История создания атэс кратко. Краткая характеристика и особенности атэс. Страны, проявившие интерес к участию в атэс

История создания атэс кратко. Краткая характеристика и особенности атэс. Страны, проявившие интерес к участию в атэс
История создания атэс кратко. Краткая характеристика и особенности атэс. Страны, проявившие интерес к участию в атэс

И регионального типа, в рамках которых центральную роль играет бизнес-сектор. Одна из таких организаций - это АТЭС. Расшифровка аббревиатуры звучит как Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество.

История создания

Объединение АТЭС начало свое существование в 1989 году. Государства-создатели объединения имели идентичное желание - повысить уровень жизни в Азиатско-Тихоокеанском регионе за счет стимулирования экономики и укрепления торговли.

Начало сообществу положили программы отраслевых и торговых переговоров. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество включает 21 государство. Это Австралия и Бруней, Вьетнам и Гонконг, Индонезия с Канадой, КНР и Республика Корея, Малайзия с Мексикой, Новая Зеландия и Папуа - Новая Гвинея, Перу и Россия, Сингапур и США, Таиланд и Тайвань, Филиппины, а также Чили и Япония.

После того как Россия, Перу и Вьетнам были включены в список стран-участниц объединения (в 1997 году), сообщество ввело 10-летний мораторий на перспективное расширение списка членов сообщества.

Истоки формирования объединения

Объединение АТЭС, расшифровка которого звучит как Азиатско-Тихоокеанское изначально рассматривалось не как объединение государств, а как тандем экономик. Организация изначально была направлена на решение не политических, а исключительно экономических вопросов. АТЭС формировалось в качестве форума, который не имел и за которым не стояло никакого бюрократического аппарата. Даже сегодня секретариат объединения, расположенный в Сингапуре, включает 23 дипломата. Каждый из представителей был выбран экономиками-участницами проекта. В секретариате работает еще и 20 местных наемных сотрудников. В сравнении с ВТО, АТЭС, расшифровка которого дана выше, не основано на правилах формирования организаций, которые предусматривают наличие полномочий по правопринуждению при возникновении торговых споров.

Специфика партнерства

Специфика работы заключается в консультировании и в стремлении достичь консенсуса. Процесс партнерства между государствами строится на открытом обмене информацией между странами и общественностью. В основе сообщества лежат созданные участниками объединения коллективные и индивидуальные планы действий, которые помогают достигать цели каждого из государств. Планы включают детализированные данные о 15 секторах деятельности. Среди них тарифы и не тарифицированные меры, услуги и инвестирование, стандарты и соответствие, таможенные процессы и защита прав интеллектуальной собственности, политика на конкурентной основе и государственные заказы, правила выпуска товаров и прямое посредничество в спорах, мобильность деловых людей, сбор и концентрирование информации.

Глобальная роль АТЭС

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество охватывает порядка 40 % населения. Общий ВВП всех стран-участниц превышает показатель в 16 триллионов долларов, что соответствует 60 % мирового ВВП. Лидеры АТЭС стали основным инструментом содействия открытой торговли и инициаторами экономического сотрудничества в регионе. На долю стран-участниц приходится не менее 42 % от общего объема мировой торговли. Роль группы за последние 20 лет очень возросла. Сейчас участники сообщества активно:

  • осуществляют либерализацию торговли;
  • содействуют любым ;
  • обеспечивают взаимовыгодное экономическое и техническое партнерство;
  • занимаются вопросами молодежи и женщин.

Общие идеи и предпочтения

АТЭС, расшифровка которого уже давалась выше, базируется на утверждении, что бизнес - это основа работы, а для достижения успеха он должен стимулироваться. На первых этапах работы сообщества проводились систематические консультации с лучшими представителями бизнес-сегмента в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

В 1995 году было принято решение о создании Делового консультационного совета, который и стал ключевым органом работы всего сообщества. Все страны-участники АТЭС назначали в совет не менее 3 человек, которые бы могли выражать интересы национального бизнеса. Ежегодные саммиты ДКС поводятся для того, чтобы представители государств презентовали обобщенные рекомендации в следующих вопросах:

  • реализация программной документации сообщества, которая связана с либерализацией не только торгового, но и инвестиционного режима;
  • развитие экономического и технического партнерства;
  • выявление позиций сообщества в отношении проблем предпринимательской деятельности.

