Формы организации детей на нетрадиционных занятиях. Нетрадиционные формы работы с дошкольниками. Традиционные занятия и их классификациям

Формы организации детей на нетрадиционных занятиях. Нетрадиционные формы работы с дошкольниками. Традиционные занятия и их классификациям

Александра Паламарчук
Нетрадиционные формы обучения дошкольников

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Звездочка» с. Калинка Хабаровского муниципального района

Хабаровского края

Доклад на тему :

«Нетрадиционные формы обучения

дошкольников »

Воспитатель : Паламарчук

Александра Сергеевна

Нетрадиционные формы обучения дошкольников

В настоящее время в практике работы дошкольных учреждений эффективно используются нетрадиционные формы организации обучения : занятия по подгруппам, которые формируются с учетом возрастных особенностей детей.

Они сочетаются с кружковой работой : по ручному труду, по изобразительной деятельности.

Занятия обогащаются игровыми и сказочными сюжетами. Ребенок, увлекаясь замыслом игры, не замечает скрытой учебной задачи. Эти занятия помогают высвободить время ребенка, которое он может использовать по своему усмотрению : отдохнуть или заняться тем, что для него интересно или эмоционально значимо.

В особенности это касается занятий продуктивными видами деятельности : конструированием или лепкой, рисованием, аппликацией.

Широко используются различные формы «занятий с увлечением» , насыщенные играми и самостоятельными творческими делами. Все это, безусловно, делает занятие более интересным, привлекательным, более результативным.

Широкое применение в практике организации и проведения занятий получили такие формы , как занятие - беседа и занятие - наблюдение.

Данные формы применяются в старших группах ДОУ. Популярностью пользуются сказкотерапевтические занятия. Сказкотерапевтические занятия с детьми - это особая, безопасная форма взаимодействия с ребенком, в наибольшей степени соответствующая особенностям детского возраста.

Это возможность формирования нравственных ценностей, осуществления коррекции нежелательного поведения, способ формирования необходимых компетенций, способствующих конструктивной социализации ребенка. Использование дидактических сказкотерапевтических тренингов в формате дошкольного образования позволяет детям легко и быстро усваивать необходимые знания.

В современной дидактике ДОУ выделяются такие нетрадиционные формы :

Игры - соревнования.

(Выстраиваются на основе соревнования между детьми : кто быстрее назовёт, найдёт, определит, заметит и т. д.)

(Предполагает разделение детей на 2 подгруппы и проводится как математическая или литературная викторина) .

Театрализованные игры.

(Разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию )

Сюжетно-ролевые игры.

(Педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнёр, подсказывая сюжетную линию игры и решая, таким образом, задачи обучения ) .

Консультации. (Когда ребёнок обучается , консультируясь у другого ребёнка)

Игры по взаимообучению .

(Ребёнок-«консультант» обучает других детей сравнивать, классифицировать, обобщать) .

Аукционы.

(Проводятся как настольная игра «Менеджер» )

Игры-сомнения (поиск истины) .

(Исследовательская деятельность детей типа тает - не тает, летает - не летает)

Игры-путешествия.

Диалоги. (Проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной) .

Игры типа «Следствие ведут знатоки» .

(Работа со схемой, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией) .

Игры типа «Поле чудес» .

(Проводится как игра «Поле чудес» для читающих детей) .

Игры викторины.

(Проводятся викторины с ответами на вопросы : Что? Где? Когда?

Методы повышения познавательной активности

(проф. Н. Н. Поддьяков, А. Н. Клюева)

Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей) .

Сравнение.

Метод моделирования и конструирования.

Метод вопросов.

Метод повторения.

Решение логических задач.

Экспериментирование и опыты.

Методы повышения эмоциональной активности (проф. С. А. Смирнов)

Игровые и воображаемые ситуации.

Придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д.

Игры-драматизации.

Сюрпризные моменты.

Элементы творчества и новизны.

Юмор и шутка (учебные комиксы) .

Практическое задание на примере одной из нетрадиционных форм : сказка - Русская народная сказка «Рукавичка»

Вывод :

Исходя, из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы :

Использование занятий в нетрадиционной форме помогает привлечь к работе всех учащихся;

Можно организовать проверку любого задания через взаимоконтроль;

-нетрадиционный подход таит в себе огромный потенциал для развития речи учащихся;

Занятия способствуют развитию умения работать самостоятельно;

в группе меняются отношения между детьми и воспитателем (мы партнеры)

Ребята с удовольствием ждут таких занятий.

Но занятия в нетрадиционной форме приносят пользу тогда, когда им найдено точное место среди обычных типов занятий. И только проанализировав весь материал по предмету, который подлежит пройти, можно определить, какие занятия целесообразно провести в нетрадиционной форме .

Нетрадиционные занятия чаще имеют место при проверке и обобщении знаний детей. Но некоторые из них (путешествие, интегрированные) использую при изучении нового материала.

Каким бы многоопытным воспитатель не был, всегда ему приходится искать, думать, пробовать, чтобы сделать свои занятия интересными.

