Рассказ хитрые вороны чаплина читать. В. Чаплина. « Хитрые вороны. ІІ. Проверка домашнего задания

Рассказ хитрые вороны чаплина читать. В. Чаплина. « Хитрые вороны. ІІ. Проверка домашнего задания

Однажды у нас на даче, под карнизом террасы, поселились два воробья. В большую щель, которая образовалась в доске, они старательно таскали пёрышки, подобранные где-то кусочки ваты, пух, соломинки и вообще всё, что годилось для постройки гнезда. Вскоре из воробьиного жилья послышался громкий писк птенцов. Они начинали пищать каждый раз, когда прилетали с кормом родители, а так как те кормили своё прожорливое потомство беспрерывно в течение всего дня, то до самого вечера и слышался писк из гнезда.

В этот год я жила на даче одна, и с шумливыми птенцами было как-то веселее. Сколько было за карнизом воробьят, я не знала, но шумели они основательно. Судя по писку, гнездо находилось в стороне от лаза, и, несмотря на все мои старания, увидеть птенцов я никак не могла.

Увидела я своих пернатых соседей лишь после того, как они достаточно подросли, полностью оперились и начали сами выглядывать из гнезда. Скандаля и отталкивая друг друга, тянулись они навстречу родителям, жадно открывая свои клювы. И забавно было смотреть, как подлетевший воробей, кое-как уцепившись за краешек доски, сразу не мог решить, в какой из широко открытых клювиков надо сунуть мошку или гусеницу. Да, нелегко в это время приходилось воробьям!

Но вот настала пора вылетать птенцам из гнезда. Меня очень интересовало, как же это они проделают в первый раз? Как будут эти несмышлёныши овладевать воробьиной наукой и как будут их учить уму-разуму родители? Поэтому целые дни я буквально не спускала глаз с воробьиного семейства. И всё-таки за вылетом первых птенцов из гнезда я не уследила. Лишь последний, очевидно самый ленивый или трусишка, ещё продолжал сидеть на самом краю карниза, готовый вот-вот слететь, и никак не мог на это решиться. Громким криком он призывал родителей, прося у них еду, а они, занятые уже вылетевшими птенцами, не обращали на него внимания. Впрочем, нет, время от времени они к нему подлетали с полным клювом лакомых гусениц, но корм не давали, а старательно пытались выманить трусишку за собой. Они то подлетали к птенцу, то садились на ближнюю ветку и всем своим видом показывали, что кормить лентяя в гнезде не намерены.

Наконец голодный воробьишка не выдержал. Взобрался на самый-самый край карниза, неловко взмахнул крылышками и… камушком упал вниз. Он сидел на земле испуганный и растерянный своим неожиданным полётом, похожим скорее на падение. Но к птенцу тут же подлетела воробьиха, села рядом с ним, и птенец сразу успокоился. Потом, очевидно вспомнив, что голоден, он вдруг затрепыхал крыльями, широко раскрыл клюв и потянулся к воробьихе. Сунув в раскрытый клюв птенца еду, та взлетела на дерево, а воробьишка остался на земле. Он сидел в траве и старательно перекликался с матерью. Она ему с дерева чирикнет, он с земли ответит.

«Что они говорят?» - подумала я и, дождавшись, когда воробьиха улетела за едой, стала осторожно подходить к птенцу. А он, глупый, сидел, чирикал и совсем не обращал на меня внимания, - видно, родители ещё не успели его научить опасаться людей. Я подошла к нему совсем близко, встала рядом, протянула руку, а птенец всё сидел и чирикал. Тут вдруг подлетела мать. Увидев около птенца человека, она всполошилась, заметалась, затрещала, да так тревожно! Нетрудно было догадаться, что это она меня старается от птенца отвести, а его об опасности предупреждает.

Смотрю, и птенец сразу чирикать перестал. Затаился в траве, не шелохнётся, только глаза-бусинки поблёскивают. Хотела я его взять, нагнулась, да раздумала - зачем пугать малыша! Отошла я в сторону, села на скамейку и гляжу, что же он дальше делать будет. А малыш по-прежнему затаился и голоса не подаёт - наверное, ждёт, когда ему мать разрешит.