Каждый из докладов формируется не отдельно каждым государством, а при плотном сотрудничестве с экспертами государственных структур.

Первые эффективные шаги

АТЭС, список стран которого постоянно пополняется, первые продуктивные решения принял в 1990-2000 годах. Акцент был сделан на упрощение визовых формальностей для деловых людей экономик государств-участниц объединения. Снижены были барьеры на пути свободного перемещения не только товаров, но и инвестиций. Стимулировалось расширение стратегических инициатив в сфере делового партнерства. Целевая группа ДКС начала активные мероприятия по интеграции приемлемых для международного сообщества материальных стандартов. Предпринимались активные действия в сторону наращивания потенциала и укрепления финансовой системы на международном уровне.

Целевая группа экспертов в рамках сообщества прилагает все силы для активации электронной торговли. Разрабатывался комплекс мероприятий по уменьшению «цифровой пропасти» между экономиками АТЭС. Список стран-участниц объединения позволяет увидеть, насколько разным был уровень интеграции виртуальных технологий в сферу бизнеса у разных государств. Сегодня эта проблема уже полностью решена.

Первый саммит в России

В мае 2001 года было проведено первое заседание в Москве в рамках Форума АТЭС. В нем участвовали 100 представителей бизнес-элиты АТР. Россия, со своей стороны, инициировала создание «Делового клуба АТЭС», в который входит более 50 масштабных отечественных фирм и банков, которые в своей деятельности ориентируются на Азиатско-Тихоокеанский регион.

По словам президента России, страна намерена принимать активное участие в развитии деятельности сообщества, в том числе с адаптацией правовой базы страны при параллельном развитии демократии. Правительство великого государства прекрасно отдает себе отчет в том, что в рамках динамически развивающегося торгового региона оно имеет отменные перспективы для процветания.

Саммит 2014 года в Пекине

Последний саммит АТЭС состоялся в ноябре 2014 года в Пекине. Итогом переговоров стала 24-страничная декларация. Лидеры государств-участниц приняли решение заниматься стимуляцией и продолжать активно действовать в направлении отказа от протекционизма.

Саммит АТЭС в Пекине стал основой для того, чтобы участницы объединения продолжали борьбу против фрагментации региональной торговли. Сообщество нацелилось на развитие интернет-финансирования. Более того, было принято практически единогласное соглашение относительно развития направлений партнерства с которое в перспективе должно предотвратить распространение эпидемии Эбола.

Саммит АТЭС в Пекине был сконцентрирован на решении вопроса развития в кризисный период. Акцент был сделан на то, что каждая страна должна самостоятельно искать движущие силы для своей экономики.

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) – крупнейшее в мире экономическое объединение, на участников которого приходится около 60% мирового ВВП и примерно половина объёма мировой торговли. АТЭС было образовано в 1989 г. в Канберре (Австралия) по инициативе премьер-министров Австралии и Новой Зеландии. АТЭС не имеет устава, поэтому не может называться организацией, в связи с чем действует как международный форум, консультативный орган для обсуждения экономических вопросов. Цели организации – укрепление сотрудничества между странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и обеспечение в нем условий свободной открытой торговли.

АТЭС объединяет 19 стран (Австралия, Бруней, Вьетнам, Канада, Китай, Индонезия, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Чили, Филиппины, Южная Корея, Япония) и две территории (Гонконг, являющийся частью КНР, и Тайвань), поэтому официально его участники называются не странами-членами АТЭС, а экономиками АТЭС. Россия вступила в АТЭС в 1998 г.

Первоначально высшим органом АТЭС были ежегодные совещания на уровне министров. С 1993 г. главной формой организационной деятельности АТЭС являются ежегодные саммиты лидеров экономик АТЭС, в ходе которых принимаются декларации, подводящие общий итог деятельности Форума за год и определяющие перспективы дальнейшей деятельности.

