Качества, которые развивают игры. "подвижные развивающие игры для детей школьного возраста" Познавательные подвижные игры

Качества, которые развивают игры.
Качества, которые развивают игры. "подвижные развивающие игры для детей школьного возраста" Познавательные подвижные игры

Подвижные игры для детей первой младшей группы ДОУ

Автор: Лашкова Оксана Евгеньевна, воспитатель чДОУ «детский сад №4» ОАО «РЖД», город Бологое Тверская обл.
Описание работы : Предлагаю Вам подборку подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста. Данный материал может использоваться воспитателями и родителями для проведения подвижных игр в групповой комнате, дома и на прогулке, с детьми от 1,5 до 3 лет. Этот материал направлен на формирование интереса у детей к игровой деятельности, на развитие таких качеств как, координация движений, быстрота реакции, ориентировка в пространстве, внимание. Подвижные игры всесторонне развивают ребёнка и вызывают положительные эмоции от совершаемых действий.
Цель : Познакомить малышей с многообразием подвижных игр. Повышать двигательную активность и здоровье детей. Развивать внимание, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве.

Игра в жизни каждого ребёнка занимает значимое место. С малых лет, играя, ребёнок сначала учится манипулировать предметами, изучает их. С возрастом ищет их взаимосвязи. Играя у малыша, развивается не только моторика, но и мышление, воображение, фантазия. Играя, ребёнок выстраивает логические цепочки, думает, размышляет. Невозможно представить себе детство ребёнка без игры. Не зря подмечено, что как ребёнок ведёт себя в игре, таким образом, он будет вести себя и в социуме. Многими великими педагогами разработано и успешно внедрено в программы огромное количество игр. Я работаю с самыми маленькими, с малышами от года до трёх. И за долгие годы собрала картотеку игр, которую использую в своей работе. Это и подвижные и развивающие и дидактические.
Нельзя недооценивать пользу подвижных игр в жизни ребёнка. Во время активного движения активизируются обменные процессы в организме, кровообращение, дыхание. Помимо этого, подвижные игры развивают координацию движений, внимание и быстроту реакций, тренируют силу и выносливость, снимают импульсивность. Предлагаю ознакомиться с немногими, но любимыми моими малышами подвижными играми, которые можно проводить как в групповой комнате, так и на прогулке. Надеюсь, кому то это пригодится в благородном деле, в воспитании и формировании нашего бесконечно прекрасного подрастающего поколения.

Подвижные игры для детей от 1,5 до 3 лет.

«Солнечные зайчики»

Задачи: повышать двигательную активность, развивать ловкость; вызывать положительные эмоции от совершаемых действий.
Собрав около себя группу детей, воспитатель при помощи зеркала пускает солнечные зайчики на стену и приговаривает:
Солнечные зайчики
Играют на стене,
Помани их пальчиком,
Прибегут к тебе.
Сделав паузу, дает сигнал: «Ловите зайчиков!» Дети бегут к стене и пытаются поймать ускользающего у них из-под рук зайчика.

«Догони мяч»

Задачи: побуждать действовать по сигналу, совершенствовать бег в сочетании с действиями, получать удовольствие от совместных действий.
Воспитатель показывает детям корзину с мячами и предлагает встать рядом с ним вдоль одной из сторон площадки. Затем со словами «догоните мяч» выбрасывает их из корзины, стараясь, чтобы они покатились в разные стороны, подальше от детей. Дети бегут за мячами, берут их и кладут в корзину. Игра повторяется.

«Собери шарики»

Задачи: повышать двигательную активность; способствовать возникновению положительных эмоций от совместных действий.
Для игры подбираются шары (деревянные или пластмассовые), разные по цвету. Сложив их в корзину, воспитатель приглашает детей посмотреть, какие красивые шары, называет, какого они цвета. Затем высыпает их со словами: «Вот как покатились шарики… Догоняйте их и кладите обратно в корзину». Дети бегут за шариками и относят их в корзину.
При повторении игры воспитатель называет, кто какой шар принес: красный, желтый и так далее
Воспитатель следит, чтобы дети не сбивались в кучу, а бегали по всей площадке (каждый ребенок бежит в своем темпе).
Первое время игра проводиться с небольшой группой детей, постепенно количество играющих увеличивается.

«Догони меня»

Задачи: совершенствовать бег в определенном направлении; учить ориентироваться в пространстве.
«Догони меня», - предлагает воспитатель и бежит к противоположной стене комнаты. Дети бегут за воспитателем, стараясь его поймать. Затем воспитатель снова говорит: «Догоните меня», - и бежит в противоположную сторону, дети снова его догоняют. После двух пробежек дети садятся на стулья и отдыхают. Затем игра возобновляется.
Игру лучше проводить с небольшими группами детей: пока одна группа детей играет, другая смотрит, затем дети меняются ролями.

«Кот и мыши»

Задачи: повышать двигательную активность; развивать имитационные движения; вызвать интерес и желание выполнять действия в соответствии с текстом.
Игра проводиться с небольшой группой детей в игровой комнате или на прогулке.
С помощью шнура огораживается место для мышек. Выбирается кошка. Она садиться на стульчик или пенек. Мышки сидят в норках.
Воспитатель говорит:
Кошка мышек сторожит,
Притворилась, будто спить.
Мышки вылезают из «норок» и начинают бегать.
Через некоторое время воспитатель говорит:
Тише, мышки, не шумите,
Кошку вы не разбудите….
Это сигнал кошке; она слезает со стула, встает на четвереньки, выгибает спинку, громко произносит «мяу» и начинает ловить мышей, которые бегут в свои норки.
Игру можно повторять 3-4 раза, с другими кошками.


«Лохматый пёс»

Задачи:
Один из детей изображает пса; он ложиться на коврик, голову кладет на протянутые впереди руки.
Остальные дети тихонько подходят к нему, а воспитатель в это время говорит:
Вот лежит лохматый пес,
В лапы свой уткнувши нос,
Тихо, смирно он лежит,
Не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим

И посмотрим, что-то будет.
Пес вскакивает, начинает лаять. Дети разбегаются. Пес гонится за ними. Когда все дети разбегутся и спрячутся, пес опять ложиться на коврик. Игра повторяется с новым водящим.

«У медведя во бору»

Задачи: учить действовать по сигналу воспитателя, совершенствовать бег в определенном направлении; учить ориентироваться в пространстве
Один из детей изображает медведя; он сидит на стульчике, ручки под щечку сложив, притворившись спящим.
Остальные дети тихонько подходят к нему, наклоняясь, будто собирают грибы и ягоды, а воспитатель в это время говорит:
У медведя во бору,
Грибы, ягоды беру,
А медведь не спит,
На меня он все глядит.
А потом как зарычит.
И за нами побежит.
Медведь вскакивает, бежит за детьми. Дети разбегаются. Медведь гонится за ними. Когда все дети разбегутся и спрячутся, медведь опять садиться на стульчик. Игра повторяется с новым водящим.

