Что такое истинная честь. Письмо десятое честь истинная и ложная. Письма к молодым читателям

Что такое истинная честь. Письмо десятое честь истинная и ложная. Письма к молодым читателям

Честь - это сложное и одновременно простая категория, часто искажаемая умами людей. Кроме того, под этим термином можно понимать как доброе имя, так и качество личности, всегда поступающей сообразно моральным установкам, согласно своему кодексу чести. Если первое зависит от общества и может не соответствовать действительности, то второе - внутренняя характеристика, включающая в себя и понятие благородства, порядочности, искренности, целостности личности, верности долгу, чистой совести. Вопрос чести и её отсутствия не редок в произведениях отечественной литературы.

В повести А.И.Куприна «Поединок» можно увидеть пример человека, который видит несправедливость вокруг, но ничего не делает, его понимание чести также ложно. Это подпоручик Ромашов. Ужасаясь проявлениям бесчестия вокруг, он ничем не способствует улучшению ситуации.

А его дуэль с Николаевым показывает, скорее, бесхарактерность, нежели благородное желание помочь Шурочке ценой собственной жизни, тем более, Ромашову пообещали, что дуэль будет не настоящей и ему ничего не угрожает, убедили, что поединок необходим только для того, чтобы очистить репутацию Шурочкиного мужа в глазах офицеров N-ского полка.

Можно быть человеком чести, не сознавая этого, точнее, не задумываться о самом понятии, а просто поступать сообразно своей совести, обладая способностью поступиться личным благом ради других. Савельич, дядька Петра Гринёва из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», верно служит своему подопечному, искренне старается наставить его на путь истинный, порою невзирая на своё положение слуги. Честь - это морально-нравственная категория, наличие или отсутствие которой определяет поступки человека наряду с совестью.

В данном случае, поведение Савельича продиктовано именно внутренним, скорее всего, не оформленным в конкретные слова, но существующим чувством чести.

Чрезмерная тревога о состоянии чести в глазах общества, может оказаться губительной. Арбенин из драмы М.Ю. Лермонтова «Маскарад» был ослеплён одним лишь подозрением измены жены. Его забота о чести, в данном случае принимающей значение репутации, привела к опрометчивому поступку. Отравив горячо любимую жену в порыве беспочвенной ревности, Арбенин погубил свою жизнь, до конца которой его будет мучить совесть. Но даже если бы навет оказался правдой, убийство не очистило бы его, а запятнало его ещё больше и в глазах общества, и с точки зрения понятия истинной чести.

Неверное понимание чести опаснее, нежели не сформулированное вовсе. Для человека чести жизнь другого важнее общественного мнения, долг выше минутной блажи, а всякая несправедливость вызывает желание вмешаться и исправить её.

