Какие вопросы волнуют студентов в институтах. «Образование и наука должны быть вне политики. «Мы все учились понемногу…»

Какие вопросы волнуют студентов в институтах. «Образование и наука должны быть вне политики. «Мы все учились понемногу…»
Какие вопросы волнуют студентов в институтах. «Образование и наука должны быть вне политики. «Мы все учились понемногу…»

20 лет назад сотрудники педагогического вуза решили, что проблемы молодёжи должны обсуждать её представители, и собрали студентов на первую конференцию.

Первые 20 докладов студенты зачитали в апреле 1998 года. Тогда говорили о профессиональном самоопределении, религии, политике, культурных ценностях, здоровье, развитии студенческого самоуправления. Об этом же говорят и сейчас, но только уже более детально, предметно, не только озвучивая проблемы, но и предлагая варианты их решения.

«Я учусь на четвёртом курсе исторического факультета, уже прошёл через производственную практику в школе и именно поэтому на юбилейной конференции поднял тему её важности для студентов, - рассказывает Алексей Филиппов. - Бывает так, что, приходя в школу, студент может слышать от учителя: мол, забудь всё, чему вас учили в вузе, тут всё по-другому. На самом деле - нет. Университетские педагоги дают необходимые знания, которые помогут адаптироваться на практике. Студенты могут быстро переключаться, только надо сохранить в них интерес к профессии».

Кому контролировать?

В этом году участниками конференции стали студенты из Беларуси, Китая, Вьетнама, Афганистана, Пакистана, Индии, а также из Москвы, Воронежа, Саратова, Екатеринбурга и Тулы. Будущие педагоги, психологи, юристы, экономисты, инженеры, аграрии рассказали своим сверстникам о тех проблемах, которые существуют в их странах, городах и поселениях. Что-то близко всем, а что-то становится бичом лишь одной страны.

«Мой доклад о мате, - говорит первокурсник Александр Каблуков. - Речевой портрет нашего общества выглядит хуже именно из-за того, что молодое поколение использует в своей речи мат. Это серьёзная социальная проблема. В первую очередь, чтобы её решить, необходимо контролировать средства массой информации и интернет, так как не только в повседневной жизни мы это слышим на улице, но зачастую с экранов телевизоров, а о видеороликах в сети я вообще молчу».

Куда податься молодым?

Но больше всего и российских, и иностранных студентов волнует трудоустройство.

«В Афганистане в 2014 году было 25% безработицы, в 2016 этот показатель вырос до 40%, - рассказывает Мирас Хару . - Проблемы трудоустройства распространяются в том числе и на молодёжь. Причём затрагивают её сильнее, ведь молодому специалисту и так сложно устроиться: везде требуется опыт».

Одним из вариантов решения может быть квота на производствах для молодых специалистов, но об этом ещё много предстоит подумать представителям власти.

Татьяна

23 года. Поступила в РОАТ в 2014 году на факультет экономической безопасности. Отчислилась в 2017 году

«Я училась в Российской открытой академии транспорта - подразделении Московского государственного университета путей сообщения. Там был открыт набор по собеседованию, а не по результатам ЕГЭ - поступить было достаточно легко. Я училась на платном отделении, год стоил 56 тысяч рублей, учебу оплачивала я сама, хотя иногда брала деньги у родителей. Из вуза решила уйти, поняв, как бессмысленно я трачу время и деньги.

Осознание пришло после устройства на работу: у меня был необычный график - СУР, то есть совмещение учебы и работы, позволявший два дня учиться, а два дня зарабатывать. До 31 декабря я была оператором на железной дороге - полноценным сотрудником с серьезными обязанностями и ответственностью. Все необходимое для работы я узнала на практике, а те знания, которые мне давали в вузе, оказались бесполезны. Никто из преподавателей или кураторов не пытался отговорить меня от решения бросить учебу. Учебную часть волнует только платежеспособность студентов, в деканате не интересуются, какая у тебя успеваемость. Если ты своевременно платишь, то хвосты и незакрытые зачеты никого не смутят. Если есть задолженность по оплате, то разговор будет короткий: либо оплачиваешь, либо вылетаешь.

