Амундсен скотт на карте. Руаль Амундсен и Роберт Скотт: южный полюс. В массовой культуре

Амундсен скотт на карте. Руаль Амундсен и Роберт Скотт: южный полюс. В массовой культуре
Амундсен скотт на карте. Руаль Амундсен и Роберт Скотт: южный полюс. В массовой культуре

Достичь Южного полюса мечтали многие, среди них - французский мореплаватель Жан-Батист Шарко, известный исследователь Арктики и Антарктики (он и погиб в 1936г. во время очередной экспедиции в Гренландию).

Мечтал первым достичь полюса в Антарктиде и Нансен, намеревавшийся отправиться в южные полярные моря на своем любимом "Фраме". В 1909г. англичанин Эрнест Шеклтон с товарищами проник в самое сердце материка и вынужден был повернуть к побережью всего в 100 милях от полюса из-за острой нехватки продуктов.

В октябре 1911 г. морозной антарктической весной, к Южному полюсу почти одновременно устремились две экспедиции, норвежская и британская. Одной руководил Руаль Амундсен (1872-1928), полярный исследователь, который уже зимовал на судне в антарктических водах в конце Х1Х в. И успел прославиться Арктике, преодолев на крошечном суденышке "Йоа" лабиринт Канадского архипелага в 1903-1906 гг.

Второй - капитан первого ранга, кавалер ордена Виктории, Роберт Фолкон Скотт (1868-1912). Скотт был морским офицером, успевшим на своем веку командовать и крейсерами, и линкорами.

В самом начале XX столетия он провел два года на антарктическом берегу, руководя исследовательской зимовкой. Возглавляемый Скоттом небольшой отряд предпринял попытку проникнуть в глубь континента, и за три месяца им удалось продвинуться почти на 1000 миль по направлению к полюсу. Возвратившись на родину, он начал готовиться к следующей экспедиции. Когда их судно "Тера Нова" было на пути к Антарктиде, англичане узнали, что туда же на всех парах идет "Фрам" с экспедицией Амундсена на борту и цель норвежцев - все тот же Южный полюс!

Дальнейшее состязание шло уже под девизом: " кто кого?". Амундсен исключительно умело выбрал место зимовки и будущего старта - на целых 100 миль ближе к полюсу, чем у Скотта. На своем пути, который проходил под углом к маршруту британцев, люди Амундсена не встретили ни страшных холодов, ни убийственных затяжных метелей. Норвежский отряд осуществил поход туда и обратно в значительно более краткие сроки, не выйдя за пределы короткого арктического лета. И здесь можно лишь воздать должное организатору экспедиции.

И вот 17 января 1912 г. Роберт Скотт и его товарищи пришли в географическую точку Южного полюса. Здесь они увидели остатки чужого лагеря, следы нарт, собачьих лап и палатку с флагом - ровно за месяц до них полюса достиг соперник. С присущим ему блеском, без единой жертвы, без тяжких травм, едва ли не до минуты выдержав составленный им же график маршрута (и, что выглядит совершенно фантастическим, с такой же точностью предугадав сроки возвращения на береговую базу), Амундсен продемонстрировал очередное и далеко не последнее свое достижение.

В дневнике Скотта появилась такая запись: "Норвежцы нас опередили. Ужасное разочарование, и мне больно за моих верных товарищей. Никто из нас вследствие полученного удара не мог заснуть…".

Отряд англичан двинулся в обратный путь, следуя от одного промежуточного склада с продуктами и топливом до другого. Но их навеки остановила нескончаемая мартовская пурга.

Их тела семь с лишним месяцев спустя обнаружила вышедшая на их поиски спасательная группа. Рядом с телом Скотта лежала сумка с дневниками и прощальными письмами. Тут же были и 35 фунтов образцов, собранных во время маршрута на скалах, обрамляющих антарктические ледники. Англичане продолжали тащить эти камни даже тогда, когда смерть уже глядела им в глаза.

Последней строкой в дневнике стала фраза, облетевшая впоследствии весь мир: "Ради Бога, не оставьте наших близких…"

Признаваясь жене, что никаких шансов на спасение нет, Роберт Скотт просил ее заинтересовать их сынишку естественной историей, чтобы он в будущем продолжил его дело путешественника-натуралиста. Доктор Питер Скотт (ему не было и года, когда его отец отправился в свою последнюю экспедицию) стал выдающимся биологом и экологом, одним из руководителей Международного союза охраны природы и природных ресурсов.

