Как воспитать в ребенке патриотические чувства. Воспитание патриотизма в детях Воспитание нового человека как воспитывали патриот

Как воспитать в ребенке патриотические чувства. Воспитание патриотизма в детях Воспитание нового человека как воспитывали патриот

Беседы, экскурсии, занятия «Государственные символы России», «Москва - столица нашей родины», «Города старинные, мастерами славные» позволяют мне знакомить детей со столицей нашей родины - Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами. Знакомя детей с государственными символами страны, родного города, я воспитываю уважительное отношение к флагу, гербу и гимну нашей страны, родного города. Дидактические игры: «Найди свой флаг», «Узнай, где я нахожусь», «Узнай герб своего города» помогают формировать гражданско-патриотические чувства: любовь и уважение к своей стране, к родному городу, осознание личной причастности к жизни Родины. На занятиях и в свободное время читаю детям произведения о героях, защищавших нашу Родину в разные времена. Рассказываю о трудной, но почётной обязанности каждого гражданина - защищать Родину, охранять её спокойствие и безопасность.

Организуя спортивные праздники и развлечения, посвящённые защитникам Отечества («Богатырские забавы», «День защитника Отечества», «Этих дней не смолкнет слава»), где дети по-настоящему играют в военных, маршируют, поют военные песни, слушают рассказы ветеранов войны и воинов-десантников из гарнизона, дислоцированного в нашем городе, я помогаю детям ощутить положительные эмоции и чувство сопричастности к великим памятным событиям страны.

Читая произведения о войне, рассматривая репродукции картин «Оборона Севастополя», «Отдых после боя», я говорю детям о том, как холодно было солдатам лежать день и ночь в окопах; как хотелось домой, к семье, но у них был священный долг - защищать свою Родину, матерей, детей, и они не могли поступить иначе. Я рассказываю детям о тысячах солдат, погибших в годы войны, о братских могилах, о могиле Неизвестного солдата у Кремлёвской стены, куда приходят поклониться миллионы людей со всего мира, объясняю детям значение слов «Велика Россия, а отступать некуда», «смертный бой не ради славы - ради жизни на Земле». Героизм, мужество, стойкость, готовность на подвиг ради Родины - эти характерные черты русского человека понятны детям и неизменно вызывают в них желание подражать воинам, быть такими же, как они.

Любовь к природе - одно их проявлений любви к Родине. Я постоянно провожу наблюдения, которые развивают интерес к природе, учу замечать изменения, устанавливать их причины. На занятиях и в повседневной жизни я даю детям разнообразные знания о природе нашей страны, использую иллюстрации и картины русских художников о родной природе, сопровождая чтением поэтических произведений, что является ценнейшим средством воспитания любви к родной природе. Во время прогулок, экскурсий я показываю очарование пейзажа, учу ценить разнообразную красоту, ведь всё это воспитывает умение эстетически понимать окружающий мир, бережно, поэтически относиться к природе родного края. Этому способствуют занятия по развитию речи, литературно-музыкальные развлечения, занятия по изобразительному искусству «Праздник русской берёзки», «Поле русское, родное», «Золотая осень», «Как рубашка в поле выросла», «Осенняя ярмарка», «Свято дерево, помоги», конкурсы рисунков «Золотая осень в лесу», «Во поле берёзка стояла», конкурс поделок «Дары осени».

Знакомлю детей с бытом и традициями русского народа, стараюсь вызвать интерес к исконно русским традициям: гостеприимству, почитанию родителей. Активно ввожу в речь детей потешки, загадки, пословицы и поговорки, заклички. Детям очень нравится знакомство с героями былин - богатырями, это формирует у них представление о народной культуре, её богатстве и красоте, учит ценить народную мудрость. Воспитываю у детей потребность в русском языке, народной музыке, сказке. Погружаясь в мир сказок, каждый ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем; на примерах сказочных героев дети учатся различать добро и зло, что способствует усвоению нравственно-этических норм поведения.

Разучивая русские народные песни, частушки, заклички, которые звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее, я заметила, что у детей снижается агрессивность, у них пробуждается чувство симпатии, создаётся положительная эмоциональная атмосфера. Читая детям народные пословицы и поговорки: «Родная сторона - колыбель, чужая - дырявое корыто», «Тот герой - кто за родину горой», «Смелого пуля боится, смелого штык не берёт», «Поспешишь - людей насмешишь», я объясняю детям, что народ остро подмечал различные жизненные позиции и высмеивал человеческие недостатки, но всегда восхвалял положительные качества. Знакомя детей с русскими обрядовыми праздниками, которые были когда-то частью труда и быта русского народа, я даю детям возможность познакомиться с историей народа, его укладом жизни и народной мудростью: «Широкая Масленица», «Рождественские посиделки», «Колядки», хороводы и танцы любовно воспевали травушку-муравушку, кудрявую берёзку, цветущую калину, цветы лазоревые.

Большой интерес у детей вызывают и русские народные игры, в которых можно проявить смекалку, любознательность, ловкость, чувство товарищества. На занятиях кружка «Юные россияне» я учу детей делать тряпичные русские куклы, история которых имеет многовековую историю. Куклы-скрутки, куклы-скатки, соломенные куклы, куклы из ниток, сделанные своими руками, доставляют детям искреннюю радость.

