Бланк регистрации индивидуальной консультации у психолога. Психологическое консультирование

Бланк регистрации индивидуальной консультации у психолога. Психологическое консультирование

Карта психодиагностики детей дошкольного возраста.1

Ф.и. ребенка________________________________________________________________________________________________________________________

Воспитатель__ ______________________________________________________________________________________

Группа

Изучаемая сфера

Примечание

Понимание слов, обозначающих предметы, находящиеся в поле зрения ребенка (их признаки, действия и т.п.) Педагог предлагает ребенку рассмотреть серии картинок и просит: «Покажи куклу, мяч и т.д.» Обобщающие понятия могут быть выявлены при выполнении действий по инструкции: «Поставь игрушки на стол» и т.д.

Этот быстрый процесс создания любовных отношений, таким образом, напоминает то, что можно увидеть в контексте сопряженности, приводящей к физическому насилию. Нарциссические извращенные используют параллельные механизмы для достижения своей цели, высевая сомнения в реальности своих атак.

Отказ от диалога, даже молчание, как способ сказать, не выражая его словами, что другой недостаточно ценен для полного обращения к нему. Он также может убедительно идентифицировать мысли, эмоции и намерения целевого человека, пытаясь заставить их поверить, что они знают лучше своих собственных мыслей, эмоций и намерений.

формируется наглядно-образное мышление ребенка, в котором решение задач происходит в результате воображаемых действий с предметами. Ребенок накопил все больше представлений об общих свойствах предметах - их форме, цвете и величине. А с развитием речи начала формироваться знаковая (символическая) функция сознания. Также сформирована планирующая функция речи. Возникла и сформировалась описательная - речь-монолог.

Это, чтобы предотвратить создание защитной солидарности вокруг нее. Продвигаясь под прикрытием фальшивых слов, из словаря, часто технического, узнаваемого, он атакует, но не ведет диалог. При этом он самопровозглашает себя эксклюзивным представителем псевдозначений, из-за которого другие виновны в уклоне.

Эти сообщники одновременно подвергаются надлежащей манипуляции. Он наделен своего рода машиной для интерпретации, окаменения и оспаривания, оценки и осуждения, обеднения других. Другие, таким образом, являются осетровыми в результате своих дисквалификаций. В этом же движении ему предоставляется исключительный авторитет и компетенция для определения профиля и атрибута принадлежности. Он единственный, кто может отличить пшеницу от плевелов в публичном выражении этого различия.

Исследование восприятия

Материал:

Процедура:

Инструкция:

Показ основных цветов.

Материал:

Процедура:

Инструкция:

Ребенок справился с заданием на достаточно высоком уровне (5 баллов - задание выполнено без ошибок и без помощи педагога – психолога)

Каковы причины этой патологии?

Элен Ройер: нападая на других, нарциссические извращенные надежды неосознанно получают ответы на реляционную конфигурацию, в которой он жил сам. Психоанализ объясняет, что с момента своего рождения он был только инвестирован как поверхность проекции обоими родителями, которые никогда не считали это тем, кто на самом деле был. Последний, имеющий его в двойном движении, первоначально идеализированном, затем отменяется. Два сценария, для которых он был бы объективирован и не мог бы ощущать субъективно через признание его индивидуальных качеств и не чувствовал любви во взаимодействии с двумя его родителями.

Ориентировка на собственном теле.

Процедура:

Инструкция:

Ребенок справился с заданием на достаточно высоком уровне (5 баллов - задание выполнено без ошибок и без помощи педагога – психолога)

.

Материал:

Процедура:

Инструкция:

Отсюда тот факт, что он мог построить только псевдо-нарциссизм. Не имея возможности узнать, что такое настоящие эмоции, и достоверно делиться ими во взаимодействии с другими, зная только фальшь, внешность и симуляции, он чрезмерно инвестирует их, чтобы не раскрыть свою внутреннюю бездну. Нарциссически он блуждает на самом деле подобно яичной скорлупе на блестящей поверхности, без ошибок, но не обладает внутренне положительными качествами. Раковина, которую он кладет как экран между ним и другими.

Но именно он очарован положительными и чуткими эмоциями, сложностью других. Хотелось бы не быть в состоянии их усвоить. Это внутреннее и реляционное состояние подкрепляется тем фактом, что он также разработал параноидальную часть. Это было потому, что на него напали его два родителя. Он боится, когда сталкивается с двумя или более людьми: боится снова стать жертвой вредного и уничтожающего альянса. Вот почему это нарушает межличностные связи. Принося одно и то же к целевому человеку, то есть, пытаясь отрицать его существование, ему пересекается чувство как наслаждения, так и внутренней паники.

Ребенок справился с заданием на достаточно высоком уровне (5 баллов - задание выполнено без ошибок и без помощи педагога – психолога)

Восприятие величины.

Материал:

Процедура:

Инструкция:

Ребенок справился с заданием на достаточно высоком уровне (5 баллов - задание выполнено без ошибок и без помощи педагога – психолога)

Тревога подпитывается тем фактом, что, если через несколько лет он сможет взять власть, воспроизведя то, что он испытал, тогда другие могли бы заставить его пережить одну и ту же травму. Поэтому он парадоксально предпочитает находиться на стороне палачей. По этому факту он также стремится понять, что такое чувство.

Его пустая оболочка имеет в качестве своих единственных контейнеров мстительное отрицание, отражающее внезапное отрицание. Подобно тому, как мучение коллапса этой оболочки не может выявить какой-либо недостаток, потому что без достаточного количества контейнеров. Фантазия самообразования, приводящая к ощущению всемогущества и наслаждения.

III

Оценка слухового восприятия

Материал: любая звучащая игрушка.

Процедура:

Инструкция:

Ребенок справился с заданием на достаточно высоком уровне (5 баллов - задание выполнено без ошибок и без помощи педагога – психолога) . Определил правильно и показал направление звука

Он также считает, что он может пировать на нарциссизм других, что иллюзорно, потому что нельзя строить свое внутреннее я или собственный образ, нападая на других! На самом деле, это только пустые. При этом он избегает раскрывать тот факт, что он не знает, как сказать я, что он не чувствует настоящих эмоций при использовании других как «создание дома».

