Русский дипломат известный как поэт сканворд. Резня в русском посольстве. Две пары дуэлянтов

Русский дипломат известный как поэт сканворд. Резня в русском посольстве. Две пары дуэлянтов
Русский дипломат известный как поэт сканворд. Резня в русском посольстве. Две пары дуэлянтов

Российские дипломаты-писатели

Денис Иванович Фонвизин (1744-1792)

Д. И. Фонвизин
А. С. Грибоедов
К. Н. Батюшков
Ф. И. Тютчев
Д. В. Веневитинов
А. К. Толстой

В 1762 г. определился переводчиком в Коллегию иностранных дел. В 1763-1769 годах служил секретарем кабинет-министра И. П. Елагина. В 1769 году стал секретарем руководителя Коллегии иностранных дел Н. И. Панина, с которым его сближали ненависть к фаворитизму, убежденность, что России нужны «фундаментальные законы».
Д. И. Фонвизин выступал за всеобщее обучение, за постепенное — по мере «просвещения» — освобождение крестьян. Его идеалом политического устройства была просвещенная монархия. Был известен своими переводами с французского (трагедий Вольтера, философских трактатов) и очерковой книгой «Записки первого путешествия», в которой дана яркая картина предреволюционной Франции. Самое значительное произведение Д. И. Фонвизина — комедия «Недоросль» — оказало значительное влияние на развитие русского театра, на творчество Крылова, Грибоедова, Гоголя, Островского.

Константин Николаевич Батюшков (1787-1855)

Для его стихов характерно воспевание радостей земной жизни, утверждение внутренней свободы поэта, его независимости от государственной тирании.
В 1818-1820 годах К. Н. Батюшков являлся секретарем российской дипломатической миссии в Неаполе.
В 1822 г. Батюшков заболевает наследственной душевной болезнью, сделавшую невозможной его дальнейшую литературную и дипломатическую деятельность.

Александр Сергеевич Грибоедов (1795-1829)

Комедия «Горе от ума» — одна из вершин русской поэзии и драматургии, величайшее произведение отечественной и мировой классики.
В 1817 году А. С. Грибоедов поступил на дипломатическую службу в качестве переводчика Коллегии иностранных дел. В 1818-1820 годах являлся секретарем при поверенном в делах в Тегеране. В 1826 году — участвовал в подготовке Туркманчайского трактата. В 1828 году — получил назначение полномочным министром в Персию.
30 января 1829 года А. С. Грибоедов трагически погиб во время разгрома в Тегеране русской дипломатической миссии. Его вдова приказала выбить надпись на могильном памятнике писателя и дипломата: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?».

Дмитрий Иванович Долгоруков (1797-1867)

Дипломат, поэт и публицист.
Служил секретарем в дипломатических миссиях в Риме (1822-1826), Мадриде (1826-1830), Лондоне (1830-1831), Гааге (1831-1838), Неаполе (1838-1842). В 1843 году был назначен советником миссии в Константинополе. С 1845 года — полномочный министр при Тегеранском дворе. С 1854 года — сенатор.
В 1819 году был членом литературного общества «Зеленая лампа». Литературное наследие Д. И. Долгорукова включает путевые очерки, дневники, путевые записки, стихи.

Фёдор Иванович Тютчев (1803-1873)

Современники отмечали его блестящий ум, юмор, талант собеседника. Его эпиграммы, остроты и афоризмы были у всех на слуху. В 1859 году в журнале «Современник» была воспроизведена подборка стихов Тютчева и напечатана статья Н. А. Некрасова, в которой он причислил эти стихи к блестящим явлениям русской поэзии, поставив Тютчева в один ряд с Пушкиным и Лермонтовым. В 1854 году в приложении к «Современнику» были опубликованы 92 стихотворения Тютчева, а затем по инициативе И. А. Тургенева был издан его первый поэтический сборник. Лев Толстой называл Тютчева «одним из тех несчастных людей, которые неизмеримо выше толпы, среди которой живут, и потому всегда одиноки».
На дипломатической службе Ф. И. Тютчев находился с 1821 года. В 1822-1837 годах — секретарь дипломатической миссии в Мюнхене. В 1837-1839 годах — поверенный в делах при Сардинском королевстве (дипмиссия в Турине).