Я считаем, что занятия в нетрадиционной форме помогли мне повысить активность детей на занятии, привлечь их внимание, расширить словарный запас.

Публикации по теме:

Доклад «Формы и методы работы с семьями» Доклад «Формы и методы работы с семьями воспитанников в ДОО» (Слайд 2) Семейное воспитание происходит в процессе жизни – в отношениях близких,.

Роль художественной литературы в развитии у младших дошкольников свободного общения Общеизвестное воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль и в развитии речи дошкольника.

Нетрадиционные формы организации в экологическом образовании дошкольников Проблемы современности требуют немедленного переосмысления исторически сложившейся в человеческом сознании установки, направленной на потребительское.

Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников ГБОУ Школа №1034 ДО-4 Консультация для воспитателей и родителей «НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ» Подготовила воспитатель.

Нетрадиционные формы работы с детьми Дошкольное образовательное учреждение – это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. Основным структурным.

Конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер. В ходе конструирования окружающий мир моделируется.

Консультация для воспитателей в детском саду

«Традиционные и нетрадиционные формы и методы обучения детей математике»

Тажетдинова Динара Вакилевна, воспитатель
МАДОУ №106 «Забава» г. Набережные Челны

Наглядные, словесные и практические методы и приемы обучения на занятиях по математике в старшем дошкольном возрасте в основном используются в комплексе. Дети способны понять познавательную задачу, поставленную педагогом, и действовать в соответствии с его указанием. Постановка задачи позволяет возбудить их познавательную активность. Создаются такие ситуации, когда имеющихся знаний оказывается недостаточно для того, чтобы найти ответ на поставленный вопрос; и возникает потребность узнать что-то новое, научиться новому: Например, педагог спрашивает: «Как узнать, на сколько длина стола больше его ширины?» Известный детям прием приложения применить нельзя. Педагог показывает им новый способ сравнения длин с помощью мерки.

Побудительным мотивом к поиску являются предложения решить какую-либо игровую или практическую задачу (подобрать пару, изготовить прямоугольник, равный данному, выяснить, каких предметов больше, и др.) . Организуя самостоятельную работу детей с раздаточным материалом, педагог также ставит перед ними задачи (проверить, научиться, узнать новое) . Закрепление и уточнение знаний, способов действий в ряде случаев осуществляется предложением детям задач, в содержании которых отражаются близкие, понятные им ситуации. Так, они выясняют, какой длины шнурки у ботинок и полуботинок, подбирают ремешок к часам и пр. Заинтересованность детей в решении таких задач обеспечивает активную работу мысли, прочное усвоение знаний.

Математические представление «равно», «не равно, «больше - меньше», «целое и часть» и др. формируются на основе сравнения. Дети старшего дошкольного возраста могут под руководством педагога последовательно рассматривать предметы, выделять и сопоставлять их однородные признаки. На основе сравнения они выявляют существенные отношения, например отношения равенства и неравенства, последовательности, целого и части и др. , делают простейшие умозаключения. Развитию операций, умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение) в старшем возрасте уделяют большее внимание. Все эти операции дети выполняют с опорой на наглядность.

Рассматривание, анализ и сравнение объектов при решении задач одного типа производятся в определенной последовательности. Например, детей учат последовательному анализу и описанию узора, составленного из моделей геометрических фигур, и др. Постепенно они овладевают общим способом решения задач данной категории и сознательно им пользуются.

Так как осознание содержания задачи и способов ее решения детьми этого возраста осуществляется в ходе практических действий, ошибки, допускаемые детьми, всегда исправляются через действия с дидактическим материалом.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста повышается роль словесных приемов обучения. Указания и пояснения педагога направляют и планируют деятельность детей. Давая инструкцию, он учитывает, что дети знают и умеют делать, и показывает только новые приемы работы. Вопросы педагога в ходе объяснения стимулируют проявление детьми самостоятельности и сообразительности, побуждая их искать разные способы решения одной и той же задачи: «Как еще можно сделать? Проверить? Сказать?»

Детей учат находить разные формулировки для характеристики одних и тех же математических связей и отношений. Существенное значение имеет отработка в речи новых способов действия. Поэтому в ходе работы с раздаточным материалом педагог спрашивает то одного, то другого ребенка, что, как и почему он делает. Один ребенок может выполнять в это время задание у доски и пояснять свои действия. Сопровождение действия речью позволяет детям его осмыслить. После выполнения любого задания следует опрос. Дети отчитываются, что и как они делали и что получилось в результате.

По мере накопления умения выполнять те или иные действия ребенку можно предложить сначала высказать предположение, что и как надо сделать, (построить ряд предметов, сгруппировать их и пр.) , а потом выполнить практическое действие. Так учат детей планировать способы и порядок выполнения задания. Усвоение правильных оборотов речи обеспечивается многократным их повторением в связи с выполнением разных вариантов заданий одного типа.