Она чувствует себя парализованной, окаменевшей в своей способности думать и чувствовать. Для психосоциальных извращений, в общественной жизни нет другого реляционного сценария, существующего, чем тот, которым человек порабощен другим, посредством которого человек должен быть уничтожен другим, в котором другой должен был согласиться на его капитуляцию. Чтобы обеспечить исключительное место, которое позволяет поработить другого или свести другого к импотенции, оно способно к жестокости и унынию.

Материал:

Процедура:

Инструкция

Ребенок справился с заданием на достаточно высоком уровне (5 баллов - задание выполнено без ошибок и без помощи педагога – психолога) . Определил правильно и показал направление звука, и какая игрушка звучала

Исследование памяти.

Материал: 10 предметных картинок.

Можем ли мы лечить нарциссического извращенца?

Элен Ройер: Увы, нарциссические извращения не приходят на консультацию к ним и не по собственной воле! Иногда мы вступаем в супружескую терапию, надеясь. Таким образом, отмена брачной терапии. Это, более или менее тонко. Без какого-либо реального рассмотрения правил, установленных в этом контексте.

Мы предполагаем, что существуют различные степени нарциссического извращения. Мы с уверенностью знаем, что некоторые люди используют извращенную защиту более или менее точно, т.е. такие механизмы, как упомянутые выше, не будучи извращенными нарциссистами. Более того, у всех нас есть доля «рельефных» извращений, которые мы можем призвать к тому, чтобы иметь возможность, если понадобится, немного подумать, как извращенный нарциссист, с единственной перспективой предвидеть его дальнейшие удары, и лучше мы в защищать.

Процедура:

Инструкция:

Оценка:

Ребенок справился с заданием на достаточно высоком уровне (5 баллов - задание выполнено без ошибок и без помощи педагога – психолога) .Семантическая устойчивость, точность запоминания сформированы на достаточном уровне. Прочность запоминания предъявленных предметов говорит о достаточно сформированной кратковременной памяти

Использование этой части виновно в жертвах, которые, рисуя, иногда удивляются, если они сами не скручены как их агрессор. Это неверно, поскольку они предпочли бы не думать об этом и не делать этого, не найдя в этом никакого удовольствия. И учитывая, что он инстинктивно будет на один шаг вперед в этом способе мышления, так как он болен. Таким образом, у нас есть доступ к этим мыслям и защите в экстремальных ситуациях. В нарциссическом извращении это режим функционирования установленный и патологический.

Как мы стали видеть из предыдущего вопроса, нарциссические извращения развили очень измененное мировоззрение. Симпатично символизировалось, прежде чем он сделал работу по выращиванию, когда его воспитывали его восхождения, а затем отменил, как будто он не был связан с ними, он питал фантазию о самообразовании. Недовольный родителями на его месте, возвращаясь к нему в наследство поколений, он не смог его интегрировать и, таким образом, оказался в отрицании различий между поколениями. А также в «отрицании истоков».

Материал: Методика повторения фраз

Процедура:

Инструкция:

Оценка:

Общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств памяти, продуктивности и устойчивости оценивается по шкале, например, очень высокий уровень -  8,71; У ребенка сформирована слуховая память на высоком уровне, что говорит о сформированности языковой, речевой деятельности

Оттуда он терпеть не может, чувствует себя невыносимым

Без сознательного согласия по общим правилам в социальной группе никакой работы не может быть, никакое согласованное решение не может быть принято, никакое регулирование не может иметь место: для этого есть место только для индивидуальных решений!, Андре Сирота.

Если рамки, управляемые известными правилами, не интересуют его, это потому, что они могут быть полезны другим, кроме него. Поэтому он предпочитает неясность, с которой он может, при необходимости, эвакуироваться во всем спокойствии и безнаказанности, не имея необходимости говорить об этом, не будучи замеченным, правило, которое мешает ему импровизировать другого, Андре Сирота.

Мнестические процессы

(объем памяти, динамика запоминания)

Заучивание 10 слов, 6 слов, Запоминание рассказа

Объем и динамика памяти не снижены, в норме. Точность запоминания сформирована на высоком уровне.

Процедура:

Инструкция:

Оценка: отмечается максимальное

В защите власти он может вызвать восхищение и даже создать вокруг него группу поддержки. В этом случае те, кто последует за ним, сделают это в ущерб. Поэтому он может захотеть приблизить предшественников к нему, но замолчать. Фактически, он видит только поле битвы, в котором он чувствует себя одиноким перед врагом. В дополнение к этому, он чувствует себя одиноким, несмотря на все союзы, которые он смог маневрировать, чтобы получить то, что другие служат ему в качестве вспомогательных средств. Отсюда и родство между этой порочностью и паранойей.

количество запомненных поз.

VII

Исследование внимания

Методика « Найди и вычеркни»

8

VIII

Исследование мышления

Пирамида.

Цель :

Почтовый ящик.

Цель : исследование возможности осуществления операций сравнения и установления тождества объектов на материальном уровне.

Поэтому ему лучше систематически взять на себя инициативу и атаковать цель. Таким образом, он создает, когда только может, ситуацию пожара, где мир преобладал до того, как он говорил, посеяв путаницу в локальной системе дифференциации мест, Андре Сирота, Больше, чем увлекся, он рисует всегда первый, неожиданным, объективно оценивая своих жертв ответственность за удары, которые он только что управлял. Те, у кого нет оснований заранее подготовиться к войне, всегда разоружаются такой трансгрессивной, раздражительной, иногда соблазнительной, часто блестящей и разрушительной провокацией, Андре Сирота.

Ход выполнения задания :

(умственные категории – анализ, синтез, сравнение).

Разрезные картинки

Цель :

Собирание башни

Материал:

Процедура:

Инструкция: «Собери, как я».

Исследование состояния общей моторики.

Борьба с любым общим удовольствием. Это потому, что он чувствует какую-то странность, которую он не понимает в какой-либо кооперативной и плодородной ситуации, заставляя его противостоять последней энергии. Таким образом, место, участники или момент никогда не являются правильными.