«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству - это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходят к человеку постепенно и имеет своими источниками красоту» - эти слова В. А. Сухомлинского как нельзя точно отражают задачу воспитателя и родителей - как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у ребёнка черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения своей страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни.

Используемая литература:

1. Князева О. Л, Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. Учебно-методическое пособие. 2 изд. СПб. Детство-Пресс. 1998.
2. Пименова И.К. , Россоха И.Н. Рождение Руси. Пособие для развивающего обучения - М. ЗАО Изд-во ЭКСПО-Пресс. 1998.
3. Забылин М.Русский народ. Полная иллюстрированная энциклопедия. Праздники, обряды и обычаи. М. Изд-во Экспо. 2005
4. Шангина И.И. Русский народ. Будни и праздники. Энциклопедия. СПб. Изд-во «Азбука-классика». 2003
5. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) /Под редакцией Л.А. Кондрыкинской. - М: ТЦ Сфера, 2004.

Для чего человеку патриотические чувства? Зачем нужно воспитывать патриотизм ? Ответ прост: родина нужна нам так же, как семья. Ребенку важно знать свое происхождение как от родителей, так и от своего народа. Постепенно узнавая историю страны, особенно ее славные страницы, он будет гордиться ею, как гордится ребенок сильными умными родителями, чувствуя себя защищенным благодаря им. И если мамы и папы хотят, чтобы их дети любили свою землю, стоит начать с самих себя. Надо провести «ревизию» своих чувств к родине, поднять из глубины души собственные теплые чувства: гордость за достижения соотечественников, интерес к истории родного города и всей страны. Подумать, что есть замечательного и по-настоящему великого, на что отзывается сердце.

Это не значит, что надо надеть «розовые очки» и не замечать недостатков, которые есть в любом государстве. Однако маленькому ребенку знать о них пока не обязательно. У него должна формироваться позитивная картина окружающего его мира, без излишних страхов и неопределенности. Правда, не стоит заводить серьезный разговор на пустом месте, просто так. «Красивые» слова о патриотизме без привязки к какому-то событию для ребенка ничего не значат и быстро выветрятся из его головы. Поэтому лучше воспользоваться достойным поводом.

Например, в мае широко празднуется День Победы. Его просто невозможно не заметить. Парад и торжественный салют не оставят равнодушным ни одного ребенка. Малышу нужно пояснить, что это за торжество. Но с учетом возраста. Самым маленьким достаточно сказать примерно так: «Много лет назад на нашу землю, наш город напали враги. Но наши храбрые солдаты прогнали захватчиков. Это было очень трудно, поэтому каждый год мы вспоминаем их подвиг, так мы выражаем им свое уважение». С детьми постарше можно поговорить подробнее: рассказать о военной технике, о тружениках тыла, о смелых пионерах-героях, пойти в краевой музей боевой славы. Заострить внимание на памятниках. Например: «Смотри, вот памятная доска, на которой много фамилий написано. Ты можешь себе представить, что совсем недалеко от нашего дома шли бои? Так вот, эти люди, чьи фамилии написаны на доске, сражались здесь за наш район. Им было страшно, но они защищали свои дома, своих родных и даже чужих людей». Нелишне добавить, что ветераны (те, кто воевал) сейчас уже очень старенькие. Их можно порадовать (например, подарить букет тюльпанов или гвоздик; написать поздравление в открытке, сделанной своими руками).

В России и в Европе есть множество легендарных памятников, посвященных героям второй мировой войны. Эти монументы можно показать ребенку в Интернете, в книге или на открытке: это «Родина-мать» в Волгограде, «Алеша» в Пловдиве, «Воин-освободитель» в Берлине и др. Визуальное впечатление важно для детей любого возраста.

Как воспитать патриотизм у детей: младшая группа (3–4 года)

Малыши имеют богатое воображение и большое желание что-то узнать. Самое главное для взрослых – не «засушить» детей фактами. Все, что можно использовать для воспитания патриотических чувств, должно быть интересным, ярким, эмоциональным.