Дмитрий Владимирович Веневитинов (1805-1827)

Блестящий поэт, литературный критик, философ, был одним из организаторов московского «Общества любомудрия», которое ставило своей целью изучение идеалистической философии и романтической эстетики. Высшей целью человека и человечества считал самопознание как путь к гармонии мира и личности. Лучшие произведения Д. В. Веневитинова: «Поэт», «Жертвоприношение», «Последние стихи», «К моей богине», «Элегия», «Завещание», переводы из Гёте.
В 1825-1827 годах находился на дипломатической службе (в Архиве Коллегии иностранных дел и в Азиатском департаменте МИД России).

Алексей Константинович Толстой (1817-1875)

Широкую известность ему принес роман «Князь Серебряный» (1862). Хотя современная автору критика это произведение не приняла, вскоре оно вошло в число классических книг для детского и юношеского чтения. Популярны были лирические стихотворения А. К. Толстого. Многие из них (романсового типа) положены на музыку.
Большим успехом пользовались его баллады, былины и сатирические стихотворения. Вместе с братьями А. М. и В. М. Жемчужниковыми А. К. Толс- той создал всеми любимую литературную маску Козьмы Пруткова.
Создал драматическую трилогию — «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович» и «Царь Борис», сделавшую своего автора знаменитым не только в России, но и в Европе.
С дипломатической службой А. К. Толстого связывала работа в Архиве Коллегии иностранных дел (1834-1837) и в российской миссии во Франкфурте-на-Майне при германском сейме.

Николай Платонович Огарёв (1813-1877)

Русский поэт и публицист, известный своим участием в революционной деятельности. В Министерстве иностранных дел (в Архиве) работал в 1832-1834 годах — до ареста и ссылки.

Константин Николаевич Леонтьев (1831-1891)

Философ, писатель и публицист, автор романов, литературных эссе, многих статей. К. Н. Леонтьев оказал значительное влияние на духовное развитие российского общества.
На дипломатической службе К. Н. Леонтьев находился в 1863-1871 годах. Начал свою работу в МИД России с должности драгомана (переводчика) консульства на Крите. В 1864-1867 годах — и. о. консула в Адрианополе. В 1867 году становится вице-консулом в Тульче, а в 1869 — консулом в Янине, с апреля 1871 г. — в Салониках.
После тяжелой болезни К. Н. Леонтьев уходит из дипломатии и целиком посвящает себя научному и литературному творчеству.

Александр СемЁнович Ионин (1837-1900)

Известный российский дипломат и литератор, начавший служить в МИД драгоманом русского консульства в Сараеве в 1857 г.
В 1860-1864 гг. — консул в Янине, 1869-1875 гг. — консул в Рагузе (Дубровнике) и генеральный консул там же до 1878 г., в 1878-1883 гг. — министр-резидент в Черногории, 1883-1892 гг. — посланник в Бразилии. В 1883-1884 гг. временно командирован в Софию для управления российским генеральным консульством. Участвовал в установлении дипломатических отношений между Россией и Аргентиной (1885), Уругваем (1887), Мексикой (1890). В 1897-1900 г. — посланник в Швейцарии.
Литературная деятельность А. С. Ионина была весьма разнообразна. Он писал статьи на литературно-поэтические темы, публиковавшиеся, в частности, в газете И. С. Акcакова «День». Его перу принадлежат этнографические очерки и путевые записки о Балканах, а также две комедии. Литературный талант А. С. Ионина проявился и в его основном сочинении «По Южной Америке» (т. 1-4, СПб., 1892-1902), которое пользовалось популярностью в России и за рубежом.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что на сегодняшний день существует проблема: дипломат, кто он: государственный служащий или романтик?

Поэтому мы решили изучить эту тему, ведь до нас никто не задавался подобным вопросом. В этом заключается новизна нашего исследования.

Цель работы - доказать, что настоящий дипломат - это не только чиновник, но и творческая личность, патриот своей родины, способный выражать свою гражданскую позицию и чувства в поэзии.