Работа меня тоже разочаровала: там нет способов реализации, развития и перспектив. Даже закончив институт и получив диплом, я бы все равно осталась на своем месте. Мое начальство оказалось не заинтересовано в моем развитии и не готово было давать рекомендации - так что мне придется самой рассказывать о своих достижениях. Из студенческого общежития я выселилась неделю назад - теперь снимаю квартиру. Я устала от большого количества людей и бытового дискомфорта, надоело постоянно находиться с кем-то в одной комнате.

Думать о продолжении образования и о другой специальности мне пока рано. Я не нашла себя, сейчас буду стараться понять, чего хочу. Родителям о своем решении отчислиться я пока не сообщила: не знаю, как они к этому отнесутся, потому что они люди старой закалки, с дипломами, и уверены, что образование нужно каждому. Мой молодой человек меня не поддерживает: у него самого высшее образование, и он считает, что хорошо или плохо, но надо учиться, чтобы просто поставить галочку. Отчасти близкие правы: сегодня сложно получить работу без диплома. Но, наверное, им придется принять мое решение, так как я все-таки уже взрослый человек и имею право распоряжаться жизнью. Мне нужно стремиться к большему, а не просиживать часы на неинтересных парах, которые я могла бы потратить на самообразование. Поэтому сейчас я не только отчисляюсь, но и увольняюсь с работы. Мне нужна свобода, чтобы вдохновиться и выбрать новое направление».

Зоя

23 года. Поступила в МГУ в 2013 году на факультет журналистики. В 2017 году взяла академический отпуск по состоянию здоровья


«В МГУ я поступила со второго раза. Четыре года назад набрала по 83 и 84 по русскому и английскому, еще 60 баллов по литературе, но до проходного минимума так и не дотянула. Поэтому один год я училась в Казанском федеральном университете на факультете филологии. Чтобы поступать снова, второй раз сдавала все ЕГЭ, заново проходила вступительные экзамены, в итоге поступила на бюджетное вечернее отделение журфака.

Прошлым летом меня сбила машина в Казани - пришлось взять академический отпуск на год. У меня были множественные травмы, некоторое время я находилась в коме. Восстановление оказалось долгим, я до сих пор не вернулась к прежнему состоянию. Моя группа меня очень-очень поддержала - я им благодарна. Осенью я вернулась в МГУ, снова пошла на третий курс, но поняла, что еще не готова возобновить обучение. Из-за аварии у меня ухудшилась память, чтобы жить в Москве, нужно работать, потому что содержать меня некому, - я не в состоянии это делать, поэтому снова беру академ. Со стороны факультета я не встретила особого участия: мне рассказали, какие нужно предоставить справки, чтобы меня не отчислили и дали именно отпуск. Естественно, никаких зачетов не закрыли и автоматов за экзамены не поставили.

Несмотря на трудности, я не потеряла желание учиться и не разочаровалась в МГУ. Когда я только восстановилась после первого отпуска, мне нужно было досдать экзамен и зачет. На зачете обнаружились мои катастрофические проблемы с памятью: пришлось ждать, когда все студенты уйдут из аудитории и мы останемся с преподавателем с глазу на глаз. Я рассказала, что меня сбила машина, и он сразу сказал: «Давайте зачетку».

Сейчас ко всему произошедшему я отношусь легко. Скорее всего, закончив дела в университете, поеду к родным в Екатеринбург. Потом, наверное, полечу в какую-нибудь теплую страну, потому что мне сейчас по-настоящему необходимо отдохнуть. Потом, возможно, вернусь в Москву и начну работать, после восстановлюсь».

Катя

18 лет. Поступила в МПГУ в 2016 году. Отчислилась в 2017 году


«В школе у меня были нормальные оценки, но ЕГЭ я сдала плохо - набрала 220 баллов за три экзамена. Однако их хватило, чтобы поступить в Московский педагогический университет. Официально я отучилась там полгода, но фактически на учебу перестала ходить еще в ноябре, а отчислилась неделю назад. Когда я поступала, не ожидала, что так ошибусь с вузом и факультетом. Первый месяц мы вообще не учились, было погружение: слушали одну-две лекции в день о том, какой у нас хороший университет, нам рассказывали его историю, водили по музеям. А потом, когда наконец началось обучение, я удивлялась, что процесс организован так неинтересно, и решила, что не буду здесь учиться.

