать части, давать характеристику героям, учиться
1.Работа в группах: изучите биографию писательницы, расскажите, что узнали о ней.
1908-1994 г.
1гр . Вера Чаплина - известная детская писательница. В этом году 24 апреля исполняется 104 со дня её рождения. Родилась в г. Москве в 1908 г. В дворянской семье. В 10 лет, как беспризорница, оказалась в детском доме в г. Ташкенте.
2гр. Даже находясь в детском доме писательница ухитрялась держать щенят, котят и птенцов. Любовь к животным и ответственность за их жизни воспитали в ней решительность и умение преодолевать трудности.
3гр . В 1923 г. Веру разыскала мать и привезла назад в Москву. Девочка поступила в кружок юных биологов. 12 лет спустя вышла её первая книга о животных.
Почему? (чуткая, добрая, любит животных, терпеливая…)
І V . Физминутка.
V .Работа по учебнику.
1. словарная работа
дувал – глиняный забор арык-оросительный канал, канава
тюбетейка – головной убор Ташкент – столица Узбекистана
На каком языке разговаривают в Узбекистане? А в Казахстане? (на узбекском, русском, казахском, а еще каждая национальность может говорить на своем родном языке.)
Русский язык – язык межнационального общения.
2.-Чтение по учебнику, учеником. 1 часть..
Чтение по цепочке. 2 часть
Анализ рассказа (по вопросам к каждой группе).
Почему рассказ называется «Хитрые вороны» ?
В чем заключалась их хитрость?
Кто кроме детей любит лакомиться орехами?
Как вороны раскалывали орехи?
Из-за чего происходили драки?
Кто побеждал в этих драках?
К какому жанру относится это произведение? Почему?
РАССКАЗ - небольшое повествование в котором описано 1 или несколько событий с малым.
количеством героев.
Кто главные герои? (ребята, вороны)
Кому писательница посвящает свой рассказ? (друзьям из далекого детства, воронам)
2. Работа в группах
Правила работы в группе.
1. Уважай свего товарища
2. Умей каждого выслушать
3. Не согласен- предлагай
1группа Пятистишье (Ребята).
2группа Составить кластер. Дать характеристику вороне.
3группа Составьте пятистишье «Вороны»
Что сказали бы вороны детям, если бы умели говорить?
3.Напишите эссе: «Чем меня удивили вороны?».
V І. Рефлексия. « Две звезды одно пожелание»
1 звезда: что лично мне понравилось.
2 звезда: какие затруднения возникли.
Пожелание: О чём хочу знать. Какие впечатления оставил урок?
Что нового узнали? Понравилось ли работать в группах? (Если да, то по аплодируйем себе и друг другу.
V ІІ.Итоги урока
Лестница успеха.
Наклейте стикер: Всё понятно, хочу знать больше- третья ступенька
Всё понятно, работал хорошо- вторая ступенька
Трудно, непонятно- первая ступенька.
Спасибо всем за урок, все ребята молодцы, хорошо поработали. Оценки за урок.
V ІІІ. Домашнее задание. Пересказ рассказа задание., составить вопросы.
1гр . Вера Чаплина - известная детская писательница. В этом году 24 апреля исполняется 104 со дня её рождения. Родилась в г. Москве в 1908 г. В дворянской семье. В 10 лет, как беспризорница, оказалась в детском доме в г. Ташкенте.
2гр. Даже находясь в детском доме писательница ухитрялась держать щенят, котят и птенцов. Любовь к животным и ответственность за их жизни воспитали в ней решительность и умение преодолевать трудности.
3гр . В 1923 г. Веру разыскала мать и привезла назад в Москву. Девочка поступила в кружок юных биологов. 12 лет спустя вышла её первая книга о животных.
1группа Пятистишье (Ребята).
2группа Составить кластер. Дать характеристику вороне.
3группа Составьте пятистишье «Вороны»
ХИТРАЯ ВОРОНА
Тощая растрёпанная Ворона сидела на дереве, свесив лапы с ветки, и сквозь цветное стёклышко, словно в лорнет, высокомерно разглядывала двор.