На побережье материка рядом с базой британской экспедиции, на вершине высокого холма, обращенного к величественному ледяному Барьеру Росса, поднялся трехметровый крест, сделанный из австралийского эвкалипта.

На нем - надгробная надпись в память о пятерых погибших и заключительные слова классика британской поэзии: "Бороться, искать, найти и не сдаваться!".

Амундсен, узнав о гибели Скотта и его спутников, написал: "Я пожертвовал бы славой, решительно всем, чтобы вернуть его к жизни. Мой триумф омрачен мыслью о его трагедии. Она преследует меня!".

Амундсен и Скотт, Скотт и Амундсен… Сегодня в той самой точке, которая принесла великую победу одному и смертельное поражение другому, ведет научные исследования антарктическая станция, которую назвали Амундсен-Скотт.

История и настоящее

Станция находится на высоте 2835 над уровнем моря, на леднике, который неподалёку достигает максимальной толщины 2850 м (). Среднегодовая температура - около −49 °С ; изменяется от −28 ° C в декабре до −60 ° C в июле. Средняя скорость ветра - 5,5 м / с; были зарегистрированы порывы до 27 м / с.

Основание станции (1957-1975)

Первоначальная станция - теперь называется «Старый полюс» (англ. Old Pole ) - была основана в 1956-1957 гг. экспедицией ВМС США из 18 человек, которые высадились здесь в октябре 1956 года и впервые в истории Антарктиды провели там зимовку в 1957 году. Так как климатические условия до этого не были известны, то база была сооружена под землей для преодоления любых наихудших погодных условий. Самая низкая температура в 1957 была зарегистрирована на уровне −74 ° C (-102 ° F). Выжить при такой низкой температуре, в сочетании с низкой влажностью и низким давлением воздуха, возможно только при наличии надлежащей защиты.

Станция, покинутая в 1975 году, заносится снегом (как и любое сооружение на Южном полюсе) со скоростью 60-80 мм в год. Сейчас она погребена достаточно глубоко и полностью закрыта для посещений, так как снегом раздавило все деревянные перекрытия.

4 января 1958 года на станцию прибыла Трансантарктическая экспедиция Британского содружества с известным альпинистом Эдмундом Хиллари . Это была первая экспедиция, в которой использовался автомобильный транспорт, и первая, достигшая полюса по суше, после Амундсена в 1911 году и Скотта в 1912 году. Экспедиция двигалась от новозеландской станции Скотт-Бейс .

Купол (1975-2003)

Фотография станции Амундсен - Скотт с воздуха, сделанная примерно в 1983 году. Виден центральный купол, а также различные контейнеры и вспомогательные строения.

Главный вход в купол расположен ниже уровня снега. Изначально купол был построен на поверхности, но затем постепенно погрузился в снег.

Алюминиевая неотапливаемая «палатка» - достопримечательность полюса. В нём были даже почтовое отделение, магазин и паб.

Любое здание на полюсе быстро окружается снегом и конструкция купола была не самой удачной. Тратилось гигантское количество топлива для удаления снега, а доставка литра топлива стоит 7 долларов.

Оборудование 1975-го года совершенно устарело.

Новый научный комплекс (с 2003 года)

Уникальная конструкция на сваях позволяет снегу не скапливаться у здания, а проходить под ним. Скошенная форма нижней части здания позволяет направить ветер под здание, что способствует выдуванию снега. Но рано или поздно снег засыпет сваи и тогда можно будет дважды поднять станцию домкратами (это увеличивает срок службы станции с 30 до 45 лет).

Строительные материалы доставлялись самолётами «Геркулес » со станции МакМердо на берегу и только в светлое время суток. Было сделано более 1000 рейсов.

В комплексе построены:

  • 11-километровая низкочастотная антенна для наблюдения и предсказания небесных и космических бурь,
  • самый высокий на полюсе 10-метровый телескоп , поднявшийся на 7 этажей вверх и весящий 275 тыс. кг
  • буровая установка (глубина - до 2,5 км) для изучения нейтрино .

15 января 2008 г. в присутствии руководства Национального научного фонда США и других организаций американский флаг был спущен со станции-купола и поднят перед новым современным комплексом. Станция может принимать до 150 человек летом и около 50 - зимой.