Долго он так сидел, а я делала вид, будто в другую сторону гляжу, а сама незаметно за воробьями наблюдала. Воробьиха сначала волновалась, кричала, а потом, увидев, что опасность её птенцу не грозит, сразу поведение изменила. Сперва замолчала, потом немного по веткам попрыгала, потом чуть ниже спустилась и совсем другим голосом что-то чирикнула. Птенец встрепенулся. Тут же ей ответил, а мать уже на самую нижнюю ветку слетела, чирикает, за собой несмышлёныша птенца манит. Только он к ней, она на другую ветку, что повыше, перелетит… ещё повыше… ещё на другую… Так и увела за собой птенца.

Интересно мне стало, как теперь, после полученного урока, поведёт себя птенец, если я к нему подойду. Дождалась, когда воробьиха улетела, и снова пошла к птенцу. Так же осторожно, так же тихо ступала, только на этот раз он уже меня к себе не подпустил, сразу замолчал и повыше перепорхнул, да так затаился среди густой листвы дерева, что не скоро и разглядишь. Хоть и мал птенец, а, видно, пошла ему впрок воробьиная наука.

Ход урока.

І.Организационный момент

1.Психологический настрой

Вопросы каждой группе.

ІІІ. Актуализация знаний.

учит, будем:

Выделять главное.

1.Работа в группах: изучите биографию писательницы, расскажите, что узнали о ней.

1908-1994 г.

1гр

2гр.

3гр

І V . Физминутка.

V .Работа по учебнику.

1. словарная работа

дувал - глиняный забор арык-оросительный канал, канава

тюбетейка - головной убор Ташкент - столица Узбекистана

Русский язык - язык межнационального общения.

2.-Чтение по учебнику, учеником. 1 часть.

Чтение по цепочке. 2 часть

Кто побеждал в этих драках?

РАССКАЗ -

количеством героев.

2. Работа в группах

Правила работы в группе.

1. Уважай свего товарища

2. Умей каждого выслушать

3. Не согласен- предлагай

1группа Пятистишье (Ребята).

V І. Рефлексия. « Две звезды одно пожелание»

Что нового узнали? Понравилось ли работать в группах? (Если да, то по аплодируйем себе и друг другу.

V ІІ.Итоги урока

Лестница успеха.

V ІІІ. Домашнее задание. Пересказ рассказа задание., составить вопросы.

1группа Пятистишье (Ребята).

2группа Составить кластер. Дать характеристику вороне.

3группа Составьте пятистишье «Вороны»

Кисабаев Тлеген Жумабаевич, 21.05.2018

386 2

Содержимое разработки

Тема: Вера Чаплина «Хитрые вороны»

2. развивать познавательные способности детей: речь, память, критическое мышление.

3. закреплять умение составлять портретную характеристику героя.

Ход урока.

І.Организационный момент

1.Психологический настрой

Пусть книги друзьями заходят в дома

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

Улыбнитесь друг другу и пожелайте успехов!

Желаю вам плодотворной работы и успехов!

2.Деление на 3 группы по цвету стикеров.

3. Проверка готовности класса к уроку

ІІ. Проверка домашнего задания.

Вопросы каждой группе.

ІІІ. Актуализация знаний.

1.Сообщение темы и цели урока.

Познакомимся с новым произведением, узнаем о чём оно нам рассказывает, чему

учит, будем:

Выделять главное.

Сравнивать, озаглавливать части, давать характеристику героям, учиться

1.Работа в группах: изучите биографию писательницы, расскажите, что узнали о ней.

1908-1994 г.

1гр . Вера Чаплина - известная детская писательница. В этом году 24 апреля исполняется 104 со дня её рождения. Родилась в г. Москве в 1908 г. В дворянской семье. В 10 лет, как беспризорница, оказалась в детском доме в г. Ташкенте.