«Цыплятки и кошка»

Задачи: совершенствовать бег; развивать умение подражать, быть внимательным и действовать по сигналу; поощрять самостоятельные действия; вызывать чувство радости от совместных действий, учить детей бегу в определённом направлении.

Воспитатель изображает курицу, дети – цыплят. Считалочкой выбирается кошка. Кошка садиться на стул в сторонке. Курочка и цыплята ходят по комнате. Воспитатель говорит:
Вышла курочка-хохлатка,
С нею желтые цыплятки,
Квохчет курочка: «Ко-ко,
Не ходите далеко».
Приближаясь к кошке, воспитатель говорит:
На скамейке у дорожки
Улеглась и дремлет кошка…
Кошка глазки открывает
И цыпляток догоняет.
Кошка открывает глаза, мяукает и бежит за цыплятами, которые убегают в определенный угол комнаты – «дом», к курице-маме.
Воспитатель (курица) защищает цыплят, разводя руки в стороны, и говорит при этом: «Уходи, кошка, не дам тебе цыпляток»!

«Солнышко и дождик»

Задачи: развивать у детей умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, быстро реагировать на сигнал, учить выполнять действия по слову взрослого; поощрять самостоятельность, инициативу детей; вызывать чувство радости от совместных действий.
Дети присаживаются на корточки сзади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края площадки или стены комнаты, и смотрят в «окошко» (в отверстие спинки стула). Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по всей площадке. На сигнал: «Дождик! Скорей домой!» - бегут на свои места и присаживаются сзади стульев. Воспитатель снова говорит: «Солнышко! Идите гулять», и игра повторяется.

«Раздувайся пузырь»

Задачи: побуждать детей действовать в соответствии со словами; учить согласовывать свои действия с действиями других детей; закреплять умение становиться в круг, постепенно расширяя его и сужая; развивать физическую активность.
Дети стоят вплотную по кругу, взявшись за руки. Вместе с воспитателем они говорят:
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся большой,
Оставайся такой,
Да не лопайся.
Произнося стихи, дети постепенно расширяют круг. Когда воспитатель скажет: «Пузырь лопнул», - все дети опускают руки, хором говоря: «Хлоп» - и присаживаются на корточки. Воспитатель предлагает надуть новый пузырь: дети встают, снова образуют маленький круг и игра возобновляется.

Задачи: учить двигаться в определенном направлении, согласовывать действия с другими детьми, побуждать к самостоятельным действиям.
Воспитатель предлагает поиграть в «поезд»: «Я буду паровоз, а вы - вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. «Поехали», - говорит воспитатель, и все начинают двигаться, приговаривая: «чу-чу». Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, наконец, останавливается и говорит: «Остановка». Через некоторое время снова раздается гудок, и поезд опять отправляется в путь.
Где спрятался колокольчик?»
Задачи: учить ориентироваться в пространстве; развивать умение бегать в разных направлениях; вызывать чувство радости от совместных действий.


Дети стоят лицом к стене. Няня прячется в другом конце комнаты и звонит в колокольчик. Воспитатель говорит детям: «Послушайте, где звенит, и найди колокольчик». Когда дети находят колокольчик, воспитатель хвалит их, а затем предлагает снова повернуться к стене. Няня опять звонит в колокольчик, спрятавшись уже в другом месте.

«Мой весёлый звонкий мяч»

Задачи: учить детей прыгать на двух ногах; учить внимательно слушать текст; вызывать чувство радости от активных действий.
Дети сидят на стульях, поставленных в разных местах комнаты. Воспитатель находится в центре. Берет большой мяч и начинает отбивать его рукой о землю, говоря: «Мой веселый, звонкий мяч…». Воспитатель подзывает к себе детей и предлагает им попрыгать как мячики. Дети прыгают в том же темпе. Воспитатель кладет мяч и повторяет стихотворение, делая движение рукой, так, как будто отбивает мяч, а дети прыгают. Закончив стихотворение, воспитатель говорит: «Догоню!». Дети убегают.

«Зайка беленький сидит»

Задачи: совершенствовать бег; развивать умение подражать, быть внимательным и действовать по сигналу; поощрять самостоятельные действия; вызывать чувство радости от совместных действий.
На одной стороне площадки отмечаются места зайцев. Каждый становится на свое место. По сигналу воспитателя «Бегите в круг!» все дети собираются в круг, а один из зайцев, которого назначает воспитатель, становится в середину. Дети с воспитателем произносят стихи и выполняют движения под текст:
Зайка беленький сидит и ушами шевелит, - дети стоят в кругу,
Вот так, вот так он ушами шевелит! – шевелят кистями рук, подняв их к голове.
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть,
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, надо лапочки погреть – хлопают в ладоши.
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать
Скок-скок, скок-скок, надо зайке поскакать – прыгают на 2 ногах на месте.
Кто-то зайку испугал, зайка прыг и ускакал! – воспитатель хлопает в ладоши, дети разбегаются по своим домам.

«Птички в гнёздышках»

Задачи: обогащать двигательный опыт; побуждать детей к выполнению элементарных правил игры; поощрять самостоятельность; вызывать чувство удовольствия от общения с взрослым и сверстниками, а также от выполнения движений.
С одной стороны площадки свободно раскладывают обручи («гнёздышки») по количеству детей. Каждый ребёнок («птичка») стоит в своём «гнёздышке». По сигналу воспитателя дети – «птички» выбегают из обручей – «гнёзд» - и разбегаются по всей площадке. Воспитатель имитирует кормление «птиц» то в одном, то в другом конце площадки: дети присаживаются на корточки, ударяя кончиками пальцев по коленям – «клюют» корм. «Полетели птички в гнёзда!» - говорит воспитатель, дети бегут к обручам и становятся в любой свободный обруч. Игра повторяется, подпрыгнуть два раза.

«Гуси – гуси»

Задачи: совершенствовать бег в сочетании с действиями рук; вызывать потребность к подражанию; получать удовольствие от совместных действий.

Дети изображают гусей, располагаясь в одном конце комнаты, в другом конце стоит взрослый. По очереди говорят:
Взрослый: Гуси-гуси!
Дети: Га-га-га!
Взрослый: Есть хотите?
Дети: Да-да-да!
Взрослый: Идите ко мне!
Дети-гуси летят к взрослому, размахивая крыльями, шипя: «Ш-ш-ш»
Затем взрослый говорит: «Кш! Бегите в поле!» Гуси убегают на свое место.

«Птички и автомобили»

Задачи: совершенствовать ходьбу в разных направлениях, по ограниченной поверхности; развивать внимание, умение реагировать на сигнал; побуждать к активному взаимодействию со сверстниками.