Задачи:

  1. Выяснить значения терминов «чиновник», «дипломат», «поэт-дипломат», «патриот».
  2. Изучить поэтическую антологию сотрудников и ветеранов МИД России «Наша Смоленка».
  3. Изучить творчество поэтов-дипломатов о России.
  4. Выяснить, какими профессиональными и личными качествами должен обладать дипломат.
  5. Провести анкетирование учащихся и педагогов школы на тему «Что вы знаете о поэтах-дипломатах?».
  6. Сделать вывод о необходимости знакомства широкой школьной аудитории с творчеством поэтов-дипломатов России.

Объект исследования - профессиональные и личностные качества дипломата.

Предмет исследования - влияние увлечений и поэтического творчества дипломатов на их профессиональную деятельность и личностное развитие.

Методы исследования - поиск информации о творчестве дипломатов и их увлечениях, анализ стихов о России, написанных дипломатами, анкетирование учащихся и педагогов о знании творчества дипломатов, интервьюирование дипломатов об их видении профессиональных и личностных качествах дипломатов.

Мы учимся в посольской школе, а я расту в дипломатической семье, и как-то у меня возник закономерный вопрос: а кто он, дипломат? Первое, что приходит на ум - чиновник. Находим в словаре Ушакова значение термина «чиновник». «Чиновник - это государственный служащий» , а «дипломат - лицо, уполномоченное правительством для сношения с иностранным государством». .

Представлять интересы своей страны в иностранном государстве - дело очень ответственное. Работая за рубежом, дипломат проводит переговоры, отстаивает интересы России. Такой человек должен, несомненно, быть патриотом своей родины.

Патриот - это «человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины». .

Многие российские дипломаты имеют увлечения помимо своей профессиональной деятельности. Например, министр иностранных дел России Сергей Викторович Лавров является активным футбольным болельщиком и сам играет в футбол. Рубит дрова, занимается рафтингом, возглавляет Федерацию горного слалома России. А еще Сергей Викторович пишет стихи… Причем, поэтов-дипломатов в МИДе довольно много.

Как-то дома я увидела у родителей сборник стихов поэтов-дипломатов, начала читать, мне стало очень интересно. Оказывается, есть такая газета в МИДе, которая называется «Наша Смоленка», есть сборники стихов поэтов-дипломатов! Взяв в руки сборники поэтической антологии «Наша Смоленка» я окунулась в мир поэзии российских дипломатов. О чем пишут дипломаты в своих стихах? Оказывается, обо всем, что волнует любого человека: о любви, о жизни, о родине, о своих родителях, о детстве и школе.

Зачем им это нужно? Ведь стихи - это что-то совсем далекое от настоящей дипломатии. А потом я узнала, что увлеченность поэзией и стихотворчеством - давняя традиция представителей русского дипломатического корпуса.

Ни одна дипломатическая служба стран мира не имеет столько имен, вошедших в историю родной литературы и особенно поэзии, как русская, начиная с XVIII века. Как не вспомнить Антиоха Кантемира, Ивана Хемницера, Дениса Фонвизина, Дмитрия Веневитинова, Вильгельма Кюхельбекера, Константина Батюшкова, Алексея К. Толстого, Аполлона Майкова, Якова Полонского. И это кроме «великих» - Александра Грибоедова, Александра Пушкина и Фёдора Тютчева!

Классики русской поэзии, поэты-дипломаты, хотели видеть Россию счастливой. Своё назначение они находили в честном служении ей. Красной нитью через их поэтическое творчество проходит тема любви к своему народу, к Родине, к её духовным истокам, отечественной истории. В своих стихах они горели одним желанием - сделать Отчизну ещё прекрасней. Русские дипломаты всегда были вместе со своим народом, переживали с ним и радости, и беды, и поражения, и победы. Российские поэты-дипломаты твёрдо убеждены, что есть потайная нить, связующая язык дипломатии и поэтическое творчество (имеется в виду поиск выражения политической мысли через краткое, ёмкое художественное слово).