Предоставляя кредиты другим или другим, без обоснованных аргументов, клеветнических, аффективных, злых мыслей или мотиваций, нецелесообразно. Он предлагает, чтобы они не были здесь вместо них, совершили бы предосудительные действия, за исключением любого другого члена, достойного рассматриваемого сообщества.

Материал: мяч, обруч.

Процедура 1:

Инструкция 1:

Процедура 2:

Инструкция 2:

Процедура 3:

Инструкция 3:

Процедура 4:

Инструкция 4:

Процедура 5:

Инструкция 5:

У ребенка сформирован полный объём выполнения пяти заданий, нормальный темп, достаточная координация, быстрая переключаемость движений - 5 баллов высокий уровень.

Оттуда он не может стоять: все, что приказывает и позволяет ему быть обнаруженным, все, что открывает пространства для промежуточных встреч, позволяющих выражать индивидуальность, субъективность, взаимное признание. Таким образом, у психолога будет много структурных и репрезентативных пунктов, чтобы возобновить и переработать в терапевтических отношениях с извращенным нарциссистом.

Когда мы встречаем извращенного нарцисса, его трудно вымыть. Чаще всего это семья, которая предупреждает о тревоге. Первоочередной задачей является не знать, имеем ли мы дело с нарциссическим извращем, а чтобы научить жертву защищать себя и остановить или даже нейтрализовать те атаки, на которые он подвергается.

Однако процедуры № 2,3 говорят о том, что графомоторные навыки сформированы на ровне выше среднего.

Диагностика "Изучение понимания эмоциональных

состояний людей"

Анализ. Предметом психодиагностики являются индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психическом развитии. По результатам диагностического обследования уровня психического развития ребенка выявлено, что дефицитарных функций в развитии ребенка не наблюдаются. Нет глубоко отставания в формировании всех сфер и процессов.

Нарциссист извращает атаку только слабых людей?

Из этих фактов мы - каждая потенциальная цель! Нарциссический извращенец раскрывает свою истинную личность только одной жертве, или может ли он иметь несколько одновременно. Элен Ройер: нападая на целевого человека, нарциссический извращенец также сводился к бессилию третьих лиц. Пусть они будут свидетелями, заложниками, слепыми, сознательными, будь то оборонительные, молчаливые или даже пособники. Поэтому он убивает несколько раз одним камнем! Нарциссические извращенные любят заикаться, парализовать мысли и эмоции других.

Познавательная деятельность сохранна. Способность обобщению и отвлечению находится в норме. Обладают способностью принимать помощь взрослого, и переносить принцип решения аналогичных задач, самостоятельно замечать свои ошибки. Для изучения памяти, сконструировали комплекс, включающий нейропсихологические пробы А.Р.Лурия. Уровень соответствует высокому.

Процессы внимания (концентрация, переключаемость) сформированны на достаточном уровне.

Ребенок успешно прошел все этапы формирования операций сравнения, установления тождества в мыслительной деятельности (умственные категории – анализ, синтез, сравнение). Мелкая моторика соответствует возрастным особенностям развития, без отклонений. Но необходимо обратить внимание на дальнейшее развитие графомоторных навыков. А также на освоение собственного тела и телесные движения.

Волевое начало проявляется в продуктивной деятельности, где он обнаруживает способность достигать цели. Стараться сделать качественно, переделывать, если не получилось.

Рекомендации. Воспитателям обратить серьезное внимание на формирование речевой деятельности по разделам, соответствующим ГОСО РК ДВО. На занятиях и во второй половине дня, в игровой деятельности проводить чаще, систематически проводить дидактические обучающие игры, обязательно используя наглядный красочный материал, иллюстрации. Нейропсихологические методы коррекции: арттерапию, дыхательную гимнастику, конструктивно-коммуникативные игры, пуантилизм (пальцевая живопись), пластилиновую живопись, пальчиковую гимнастику. Чаще проводить фонематические речевые игры, необходимые для формирования устойчивого закрепления звукового состава слова, и в дальнейшем неискаженного воспроизведения.

Педагог- психологу-провести консультационно-просветительскую работу с педагогами, родителями (лекции, практические занятия с отработкой методов и приемов работы) по темам:

    арттерапию,

    дыхательную гимнастику,

    конструктивно-коммуникативные игры,

    пуантилизм (пальцевая живопись),

    пластилиновую живопись,

    пальчиковую гимнастику.

    Нейропсихологическая программа диагностики и коррекции. Н.Семенович

Карта психодиагностики детей дошкольного возраста.2

Ф.и. ребенка_________Болат қызы Әсем _________________________________________________________________________________ ____________

Дата рождения______________________________________дата проведения_________________________________________________________________

Воспитатель__ Абильгазина Меруерт Муратовна _______________________________________________________________________________________

Группа _____________ старшая «Раушан»_______________________________________________________________________________________________

Изучаемая сфера

Содержание, процедура, материал, инструкция методики

Примечание

Обследование импрессивной стороны речи

Понимание слов, обозначающих предметы, находящиеся в поле зрения ребенка (их признаки, действия и т.п.) Педагог предлагает ребенку рассмотреть серии картинок и просит: «Покажи куклу, мяч и т.д.» Обобщающие понятия могут быть выявлены при выполнении действий по инструкции: «Поставь игрушки на стол» «Найди среди игрушек игрушки круглой формы (красного цвета)» и т.д.

Понимать обращенную к нему речь совершенствуется примерно до 1,5 лет.

формируется наглядно-образное мышление ребенка, в котором решение задач происходит в результате воображаемых действий с предметами. Ребенок накопил все больше представлений об общих свойствах предметах - их форме, цвете и величине.

Образования двухсловных предложений, не увеличилось количество слов в предложении до трех и больше,еще не может применять правила образования разных форм глагола, а также множественного числа существительных и притяжательных форм. На следующей стадии овладения языком не сформированно образование отрицательных и повелительных предложений, не может задавать вопросы. Начинает формироваться, но не в полном объеме планирующая функция речи. Возникает описательная - речь-монолог, требующая кропотливой работы.

Исследование восприятия

Соотнесение картинок по цвету.

Материал: цветные квадраты 10х10 см и цветные фигуры (синий, красный, жёлтый, чёрный цвета).