2гр. Даже находясь в детском доме писательница ухитрялась держать щенят, котят и птенцов. Любовь к животным и ответственность за их жизни воспитали в ней решительность и умение преодолевать трудности.

3гр . В 1923 г. Веру разыскала мать и привезла назад в Москву. Девочка поступила в кружок юных биологов. 12 лет спустя вышла её первая книга о животных.

Почему? (чуткая, добрая, любит животных, терпеливая…)

І V . Физминутка.

V .Работа по учебнику.

1. словарная работа

дувал – глиняный забор арык-оросительный канал, канава

тюбетейка – головной убор Ташкент – столица Узбекистана

На каком языке разговаривают в Узбекистане? А в Казахстане? (на узбекском, русском, казахском, а еще каждая национальность может говорить на своем родном языке.)

Русский язык – язык межнационального общения.

2.-Чтение по учебнику, учеником. 1 часть..

Чтение по цепочке. 2 часть

Анализ рассказа (по вопросам к каждой группе).

Почему рассказ называется «Хитрые вороны» ?

В чем заключалась их хитрость?

Кто кроме детей любит лакомиться орехами?

Как вороны раскалывали орехи?

Из-за чего происходили драки?

Кто побеждал в этих драках?

К какому жанру относится это произведение? Почему?

РАССКАЗ - небольшое повествование в котором описано 1 или несколько событий с малым.

количеством героев.

Кто главные герои? (ребята, вороны)

Кому писательница посвящает свой рассказ? (друзьям из далекого детства, воронам)

2. Работа в группах

Правила работы в группе.

1. Уважай свего товарища

2. Умей каждого выслушать

3. Не согласен- предлагай

1группа Пятистишье (Ребята).

2группа Составить кластер. Дать характеристику вороне.

3группа Составьте пятистишье «Вороны»

Что сказали бы вороны детям, если бы умели говорить?

3.Напишите эссе: «Чем меня удивили вороны?».

V І. Рефлексия. « Две звезды одно пожелание»

1 звезда: что лично мне понравилось.

2 звезда: какие затруднения возникли.

Пожелание: О чём хочу знать. Какие впечатления оставил урок?

Что нового узнали? Понравилось ли работать в группах? (Если да, то по аплодируйем себе и друг другу.

V ІІ.Итоги урока

Лестница успеха.

Наклейте стикер: Всё понятно, хочу знать больше- третья ступенька

Всё понятно, работал хорошо- вторая ступенька

Трудно, непонятно- первая ступенька.

Спасибо всем за урок, все ребята молодцы, хорошо поработали. Оценки за урок.

V ІІІ. Домашнее задание. Пересказ рассказа задание., составить вопросы.

1гр . Вера Чаплина - известная детская писательница. В этом году 24 апреля исполняется 104 со дня её рождения. Родилась в г. Москве в 1908 г. В дворянской семье. В 10 лет, как беспризорница, оказалась в детском доме в г. Ташкенте.

2гр. Даже находясь в детском доме писательница ухитрялась держать щенят, котят и птенцов. Любовь к животным и ответственность за их жизни воспитали в ней решительность и умение преодолевать трудности.

3гр . В 1923 г. Веру разыскала мать и привезла назад в Москву. Девочка поступила в кружок юных биологов. 12 лет спустя вышла её первая книга о животных.

1группа Пятистишье (Ребята).

2группа Составить кластер. Дать характеристику вороне.

3группа Составьте пятистишье «Вороны»

ХИТРАЯ ВОРОНА

Тощая растрёпанная Ворона сидела на дереве, свесив лапы с ветки, и сквозь цветное стёклышко, словно в лорнет, высокомерно разглядывала двор.

Двор был большой, но совсем бестолковый. Разные пристройки, сарайчики, будки, клетушки, заборчики.

Ворона меняла стёклышки, и всё, что было во дворе, окрашивалось в разные цвеета. Вот важно прошёл, весь голубой, здоровенный бездомный Пёс с медалью на ошейнике - зубчатой крышкой от консервной банки. Вот промелькнуло зеленоватое солнце. А вот пробежали ярко-жёлтые ребятишки.