Все дети изображают птичек. Роль автомобиля вначале выполняет воспитатель. Он говорит: «Птички вылетели погулять». Дети-птички летают по группе, машут крыльями, клюют зерна. По сигналу воспитателя «Автомобиль!» птички быстро убегают с дороги. Одна часть детей размещается на одной стороне группы, площадки - это птички. На другой стороне размещается другая часть детей - это автомобили. Воспитатель говорит: «Птички летят!» - птички летают, машут крыльями, приседают, клюют зерна. По сигналу «Автомобили выехали!» дети, изображающие автомобили, выезжают на дорогу, а птички улетают в свои гнездышки. Автомобили ездят по дороге, объезжая препятствия (скамейки, кубы). При повторе игры дети меняются ролями.

Тогда эта серия развивающих и подвижных игр именно для вас! Игры для детей от 6 лет. Игры для детского сада и школы.

Между двух огней

В эту игру могут играть все желающие, главное, чтобы всех игроков можно было разделить на две равные команды. Каждая команда выбирает капитана. Поле для игры делят сначала пополам, затем каждую половину еще на две части, причем крайние части должны получиться в два раза меньше средних.

Команды выстраиваются следующим образом: капитаны встают на узкие крайние полоски, между ними, на средних полосках, размещаются остальные игроки — против капитанов встают команды противников (например, капитан Белых, команда Синих, команда Белых, капитан Синих). Задача капитанов попасть в кого-либо из команды противников и не подбить своих игроков. Если в кого-то из игроков попали мячом, он выходит из центра и присоединяется к своему капитану.

Игроки в центре могут ловить мяч (но не с земли) и бросать в противников.

Игра продолжается до тех пор, пока в центре есть игроки.

Если всех игроков команды выбили из середины, на их место встает капитан. Если он сможет выстоять столько бросков мяча противниками, сколько у него членов команды, команда возвращается в середину.

Каждый капитан имеет три «свечки», т. е. три попадания в него не засчитываются.

Место игры: улица

Необходимы вещи: мяч

Количество игроков: четное

Подвижность игры: подвижная

Спящий пират

Перед игрой игроки выбирают водящего — спящего пирата. Ему вручается мяч.

Пират усаживается на корточки так, чтобы мяч оказался почти под ним, и закрывает глаза. Остальные — «воришки» — начинают шуметь, прыгать вокруг него. Каждый старается подойти поближе и выхватить мяч. «Пират» должен удержать мяч у себя и попытаться схватить «воришку» за руку. Если ему это удалось, неудачливый «воришка» покидает поле и становится зрителем. Если же «воришкам» удалось забрать мяч, то «пират» становится «воришкой», а удачливый «воришка» — «пиратом».

Необходимы вещи: мяч

Подвижность игры: подвижная

Платочный бой

Команды строятся друг против друга. Между ними посередине проводится черта. У каждого участника за пояс заткнут носовой платок.

По жребию выбирается команда, которая пойдет в наступление. Эта команда выходит за черту. Ведущий кричит: «Огонь!» Вторая команда переходит в наступление, а наступающая команда бежит обратно. Противники стараются догнать их и отобрать платки. Затем команды меняются ролями, и игра продолжается.

Побеждает та команда, у которой окажется большее количество платочков противника.

Возраст игроков: от шести лет

Место игры: улица, помещение

Необходимы вещи: платки

Подвижность игры: подвижная

Земля!

Выбирают водящего. У него в руках небольшой мяч. Остальные располагаются по площадке. Водящий подбрасывает мячик вверх и называет имя одного из игроков, например, Сережа.

Сережа должен постараться поймать мяч, чтобы он не успел упасть на землю. Если ему это удается, то он в свою очередь подбрасывает мяч и называет имя следующего игрока.

Если очередной игрок не успевает поймать мяч и тот падает на землю, то игрок кричит: «Земля!» Остальные должны замереть на том месте, где оказались в этот момент. А крикнувший игрок должен с того места, где он поднял мяч, попасть в любого участника игры. Если ему это удалось, то тот игрок, в кого попали, становится водящим. Игра продолжается.

Возраст игроков: от восьми лет

Место игры: улица

Необходимы вещи: мяч

Подвижность игры: подвижная

Тревога!

Для этой игры нужны скакалки. Водящий садится на корточки и начинает вращать скакалку над головой. Игроки должны перепрыгивать через нее. Потом водящий кричит:

«Тревога!» и поднимает скакалку выше и крутит ее быстрее. Тот из играющих, кто первым не успел отскочить или присесть и его задела скакалка, становится водящим.

Возраст игроков: от шести лет

Необходимы вещи: скакалка

Подвижность игры: подвижная

Незваный гость

Для игры выбирают участок реки, достаточно мелкий и с ровным дном. Участники игры делятся на две команды. Они договариваются о границах своих владений и ставят по две вешки в трех местах: посередине (граница между владениями) и в конце владений. Каждый игрок готовит для себя мешочек с песком (полиэтиленовый или полотняный). На границу кладут большой надувной мяч — «незваный гость».

Устанавливают очередность бросков среди игроков в команде и строго ее придерживаются. Бросают осторожно, по очереди, сначала мешочек от одной команды, потом — от другой. После каждого броска мешочек тонет, падает на дно. Хозяин мешочка вынужден нырять, чтобы достать его. Следующий свой бросок он выполняет с того места, где достал мешочек.

Может получиться так, что кто-то из игроков вынужден бросать мешочек с территории противника, в результате чего «незваный гость» должен будет переместиться во владения его команды.

В этом случае участник игры бросает мешочек на свою территорию мимо мяча и снова дожидается своей очереди.

Побеждает та команда, которая быстрее загонит «незваного гостя» за черту в конце владений противника.

Возраст игроков: от десяти лет

Место игры: участок реки, мелкий и с ровным дном

Необходимы вещи: мяч, мешочки-«снаряды», вешки (для обозначения границ)

Подвижность игры: подвижная

Ловушки для бабочек

Участники образуют три больших концентриче-ских круга. Всем стоящим во внутреннем круге раз-дают бумажные шапочки или бантики. Они будут «бабочками».

Взявшись за руки, участники движутся по кругу; наружные круги в одну сторону, а внутренний в другую. Раздается неожиданный свисток, по которому игроки двух наружных кругов попарно берутся за руки, стараясь взять в кольцо кого-нибудь из игроков внутреннего круга.

Если игрок из первого круга успевает присесть, то его не трогают. У тех, кто попался в ловушку, отбирают шапочку или бантик. Так игра проводится несколько раз. Победителями становятся участники, сохранившие свои шапочки или бантики.

Возраст игроков: от восьми лет

Подвижность игры: подвижная

Скворцы прилетели

В разных местах зала игроки чертят кружки — это «скворечники». В каждом из них размещается пара «скворцов». Число играющих должно быть нечетным. Один «скворец» останется без «гнезда».