Процедура: Перед ребёнком раскладываются цветные квадраты и даются цветные фигуры. Даётся ниже приведённая инструкция.

Инструкция: «Положи фигурку на квадрат такого же цвета».

(4 баллов - задание выполнено правильно только с организующей помощью педагога – психолога)

Показ основных цветов.

Материал: цветные фигуры (синий, красный, жёлтый, чёрный, белый цвета).

Процедура: перед ребёнком раскладывают пять цветных фигур. Даётся ниже приведённая инструкция.

Инструкция: «Покажи синюю (красную, жёлтую, чёрную, белую) фигурку».

Ребенок справился с заданием на достаточно среднем уровне (допущены две ошибки - 3 балла)

Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса.

Ориентировка на собственном теле.

Ориентировка на собственном теле.

Процедура: педагог называет части тела и просит ребёнка их показать.

Инструкция: «Покажи, где у тебя голова, глазки, животик, ушки, ноги».

Ребенок справился с заданием на достаточно среднем уровне

(5 баллов - задание выполнено без ошибок и без помощи педагога – психолога)

Различение основных геометрических форм .

Материал: два комплекта геометрических фигур.

Процедура: перед ребёнком раскладывают геометрические фигуры в такой последовательности: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал. Затем просит ребёнка разложить второй комплект геометрических фигур в такой же последовательности.

Инструкция: «Положи картинки так же, как я ».

Ребенок справился с заданием на достаточно высоком уровне (5 баллов - задание выполнено без ошибок и без помощи педагога – психолога)

Восприятие величины.

Материал: три карточки, на которых изображены одни и те же предметы разного размера: большой, средний и маленький.

Процедура: логопед даёт ребёнку карточку и просит обвести самый большой (маленький) предмет.

Инструкция: «Посмотри, здесь нарисованы грибы разного размера. Обведи самый маленький гриб (самый большой дом, самую маленькую ёлочку)».

Ребенок справился с заданием на достаточно высоком уровне (5 баллов - задание выполнено без ошибок и без помощи педагога – психолога)

Задание выполнено самостоятельно, но медленно, с длительным поиском нужного варианта ответа - 4 балла

III

Оценка слухового восприятия

Определение направления звучания игрушки.

Материал: любая звучащая игрушка.

Процедура: ребенок сидит с закрытыми глазами. Логопед подаёт звуковой сигнал какой-либо игрушкой спереди, сзади, сверху, справа, слева от головы ребёнка и просит показать рукой, откуда был сигнал.

Инструкция: «Закрой глазки. Я буду звенеть колокольчиком (или ударять в бубен) рядом с тобой. Слушай внимательно и покажи рукой, откуда ты услышал звучание игрушки».

Ребенок справился с заданием на достаточно высоком уровне (5 баллов - задание выполнено без ошибок и без помощи педагога – психолога) . Определи правильно и показал направление звука

Оценка способности к дифференциации звучащих игрушек.

Материал: звучащие игрушки: бубен, дудочка, погремушка, гармошка, колокольчик; ширма.

Процедура: Ребёнку демонстрируют звучание пяти игрушек. Затем логопед за ширмой подаёт звуковой сигнал какой-либо игрушкой и просит ребёнка сказать: какая именно игрушка звучала.

Инструкция : « Покажи, какая игрушка звучала».

Ребенок справился с заданием на достаточно высоком уровне (5 баллов - задание выполнено без ошибок и без помощи педагога – психолога) . Определи правильно и показал направление звука, и какая игрушка звучала

Исследование памяти.

Исследование состояния зрительной памяти.

Материал: 10 предметных картинок.

Процедура: ребёнку предъявляется ряд из десяти картинок в течение 45 секунд. Затем показывают 15 картинок, из которых нужно выбрать те, которые были предъявлены в первый раз.

Инструкция: «Давай поиграем. Посмотри внимательно на картинки и постарайся их запомнить. Потом я дам тебе много картинок, а ты постарайся узнать и показать только те, которые я показывала в первый раз».

Оценка: отмечается количество запомненных картинок.

Ребенок справился с заданием на достаточном среднем уровне (Средний уровень - 4,1 - 6,4; 4-7 баллов - продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя).

Семантическая устойчивость, точность запоминания сформированы на достаточном среднем уровне. Прочность запоминания предъявленных предметов говорит о среднем уровне сформированной кратковременной памяти

Исследование состояния слуховой памяти.

Материал: Методика повторения фраз

Процедура: Предлагаются фразы для запоминания:

    слогов - Дети должны лечь спать. Дети пошли гулять.

    слогов - Часы висят на стене. Чашка стоит на столе.

    слогов - Лошадь бежит на дороге. В лесу весной поют птицы.

    слогов - Кошка побежала за мышкой. Зимой на улице холодно.

Инструкция: «Я произнесу предложение, а ты повтори его».

Оценка: отмечается максимальное количество слогов в запоминаемой ребёнком фразе.

Общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств памяти, продуктивности и устойчивости оценивается по шкале, например, очень высокий уровень -  8,71; У ребенка сформирована слуховая память на среднем уровне - 4,1 - 6,4; т.к. это непосредственно связано с несовершенством их языковой и речевой возможности.

Исследование двигательной памяти

Запоминание десяти статистических поз.

Процедура: педагог демонстрирует ребёнку десять поз: «чебурашка», «балерина», «солдатик», «звезда», «ракета», «мишка», «белка», «заяц», «буратино», «комочек».

Инструкция: « Давай поиграем. Посмотри, кого я тебе покажу: это Чебурашка (балерина, солдатик и т.д.). А теперь ты покажи мне всех кого ты запомнил».

Оценка: отмечается максимальное

количество запомненных поз.

Зрительно-моторная, двигательная память сформирована на достаточно высоком уровне. Ребенок справился с заданием на достаточно высоком уровне (5 баллов - задание выполнено без ошибок и без помощи педагога – психолога) .