  • История семьи. Самое первое, что могут сделать родители для пробуждения патриотизма – это познакомить ребенка с историей собственной семьи: откуда родом его предки, где жили, кем работали, чем увлекались, чего достигли и о чем мечтали. Фотографии или вещи, оставшиеся с тех времен, станут прекрасным дополнением к рассказу. Ощущение, что ты имеешь отношение к большой семье, где до тебя были заслуживающие уважения люди, наполнит душу ребенка гордостью. Не менее ценны семейные традиции, переходящие из поколения в поколение. Например, собираться всем вместе на День Победы или печь торт к большим праздникам. Когда малыш подрастет, ему будет интересно составить вместе с родителями генеалогическое древо своей семьи (хотя бы до прабабушек и прадедушек). Судьбы наших предков – это наша причастность к судьбе страны.
  • : города и улицы С раннего возраста можно начинать воспитывать интерес к родной земле. Малышу будет любопытно узнать, с чем связано название улицы, на которой он живет, почему и как получили свои имена его город или поселок. И дело взрослого – рассказать об этом доступным языком. Не менее важно поведать ребенку о знаменитых земляках и их заслугах, сходить вместе к памятникам, установленным в их честь. А можно просто показать портрет местного героя и рассказать о нем. Малышу приятно будет ощущать, что он имеет отношение к таким людям, хотя бы тем, что живет там же, где они.
  • Знакомство с фольклором и народными промыслами. Красивые книжки с русскими народными сказками, хорошие мультфильмы, симпатичные традиционные игрушки – все это увлечет ребенка и поможет уважать свою страну. Какие книги, фильмы или мультфильмы будут у детей – решать родителям. Но есть такие, которые по-настоящему нужны детям. Например, сборник мульт- фильмов «Гора самоцветов», созданный по мотивам сказок разных народностей, населяющих Россию. Перед каждой серией – небольшая заставка, где говорится об истории и значении города или региона, из фольклора которого взята сказка. Сделано это так увлекательно и красиво, что захватывает внимание и детей, и взрослых.

Как воспитать патриотизм у детей: cтаршая группа (5–6 лет)

Малыш растет, и все темы, о которых говорилось раньше – родословная, история родного края и народное творчество – для него обретают глубину. К ним добавляются новые, интересные и понятные в этом возрасте.

  • Легенды о достопримечательностях. Храм, старинный дом, мост, озеро или река не запомнятся ребенку или сольются в его сознании с другими, если не подкрепить впечатление занимательным рассказом. Это может быть предание или детское воспоминание кого-то из родителей, научно установленный или спорный исторический факт, главное – он должен быть интересным. Например, таким: В Пскове есть старинное здание со странным названием: «Поганкины палаты». Одна из легенд гласит, что когда-то жил-был человек в старенькой избушке. Он делал бочки на продажу, то есть был бондарем. Но бочки мало покупали, и бондарь был очень бедным. Однажды сидел он в своей маленькой избушке, работал. Вдруг мимо него пробежала крыса. Бондарь рассердился, схватил первое, что под руку попало, и швырнул в крысу. Подошел посмотреть: попал или нет? И увидел клад – кучу золотых монет. Разбогатев, бондарь первым делом построил пышные палаты. Их прозвали «Поганкиными», потому что деньги, полученные таким загадочным путем, считались нехорошими. Путешествия. Необязательно ехать далеко, можно выбраться на один день в соседний город. Но взрослые должны заранее готовиться к поездке, находить объекты, которые могут быть интересны ребенку. И составлять маршрут. В Великом Новгороде есть пешеходный мост через реку Волхов, а рядом с мостом стоит скульптура «Уставшая туристка» – девушка, которая скинула туфельки и присела отдохнуть. Есть поверье: если положишь монетку в туфельку, то обязательно вернешься в Великий Новгород. Если пройти по набережной дальше, увидишь сидящего на скамейке улыбающегося медведя. Легенда гласит: он пришел в город из дремучего леса, хотел познакомиться с новгородцами и остался ими очень доволен. Возвращаться обратно в лес медведю не захотелось, он решил остаться и радует теперь жителей города и его гостей. Можно присесть рядом и «поболтать» с косолапым.
  • Космическая одиссея. Дети любят рассказы о космосе, и нашей стране в этом отношении есть чем гордиться. Можно рассказать ребенку о первых космических кораблях и космонавтах или понаблюдать вместе с ним за звездами и мигающими в ночном небе спутниками, сходить в Музей космонавтики или Планетарий на соответствующую возрасту программу или посмотреть познавательный фильм дома.
  • Как воспитать патриотизм у детей : тематические игры. Малыши лучше усваивают знания в игровой форме. Можно подготовить следующие занятия с карточками-картинками: «Знакомство с гербом родного города», «Путешествие по карте», «Найди свой флаг», «Москва – столица нашей родины».

Конечно, от взрослых потребуются некоторые усилия, чтобы воспитать патриотизм у детей , зато потом малыш будет поражать всех своей эрудицией. Ребенку важно положительно относиться к своей стране, гордиться ее героями, понимать, что они сделали хорошего. Так у него будут нравственные ориентиры, которые помогут определить, что такое хорошо и что такое плохо. Это вдохновляет, а также дает дошкольнику состояние внутреннего покоя и определенности.

Возможно, вам будут интересны статьи и на сайте

Сегодня повышенное внимание педагоги уделяют патриотическому воспитанию.

Основой задачей при воспитании этих чувств является формирование глубинной привязанности у детей к своему народу, культуре.

Воспитанию патриотизма на сегодняшний день уделяется большое внимание, что составляет одну из главных целей образования.

Далеко не секрет, что сегодня многие молодые люди не имеют четкой жизненной ориентации. Живут, не задумываясь о нравственных и моральных принципах.

Силу страны определяет ее гражданская общность. Воспитывать будущего патриота следует начинать с воспитания любви к своему Отечеству с . Уже, начиная с 3-4 лет в детском саду , закладываются основные моральные ценности, которые призваны воспитать небезразличное поколение к историческому прошлому своего народа.