Поэтические традиции великих предшественников продолжаются и современными поэтами - дипломатами.

Снова возвращаемся к вопросу исследуемой темы. Так кто же он - настоящий дипломат? Чиновник, романтик-поэт, обычный человек, с присущими ему достоинствами и недостатками? Ответы на свои вопросы я получила, прочитав стихи современных поэтов-дипломатов России.

Для начала посмотрим, что пишет в своем известном стихотворении «Посольский приказ» министр иностранных дел России Сергей Лавров:

В поле воин один - так бывает, и это не ново.

Дипломат должен сам дать единственно верный ответ.

Должен он, как поэт, находить только верное слово,

Крепко помня при том, что пророков в отечестве нет

Получается, что, по мнению автора, дипломат и поэт - это творческие профессии. Мои родители рассказали мне, что дипломаты - достойные наследники традиций, которые воспитали предыдущие поколения российских патриотов - чиновников по службе, поэтов и романтиков по своей сути. Великий русский поэт Федор Иванович Тютчев, к примеру, тоже был поэтом, причем не просто поэтом, а очень известным и почитаемым.

В почете Тютчев в нашем МИДе,

Как самый старший ветеран,

Традиций дорогих хранитель,

Патриотических начал.

Он подвиг свой свершил духовный,

Но славой не был ослеплен.

Душою, словом и любовью

Скрепил в России связь времен, -

так пишет дипломат Леонард Усыченко в своем стихотворении «Связь времен» . Действительно, связь времен не прерывается, она продолжается в работе и творчестве современных дипломатов.

Дипломат - это настоящий патриот своего Отечества, человек искренне любящий Родину:

О, Русь моя, люблю твои поля,

Люблю луга, болотца, перелески.

Где гомон птиц и вольный ветер резкий,

Где пахнет медом грешная земля .

Эти строчки написаны Владимиром Масаловым. Стихотворение называется «О, Русь!». Поэт описывает свои чувства к Родине, к ее природе. Все, что окружает его, вызывает неповторимые эмоции. Поэт плачет и радуется вместе со своей страной:

Страна моя, как сладко мне с тобой!

Порой я плачу, что тебе так больно,

Порой слеза грудь орошит невольно,

В моей душе - ты остров счастья мой! .

Трепетно и нежно пишет о родине Виктор Посувалюк. Читая эти строки трудно представить, что их автор - чиновник, который методично и четко выполняет свой служебный долг:

Спой ты песню мне, песню русскую,

Про родимый край, косу русую,

Про березку ту, ель колючую,

Что во сне меня кличут, мучают .

Лаконично и просто пишет о своей любви к родине в стихотворении «2000» поэт-дипломат Михаил Романов:

Этих озер синь,

Этих лесов сень,

Взгляд за луга кинь –

Новый встает день.

Синих небес высь,

Желтых полей грусть,

Это моя жизнь,

Это моя Русь .

Поэты-дипломаты постоянно обращаются к образу родины как к образу родной природы, совсем как Пушкин, Есенин, Тютчев…

Например, Михаил Камынин пишет:

Ах, березы, ох, осины и акации!

Это вовсе не муляж, не декорации.

Это чувства и рябиновый рассвет,

Родина Россия, тебя краше нет! .

Ну что может быть лучше, чем такая восторженность от всего русского, родного! В этом видится настоящий русский человек, гражданин, патриот. Он душой болеет за ее интересы, для него Россия - все!

Мы можем еще долго и интересно рассуждать на тему: кто же он, дипломат? «Государев человек», политик или романтик, тонко чувствующий природу родного края, лирику русской души? очень образно написано об этом в стихотворении «Дипломат». Его автор Игорь Михеев выразил свою мысль так:

Когда смолкают автоматы

И наступает тишина,

В борьбу вступают дипломаты,

Чтоб обеспечить мир сполна.

Перо у них штыка острее.

Язык им служит для того,

Чтоб выражаться похитрее,

Не обещая ничего.

Нам говорят, что слишком дорог

Народу дипломатов труд,

Зато они не только порох –

Людские жизни сберегут! .