Честь – вот истинная красота человека. Честь – это то, что не может дать тебе ни один человек и ни один не может забрать у тебя это. Честь – это дар человека самому себе. Как часто мы говорим: «Какой красивый человек!» А что значит «красота»? Мне кажется, в это понятие входит прежде всего внутреннее, душевное содержание, когда человек живет в гармонии с окружающим миром и самим собой, занимается любимым делом, осознает свою пользу для общества, самодостаточен, ему не нужно одурманивать себя алкоголем и наркотиками, чтобы чувствовать счастье. Когда человек не совершает непонятные поступки, не делает то, чего не должен делать, когда он полностью отдает себе отчет и бережет свою честь. А что же такое честь? Как мы понимаем это слово и понимаем ли правильно? Зачем нужна честь, и есть ли она на самом деле? Чтобы разобраться в этом, думаю, прежде всего, стоит посмотреть в толковый словарь. Открываем и читаем: «Честь – достойные уважения и гордости моральные качества и этнические принципы личности». С этим определением можно согласиться. Но от себя я бы поставила вопросительный знак рядом со словом «гордость». По моему мнению, которое я не хочу никому навязывать, слова «гордость» и «честь» немного противоречат друг другу. То ест, честь в моем понимании – это человеческое достоинство, то, что есть у каждого, что нельзя дать или отнять, купить или продать. Честь есть у каждого! Мне кажется, сложилось такое мнение, что понятия «рыцарь» и «честь» неразделимы. В общем-то правильно, так как и у меня первая ассоциация со словом честь – это именно рыцарь. Почему? Потому что молодые люди, которые за свою честь могли отдать жизнь или даже убить человека за честь своей возлюбленной. Но, как и все, эпоха средневековья прошла, и пришли другие времена, совершенно другие, и вместе с ними изменилось значение чести. Сейчас, размышляя о чести, думаешь исключительно о честных людях. Ведь корень у слов честь и честный один. И очень жаль, что сейчас честным людям приходится трудно. Но существует еще такое убеждение, что честный человек не может быть богатым. Когда о человеке говорят, что он умеет жить, обычно подразумевают, что он не отличается особой честностью. Почему же нет? Конечно, я согласна, что большие деньги – это испытание для души, для самого человека. Деньги (особенно большие) даются далеко не всем, и еще меньше людей выдерживают испытание деньгами. Деньги провоцируют на развитие в человеке множество негативных мыслей и поступков. Не у всех, конечно, но у многих. А если же человек родился в обеспеченной семье, и богатство является его естественной средой обитания, то ему просто незачем презирать других и считать себя лучше остальных. Такой человек может иметь прекрасные чувства, такой человек может быть честным и богатым. Но таких людей, к сожалению, немного. В нашей стране их практически нет по понятным причинам. Мы живем в такие годы, когда с людьми, позволившими себе сказать правду, могут расправиться. Печально, но XX век дает страшные примеры, когда людей просто уничтожают за сказанное, содеянное. Причем происходит это совсем незаметно человек или просто исчезает, или оказывается «случайно» убитым, или все факты говорят о том, что это самоубийство. И примеров очень много. Обычному человеку в обыденной жизни важно вести себя достойно, то есть жить по принципам чести и совести. Мне приходит на ум: «Береги честь смолоду». Видимо, это самое главное пожелание для человека. И самый достойный жизненный путь, правда, и самый трудный. Есть и другой, полегче, попроще. Но там низость, подлость, бесчестье! И если ты хочешь быть счастливым всю жизнь – будь честным человеком. В разных странах, у разных людей честь и достоинство имеют совершенно неодинаковые толкования, значения. И очень хочется надеяться, что когда- нибудь в будущем понятие чести во всем мире будет одинаковым, объединяющим в разных странах сейчас и тех, которые были раньше, но не дошло до нашего времени. И сейчас, прочитав все выше написанное, хочется еще раз повторить, что именно честь – истинная красота человека. Что без чести человек – не человек. Что это единственное, что может остаться у человека, пусть даже отобрать у него все! Ведь как сказал Ф. Шиллер: «Честь дороже жизни»!

«Есть честь истинная и ложная» (Д.С. Лихачев)

На первый взгляд, утверждение Дмитрия Сергеевича Лихачева, известнейшего ученого, писателя и общест­венного деятеля, о существовании так называемой лож­ной чести кажется несколько странным и непонятным: не может быть честь, понимаемая как высшее достоинст­во человека, быть ложной. В этом случае, вероятно, ее уже можно называть бесчестьем. Но великий русский мыслитель XX века именно так трактует понятие чести, обозначая две возможные ее составляющие - истину и ложь. Попытаемся вслед за ученым понять, что есть честь истинная и ложная.

Обратимся к письму «Честь истинная и ложная» из известного сборника писем для юношества «Письма о добром». Д.С. Лихачев пишет: «…представления о чести бывают совершенно ложными, и эти ложные представ­ления наносят колоссальный вред обществу». Как по­нять это утверждение автора? Он говорит о так называе­мой «чести мундира», которая тяжелым грузом ложится на плечи чиновников. Однако писатель заставляет заду­маться: а действительно ли современным чиновникам и власть придержащим сложно соблюдать неписаные за­коны чести? Оказывается, практически невозможно! И когда того требуют обстоятельства, понимаемые автором как собственные корыстные интересы, тогда и появляет­ся искаженное современными бюрократами выражение «честь мундира». Именно она заставляет чиновников от­стаивать ложные проекты, настаивать на продолжении явно неудачных строек, сносить памятники культуры. Примеров подобного попрания чести довольно много. В этом нельзя не согласиться с Лихачевым: для современ­ных чиновников не существует понятия чести, для них есть лишь огромное желание скрыть свои недочеты и провалы, отстоять право и в дальнейшем жить и работать исключительно в собственных интересах, а не ради блага людей. Это честь ложная, которую следует называть и признавать бесчестьем.