Воспитанием ребят старшего дошкольного возраста должны заниматься педагоги, которые сами , знают его историю, культуру. Программа патриотического воспитания детей дошкольного возраста по фгос предполагает ознакомление с природными просторами родной земли, героическими личностями. Также основы воспитания личности закладываются в семье .

Дошкольник

В соответствии с программой по фгос ставятся задачи, основанные на воспитании осознанного желания строить свою жизнь в будущем на основе семейных ценностей, любви к малой родине.

Поощряться в семье должно , близким.

Так формы и методы должны иметь направленности:

  1. Духовно-нравственную (посещение музеев, создание тематических папок при помощи родителей).
  2. Культурно-образовательную (беседы, концерты, встречи с интересными людьми).
  3. (посильная работу по благоустройству, тимуровская помощь) направленность.

Также следует уделять внимание гражданско-правовой (знакомство с элементами государственной символики, конституции), спортивно-патриотической (подвижные игры, спортивные состязания) работе. Воспитанники младшего возраста уже осознают себя полноценными членами круга родственников, погружаются в мир семейных традиций. Этим закладываются основы патриотического воспитания детей в семье .

Расширение краеведческой информации об истории, памятных местах малой родины происходит и в детском саду, и в школе . Формирование экологического сознания, бережного отношения к природе необходимо начинать у деток с 3-4 лет .

Нравственность

Для приоритетным заданием является привить нравственность малышам. Малыши дошкольного возраста эмоционально-образно воспринимают окружающий мир, что позволяет заложить основы нравственно-патриотических ценностей. Главным стержнем в воспитании всесторонне развитой личности есть нравственность.

Нравственные основы призваны сформировать гуманное отношение, трудолюбие, патриотизм, коллективизм. Эти нормы должны проявляться в разнообразных сферах жизнедеятельности ребят: в семье, общении со сверстниками. Иногда такое воздействие не адекватно нормам морали.

В дошкольном возрасте целенаправленно воспитание нравственных качеств осуществляется в детском коллективе. Большая роль принадлежит воспитателям, которые подготавливая ребят к школе, стараются привить им качества любви к Родине, скромность и честность, сочетая в себе любовь к людям, проявления чуткости.

Младший

Детишкам младшего школьного возраста свойственна любознательность и способность впитывать в себя, полученную информацию.

Поэтому перед воспитателями ставится задача пробуждение у ребят младшего дошкольного возраста живого познавательного интереса, любознательности к истории, традициям Отечества.

Этой задаче должна быть подчинена вся воспитательная работа в доу .

Личностные качества можно развить посредством литературных произведений и музыкальных композиций. Их воздействие формирует эмоциональную окраску познаваемых моральных явлений.

Одним из способов воспитания нравственности выступает природа. Ее влияние позволяет воспитать у деток младшего дошкольного возраста моральные чувства. Они выражаются в потребности оказывать помощь окружающим людям, формируют у малышей уверенность в собственных силах. Таким образом, закладывают основы патриотизма.

Одним из действенных способов развития нравственности является активная деятельность. Привить мораль можно посредством игры и через трудовую деятельность. Все эти компоненты способствуют формированию практики нравственного поведения. Значительная роль в этом аспекте принадлежит общению. С его помощью корректируются представления о морали, воспитываются чувства у малышей.

Также действенным средством воспитания является окружение, в котором происходит развитие ребенка. Родители должны наполнить ее доброжелательностью, любовью. Это очень важно, так как ее воздействие влияет на формирование нравственных качеств.

Старший

Воспитание патриотических чувств в дошкольном возрасте представляет собой достаточно трудоемкий, продолжительный процесс. В становлении личности большую роль играет любовь к родным, детскому садику, к родному краю, своей стране. Развитие нравственности во многом зависит от влияния близких людей, воспитателей, какими впечатлениями будет обогащена детская душа.

Любовь к Родине начинается с малого, когда прививается уважительное отношение к матери, окружающим людям. Необходимо учить находить вокруг себя то, что достойно восхищения (родной дом, улица, окружающая природа). Этому будут способствовать различные выставки и конкурсы, такие как: “Чудеса на грядке”, “Золотые руки мамы”, “Цветочные фантазии”, “В гостях у Самоделкина”.

Создание фотовыставок людей разных профессий знакомит ребят с разнообразными гранями человеческой жизни, раскрывают многогранность ее проявлений. Необходимо уделять внимание историческому прошлому родного края, его культуре и традициям. Участие в народных праздниках (Пасха, Масленица и др.) приобщают ребят к народным обычаям.

Празднование памятных дат, связанных с Великой Отечественной войной, можно организовать встречи с ветеранами, воинами – афганцами, конкурсы чтецов стихотворений на военную тематику. Можно организовать работу по участию дошкольников в таких проектах, как “Под счастливою звездой мы живем в краю родном”, “День Победы”, “Быть гражданином родной страны” и другие.

В семье

Первые патриотические уроки у ребенка связаны с семьей, что обусловлено передачей мамой и папой своего жизненного восприятия.

Дома зажигается первая искорка огромной любви и заботы о природе, верности своему краю. Семейные праздники призваны рождать светлые, теплые чувства.

