Тест по экспериментальной психологии. Экзаменационный тест "экспериментальня психология с основами психодиагностики". Эксперимент, как метод психологического исследования

Тест по экспериментальной психологии. Экзаменационный тест "экспериментальня психология с основами психодиагностики". Эксперимент, как метод психологического исследования

ФЕДРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

«Дальневосточный государственный гуманитарный университет»

Тестовые задания

по «Экспериментальной психологии»

специальности 020400 - «Психология»

Хабаровск 2008

Разработчик:

Должность: Ст. Преподаватель

Кафедра : Психологии подпись ____________

Тестовые задания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры _______________________

Протокол № ________

Тестовые задания

020400 «Психология»

«ОПД. Ф.3» «Экспериментальная психология», 180 часов

Федеральный компонент,

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Соответствует ГОС

2. Цель познакомить студента с нормативами научного мышления, которое предполагает знание способов рассуждений психолога при проверке гипотез, изменений в критериях научного мышления и современных подходах к организации эмпирического исследования.

Задачи дисциплины:

· Рассмотреть принципы и структуру научного исследования;

· Эмпирические методы в психологии психологию

психологического эксперимента;

· Процедуру и основные характеристики эксперимента, его виды и

психологические измерения;

· Представление результатов.

3. Данные тестовые материалы предназначены для студентов 3 курса специальности «Психология»

4. 44 тестовых задания, 60 – 90 минут

5. Представлены следующие виды тестовых заданий: закрытые, открытые, на соответствие


6. Представлены задания всех степеней трудности

7. до 50% выполненных заданий – неудовлетворительно, 50% – 60 % - удовлетворительно, 61% - 80% - хорошо, 81% - 100% - отлично.

8. Соответствие тестовых заданий дидактическим единицам

Наименование дидактических единиц ГОС

№ тестового задания

Тема задания

Теоретическое и эмпирическое знание в психологии.

Основные понятия экспериментальной психологии. Научное исследование, принципы и структура.

Методология экспериментального психологического исследования.

Теория и ее структура. Виды теорий. Способы построения. Научная проблема. Зависимая и независимая переменные.

Классификация исследовательских методов в психологии.

Классификация методов исследования.

Теория психологического эксперимента.

Эксперимент, как метод психологического исследования

Планирование эксперимента и контроль переменных.

18 – 21

Организации яи проведение экспериментального исследования

Квазиэксперимент.

22 – 25

Квазиэксперимент.

Корреляционные исследования.

26 – 29

Корреляционные исследования.

Измерение в психологии.

30 – 33

Специфика измерений в психологии.

Систематизация и специфика экспериментальных исследований в различных областях психологии (сенсорных, перцептивных, мнемических процессов, внимание).

34 – 38

Процедура и основные характеристики видов психологического экспериментов

Анализ и представление результатов психологического исследования.

1 вариант

1. Самостоятельная научная дисциплина, разрабатывающая теорию и практику психологического исследования и имеющую своим главным предметом изучение системы психологических методов, среди которых основное внимание уделяется эмпирическому методу – это ………

2. Установите соответствие между видами исследования по характеру и их определением:

п / п

Вид исследования

п / п

Определение

Фундаментальное

Проводится в целях получения знания, которое должно быть использовано для решения конкретной практической задачи

Прикладное

Проводятся с помощью системы методов и методик по средствам которых ученные стремятся охватить максимально возможное число значимых параметров изучаемой реальности

Монодисциплинарное

Направлено на выявление одного, наиболее существенного по мнению исследователя аспекта реальности

Комплексное

Направлено на познание реальности без учета практического эффекта от применения знания

Однофакторное

Проводится в рамках отдельной науки

3. Данное исследование проводится в целях опровержения существующей теории, модели, гипотезы, закона или для проверки того какая из двух гипотез точнее прогнозирует реальность – это …

4. К классификации исследований по цели относят:

A. Поисковое

B. Критическое

C. Междисциплинарное

D. Уточняющее

E. Многофакторное

F. Воспроизводящее

G. Прикладное

5. Высшая форма научного знания – это ……………………


6. К структуре теории относится:

В. Закономерности

С. Исходная эмпирическая основа

H. Гипотезы

J. Постулаты

K. Логика теории

L. Утверждения

M. Аксиомы

7. Выделите способы построения теорий:

A. Аксиоматические

B. Гипотетико – дедуктивные

C. Гипотетические

D. Дедуктивные

E. Индуктивные

8. Установите соответствие между видами теорий и их определением:

п / п

Вид исследования

п / п

Определение

Качественные

D. Достоверность результатов

E. Конструктивная валиность

26. Укажите основные характеристики реального эксперимента:

A. Контроль независимой переменной зависимая остается неизменной

B. Контроль зависимой переменной независимая остается неизменной

C. Внутренняя валидность

D. Достоверность результатов

E. Внешняя валидность

F. Обобщение полученных результатов

G. Репрезентативность результатов

H. Достоверность выводов

27. Какие элементы относит Кэмпбелл к группе факторов выборки:

A. Селекция

C. Экспериментальный отсев

D. Естественное развитие

E. Эквивалентность группы

F. Состояние испытуемого

G. Внешняя валидность

H. Внутренняя валидность

28. Какие элементы относит Кэмпбелл к группе факторов побочные элементы:

A. Эффект истории

B. Эффект тестирования

C. Инструментальная погрешность

D. Взаимодействие факторов

E. Свойства индивида

F. Надежность теста

29. Установите соответствие между понятием и его определением:

п / п

Вид исследования

п / п

Определение

Совокупность

Это часть генеральной совокупности

Генеральная совокупность

Множество единиц обладающих некоторыми общими свойствами существенными для их характеристики

Совокупность единиц относительно которой необходимо сделать вывод на основе выборки

30. Укажите, какие виды выборок выделяют:

A. С одним испытуемым

B. С двумя испытуемыми

C. С двумя группами

D. С одной группой

E. С группами по – парного дизайна

F. Сколько угодно групп

31. Какие виды критериев формирования выборки выделяют:

B. Критерий эквивалентности

C. Рандомизация

D. Стратометрический отбор

E. По парный отбор

F. Критерий операциональной валидности

32.Объект исследования – это ………………

A. Фрагмент реального мира

B. Форма данности объективной реальности субъекту

C. Фактический вопрос, требующий решения

33. Предмет исследования – это …………….

A. Аспект изучения выбранного объекта

B. Специфика исследования

C. Форма данности познаваемого объекта познающему субъекту

34. П. Фресс выделяет такое понятие, как «хорошая» гипотеза и выделяет её признаки. Укажите эти признаки.

A. Адекватность проблеме

B. Наличие элементов нового знания

C. Правдоподобность

D. Непротиворечивость научным данным

E. Проверяемость

35.Образ будущего результата, к которому должно привести исследование – это……….

36.Установите соответствие между понятием видов целей и их определений:

п / п

Вид исследования

п / п

Определение

Описание нового факта

Определение характеристик

Упорядочивание знаний

Выявление взаимосвязи

Изучение развития в онтогенетическом (возрастные изменения) и филогенетическом (эволюционные) планах

Изучение генетической динамики

Выделение наиболее существенного в совокупности явлений

Обобщение

Обнаружение корреляционной связи между психическими явлениями

Систематизация

Описание или обнаружение свойств, характеристик психических явлений

Разработка и совершенствование

методов и методик

Факт открывается неожиданно при решении задач или проверке гипотезы

37.Выделите основания классификации данных:

еще в античные времена (6-5 века до н э.)

Алкмеон, Гиппократ, Гален на арабском востоке. Ибн аль Хайтама, Ибн рош.

2Принцип детерминизма в психологии:

принцип причинности означает, что все психологические явления детерминированы, т.е. причинно обусловлены какими-либо внешними или внутренними факторами. Ориентирует исследователя на поиск этих связей.

3Идея детерминизма впервые была высказана:

Демокритом в 6 веке до нашей эры. Началось все с физики (Галилей, Ньютон) 16-18 века.

4.Сторонниками эмпирического направления в философии и психологии Нового времени были:

Галилей, Ньютон, Декарт, Бэкон, Гоббс, Джон Локк, Гартли, Юм.

    Впервые идею рефлекторного механизма высказал:

Прохазке, Мажанди, Белл.

    Под экспериментальной психологией понимается:

область психологии, упорядочивающая знания об общих для большинства психологических направлений проблемах исследований и способах их решения. Экспериментальную психологию называют научной дисциплиной о методах психологических исследований.