А что же в понимании Лихачева истинная честь? От­вет автор дает простой и однозначный. Честь - это со­весть человека, то внутреннее мерило всего хорошего и дурного, которое не позволит оступиться и совершить что-либо дурное, безнравственное. И тогда будет уже не пресловутая «честь чиновничьего мундира», а просто честь - общечеловеческое понятие и принцип, в соответ­ствии с которым должна строиться жизнь порядочного человека.

Таким образом, можно сделать вывод: честь истин­ная - это совесть. Сегодня в бездуховном мире это поня­тие столь важно и значимо, что осознавать его должен каждый, кто считает себя человеком. Ложная честь - это неписаные правила солидарности чиновников, дейст­вующих в интересах государства и людей, а лишь из со­ображения собственных выгод и стремлений. Невозмож­но не восхищаться выводами русского мыслителя, на рубеже веков предупреждавшего о последствиях истин­ного и ложного понимания чести.

Что такое честь? Это показатель, по которому общество оценивает моральное достоинство человека, это наш внутренний судья и ограничитель, связанный с оценкой и восприятием таких качеств, как благородство, целомудрие, нравственность, доблесть, честность, совестливость и многое другое. Объективно говоря, в мире грехов и соблазнов являться человеком чести сложно - гораздо легче им казаться, изображать из себя такового, и этот факт подводит нас к рассуждению о том, что же есть в таком случае истинная честь, а что есть мнимая?

В русской литературе существует множество примеров добродетелей, людей честных и правильных по отношению к своим мыслям и действиям, не меньше и тех, чья деятельность насквозь пропитана лицемерием и фальшью. Мнимая честь - это прерогатива слабых и пустых личностей, не умеющих или не желающих жить собственной жизнью, а лишь выдающих себя за совершенно других личностей. Причем зачастую у таких людей ярко выражен полный диссонанс мыслей и действий. Главным показателем мнимой чести является недобросовестность, тогда как в случае с истинной честью совесть стоит на первом месте. У тех, кто лишь притворяется честным человеком, напрочь отсутствует самоуважение, а люди честные, наоборот, в первую очередь руководствуются лишь собственным мироощущением и мировосприятием, честностью и справедливость по отношению к самим себе и к окружающим.

Хорошим примером человека чести является Петр Гринев, герой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Мы знакомимся с его деятельность еще в том возрасте, когда у человека априори не полностью сформирован характер - однако, уже будучи совсем юным, Петр с абсолютно добрыми намерениями благодарит путника за помощь, отдав ему свой тулуп. С течением повести мы все больше убеждаемся в добросовестности этого героя: он сражается за честь своей возлюбленной на дуэли с Швабриным, прекрасно осознавая риск для собственной жизни, однако тут же прощает негодяя, оклеветавшего Марию, поняв, что никакое физическое наказание не сможет проучить подлеца и внушить ему уважение к людям, а, значит, никакое подобное наказание не имеет смысла. И даже собственная жизнь для Петра не входит ни в какое соперничество с чувством собственного достоинства, и потому, когда Пугачев дает герою выбор: умереть или перейти на сторону врага - Гринев без сомнения выбирает смерть. Да, возможно, чувство собственного достоинства в перемешку с юношесткою страстностью и необдуманностью в действиях часто играли с Гриневым злую шутку - но со временем, когда эмоции немного утихли, а Петр стал понимать логику своих действий и суждений, его уважение к себе и к людям только усилилось, а чувство справедливости обострилось и заиграло новыми красками. Петр является примером истинной чести, тогда как Швабрин, человек низкий, алчный и глупый, выступает в повести полной его противоположностью.