Деятельность

Летом население станции составляет, как правило, более 200 человек. Большинство персонала уезжает к середине февраля, в результате чего остается всего несколько десятков человек (43 в 2009 году) зимующих , в основном это вспомогательный персонал плюс несколько учёных, которые содержат станцию во время нескольких месяцев Антарктической ночи. Зимовщики изолированы от остального мира с середины февраля по конец октября, в это время их подстерегает много опасностей и стрессов . Станция является полностью самодостаточной в зимний период, снабжается электропитанием от трёх генераторов, работающих на авиационном топливе JP-8 .

Исследования на станции включают в себя такие науки, как гляциология , геофизика , метеорология , физику верхней атмосферы , астрономия , астрофизика , и биомедицинские исследования . Большинство ученых работают в низкочастотной астрономии; низкая температура и низкая влажность полярного воздуха, в сочетании с высотой более 2743 м (9000 футов), причины, чтобы воздух был гораздо более прозрачным на некоторых частотах, чем обычно в других местах, и месяцы темноты позволяют постоянно работать чувствительному оборудованию.

События

В 1991 году Майкл Пейлин посетил базу во время 8-го и последнего эпизода в его телевизионном документальном фильме BBC «От полюса до полюса».

В 1999 году во время зимовки врач Джерри Нильсен обнаружила у себя рак груди . Ей пришлось делать себе химиотерапию с помощью медикаментов, сброшенных в июле, а затем она была вывезена после посадки первого самолёта в середине октября.

В январе 2007 года станцию посетила группа русских высоких должностных лиц, в том числе начальников ФСБ Николай Патрушев и Владимир Проничев . Экспедиция, под руководством полярного исследователя Артура Чилингарова , стартовала в Чили на двух вертолетах Ми-8 и совершила посадку на Южном полюсе .

6 сентября 2007 г. вышло в эфир ТВ-шоу Man Made компании National Geographic Channel с эпизодом о строительстве здесь нового здания .

9 ноября 2007 программа Today компании NBC , с соавтором Энн Кэрри сделали репортаж по спутниковому телефону, который транслировался в прямом эфире с Южного полюса .

На Рождество 2007 года два сотрудника базы в пьяном виде устроили драку и были эвакуированы .

В массовой культуре

Станция занимает видное место в ряде научно-фантастических телесериалов , в том числе в фильме «Секретные материалы: Борьба за будущее ».

Станция на Южном полюсе под названием Snowcap Base была местом первого вторжения киберлюдей на Землю в сериале 1966 года Доктор Кто The Tenth Planet .

В фильме Белая мгла (2009) действие происходит на станции Амундсен-Скотт, хотя здания в фильме совершенно не похожи на реальные.

Временна́я зона

На Южном полюсе закат и восход солнца теоретически видны только по одному разу в год, в осеннее и весеннее равноденствие соответственно, но из-за атмосферной рефракции солнце находится над горизонтом в течение более чем четырех дней каждый раз. Здесь нет солнечного времени ; нет ежедневных максимума или минимума высоты солнца над горизонтом. Станция использует ново-зеландское время (по Гринвичу +12 часов или +13 часов в летнее время), поскольку все полеты на станцию Мак-Мердо происходят от Крайстчерч и, следовательно, все официальные поездки из полюсов проходят через Новую Зеландию.

Галерея

Новая станция и географический южный полюс

Фотографии

Добавить фотографию

Описание места

База Амундсен-Скотт находится в Антарктиде. База Амундсен-Скотт поставленная прямо на Южном полюсе,была построена в 1956 году.Именно в ней была база исследователей, работавших на американской полярной станции «Амундсен-Скотт».

В 1974 году рядом со старым зданием было построено новое, и постепенно работа в старом здании прекратилась. В 2008 году была построена еще более новая база, к которой перешло старое название – «Амундсен-Скотт».

Старая база была полностью покрыта снегом, ее границы можно было увидеть с помощью специально расставленных флагов. Инженеру Джону Рэну, руководившему операцией, проведенной еще в декабре, пришлось прорыть в снегу ходы, позволившие опустить динамит ближе к основанию здания. Это решение было непростым, но старая станция стала угрожать безопасности людей. В прошлом году трактор, работающий на Южном полюсе, не заметил флагов и въехал на снег, покрывавший первую станцию. Снег не выдержал такой нагрузки и трактор провалился вглубь здания, проломив его крышу. К счастью, в этом инциденте никто не пострадал.