    Под теорией понимается:

Научная система знания. Результат процесса осознания.

в широком смысле - система взглядов, представлений идей, направленных на объяснение явлений какой-либо области окр. Мира.

В узком смысле - высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и связях определенной области действительности-объекта данной теории.

    Под методологией понимается:

Учение о методах научного познания.

(путь+слово) система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

под методологией понимается: совокупность приемов исследования, применяемых в данной науке (узк. смысле), учение о методах научного познания и способах построения системы этого знания.

    Эксперимент это:

Эмпирическое исследование, проводится с целью выявления причинно-следственных связей.

научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления, измерять и регистрировать изменения и многократно воспроизводить его при повторении этих условий.

    Наблюдение это:

метод, способ, процесс целенаправленного, организованного восприятия регистрации поведения какого-либо объекта. Старейший психологический метод.

    Контент - анализ это:

    В чем состоит отличие термина "психология эксперимента" от "экспериментальной психологии"?

Экспериментальнаяпсихология - областьпсихологии , упорядочивающая знания об общих для большинствапсихологических направлений проблемах исследований и способах их решения.

Психология эксперимента - это психология опыта, наблюдения, конкретного объекта в данном случае – эксперимента. Разница в объекте наук))

    Основными методами психологического исследования являются:

Наблюдение

Эксперимент

Психологическое измерение

Методы математико-статистической обработки и интерпретации данных.

    К основным принципам экспериментальной психологии относятся:

принцип детерминизма и принцип каузальных взаимосвязей.

    Сущностью экспериментального метода является:

отличается от наблюдения активным вмешательством со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными и регистрацию сопутствующих изменений в поведении объекта.

    К основным формам экспериментального исследования относятся:

–лабораторный

Естественный

Традиционный

Факторный

Пилотажный

Решающий

Контрольный

Формирующий

    К основным структурным элементам экспериментального метода относятся:

Изучение состояния проблемы, выявление актуальности ее исследования. Определение целей и задач, предмета и объекта исследования. Обзор имеющихся по данной проблеме публикаций.

Разработка и уточнение исходной исследовательской концепции. Построение модели явления. Выдвижение гипотез.

План. Определение этапов, выборки испытуемых. Выбор методов и методик. Организационно-методическое обеспечение проведения психологических обследований, экспериментов.

Проведение психологических обследований, экспериментов. Сбор эмпирических данных и их систематизация. Составление сводных таблиц, их проверка, преобразование формы информации, при необходимости - ее кодирование.

Обработка данных, в том числе с использованием математико-статистических методов. Представление результатов.

Обсуждение и интерпретация результатов в рамках исходной исследовательской концепции. Оценивание результатов проверки гипотез.

Соотнесение результатов с существующими концепциями и теориями. Формулирование общих выводов, в которых указывается: подтвердилась или опровергнута теория, достигнута ли цель и как решены задачи исследования (эксперимента), какие результаты достигнуты. При необходимости разрабатываются практические рекомендации. Оцениваются перспективы дальнейшей разработки проблемы. (Своими силами и не только)

    Какое высказывание характеризует понятие "каузальный" подход в исследовании?

Взаимозависимость.

Причинно-следственная зависимость.

Сущность причинности является производство причиной следствия.

    Гипотеза в психологическом исследовании:

Гипотеза - научное представление в виде высказывания, истинность или ложность которого недоказуемы дедуктивно, неизвестны, но могут быть проверены опытным путем (эмпирически) в ходе эксперимента.

Гипотеза-Система умозаключений, посредством которой на основании ряда фактов делается вывод о существовании явления связи, причины. Причем этот вывод нельзя считать абсолютно достоверным.

Психологическая гипотеза - научные предположения, сформулированные относительно психологической реальности в рамках определенных психологических представлений. Соответствующие теоретическим представлениям понятия выступают в гипотезе в качестве гипотетических конструктов.

    Сущностью экспериментальной гипотезы является:

Она служит для организации эксперимента.

Является гипотезой о причинно - следственных связях.

    Эксперимент позволяет проверять гипотезы:

1)гипотезы о связи

2) гипотезы каузальные

    Какое суждение относится к определению понятия "независимая переменная"?