Проявление патриотизма родными в обычной жизни имеет большое значение.

Это может быть совместное просматривание семейного альбома фотографий, рассказы бабушек и дедушек о своей жизни, их воспоминания.

В этом возрасте надо дать детям понять необходимость постоянного стремления жить лучше, а значит чему-то учиться, овладевать новыми знаниями, навыками.

Нельзя гасить у ребят проявления благородных чувств, отвергая их помощь, принуждая молчать, когда следует говорить о несправедливости. Недостатки семейного воспитания приводят к различным порокам, когда у некоторых представителей молодежи не сформировано святое отношение к матери, семье, родине. Главным становятся деньги, удовлетворение личных потребностей.

Заключение

Сила родительского примера в воспитании патриотов своей страны значительна. Ребята умеют слушать и запоминать, а родительские воспоминания о прошлом оставят в их сердцах глубокий след. Все, что характерно настоящей семье — святое отношение к духовным и культурным ценностям, должно быть передано в наследство. В дальнейшем дошкольные учреждения, школа отшлифуют качества, которые необходимы гражданину-патриоту.

(4 голоса : 4.0 из 5 )

Что такое патриотизм? Это и родина для конкретного человека, и чувство преданности, верности своему Отечеству, любовь к нему, желание служить его интересам и защищать от врага.

Любовь к родине не входит в комплект знаний, обязательных для «успешного дошкольника». Но это не значит, что родителям не надо воспитывать у малыша уважительное отношение к своей стране. Оно может стать основой для целеустремленности, уверенности в себе и эрудиции. Главное – заинтересовать ребенка.

Елена Кравцова
психолог, Москва

Для чего человеку патриотические чувства? Зачем нужно воспитывать патриотизм ? Ответ прост: родина нужна нам так же, как семья. Ребенку важно знать свое происхождение как от родителей, так и от своего народа. Постепенно узнавая историю страны, особенно ее славные страницы, он будет гордиться ею, как гордится ребенок сильными умными родителями, чувствуя себя защищенным благодаря им. И если мамы и папы хотят, чтобы их дети любили свою землю, стоит начать с самих себя. Надо провести «ревизию» своих чувств к родине, поднять из глубины души собственные теплые чувства: гордость за достижения соотечественников, интерес к истории родного города и всей страны. Подумать, что есть замечательного и по-настоящему великого, на что отзывается сердце.

Это не значит, что надо надеть «розовые очки» и не замечать недостатков, которые есть в любом государстве. Однако маленькому ребенку знать о них пока не обязательно. У него должна формироваться позитивная картина окружающего его мира, без излишних страхов и неопределенности. Правда, не стоит заводить серьезный разговор на пустом месте, просто так. «Красивые» слова о патриотизме без привязки к какому-то событию для ребенка ничего не значат и быстро выветрятся из его головы. Поэтому лучше воспользоваться достойным поводом.

Как воспитать патриотизм

Например, в мае широко празднуется День Победы. Его просто невозможно не заметить. Парад и торжественный салют не оставят равнодушным ни одного ребенка. Малышу нужно пояснить, что это за торжество. Но с учетом возраста. Самым маленьким достаточно сказать примерно так: «Много лет назад на нашу землю, наш город напали враги. Но наши храбрые солдаты прогнали захватчиков. Это было очень трудно, поэтому каждый год мы вспоминаем их подвиг, так мы выражаем им свое уважение». С детьми постарше можно поговорить подробнее: рассказать о военной технике, о тружениках тыла, о смелых пионерах-героях, пойти в краевой музей боевой славы. Заострить внимание на памятниках. Например: «Смотри, вот памятная доска, на которой много фамилий написано. Ты можешь себе представить, что совсем недалеко от нашего дома шли бои? Так вот, эти люди, чьи фамилии написаны на доске, сражались здесь за наш район. Им было страшно, но они защищали свои дома, своих родных и даже чужих людей». Нелишне добавить, что ветераны (те, кто воевал) сейчас уже очень старенькие. Их можно порадовать (например, подарить букет тюльпанов или гвоздик; написать поздравление в открытке, сделанной своими руками).

В России и в Европе есть множество легендарных памятников, посвященных героям второй мировой войны. Эти монументы можно показать ребенку в Интернете, в книге или на открытке: это «Родина-мать» в Волгограде, «Алеша» в Пловдиве, «Воин-освободитель» в Берлине и др. Визуальное впечатление важно для детей любого возраста.

Как воспитать патриотизм у детей: младшая группа (3–4 года)

Малыши имеют богатое воображение и большое желание что-то узнать. Самое главное для взрослых – не «засушить» детей фактами. Все, что можно использовать для воспитания патриотических чувств, должно быть интересным, ярким, эмоциональным.