Карр-тинки, - хмыкнула Ворона.

И, не раскрывая крыльев, лихо свалилась в своё гнездо - одной веткой ниже.

Гнездо у неё было необыкновенное. Многоугольное. А на хворостинки навешены всякие цветные тряпочки и ленточки.

Снизу донёсся какой-то скрежет. Ворона выглянула. Это Пёс-медалист, удобно устроившись под деревом, с наслаждением грыз большую кость.

Порра и мне под-карр-миться, - пробормотала Ворона и, пошарив под куском поролона на днище гнезда, выудила оттуда селёдочную голову.

Поглядела на неё, поглядела и пинком послала прочь.

Её тут же заглотил на лету толстый рыжий Кот, который скучал на подоконнике у приоткрытого окна возле большой тарелки с жареными рыбками.

Капрриза, - усмехнулась Ворона.

Подслеповатая пожилая Хозяйка в круглых очках возникла в окне и ласково взяла Кота на руки.

Давно уже вырос, а всё притворяюсь котёнком, - тяжело вздохнул Кот.

Ворона с интересом косилась на то, как угрюмый Кот лениво играет в комнате с большим клубком вязанья, как неохотно гоняется за игрушечными заводными мышками, как, отчаянно зевая, раскачивается на шторах.

Игррунчик, - процедила Ворона.

Кот, ласкаясь, вспрыгнул на колени Хозяйки, задремавшей в кресле, и потёрся бочком о её руку.

Прритворра, - пробурчала Ворона.

Худенький какой, - растроганно проговорила Хозяйка, выливая из пакета сливки в миску на детском столике. И повязала своему любимцу салфетку вокруг шеи, чтоб не запачкался.

Кот, недовольно морщась, стал хлебать сливки.

Ворона облизнулась и, спланировав на землю, напилась из лужи.

Тяжело переваливаясь, Кот отошел от миски и с трудом вскочил на подоконник. Но Хозяйка всплеснула руками:

Упадёшь! - И поспешно закрыла окно.

Кот уныло развёл лапами за стеклом: разве, мол, это жизнь?!

Ворона, снова взлетевшая в гнездо, только привычно хмыкнула:

Живут же… коты!

Задумчиво посмотрел Кот на Ворону. Размечтался Кот: эх, если б он был Вороной!.. Летал бы он, Кот, над двором, растопырив лапы и подруливая хвостом. Дразнил бы огромного Пса с его сосисочной медалью. Спал бы в гнезде, а над ним на веревочке висели бы сушёные рыбьи головы. Живи - не хочу!

А Ворона завистливо глядела на Кота. Ей бы кошачью жизнь!.. Гонялась бы за клубком вязанья, качалась бы себе на шторах. Сидела бы гордо вон за тем столиком в чёрном фраке своего оперения с белой салфеткой на шее - жареную рыбку бы кушала. Сливками бы запивала. И никаких вороньих забот!

На другое утро, когда хмурый Кот опять появился на подоконнике, Ворона раздражённо сказала:

Всё стррадаешь? Взял и удррал бы!

Жалко её, - оглянулся Кот на дремлющую в кресле Хозяйку. - Пропадёт. Она одинокая.

И Ворона вдруг, затаив дыхание, предложила:

Ну, хочешь, я… Котом буду?

Виляя телом, она прошлась кошачьей походкой по толстой ветке и игриво взмахнула хвостом.

Карряу! - взвыла она, прокричав что-то среднее между «карр» и «мяу». - Я тобой стану, а?

А я - тобой, - быстро согласился Кот.

И спикировал с подоконника прямо на дерево. С ветки на ветку переползал, а считал, что перелетает. «Мяурр!» - вопил, подражая вороньему крику. Раскинув передние лапы, словно крылья, по толстой ветке перед Вороной ходил, шеей и носом на ходу дёргал. Ну словно птица!

Норрмально, - похвалила его Ворона. - Кррасиво!

А он настолько в раж вошёл, что у неё даже перо большое из хвоста выдернул.