Экспериментальное воздействие и экспериментальный фактор - управляемая переменная, активно изменяемая исследователем

    Какое суждение относится к определению понятия "зависимая переменная"?

Переменная (любое психическое явление, характеристика) изменения, которой рассматриваются как следствия изменения на экспериментальное воздействие. Проще говоря, это так называемая реакция или отклик на экспериментальное воздействие.

24.К какому типу экспериментальных переменных относятся "дополнительные" и "побочные" переменные?

(управляемые - существующая система обучения, аспекты социальной среды. Физиологические переменные)

Неосновные, возникающие помимо воли и желания экспериментатора и испытуемого.

Но требующие также тщательного фиксирования, измерения и обработки.

    К какому типу выборки испытуемых относится следующее суждение: "Выборка испытуемых, на которую направлено экспериментальное воздействие..."?

Называется экспериментальной группой.

    К какому типу выборки испытуемых относится следующее суждение: "Выборка испытуемых, на которую не направлено воздействие независимой переменной..."?

Называется контрольной группой.

    К какому типу выборки испытуемых относится следующее суждение: "Выборкой испытуемых, отражающей качественные и количественные характеристики генеральной совокупности является..."

Ограниченная по численности группа объектов, специально отобранная из ген. Совокупности для изучения ее свойств.

    Рандомизация это стратегия формирования выборки, которая определяется как:

Простой случайный отбор. Каждый член генеральной совокупности имеет равные права с другими попасть в выборку.

    Репрезентативное моделирование выборки это стратегия формирования выборки, которая определяется как:

Способность выборки представлять изучаемые явления максимально полно (с точки зрения их изменчивости в генеральной совокупности).

    Сущность эксперимента заключается:

В выявлении причинно - следственных связей явления.

Является важнейшим составным элементом психологического обследования.

    В первую очередь контрольная группа применяется:

Для проверки результатов полученных на экспериментальной выборке.

    Чем квазиэксперимент отличается от эксперимента:

Квазиэксперимент - с ограниченными формами контроля условий независимой переменной.

Использование в качестве эксп, и контр, неэквивалентных групп.

Осуществление контроля после проведения исследования.

    Как интерпретируется отрицательный результат эксперимента:

Также, как и положительные.

Это объяснение психологического смысла полученных количественных и качественных результатов исследования, исходя из выдвинутых теоретических положений.

    Что ограничивает перенос выводов эксперимента на генеральную совокупность:

Репрезентативность выборки. С точки зрения изменчивости изучаемых явлений в генеральной совокупности.

    "L"-, "О"-, "Т» - данные в психологическом исследовании личности различаются:

В зависимости их достоверности и надежности.

    "L"- данные:

Данные, полученные путем регистрации реального поведения человека в жизни. Успеваемость, дисциплина, обращение к врачу и т.д.

Внешний критерий.

    "О"- данные:

Данные личностных опросников , методов самооценок.

Миннесотский многопрофильный личностный перечень.

Шестнадцатифакторный личностный опросник Кэтелла.

Тест Гилфорда-Циммермана (темперамент)

Личностный опросник Айзенка.

    "Т"- данные:

Данные тестов на умение, знания. Касаются испытуемых по отношению к чему-либо.

Физические тесты.

Физиологические тесты.

    Методы параметрической статистики используются в случае:

Если характер распределения показателей психологического признака является нормальным или близким к нормальной форме распределения признака, описываемой кривой Гаусса.

Примеры методов:

Сравнительный анализ

Расчет достоверности отличий признака между выборками по т-критерию Стьюдента, ф-критерию Фишера.

    Методы непараметрической статистики используются в случае:

Если кривая распределения показателей далека от нормальной.

Примеры методов:

Расчет достоверности отличий по критерию QРозенбаума

ПО критерию UМанна-Уитни

Коэффициент ранговой корреляции Спирмена

Факторный, многофакторный, кластерный и другие методы анализа.

    Кривая нормального распределения (кривая Гаусса)

Модель варьирования некоторой случайной величины, значение которой определяется множеством одновременно действующих независимых факторов.

    Эксцесс и асимметрия кривой распределения:

Второстепенные Характеристики распределения показателей признака.