Главное для дипломата, как чиновника, как романтика и поэта - сам человек! Его жизнь, которая не имеет цены, потому что она - бесценна! И целью работы любого дипломата является защита интересов своей родины и ее граждан!

Основывая свое мнение на вышеизложенном, мы предполагаем, что настоящий дипломат должен обладать такими качествами личности, которые позволили бы ему творчески подходить к решению самых сложных и запутанных вопросов внешней политики государства.

Для подтверждения своей гипотезы я решила взять интервью у своих родителей и задала им следующие вопросы: «Какими профессиональными качествами, по вашему мнению, должен обладать дипломат?». По их мнению, дипломат должен обладать широким кругозором, свободно владеть языком страны пребывания, уметь хорошо разбираться в современной международной ситуации.

Еще был задан вопрос о личных качествах дипломата. Настоящий дипломат должен быть коммуникабельным, обаятельным, стрессоустойчивым, обладать хорошим здоровьем, чувством юмора. Ему должны быть присущи порядочность и такт! С этим нельзя не согласиться! Ведь все это помогает дипломату вести переговоры в интересах своего государства.

В личности дипломата сочетается служба государству, любовь к родине, духовно-нравственные качества личности.

С целью выявления уровня знаний учащихся и педагогов средней школы при Посольстве России в Аргентине мною была разработана и проведена анкета «Что вы знаете о поэтах-дипломатах?».

В анкетировании приняло участие 27 учащихся 5–11 классов и 14 педагогов.

В результате было выяснено, что никто из учащихся не знает имен поэтов-дипломатов, 2 человека предположили, что поэты-дипломаты могут писать свои стихи о политике, или о разных странах и городах. Подавляющее большинство опрошенных учащихся (23 человека) хотели бы послушать стихи поэтов-дипломатов.

Что касается педагогов, то большинство из них (9 чел.) смогли назвать такие имена поэтов-дипломатов, как Тютчев, Горчаков, Лавров. Педагоги предположили, что поэты-дипломаты пишут свои стихи на тему родины, стран пребывания, о любви. Если бы у них была такая возможность, то они согласились бы послушать стихи, написанные поэтами-дипломатами.

По итогам анкетирования можно сделать вывод о том, что творчество поэтов-дипломатов не известно учащимся школы, недостаточно известно педагогам, есть потребность провести поэтический вечер для знакомства с поэтическим творчеством поэтов-дипломатов и рассказать о дипломатах, которые пишут стихи. Для этого необходимо разработать сценарий мероприятия.

Подводя итоги своего исследования на тему «Дипломат, кто он: чиновник или поэт?», можно сделать вывод:

дипломат - это не только государственный служащий, ведущий переговоры в интересах России, это еще и творческая личность, с присущими ей духовно-нравственными качествами, которые наиболее ярко представлены в творчестве поэтов-дипломатов.

Гипотеза подтвердилась, задачи исследования выполнены, цель достигнута.

Дальнейшие перспективы моей работы буду связаны с подготовкой мероприятия для учащихся 5–11 классов и педагогов на тему «Творчество поэтов-дипломатов России».

Литература:

  1. Наша Смоленка: Поэтическая антология. - М.: Фонд им.М. Ю. Лермонтова, 2008. - 536 с.
  2. Наша Смоленка: Поэтическая антология сотрудников и ветеранов МИД России. Стихи - М.: Вест-Консалтинг, 2012. - 544 с.
  3. Наша Смоленка: газета общественных организаций МИД России, 2017.
  4. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/1088530
  5. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/87826
  6. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/922250

Александр Сергеевич Грибоедов - известный русский писатель, поэт, драматург, блестящий дипломат, статский советник, автор легендарной пьесы в стихах "Горе от ума", был потомком старинного дворянского рода. Родился в Москве 15 января (4 января по ст. ст.) 1795 г., с ранних лет проявил себя чрезвычайно развитым, причем разносторонне, ребенком. Обеспеченные родители постарались дать ему прекрасное домашнее воспитание, а в 1803 г. Александр стал воспитанником Московского университетского благородного пансиона. В одиннадцатилетнем возрасте он был уже студентом Московского университета (словесного отделения). Став в 1808 г. кандидатом словесных наук, Грибоедов заканчивает еще два отделения - нравственно-политическое и физико-математическое. Александр Сергеевич стал одним из образованнейших людей среди своих современников, знал около десятка иностранных языков, был очень одарен музыкально.