Станция Амундсен-Скотт, названная в честь первооткрывателей Южного полюса, поражает своим размахом и технологиями. В комплексе зданий, вокруг которых на тысячи километров нет ничего, кроме льда, находится прямо-таки свой отдельный мир. Нам не раскрыли всех научных и исследовательских секретов, однако провели интереснейшую экскурсию по жилым блокам и показали как живут полярники...

Первоначально, при строительстве, станция располагалась ровно на географическом южном полюсе, однако из-за движения льда за несколько лет, база сместилась в сторону на 200 метров:

3.

Это наш самолет DC-3. На самом деле он был сильно модифицирован компанией Basler и практически вся начинка в нем, включая авионику и двигатели, стоит новые:

4.

Самолет может садиться как на землю, так и на лед:

5.

На этой фотографии хорошо видно, на сколько близко стоит станция от исторического Южного полюса (группа флажков по центру). А одинокий флажок справа - это географический Южный полюс:

6.

По прилету нас встретил сотрудник станции и провел для нас экскурсию по главному зданию:

7.

Оно стоит на сваях, так же как и многие дома на севере. Сделано это для того, чтобы здание не растапливало лед под ним и не "плыло". Кроме того, пространство снизу отлично продувается ветрами (в частности, снег под станцией не чистили ни разу с момента ее возведения):

8.

Вход на станцию: необходимо подняться по лестнице два пролета. Из-за того, что воздух разрежен, сделать это непросто:

9.

Жилые блоки:

10.

На полюсе, во время нашего посещения, было -25 градусов. Мы прилетели в полном обмундировании - трех слоях одежды, шапках, балаклавах и т.д. - и тут нас вдруг встретил парень в легком свитерке и кроксах. Он сказал, что привыкший: пережил уже несколько зим и максимальный мороз, который застал тут - минус 73 градуса. Минут сорок, пока мы ходили вокруг станции, он разгуливал в таком виде:

11.

Станция внутри просто поражает. Начнем с того, что в ней есть огромный спортзал. Популярные игры среди сотрудников - баскетбол и бадминтон. Для обогрева станции используют 10 000 галлон авиационного керосина в неделю:

12.

Немного статистики: на станции проживает и работает 170 человек, зимой остаются человек 50. Кормят бесплатно в местной столовой. Работают 6 дней в неделю по 9 часов в день. В воскресенье у всех выходной. У поваров тоже выходной и все, как правило, едят то, что осталось недоеденного в холодильнике с субботы:

13.

Есть комната для музицирования (на заглавной фотографии), и кроме спортивного, есть тренажерный зал:

14.

Имеется комната для тренингов, конференций и тому подобных мероприятий. Когда мы проходили мимо, там проходил урок испанского языка:

15.

Станция двухэтажная. На каждом этаже ее пронизывает длинный коридор. Направо уходят жилые блоки, налево - научные и исследовательские:

16.

Конференц-зал:

17.

Рядом балкон, с него открывается вид на хозяйственные постройки станции:

18.

Все что может храниться в неотапливаемых помещениях, лежит в этих ангарах:

19.

Это нейтринная обсерватория Ice cube , с помощью которой ученые ловят нейтрино из космоса. Вкратце это происходит так: столкновение нейтрино и атома производит частицы, известные как мюоны, и вспышку голубого света, называемую излучение Вавилова - Черенкова. В прозрачных арктических льдах оптические датчики IceCube смогут его распознавать. Обычно для нейтринных обсерваторий роют шахту на глубине и заливают водой, но американцы решили не мелочиться и построили Ice cube на Южном полюсе, где льда предостаточно. Размер обсерватории - 1 кубический километр, отсюда, видимо, название. Стоимость проекта - 270 миллионов долларов:

20.

Тема "сделал лук" на балконе с видом на наш самолет:

21.

По всей базе висят приглашения на семинары и мастер-класы. Вот, например, писательский воркшоп:

22.

Обратил внимание на гирлянды-пальмы, приделанные к потолку. Видимо тоска по лету и теплу имеет место среди сотрудников:

23.