Россия рассматривает АТЭС в качестве одного из важнейших и перспективных институтов интеграции в районе «тихоокеанского кольца». По своему экономико-географическому охвату и «президентскому» формату Форум – самая представительная и не имеющая аналогов в АТР многосторонняя структура диалога и взаимодействия по ключевым вопросам торговли, инвестиций, экономического и технического сотрудничества, а также острейшим общемировым проблемам и вызовам.

Россия заинтересована в участии в интеграционных проектах Азиатско-Тихоокеанского региона, особую роль в которых играют Сибирь и Дальний Восток, прежде всего в энергетической и транспортной областях. Они могут стать своеобразным «сухопутным мостом» между странами так называемого Тихоокеанского кольца и Европой. Важнейшей вехой российского участия в АТЭС стало определение Владивостока как столицы саммита в 2012 г.

10 – 11 ноября 2014 г. в Пекине (Китай) прошла 22-ая ежегодная встреча лидеров экономик АТЭС. По завершении саммита страны-участницы приняли 24-страничную декларацию, в которой содержится множество подробностей о том, как будет развиваться взаимодействие в дальнейшем, например, был разработан план по усилению взаимосвязанности в 2015–2025 гг. Страны АТЭС также в очередной раз подтвердили верность принципу отказа от протекционизма.


После переговоров между Россией и Китаем было подписано 17 документов, касающихся нефтегазового сектора, гидроэнергетики, совместных инфраструктурных проектов и поставок оборудования. Наряду с уже подписанным договором в мае 2014 г. о поставках газа Китаю через восточный маршрут «Сила Сибири», был подписан меморандум и рамочное соглашение об увеличении поставок газа КНР почти в 2 раза за счет мощностей западного маршрута «Алтай». После реализации всех подписанных соглашений по поставкам природного газа Китай станет импортером российского газа №1 в мире.

В сфере финансов новых соглашений достиг и российский Внешэкономбанк (ВЭБ). Банк совместно с китайскими партнерами создаст фонд по привлечению частных китайских инвестиций. Помимо создания фонда ВЭБ планирует привлечь несколько млрд. долларов иностранных инвестиций для строительства в России жилья эконом-класса.

В ходе саммита АТЭС президент США продвигал идею создания Транстихоокеанского партнерства, условия которого полностью не разглашаются, зато просматривается намерение – ограничить дальнейший экономический рост Китая и собрать вокруг себя – и против Китая – все страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Транстихоокеанское партнерство, по замыслу организаторов, должно стать международной торгово-экономической организацией с возможным введением зоны свободной торговли в регионе. С такой идеей выступили в 2003 г. Новая Зеландия, Сингапур и Чили. США заинтересовались проектом в 2008 г. Однако ни США, ни другие страны до сих пор не подписали соглашение об учреждении транстихоокеанского партнерства, а ведут переговоры.

Российский лидер в интервью китайским СМИ выступил против планов США. «Очевидно, что Транстихоокеанское партнёрство – очередная попытка США построить выгодную для себя архитектуру регионального экономического сотрудничества. В то же время полагаю, что отсутствие в составе его участников таких крупнейших региональных игроков, как Россия и Китай, вряд ли позволит выстроить эффективное торгово-экономическое взаимодействие. Оценить, что реально достигнуто в рамках Транстихоокеанского партнерства, пока непросто. Продвижение этой инициативы осуществляется в закрытом режиме даже для бизнеса и общественности самих договаривающихся государств, не говоря уже о других странах», – заявил В. Путин.

В целом саммит можно назвать удачным – сотрудничество стран АТЭС продолжается и продолжается успешно. Об этом свидетельствуют хотя бы те данные, которые привел в своем выступлении Владимир Путин: «В последние годы расширение торговых связей Азиатско-тихоокеанского региона сопровождалось заметным ростом экономики наших стран. Сегодня на долю АТЭС приходится 37% мировой торговли, значительно улучшились и условия жизни населения. Это тоже факт, который является объективным. Во многом это результат развивающейся в АТР экономической интеграции. В прошлом году в АТЭС пройден качественный рубеж: впервые объемы торговли внутри нашего объединения превысили размеры экспортно-импортных операций с внерегиональными странами. Для сохранения такой позитивной динамики необходимо и дальше углублять торгово-инвестиционное сотрудничество между нашими странами, активнее устранять избыточные административные барьеры, о которых мы постоянно говорим, улучшать доступ на рынки».