В старшей группе начинают использовать словесные игры и игровые упражнения, в основе которых лежат действия по представлению: «Скажи на­оборот!», «Кто быстрее назовет?», «Что длиннее (короче) ?» и др. Усложнение и вариантность приемов работы, смена пособий и ситуаций стимулируют проявление Детьми самостоятельности, активизируют их мышление. Для поддержания интереса к занятиям педагог постоянно вносит в них элементы игры (поиск, угадывание) и соревнования: «Кто быстрее найдет (принесет, назовет) ?» и т. д.

Игра начала успешно использоваться в обучении детей до школы с середины прошлого века. В исследованиях отечественных педагогов и психологов подчеркивалась многоплановая взаимосвязь и взаимовлияние игры и обучения. В играх актуализируется интеллектуальный опыт, конкретизируются представления о сенсорных эталонах, совершенствуются умственные действия, накапливаются положительные эмоции, которые повышают познавательные интересы дошкольников.

В работе с детьми используются дидактические игры с народными игрушками - вкладышами (матрешки, кубы) , пирамидами, в конструкции которых заложен принцип учета величины. На этот принцип обращается особое внимание детей: в большую матрешку можно поставить маленькую; в большой куб - маленький; чтобы сделать пирамиду, надо вначале вставить большое кольцо, затем поменьше и самое маленькое. С помощью этих игр дети упражняются в нанизывании, вкладывании, собирании целого из частей; приобретали практический, чувственный опыт различения величины, цвета, формы предмета, учились обозначать эти качества словом. Дидактические игры используются как для закрепления, так и для сообщения новых знаний («Одевание кукол», «Покажи, что больше, а что меньше», «Чудесный мешочек», «Три медведя», «Что изменилось?», «Палочки в ряд», «Наоборот», «Сломанная лестница», «Чего не стало?», «Узнай по описанию» и др.) .

Игровые задачи решаются непосредственно - на основе усвоения математических знаний - и предлагаются детям в виде несложных игровых правил. На занятиях и в самостоятельной деятельности детей проводятся подвижные игры математического содержания («Медведь и пчелы», «Воробушки и авто­мобиль», «Ручейки», «Найди свой Домик», «В лес за елочками» и др.) .

При отработке предметных действий с величинами (сравнение путем наложения и приложения, раскладывание по возрастающей и убывающей величине, измерение условной меркой и др.) широко используются разнообразные упражнения. На начальных этапах обучения чаще практикуются репродуктивные упражнения, благодаря которым дети действуют по образцу воспитателя, что предупреждает возможные ошибки. Например, угощая зайцев морковкой (сравнение двух групп предметов путем наложения) , дети точно копируют действия воспитателя, который угощает кукол конфетами. Несколько позже применяются продуктивные упражнения, в которых дети сами находят способ действия для решения поставленной задачи, используя имеющиеся знания. Например, каждому ребенку дают елочку и предлагают найти на столе воспитателя елочку такой же высоты. Имея опыт сравнения величины предметов путем наложения и приложения, дети путем примеривания находят елочку такой же высоты, как у них.

Перспективным методом обучения дошкольников математике на современном этапе является моделирование: оно способствует усвоению специфических, предметных действий, лежащих в основе понятия числа. Дети использовали модели (заместители) при воспроизведении такого же количества предметов (покупали в магазине шапок столько, сколько кукол; при этом количество кукол фиксировали фишками, так как поставлено условие - кукол в магазин брать нельзя) ; воспроизводили такую же величину (строили дом такой же высоты, как образец; для этого брали палочку такой же величины, как высота дома-образца, и делали свою постройку такой же высоты, как величина палочки) . При измерении величины условной меркой дети фиксировали отношение мерки ко всей величине либо предметными заместителями (предметы) , либо словесными (словами-числительными) .

Одним из современных методов обучения математике являются элементарные опыты. Детям предлагается, например, перелить воду из бутылочек разной величины (высокая, узкая и низкая, широкая) в одинаковые сосуды, чтобы определить: объем воды одинаков; взвесить на весах два куска пластилина разной формы (длинная колбаска и шар) , чтобы определить, что они одинаковые по массе; расставить стаканы и бутылочки один к одному (бутылочки стоят в ряд далеко друг от друга, а стаканы в кучке близко друг к другу) , чтобы определить, что их количество (равное) не зависит от того, сколько места они занимают.

Для формирования полноценных математических представлений и для развития познавательного интереса у дошкольников очень важно наряду с другими методами использовать занимательные проблемные ситуации. Жанр сказки позволяет соединить в себе и собственно сказку, и проблемную ситуацию. Слушая интересные сказки и переживая с героями, дошкольник в то же время включается в решение целого ряда сложных математических задач, учится рассуждать, логически мыслить, аргументировать ход своих рассуждений.

Таким образом, для успешного овладения детьми старшего дошкольного возраста математическими знаниями необходимо использовать все многообразие методов и приемов обучения математике как традиционных так и инновационных. Во главе своей работы мы представляем комплекс традиционных методов и приемов (дидактические и логические игры, решение математических задач) в сочетании с инновационными (моделирование, математические сказки, эксперименты.