Эксцесс-показатель островершинности. Кривые, высокие в своей средней части-эксцессивные.

Коэффициент ассиметрии-показатель скошенности распределения в левую или в правую сторону по оси абсцисс.

    Оценка достоверности отличий по параметрическому 1-критерию Стьюдента:

Предназначен для того, чтобы выяснить, насколько достоверно различаются показатели одной выборки от другой. Имеет две формы: 1)несвязанный t-критерий - чтобы выяснить, имеются ли различия между оценками, полученными при использовании одного и того же теста для тестирования двух групп из разных людей.

2) связанный t-критерий – для 2 групп, между которыми существует специфическая связь.

    Оценка достоверности отличий по не параметрическому критерию. О Розенбаума, критерию 1Л Манна-Уитни:

Когда данные не подчиняются нормальному закону распределения, используется непараметрические критерии. Можно сравнивать результаты двух групп, полученные с использованием одного и того же теста.

    Корреляционный анализ (коэффициент корреляции г-Пирсона, г-Спирмена):

Выявление взаимосвязи между двумя и более наборами данных. Дает возможность точной количественной оценки степени согласованности изменений двух и более признаков.

Пирсона - мера корреляции между двумя переменными, распределенными по нормальному закону.

Спирмена - возможность проведения не очень сложных математических вычислений калькулятором для небольших по объему выборок.

    Уровень статистической значимости показывает:

Вероятность того, что данный результат правильно представляет популяцию, выборка из которой исследовалась.

    Процедура стандартизации шкал методик используется:

Чтобы оценить индивидуальный результат тестирования путем сопоставления его с тестовыми нормами.

Когда возникает необходимость сравнить показатели испытуемого, полученные по разным методикам.

    Кодирование и преобразование формы информации используется:

В исследованиях, проводимых с целью сравнения психологических характеристик, особенностей проф. деятельности работников госсфер и коммерческих организаций.

С целью упрощения и соотношения с разных секторов.

    Операция ранжирования:

группирование по различным классам так, чтобы внутри группы они были идентичны по измеряемому свойству, признаку, качеству. Каждому классу дается наименование и обозначение.

Ранговая или порядковая шкала-результат ранжирования.

Приоритет ,ранг илистаршинство операции илиоператора - формальное свойство оператора/операции, влияющее на очередность его выполнения.

Тесты по 15 минут и экзамен 20 минут Вопросы к экзамену 1. Определение предмета экспериментальной психологии. 2. Особенности и проблемы экспериментальной психологии. 3. Основные направления методологии научного исследования. 4. Наука как специфический вид человеческой деятельности. 5. Принципы научного исследования. 6. Научное исследование и его характеристика. 7. Типы научного исследования по характеру. 8. Типы научного исследования по цели. 9. Идеальное научное исследование, и его характеристики. 10. Реальное научное исследование, и его характеристики. 11. Научная парадигма и ее основные компоненты. 12. Понятие научной проблемы, ее характеристика и основные уровни. 13. Постановка проблемы и выдвижение гипотезы. 14. Виды экспериментальных гипотез и их характеристика. 15. Классификация исследовательских методов. 16. Эмпирические методы в психологическом исследовании. 17. Особенности экспериментального метода исследования. 18. Понятие научной теории. Структура и компоненты научной теории. 19. Психологический эксперимент как совместная деятельность испытуемого и экспериментатора. 20. Экспериментальное общение, его особенности. 21. Экспериментальные эффекты проявляющиеся на уровне испытуемых. 22. Влияние личности экспериментатора на результат (эффект Пигмалиона). 23. Типичные ошибки экспериментатора, способы их контроля. 24. Методы контроля экспериментальных эффектов проявляющихся на уровне испытуемых. 25. Методы контроля экспериментальных эффектов проявляющихся на уровне личности экспериментатора. 26. Типы испытуемых, их мотивация на участие в эксперименте. 27. Норма эксперимента. Инструкция. 28. Описание экспериментальной ситуации. 29. Типы экспериментальных ситуаций. 30. Виды экспериментального исследования. 31. Этапы проведения целостного экспериментального исследования. 32. Основные структурные компоненты научного исследования. 33. Валидность: внешняя, внутренняя, операционная. 34. Экспериментальная выборка и способы ее создания. 35. Понятие об экспериментальной и контрольной группах. 36. Планирование эксперимента на одном испытуемом. 37. Доэкспериментальные планы их специфика. 38. Основные экспериментальные плапы, их специфика и схемы. 39. Основные квазиэкспериментальные планы. 40. Корреляционное исследование и его планирование. 41. Теория психологических измерений. 42. Типы шкал и виды допустимых преобразований. 43. Виды шкальных преобразований. 44. Основные виды психологических измерений и их классификация. 45. Результаты эмпирического исследования и их представление. 46. Обобщение экспериментальных результатов. 47. Представление результатов исследования: табличное, графическое, символическое, вербальное. 48. Требования к научному тексту.