Игроки изображают «скворцов» — «летают» по площадке в разных направлениях. По сигналу «Скворцы прилетели!» они бегут в «скворечники». Можно занимать любой из них. Тот, кто остался без кружка, считается проигравшим. По сигналу «Скворцы летят!» игра продолжается.

Возраст игроков: от шести лет

Место игры: улица, помещение

Подвижность игры: подвижная.

Пустое место

Пустое место — веселая, подвижная игра для школьников, хорошо развивающая реакцию детей и рассчитанная на большое количество игроков.

Участники игры встают в круг, а водящий остается за кругом. Водящий ходит за кругом и дотрагивается до одного из игроков, касаясь плеча или руки. Это означает, что он вызывает данного игрока на соревнование. Водящий бежит за кругом в одну сторону, а вызванный — в противоположную. Встретившись, они здороваются и продолжают бежать дальше, стараясь наперегонки занять свободное место (оставленное вызванным игроком). Тот, кому удалось занять это место, там и остается, а оставшийся без места становится водящим, и игра продолжается.

Возраст игроков: от шести лет

Количество игроков: 7 — 15

Подвижность игры: подвижная

Ленок

Играют на песке у воды. Один участник игры будет водящим.

На песке нужно нарисовать несколько кружков, их должно быть на один меньше, чем участников игры.

Водящий находится в круге и делает разные движения. Все игроки стоят поодаль от кругов и повторяют за водящим движения. Остальные игроки должны повторять их.

Водящий дает команду: «Сажай лен!» И все участники игры должны занимать круги-«гнезда». Тот, кто не успел занять «гнездо», считается «посаженным»: он занимает одно «гнездо» и сидит в нем до конца игры.

Возраст игроков: от шести лет

Место игры: улица, помещение

Подвижность игры: подвижная

Аистята

Чертят большой круг. Все участники становятся в него на одну ногу и скрещивают руки на груди. Необходимо вытолкнуть противников за пределы круга, прыгая на одной ноге и не используя рук. Побеждает тот, кто останется в кругу последним.

Возраст игроков: от шести лет

Место игры: улица, помещение

Подвижность игры: подвижная

Догадливый филин

Выберите «филина», он прячется в свое «гнездо». Остальные шепотом («филин» не должен слышать) объявляют ту птицу, которую будут изображать. Подражая крику этой птицы, играющие «летят» по площадке. При сигнале «Летит филин!» все «птицы» стараются улететь в заранее заготовленные «гнезда». Если водящий успеет кого-то поймать, то он должен угадать, какая это птица. Только тогда пойманный становится «филином».

Предлагаем: делать «гнезда птиц» на высоких предметах. «Лететь» нужно каждому в свое «гнездо».

Возраст игроков: от шести лет

Место игры: улица, помещение

Подвижность игры: подвижная

Рыбаки и рыбки

Играют на берегу, у воды. Все участники игры делятся на две группы. Одна группа — это «рыба-ки», другая группа — это «рыбки». Эти две группы должны встать друг напротив друга на некотором расстоянии. Между «рыбаками» и «рыбками» происходит разговор:

— Что вы делаете?

— Что вы будете ловить?

— Ловите!

«Рыбы» убегают, а «рыбаки» стремятся их догнать. Если «рыбак» догонит и осалит «рыбу», она считается «пойманной».

Возраст игроков: от восьми лет

Место игры: берег реки

Подвижность игры: подвижная

Сбор яблок

На стул кладут несколько яблок. Игроки по очереди берут мячик, подбрасывают его вверх, рока мяч не упал на землю, надо собирать яблоки со стула в корзинку. Кто соберет их больше, тот и выиграл. Соревнование проводится в несколько этапов. Можно играть косточками от слив, грецкими орехами, абрикосами.

Возраст игроков: от шести лет

Необходимы вещи: яблоки или другие предметы, которые можно собирать участникам

Место игры: улица, помещение

Подвижность игры: подвижная

Гусеницы, на старт!

Участники делятся на команды и выстраиваются друг за другом в ряд. Каждой команде выдается столько мячей, чтобы их хватило на всех, кроме первого. Игроки зажимают мячи между собой, превращаясь в длинную «гусеницу», По сигналу водящего команды бегут к цели, стараясь не потерять мячи и не порвать цепочку. На самом деле их движения трудно назвать бегом. Скорее, они похожи на то, как ползет по земле гусеница.

Побеждает та команда, которая первой сможет до-браться до финиша.

Возраст игроков: от восьми лет

Место игры: улица

Необходимы вещи: мячи

Подвижность игры: подвижная

День и ночь

Один участник этой игры будет водящим. Он должен говорить: «День!» или «Ночь!»

Когда водящий говорит; «День!», то все участники должны прыгать, веселиться, играть.

Когда водящий скажет: «Ночь!», все участники должны замереть на месте. Если кто не успел — тот должен выйти из игры.

Возраст игроков: от шести лет

Место игры: улица, помещение

Подвижность игры: подвижная

Зеркало

В парах один человек повторяет движения другого. Как вариант — вся группа игроков повторяет движения одного.

Возраст игроков: от восьми лет

Цель игры: межличностное взаимодействие, опыт ведения и ведомости

Подвижность игры: малоподвижная

Съедобное-несъедобное

На площадке для игры на достаточно большом расстоянии друг от друга чертят две параллельные линии. При помощи считалки или по жребию выбирают водящего. Он берет в руки мяч и отходит за одну черту. Все остальные выстраиваются в один ряд за другой чертой.

Водящий бросает мяч каждому игроку по очереди и называет какой-нибудь предмет, фрукт, овощ, ягоду. Игроки должны поймать мяч, если был назван съедобный предмет, и отбить мяч, если названо что-то несъедобное. В любом случае мяч должен вернуться к водящему. Тот, кто правильно выполняет задание делает шаг вперед. Вели же игрок ошибся, он остается на месте или делает шаг назад, если он уже перешагнул через черту. Допустивший ошибку два раза при-седает на корточки, три раза — прыгает на корточках. Побеждает тот, кто быстрее дойдет до водящего.

Главное правило: нельзя надолго задерживать мяч в руках. Это относится и к водящему, и к другим игрокам. Тот, кто задумался, должен отдать фант. По окончании игры фанты разыгрываются и за каждый фант дается определенное задание.

Возраст игроков: от восьми лет

Необходимы вещи: мячи

Подвижность игры: подвижная

Лягушки

Игроки выстраиваются в ряд перед ровной стеной, отступив на некоторое расстояние от нее (примерно 1,5 — 2 метра). По очереди они бросают в стену мяч и перепрыгивают через него, когда он отскакивает. Тот, кто не смог выполнить задание или выполнил его с ошибкой, начинает все с самого начала.

Сложность заключается в том, что каждый раз за-дание усложняется. По степени сложности оно делится на несколько классов. В каждом классе сначала мяч бросают в стену на совсем небольшое расстояние от земли. Постепенно это расстояние увеличивается, пока мячик не ударяется о стену на уровне выше го-ловы участников. В следующем классе опять начинают с нулевой отметки.