В настоящее время в практике работы дошкольных учреждений эффективно используются нетрадиционные формы организации обучения: занятия по подгруппам, которые формируются с учетом возрастных особенностей детей.

Они сочетаются с кружковой работой : по ручному труду, по изобразительной деятельности.

Занятия обогащаются игровыми и сказочными сюжетами. Ребенок, увлекаясь замыслом игры, не замечает скрытой учебной задачи. Эти занятия помогают высвободить время ребенка, которое он может использовать по своему усмотрению : отдохнуть или заняться тем, что для него интересно или эмоционально значимо.

В особенности это касается занятий продуктивными видами деятельности : конструированием или лепкой, рисованием, аппликацией.

Широко используются различные формы «занятий с увлечением» , насыщенные играми и самостоятельными творческими делами. Все это, безусловно, делает занятие более интересным, привлекательным, более результативным.

Широкое применение в практике организации и проведения занятий получили такие формы, как занятие - беседа и занятие - наблюдение.

Данные формы применяются в старших группах ДОУ. Популярностью пользуются сказкотерапевтические занятия. Сказкотерапевтические занятия с детьми - это особая, безопасная форма взаимодействия с ребенком, в наибольшей степени соответствующая особенностям детского возраста.

Это возможность формирования нравственных ценностей, осуществления коррекции нежелательного поведения, способ формирования необходимых компетенций, способствующих конструктивной социализации ребенка. Использование дидактических сказкотерапевтических тренингов в формате дошкольного образования позволяет детям легко и быстро усваивать необходимые знания.

В современной дидактике ДОУ выделяются такие нетрадиционные формы:

  • Игры - соревнования.

(Выстраиваются на основе соревнования между детьми : кто быстрее назовёт, найдёт, определит, заметит и т. д.)

(Предполагает разделение детей на 2 подгруппы и проводится как математическая или литературная викторина) .

  • Театрализованные игры.

(Разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию)

  • Сюжетно-ролевые игры.

(Педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнёр, подсказывая сюжетную линию игры и решая, таким образом, задачи обучения) .

  • Консультации. (Когда ребёнок обучается, консультируясь у другого ребёнка)
  • Игры по взаимообучению.

(Ребёнок-«консультант» обучает других детей сравнивать, классифицировать, обобщать) .

  • Аукционы.

(Проводятся как настольная игра «Менеджер» )

  • Игры-сомнения (поиск истины) .

(Исследовательская деятельность детей типа тает - не тает, летает - не летает)

  • Игры-путешествия.
  • Сказки.
  • Диалоги. (Проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной) .
  • Игры типа «Следствие ведут знатоки» .

(Работа со схемой, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией) .

  • Игры типа «Поле чудес» .

(Проводится как игра «Поле чудес» для читающих детей) .

  • Игры викторины.

(Проводятся викторины с ответами на вопросы : Что? Где? Когда?

Методы повышения познавательной активности

(проф. Н. Н. Поддьяков, А. Н. Клюева)

  • Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей) .
  • Сравнение.
  • Метод моделирования и конструирования.
  • Метод вопросов.
  • Метод повторения.
  • Решение логических задач.
  • Экспериментирование и опыты.

Методы повышения эмоциональной активности (проф. С. А. Смирнов)

  • Игровые и воображаемые ситуации.
  • Придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д.
  • Игры-драматизации.
  • Сюрпризные моменты.
  • Элементы творчества и новизны.
  • Юмор и шутка (учебные комиксы) .

Практическое задание на примере одной из нетрадиционных форм: сказка - Русская народная сказка «Рукавичка»

Вывод :

Исходя, из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы :

Использование занятий в нетрадиционной форме помогает привлечь к работе всех учащихся;

Можно организовать проверку любого задания через взаимоконтроль;

Нетрадиционный подход таит в себе огромный потенциал для развития речи учащихся;

Занятия способствуют развитию умения работать самостоятельно;

в группе меняются отношения между детьми и воспитателем (мы партнеры)

Ребята с удовольствием ждут таких занятий.

Но занятия в нетрадиционной форме приносят пользу тогда, когда им найдено точное место среди обычных типов занятий. И только проанализировав весь материал по предмету, который подлежит пройти, можно определить, какие занятия целесообразно провести в нетрадиционной форме.

Нетрадиционные занятия чаще имеют место при проверке и обобщении знаний детей. Но некоторые из них (путешествие, интегрированные) использую при изучении нового материала.

Каким бы многоопытным воспитатель не был, всегда ему приходится искать, думать, пробовать, чтобы сделать свои занятия интересными.

Я считаю, что занятия в нетрадиционной форме помогли мне повысить активность детей на занятии, привлечь их внимание, расширить словарный запас.

Организация: МАДОУ д\с №66

Населенный пункт: Белгородская область, город Белгород

На часах 07:30, а значит – скоро здание детского сада заполнится веселым детским смехом, дружным топотом маленьких ножек и звонкими голосами моих воспитанников. Впереди целый день очень сложной и кропотливой работы.