Двор был большой, но совсем бестолковый. Разные пристройки, сарайчики, будки, клетушки, заборчики.
Ворона меняла стёклышки, и всё, что было во дворе, окрашивалось в разные цвеета. Вот важно прошёл, весь голубой, здоровенный бездомный Пёс с медалью на ошейнике - зубчатой крышкой от консервной банки. Вот промелькнуло зеленоватое солнце. А вот пробежали ярко-жёлтые ребятишки.
Карр-тинки, - хмыкнула Ворона.
И, не раскрывая крыльев, лихо свалилась в своё гнездо - одной веткой ниже.
Гнездо у неё было необыкновенное. Многоугольное. А на хворостинки навешены всякие цветные тряпочки и ленточки.
Снизу донёсся какой-то скрежет. Ворона выглянула. Это Пёс-медалист, удобно устроившись под деревом, с наслаждением грыз большую кость.
Порра и мне под-карр-миться, - пробормотала Ворона и, пошарив под куском поролона на днище гнезда, выудила оттуда селёдочную голову.
Поглядела на неё, поглядела и пинком послала прочь.
Её тут же заглотил на лету толстый рыжий Кот, который скучал на подоконнике у приоткрытого окна возле большой тарелки с жареными рыбками.
Капрриза, - усмехнулась Ворона.
Подслеповатая пожилая Хозяйка в круглых очках возникла в окне и ласково взяла Кота на руки.
Давно уже вырос, а всё притворяюсь котёнком, - тяжело вздохнул Кот.
Ворона с интересом косилась на то, как угрюмый Кот лениво играет в комнате с большим клубком вязанья, как неохотно гоняется за игрушечными заводными мышками, как, отчаянно зевая, раскачивается на шторах.
Игррунчик, - процедила Ворона.
Кот, ласкаясь, вспрыгнул на колени Хозяйки, задремавшей в кресле, и потёрся бочком о её руку.
Прритворра, - пробурчала Ворона.
Худенький какой, - растроганно проговорила Хозяйка, выливая из пакета сливки в миску на детском столике. И повязала своему любимцу салфетку вокруг шеи, чтоб не запачкался.
Кот, недовольно морщась, стал хлебать сливки.
Ворона облизнулась и, спланировав на землю, напилась из лужи.
Тяжело переваливаясь, Кот отошел от миски и с трудом вскочил на подоконник. Но Хозяйка всплеснула руками:
Упадёшь! - И поспешно закрыла окно.
Кот уныло развёл лапами за стеклом: разве, мол, это жизнь?!
Ворона, снова взлетевшая в гнездо, только привычно хмыкнула:
Живут же… коты!
Задумчиво посмотрел Кот на Ворону. Размечтался Кот: эх, если б он был Вороной!.. Летал бы он, Кот, над двором, растопырив лапы и подруливая хвостом. Дразнил бы огромного Пса с его сосисочной медалью. Спал бы в гнезде, а над ним на веревочке висели бы сушёные рыбьи головы. Живи - не хочу!
А Ворона завистливо глядела на Кота. Ей бы кошачью жизнь!.. Гонялась бы за клубком вязанья, качалась бы себе на шторах. Сидела бы гордо вон за тем столиком в чёрном фраке своего оперения с белой салфеткой на шее - жареную рыбку бы кушала. Сливками бы запивала. И никаких вороньих забот!
На другое утро, когда хмурый Кот опять появился на подоконнике, Ворона раздражённо сказала:
Всё стррадаешь? Взял и удррал бы!
Жалко её, - оглянулся Кот на дремлющую в кресле Хозяйку. - Пропадёт. Она одинокая.
И Ворона вдруг, затаив дыхание, предложила:
Ну, хочешь, я… Котом буду?
Виляя телом, она прошлась кошачьей походкой по толстой ветке и игриво взмахнула хвостом.
Карряу! - взвыла она, прокричав что-то среднее между «карр» и «мяу». - Я тобой стану, а?
А я - тобой, - быстро согласился Кот.
И спикировал с подоконника прямо на дерево. С ветки на ветку переползал, а считал, что перелетает. «Мяурр!» - вопил, подражая вороньему крику. Раскинув передние лапы, словно крылья, по толстой ветке перед Вороной ходил, шеей и носом на ходу дёргал. Ну словно птица!