По данным китайской таможенной статистики, товарооборот между Россией и КНР в 2013 г. составил $89,21 млрд, увеличившись на символические 1,1%. Основными статьями российского экспорта до сих пор остаются «минеральное топливо, нефть и нефтепродукты» (67,9% общего объема), древесина (7,1%), рудное сырье (5,3%), цветные металлы (4,3%), а также химическая продукция (3,8%). В свою очередь основными статьями китайского экспорта в Россию по итогам 2013 года стали машинно-техническая продукция (38,0%), химическая продукция (8,4%), «одежда текстильная» (6,8%), «одежда трикотажная» (6,5%), а также обувь (6,1%).

    Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество - — Тематики электросвязь, основные понятия EN Asia Pacific economic cooperationAPEC … Справочник технического переводчика

    Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество - … Википедия

    АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО - (Asian Pacific Economic Cooperation) Межправительственная организация 21 государства региона, среди которых США, Канада, Япония, Мексика, Чили, Австралия, Новая Зеландия, Китай, Южная Корея, страны АСЕАН и др., создан в 1989 г. по инициативе… … Внешнеэкономический толковый словарь

    Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) - ASIA PACIFIC ECONOMIC COOPERATION (APEC) Региональный экономический блок, образованный в 1990 г. с целью создания зоны свободной торговли. В группировку вошли: Австралия, Бруней, Гонконг, Индонезия, Канада, Китай, Республика Корея, Малайзия,… … Словарь-справочник по экономике

    Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) - региональная группировка, созданная в 1989 г. В объедиение входят государства бассейна Тихого океана, сильно различающиеся по уровню экономического развития. В 1995 г. принята Программа, предусмативающая создания зоны свободной торговли и… … Геоэкономический словарь-справочник

    Форум "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество" Энциклопедия ньюсмейкеров

    Форум Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество - В связи с предстоящим саммитом глав государств и правительств АТЭС, 18 19 ноября. Межправительственный форум "Азиатско Тихоокеанское экономическое сотрудничество" (АТЭС) создан в ноябре 1989 года на первой конференции министров… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Форум "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество" (АТЭС) - Азиатско Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС, Asia Pacific Economic Cooperation Forum) межгосударственный форум, созданный для содействия экономическому росту, сотрудничеству, торговле и инвестициям в Азиатско Тихоокеанском регионе.… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Азиатско-Тихоокеанский регион - Страны Азиатско Тихоокеанского региона Азиатско Тихоокеанский регион политический и экономический термин, обозначающий страны, расположенные по периметру Тихого океана и многочисленные островные государства в сам … Википедия

    АТЭС - Азиатско Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) международная (региональная) экономическая организация. АТЭС крупнейшее экономическое объединение (форум), на которое приходится свыше 60 % мирового ВВП и 47 % объёма мировой торговли… … Википедия

Книги

  • Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество. Вчера, сегодня, завтра , Книга продолжает серию изданий, посвященных развитию макрорегиона, под общим названием `Стратегия развития Дальнего Востока и Прибайкалья`. Во второй книге серииделается попытка ответить на… Категория: Экономика предприятия Серия: Библиотека GSL Издатель: , Производитель: Издательство Дальневосточного университета , Купить за 2750 грн (только Украина)
  • Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество: вчера, сегодня, завтра , Курилов В.И. , Монография продолжает серию изданий, посвященных развитию макрорегиона, под общим названием 171;Стратегия развития Дальнего Востока и Прибайкалья 187;. В ней делается попытка ответить на… Категория: Внешняя политика. Международные отношения Серия: Издатель:

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) (Asia-Pacific Economic Cooperation, APEC) - форум 21 экономики Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) для сотрудничества в области региональной торговли и облегчения и либерализации капиталовложений . АТЭС было создано в 1989 году. Целью АТЭС является повышение экономического роста и процветания в регионе и укрепление азиатско-тихоокеанского сообщества.