Свое желание уйти из университета я ни с кем из преподавателей и с учебной частью не обсуждала, но и мне не задавали вопросы о моей успеваемости и пропусках. Только один раз через старосту группы со мной пытались связаться, попросив написать куратору курса, почему я не хожу на пары. Но я никому ничего писать не стала, и больше меня не беспокоили. Со своей группой я особенно не общалась; знаю, что ушла еще одна моя одногруппница.

Родители отнеслись к моему решению с пониманием; они согласны с тем, что нужно найти другой университет и другую специальность. Я родилась и выросла не в Москве и пока живу в общежитии, но уже нашла компанию, с которой буду снимать квартиру. Собираюсь подрабатывать и готовиться к поступлению, ведь мне придется заново сдавать ЕГЭ. Документы подам в СПбГУ и МГУ на географический факультет».

Николай

19 лет. Поступил в МГМСУ им. Евдокимова в 2015 году на факультет стоматологии. В 2017 году отчислен за неуплату


«У меня в семье почти все врачи, и с 8-го класса я думал, что хочу продолжить традицию. Учился в профильном химико-биологическом классе, у нас было по восемь часов химии и биологии, но в 11-м классе эти предметы мне уже не очень нравились. Тогда же я увлекся фотографией и, выбирая между учебником и фотоаппаратом, часто выбирал второе. В итоге ЕГЭ сдал средне, заявления подал в Первый и Третий медицинские университеты, учиться пошел в Третий на платное отделение: год обучения обошелся моим родителям в 350 тысяч рублей.

В самом начале было интересно, но сложно. Мы ездили на пары в разные корпуса, а не как в школе сидели в одном здании. Сразу началась практика - выполняли обязанности санитаров в больнице. А когда пошли зачеты и контрольные, нам, первокурсникам, стало ясно, как сказываются реформы образования на учащихся. По многим предметам нам сократили часы, а вот отчетности и всяких проверочных работ добавили, увеличив в два раза объем материала. Первую сессию я сдал хорошо, но во втором семестре интерес у меня пропал, к тому же мне не нравился контингент и поведение студентов. Оказалось, что в медицинский идут люди, которые не обладают творческими задатками и в то же время не сильны в точных науках. Я ненавижу серость - с детства рисую, играю на гитаре и на фортепиано, пишу стихи, фотографирую и пытаюсь снимать кино. С однокурсниками мне скучно. Еще я понял, что не могу 12 часов в день учить анатомию, у меня не такой склад ума. Зато мое увлечение фотографией переросло в нечто большее: с первого курса я постоянно фотографирую, причем только на пленку, сам проявляю, иногда снимаю по ночам.

Еще в апреле я решил уходить из вуза - не ушел сразу только из-за армии. Плату за обучение на втором курсе вовремя не внес и был отчислен. Сейчас у меня есть время до весеннего призыва, я съеду с квартиры, где прописан, буду снимать жилье, работать, а летом собираюсь поступать в Школу Родченко. Новости родители восприняли вначале негативно - они люди консервативных взглядов; мама считает, что у человека должна быть профессия, и не верит, что фотограф тоже профессия, хотя сама она дизайнер. Сейчас они изменили мнение и хотят, чтобы я учился, любил свое дело и мог обеспечивать себя. Работу я пока не нашел: думаю устроиться администратором в фотостудию, еще мне предложили работать в антикафе».

Иван

21 год. Поступил в МГТУ им. Баумана в 2013 году на факультет энергомашиностроения. Отчислился в 2017 году

«Я учился в физико-математическом лицее, у меня технический склад ума, родители сказали, что в Бауманку я поступлю легко, и я начал готовиться. Набрал 258 баллов за три экзамена ЕГЭ - по математике, физике и русскому языку - и попал на бюджет. Учиться именно на этом факультете не было моей мечтой, но вуз мне нравился. У меня есть старший брат, он тоже учился в МГТУ на той же специальности и сейчас по ней работает. Но в какой-то я момент понял, что электромашиностроение мне неинтересно, уходил в академ. Второй раз уйти в академический отпуск, чтобы все обдумать, мне не дали - отчислили. С преподавателями свое решение я не обсуждал - это мое решение, на которое повлиять никто не сможет.