Норрмально, - похвалила его Ворона. - Кррасиво!
А он настолько в раж вошёл, что у неё даже перо большое из хвоста выдернул.
Карраул, больно! - вскричала Ворона.
Кот вставил себе перо за ухо.
А-а, - понимающе протянула она. - Теперь ты совсем как я!
А она скучать не будет? - внезапно засомневался Кот, вновь оглянувшись на дремлющую за окном Хозяйку.
Со мной - не соскучится, - пообещала Ворона.
Так они и обменялись судьбой: Кот в гнездо забрался, а Ворона в квартиру влетела.
Перво-наперво Ворона мгновенно заглотила всех жареных рыбок и вылакала все сливки.
Затем запустила по паркету двух заводных мышек и игриво погналась за ними. Она закогтила обеих мышек лапами и с весёлым треском понеслась вокруг стола, как на роликовых коньках.
Хозяйка в кресле приоткрыла глаза.
Карряу! - прыгнула ей на колени Ворона.
У Хозяйки очки с носа упали от удивления.
Цепляясь когтями за рукав, Ворона взобралась к ней на плечо и нежно потёрлась клювом о её нос.
Хозяйка, оробев, уронила клубок вязанья.
Карряу! - жизнерадостно погналась за ним Ворона.
Запутавшись в пряже, носилась она по квартире. Нитки, словно дремучая паутина, перекрестили всю комнату, от люстры до ручек дверей.
А в довершение всего Ворона принялась грациозно на шторах качаться. Туда-сюда, туда-сюда!
Кис-кис-кис… - очнувшись, слабо сказала Хозяйка.
Карряу! - ещё веселее возопила Ворона. А ниток-то, ниток на ней!
Кокетливо улыбнулась Ворона Хозяйке и хвостом по полу заюлила, ласково так. И ещё больше в пряже запуталась. Только несвязанные крылья торчат.
Схватила Хозяйка очки, надела их. И сразу увидала: это не Кот. А что-то такое - непонятное!
Словно подменили, - ахнула она. И начала поспешно подматывать нить, чтобы подтянуть странное существо поближе.
Ещё ближе… Ближе!
Быстро перекусила Ворона клювом нитку. Ринулась испуганно прочь в открытое окно.
Вся в длинных нитках, ухнула она в своё гнездо, прямо на спящего Кота! Он взвыл спросонок. Гнездо рассыпалось! Уцепился Кот за нитки!..
Летит над двором, тяжело хлопая крыльями, Ворона. Кот за пряжу держится - под нею висит.
А внизу Пёс громадный гонится за Котом, которого Ворона низко над землёй несёт. Кот уже асфальт метёт хвостом перед носом Пса. Спасаясь от него, Кот по ниткам вверх карабкается, к Вороне.
Изо всех сил поднажала Ворона, и… Кот вдруг оказался на спине Пса.
Взревел Пёс!
Так и помчались они втроём: внизу очумелый Пёс, а Кот верхом на нём, подвешенный к летящей Вороне.
1 сообщить о неприемлемом содержимомТекущая страница: 1 (всего у книги 1 страниц)
Вера Чаплина
Рассказы про птиц и зверей
© Чаплина В. В., насл., 2018
© Ситникова Е. А., ил., 2018
© ООО «Издательство АСТ», 2018
* * *
Кто как живёт
Птицы под нашим окном
Птиц в природе много. В лесу, в поле, на реке – везде живут птицы. Но одних птиц увидеть непросто – они обитают в глухих лесах, в непроходимых болотах, в безлюдных горах. А есть птицы, которых мы видим каждый день. У домов видим, в саду видим, в парках встречаем. Вот про этих птиц и рассказано в этой книге.
Воробей
– Чик-чирик, чик-чирик, – это воробей за окном чирикает.
Воробьи чаще всего около человека живут. Зимой, где крошки подберут, где зёрнышками полакомятся. А как наступит весна, тут воробьи начнут с деревьев да с кустов разных вредных гусениц собирать, ими птенцов своих кормить.