В экономиках-участницах проживает около 40 % мирового населения, на них приходится приблизительно 54 % ВВП и 44 % мировой торговли.

АТЭС работает на повышение уровня жизни и образования на основе устойчивого экономического роста и способствует созданию чувства общности и оценке общих интересов между странами Азиатско-Тихоокеанского региона. АТЭС включает новые индустриальные страны (НИС), а ее деятельность направлена на создание возможностей для экономик АСЕАН исследовать новые направления для экспорта природных ресурсов, таких как природный газ, а также региональной экономической интеграции (промышленной интеграции) с помощью прямых иностранных инвестиций.

В ежегодной встрече АТЭС принимают участие экономические лидеры, обычно главы правительств экономик-участниц организации и только Тайвань представлен чиновником уровня министра. Место проведения саммита меняется ежегодно среди экономик-участниц, и славные традиции, а затем для большинства (но не всех) встреч на высшем уровне, включают в себя, переодевание лидеров экономик-участниц в национальные костюмы принимающей страны.

В АТЭС в настоящее время входят 21 страна, в том числе большинство стран с береговой линии на Тихом океане. Тем не менее, критерием для членства является то, что член является отдельной экономикой, а не государством. В результате АТЭС использует термин экономики-участницы, а не страны-члены, чтобы обращаться к своим членам. Один из результатов этого критерия состоит в том, что форум включает Тайвань (официально Республика Китай, участвуя под названием «Китайский Тайбэй»), наряду с Китайской Народной Республикой, а также Гонконг, который вступил в АТЭС как британская колония, но теперь это специальный административный район Китайской Народной Республики. АТЭС также включает в себя три официальных наблюдателя: АСЕАН, Форум тихоокеанских островов и Тихоокеанский совета экономического сотрудничества.

Страны-участницы АТЭС

Австралия, Бруней, Канада, Индонезия, Япония, Республика Корея, Малайзия, Новая Зеландия, Филиппины, Сингапур, Таиланд, США, Китайский Тайбэй (Тайвань), Гонконг (Китай), Китайская Народная Республика, Мексика, Папуа - Новая Гвинея, Чили, Перу, Россия, Вьетнам.

Страны, проявившие интерес к участию в АТЭС

Индия запросила участие в АТЭС и получила первоначальную поддержку от США, Японии и Австралии. Однако чиновники решили пока не позволять Индии присоединяться по различным причинам. Было принято решение не допускать больше участников в АТЭС до 2010 года. Кроме того, Индия не граничит с Тихим океаном, в отличие от всех нынешних членов. Тем не менее, Индия была приглашена в качестве наблюдателя в первый раз в ноябре 2011 года.

В дополнение к Индии, Пакистан, Бангладеш, Шри-Ланка, Макао, Монголия, Лаос, Камбоджа, Коста-Рика, Колумбия, Панама и Эквадор желают вступить в АТЭС. Колумбия подала заявку на участие в АТЭС еще в 1995 году, но ее предложение было отвергнуто, так как организация перестала принимать новых участников с 1993 по 1996 год, и мораторий был продлен еще до 2007 года в связи с азиатским финансовым кризисом 1997 года. Гуам также хочет быть отдельным участником, приводя в пример Гонконг, но запросу противостоят США, которые в настоящее время представляют Гуам.
АТЭС и либерализация торговли

По данным самой организации, когда АТЭС была создана в 1989 году средний торговый барьер в регионе составил 16,9 процента, но он был сокращен до 5,5% в 2004 году.

История АТЭС

Объединение образовано в 1989 году в Канберре по инициативе премьер-министров Австралии и Новой Зеландии.

АТЭС образовано как свободный консультативный форум без какой-либо жёсткой организационной структуры или крупного бюрократического аппарата. Секретариат АТЭС, расположенный в Сингапуре, включает только 23 дипломата, представляющих страны-участники АТЭС, а также 20 местных наемных сотрудников.