Карраул, больно! - вскричала Ворона.

Кот вставил себе перо за ухо.

А-а, - понимающе протянула она. - Теперь ты совсем как я!

А она скучать не будет? - внезапно засомневался Кот, вновь оглянувшись на дремлющую за окном Хозяйку.

Со мной - не соскучится, - пообещала Ворона.

Так они и обменялись судьбой: Кот в гнездо забрался, а Ворона в квартиру влетела.

Перво-наперво Ворона мгновенно заглотила всех жареных рыбок и вылакала все сливки.

Затем запустила по паркету двух заводных мышек и игриво погналась за ними. Она закогтила обеих мышек лапами и с весёлым треском понеслась вокруг стола, как на роликовых коньках.

Хозяйка в кресле приоткрыла глаза.

Карряу! - прыгнула ей на колени Ворона.

У Хозяйки очки с носа упали от удивления.

Цепляясь когтями за рукав, Ворона взобралась к ней на плечо и нежно потёрлась клювом о её нос.

Хозяйка, оробев, уронила клубок вязанья.

Карряу! - жизнерадостно погналась за ним Ворона.

Запутавшись в пряже, носилась она по квартире. Нитки, словно дремучая паутина, перекрестили всю комнату, от люстры до ручек дверей.

А в довершение всего Ворона принялась грациозно на шторах качаться. Туда-сюда, туда-сюда!

Кис-кис-кис… - очнувшись, слабо сказала Хозяйка.

Карряу! - ещё веселее возопила Ворона. А ниток-то, ниток на ней!

Кокетливо улыбнулась Ворона Хозяйке и хвостом по полу заюлила, ласково так. И ещё больше в пряже запуталась. Только несвязанные крылья торчат.

Схватила Хозяйка очки, надела их. И сразу увидала: это не Кот. А что-то такое - непонятное!

Словно подменили, - ахнула она. И начала поспешно подматывать нить, чтобы подтянуть странное существо поближе.

Ещё ближе… Ближе!

Быстро перекусила Ворона клювом нитку. Ринулась испуганно прочь в открытое окно.

Вся в длинных нитках, ухнула она в своё гнездо, прямо на спящего Кота! Он взвыл спросонок. Гнездо рассыпалось! Уцепился Кот за нитки!..

Летит над двором, тяжело хлопая крыльями, Ворона. Кот за пряжу держится - под нею висит.

А внизу Пёс громадный гонится за Котом, которого Ворона низко над землёй несёт. Кот уже асфальт метёт хвостом перед носом Пса. Спасаясь от него, Кот по ниткам вверх карабкается, к Вороне.

Изо всех сил поднажала Ворона, и… Кот вдруг оказался на спине Пса.

Взревел Пёс!

Так и помчались они втроём: внизу очумелый Пёс, а Кот верхом на нём, подвешенный к летящей Вороне.

1 сообщить о неприемлемом содержимом

Текущая страница: 1 (всего у книги 1 страниц)

Вера Чаплина
Рассказы про птиц и зверей

© Чаплина В. В., насл., 2018

© Ситникова Е. А., ил., 2018

© ООО «Издательство АСТ», 2018

* * *




Кто как живёт

Птицы под нашим окном


Птиц в природе много. В лесу, в поле, на реке – везде живут птицы. Но одних птиц увидеть непросто – они обитают в глухих лесах, в непроходимых болотах, в безлюдных горах. А есть птицы, которых мы видим каждый день. У домов видим, в саду видим, в парках встречаем. Вот про этих птиц и рассказано в этой книге.


Воробей


– Чик-чирик, чик-чирик, – это воробей за окном чирикает.

Воробьи чаще всего около человека живут. Зимой, где крошки подберут, где зёрнышками полакомятся. А как наступит весна, тут воробьи начнут с деревьев да с кустов разных вредных гусениц собирать, ими птенцов своих кормить.



Вырастут воробьята, уже большие, уже летают хорошо, а всё за родителями гоняются. Догонят, крылышками трепещут, рты раскрывают – это они еду так просят.