Вырастут воробьята, уже большие, уже летают хорошо, а всё за родителями гоняются. Догонят, крылышками трепещут, рты раскрывают – это они еду так просят.
Ворона
– Карр! Карр! – кричит ворона.
Ворону все знают. Она и в городе живёт, и в деревне. Ворона всё ест. И разные кусочки во дворе соберёт, и на поле слетает. Там она за мышами и за другими мелкими зверьками охотится.
Ранней весной вороны начинают гнездо строить. Строят на дереве. Построят гнездо, потом птенцов выведут. Вот тут-то и начнутся главные заботы. Принесут вороны добычу, одному птенцу дадут, другому… никого не забудут, всех накормят и опять за кормом полетят.
А когда птенцы из гнезда вылетят, здесь родители будут зорко за ними следить. Увидят, к ним кошка крадётся, мигом на помощь спешат. Шум, крик поднимут, так и налетают на кошку, так и налетают, клюнуть её стараются. Испугается кошка, убежит, а вороны покружатся около птенца и уведут его подальше от опасности.
Скворец
Весной, из далёких жарких стран, прилетают скворцы. А здесь для них уже домики-скворечни приготовлены. Выберет скворец домик. Сядет около него и начнёт свои весёлые песни распевать.
Песня у скворца особенная – то запоёт так красиво, что заслушаешься, а то вдруг лягушкой заквакает или кошкой замяукает. Зато как выведутся птенцы, тут уж скворцам не до песен. Целый день собирают они разных насекомых, слизней, гусениц… своим птенцам носят.
А осенью соберутся скворцы в большие стаи и опять улетят от нас в далёкие жаркие страны.
Ласточка-касатка
Высоко в небе летают ласточки. Они за мошками там охотятся. В хорошую погоду мошки высоко держатся и ласточки высоко, а к непогоде мошки низко, к самой земле, спускаются и ласточки низко летают. По ласточкам можно и погоду узнать. Высоко летают – хорошей погоде быть. Низко летают – дождь будет.
На лету ласточки мошек ловят, на лету воду пьют и даже купаются на лету. Промелькнёт ласточка над самой водой, чуть окунётся – и опять в воздухе. Ещё раз окунётся. Ещё раз. Вот и искупалась.
Своё гнездо ласточки-касатки под крышей сарая или под крышей дома строят. Из илистой земли его лепят. А чтобы гнездо держалось крепче, в комочек земли длинные травинки примешивают, слюной смачивают.
Синица
Весь день синицы с дерева на дерево, с сучка на сучок перепархивают. Каждый листик, каждую веточку осмотрят – насекомых да личинки ищут. Ведь надо и самим поесть, и птенцов накормить.
Птенцов в каждой синичьей семье много. Бывает, даже двенадцать выведется. Еле в гнезде умещаются.
Зимой синицы в тёплые страны не улетают. Трудно им зимой – холодно, голодно. Зимой им помочь надо. Кормушки сделать. В кормушки семечки насыпать. Кусочек несолёного сала на верёвочке повесить. Синички сразу поймут, где их кормят, где не обижают, и будут каждый день к кормушке прилетать.
Сорока
У сороки хвост длинный, чёрный. Голова и крылья тоже чёрные, а бока и живот белые-белые, потому и зовут её сорока-белобока. А ещё её зовут сорока-воровка. Как увидит она что-нибудь маленькое, блестящее, сразу старается утащить да спрятать.
Обитает сорока почти всегда в лесу, но иногда селится и возле дома, где люди живут. Здесь она старательно облетает свой участок и ищет, чем бы ей поживиться. Кормится сорока слизнями, червяками, разные зёрна клюёт. Попадётся мышонок – и его словит.
Сорока – птица пугливая и осторожная. Своё гнездо строит на дереве, среди густых сучьев. Гнездо – с крышей из веток. Крыша хоть и не плотная, но птицу охраняет. Сквозь неё не скоро сороку разглядишь, когда она птенцов высиживает.