Старая табличка станции. Амундсен и Скотт - два первооткрывателя полюса, которые покорили Южный полюс практически одновременно (ну, если смотреть в историческом контексте) с разницей в месяц:

24.

Перед этой станцией была другая, называлась она "Купол". в 2010 году ее окончательно разобрали и на этой фотографии запечатлен последний день:

25.

Комната для отдыха: бильярд, дартс, книжки и журналы:

26.

Научная лаборатория. Нас туда не пустили, но приоткрыли дверь. Обратите внимание на мусорные ведра: на станции практикуется раздельный сбор мусора:

27.

Отделения для пожарных. Стандартная американская система: у каждого свой шкаф, перед ним полностью готовое обмундирование:

28.

Надо только подбежать, запрыгнуть в ботинки и облачиться:

29.

Компьютерный клуб. Наверно, когда строили станцию, он был актуален, но сейчас у каждого есть ноутбуки и приходят сюда, я думаю, чтобы порезаться в игрушку по сети. На станции нет вайфая, но есть персональный доступ в интернет со скоростью 10 кб в секунду. Нам его, к сожалению, не дали, и мне так и не удалось зачекинится на полюсе:

30.

Так же как и в лагере ANI, вода - самое дорогое удовольствие на станции. Например, смыть туалет стоит полтора доллара:

31.

Медицинский центр:

32.

Я поднял голову и посмотрел, как идеально уложены провода. Не так как бывает у нас и уж тем более где-то в Азии:

33.

На станции находится самый дорогой и самый труднодоступный сувенирный магазин в мире. Год назад тут был Евгений Касперский, и у него не было наличности (хотел расплатиться карточкой). Когда я поехал, Женя дал тысячу долларов и попросил выкупить все, что есть в магазине. Я, конечно, набил сувенирами сумку, после чего меня стали тихо ненавидеть попутчики, так как я создал очередь на полчаса.

Кстати, в этом магазине можно купить пиво и газировку, но продают их только сотрудникам станции:

34.

Есть стол с печатями "Южный полюс". Мы все взяли паспорта и проштамповали:

35.

На станции даже есть своя оранжерея и парник. Сейчас в них нет необходимости, поскольку есть сообщение с внешним миром. А зимой, когда на несколько месяцев связь с внешним миром прерывается, сотрудники выращивают свои овощи и зелень:

36.

Каждый сотрудник имеет права воспользоваться прачечной раз в неделю. Сходить в душ может 2 раза в неделю по 2 минуты, то есть 4 минуты в неделю. Мне сказали, что обычно все экономят и моются раз в две недели. Честно говоря, по запаху я и так уже догадался:

37.

Библиотека:

38.

39.

А это уголок творчества. Тут есть все, что только можно представить: нитки для шитья, бумага и краски для рисования, сборные модели, картон и т.д. Теперь я очень хочу попасть на какую-нибудь нашу полярную станцию и сравнить их быт и обустроенность:

40.

На историческом Южном полюсе стоит палка, которая не меняется со времен первооткрывателей. А указатель географического Южного полюса передвигают каждый год в связи с поправкой на движение льда. На станции есть небольшой музей набалдашников, накопленных за эти годы:

41.

В следующем посте я расскажу о самом Южном полюсе. Stay Tuned!

Открытие Южного полюса - многовековая мечта полярных исследователей - на своём заключительном этапе летом 1912 года приняла характер напряжённого состязания между экспедициями двух государств - Норвегии и Великобритании. Для первых оно завершилось триумфом, для других - трагедией. Но, несмотря на это, руководившие ими Руаль Амундсен и Роберт Скотт навеки вошли в историю освоения шестого континента.

Первые исследователи южных полярных широт

Покорение Южного полюса началось ещё в те годы, когда люди лишь смутно догадывались, что где-то на краю Южного полушария должна быть земля. Первым из мореплавателей, которому удалось приблизиться к ней, был совершавший плаванье в Южной Атлантике и в 1501 году достигший пятидесятой широты.

Это была эпоха, когда совершались Кратко описав своё пребывание в этих, прежде недоступных широтах (Веспуччи был не только мореплавателем, но и учёным), он продолжил свой путь к берегам нового, недавно открытого континента - Америки, - носящего сегодня его имя.