Я стою в коридоре своей группы и с нетерпением жду своих детей. Да-да, своих детей! Ведь когда работаешь с ними каждый день, знаешь об их переживаниях, наблюдаешь за их привычками и удовлетворяешь их любопытство, они становятся родными.

Каждый день я смотрю в любопытные глазки своих воспитанников и понимаю, что на мне лежит очень важная ответственность – научить их ориентироваться во взрослой жизни, рассказать, как устроен мир, и ответить на тысячи вопросов «Почему?»

«Обучаясь учусь», – сказал древнеримский философ Сенека. Каждый педагог уверен в этой непреложной истине. Прежде чем самому научить чему-то ребенка, нужно быть компетентным в этом вопросе. Мне постоянно приходится расти и совершенствоваться вместе с детьми, вместе с ними познавать что-то новое и учиться не останавливаться на достигнутом.

Современные требования ФГОС выдвигают новые требования к воспитателю. Он должен быть активным, творческим, креативным, уметь адаптироваться в новых условиях. Конечно, сразу такой личностью стать не возможно, это требует множества профессиональных усилий, но и раскачиваться долго эта профессия не позволит, ведь для развития детей важен каждый момент, упустить который воспитатель не в праве.

Как учить, чтобы воспитать энергичного и грамотного человека, неравнодушного и ответственного, как развивать в ребенке любознательность и не сломить его интереса к новым знаниям, как развить в ребенке устойчивую жизненную позицию и как заставить его научиться отстаивать свои интересы? Этими вопросами я задаюсь каждый день. Этим вопросам и посвящена тема моей статьи «Нестандартные занятия в ДОУ».

В начале XX века советскими педагогами были выведены основные педагогические принципы обучения детей дошкольного возраста. Эти принципы во многом переняла современная российская педагогическая система. Педагоги считали, что обучение должно опережать уровень обучения ребенка, забегать вперед. В деятельности любого педагога должны быть задействованы основные принципы обучения:

  • принцип воспитывающего обучения;
  • принцип доступности;
  • принцип систематичности и последовательности;
  • принцип сознательности и активности;
  • принцип осознанности;
  • принцип индивидуального подхода.

Следуя этим принципам, воспитатель может создать все условия для успешного развития ребенка. Помочь правильно преподнести материал педагогу помогут неклассические средства обучения, такие как кружковая работа, метод проектов, сказкотерапия, конкурсы, игровые занятия и КВН (по классификации Н. В. Тимофеевой и Ю. В. Зотовой). Рассмотрим некоторые методы подробнее.

Кружковая работа – важна для любой возрастной группы. Дети учатся работать с различными материалами, у них развивается мелкая моторика и наблюдательность. Сказкотерапия помогает сформировать основные нравственные качества, позволяет детям проявить фантазию и артистичность. Игровые занятия и КВНы учат отвечать за свои поступки и работать в команде.

Традиционные занятия для меня в прошлом, так как я считаю, что для успешного развития ребенка необходимы нетрадиционные подходы к обучению. В своей статье я приведу несколько примеров нетрадиционных занятий, которые я провела в своей группе.

Занятие № 1

Знания о геометрических фигурах дети получают еще до прихода в детский сад. Поэтому задача воспитателя на занятиях, посвященных этой теме, не только преподнести новый материал, но и закрепить уже существующие знания.

Подготоваливая занятие по теме «Геометрические фигуры», я ориентировалась на то, чтобы научить детей работать в команде, правильно принимать решения, логически мыслить и правильно выражать свои мысли. Занятие было разделено на три части – теоретическая, практическая и закрепляющая.

В теоретической части ребята воспроизводили стихотворения об основных геометрических фигурах (квадрате, круге, треугольнике), выполняли несложные задания по теме. Во второй части дети разделились на две команды, которым предстояло выполнить задания сложнее. В заключительной части я предложила детям просмотреть мультфильм «Учим плоские геометрические фигуры вместе с паровозиком Чух-Чухом». В ходе просмотра мультфильма ребята узнали о новых геометрических фигурах – овале, ромбе, трапеции, параллеограмме, прямоугольнике и шестиугольнике. В конце занятия я похвалила всех ребят за хорошо проведенное время.

Занятие проходило в младшей дошкольной группе. Возраст – 2-3 года.

Тема: «Геометрические плоские фигуры»

Цель: сформировать у детей младшего дошкольного возраста умение находить различия и общие признаки геометрических фигур.

Материалы для занятия: набор карточек Домана, карандаши, листы бумаги формата А 4, ватман, краски, видеомультфильм «Учим плоские геометрические фигуры вместе с паровозиком Чух-Чухом», фетр, ножницы, набор пластмассовых палочек, бибабо (перчаточная кукла-заяц).

Ход занятия:

1. Учим геометрические фигуры по стихам:

Круглый круг похож на мячик,

Он по небу солнцем скачет.

Круглый, словно диск луны,

Встаем с детьми в круг. Хором повторяем стихотворение. Затем каждый ребенок приводит примеры предметов, похожих на круг (тарелка, колесо, мячик, солнце, часы, пуговица).