Как заяц живёт в лесу
Это заяц-беляк. Он в лесу живёт. Днём заяц спит, а как начнёт смеркаться, тут он бежит кормиться: где травку съест, где с молодой осинки кору погрызёт. Ест, а сам прислушивается…
Много врагов у зайца, от всех надо уметь спрятаться, от всех уметь убежать.
РЫСЬ
РОСОМАХА
ЛИСА
ВОЛК
Филин тоже в лесу живёт. Днём филин отдыхает, а как наступит вечер, как потемнеет, тут он на охоту вылетает. Летит филин между деревьями, а сам добычу высматривает: разных птиц, зверьков ловит и на зайцев тоже охотится.
Уши у зайца длинные, чуткие, лапы сильные, быстрые. Как услышит опасность, так бежать припустится, что его и волку, и лисе не всегда догнать удаётся.
Здесь маленькие зайчата спрятались. Они только сегодня родились, а уже и видят, и слышат хорошо. Накормила зайчиха малышей и ушла сразу. А зайчата посидели немного рядышком и разошлись в разные стороны. Нашёл каждый себе укромное местечко, лежат – не шелохнутся. Попробуй найди их!
Бегает зайчиха по лесу, своих малышей ищет. А если встретит чужого зайчонка, то и его накормит. Молоко у зайчихи жирное, сытное, потому и кормит она детёнышей редко: когда через два дня, когда через четыре. Так она детёнышей от врагов оберегает, чтобы следов к ним не оставить. Ведь по следу их каждый найдёт.
Идёт лиса. Ищет, чем бы ей поживиться. Совсем рядом пройдёт, а зайчонка не учует. Прижался малыш к земле, его и не видно, и следов зайчихи к нему нет. Вот и пройдёт лиса мимо.
Быстро растёт зайчонок. Только восемь дней исполнилось, а у него уже зубки выросли, уже травку жуёт. А как исполнится ему две недели, здесь зайчонка и поймать трудно. Ишь как прыгает, маленький, да удаленький.
Вот и осень наступила. На деревьях листья пожелтели, в лесу брусника, клюква поспела, грибы ещё есть. Хорошо осенью в лесу: и зверькам и птицам – всем сытно.
За лето да за осень вон как зайчонок вырос, совсем большой стал, а к зиме он серую летнюю шёрстку на тёплую шубу сменил. Теперь он весь белый, белый как снег, только самые кончики ушей чёрные. Притаился заяц в снегу, его и не заметишь.
Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.
Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".
Тема: В. Чаплина «Хитрые вороны»
Цели:
продолжить формирование умений работать с текстом, анализировать и выражать собственную оценку прочитанного произведения, закрепить знание литературоведческих понятий;
развивать связную речь, устойчивое внимание, логическое мышление, память;
воспитывать интерес к чтению произведений о природе, бережное и чуткое отношение к живому миру.
Ход урока:
1. Психологический настрой.
Урок литературного чтения. Желаю вам плодотворной работы и успехов!
2. «Всегда помни!»
Начнём мы наш урок с повторения литературоведческих понятий:
Устный занимательный рассказ с наличием волшебных персонажей и предметов.
Такое изображение, когда предметы, явления природы, растения и животные наделяются человеческими качествами.
Небольшое повествование, в котором описано одно или несколько событий с малым количеством героев.
Словесное обозначение книги или текста.
Описание своей жизни.
Ответы:
ВОШЕБНАЯ СКАЗКА
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ
НАЗВАНИЕ
АВТОБИОГРАФИЯ
Прочитайте слово, которое получилось из первых букв слов по вертикали.
3. Тема и цели урока.
Сегодня на уроке мы продолжим чтение и работу по рассказу В. Чаплиной «Хитрые вороны». Выполняя работу поэтапно, мы получим изображение одной из главных героинь рассказа
В. Чаплиной.
4. Получение изображения.
А) Выборочное чтение описаний из 1 главы рассказа, найдите и прочитайте:
Описание города, где жили дети;
В какой город переехала семья?
Почему ребятам негде было играть?
Описание пустыря, где дети играли;
Что находилось рядом с домом?
Что росло по краям пустыря?
Описание ореховых деревьев;
Какими были деревья грецкого ореха?