  • История семьи. Самое первое, что могут сделать родители для пробуждения патриотизма – это познакомить ребенка с историей собственной семьи: откуда родом его предки, где жили, кем работали, чем увлекались, чего достигли и о чем мечтали. Фотографии или вещи, оставшиеся с тех времен, станут прекрасным дополнением к рассказу. Ощущение, что ты имеешь отношение к большой семье, где до тебя были заслуживающие уважения люди, наполнит душу ребенка гордостью. Не менее ценны семейные традиции, переходящие из поколения в поколение. Например, собираться всем вместе на День Победы или печь торт к большим праздникам. Когда малыш подрастет, ему будет интересно составить вместе с родителями генеалогическое древо своей семьи (хотя бы до прабабушек и прадедушек). Судьбы наших предков – это наша причастность к судьбе страны.
  • Как воспитать патриотизм : города и улицы. С раннего возраста можно начинать воспитывать интерес к родной земле. Малышу будет любопытно узнать, с чем связано название улицы, на которой он живет, почему и как получили свои имена его город или поселок. И дело взрослого – рассказать об этом доступным языком. Не менее важно поведать ребенку о знаменитых земляках и их заслугах, сходить вместе к памятникам, установленным в их честь. А можно просто показать портрет местного героя и рассказать о нем. Малышу приятно будет ощущать, что он имеет отношение к таким людям, хотя бы тем, что живет там же, где они.
  • Знакомство с фольклором и народными промыслами. Красивые книжки с русскими народными сказками, хорошие мультфильмы, симпатичные традиционные игрушки – все это увлечет ребенка и поможет уважать свою страну. Какие книги, фильмы или мультфильмы будут у детей – решать родителям. Но есть такие, которые по-настоящему нужны детям. Например, сборник мультфильмов «Гора самоцветов», созданный по мотивам сказок разных народностей, населяющих Россию. Перед каждой серией – небольшая заставка, где говорится об истории и значении города или региона, из фольклора которого взята сказка. Сделано это так увлекательно и красиво, что захватывает внимание и детей, и взрослых.

Как воспитать патриотизм у детей: cтаршая группа (5–6 лет)

Малыш растет, и все темы, о которых говорилось раньше – родословная, история родного края и народное творчество – для него обретают глубину. К ним добавляются новые, интересные и понятные в этом возрасте.

  • Занимательные рассказы о достопримечательностях. Храм, старинный дом, мост, озеро или река не запомнятся ребенку или сольются в его сознании с другими, если не подкрепить впечатление занимательным рассказом. Это может быть предание или детское воспоминание кого-то из родителей, научно установленный или спорный исторический факт, главное – он должен быть интересным. Например, таким: В Пскове есть старинное здание со странным названием: «Поганкины палаты». Одна из легенд гласит, что когда-то жил-был человек в старенькой избушке. Он делал бочки на продажу, то есть был бондарем. Но бочки мало покупали, и бондарь был очень бедным. Однажды сидел он в своей маленькой избушке, работал. Вдруг мимо него пробежала крыса. Бондарь рассердился, схватил первое, что под руку попало, и швырнул в крысу. Подошел посмотреть: попал или нет? И увидел клад – кучу золотых монет. Разбогатев, бондарь первым делом построил пышные палаты. Их прозвали «Поганкиными», потому что деньги, полученные таким загадочным путем, считались нехорошими.
  • Путешествия. Необязательно ехать далеко, можно выбраться на один день в соседний город. Но взрослые должны заранее готовиться к поездке, находить объекты, которые могут быть интересны ребенку. И составлять маршрут. В Великом Новгороде есть пешеходный мост через реку Волхов, а рядом с мостом стоит скульптура «Уставшая туристка» – девушка, которая скинула туфельки и присела отдохнуть. Есть поверье: если положишь монетку в туфельку, то обязательно вернешься в Великий Новгород. Если пройти по набережной дальше, увидишь сидящего на скамейке улыбающегося медведя. Легенда гласит: он пришел в город из дремучего леса, хотел познакомиться с новгородцами и остался ими очень доволен. Возвращаться обратно в лес медведю не захотелось, он решил остаться и радует теперь жителей города и его гостей. Можно присесть рядом и «поболтать» с косолапым.
  • Космическая одиссея. Дети любят рассказы о космосе, и нашей стране в этом отношении есть чем гордиться. Можно рассказать ребенку о первых космических кораблях и космонавтах или понаблюдать вместе с ним за звездами и мигающими в ночном небе спутниками, сходить в Музей космонавтики или Планетарий на соответствующую возрасту программу или посмотреть познавательный фильм дома.
  • Как воспитать патриотизм у детей : тематические игры. Малыши лучше усваивают знания в игровой форме. Можно подготовить следующие занятия с карточками-картинками: «Знакомство с гербом родного города», «Путешествие по карте», «Найди свой флаг», «Москва – столица нашей родины».

Конечно, от взрослых потребуются некоторые усилия, чтобы воспитать патриотизм у детей , зато потом малыш будет поражать всех своей эрудицией. Ребенку важно положительно относиться к своей стране, гордиться ее героями, понимать, что они сделали хорошего. Так у него будут нравственные ориентиры, которые помогут определить, что такое хорошо и что такое плохо. Это вдохновляет, а также дает дошкольнику состояние внутреннего покоя и определенности.

Российское Правительство одобрило и опубликовало «Стратегию развития воспитания». На стадии формирования программа подвергалась критике, осталось множество претензий и к последней редакции. Большинство оппонентов документа так и не увидели в ней главного - как привить ребенку дух патриотизма.