Планомерное исследование южных широт в надежде отыскать неведомую землю почти три века спустя предпринял знаменитый англичанин Джеймс Кук. Ему удалось приблизиться к ней ещё больше, достигнув при этом семьдесят второй параллели, но дальнейшему его продвижению на юг помешали антарктические айсберги и плавучие льды.

Открытие шестого континента

Антарктида, Южный полюс, а самое главное - право называться первооткрывателем и первопроходцем скованных льдом земель и связанная с этим обстоятельством слава не давали покоя многим. В течение всего XIX века шли непрестанные попытки покорения шестого континента. В них приняли участие наши мореплаватели Михаил Лазарев и Фаддей Беллинсгаузен, которых направило Российское географическое общество, англичанин Кларк Росс, достигший семьдесят восьмой параллели, а также целый ряд немецких, французских и шведских исследователей. Увенчались сии предприятия успехом лишь на исходе столетия, когда австралийцу Иоганну Буллю выпала честь первому ступить на берег неведомой доселе Антарктиды.

С этого момента в антарктические воды устремились не только учёные, но и китобои, для которых холодные моря представляли широкий промысловый простор. Год за годом осваивалось побережье, появились первые исследовательские станции, но Южный полюс (его математическая точка) по-прежнему оставался недосягаем. В этом контексте с необычайной остротой встал вопрос: кому удастся опередить конкурентов и чей национальный флаг первым взовьётся на южной оконечности планеты?

Гонка к Южному полюсу

В начале XX века неоднократно предпринимались попытки покорить неприступный уголок Земли, и с каждым разом полярникам удавалось всё больше к нему приблизиться. Кульминация же наступила в октябре 1911 года, когда суда сразу двух экспедиций - британской, под руководством Роберта Фолкона Скотта, и норвежской, которую возглавлял Руаль Амундсен (Южный полюс для него был давней и заветной мечтой), почти одновременно взяли курс к берегам Антарктиды. Их разделяли лишь несколько сот миль.

Любопытно, что вначале норвежская экспедиция не собиралась штурмовать Южный полюс. Амундсен и члены его экипажа направлялись в Арктику. Именно северная оконечность Земли значилась в планах амбициозного мореплавателя. Однако в пути он получил сообщение, что уже покорился американцам - Куку и Пири. Не желая ронять свой престиж, Амундсен резко изменил курс и повернул на юг. Тем самым он бросил вызов британцам, и они не могли не постоять за честь своей нации.

Его соперник Роберт Скотт, прежде чем посвятить себя исследовательской деятельности, длительное время служил офицером военно-морского флота её величества и получил достаточный опыт командования линкорами и крейсерами. Выйдя в отставку, он провёл два года на побережье Антарктиды, принимая участие в работе научной станции. Им даже была предпринята попытка пробиться к полюсу, но продвинувшись за три месяца на весьма значительное расстояние, Скотт был вынужден повернуть обратно.

Накануне решающего штурма

Тактика достижения цели в своеобразной гонке «Амундсен - Скотт» у команд была различная. Основным транспортным средством англичан являлись маньчжурские лошадки. Низкорослые и выносливые, они как нельзя лучше подходили к условиям полярных широт. Но, кроме них, в распоряжении путешественников имелись и традиционные в таких случаях собачьи упряжки и даже совершенная новинка тех лет - моторные сани. Норвежцы же во всём положились на проверенных северных лаек, которые должны были на всём протяжении пути тянуть четверо нарт, тяжелогруженых снаряжением.

И тем и другим предстоял путь длиной восемьсот миль в один конец, и столько же обратно (если останутся живы, разумеется). Впереди их ждали ледники, изрезанные бездонными трещинами, страшные морозы, сопровождавшиеся метелями и пургой и полностью исключавшей видимость, а также неизбежные в таких случаях обморожения, травмы, голод и всевозможные лишения. Наградой же для одной из команд должна была стать слава первооткрывателей и право водрузить на полюсе флаг своей державы. Ни норвежцы, ни британцы не сомневались, что игра стоит свеч.

Если был более умелым и искушённым в мореплавании, то Амундсен явно превосходил его как опытный полярник. Решающим переходам к полюсу предшествовала зимовка на антарктическом континенте, и норвежец сумел выбрать для неё гораздо более подходящее место, чем его британский коллега. Во-первых, их лагерь располагался почти на сто миль ближе к конечной точке путешествия, чем у британцев, а во-вторых, маршрут от него к полюсу Амундсен проложил таким образом, что сумел миновать районы, где в это время года свирепствовали наиболее сильные морозы и непрекращающиеся бураны и метели.