С началом Отечественной войны 1812 г. Грибоедов влился в ряды добровольцев, но непосредственно в военных действиях ему участвовать не приходилось. В звании корнета Грибоедов в 1815 г. нес службу в кавалерийском полку, находившемся в резерве. К этому времени относятся первые литературные опыты - комедия "Молодые супруги", представлявшая собой перевод французской пьесы, статья "О кавалерийских резервах", "Письмо из Брест-Литовска к издателю".

В начале 1816 г. А. Грибоедов выходит в отставку и приезжает жить в Санкт-Петербург. Работая в коллегии иностранных дел, он продолжает занятия на новом для себя писательском поприще, делает переводы, вливается в театрально-литературные круги. Именно в этом городе судьба подарила ему знакомство с А. Пушкиным. В 1817 г. А. Грибоедов попробовал силы в драматургии, написав комедии "Своя семья" и "Студент".

В 1818 г. Грибоедова назначили на должность секретаря царского поверенного, возглавлявшего русскую миссию в Тегеране, и это в корне изменило его дальнейшую биографию. Высылку на чужбину Александра Сергеевича расценивали как наказание за то, что он выступил секундантом в скандальной дуэли со смертельным исходом.

Пребывание в иранском Тебризе (Тавризе) действительно было тягостным для начинающего писателя.

Зимой 1822 г. новым местом службы Грибоедова стал Тифлис, а новым начальником - генерал А.П. Ермолов, чрезвычайный и полномочный посол в Тегеране, командующий русскими войсками на Кавказе, при котором Грибоедов был секретарем по дипломатической части. Именно в Грузии он написал первый и второй акты комедии "Горя от ума". Третий и четвертый акты были сочинены уже в России: весной 1823 г. Грибоедов уехал с Кавказа в отпуск на родину. В 1824 г. в Санкт-Петербурге была поставлена последняя точка в произведении, путь которого к известности оказался тернист. Комедия не могла быть опубликована из-за запрета цензуры и расходилась в рукописных списках. Только небольшие фрагменты "проскользнули" в печать: их в 1825 г. включил в номер альманах "Русская Талия". Детище Грибоедова получило высокую оценку А.С. Пушкина.

Грибоедов планировал предпринять путешествие в Европу, однако в мае 1825 г. ему пришлось срочно возвратиться на службу в Тифлис. В январе 1826 г. в связи с делом декабристов его арестовали, держали в крепости, после чего доставили в Петербург: фамилия писателя несколько раз всплывала на допросах, к тому же при обысках находили рукописные копии его комедии. Тем не менее за отсутствием доказательств следствию пришлось освободить Грибоедова, и в сентябре 1826 г. он вернулся к выполнению служебных обязанностей.

В 1828 г. был подписан Туркманчайский мирный договор, соответствовавший интересам России. Он сыграл в биографии литератора определенную роль: Грибоедов принимал участие в его заключении и доставил в Петербург текст соглашения. За заслуги талантливому дипломату была пожалована новая должность - полномочного министра (посла) России в Персии. В своем назначении Александр Сергеевич видел "политическую ссылку", планы на реализацию многочисленных творческих замыслов рушились. С тяжелым сердцем в июне 1828 г. Грибоедов покидает Петербург. словесный литературный трагедия грибоедов

Добираясь до места службы, в течение нескольких месяцев он жил в Тифлисе, где в августе состоялось его венчание с 16-летней Ниной Чавчавадзе. В Персию он уехал уже с молодой супругой.

В стране и за ее пределами существовали силы, которых не устраивало усиливавшееся влияние России, которые культивировали в сознании местного населения неприязнь к ее представителям. 30 января 1829 г. находившееся в Тегеране русское посольство подверглось жестокому нападению озверевшей толпы, и одной из его жертв стал А.С. Грибоедов, которого изуродовали до такой степени, что опознали потом только по характерному шраму на руке. Тело увезли в Тифлис, где последним его пристанищем стал грот при церкви Св. Давида.