Треугольник – три угла,

Посмотрите детвора:

Три вершины очень острых –

Ребята хором повторяют стихотворение. Каждому ребенку раздаются лист и карандаш. Задание – нарисовать треугольник.

Четыре палочки сложил

И вот квадратик получил.

Он давно знаком со мной,

Каждый угол в нем прямой.

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад,

Последнее слово дети повторяют хором. Ребятам предстоит из пластмассовых палочек сделать разноцветные квадраты.

Предварительное знакомство с основными геометрическими фигурами окончено. Впереди – закрепляющее игровое занятие.

2. Игровое занятие на закрепление материала:

Основной сюжет игры: дети вместе с зайчиком Почемучкой отправляются в сказочную страну геометрических фигур.

Воспитатель разделяет детей на две одинаковые команды. Педагог надевает на руку куклу-зайчика, который вместе с ребятами будет закреплять материал о геометрических фигурах.

Воспитатель: Здравствуйте дети! Сегодня вместе с любопытным зайчиком Почемучкой мы отправимся в занимательную страну геометрических фигур, но в нее не так-то просто попасть, нужно для начала поиграть. Готовы?

Задание № 1. Перед началом занятия воспитатель ставит на видные места геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). В таком случае можно применить карточки Домана. Дети должны собрать их. Команда, которая справилась быстрее, получает фишку (на фишке нарисованы геометрические фигуры).

Задание № 2: Перед ребятами лежит ватман и вырезанные из цветной бумаги фигуры. Задача – составить из фигур 5 домиков. Команда, которая справилась быстрее, получает фишку.

Задание № 3: Воспитатель раскладывает на полу разноцветные геометрические фигуры. Задача – пройти только по зеленым треугольникам, затем по желтым квадратам, и напоследок – по красным кругам. Команда, которая справилась быстрее, получает фишку.

Задание № 4: Каждой команде достается по два листа с нарисованными фигурами. На одном из них недостает одной фигуры. На следующих листах одна фигура лишняя. На последней паре листов некоторые фигуры раскрашены разными цветами. Дети должны их найти. Команда, которая справилась быстрее, получает фишку.

Игра окончена. Ребята все вместе попадают в страну геометрических фигур. Теперь им предстоит сделать последнее задание – вырезать из кусочков фетра фигуры (круг, квадрат и треугольник).

3. Последний, закрепляющий этап занятия:

Дети смотрят мультфильм «Учим плоские геометрические фигуры с паровозиком Чух-Чухом». Вместе с воспитателем обсуждают историю, рассказанную паровозиком, отвечают на вопросы по мультфильму: какого цвета был круг, квадрат, треугольник, о каких новых геометрических фигурах они узнали, чем овал отличается от круга и чем они похожи, чем отличается прямоугольник от квадрата.

Хронометрах: 30 минут.

Занятие № 2

Второе занятие посвящено устному народному творчеству и сказкам известных писателей. Главной моей целью при проведении этого занятия стало желание приобщить детей к сказкам, научить их правильно воспринимать информацию и вызвать интерес к фольклору. Занятие проходило на протяжении всего дня.

Ход занятия:

Утро

Дети приходят в детский сад. Воспитатель обращает их внимание на то, что в группе кое-что изменилось: появились новые игрушки, на самых видных местах лежат книги со сказками, на стенах развешаны картины с изображением героев сказок, в углу комнаты стоит кукольный театр, на дверях шкафчиков висят раскраски с изображением сказочных персонажей.

Далее воспитатель сообщает детям, что они попали в страну сказок, а чтобы подружиться с ее жителями им предстоит отправиться с ними в увлекательное путешествие. Для начала нужно сделать зарядку. Детям предстоит сделать движения, имитирующие разных персонажей русских сказок: дедушка из «Репки», мышку из «Курочки Рябы», зайчика из «Заюшкиной избушки».

В процессе подготовки к завтраку необходимо вместе с детьми выучить отрывки из сказки К. Чуковского «Мойдодыр».

Во время завтрака помощник воспитателя предстает перед ребятами в образе бабушки из сказки «Волшебный горшочек» Ш. Перро. Она предлагает им вспомнить волшебные слова, чтобы горшочек стал варить кашу.

День

Перед прогулкой дети вспоминают основные сюжетные линии сказки «Колобок». Рассказывают ее сюжет и последовательность эпизодов. Это научит детей освоить принципы фразовой речи.

Во время прогулки на руке учителя появляется бычок из сказки «Смоляной бычок». Воспитатель обращает внимание детей на то, что персонаж настолько грязный, что может приклеиться к чему угодно. Далее он имитирует приклеивание и обращает внимание на то, что нужно быть аккуратным и следить за своей одеждой.

Во время прогулки можно имитировать разные сказки. К примеру, выстроиться в хоровод и спеть песню из «Колобка», сыграть в ролевую игру по сюжету известной сказки или слепить из песка любимого персонажа.