Триумф и поражение

Отряд норвежцев сумел проделать весь намеченный путь и вернуться в базовый лагерь, уложившись в период короткого антарктического лета. Остаётся лишь восхищаться тем профессионализмом и блеском, с которым Амундсен провёл свою группу, выдержав с невероятной точностью им самим составленный график следования. Среди людей, доверившихся ему, не было не только погибших, но даже получивших сколько-нибудь серьёзные травмы.

Совершенно иная судьба ожидала экспедицию Скотта. Перед самым тяжёлым участком пути, когда до цели оставалось сто пятьдесят миль, повернули назад последние члены вспомогательной группы, и пятеро исследователей-англичан сами впряглись в тяжёлые нарты. К этому времени пали все лошади, вышли из строя моторные сани, а собаки были попросту съедены самими полярниками - приходилось идти на крайние меры, чтобы выжить.

Наконец, 17 января 1912 года в результате неимоверных усилий они достигли математической точки Южного полюса, но там их ждало страшное разочарование. Всё вокруг носило следы побывавших здесь перед ними соперников. На снегу виднелись отпечатки полозьев нарт и собачьих лап, но убедительнее всего свидетельствовала об их поражении оставленная между льдов палатка, над которой развевался норвежский флаг. Увы, открытие Южного полюса ими было упущено.

О том потрясении, которое пережили члены его группы, Скотт оставил записи в дневнике. Ужасное разочарование повергло британцев в настоящий шок. Последующую ночь все они провели без сна. Их тяготили мысли о том, как они посмотрят в глаза тем людям, которые на протяжении сотен миль пути по ледяному континенту, замерзая и проваливаясь в трещины, помогали им достигнуть последнего участка пути и предпринять решительный, но не увенчавшийся успехом штурм.

Катастрофа

Однако, несмотря ни на что, следовало собраться с силами и возвращаться. Между жизнью и смертью пролегли восемьсот миль обратного пути. Двигаясь от одного промежуточного лагеря с топливом и продуктами к другому, полярники катастрофически теряли силы. Их положение с каждым днём становилось всё безнадёжнее. Через несколько дней пути лагерь впервые посетила смерть - умер самый молодой из них и казавшийся физически сильным Эдгар Эванс. Его тело зарыли в снег и завалили тяжёлыми льдинами.

Следующей жертвой стал Лоуренс Отс - драгунский капитан, отправившийся на полюс, гонимый жаждой приключений. Обстоятельства его гибели весьма примечательны - отморозив руки и ноги и сознавая, что становится обузой своим товарищам, он ночью втайне ото всех покинул место ночлега и ушёл в непроглядную тьму, добровольно обрекая себя на смерть. Его тело так никогда и не было найдено.

До ближайшего промежуточного лагеря оставалось лишь одиннадцать миль, когда неожиданно поднялась пурга, полностью исключавшая возможность дальнейшего продвижения. Трое англичан оказались в ледяном плену, отрезанные от всего мира, лишённые пищи и какой-либо возможности обогреться.

Разбитая ими палатка, разумеется, не могла служить хоть сколько-нибудь надёжным укрытием. Температура воздуха снаружи опустилась до отметки -40 о С, соответственно, внутри, при отсутствии обогревателя, она была ненамного выше. Эта коварная мартовская пурга так никогда и не выпустила их из своих объятий…

Посмертные строки

Спустя полгода, когда трагический исход экспедиции стал очевиден, на поиски полярников была послана спасательная группа. Среди непроходимых льдов ей удалось обнаружить занесённую снегом палатку с телами трёх британских исследователей - Генри Бауэрса, Эдварда Уилсона и их командира Роберта Скотта.

Среди вещей погибших были найдены дневники Скотта, и, что поразило спасателей, мешки с геологическими образцами, собранными на склонах выступающих из ледника скал. Невероятно, но трое англичан упорно продолжали тащить эти камни даже тогда, когда практически не было надежды на спасение.