Что нужно было иметь, чтобы получить орех?
Описание ворон;
Кто ещё любил лакомиться грецкими орехами?
Как прилетали вороны?
Описание «кузниц»;
Как вороны добывали себе вкусную мякоть?
Где были устроены «кузницы» ворон?
Описание запасов ворон.
Как вороны делали свои запасы?(появление первой части изображения на доске)
Б) Деление 2 главы рассказа на логически законченные части, составление плана:
Чтение частей вслух из 2 главы рассказа.
План:
Принятое решение.
Наша хитрость.
Большая добыча.
Догадка ворон.
Хитрость ворон.
(появление второй части изображения на доске)
В) Работа в группах:
Каждой группе будет дан отрывок из рассказа В. Чаплиной «Хитрые вороны». Прочитав внимательно отрывок, вы составите словосочетания, которые служат для описания.
Деревья__________________ Сучья____________________ Зрение___________________ | Пустырь__________________ Арык_____________________ Деревья___________________ | Домики ___________________ Улицы____________________ Заборы______ |
(появление третьей части изображения)
5. Чтение сообщений о воронах.
Мы увидели главную героиню, давайте послушаем сообщения об этих птицах.
Внешний вид.
Ворона – большая птица. Голова, крылья и хвост чёрные, а всё тело серое. Но встречаются вороны с блестящим чёрным оперением. Устраиваются эти птицы в центре города. Ночью спят на крышах домов, на деревьях в скверах. Утром они разлетаются небольшими группами по городу в поисках корма. Учёные установили, что существуют вороны перелётные, кочующие и оседлые, то есть живущие на одном месте
Ворона - всеядная птица. Главное место в питании занимают пищевые отходы и падаль, которой ворона кормится на свалках. В этом отношении ворона выступает как санитарная птица. Ворона питается насекомыми и грызунами, яйцами птиц, птенцами и взрослыми птицами, рыбой.
Гнездование.
Гнездятся вороны на разнообразных деревьях в лесу, а также парках и скверах. Число яиц в кладке 3- 7. Птенцов кормят оба родителя той же пищей, что едят сами.
6. Беседа о природе.
Как вы думаете, умеют ли животные между собой разговаривать, общаться?
Как нужно относиться к природе, чтобы познать её?
Нужно уметь внимательно и бережно относиться к окружающему миру, чтобы увидеть и разгадать тайны природы! И как итог урока послушайте отрывок из статьи, которая призывает людей относиться к природе бережно и чутко!
7. Чтение отрывка из статьи по теме «Чистая природа – здоровая нация» как подведение итога.
Природа беззащитна, она нуждается в нашей помощи. Но как порой обидно за человека, который отворачивается, забывает о ней, обо всём добром и светлом, что только есть в её недрах. Как часто мы не прислушиваемся, не хотим слышать сигналы, которые она без устали посылает нам. А ведь она и есть наша Родина, без которой нам сложно жить, которая дарит нам красоту и любовь. Любовь, которая делает человека счастливым. А отрывок из стихотворения Тютчева это подтвердит:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Только поняв язык природы, прислушавшись к ней, мы станем добрее и ответственнее.
8. Оценки за урок.
9. Домашнее задание.
Стр. 222 вопрос 3.Ф
Деревья большие, раскидистые, высокие, а вот сучья такие хрупкие, что, если нажмёшь сильней, сразу обломятся. Только и смотри, как бы не сорваться. Да и сбить орехи – дело не простое. Нужно иметь очень хорошее зрение.
Деревья__________________
Сучья____________________
Зрение___________________
Рядом с домом находился большой заброшенный пустырь. Наверное, когда-то здесь был огород, кое-где ещё сохранились гряды, которые пересекал высохший и местами обвалившийся арык, а по краям пустыря, там, где когда-то находился дувал, росли огромные, раскидистые деревья грецкого ореха.
Пустырь__________________
Арык_____________________
Деревья___________________
В то время город Ташкент был совсем не таким, как сейчас – домики маленькие, улицы узкие, а глиняные заборы, или, как их там называли, дувалы, выше человеческого роста.
Домики ___________________
Улицы____________________