Ворона


– Карр! Карр! – кричит ворона.

Ворону все знают. Она и в городе живёт, и в деревне. Ворона всё ест. И разные кусочки во дворе соберёт, и на поле слетает. Там она за мышами и за другими мелкими зверьками охотится.



Ранней весной вороны начинают гнездо строить. Строят на дереве. Построят гнездо, потом птенцов выведут. Вот тут-то и начнутся главные заботы. Принесут вороны добычу, одному птенцу дадут, другому… никого не забудут, всех накормят и опять за кормом полетят.

А когда птенцы из гнезда вылетят, здесь родители будут зорко за ними следить. Увидят, к ним кошка крадётся, мигом на помощь спешат. Шум, крик поднимут, так и налетают на кошку, так и налетают, клюнуть её стараются. Испугается кошка, убежит, а вороны покружатся около птенца и уведут его подальше от опасности.


Скворец


Весной, из далёких жарких стран, прилетают скворцы. А здесь для них уже домики-скворечни приготовлены. Выберет скворец домик. Сядет около него и начнёт свои весёлые песни распевать.

Песня у скворца особенная – то запоёт так красиво, что заслушаешься, а то вдруг лягушкой заквакает или кошкой замяукает. Зато как выведутся птенцы, тут уж скворцам не до песен. Целый день собирают они разных насекомых, слизней, гусениц… своим птенцам носят.

А осенью соберутся скворцы в большие стаи и опять улетят от нас в далёкие жаркие страны.


Ласточка-касатка


Высоко в небе летают ласточки. Они за мошками там охотятся. В хорошую погоду мошки высоко держатся и ласточки высоко, а к непогоде мошки низко, к самой земле, спускаются и ласточки низко летают. По ласточкам можно и погоду узнать. Высоко летают – хорошей погоде быть. Низко летают – дождь будет.




На лету ласточки мошек ловят, на лету воду пьют и даже купаются на лету. Промелькнёт ласточка над самой водой, чуть окунётся – и опять в воздухе. Ещё раз окунётся. Ещё раз. Вот и искупалась.

Своё гнездо ласточки-касатки под крышей сарая или под крышей дома строят. Из илистой земли его лепят. А чтобы гнездо держалось крепче, в комочек земли длинные травинки примешивают, слюной смачивают.


Синица


Весь день синицы с дерева на дерево, с сучка на сучок перепархивают. Каждый листик, каждую веточку осмотрят – насекомых да личинки ищут. Ведь надо и самим поесть, и птенцов накормить.

Птенцов в каждой синичьей семье много. Бывает, даже двенадцать выведется. Еле в гнезде умещаются.

Зимой синицы в тёплые страны не улетают. Трудно им зимой – холодно, голодно. Зимой им помочь надо. Кормушки сделать. В кормушки семечки насыпать. Кусочек несолёного сала на верёвочке повесить. Синички сразу поймут, где их кормят, где не обижают, и будут каждый день к кормушке прилетать.


Сорока


У сороки хвост длинный, чёрный. Голова и крылья тоже чёрные, а бока и живот белые-белые, потому и зовут её сорока-белобока. А ещё её зовут сорока-воровка. Как увидит она что-нибудь маленькое, блестящее, сразу старается утащить да спрятать.

Обитает сорока почти всегда в лесу, но иногда селится и возле дома, где люди живут. Здесь она старательно облетает свой участок и ищет, чем бы ей поживиться. Кормится сорока слизнями, червяками, разные зёрна клюёт. Попадётся мышонок – и его словит.

Сорока – птица пугливая и осторожная. Своё гнездо строит на дереве, среди густых сучьев. Гнездо – с крышей из веток. Крыша хоть и не плотная, но птицу охраняет. Сквозь неё не скоро сороку разглядишь, когда она птенцов высиживает.


Как заяц живёт в лесу


Это заяц-беляк. Он в лесу живёт. Днём заяц спит, а как начнёт смеркаться, тут он бежит кормиться: где травку съест, где с молодой осинки кору погрызёт. Ест, а сам прислушивается…



Много врагов у зайца, от всех надо уметь спрятаться, от всех уметь убежать.