Вечер

После сна воспитатель предлагает детям найти всех персонажей сказки «Теремок», которые спрятались в комнате. Далее дети должны разложить их в том порядке, в каком они появились в доме Мышки. После игры ребятам предстоит сделать аппликацию по мотивам сказки «Маша и три медведя».

Далее воспитатель может предложить детям командную игру. Дети делятся на две группы, которым необходимо будет ответить на все вопросы викторины, вместе нарисовать сказочного персонажа и найти туфельку «Золушки».

Перед уходом домой ребенок забирает раскраску, которая висит на дверце его шкафчика.

На следующий день из разрисованных раскрасок будет создана выставка.

Считаю, что неклассические занятия в дошкольном учреждении делает обучающий процесс интересным, легким и результативным. Дети с легкостью воспринимают полученную информацию, с интересом раскрываются навстречу новым знаниям и с нетерпением ждут новых занятий.

Список используемой литературы:

  1. Бондаренко, Т.М. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада. М. Учитель. 2007. С. 46
  2. Воробьева Т. К. Планирование работы дошкольного образовательного учреждения. – М.: «Ансел-М», 1997.
  3. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 «Об образовании в РФ»
  4. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика (Учебное пособие) / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. М.2009. – 41-416 с.
  5. Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций – М.,1992, ч.2. Теория обучения (Дидактика).
  6. Эльконин Д.Б. Психология игры // Основная единица развернутой формы игровой деятельности. - М., 1978.

"Использование нетрадиционных форм работы с детьми

старшего дошкольного возраста".

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объёмом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика.

Одним из основных предметов в школе является математика. Несмотря на возрастающую компьютеризацию многих отраслей науки и техники, дети должны научиться хорошо владеть вычислительными навыками, понимать мир чисел, его значение для развития всех наук и для жизни в современном обществе.

Дошкольник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Для того чтобы поддерживать на занятиях внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. И нам в этом помогают нетрадиционные занятия.

При организации с детьми нетрадиционных форм математической направленности мы руководствуемся психолого-педагогическими принципами, на основе которых формируются основы культуры и познания ребенка:

Деятельностный подход,

Принцип интереса,

Сочетание индивидyaльнoй и коллективной деятельности,

Единство отдыха и познания.

В современной дидактике ДОУ выделяются такие нетрадиционные образовательные деятельности, как:

*соревнования. (Выстраиваются на основе соревнования между детьми: кто быстрее назовёт, найдёт, определит, заметит и т. д.)

* КВН. (Предполагают разделение детей на 2подгруппы и проводятся как математическая или литературная викторина) .

Театрализованая деятельность. (Разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию) .

* сюжетно-ролевые игры. (Педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнёр, подсказывая сюжетную линию игры и решая таким образом задачи обучения) .

* консультации. (Когда ребёнок обучается «по горизонтали», консультируясь у другого ребёнка).

*взаимообучения. (Ребёнок-«консультант» обучает других детей конструированию, аппликации, лепке, рисованию) .

*аукционы. (Проводятся как настольная игра «менеджер»)

*сомнения (поиска истины) . (Исследовательская деятельность детей типа тает-не тает, летает-не летает) .

*путешествия.

*Бинарные. (Составление творческих рассказов на основе использования двух предметов, от смены положения которых меняются сюжет и содержание рассказа) .

*сказки.

*концерты. (Отдельные концертные номера несущие познавательную информацию) .

*диалоги. (Проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной) .

* «Следствие ведут знатоки». (Работа со схемой, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией) .

* «Поле чудес». (Проводится как игра «Поле чудес» для читающих детей) .

* «Интеллектуальное казино». (Проводится как игра «Интеллектуальное казино» или викторины с ответами на вопросы: что? где? когда) .

Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка как на “саморазвивающуюся систему”, при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Одна из таких технологий – проектная деятельность.

Так как я занимаюсь проектной деятельностью, хотелось бы заострить внимание на ней.

Практика показывает, что использование проектной деятельности возможно при обучении различным дисциплинам, входящим в программу обучения. Проектная деятельность оказывается достаточно эффективным методом обучения практически всем естественнонаучным дисциплинам, к числу которых относится и математика.

Главная цель организации проектной деятельности - развитие у учащихся глубоких, устойчивых интересов к предмету математики, на основе широкой познавательной активности и любознательности. В достижении этой цели можно выделить такие задачи, как:

Мотивация учебной деятельности,

Развитие познавательной самостоятельности;

Формирование и развитие творческих способностей;

Усвоение обобщенных и рациональных способов деятельности;

Формирование опыта самообразования и т. д.

Технология проектирования делает дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития дошкольников. В основе технологии лежит концептуальная идея доверия к природе ребенка, опора на его поисковое поведение.

Одно из средств решения этих задач на уроках математики - творческие проекты детей. Основная цель метода проектов состоит в предоставлении ребятам возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из раз-личных предметных областей.

Работа по подготовке проекта всегда начинается с постановки цели, с обдумывания того, зачем проект нужен воспитателю и детям.