Некоторые тезисы из работы по теме Экспериментальныя психология
1. Наука – это:
1. сфера человеческой деятельности, результатом которой является получение нового знания о действительности;

2. проведение экспериментов в лаборатории;

3. обсуждение различных проблем с кем-то;

4. наблюдение за поведением человека.

2. К этапам научного исследования не относится:
1. постановка проблемы;

2. формулировка гипотезы;

3. проверка гипотезы;

4. эксперимент;

5. интерпретация результатов исследования.

3. Типом научного исследования не является:
1. пилотажное исследование;

2. экспериментальное исследование;

3. критическое исследование;

4. уточняющее исследование;

5. воспроизводящее исследование.

4. Научно-исследовательские методы подразделяются на:
1. теоретические и эмпирические;

2. теоретические, эмпирические и описательные;

3. теоретические, эмпирические, описательные и экспериментальные;

4. теоретические, эмпирические, описательные, экспериментальные и умозрительные.

5. Теоретические методы не включают в себя:
1. дедукцию;

2. индукцию;

3. трансценденцию;

4. моделирование.

6. Эмпирические методы не включают в себя:
1. неэкспериментальные;

2. эксперимент;

3. измерение;

4. структурно-функциональное моделирование.

7. Наблюдение – это:
1. неэкспериментальный метод;

2. метод структурно-функционального моделирования;

3. метод измерения;

4. не относится ни к одной из перечисленных групп.

8. Наблюдение отличается от эксперимента:
1. непосредственность восприятия изучаемого объекта;

2. большей пассивностью наблюдателя;

3. большей пассивностью экспериментатора;

4. ничем не различается.

9. Разновидностью беседы как метода исследования не является:
1. клиническая беседа;

2. интервью;

3. тестирование;

4. анкетирование.

10. Контент-анализ – это:
1. стандартизированный метод проведения опроса;

2. стандартизированный метод изучения текстов;

3. стандартный статистический метод анализа результатов эксперимента;

4. правильное определение контент-анализа здесь не приведено.

11. Шкала измерений – это:
1. градуированная линейка;

2. числовая ось;

3. диапазон изменений исследуемого признака;

4. правило, на основании которого исследуемому объекту приписывается символ (число).

12. Арифметические действия нельзя производить с данными, полученными на уровне:
1. номинальной шкалы;

2. порядковой шкалы;

3. шкалы интервалов;

4. шкалы отношений.

13. Независимая переменная – это:

14. Зависимая переменная – это:
1. условия существования изучаемого объекта, на которые экспериментатор никак не может влиять;

2. условия существования изучаемого объекта, которые принципиально остаются неизменными в ходе всего эксперимента;

3. варьируемые экспериментатором условия существования изучаемого объекта;

4. фиксируемое поведение изучаемого объекта.

15. Если темперамент – независимая переменная, то она имеет уровней значения:
1. 1;

16. Внешняя переменная – это:
1. условия, нежелательно влияющие на поведение независимой переменной;

2. условия, нежелательно влияющие на поведение зависимой переменной;

3. условия, которые никак не влияют на поведение исследуемых в эксперименте переменных;

4. ни одно из приведенных определений не подходит.

17. В экспериментальном исследовании влияния пола на агрессивность пол выступает в качестве:
1. внешней переменной;

2. внутренней переменной;

3. независимой переменной;

4. зависимой переменной.

18. Внутренняя валидность эксперимента – это:
1. отсутствие в эксперименте воздействия независимой переменной на зависимую переменную;

2. отсутствие в эксперименте искажающих воздействий внешних переменных;

3. воздействие в эксперименте только зависимой переменной на независимую;

4. отсутствие в эксперименте искажающих воздействий внутренних переменных.