VII

Исследование внимания

Методика « Найди и вычеркни»

Задание, содержащееся в этой методике, предназначено для определения продуктивности и устойчивости внимания. Ребенку показывают бланк, на котором в случайном порядке даны изображения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребенок перед началом исследования получает инструкцию следующего содержания:

«Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово «начинай», ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо будет до тех пор, пока я не скажу слово «стоп». В это время ты должен будешь остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово «начинай». После этого ты продолжишь делать то же самое, т. е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово «конец». На этом выполнение задания завершится».

В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорятся слова «стоп» и «начинай».

8 -9 баллов - продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая.

Ребенок с заданием искать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например звездочку перечеркивать вертикальной линией, а домик - горизонтальной справился на достаточном уровне. Экспериментатор сам отмечал на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие команды. Показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка, находится в Зоне высокопродуктивного внимания – от 0,75-1,00. Зона очень высокопродуктивного внимания в интервале от 1.00-1,25

VIII

Исследование мышления

Пирамида.

Разбор и складывание пирамиды, ранжируя кольца по величине

Методика описана А.А.Венгер, Т.Л.Выготской, Э.И.Леонгард (1972с.).

Цель : исследование наглядно-действенных форм мышления, возможности моделирования с учетом величины деталей (на материальном уровне).

Оборудование: пирамида из 7 колец с прямым не конусообразным стержнем

Ход выполнения задания: ребенку предлагается собрать пирамиду.

Инструкция: «Найди самое большое колечко и одень его, молодец, теперь опять возьми самое большое и одень его и т.д.»

Пользуется зрительным соотнесением. Задание выполнено на высоком уровне

Уже накоплен опыт больше, чем в других возрастных группах представлений об общих свойствах предметах - их форме, цвете и величине. А с развитием речи начинает формироваться знаковая (символическая) функция сознания, что говорит о высоком уровне сформированности наглядно-действенного мышления.

Почтовый ящик.

(Психолог в детском дошкольном учреждении. Методические рекомендации. М., 1996.С.31-32)

Методика описана А.А.Венгер, Т.Л.Выготской, Э.И.Леонгард (1972г.).

Цель : исследование возможности осуществления операций сравнения н установления тождества объектов на материальном уровне.

Оборудование: коробка с прорезями и набор объемных вкладок по форме прорезей (основания их соответствуют форме прорезей).

Ход выполнения задания : ребенку предъявляются объемные вставки так, чтобы их основание оказалось вверху, и коробка.

Инструкция: «Посмотри как я положил фигурку в ящик (педагог при этом берет одну из фигур, бросает ее в ящик и предлагает ребенку сделать так же), теперь давай ты сам все фигурки спрячь в ящик.»

Неадекватным для них будет складывание пирамиды с попыткой надеть кольцо на закрытый колпачок. Дети старше 3-х лет должны нанизывать пирамидку с учетом величины, но могут прибегать к пробам и примериванию, дети старше 5-ти лет должны пользоваться зрительным соотнесением.

Ребенок успешно прошел все этапы формирования операций сравнения, установления тождества (умственные категории – анализ, синтез, сравнение).

Задание выполнено на высоком уровне зрительным соотнесением в соответствии с психофизическими возрастными особенностями.

Разрезные картинки

(Психолог в детском дошкольном учреждении. Методические рекомендации. М., 1996.С.33-34)

Цель : исследование наглядно-образного мышления, возможности перцептивного моделирования, способности соотнесения частей и целого и их пространственной координации, то есть исследование возможностей синтеза на предметном уровне.

Оборудование: квадраты, разрезанные на две, три, четыре и пять частей

Большинство детей старше 4-х лет действует соотнесением взором. Дети трех лет складывают квадраты из трех частей, четырех лет из четырех, пятилетние дети из пяти частей.

Задание выполнено на высоком уровне зрительным соотнесением в соответствии с психофизическими возрастными особенностями. Способом зрительного соотнесения.

Исследование конструктивного праксиса и ручной умелости

Собирание башни

(Психолог в детском дошкольном учреждении. Методические рекомендации. М., 1996.С.32-33)

Методика позволяет оценить зрительно-пространственную координацию ребенка, сформированность конструктивного праксиса.

Материал: материалом служат 10 кубиков одного размера с ребром не менее 3 см..

Процедура: педагог собирает из кубиков башню и просит ребёнка собрать такую же.

Инструкция: «Собери, как я».

Нормой выполнения задания считается собирание башни из 10 предметов к двум с половиной годам.

Задание выполнено самостоятельно, без подсказки педагога, на 5 баллов – ребенок самостоятельно собрал башню из 10 кубиков;

Исследование состояния общей моторики.

Исследование состояния общей моторики.

Материал: мяч, обруч.

Процедура 1: ребёнок стоит прямо, руки разведены в стороны, глаза закрыты в течение 10 секунд.

Инструкция 1: «Встань прямо, руки в стороны, глазки закрой, как я».

Процедура 2: ребёнок находится в том же положении, его просят прикоснуться любой рукой к кончику носа.

Инструкция 2: «Встань прямо, руки в стороны, глазки закрой и дотронься рукой до кончика носа. Вот так».

Процедура 3: ребёнок стоит прямо с вытянутыми вперёд руками, его просят нарисовать руками в воздухе небольшие круги.

Инструкция 3: «Встань прямо, руки вытяни вперёд и нарисуй ими кружочки в воздухе. Вот так».

Процедура 4: логопед и ребёнок встают друг напротив друга и кидают мячик.

Инструкция 4: « Давай поиграем в мячик. Лови! А теперь кидай мячик мне».

Процедура 5: Логопед кладёт на пол обруч и просит ребёнка несколько раз в него прыгнуть.

Инструкция 5: «Давай поиграем. Представь себе, что ты птичка, а этот круг - твой домик. По моей команде ты будешь залетать и вылетать из домика».

Ребенком выполнен средний (неполный) объём выполнения пяти заданий, неполный объём выполнения заданий, замедленный темп и переключаемость с одного движения на другое, координация не нарушена - 3 балла;

Процедуры № 2,3, 4 говорят о том, что графомоторные навыки сформированы на уровне среднего.

Анализ. Процесс развития целенаправленного запоминания сформирован на среднем уровне, в соответствии возрастным особенностям развития. Начало формировааться на начальном этапе внутренняя речь, а значит и процесс причинно-следственных связей между предметами и явлениями.