Как воспитать патриота? К счастью, этим вопросом пока еще задаются многие родители. Все же школьное воспитание XX века не прошло даром. Большинство психологов и педагогов уверены, что патриотизм это присущее человеку чувство, такое же точно как любовь к родителям. Срабатывает, если угодно, комплекс самосохранения, каждый родитель понимает, что хорошо бы чтобы его дети любили - мало ли что? Только вот многие ли делают для этого что-то? Практика показывает, что, к сожалению, нет.

Чему надо научить ребенка? Чтобы он «не пропал в этой жизни». За этим высказыванием кроется столько гадости и мерзости, что нет желания даже раскрывать его. Плохому учить точно не надо, все гадкое поджидает ребенка уже дома, начиная с отношений в семье и заканчивая телевизором или компьютером. Плохому учит отчасти улица. Далее школа, где уже не одно десятилетие отсутствует в принципе «воспитательное содержание обучения». И никак нашим либералам в Минобре не объяснить, что, учить, не воспитывая, невозможно, что это основа, классика педагогики.

«Патриотизму учить надо, - уверен доцент Московской духовной академии протоиерей Павел Великанов. - Я бы даже проговорил так: «рассказывать» за что ты любишь Родину, самыми простыми и доступными словами». Поэтому чтобы воспитать патриота, надо им вначале быть, а сели не получилось, то им стать.

«Недостаточно любить Родину за ее успехи победы, хотя и об этом, особенно теперь, надо рассказывать, - продолжает отец Павел. - Но, прежде всего, надо рассказывать о любви к тому нравственному идеалу, под которым Россию понимали наши лучшие люди».

Для этого надо учиться самому вместе с ребенком, другого пути нет. Просто выучить несколько цитат и пересказать не получится. Современные дети могут быть какими угодно, плохими или хорошими, но они все невероятно чуткие, и могут проглотить ложь от кого угодно, но только не от своих родителей. Часто приходится слышать жалобы: «Я ему говорил. Я его предупреждала». От слов толка нет, если сам родитель зачастую поступает вразрез с тем, что говорит.

Например, есть словосочетание, от которой у русского человека вообще-то должен дух переворачиваться: «эта страна». Позволив себе хоть раз прийти с работы раздраженным или униженным начальством и в сердцах кинуть эту фразу, так просто в воздух: «В этой стране ничего нельзя сделать нормально - в этой стране тебя не оценят никогда!» взрослые сами закладывают отношение к Родине у детей. Стоит ли удивляться, что через несколько дней сын или дочь, вернувшись из школы, так же в сердцах скажут: «В этой стране невозможно учиться». Логическим продолжением станет модная присказка: «Валить надо из этой страны». Куда? Зачем? Эти вопросы вдруг перестают быть актуальными.

Вспоминается, как лет двадцать назад, по Первому каналу показывали приезд Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской. У всемирно известной певицы намечался впервые за долгие годы юбилей в родном Большом Театре. Тогда, в 1998 году еще у многих была уверенность, что съездить, пожить и поработать за границей - это все равно, что прокатиться на подмосковную дачу, на недельку-другую. На вопрос журналиста, советует ли Галина Павловна молодым оперным исполнителям пройти стажировку за границей, Вишневская ответила: «Где родился там и пригодился! Пусть едут! Если хотят хлебнуть горя по самую макушку. Поймите, нас с Ростроповичем выгнали! И уехали мы очень известными в мире исполнителями. Звездами! И то, первые годы мыкались неизвестно как – есть порой не на что было. А прекрасно учиться можно и в Москве, главное – чтобы было желание учиться».

Мстислав Ростропович и Галина Вишневская во время приезда в Москву, 1997 год. Фото: Владимир Яцина / ТАСС

Не думается, что сейчас нельзя поехать куда-нибудь учиться за границу, тем более учитывая жуткий уровень образования, который нам все чаще и больше предлагает «реформированная» средняя и высшая школы. Главное в том, что уехать можно по-разному - можно «Иваном себя и родства не помнящим», а можно патриотом - русским, гражданином своей страны. Даже в практическом смысле это необходимо: «нерусские», то есть не обладающие традициями русской культуры и особенностями русского и советского образования, никому не нужны. Там и своих хватает, и других - из разных стран.

Профессор МГУ, философ Андрей Ашкеров говорит: «Есть две разновидности патриотизма. Одна основана на разграничении родного и инородного, другая - на восприятии родного как вселенского. Первый патриотизм - нутряной, дорефлексивный. К нему легко взывать, но у него нет языка, чтобы дать ответ. Это патриотизм народа, который безмолвствует. Второй патриотизм предполагает понимание и интерпретацию, он шире простого отношения к Родине. Это способность поместить себя внутрь эпоса, представить происходящее с тобой через категорию исторической судьбы».