19. Внешняя валидность эксперимента – это:
1. возможность экстраполяции результатов эксперимента в будущее;

2. возможность статистической обработки результатов эксперимента;

3. возможность осмысленной интерпретации результатов эксперимента;

4. возможность перенесения результатов эксперимента на поведение реальных объектов.

20. Одним из методов повышения внутренней валидности является:
1. элиминация;

2. экзальтация;

3. иллюминация;

4. сегрегация.

21. Идея метода константных условий, который применяется для повышения внутренней валидности эксперимента, состоит:
1. в неизменности воздействия внешней переменной при переходе с одного уровня воздействия независимой переменной на другой;

2. в неизменности воздействия независимой переменной при переходе с одного уровня воздействия внешней переменной на другой;

3. в неизменности воздействия независимой переменной при переходе с одного уровня воздействия зависимой переменной на другой;

4. в неизменности воздействия зависимой переменной при переходе с одного уровня воздействия внешней переменной на другой.

22. Метод балансировки для повышения внутренней валидности эксперимента применяется, когда:

4. в эксперименте число внешних переменных меньше числа независимых переменных.

23. Метод контрбалансировки для повышения внутренней валидности эксперимента применяется, когда:
1. в эксперименте число внешних переменных превышает количество независимых переменных;

2. в эксперименте невозможно выделить всех внешних переменных и управлять ими;

3. в эксперименте необходимо преодолеть эффект последовательности;

4. в эксперименте число внешних переменных меньше количества независимых переменных.

24. Выборка – это:
1. генеральная совокупность;

2. множество тех объектов, которые потенциально могут быть включены в экспериментальное исследование;

3. группа объектов, на которые переносятся результаты экспериментального исследования;

4. случайная группа объектов, на которых осуществляется экспериментальное исследование.

25. Главным условием внешней валидности эксперимента является:
1. эквивалентность экспериментальной выборки контрольной выборке;

2. репрезентативность экспериментальной выборки;

3. обширность генеральной совокупности;

4. узость генеральной совокупности.

26. К методам повышения внешней валидности эксперимента не относится:
1. метод рандомизации;

2. метод сертификации;

3. стратометрический метод;

4. первый и второй из указанных методов.

27. Планирование эксперимента – это:
1. составление графика выполнения исследовательских работ;

2. организация эксперимента в целях облегчения исследовательской работы экспериментатора и работы испытуемых;

3. организация эксперимента в целях повышения его внешней и внутренней валидности;

4. работа по финансовому, организационному и материально-техническому обеспечению эксперимента.

28. Факторные планы применяются для экспериментов:
1. с несколькими независимыми переменными;

2. с одной независимой переменной;

3. верно и то, и другое;

4. нет верных ответов.

29. В факторных экспериментах проверяют гипотезы:
1. только о взаимодействии независимых переменных с зависимой;

2. только о взаимодействии независимых переменных между собой;

3. только о взаимодействии независимых переменных с зависимой и о взаимодействии независимых переменных между собой;

4. нет верных ответов.

30. К типам взаимодействия независимых переменных в факторном эксперименте не относится:
1. сходящееся взаимодействие;

2. расходящееся взаимодействие;

3. нулевое взаимодействие;

4. диагональное взаимодействие.

31. К стандартным оптимальным факторным планам не относится:
1. латинский квадрат;

2. греко-латинский квадрат;

3. греческий квадрат;

4. первый и второй планы.

32. Метод позиционного уравнивания в экспериментах с одним испытуемым применяется в целях преодоления:
1. эффекта плацебо;

2. эффекта последовательности;

3. иллюзорного эффекта;

4. эффекта фасада.

33. К специфическим факторам, влияющим на валидность психологического эксперимента и связанным с личностью испытуемого, не относится:
1. эффект плацебо;

2. эффект Пигмалиона;

3. эффект аудитории;

4. эффект Хотторна.

34. Необязательным пунктом введения к научной статье, описывающей результаты эксперимента, является:
1. обоснование актуальности темы исследования;

2. постановка проблемы исследования;

3. формулировка исследовательской гипотезы;

4. описание полученных в исследовании результатов.