Сейчас я занимаюсь продажей автозапчастей, работа мне нравится, и, кажется, она повлияла на решение выбрать другой институт - думаю через какое-то время продолжить образование в МАДИ. Родители были в шоке, конечно, но через какое-то время стали спокойнее. Их, кстати, не пугает и мое желание отслужить год в армии - ведь это полезно для мужчины. Я бы хотел попасть в ВДВ или автомобильные войска - служба может мне пригодиться в дальнейшей профессии. Возможно, через какое-то время я буду жалеть о том, что сейчас бросил учебу, но узнать об этом я точно пока не могу и менять ничего не буду».

Имена некоторых героев материала изменены.

«Мы все учились понемногу…»

Многие думают, что учеба - это скучный и нудный процесс. Но только не у студентов! Умение лавировать между зубрежкой и раздолбайством - уникальный навык, который легко приобретается каждым студентом за время обучения в университете. Что может быть веселее романтика предзачётных ночей? Еще вчера ты отрывался на вечеринке вместе со своими одногруппниками, а сегодня до утра учишь билеты к экзамену, приободряемый лишь чашкой крепкого кофе. Вчерашний школьник с легкостью учится как губка впитывать в себя знания в любое время суток и в любом состоянии. И как здесь не вспомнить о продумывании плана по сокрытию шпаргалок, крике «Халява приди», который уже не пугает жителей соседних домов, о зачетки на веревке за окном и других глупых, но веселых студенческих приметах?


Студентом быть классно, потому что ты учишься находить выход из самой трудной ситуации.

Безумных лет кипящее веселье

Однако студенчество - это не только пора нудных лекций, семинаров и зачетов. Это еще и возможность попробовать себя в разных видах деятельности и побывать в необычных местах. В студенческой жизни помимо ВУЗа есть еще масса интересных вещей: КВН, научные кружки, языковые курсы, выступления на концертах, поездки стройотрядов и многое другое. Студент - это жизнелюб, которым двигает желание делать открытия, искать приключения и узнавать всё новое. Его ни что не может остановить, ведь он гонится за самыми яркими впечатлениями и воспоминаниями. Первые серьезные отношения, поиск своего места в жизни, подработки и желание быть лучше - вот что является главными составляющими бытия студента.

Студенчество - это тот возраст, когда можно наслаждаться жизнью и свободой, беззаботно проводить время, рисковать, совершать безумные поступки, не боясь осуждения со стороны людей, ведь «студентам можно все!».

Студентом быть классно, потому что ты никогда не сидишь на месте.

Жизнь общажная

Наиболее остро «прекрасную пору» испытывают на себе иногородние студенты. В общежитии жизнь кипит похлеще, чем вода в чайнике! Именно в этом месте вчерашний школьник начинает чувствовать себя частью некого большого и дружного коллектива. Здесь легко найти друзей, ожидая очереди в душ или готовя на кухне последнюю пачку макарон на всю комнату. В общежитии ни один житель не оставит тебя в беде, если ты остался без еды, денег или электричества.

Только в этом здании дети проходят через «мельницу жизни» и ступают в мир окрепшими духом людьми. Житель студенческого общежития не только проявляет здесь все свои первичные личностные качества, но и развивает другие черты своего характера. К примеру, смекалку. Ведь кто как не студент способен научиться есть суп ложкой, готовить из ничего изысканные блюда, кипятить чайник без чайника и спать при свете. А вечерние посиделки под гитару, поиск истины в жарких дискуссиях и ночные разговоры по душам с соседями по комнате являются неотъемлемой частью жизни каждого вузовца.

опрос студентв вузов Владивостока о ценностях личности

Ценностные ориентации студентов в контексте разработки молодежной политики.

О.А. Коротина, зав.кафедрой ФЮП, канд. филос. наук

В. Е. Чередниченко, студентка гр.БПС-11

Одним из важнейших индикаторов состояния общества является положение молодежи. Перспективы развития молодежи в значительной степени зависят от регулирования со стороны государства. С переходом российского общества на новый путь развития значимым социальным феноменом становится молодежная политика. 29 ноября 2014 года Председатель Правительства Д. Медведев утвердил «Основы государственной молодежной политики до 2025 года», направленные на воспитание гражданственности и патриотизма, формирование ценностей здорового образа жизни и института семьи. Одной из приоритетных задач государственной молодежной политики является формирование системы ценностей. Для решения поставленных задач необходимо изучение ценностных ориентаций современной молодежи. Это знание поможет в поиске ответов на вопрос какие технологии могут быть наиболее оптимальными и эффективными.