В своих записях Роберт Скотт, подробно изложив и проанализировав причины, приведшие к трагической развязке, дал высокую оценку нравственным и волевым качествам сопровождавших его товарищей. В заключение, обращаясь к тем, в чьи руки попадёт дневник, он просил сделать всё, чтобы не остались брошенными на произвол судьбы его родные. Посвятив несколько прощальных строк своей жене, Скотт завещал ей позаботиться о том, чтобы их сын получил соответствующее образование и сумел продолжить его исследовательскую деятельность.

К слову сказать, в будущем его сын Питер Скотт стал знаменитым экологом, посвятившим свою жизнь охране природных ресурсов планеты. Появившись на свет незадолго до того дня, когда его отец отправился в последнюю в своей жизни экспедицию, он дожил до преклонных лет и умер в 1989 году.

вызванный трагедией

Продолжая рассказ, следует заметить, что состязание двух экспедиций, результатом которого для одной стало открытие Южного полюса, а для другой - смерть, имело весьма неожиданные последствия. Когда завершились торжества по случаю этого, безусловно, важного географического открытия, смолкли поздравительные речи и отзвучали овации, встал вопрос о моральной стороне произошедшего. Не оставалось сомнения, что косвенным образом причина гибели британцев заключалась в глубокой депрессии, вызванной победой Амундсена.

Не только в британской, но и в норвежской прессе появились прямые обвинения в адрес ещё недавно чествуемого победителя. Поднимался вполне резонный вопрос: имел ли моральное право опытный и весьма искушённый в исследовании крайних широт Руаль Амундсен втягивать в состязательный процесс амбициозного, но лишённого необходимых навыков Скотта и его товарищей? Не было ли правильнее предложить ему объединиться и общими усилиями осуществить задуманное?

Загадка Амундсена

Как отнёсся к этому Амундсен и обвинял ли он себя в том, что невольно стал причиной гибели своего британского коллеги - вопрос, навсегда оставшийся без ответа. Правда, многие из тех, кто близко знал норвежского исследователя, утверждали, что видели явные признаки его душевного смятения. В частности, доказательством того могли послужить его попытки публичных оправданий, совершенно не свойственные его гордой и отчасти высокомерной натуре.

Некоторые биографы склонны видеть свидетельство непрощённой самому себе вины в обстоятельствах гибели самого Амундсена. Известно, что летом 1928 года он отправился в арктический полёт, суливший ему верную смерть. Подозрение в том, что он заранее предвидел собственную гибель, вызывает предпринятая им подготовка. Мало того, что Амундсен привёл в порядок все дела и расплатился с кредиторами, он ещё и распродал всё своё имущество, как будто не собирался возвращаться назад.

Шестой континент сегодня

Так или иначе, а открытие Южного полюса совершено им, и эту честь уже никто у него не отнимет. В наши дни на южной оконечности Земли ведутся широкомасштабные научные исследования. На том самом месте, где когда-то норвежцев ожидал триумф, а британцев - величайшее разочарование, сегодня находится международная полярная станция «Амундсен - Скотт». В её названии незримо объединились эти два неустрашимых покорителя крайних широт. Благодаря им Южный полюс на глобусе воспринимается в наши дни как нечто привычное и вполне досягаемое.

В декабре 1959 года был заключён международный договор по Антарктиде, первоначально подписанный двенадцатью государствами. Согласно этому документу, любая страна имеет право производить научные исследования на всей территории континента южнее шестидесятой широты.

Благодаря этому сегодня многочисленные исследовательские станции в Антарктиде ведут разработку самых передовых научных программ. В наши дни их насчитывается более пятидесяти. В распоряжении учёных не только наземные средства контроля над окружающей средой, но и авиация и даже спутники. Имеет своих представителей на шестом континенте и Российское географическое общество. Среди действующих станций есть ветераны, такие как «Беллинсгаузен» и «Дружная 4», а также сравнительно новые - «Русская» и «Прогресс». Всё говорит о том, что и в наши дни не прекращаются великие географические открытия.

Кратко изложенная история того, как отважные норвежские и британские путешественники, презрев опасности, стремились к заветной цели, лишь в общих чертах может передать всю напряжённость и драматизм тех событий. Неверно рассматривать их поединок лишь как борьбу личных амбиций. Несомненно, первостепенную роль в нём сыграла жажда открытия и построенное на истинном патриотизме желание утвердить престиж своей страны.