Первоначально высшим органом АТЭС были ежегодные совещания на уровне министров. С 1993 года главной формой организационной деятельности АТЭС являются ежегодные саммиты (неформальные встречи) лидеров экономик АТЭС, в ходе которых принимаются декларации, подводящие общий итог деятельности Форума за год и определяющие перспективы дальнейшей деятельности. С большой периодичностью проходят сессии министров иностранных дел и экономики.

Главные рабочие органы АТЭС

Деловой консультационный совет, три комитета экспертов (комитет по торговле и инвестициям, экономический комитет, административно-бюджетный комитет) и 11 рабочих групп по различным отраслям экономики.

В 1998 году одновременно с приемом в АТЭС трёх новых членов - России, Вьетнама и Перу - введён 10-летний мораторий на дальнейшее расширение состава членов Форума. Заявления на вступление в АТЭС подали Индия и Монголия.

Цели и задачи АТЭС

В 1994 году в качестве стратегической цели объявлено создание к 2020 году в АТР системы свободной и открытой торговли и либерального инвестиционного режима. Наиболее развитые экономики должны осуществить либерализацию к 2010 году. Каждая экономика самостоятельно определяет свой статус и сроки введения новых режимов на основе индивидуальных планов действий.

Богорские цели АТЭС

Богорские цели (Bogor Goals) АТЭС были провозглашены в Декларации глав государств и правительств экономик-участниц по итогам их встречи в Богоре (Индонезия) в 1994 г. - одном из главных программных документов Форума. Цели устанавливают долгосрочный ориентир в деятельности АТЭС - формирование в регионе системы свободной и открытой торговли и инвестирования: для развитых экономик к 2010 г., для развивающихся - к 2020 г. Особо оговорен принцип добровольности - каждая страна индивидуально определяет темпы своего движения к указанным целям, а также приверженность идеям «открытого регионализма», т.е. устранения барьеров для торговли и инвестиций в отношении не только партнеров по АТЭС, но и в равной степени всех прочих стран.

В 2005 г. на основе индивидуальных планов действий экономик-участниц и с привлечением представителей делового и научного сообществ региона проведен т.н. среднесрочный обзор движения к Богорским целям. По его итогам подготовлен проект доклада старших должностных лиц АТЭС с рекомендациями министрам и главам государств/правительств.

Основной вывод обзора состоит в признании, с одной стороны, существенного вклада АТЭС в экономический рост и благополучие региона через либерализацию условий торговли и инвестирования и, с другой - необходимости продолжения согласованных усилий на этом направлении с учетом новых задач как глобального, так и регионального экономического развития.

Для достижения Богорских целей, АТЭС проводит работу по трем основным направлениям:

1. Либерализация торговли и инвестиций.
2. Содействие бизнесу.
3. Экономическое и техническое сотрудничество.

Россия в АТЭС

Россия заинтересована в участии в интеграционных проектах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), особую роль в которых играют Сибирь и Дальний Восток, прежде всего в энергетической и транспортной областях. Они могут стать своеобразным «сухопутным мостом» (land bridge) между странами так называемого Тихоокеанского кольца (Pacific Rim) и Европой.

Россия подала заявку на вступление в АТЭС в марте 1995 года. Позже в этом же году было принято решение о подключении России к рабочим группам АТЭС. Полностью процедура вступления России в организацию завершилась в ноябре 1998 года.

С 2 по 8 сентября 2012 года саммит АТЭС проходил в России, во Владивостоке на острове Русском.