Современная отечественная психология развивает неклассический подход к изучению ценностей (Д. Леонтьев), главной чертой которого является положение о неразрывной связи и взаимовлиянии трех компонентов:

Общественные идеалы и ценностное содержание общественного сознания

Предметное воплощение идеалов в деятельности людей

Ценностные ориентации индивида

Другими словами, трансляция в обществе ценностных содержаний происходит посредством деятельности (огромным вкладом в мировую психологию была разработка советскими психологами концепции деятельностного подхода). Осознание и положительное отношение к ценности недостаточно для ассимиляции их индивидом, для того, чтобы данная общественная ценность стала личной ценностью. Необходимым условием интериоризации (присвоением) личностью ценностей общества является включение субъекта в деятельность (желательно коллективную). Примером может служить присвоение ценностей референтной для индивида малой группы.

На кафедре ФЮП совместно со студентами 4 курса в рамках ПИО проводятся социально-психологические исследования студентов. Первое исследование было направленно на изучение оценки качества образовательного процесса и выявление ценностных ориентаций студентов. Объем выборки составил 242 человека. 1 и 3 курсов разных направлений подготовки.

Для изучения ценностных ориентаций использовалась модификация методики Р.Инглхарта. Самыми значимыми ценностями стали семейное благополучие - 30% - 1 курс и 27% - 3 курс и материальный достаток 20% - 1 и 3 курс. Такие ценности как «возможность пользоваться демократическими свободами» и «строительство более гуманного и терпимого общества» набрали минимальное количество от 2 до 4%.

Полученные результаты можно проанализировать с помощью трехуровневой модели ценностной системы личности, позволяющей выявить ориентацию на ценности:

Адаптации (выживание и безопасность);

Социализации (социальное одобрение);

Индивидуации (независимость и саморазвитие).

На первом месте у студентов, как первого, так и третьего курса стоит тип ценностей социализации - 45% - 1курс и 51% - 3 курс, т.е. акцент на семью, карьеру, общественное признание. На втором, тип ценностей «адаптирующийся» - 36% т.е. акцент материальный достаток, здоровье, порядок. На третьем, тип ценностей «индивидуация» - 19% и 16% т.е. акцент на самореализацию, свободу, терпимость.

Следующая методика: «экспресс - диагностика социальных ценностей личности», которая выявила основные ценности. Приоритетными ценностями являются физические (ценности здоровья и активного отдыха), среднее значение - 18,5%, интеллектуальные - 15,5%, профессиональные 16%, далее семейные - 14,5%, финансовые - 14%, менее всего значимые ценности: духовные - 6% и общественные - 5,5%.

Третья методика «методика определения жизненных ценностей» Иванова, Колобова представляет собой разновидность вербальных проективных тестов (неоконченные предложения).

При анализе полученных результатов можно сделать следующее заключение самыми приоритетными ценностями считают:

Профессиональные ценности - 29% - 1 курс и 42% - 3 курс;

Материальные ценности - 18% - 1 курс и 21% - 3 курс;

Социальные ценности - 29% - 1 курс и 21% - 3 курс.

Так же интересно проанализировать выбор негативных (вредных для человека и общества) явлений. Самыми негативными явлениями студенты считают употребление наркотиков 23%, аборт - 12%, загрязнение природы - 10,5%, самоубийство - 9,5%. Минимальное количество баллов набрали развод - 3%, ложь - 3%, сокрытие доходов - 1,5%.

Лозунг, который подходит к образу жизни: самые актуальные лозунги «Всегда вперед» - 20,5%, «Спеши сделать добро, оставь после себя, что то хорошее» - 18%, «Наслаждайся жизнью» - 19,5%.

Основной проблемой российского общества является решение жилищной проблемы 41,55, активизацию молодежной политики выбрали 11,5% респондентов.

В заключении хотелось бы отменить что преимущественное большинство студентов, более 90% оценили свою успеваемость как отличную и хорошую, при этом что учится «легко» и «очень легко» считают 77% респондентов.