Первый класс. Мячик бросают двумя руками, слегка нагнувшись вперед, прямо перед собой в стену. Мячик должен находиться на уровне колен.

Второй класс. Мячик бросают от пояса прямо перед собой в стену.

Третий класс . Мячик бросают на уровне плеч прямо перед собой в стену.

Четвертый класс . Мячик бросают из-за головы прямо перед собой в стену.

Пятый класс . Мячик бросают из-за спины между ногами прямо перед собой в стену. Прыгать через него нужно спиной.

Шестой класс. Мячик бросают из-за спины через правое плечо прямо перед собой в стену.

Седьмой класс. Мячик бросают из-за спины через левое плечо прямо перед собой в стену.

Восьмой класс. Мячик бросают из-за спины через голову прямо перед собой в стену.

Девятый класс. Мячик бросают между ногами, повернувшись к стене спиной, и поворачиваются лицом к стене, чтобы через него перепрыгнуть.

Десятый класс. Мячик бросают между ногами, повернувшись к стене спиной. Нужно, чтобы он сначала ударился о землю и только после этого — о стену. Прыгают, не поворачиваясь к стене лицом,

Побеждает тот, кто быстрее и ловчее выполнит все задания.

Возраст игроков: разнообразный

Место игры: улица

Необходимы вещи: мяч

Подвижность игры: подвижная

Храбрая наседка

Играют в воде 10—12 человек. Один из участников становится «коршуном», другой — «наседкой». Все остальные — «цыплята».

Они становятся за «наседкой», образуя колонну. Все держатся друг за друга, а стоящий первым — за «наседку».

«Коршун» становится в 3 — 4 шагах от колонны. По сигналу он старается схватить «цыпленка», стоящего последним. Для этого ему нужно обогнуть колонну и пристроиться сзади. Но это не так легко, потому что «наседка» все время поворачивается лицом к нему и преграждает путь, вытянув руки в стороны. Вся колонна в это время должна отклоняться от «коршуна» в противоположную сторону.

Если за несколько минут «коршуну» удается схватить «цыпленка», выбирают нового водящего. Игра повторяется снова.

Возраст игроков: от восьми лет

Место игры: улица, помещение

Подвижность игры: подвижная

Конкурс следопытов

Игра происходит зимой. Прежде чем проводить этот конкурс, устроители его заранее договариваются, как будет обозначаться трасса для каждой команды. Сначала в путь отправляются помощники судьи, которые размечают путь для команд-участников (количество помощников будет равно количеству команд).

Каждый помощник двигается в своем направлении, оставляя заметный след, характерный только для этой команды. Например, первый помощник оставляет след только одной палкой, другой — двумя, третий идет совсем без палок, четвертый бросает по пути еловые или сосновые шишки, пятый втыкает с одной стороны лыжни тонкие веточки и т. п. Следы несколько раз пересекаются, путаются, но все же хорошо различимы на снегу.

Все следы ведут к одной точке, расположенной в 1,5 — 2 км от старта. Находиться в пути лыжники должны примерно 40 — 50 минут. Через 1 — 1,5 часа после ухода помощников стартуют команды под началом капитанов. Им заранее указываются характерные отличия ориентиров. Побеждает та команда, которая быстрее других и в полном составе придет на конечный пункт, о котором они заранее ничего не знали.

Возраст игроков: от десяти лет

Место игры: улица

Необходимы вещи: лыжи

Подвижность игры: подвижная

Лесные салки

В них хорошо играть в лесу или в парке. Игроки разбегаются в разные стороны, а водящий ловит их. Игрок, которого вот-вот поймают, может подбежать к дереву, коснуться его и таким образом стать неприкосновенным. Как только игрок отрывается от дерева, он снова в игре. Водящему запрещается караулить тех, кто стоит у дерева.

Возраст игроков: от восьми лет

Место игры: парк, лес, сквер

Подвижность игры: подвижная

Салки с волком

Водящий в этом случае превращается в «волка». Все играющие, кроме него, бегают с пучками травы в руках. Как только игрок видит, что «волк» его догоняет, он может бросить свой пучок на землю и сказать: «Твоя трава, волк!» Водящий должен остановиться, поднять с земли траву и только потом продолжать гонки. Бросать траву разрешается только один раз.

Возраст игроков: от восьми лет

Место игры: улица

Необходимы вещи: пучок травы, прутики и т. п.

Подвижность игры: подвижная

Салки-обнималки

Водящий может осалить того, у кого нет пары (за пару нужно крепко держаться). Если образовалась тройка, салить можно того, кто присоединиться последним.

Возраст игроков: от восьми лет

Цель игры: разрядка, взаимовыручка

Количество игроков: 6 — 30

Место игры: просторное помещение

Подвижность игры: подвижная

Король зверей

Играют на берегу, у воды. Выбирают одного водящего. Он будет «королем», остальные участники — «звери». Каждый игрок должен сказать «королю», каким животным он будет.

«Звери» стоят в один ряд напротив «короля». «Король» держит в руках мяч, называет какого-нибудь «зверя», «зверь» должен убегать. А «король» бросает в него мяч. Если мяч попадет в игрока, тот становится помощником «короля» и должен будет приносить ему мяч. «Король» называет нескольких «зверей», потом говорит: «Ловлю всех зверей!» Все разбегаются, а он должен мячом попасть в какого-нибудь «зверя».

«Король» должен всегда бросать мяч с какого-то определенного места.

В следующий раз водящим можно выбрать того, кого поймали первым, а можно выбрать того, кого поймали последним.

Возраст игроков: от восьми лет

Место игры: берег реки

Необходимы вещи: мяч

Подвижность игры: подвижная

Садовник в воде

Эта игра проводится на берегу, у воды. На песке нужно начертить большой круг. В этой игре водящий будет «садовником», остальные участники игры будут «цветами». Каждый «цветок» выбирает себе название, например, роза, василек, кактус, фиалка, гладиолус. «Садовник» находится на берегу, а «цветы» сидят в воде. «Садовник» говорит:

«Я садовником родился,

Не на шутку рассердился

Все цветы мне надоели,

Кроме розы!»

Вместо розы «садовник» может назвать любой другой цветок. После этого игрок, чей цветок назвали, должен выбежать из воды, обежать круг на берегу. «Садовник» бежит за ним. Если «садовник» смог догнать и осалить игрока, тот выходит из игры.

В следующий раз «садовником» можно выбрать игрока, которого осалили первым.

Возраст игроков: от восьми лет

Место игры: на берегу

Подвижность игры: подвижная

Мы живем в веке информации и новых технологий. Современные дети все больше времени проводят дома за компьютером, не испытывая желания заниматься подвижными играми и совершать прогулки на свежем воздухе. А ведь регулярная и умеренная физическая активность крайне важны для любого организма. Сегодня мы поговорим о том, как происходит влияние подвижных игр на развитие детей , стоит ли уделять им время, какие задачи воспитания должны решаться в ходе выполнения физических упражнений.