По литературной позиции Грибоедов относится к так называемым "младшим архаистам" : его ближайшие литературные союзники -- П.А.Катерин и В.К. Кюхельбекер; впрочем, ценили его и арзамасцы, например, Пушкин и Вяземский, а среди его друзей -- такие разные люди, как П. Я. Чаадаев и Ф. В. Булгарин.

Ещё в годы учёбы в Московском университете (1805) Грибоедов пишет стихотворения (до нас дошли только упоминания), создает пародию на произведение В. А. Озерова "Дмитрий Донской" -- "Дмитрий Дрянской". В 1814 году в "Вестнике Европы" выходят две его корреспонденции: "О кавалерийских резервах" и "Письмо редактору". В 1825 году он публикует комедию "Молодые супруги" -- пародию на французские комедии, составлявшие русский комедийный репертуар в то время. Автор использует очень популярный жанр "светской комедии" -- произведения с небольшим числом персонажей и установкой на остроумность. В русле полемики с Жуковским и Гнедичем о русской балладе Грибоедов пишет статью "О разборе вольного перевода "Леноры"" (1816).

В 1817 году в свет выходит комедия Грибоедова "Студент". По свидетельствам современников, небольшое участие в ней принимал Катенин, но скорее его роль в создании комедии ограничивалась редактурой. Произведение имеет полемический характер, направлено против "младших карамзинистов", пародируя их произведения, тип художника сентиментализма. Основной пункт критики -- отсутствие реализма.

Приёмы пародирования: введение текстов в бытовой контекст, утрированное использование перифрастичности (все понятия в комедии даются описательно, ничего не названо прямо). В центре произведения -- носитель классицистичного сознания (Беневольский). Все знания о жизни почерпнуты им из книг, все события воспринимаются сквозь опыт чтения. Сказав "я это видел, я это знаю", подразумевает "я читал". Герой стремится разыграть книжные истории, жизнь ему кажется неинтересной.

Лишённость реального чувства действительности позже Грибоедов повторит в "Горе от ума" -- это черта Чацкого.

В 1817 году Грибоедов принимает участие в написании "Притворной неверности" совместно с А. А. Жандром. Комедия представляет собой обработку французской комедии Николя Барта. В ней появляется персонаж Рославлев, предшественник Чацкого. Это странный молодой человек, находящийся в конфликте с обществом, произносящий критические монологи. В этом же году выходит комедия "Своя семья, или замужняя невеста". Соавторы: А. А. Шаховской, Грибоедов, Н. И. Хмельницкий.

Написанное до "Горя от ума" ещё очень незрело либо создано в соавторстве с более опытными на тот момент писателями (Катенин, Шаховской, Жандр, Вяземский); задуманное после "Горя от ума" -- либо вовсе не написано (трагедия о князе Владимире Великом), либо не доведено дальше черновых набросков (трагедии о князьях Владимире Мономахе и Фёдоре Рязанском), либо написано, но в силу ряда обстоятельств не известно современной науке. Из поздних опытов Грибоедова наиболее заметны драматические сцены "1812 год", "Грузинская ночь", "Родамист и Зенобия". Особого внимания заслуживают и художественно-документальные сочинения автора (очерки, дневники, эпистолярий).

Хотя мировая известность и пришла к Грибоедову благодаря лишь одной книге, его не следует считать "литературным однодумом", исчерпавшим свои творческие силы в работе над "Горем от ума". Реконструктивный анализ художественных замыслов драматурга позволяет увидеть в нём талант создателя подлинно высокой трагедии, достойной Уильяма Шекспира, а писательская проза свидетельствует о продуктивном развитии Грибоедова как самобытного автора литературных "путешествий".

Орден Льва и Солнца I степени (Персия, 1829 год)

Орден Льва и Солнца II степени (Персия, 1819 год)

В 1810 году получил звание кандидата словесных наук

Илюстрации к "Горе от ума"