Проектную деятельность дошкольников условно можно разделить на несколько основных этапов. В рамках первого из них осуществляется погружение в проект. Этот этап должен быть проведен так, чтобы дошкольники заинтересовались работой в рамках проекта. После появления интереса, его необходимо сохранять и развивать.

В основе большинства проектов лежит групповая работа детей, при этом работа в группах организуется с учетом индивидуальных способностей, возможностей и межличностных отношений конкретных участников проекта. Сами ребята определяют старшего в каждой группе и распределяют роли. При таком подходе ребята работают активно и самостоятельно. Роль воспитателя в этом случае – ненавязчивый контроль и, по необходимости, консультация детей перед их выходом на защиту проекта.

Работа педагога с группой детей – это рассмотрение возникающих проблем, когда формируется и развивается способность ребенка самостоятельно решать их. Решая различные познавательно-практические задачи со взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – порождают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к поиску новых знаний. Помимо работы над основной проблемой – темой проекта - решаем следующие задачи: воспитание самостоятельности, активности, коллективизма; уважение чужого мнения и свободы, развитие творческой “жилки”, пытливости и любознательности.

Результаты каждого проекта обсуждаются вместе со всей группой, что позволяет детям почувствовать уверенность в себе, в своих силах, способствует повышению самооценки.

С помощью метода постановки проблемы стараюсь «втянуть» детей в диалог, провоцируя их на высказывание своей точки зрения, её аргументацию, отстаивание своей позиции, задавать вопросы. Этот приём позволяет формировать социально-коммуникативную и информационную компетентность детей, лидерские качества детей, психологически подготавливает детей к обучению в школе, стимулирует общение детей.

Во всех направлениях работы мы использовали разнообразные приёмы, такие как:

Работа по индивидуальным карточкам, заданиям разной степени сложности; -ответы «на ушко», которые предупреждают возможные повторы при ответах детей и придают уверенность застенчивым детям;

Использование моделей и схем, которые позволяют формировать умение анализировать информацию, переводить её в условные обозначения – «кодировать»;

Проблемные вопросы;

Постановка задач «открытого типа», предполагающей множество верных решений;

Самостоятельный поиск необходимой информации;

Самостоятельное выполнение практических действий;

Самостоятельное составление экспериментальных моделей, схем выполнения действий;

Работа по алгоритмам;

Обсуждение и анализ собственной деятельности и деятельности других детей. Вариативность применения данных приёмов зависит от целей и задач занятия, его содержания, состава детей, конкретной ситуации, возникающей по ходу занятия. Количество и вариации приёмов не ограничиваются, так как возникающие конкретные ситуации подводят к необходимости поиска новых, более эффективных приёмов работы.

В курсе математики метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение нескольких уроков. Осуществляя эту работу, дети могут составлять задачи с различными героями. Это могут быть сказочные задачи, «мультяшные» задачи, задачи из жизни группы, познавательные задачи и так далее.

Необходимо использовать игры, с помощью которых формируется умение выделять существенные признаки предметов и явлений; игры на развитие умения сопоставлять и делать умозаключения, на развитие внимания, сообразительности, на умение обобщать и классифицировать. (Важной особенностью словесно-дидактических игр является возможность развивать речь ребёнка, пополнять словарный запас).

Всесторонний подход к проектной деятельности обуславливается тесной связью занятий познавательного и художественного циклов, изобразительной деятельностью, музыкально-театральным творчеством и т. д., а, следовательно, органично вписывается в общую воспитательную задачу детского сада.

Результатом проведенной работы стало повышение уровня развития математических представлений и овладение детьми умением ориентироваться в новой, нестандартной ситуации; понимать инструкцию и алгоритм деятельности; ориентироваться в источниках информации и получать информацию, используя различные источники; умение продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу; умение выслушать другого и прийти к общему решению; вести диалог с взрослыми и сверстниками; умение отстаивать свою точку зрения в общении; умение адекватно реагировать в конфликтных ситуациях.

Исходя, из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:

Использование занятий в нетрадиционной форме помогает привлечь к работе всех учащихся;

Можно организовать проверку любого задания через взаимоконтроль;

Нетрадиционный подход таит в себе огромный потенциал для развития речи учащихся;

Занятия способствуют развитию умения работать самостоятельно;

в группе меняются отношения между детьми и воспитателем (мы партнеры) ;

Ребята с удовольствием ждут таких занятий.

Но занятия в нетрадиционной форме приносят пользу тогда, когда им найдено точное место среди обычных типов занятий. И только проанализировав весь материал по предмету, который подлежит пройти, можно определить, какие занятия целесообразно провести в нетрадиционной форме.

Нетрадиционная образовательная деятельность чаще имеют место при проверке и обобщении знаний детей. Но некоторые из них (путешествие, интегрированные) использую при изучении нового материала.

Каким бы многоопытным воспитатель не был, всегда ему приходится искать, думать, пробовать, чтобы сделать свою образовательную деятельность интересным.

Я считаю, что образовательную деятельность в нетрадиционной форме помогли мне повысить активность детей, привлечь их внимание, расширить словарный запас.