Роль подвижных игр в развитии ребенка

Не зря говорят «движение – это жизнь». Ведь именно с помощью регулярной физической активности, малыш сможет повысить свой иммунитет, укрепить здоровье и стать выносливым и ловким. Роль подвижной игры в физическом развитии ребенка неоценима. Такие занятия научат малыша владеть своим телом, улучшат моторику и помогут в освоении новых возможностей своего тела.

Активные игры – это не только лишь развлечение. На самом деле количество пользы при таком времяпровождении немалое. Ребенок учится взаимодействовать с другими детьми, такие занятия помогают раскрепоститься, преодолеть застенчивость, стать организованным и дисциплинированным, получить новые знания об окружающем мире и закрепить уже знакомую информацию.

ОСОБЕННОСТИ! Подбирайте игры с учетом возраста и особенностей развития ребенка.

Проведение активных развлечений на свежем воздухе вдвойне полезно. Легкие хорошо насыщаются кислородом, укрепляется нервная система, что способствует улучшению качества сна, повышению аппетита, снижению утомляемости и раздражительности.

Подвижные игры для детей цель и задачи

Подвижные спортивные игры – отличное средство для приобщения карапуза к здоровому образу жизни. С их помощью можно научить малыша важным умениям и навыкам. Использовать активные занятия в воспитательных целях могут не только педагоги, но и сами родители.

Цель подвижных развлечений – не только помочь детям весело провести свой досуг, но и научить таким важным вещам, как взаимодействие в команде, взаимопомощь, ловкость, выносливость, смелость, упорство.

Регулярная физическая активность способна укрепить здоровье малыша. Задача родителей вызвать у крохи неподдельный интерес к подвижным развлечениям, а также научить его играть самостоятельно, соблюдая все необходимые правила.

Также использование подвижных игр с детьми служит отличным способом для корректировки индивидуальных особенностей детей. С их помощью стеснительного и робкого малыша можно научить быть общительным и коммуникативным, гиперактивного – дисциплинированным и собранным и т.д.

Важно, чтобы каждый ребенок в игре побывал как в главной роли, так и во второстепенной. Для активных детей хорошо подойдут занятия, требующие сосредоточенности и выполнения четкий действий, от которых будет зависеть конечный результат. Пассивным малышам лучше сначала предложить освоиться в несложных развлечениях, постепенно помогая развить быстроту и ловкость, а после, при достижении положительной динамики, перейти уже на более сложные уровни занятий.

СПРАВКА! Перед началом развлечений обязательно понятно и подробно объясните детям правила, поясните, что их соблюдение очень важно, в игре необходимо всегда оставаться честным, справедливым. После занятий проведите беседу с малышами, поговорите о совершенных ошибках, расскажите, как избежать их, а главное, не забудьте, похвалить за успехи.

Подвижные игры как средство развития ребенка

Несомненно, подвижные игры в развитии детей дошкольного и школьного возраста необходимы, они способствуют как физическому, так и психическому развитию ребенка – неоспоримый факт. Какую же пользу получает малыш, регулярно практикуя такое времяпровождение?

Самое главное – дети испытывают неподдельное удовольствие от подвижных игр, эмоциональный подъем и искреннюю радость. Активные занятия отлично подходят для снятия психологической напряженности . Малыш, играя, расслабляется, абстрагируется, «выбрасывает пар», учится контролировать свои эмоции. Многие дети постепенно преодолевают комплексы.

Победы и поражения в игровых занятиях помогают освоить жизненные реалии с самого детства. В игровой форме лучше всего происходит процесс воспитания и обучения, ведь кроха на таких занятиях максимально расслаблен.

Сталкиваясь с очередными правилами игры, малыш понимает, что нельзя нарушать их, это отлично дисциплинирует и стимулирует быть организованным.

ОСОБЕННОСТИ! Чтобы сохранить интерес крохи к играм, важно постоянно и плавно усложнять их, применять новые варианты. Используйте символические призы в виде сладостей или подарите победителям памятные сувениры. Помните, участвуя в интересных занятиях, дети зачастую забывают о времени и даже не чувствуют усталости.

Играя в команде, кроха учиться взаимодействовать с другими участниками, что развивает его коммуникативные навыки и помогает наладить общение со сверстниками, находить компромиссы.

Мало кто знает, но подвижные игры способствуют и развитию интеллекта. Многие активные занятия предполагают не только участие в физическом воспитании детей, но и требуют усиленной умственной работы, быстрого принятия решения.

Занятия помогают преодолеть многие личные психологические барьеры: стеснительность, замкнутость, неуверенность. Для того чтобы почувствовать веру в свои силы бывает достаточно одной лишь победы. Такие развлечения стимулируют стать лучше, помогают проявить свои скрытые возможности. Ведь многие активные игры носят соревновательный характер, где каждый участник стремится быть лучше остальных.

Посредством подвижных занятий ребенок практикуется в выражении различного спектра эмоции. Карапуз радуется своей победе, сопереживает проигравшим участникам, поддерживает и защищает слабых и т.д. Все это требует нелегкой внутренней работы над самим собой.

ВАЖНО! Если родители хотят наладить взаимоотношения с малышом и укрепить эмоциональную связь, особенно это касается сложных кризисных периодов в развитии, подвижные игры хорошо помогут им в этом.

Многие активные развлечения требуют умения быстро реагировать на различные неожиданные ситуации, принимать решения новых задач, проявляя инициативу, изобретательность и сообразительность.

Привить интерес современных детей к подвижным играм несложно. Регулярно проводите увлекательные активные занятия, стимулируйте желание своего чада вести здоровый образ жизни, а главное, подавай собственный пример.

Значение подвижных игр в жизни детей: полезное видео

Подвижные музыкальные упражнения оказывают комплексное воздействие на развитие малыша. Подробнее об этом вы узнаете после просмотра следующего видео:

Большинство подвижных развлечений в этом возрасте должны обыгрываться, иметь простой сюжет и понятные условия. Нужно не просто бегать, скакать и прятаться. Важно еще перевоплощаться во время игры в разных персонажей: животных, растения, сказочных героев.

«Хромая лиса» . Эту игру нужно проводить в большом помещении или на открытой площадке. Из группы детей (чем их больше, тем лучше) выбирают «хромую лису». Мелом чертится большой круг. Все дети, кроме лисы, становятся в него. По команде ведущего (взрослый человек) дети начинают бегать по внутреннему краю круга, а «хромая лиса» (ребенок скачет на одной ножке) должна коснуться рукой кого-нибудь из бегущих. Кто попался, тот становится «хромой лисой». Следите за тем, чтобы дети не нарушали правила: лиса должна прыгать на одной ножке, а остальные игроки не имеют права выходить за пределы круга.