При проведении теста было выявлено, что ребенок одинок, чувствует себя одиноким в окружении сверстников и взрослых. Не открыт в общении, необщителен, конфликтен. Неудовлетворен своим положением в группе. Стремиться доминировать, что присуще конфликтным детям. Существуют проблемы в эмоционально-волевой сфере, общении, неумении найти эмоционально-положительный источник. Преобладание неоптимистичного настроения.

Ребенок успешно прошел все этапы формирования операций сравнения, установления тождества в мыслительной деятельности (умственные категории – анализ, синтез, сравнение). Мелкая моторика соответствует среднему у ровню возрастных особенностей развития, без отклонений. Необходимо обратить внимание на дальнейшее развитие графомоторных навыков, зрительно-моторной координации. А также на освоение собственного тела и телесные движения.

Волевое начало по немному стало проявляется в продуктивной деятельности, где он обнаруживает способность достигать определенной цели. Стараться сделать качественно, переделывать, если не получилось.

Рекомендации. Воспитателям обратить серьезное внимание на формирование речевой деятельности по разделам «Словообразование», «Грамматически правильная речь», «Звукопроизношение (фонематическое восприятие)».

На занятиях и во второй половине дня, в игровой деятельности проводить чаще, систематически проводить дидактические игры, типа

« Кто как кричит», «узнай по описанию», « На что похоже», « Найди и нарисуй » и т.д. А также ставить следующие задачи:

Развивать системность мышления в процессе расширения знаний о предметах.

Различать и называть существенные детали предметов, группировать их по функциональному признаку.

Уметь выделять главные и второстепенные функции предметов.

Активизировать и обобщать словарь, например по теме «Головные уборы»: шапка, шляпа, панама, каска, фуражка, кепка, бейсболка, пилотка, бескозырка, папаха.

Обогатить знания детей о свойствах материалов, из которых изготавливаются предметы.

Создать образы головных уборов, сделанных из материалов: дерева металла, хрусталя, бумаги, используя метод фокальных объектов.

На прогулках, экскурсиях, в утренний отрезок времени проводить психотехнические упражнения из нейропсихологической программы Сиротюк, Н. Семенович, использовать развивающие игры из практической жизни Марии Монтессори.

Психологу - провести консультации воспитателям и родителям

Цель консультирования - установить отношение тестируемых к профессиональным стрессовым ситуациям. Для этого мы провели интервью в форме беседы, вопросы для которой были разработаны с учетом специфики нашей проблемы. Количество клиентов - 3 человека. Интервью было проведено с каждым в отдельности на каждый прием консультирования отводилось 15-20 мин.

Протокол 1. Код испытуемого: Р.Н.В., 27 лет Дата проведения: 06.10.06.

№ п/п вопроса

Ответы респондента

Примечание

Во время беседы интервьюируемый неохотно отвечал на ряд вопросов, прежде чем ответить анализировал свою семейную ситуацию, возмущался поведением несправедливым отношением к себе начальства

3. Вы нервный человек?

Расслабленная поза

Респондент спокоен и расслаблен

Лицо задумчивое, нервное движение рук

Расслабленная поза

7 Вам нравится ваша работа?

Респондент спокоен и расслаблен

Лицо задумчивое, нервное движение рук

Расслабленная поза

Респондент спокоен и расслаблен

Обработка и интерпретация результатов: по результатам можно сделать предположительный вывод, что тревожность является доминирующим эмоциональным переживанием стрессовых ситуаций у данного испытуемого.

Протокол 2. Код испытуемого: Д.О.Н., 22 г. Дата проведения: 07.10.06.

№ п/п вопроса

Ответы респондента

Поведение (вербальное, невербальное)

Примечание

1. Часто ли вы испытываете стресс на работе?

Респондент спокоен и расслаблен

Во время беседы интервьюируемый охотно отвечал на ряд вопросов, прежде чем ответить долго думал и взвешивал сой ответ.

2. Вас часто беспокоит бессонница?

Расслабленная поза

3. Вы нервный человек?

Респондент спокоен и расслаблен

4 Часто ли вы конфликтуете с начальством?

Респондент спокоен и расслаблен

5 У вас возникает чувство, что вас незаслуженно обидели?

Расслабленная поза

6. Вы часто получаете выговор?

Респондент спокоен и расслаблен

7 Вам нравится ваша работа?

Респондент спокоен и расслаблен

8 Вы считаете, что ваша работа опасна?

Расслабленная поза

9 Вы конфликтный человек, не так ли?

Респондент спокоен и расслаблен

10. Вы легко справляетесь с неудачами?

Респондент спокоен и расслаблен

Обработка и интерпретация результатов: по результатам можно сделать предположительный вывод, что интервьюируемый адекватно реагирует на стрессовые ситуации на рабочем месте.

Протокол 3. Код испытуемого: Ф.А.Ю, 40 л. Дата проведения: 07.10.06.

№ п/п вопроса

Ответы респондента

Поведение (вербальное, невербальное)

Примечание

1. Часто ли вы испытываете стресс на работе?

Респондент спокоен и расслаблен

Во время беседы интервьюируемый охотно отвечал на ряд вопросов, прежде чем ответить анализировал свою семейную ситуацию.

2. Вас часто беспокоит бессонница?

Респондент спокоен и расслаблен

3. Вы нервный человек?

Респондент спокоен и расслаблен

4 Часто ли вы конфликтуете с начальством?

Респондент спокоен и расслаблен

5 У вас возникает чувство, что вас незаслуженно обидели?

Респондент спокоен и расслаблен

6. Вы часто получаете выговор?

Расслабленная поза

7 Вам нравится ваша работа?

Респондент спокоен и расслаблен

8 Вы считаете, что ваша работа опасна?

Респондент спокоен и расслаблен

9 Вы конфликтный человек, не так ли?

Расслабленная поза

10. Вы легко справляетесь с неудачами?

Респондент спокоен и расслаблен

Обработка и интерпретация результатов: по результатам можно сделать предположительный вывод, что данный испытуемый тяжело переносит стрессовые ситуации на работе.