РЫСЬ
РОСОМАХА
ЛИСА
ВОЛК

Филин тоже в лесу живёт. Днём филин отдыхает, а как наступит вечер, как потемнеет, тут он на охоту вылетает. Летит филин между деревьями, а сам добычу высматривает: разных птиц, зверьков ловит и на зайцев тоже охотится.

Уши у зайца длинные, чуткие, лапы сильные, быстрые. Как услышит опасность, так бежать припустится, что его и волку, и лисе не всегда догнать удаётся.

Здесь маленькие зайчата спрятались. Они только сегодня родились, а уже и видят, и слышат хорошо. Накормила зайчиха малышей и ушла сразу. А зайчата посидели немного рядышком и разошлись в разные стороны. Нашёл каждый себе укромное местечко, лежат – не шелохнутся. Попробуй найди их!

Бегает зайчиха по лесу, своих малышей ищет. А если встретит чужого зайчонка, то и его накормит. Молоко у зайчихи жирное, сытное, потому и кормит она детёнышей редко: когда через два дня, когда через четыре. Так она детёнышей от врагов оберегает, чтобы следов к ним не оставить. Ведь по следу их каждый найдёт.




Идёт лиса. Ищет, чем бы ей поживиться. Совсем рядом пройдёт, а зайчонка не учует. Прижался малыш к земле, его и не видно, и следов зайчихи к нему нет. Вот и пройдёт лиса мимо.



Быстро растёт зайчонок. Только восемь дней исполнилось, а у него уже зубки выросли, уже травку жуёт. А как исполнится ему две недели, здесь зайчонка и поймать трудно. Ишь как прыгает, маленький, да удаленький.



Вот и осень наступила. На деревьях листья пожелтели, в лесу брусника, клюква поспела, грибы ещё есть. Хорошо осенью в лесу: и зверькам и птицам – всем сытно.

За лето да за осень вон как зайчонок вырос, совсем большой стал, а к зиме он серую летнюю шёрстку на тёплую шубу сменил. Теперь он весь белый, белый как снег, только самые кончики ушей чёрные. Притаился заяц в снегу, его и не заметишь.

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".

Тема: В. Чаплина «Хитрые вороны»

Цели:

продолжить формирование умений работать с текстом, анализировать и выражать собственную оценку прочитанного произведения, закрепить знание литературоведческих понятий;

развивать связную речь, устойчивое внимание, логическое мышление, память;

воспитывать интерес к чтению произведений о природе, бережное и чуткое отношение к живому миру.

Ход урока:

1. Психологический настрой.

Урок литературного чтения. Желаю вам плодотворной работы и успехов!

2. «Всегда помни!»

Начнём мы наш урок с повторения литературоведческих понятий:

Устный занимательный рассказ с наличием волшебных персонажей и предметов.

Такое изображение, когда предметы, явления природы, растения и животные наделяются человеческими качествами.

Небольшое повествование, в котором описано одно или несколько событий с малым количеством героев.

Словесное обозначение книги или текста.

Описание своей жизни.

Ответы:

ВОШЕБНАЯ СКАЗКА

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ

НАЗВАНИЕ

АВТОБИОГРАФИЯ

Прочитайте слово, которое получилось из первых букв слов по вертикали.

3. Тема и цели урока.

Сегодня на уроке мы продолжим чтение и работу по рассказу В. Чаплиной «Хитрые вороны». Выполняя работу поэтапно, мы получим изображение одной из главных героинь рассказа

В. Чаплиной.

4. Получение изображения.

А) Выборочное чтение описаний из 1 главы рассказа, найдите и прочитайте:

Описание города, где жили дети;

В какой город переехала семья?

Почему ребятам негде было играть?

Описание пустыря, где дети играли;

Что находилось рядом с домом?

Что росло по краям пустыря?

Описание ореховых деревьев;

Какими были деревья грецкого ореха?

Что нужно было иметь, чтобы получить орех?