«Ястреб» . Из группы детей выбирают «ястреба». Это можно сделать с помощью считалки. Остальные участники — «мышки», которым надо убежать от хищной птицы. «Ястреб» становится впереди, ему нельзя оглядываться назад. Сзади него дети размещаются друг за другом по парам. По команде ведущего пары распадаются, и «мыши» разбегаются в разные стороны. Кто попал в лапы «ястребу», сам становится хищной птицей. «Мыши» могут спасаться не только бегством, но и бросать в «ястреба» платком или бумажным комком (только не булыжниками). Если кто-то попал, значит «ястреб» убит, на его место становится другой игрок.

«Кошка». Эта игра похожа на игру в прятки. Но здесь появляется героиня — «кошка», которая умеет хорошо прятаться. Все остальные должны ее искать. «Кошка» помогает себя обнаружить мяуканьем.

ИГРЫ С МЯЧОМ . Если у ребенка в руках оказался мяч, можно считать, что игра уже началась. А если подбрасывать мяч и рассказывать в это время стихотворение С. Я. Маршака «Мой веселый звонкий мяч», то игровое пространство наполняется новым ярким содержанием. Дети в раннем возрасте (от года до трех) любят, чтобы их действия озвучивались текстами. Но и в три-четыре года малыш не откажется от занимательных стихов «в тему». Все игры с мячом развивают зрительное внимание, координацию движений, двигательные навыки (бросать, ловить, метать) и общую моторику. Не расстраивайтесь, если кроха долгое время не может научиться ловить мяч. Этот сложный навык совершенствуется к 4—5 годам. Начинайте бросать друг другу мяч с небольшого расстояния. А также выбирайте мячи среднего размера, чтобы малышу было легче их захватить руками. Поощряйте успех и закрепляйте положительные моменты игры в памяти ребенка.

◈ «Съедобное-несъедобное» . В эту простую и познавательную игру дети играют всегда с большим удовольствием. Бросайте ребенку мяч и называйте разные слова (существительные). Все, что можно съесть, малыш должен поймать, а «несъедобное» отбросить. Есть и другой вариант этой игры, которая проводится без мяча: на «съедобное» хлопаем в ладоши, на «несъедобное» хлопаем по коленям. Старайтесь выбирать ряд созвучных слов, чтобы развивать слуховое внимание ребенка. Например: «Ватрушка, пампушка, подушка, лягушка, игрушка...»

◈ «Попади в цель» . Для этой игры вам понадобятся два мяча. Один (большой) кладется на табурет, он будет «мишенью». Вторым (маленьким) мячиком малыш пытается сбить большой мяч с табурета, находясь от него на расстоянии 1,5—2 м.

◈ «Собачка» . Из группы детей выбирается «собачка». Остальные становятся в круг и быстро передают друг другу мяч. Задача «собачки» — перехватить мяч. Кто его проворонит, тот и становится очередной «собачкой». Чтобы войти в образ, «собачка» может говорить «гав-гав», рычать или подвывать в минуты неудач.

◈ «Перебежчик» . На расстоянии 4—5 м необходимо выложить игрушки (или любые предметы) друг напротив друга. Перед ребенком стоит задача — перебегать от одного предмета к другому с одной стороны на другую. Водящий стоит в «коридоре» между игрушками и должен попасть в «перебежчика» мячом. Если водящий попал, то игроки меняются ролями.

Безопасность — прежде всего!

Выбирайте для подвижных игр просторные места, без острых углов. Проверяйте, нет ли на площадке для игр больших камней, веток, битого стекла.

Большинство подвижных игр можно проводить как в помещении, так и на свежем воздухе. Если позволяет время и погодные условия, выбирайтесь на детскую площадку. Там вы найдете веселых и активных компаньонов для подвижных игр. В этом возрасте дети уже способны усвоить простые правила игры и придерживаться их. Играя, они учатся сотрудничать и дружить со своими сверстниками.

«Боулинг». Для этой игры вам понадобится мяч и самодельные «кегли». Их можно сделать из пластиковых бутылок, наполнив песком или водой для устойчивости. Эта игра отлично развивает координацию движения «глаза-рука», общую моторику, равновесие. Проведите линию, за которую ребенок не должен переступать во время броска. Поставьте кегли в форме треугольника на небольшом расстоянии. Покажите, как бросать мяч. Если малыш не справляется с заданием, придвиньте «кегли» ближе. Поощряйте и хвалите за каждое попадание. Не используйте стеклянных бутылок в этой игре!

«Ручеек» . Для этой игры вам понадобится кусок ткани шириной 1 м и длиной 2 м. Это и будет ручеек. Положите ее на пол и предложите малышу перепрыгивать через ручей. Сначала сделайте «ручей» узким, свернув ткань. Затем шире и еще шире. Эта игра развивает навык прыгания с места. Когда ручеек станет очень широким, перепрыгивайте его с разбега. Учите ребенка приземляться на полусогнутых ногах. Покажите, как прыгают с места и с разбега.

«Тучка летит» . Для проведения этой игры вам понадобится взрослый помощник. Возьмите обычную белую простыню и представьте, что это тучка. Только не простая, а дождевая. Суть игры заключается в следующем. Двое взрослых берутся за простыню по краям и начинают ее плавно поднимать вверх и опускать вниз (простыня будет надуваться парусом). В момент, когда «тучка» находится вверху, дети должны пробежать под ней и не намокнуть. Если простыней накрыло — значит, игроки попали под дождь.

«Птичка». В углу комнаты поставьте стул. Это будет дерево, на котором птичка должна прятаться от дождя. Малыш порхает по всей комнате, размахивая руками-«крыльями». Вдруг вы говорите: «Кажется, дождь начинается!» Ребенок должен залезть на стул и присесть на нем, как птичка на ветке. Дальше вы говорите: «Солнышко выглянуло!» Он снова летает. И так, пока не надоест.

«Птичка» (еще один вариант). Дети любят считать не только ворон, но и других птиц. Когда вы вместе выходите на улицу, обращайте внимание ребенка на то, как птицы щебечут, скачут, летают, садятся на ветки, клюют зерна, чистят перышки и т. д. Предложите крохе тоже стать птицей. Только не спешите объяснять, что нужно делать. Просто спрашивайте: «А как птицы ходят, клюют, летают?» Затем нарисуйте мелом на асфальте (или палкой на земле) кружочки (это будут птичьи гнезда), попросите малыша полетать и вернуться к себе домой. Хорошо, если в игре будет участвовать несколько детей. Каждый будет спешить занять свое «гнездо».

«Веселая эстафета». Эта подвижная игра подходит не только для детей разных возрастов, но и для взрослых. Она незаменима на любом детском празднике, где наблюдается большое скопление детей. Вам понадобятся игроки (они делятся на две команды), разные игрушки, две коробки. Каждой команде выдаются сокровища, которые нужно спрятать в сундуке. Каждый участник берет предмет на старте, бегом относит его в коробку и возвращается назад. За ним бежит следующий игрок. Побеждает та команда, которая быстрее перенесет игрушки в коробку.