Сколько бы человек не притворялся тем, кем он не является, рано или поздно общество узнает всю подлую сущность его и обвинит этого человека в бесчестии и безнравственности. К типу людей с мнимой честью относится Грушницкий, герой романа М.Ю. Лермонтова « Герой нашего времени». Он время от времени стыдился того, что он армеец, считал этот чин недостойным, и «волочась» за княжной Мэри, всячески унижал себя, пресмыкался перед нею, разбрасываясь наигранными высокопарными выражениями. Герой даже в какой-то момент стал скрывать хромоту, которая, быть может, все это время была лишь частью его образа. Он изображал себя серьезным мужчиной, и, казалось бы, с достоинством и честью относился к своим чувствам, однако в один миг, при одном отказе в чувствах княжна превратилась из «ангела» в «кокетку», любовь испарились, а на её место пришли низкие сплетни и слухи. Грушницкий, будучи типичным представителем «водяного общества», планировал долгое время изображать из себя «героя романа», но вся суть его очень быстро вылезла наружу, и он, позже, связавшись с такими же недостойными личностями, как он, показал полное отсутствие в себе чести и достоинства, решив обманом выиграть на дуэли, за что и поплатился жизнью.

Жить легче или жить правильнее - это тот выбор, который каждый человек делает сам для себя на протяжении всей жизни. Что есть мнимая честь и что есть истинная - понять несложно, каждый из нас является скульптором своей судьбы, однако в любых обстоятельствах стоит помнить цитату А.П. Чехова: «Честь нельзя отнять, её можно потерять».

Честь истинная и ложная

О чести истинной и ложной ярко рассуждает Д.Лихачев в десятом письме книги «Письма о добром и прекрасном». Именно эти рассуждения я взял за основу своего сочинения. Лихачев пишет о том, что синонимом истинной чести является совесть, которая находится в подсознании человека, не дает ему успокоиться, «грызет» изнутри. Ложную же честь Лихачев называет «честью мундира». Это означает, что человек «при должности» часто поступает не по своим убеждениям, не по совести, а так, как требуют условия, инструкции. В этом случае часто личная выгода преобладает над чужими проблемами.
Размышляя об истинной чести, я вспомнил известную российскую переводчицу Лилианну Лунгину. Ее воспоминания записал О.Дорман и опубликовал в книге «Подстрочник: Жизнь Лилианны Лунгиной, рассказанная ею в фильме Олега Дормана». Запомнился эпизод, где переводчица рассказывает о Клавдии Васильевне Полтавской, директоре школы, в которой училась девочка. В тяжелые годы репрессий, тотальной слежки Клавдия Васильевна в работе руководствовалась своими моральными принципами. Девочку, родителей которой арестовали, директор взяла жить к себе, дала ей возможность закончить школу. Полтавская приютила мальчика-беспризорника, подобрав его на улице, из нравственных соображений сказала всем, что это ее дальний родственник. Для Клавдии Васильевны важным было то, чтобы дети ей доверяли, не боялись ее. Одновременно она была строга с учениками. На мой взгляд, директор школы является примером истинной чести, потому что ее поступки никогда не шли вразрез с ее совестью.
А вот примером ложной чести, по моему мнению, является начальник МТС Княжев из повести В.Тендрякова «Ухабы». Шофер грузовика вез попутчиков по плохой дороге. Вдруг машина перевернулась, и один из пассажиров получил серьезную травму живота. Княжев первым взялся за носилки и нес восемь километров по бездорожью истекающего кровью раненного. Добравшись до медпункта, он оставил носилки и приступил к своим должностным обязанностям. Когда стало понятно, что пострадавший находится при смерти, что счет идет на часы и минуты, обратились к Княжеву с просьбой выделить трактор для доставки молодого человека в район. Но начальник МТС категорически отказался давать распоряжение, ссылаясь на инструкции. Для бюрократа Княжева собственная значимость как стража закона оказалась выше человеческой жизни. Спустя несколько часов он все-таки выделил трактор, но не потому, что в нем проснулась совесть, а из-за страха партийного взыскания. Но время было потеряно, молодой человек по дороге в райцентр умер. Этот пример ярко иллюстрирует мысль о «чести мундира» Д.Лихачева.
В заключение хочу сказать, что люди, которые поступают по совести, никогда не ждут аплодисментов и благодарностей, а делают добрые дела тихо и от души. Это их отличает от людей, чья честь является ложной. «Твори добро на всей земле, твори добро другим во благо. Не за красивое спасибо услышавшего тебя рядом», - призывает певец Шура. И я с ним полностью согласен.

427 слов

Сочинение прислал пользователь сайта Никита Воротнюк.