Второе исследование было направлено на изучение приоритетов развития молодежной политики, анкета была разработана кафедрой ГМУП, в анкетировании участвовало 76 человек 1 и 3 курсов. Приоритетными являются следующие направления: социальная поддержка студенческой молодежи; гарантии в сфере труда и занятости студенческой молодежи; создание условий для самореализации студенческой молодежи; поддержание и развитие дополнительных образовательных программ; формирование здорового образа жизни студенческой молодежи.

Мало приоритетными: развитие культурного обмена молодёжи других городов, регионов, государств; поддержка деятельности студенческих объединений; вовлечение молодёжи в управление ВУЗом.

Третье исследование направлено на изучение ценностных ориентаций студентов разных ВУЗов г. Владивостока (ТГМУ, ДВФУ, МГУ им. Невельского, ДВЮИ МВД России, таможенная академия). На данный момент обработаны данные ТГМУ и они имеют большую корреляцию с результатами полученными во ВГУЭС. В дальнейшем планируется сравнительный анализ результатов по различным ВУЗам, по направлениям подготовки и в зависимости от балла ЕГЭ.

Обобщая результаты проведенных исследований можно сделать вывод, что у современного студенчества на первый план выходят ценности материальные, профессиональные и интеллектуальные, а также ценность здорового образа жизни, с другой стороны, ценности общественные и духовные не являются приоритетными. Следовательно, такие задачи молодежной политики как «формирование гражданской позиции», «патриотизм», «национальная идея» будут оставаться симулякрами (пустыми формами), пока мы не осознаем, что наполнить их содержанием можно только с помощью конкретных дел. То есть учитывая ту систему жизненных приоритетов, которая сложилась у современного студенчества, в рамках учебного заведения мы можем говорить о материальном стимулировании, возможностях дополнительного образования, реализации спортивных устремлений, для создания условий реализации различных проектов в деятельностном ключе.

Высокая плата за обучение — основная проблема, которая волнует учащихся российских вузов, свидетельствуют данные опроса, проведенного Исследовательским центром рекрутингового портала Superjob.ru. По данным министерства образования и науки РФ, на начало 2011-2012 учебного года в России насчитывалось около тысячи учреждений высшего профессионального образования, в которых обучаются примерно 7 миллионов студентов, из них 3 миллиона выбрали очное образование.

Около трети студентов (28%) больше всего волнует высокая плата за обучение в вузе. "Очень дорого нынче учиться. Хоть на коммерческой основе, хоть на бюджетной. Беспокоит то, что плата за обучение с каждым годом все больше", — отмечают респонденты. Пятую часть российских студентов (20%) вообще ничего не волнует. "Никаких проблем сейчас не возникает. Я на пятом курсе, так что меня ничего не беспокоит", — говорит участник опроса. Необходимость совмещать работу и учебу беспокоит 15% опрошенных. По словам респондентов, от этого большего всего страдает обучение.

"Главная проблема в том, что работодатели не отпускают в учебный отпуск. Приходится идти в обычный, либо вообще пропускать сессию. Много времени уходит на работу, следовательно, времени вникать в учебный материал меньше, чем хотелось бы", — сетуют студенты. Незначительную часть студентов (10%) волнуют сложности с трудоустройством по окончании вуза и отсутствие системы распределения выпускников. "Вуз не беспокоит дальнейшая судьба студента. Нет распределения, нет связей и договоренностей с предприятиями", — отмечают респонденты.

Плохое качество образования и низкий профессиональный уровень преподавателей волнует 7% респондентов. "Беспокоит то, что закончив институт, я едва ли смогу работать по той профессии, на которую учусь, потому что понимаю, что в ней я не понимаю ничего. О незнании языков я просто молчу", — делится участник опроса. Несмотря на то, что министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов намерен объявить войну взяточничеству и плагиату в российских вузах, самих студентов эта тема практически не волнует. Только 4% учащихся обеспокоены коррупцией, взяточничеством в сфере образования. "В наше время все продается и покупается", — отмечают респонденты.

Еще меньшее число студентов (2%) волнует отсутствие практики во время обучения в вузе. "В университете дают минимум практических знаний. Нет базы для практических занятий, на одних лекциях далеко не уедешь. Нет предоставления университетом производственной практики", — отмечают студенты.
Опрос проводился 13—16 ноября, его участниками стали студенты вузов всех регионов РФ желающие совмещать работу и учебу или уже совмещающие. Размер выборки — 500 респондентов.