«Тоннель» . Для этой игры вам понадобится обруч среднего размера и кусок ткани длиной около 3 м. Ткань нужно сшить так, чтобы получилась «труба». Ширины ткани должно хватить на то, чтобы обшить ею обруч по всему кругу. Это и будет вход в тоннель. Попросите кроху по нему пролезть. Попробуйте это сделать сами. Вместе всегда веселее, и не так страшно.

Специалисты, рекомендуют как можно чаще проводить с детьми игры в «тоннель». Они помогают малышам еще раз пройти этап (матрицу) рождения, прожить его, побороть страхи и неуверенность. Сооружайте «тоннели» из одеял и стульев, спускайтесь с горок-тоннелей. Также вы можете сомкнуть руки в кольцо и попросить кроху проползти через него. Чем сильнее у ребенка страх перед закрытыми и узкими пространствами, тем большая вероятность того, что он испытывал дискомфорт во время рождения.

Серия подвижных игр, соответствующая физическому и психическому развитию детей от 7-10 лет.

Это игры на развитие координации движений, ловкости. В них включаются бег на скорость, метание, прыжки через препятствия. Постепенно усложняются правила, повышаются требования к точности выполнения. Часто используется текст, определяющий ритм движений. Важно вводить в игры моторные элементы действий, которые дети наблюдают в жизни, они знакомы по картинкам (копание, перетягивание, толкание и т.п.). В игры целесообразно вносить элементы соревнования (кто скорее добежит до намеченного дерева). Дети в этом возрасте интересуются не только процессом игры, но и ее результатом, поэтому они любят играть в игры-соревнования. Наиболее полезно проводить моторные игры на свежем воздухе. К ребенку предъявляются достаточно строгие требования в отношении качества движений, правильности и четкости их выполнения.

☺ Игра «Мышиная охота»

Игра призвана формировать внимание, координацию, оперативную ориентацию в ситуации. Все игроки делятся на пары. Одна пара (можно по жребию) становится «котом» и «мышкой». Остальные пары встают в круг: один в затылок другому (фактически образуются два круга: внешний и внутренний). Расстояние между соседними парами должно быть достаточно большим, чтобы можно было между ними пробежать. «Кот» должен ловить «мышку». Если он до нее дотронется, «мышка» считается пойманной и выходит из игры. Но она может «спрятаться» в норку. Для этого ей надо встать впереди любой пары в кругу. В этом случае «мышкой» становится игрок, оказавшийся третьим в паре. Он продолжает убегать от «кота». Если «кот» дотронется до него, когда «мышка» уже встала в пару, а «третий» еще не успел начать бег, замешкался, он становится «котом». Побеждает тот «кот», который вывел из игры больше всего «мышек», и «мышка», дольше всех продержавшаяся в игре.

☺ Игра «Помощь друга»

Данная игра направлена на развитие взаимопомощи и поддержки друг друга. Выбираются двое игроков, один из которых водящий, должен догнать и «осалить» другого. Остальные дети встают по кругу, на расстоянии примерно одного шага. Убегающий и водящий бегут вдоль круга, и второй пытается догнать второго. Но убегающий, если чувствует, что его нагоняют, может попросить помощи у любого игрока в круге, выкрикнув его имя. Тогда названный игрок оставляет свое место и бежит по кругу, а на его место встает первый убегавший игрок. Однако освободившееся место может занять и догоняющий, тогда «водящим» становится неуспевший. Игра продолжается до тех пор, пока интересно детям.

☺ Игра «Пленник мяча»

Игра «Пленник мяча» развивает и координацию, и двигательное внимание. Все дети выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу. Крайний игрок берет мяч и бросает его противоположному. Этот игрок ловит мяч и бросает его игроку напротив, как показано на схеме. И так далее. Когда мяч дойдет до конца шеренги, то его кидают в обратную сторону в том же порядке. Если играющий не поймал мяч, то попадает в «плен» противоположной команде и начинает играть на ее стороне. Побеждает команда, «пленившая» как можно больше игроков за время игры, которое ограничивается заранее (например, играем 5 минут).

Следующая игра направлена на развитие не только внимания, но и правильной координации движений.

☺ Игра «Шарики - веники»

Это игра соревновательная. Ее можно проводить с двумя участниками или с двумя командами участников. Потребуется два воздушных шарика и два веника. Два участника должны пронести шарики на вениках определенную дистанцию (например, от стены до стола), не уронив их и не проколов. Шарики нельзя придерживать рукой. Если играют командами, то по принципу эстафеты шарики носят по очереди все участники. Тот участник (или команда), которому это удалось, получает специальный сертификат, предоставляющий право подметать помещение этим веником в течение недели.

☺ Игра «Темный лабиринт»

Все участники игры кроме ведущего, выстраиваются в линию и крепко зажмуривают глаза. Затем, с закрытыми глазами, они начинают выполнять команды ведущего: «Два шага вперед, поворот налево, два шага вправо, поворот кругом, шаг влево, поворот налево, четыре шага прямо, поворот на 180 градусов, два шага назад, поворот направо, поворот налево, шаг вперед, три шага налево и т.д.». Затем по команде ведущего «Открыть глаза!» все открывают глаза и смотрят, кто как стоит. Если кто-то стоит не так, как все, то он выходит из игры. Затем игра продолжается, пока не остаются только два (или один) самых внимательных игрока.

☺ Игра «Велосипедная камера»

Используется велосипедный насос, или предмет, его имитирующий. Один ребенок изображает «камеру». (Для облегчения вхождения в игру, первым номером в роли «камеры» может выступить взрослый.) По мере того, как «камеру» накачивают, она меняет позы и положения. Вначале принимает сидячее положение, затем разводит руки, надувает щеки и т.п. В какой-то момент импровизированная камера «лопается», имитируя звук лопнувшей шины. Участник беспомощно распластывается на полу. Роль «камеры» переходит к другому участнику.

☺ Игра «Прищепки»

Игра должна проводиться на свежем воздухе или в помещении, где много свободного пространства, чтобы дети могли бегать. Понадобится много бельевых прищепок (лучше ярких, разноцветных). В эту игру могут играть дети и взрослые. Количество игроков не ограничено. Вся группа делится на две части. Одна часть «охотники», другая — «олени». Все прищепки делятся на одинаковые кучки и выдаются всем «охотникам». «Охотники» при-крепляют прищепки на свою одежду, и игра начинается. После сигнала (можно музыкального вступления или имитации звука охотничьего рога) «охотники» начинают ловить «оленей». Поймав «оленя», «охотник» прикрепляет к нему прищепку и отпускает. Побеждает тот «охотник», на котором не осталось прищепок.