Описание ворон;

Кто ещё любил лакомиться грецкими орехами?

Как прилетали вороны?

Описание «кузниц»;

Как вороны добывали себе вкусную мякоть?

Где были устроены «кузницы» ворон?

Описание запасов ворон.

Как вороны делали свои запасы?(появление первой части изображения на доске)

Б) Деление 2 главы рассказа на логически законченные части, составление плана:

Чтение частей вслух из 2 главы рассказа.

План:

Принятое решение.

Наша хитрость.

Большая добыча.

Догадка ворон.

Хитрость ворон.

(появление второй части изображения на доске)

В) Работа в группах:

Каждой группе будет дан отрывок из рассказа В. Чаплиной «Хитрые вороны». Прочитав внимательно отрывок, вы составите словосочетания, которые служат для описания.

Деревья__________________

Сучья____________________

Зрение___________________

Пустырь__________________

Арык_____________________

Деревья___________________

Домики ___________________

Улицы____________________

Заборы______

(появление третьей части изображения)

5. Чтение сообщений о воронах.

Мы увидели главную героиню, давайте послушаем сообщения об этих птицах.

Внешний вид.

Ворона – большая птица. Голова, крылья и хвост чёрные, а всё тело серое. Но встречаются вороны с блестящим чёрным оперением. Устраиваются эти птицы в центре города. Ночью спят на крышах домов, на деревьях в скверах. Утром они разлетаются небольшими группами по городу в поисках корма. Учёные установили, что существуют вороны перелётные, кочующие и оседлые, то есть живущие на одном месте

Ворона - всеядная птица. Главное место в питании занимают пищевые отходы и падаль, которой ворона кормится на свалках. В этом отношении ворона выступает как санитарная птица. Ворона питается насекомыми и грызунами, яйцами птиц, птенцами и взрослыми птицами, рыбой.

Гнездование.

Гнездятся вороны на разнообразных деревьях в лесу, а также парках и скверах. Число яиц в кладке 3- 7. Птенцов кормят оба родителя той же пищей, что едят сами.

6. Беседа о природе.

Как вы думаете, умеют ли животные между собой разговаривать, общаться?

Как нужно относиться к природе, чтобы познать её?

Нужно уметь внимательно и бережно относиться к окружающему миру, чтобы увидеть и разгадать тайны природы! И как итог урока послушайте отрывок из статьи, которая призывает людей относиться к природе бережно и чутко!

7. Чтение отрывка из статьи по теме «Чистая природа – здоровая нация» как подведение итога.

Природа беззащитна, она нуждается в нашей помощи. Но как порой обидно за человека, который отворачивается, забывает о ней, обо всём добром и светлом, что только есть в её недрах. Как часто мы не прислушиваемся, не хотим слышать сигналы, которые она без устали посылает нам. А ведь она и есть наша Родина, без которой нам сложно жить, которая дарит нам красоту и любовь. Любовь, которая делает человека счастливым. А отрывок из стихотворения Тютчева это подтвердит:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Только поняв язык природы, прислушавшись к ней, мы станем добрее и ответственнее.

8. Оценки за урок.

9. Домашнее задание.

Стр. 222 вопрос 3.Ф

Деревья большие, раскидистые, высокие, а вот сучья такие хрупкие, что, если нажмёшь сильней, сразу обломятся. Только и смотри, как бы не сорваться. Да и сбить орехи – дело не простое. Нужно иметь очень хорошее зрение.

Деревья__________________

Сучья____________________

Зрение___________________

Рядом с домом находился большой заброшенный пустырь. Наверное, когда-то здесь был огород, кое-где ещё сохранились гряды, которые пересекал высохший и местами обвалившийся арык, а по краям пустыря, там, где когда-то находился дувал, росли огромные, раскидистые деревья грецкого ореха.

Пустырь__________________

Арык_____________________

Деревья___________________

В то время город Ташкент был совсем не таким, как сейчас – домики маленькие, улицы узкие, а глиняные заборы, или, как их там называли, дувалы, выше человеческого роста.

Домики ___________________

Улицы____________________