Вот для того, чтобы «поместить себя внутрь эпоса» и необходимо патриотическое воспитание. Необходимо, раз этого нет или недостаточно в школе, чтобы этим занимались родители. Доцент кафедры психологии РПУ им. Иоанна Богослова Надежда Храмова продолжает мысль:

«В 90-е годы нам сказали - никакой идеологии! Но любой образовательный процесс без идеологии невозможен. Это просто противоречит методике преподавания любого предмета и гуманитарного и естественнонаучного. К нам пришел либерализм, который на практике исключал все русское, российское как ценности, даже чисто в научном отношении. Вплоть до того, что стал в нашей школе, нашим ученикам внедряться ген войны, комплекс неполноценности, что это якобы русские начали Вторую мировую войну! Когда в школе сейчас убирают содержание образования, то это вообще конец. Потому что только содержательный и воспитательный элементы могут чему-то вместе научить. Ведь патриотизму «в лоб» не учат, все это происходит через учебники литературы, истории, тоже физики и математики».

Павел Великанов считает, что в науке и общественной дискуссии пора определиться с понятиями. Особенно со словом «либерализм»: «Одно дело либерализм в США, и совершенно другие понятия это слово несет в России. Для науки и общественных обсуждений - это крайне запутывает и, самое главное, разъединяет людей». Андрей Ашкеров добавляет: «Чтобы русский был свободным - не надо исповедовать либерализм».

Кажется, что сейчас нет ярых противников единого школьного учебника, например, по истории. Но отсутствие утвержденного и общепринятого содержания образования просто пугает. Известный публицист Александр Привалов пишет: «Почитайте знаменитый ФГОС (Федеральный государственный стандарт образования), где написано, каким должен быть выпускник наших с вами отечественных школ. Душеспасительное чтение. Вы узнаете, что выпускник этот шестикрыл, как Серафим, и умен, как три Аристотеля. Он обладает математическим мышлением, географическим мышлением, физическим мышлением и мышлением химическим. Это все написано в стандарте. Там не написано только, знает ли он теорему Пифагора. Знает ли он закон Ома, знает ли, с какой стороны от России пролегает Северный морской путь. Это неизвестно. Но географическим и физическим мышлением он обладает». Что именно в этих учебниках будет воспитывать патриотизм у наших выпускников тоже осталось тайной.

Выпускники на Красной площади. Фото: Алексей Филиппов / ТАСС

Всеобщая атмосфера обсуждения проекта единого школьного учебника по истории заставляет задуматься, вдруг там не окажется битвы при Калке, переправы Наполеона через Березину, сдачи врагу Смоленска, или Куликовской битвы не будет. Идет же борьба с негативом.

Доцент отец Павел Великанов говорит: «Очень важно, чтобы ребенок любил тот идеальный или не идеальный, но видимый Божий образ России таким, каков он есть, без оценки, просто любил. Нельзя из истории делать миф. Потому что это заканчивается одним – травмой! Травмой и разочарованием для ребенка. После которого патриотом он вряд ли станет. Одно дело, когда мы превращаем историю в миф, и совершенно другое дело, когда мы на основании знаний, создаем, по Алексею Лосеву, «миф той будущей России, к которой нам вместе идти, к тому, к чему мы прийти должны». Вот это и есть воспитание патриотизма. И да - это труд. Философ и поэт Ольга Седакова добавляет: «Любят вот эту Россию. Россию, которая живет и мыслит - и значит, живет не для себя. А нам предлагают образ России, которая живет назло всем. Кому такая страна нужна?».

Такая кукольно-пластилиновая страна не нужна, прежде всего, нашим детям. Если механически повторять заученные фразы, сыпать оторванными от жизни лозунгами, каждый увидит на лице ребенка скуку, и даже брезгливость. Но, когда детям рассказывают конкретную историю о том, как с семьей опаздывали на последний эвакуационный поезд, уходящий из Киева, как будучи в оккупации расстреляли двоюродного брата, потому что он передал перевязочные материалы раненому партизану, как перевернулось судно в Кольском заливе с нашими моряками из-за халатности работников судоверфи, они внимательно слушают. Это и есть воспитание патриотизма.

Сегодня показать молодому поколению «предания старины глубокой» становится все труднее. Музеев и мемориальных комплексов целое множество и есть что посмотреть, но организовать экскурсию, по словам учителей довольно сложно. Необходимо собирать целый ворох справок и разрешений. Директоры и учителя, которые продолжают возить учеников по историческим местам, буквально совершают подвиг.

Некоторые родители уверены, что детям не стоит посещать места, например, связанные с войной, где можно увидеть много чего нелицеприятного. Надежда Храмова комментирует: «Как раз наоборот. У ребенка формируется визуальная память, нравственное ощущение, а не социально-психологическое чувство вины, как порой нас пугают наши либеральные оппоненты, напротив, у детей возникает чувство достоинства и уверенности». Ребята слушают и про жуткий быт с крысами и тараканами во время и после войны, и про измены военного времени, слушают горькую, неприятную правду. Только так может зародиться любовь к своей стране, ведь любят не за что-то, а вопреки всему. «Патриотизм, это в первую очередь любовь, - завершает протоиерей доцент Павел Великанов. - Любовь к быту, нраву, правде. Патриотизм должен определяться как замысел, забота Бога о человеке. Каким бы этот замысел не был, ведь не просто так Бог поселил тебя в России и сделал русским. Значит, у тебя есть цель, есть предназначение. Есть смысл жизни».