АТЭС и упрощения бизнеса

АТЭС уже давно стоит в авангарде реформ в области упрощения бизнеса. С 2002 по 2006 год расходы на бизнес операции в регионе сократились на 6%, благодаря плану действий АТЭС по облегчению торговли (TFAPI). Между 2007 и 2010 годами, АТЭС надеялась достичь дополнительного снижения транзакционных издержек бизнеса на 5%. Для этого, был одобрен новый план действий по упрощению процедур торговли. По данным исследования Всемирного банка, опубликованного в 2008 году, в рамках своих торговых издержек и содействия реализации проектов, повышение прозрачности в торговой системе региона имеет решающее значение, если АТЭС хочет достичь своих Богорских целей. АТЭС Business Travel Card, проездной документ для безвизовых деловых поездок в регионе является одной из конкретных мер по облегчению бизнеса. В мае 2010 года Россия присоединилась к схеме, тем самым завершив круг.

Азиатско-Тихоокеанская зона свободной торговли (АТЗСТ)

Экономики АТЭС впервые официально начали обсуждать концепцию создания зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе на саммите в 2006 году в Ханое. Тем не менее, предпосылки для создания такой зоны существуют уже по крайней мере с 1966 года, когда японский экономист Киеси Кодзима впервые предложил соглашение о тихоокеанской зоне свободной торговли. В то время как идея не была встречена с распростертыми объятиями, она привела к образованию Тихоокеанской конференции по торговле и развитию, а затем и Совета Тихоокеанского экономического сотрудничества в 1980 году, а затем АТЭС в 1989 году.

В более поздние времена, сторонником соглашения о свободной торговле Азиатско-Тихоокеанском регионе был экономист С. Фред Бергстен. Его идеи убедили Деловой Консультативный совет АТЭС поддержать эту концепцию.

Предложение об АТЗСТ возникло в связи с отсутствием прогресса раунда переговоров в Дохе по Всемирной торговой организации, и как способ преодоления эффекта "чаши спагетти", получившегося в результате препятствий и противоречивых элементов бесчисленных соглашений о свободной торговле между отдельными странами.

В настоящее время существует около 60 соглашений о свободной торговле, а еще 117 находятся в процессе переговоров в Юго-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе. АТЗСТ более амбициозна по объему, чем раунд в Дохе, который ограничивает себя в части снижения торговых ограничений. Соглашение об АТЗСТ создаст зону свободной торговли, которая позволит значительно расширить торговлю и экономический рост в регионе. Экономическая экспансия и рост торговли могут превысить ожидания других региональных зон свободной торговли, таких как АСЕАН плюс три (АСЕАН + Китай, Япония и Южная Корея).

Некоторые критики отмечают, что изменение правил торговли в АТЭС создаст дисбаланс, рыночные конфликты и осложнения отношений со странами других регионов. Развитие АТЗСТ, как ожидается, займет много лет, и будет включать основные исследования, оценки и переговоры между экономиками-участницами. На процесс также может повлиять отсутствие политической воли, массовые волнения, а также лоббирование против свободной торговли во внутренней политике.

Консорциум учебных центров АТЭС

В 1993 году лидеры АТЭС решили создать сеть исследовательских центров АТЭС между университетами и научно-исследовательскими учреждениями в экономиках-участницах. Известные центры следующие: Австралийский учебный центр АТЭС, Королевский технологический институт Мельбурна, Австралия; Учебный центр Беркли, Университет Калифорнии, Беркли, США; Тайваньский центр исследований АТЭС, Тайваньский Институт экономических исследований, Тайвань; Исследовательский центр (HKU) АТЭС, Гонконгский университет, Гонконг; Исследовательский центр Кобе АТЭС, Университет Кобе, Япония; Исследовательский центр Нанкай АТЭС, Нанкинский университет, Китай; Филиппинский учебный центр АТЭС, Филиппинский институт по исследованию проблем развития, Филиппины; Канадский учебный центр АТЭС, Канадский Азиатско-Тихоокеанский Фонд, Ванкувер, Канада; Индонезийский учебный центр АТЭС, Учебный центр АТЭС Университета Индонезии, Индонезия.

Деловой консультативный совет АТЭС

Деловой консультативный совет АТЭС (ДКС) был образован на встрече экономических лидеров АТЭС в ноябре 1995 года с целью предоставления рекомендаций о путях достижения Богорских целей и других конкретных приоритетов бизнес сектора, и обеспечения бизнес-перспективы на конкретные области сотрудничества.