Общие выводы:

Анализ результатов по проведенному интервьюированию позволил сделать выводы:

Р.Н. В. - тревожность является доминирующим эмоциональным переживанием стрессовых ситуаций у данного испытуемого.

Д.О.Н. - что интервьюируемый адекватно реагирует на стрессовые ситуации на рабочем месте.

Ф.А.Ю. - можно сделать предположительный вывод, что данный испытуемый тяжело переносит стрессовые ситуации на работе.

Я считаю, что проведенное мною интервью в целом удалось, так как мне удалось получить интересующие меня ответы по данной проблеме. Но все же для более профессионального интервьюирования мне необходимо больше опыта и практики.

Далее для оказания психологической помощи клиентам я провела коррекционный этап беседы, который проходил в виде группового тренинга, так как проблемы трех клиентов одинаковы - несформированность защитных механизмов стрессоустойчивости на рабочем месте.

Коррекционная работа строилась по трем направлениям:

1. снижение напряженности, связанной с излишней тревогой, беспокойством.

2. выработка конструктивных способов поведения в профессиональных ситуациях;

3. преодоление психотравмы, травматических последствий;

В соответствии с вышеуказанными направлениями были построены наши занятия, каждое из которых состояло из трех частей соответствующего содержания:

Саморегуляции психического состояния;

Развивающе-обучающая направленность;

Анализ события, лежащего в основе психотравмы.

Программа рассчитана на семь часов, с учетом 30 минут в неделю на одну группу.

Данное содержание нашло свое отражение в определенных упражнениях - релаксации, аутотренинги, обсуждение анонимной истории, игровые и учебные приемы. Участие в подобных процедурах позволило членам группы одновременно выступать и в роли активного участника и в роли наблюдателя, предоставляет возможность для эмоционального переживания, проведения интеллектуального анализа, тренировки определенных типов поведения.

Личностно-ориентированное психологическое консультирование при ПТС может осуществляться в двух основных формах - индивидуальной и групповой, каждая из которых обладает собственным потенциалом.

Когда человек чувствует себя принятым и понятым, тогда наступает улучшение, когда искренне вслушиваемся и проявляем уважение к способности человека найти свой собственный ответ. Исцеляют именно эти моменты принятия и понимания, и неважно наступают они в группе или наедине с психологом.

Важный аспект психологической помощи - способствование полноте переживаний человека. Только в том случае, если то или иное переживание оказывается прочувствованным во всей своей глубине и во всем объеме, оно может стать живым, свободным и преобразующимся.

Личностно-ориентированный подход в консультировании направлен не столько на познание объективных обстоятельств ("вещей", "сил", "условий" и т.п.) и даже не столько мыслей и действий людей, сколько на познание глубоких переживаний, эмоций и чувств. Данный подход позволяет воспринимать другого человека как личность, способную к выбору своего собственного направления в жизни.

Встреча в группе строится таким образом, что нуждавшийся в помощи подводится консультантом к принятию на себя ответственности за решение своих жизненных проблем. Этому способствует теплая эмоциональная атмосфера общения, заинтересованное эмпатическое слушание, установление близких межличностных отношений.

Эффективность использования консультирования состоит:

1. в выработке модификаций поведенческого стереотипа;

2. в принятии человеком на себя ответственности за выработку адекватного поведения в стрессовой ситуации, изменение отношения к событию, лежащему в основе психической травмы;

3. в воздействии на личность человека, делая ее менее уязвимой по отношению к ПТС.

Программа коррекционных занятий, проведенная нами с данной группой клиентов отражена в таблице

консультирование стрессовый психологический

Тематический план занятий по формированию стрессоустойчивости

№ занятия

Цель упражнения

упражнение

Кол-во часов

Занятие первое.

Установление контакта

беседа-знакомство

проработка травмирующего события, получение информации о себе в восприятии других, эмоциональная поддержка.

Обсуждение

истории №1

Снижение напряженности, владение своими эмоциями, регуляция мышечного тонуса

аутотренинг

Занятие второе.

Дать представление о том, какое влияние оказывает психотравма на психику человека.

Предоставление информации о психотравме

см. цель в занятии №1

Обсуждение истории №2

овладение навыками управления своим телом и психикой, снижение напряженности

Антистрессовая релаксация

Достижение равновесия в физическом и эмоциональном плане; осознание своего индивидуального стиля приложения силы

игра «толкни меня»

см. цель в занятии №1

Обсуждение истории №3

Снижение нервного и психического перенапряжения, управление своим настроением, упражнение умения сосредоточиться

концентрации

Занятие четвертое.

Самоанализ своего психического состояния

«продолжить» фразы

см. цель в занятии №1

Обсуждение истории №4

овладение своими эмоциями снижение напряженности

дыхательныеупражнения

развитие эмпатии, интереса к другим людям, повышение значимости других

беседа «люди вокруг меня»

см. цель в занятии №1

Обсуждение истории №5

овладение навыками управления своим телом и психикой, эмоциями; снижение напряженности

нахождение положительного и нейтрального в негативных ситуациях

позитивная и нейтральная переоценка

см. цель в занятии №1

Обсуждение истории №6

Снижение напряженности, связанной с излишней тревогой, беспокойством

аутотренинг

управление своим настроением, упражнение умения сосредоточиться

концентрационное упражнение

см. цель в занятии №1

Обсуждение истории №7

Описание используемых методик и упражнений:

Обсуждение истории одного из членов группы.

Психолог предлагает обсудить анонимную историю, которую пережил какой-то из членов группы, в ходе беседы все высказывают свои точки зрения на проблему этого человека, оценивают ее сложность, после чего совместно находят пути выхода из нее.

Сам факт помощи другому также имеет важное психологическое значение, приводящее к росту самоуважения, веры в собственные силы и формированию более позитивного отношения к себе и к жизни.

Так, например, клиент Д.О.Н. принимал активное участие в обсуждении всех историй и сопереживал другим членам группы, что облегчило процесс самоисследования и самораскрытия в направлении к подлинному Я. Помогая другим, он сам нашел выход из той тупиковой ситуации, в которой оказался. Он пытался понять и адекватно выразить одновременно и свои собственные переживания, и переживания своих партнеров по межличностному общению.

Методика кинофильма.

Цель: переоценка впечатлений о травмирующем событии.

Поначалу человек должен представить пожар как кино со своим участием. Пережить еще раз все детали. Затем представить себя зрителем этого же фильма, оценить все со стороны. И, наконец, войти в образ киномеханика, которому это кино надоело, поскольку прокручивает он его сто раз на дню. Пора бы поставить ленту на полку. Таким образом, человек переживает несколько этапов. Первый - ужас, на втором приходит успокоение, а на третьем возникает желание избавиться от надоевшей картины. Да, это было. Но надо жить дальше.

Так, Ф.А.Ю., принимавший участие в индивидуальном консультировании, вместе с психологом оказались в «кинотеатре» и стали смотреть фильм про пожар. Представить себя зрителем ему удалось только с третьего занятия, т.к. клиент находился под сильным впечатлением от произошедшего события и не мог переключиться на роль зрителя, постоянно представляя себя участником.

Позитивная и нейтральная переоценка.

К заданию следует относиться с юмором и легкостью. Составить список из пяти отрицательных качеств, присущих человеку, или из пяти негативных явлений. Затем попробовать найти в этом положительные стороны. Неплохо довести дело до абсурда: убийца - добровольный помощник правительства развивающейся страны, который занимается регуляцией народонаселения; пожар - событие, способствующее перестройке чего-либо не на словах, а на деле и т.д.

В эту игру можно играть и серьезно. Изложите на бумаге суть пяти ситуаций, которые могут иметь место в вашей жизни или имели, которых вы опасаетесь и последствия которых способны оказаться для вас просто неприятными или драматическими.

Так, Р.Н.В. оказался человеком с хорошим чувством юмора и придумала ряд юмористических ситуаций, настроив тем самым группу на позитивное восприятие негативных ситуаций, которое перешло даже в некое соревнование: кто больше?; изложение ситуации, которые опасались члены группы, не сопровождалось драматизмом и угнетенностью, а скорее нейтральной или позитивной оценкой.

Групповая беседа «Люди вокруг меня».

В ходе беседы предлагается придумать и сказать добрые и сочувствующие слова своему соседу.

Было замечено, что практически все слова сказанные своему соседу, предназначались как бы себе. Например, Ф.А.Ю., лицо которого сильно пострадало в спасательной операции по извлечению из пожара людей, сказал своему соседу: «Может быть, сейчас ты не в форме, но все проходит со временем, ты снова станешь красивым, здоровым и почти не будешь вспоминать о произошедшем».

Антистрессовая релаксация.

1) Лягте (в крайнем случае - присядьте) поудобнее в тихом, слабо освещенном помещении; одежда не должна стеснять движений.

2) Закрыв глаза, дышите медленно и глубоко. Сделайте вдох и примерно на десять секунд задержите дыхание. Выдох производите не торопясь, следите за расслаблением и медленно говорите себе: «Вдох и выдох, как прилив и отлив». Повторите эту процедуру пять-шесть раз. Затем отдохните около двадцати секунд.

3) Волевым усилием сокращайте отдельные мышцы или их группы. Сокращение удерживайте до десяти секунд, потом расслабьте мышцы. Таким образом пройдитесь по всему телу. При этом внимательно следите за тем, что с ним происходит. Повторите данную процедуру трижды, расслабьтесь, ни о чем не думайте.

4) Попробуйте как можно конкретнее представить себе ощущение расслабленности, пронизывающее вас снизу доверху: от пальцев ног через икры, бедра, туловище до головы. Повторяйте про себя: «Я успокаиваюсь, мне приятно, меня ничего не тревожит».

5) Представьте себе, что ощущение расслабленности проникает во все части вашего тела. Вы чувствуете, как напряжение покидает вас. Лежите спокойно, как «тряпичная кукла».

6) Считайте до десяти, мысленно говоря себе, что с каждой последующей цифрой ваши мышцы все более расслабляются.

7) Наступает «пробуждение». Сосчитайте до двадцати. Говорите себе: «Когда я досчитаю до двадцати, мои глаза откроются, я буду чувствовать себя бодрым».

Так, Р.Н.В. после трех упражнений релаксации сказал: «Раньше я сильно волновался и переживал по многим событиям и не знал, как остановить это волнение, как успокоиться, сейчас мне сделать это проще, т.к. при волнении я вспоминаю состояние расслабленности, полученное мной здесь, я начинаю спокойно и глубоко дышать, и волнение проходит само собой».

Концентрационные упражнения.

1. Сядьте на табуретку или обычный стул - только боком к спинке, чтобы не опираться на нее. Стул ни в коем случае не должен быть с мягким сиденьем, иначе эффективность упражнения снизится. Сядьте как можно удобнее, чтобы вы могли находиться неподвижно в течение определенного времени.

2. Руки свободно положите на колени, глаза закройте (они должны быть закрыты до окончания упражнения, чтобы внимание не отвлекалось на посторонние предметы - никакой визуальной информации).

3. Дышите через нос спокойно, не напряженно. Старайтесь сосредоточиться лишь на том, что вдыхаемый воздух холоднее выдыхаемого.

4. А теперь два варианта концентрационных упражнений:

а) концентрация на счете.

Мысленно медленно считайте от 1 до 10 и сосредоточьтесь на этом медленном счете. Если в какой-то момент мысли начнут рассеиваться и вы будете не в состоянии сосредоточиться на счете, начните считать сначала. Повторяйте счет в течение нескольких минут.

Б) концентрация на слове.

Выберете какое-нибудь короткое (лучше всего двусложное) слово, которое вызывает у вас положительные эмоции или же с которым связаны приятные воспоминания. Пусть это будет имя любимого человека, или ласковое прозвище, которым вас называли в детстве родители, или название любимого блюда. Если слово двусложное, то мысленно произносите первый слог на вдохе, второй - на выдохе.

В заключении организованного нами психологического консультирования по проблемам формирования стрессоустойчивости к профессиональным стрессовым ситуациям мы добились того, что у клиентов развилось чувство рефлексии, нейтрального для психики восприятия стрессов на работе. Следовательно, проведенное нами консультирование можно считать успешным.