Каждая страна назначает до трех членов из частного сектора в ДКС. Эти бизнес-лидеры представляют широкий спектр отраслей промышленности. ДКС предоставляет ежегодный отчет экономическим лидерам АТЭС, содержащий рекомендации по улучшению делового и инвестиционного климата в Азиатско-Тихоокеанском регионе и мнения бизнеса о приоритетных региональных вопросах. ДКС также является единственной неправительственной организацией, которая присутствует на официальных заседаниях экономических лидеров АТЭС.

Саммит АТЭС

Саммит АТЭС - ежегодная встреча лидеров государств АТЭС:

Саммит АТЭС 2007 (Австралия)
Саммит АТЭС 2008 (Перу)
Саммит АТЭС 2009 (Сингапур)
Саммит АТЭС 2011 (Гонолулу, США)
Саммит АТЭС 2012 (Владивосток, Россия)
Саммит АТЭС 2013 (Бали, Индонезия)


Страны, входящие в АТЭС Членство 21 экономика Штаб-квартира Сингапур Тип организации Экономический форум Основание Основание 1989, Канберра apec.org Медиафайлы на Викискладе

Целью АТЭС является повышение экономического роста, процветания в регионе и укрепление азиатско-тихоокеанского сообщества. В экономиках-участницах проживает около 40 % мирового населения, на них приходится приблизительно 54 % ВВП и 44 % мировой торговли .

Члены АТЭС

В настоящее время в АТЭС 21 государство, среди них - большинство стран с береговой линией у Тихого океана . Одна из немногих международных организаций, к которым Тайвань присоединился с полным одобрением Китая. В результате в АТЭС принят термин участвующие экономики , а не страны-участники .

Участвующие экономики Дата вступления
Австралия Австралия 1989
Бруней Бруней 1989
Канада Канада 1989
Индонезия Индонезия 1989
Япония Япония 1989
Республика Корея Республика Корея 1989
Малайзия Малайзия 1989
Новая Зеландия Новая Зеландия 1989
Филиппины Филиппины 1989
Сингапур Сингапур 1989
Таиланд Таиланд 1989
США США 1989
Китайский Тайбэй 1991
Гонконг Гонконг , Китай 1991
Китай Китай 1991
Мексика Мексика 1993
Папуа - Новая Гвинея Папуа - Новая Гвинея 1993
Чили Чили 1994
Перу Перу 1998
Россия Россия 1998
Вьетнам Вьетнам 1998

История АТЭС

АТЭС образовано как свободный консультативный форум без какой-либо жёсткой организационной структуры или крупного бюрократического аппарата. АТЭС не имеет устава, поэтому, с юридической точки зрения, не может называться организацией и действует как международный консультативный орган. Секретариат АТЭС, расположенный в Сингапуре , включает только 23 дипломата, представляющих страны-участники АТЭС, а также 20 местных наемных сотрудников.

Первоначально высшим органом АТЭС были ежегодные совещания на уровне министров. С 1993 года главной формой организационной деятельности АТЭС являются ежегодные саммиты (неформальные встречи) лидеров экономик АТЭС, в ходе которых принимаются декларации, подводящие общий итог деятельности Форума за год и определяющие перспективы дальнейшей деятельности. С большой периодичностью проходят сессии министров иностранных дел и экономики.

Главные рабочие органы АТЭС: Деловой консультационный совет, три комитета экспертов (комитет по торговле и инвестициям, экономический комитет, административно-бюджетный комитет) и 11 рабочих групп по различным отраслям экономики. Председатель АТЭС, избираемый на конференциях форума, меняется ежегодно на ротационной основе. Его функции осуществляет страна, в которой будет проходить очередной саммит. Административно-технические функции выполняет созданный в 1992 г. секретариат.

Начиная с 2001 г. в повестке дня саммитов - тема борьбы с международным терроризмом, прежде всего экономическими и финансовыми средствами. В последнее время все больше внимания уделяется и другим аспектам безопасности, в том числе в сферах торговли, финансов, энергетики, здравоохранения и транспорта, объединенных общим термином «безопасность личности».