Миф о Ганимеде: нетрадиционные отношения в мифологии разных народов. Ганимед, красивый юноша, виночерпий богов на олимпе Ганимед бог чего в греческой мифологии

Миф о Ганимеде: нетрадиционные отношения в мифологии разных народов. Ганимед, красивый юноша, виночерпий богов на олимпе Ганимед бог чего в греческой мифологии
Миф о Ганимеде: нетрадиционные отношения в мифологии разных народов. Ганимед, красивый юноша, виночерпий богов на олимпе Ганимед бог чего в греческой мифологии

ГАНИМЕД

Сын царя Трои Троса и Каллирои, брат троянского царя Ила и Ассарака. Внук Эрихтония. Племянник царя Аттики Пандиона. Троянский юноша, из-за своей необыкновенной красоты купленный Зевсом у его отца, который получил вместо него прекрасных коней, по более поздним мифам - похищенный орлом Зевса. На Олимпе стал любимцем Зевса и виночерпием богов. Получил бессмертие. В переносном смысле слуга, подающий гостям вино.

// Питер Пауэл РУБЕНС: Похищение Ганимеда // Иоганн Вольфганг ГЕТЕ: Ганимед // Адам Готтлоб ЭЛЕНШЛЕГЕР: Зевс и Ганимед

Мифы Древней Греции, словарь-справочник. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ГАНИМЕД в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ГАНИМЕД в Словаре Мир богов и духов:
    в греческой мифологии сын троянского царя Троса и нимфы …
  • ГАНИМЕД в Кратком словаре мифологии и древностей:
    (Ganymedes, ?????????). Сын Троса и Каллирои, прекрасный юноша, унесенный на небо с горы Иды Зевсовым орлом. На Олимпе он сделался …
  • ГАНИМЕД
    В греческой мифологии сын троянского царя Троса и нимфы Каллирон (Ноm. Il. XX 231). Из-за своей необычайной красоты Ганимед, …
  • ГАНИМЕД в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    ГАНИМЕ’Дв мифах древних греков троянский юноша, которого из-за его необычайной красоты похитил Зевс, превратившись в орла, и унес на Олимп. …
  • ГАНИМЕД в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    (?????????) в греческой мифологии сын троянского царя Троса и нимфы Каллирои (Hom. II. XX 231). Из-за своей необычайной красоты Г., …
  • ГАНИМЕД в Словаре-справочнике Кто есть кто в Античном мире:
    Троянский принц, упоминаемый у Гомера как сын царя Троса, похищенный Зевсом на Олимп, где стал виночерпием; по другой версии, его …
  • ГАНИМЕД в Лексиконе секса:
    в греч. мифологии необыкновенно красивый юноша, к-рого Зевс похитил на Олимп и сделал своим возлюбленным. Образ Г. - постоянный источник …
  • ГАНИМЕД в Большом энциклопедическом словаре:
    спутник Юпитера, открыт Г. Галилеем (1610), расстояние от Юпитера 1,07 млн. км, диаметр ок. 5260 км. Крупнейший из спутников Солнечной …
  • ГАНИМЕД в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Ганимед (Ganymedes, мнеол.) - сын царя Троя, из-за необыкновеннойкрасоты своей похищенный богами на небо, где сделался любимцем ивиночерпием Зевса. По …
  • ГАНИМЕД в Современном энциклопедическом словаре:
    в греческой мифологии троянский юноша, из-за необыкновенной красоты похищенный Зевсом, превратившимся в орла, на Олимп, где он стал виночерпием богов. …
  • ГАНИМЕД
    а, м., с прописной буквы 1. одуш. в древнегреческой мифологии: прекрасный юноша, которого зевс похитил и сделал своим виночерпием. 2. …
  • ГАНИМЕД в Энциклопедическом словарике:
    а, м., с прописной буквы 1. одуш. В древнегреческой мифологии: прекрасный юноша, которого Зевс похитил и сделал своим виночерпием. 2. …
  • ГАНИМЕД
    ГАНИМ́ЕД, спутник Юпитера, открыт Г. Галилеем (1610), расстояние от Юпитера 1,07 млн. км, диам. ок. 5260 км. Крупнейший из спутников …
  • ГАНИМЕД в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГАНИМ́ЕД, малая планета (№ 1036), открыта В. Бааде (Германия, 1924), диам. 28 км. По вытянутости (эксцентриситет 0,54) и наклону к …
  • ГАНИМЕД в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГАНИМ́ЕД, в греч. мифологии троянский юноша, из-за своей необыкновенной красоты похищенный Зевсом; на Олимпе стал любимцем Зевса и виночерпием богов. …
  • ГАНИМЕД в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Ganymedes, мифол.) ? сын царя Троя, из-за необыкновенной красоты своей похищенный богами на небо, где сделался любимцем и виночерпием Зевса. …
  • ГАНИМЕД в Новом словаре иностранных слов:
    (гр.) 1) в древнегреческой мифологии - прекрасный юноша, которого похитил Зевс и сделал своим виночерпием; 2) астр. а) …
  • ГАНИМЕД в Словаре иностранных выражений:
    [гр.] 1. в древнегреческой мифологии - прекрасный юноша, которого похитил зевс и сделал своим виночерпием; 2. астр. а) один из …
  • ГАНИМЕД в словаре Синонимов русского языка:
    астероид, герой, …
  • ГАНИМЕД в Словаре русского языка Лопатина:
    Ганим`ед, …
  • ГАНИМЕД в Орфографическом словаре:
    ганим`ед, …
  • ГАНИМЕД в Современном толковом словаре, БСЭ:
    в греческой мифологии троянский юноша, из-за своей необыкновенной красоты похищенный Зевсом; на Олимпе стал любимцем Зевса и виночерпием богов. В …
  • СОЦИАЛИЗАЦИЯ в Новейшем философском словаре:
    (лат. socialis - общественный) - процесс операционального овладения набором программ деятельности и поведения, характерных для той или иной культурной традиции, …

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Есть мифы, в которых утверждается, что до похищения Зевсом Ганимед был похищен Эос и стал её возлюбленным. Похищение Ганимеда описано у Гомера теми же словами, что и похищение Клита Эос .

Из-за своей необыкновенной красоты Ганимед был похищен Зевсом - перенесён орлом Зевса на Олимп (либо Зевс сам превратился в орла ),

Похищение произошло либо около мыса Дардания (вблизи Дардана), либо в местности Гарпагия на границе Кизика и Приапа , либо на Иде . Отец Ганимеда Трос получил в утешение золотую лозу гефестовой работы, пару коней и уверения, что сын его станет бессмертным.

Был ли Ганимед любовником Зевса - вопрос дискуссионный, и разные авторы отвечали на него по-разному. Согласно Еврипиду , он живёт на Олимпе , делит ложе с Зевсом .

По некоторым авторам, помещён Зевсом на небо в виде созвездия Водолей .

По просьбе Ганимеда Зевс временно помешал ахейцам захватить Трою .

По истолкованию, был похищен царем Зевсом . Согласно поэту Фаноклу, его пленил Тантал , который похищал детей для услад Зевса, из-за чего началась война . По другой интерпретации, из-за его похищения произошла война фригийца Ила и лидийца Тантала, в Пессинунте Ганимед исчез, когда брат и любовник тащили его в разные стороны . По ещё одной версии, был похищен Миносом . Согласно Платону, именно критяне выдумали миф о Ганимеде .

Упоминался в трагедии Софокла «Колхидянки» (фр.345 Радт) . Существовал ряд комедий о Ганимеде (Евбул, Алкей ). Статуи Зевса и Ганимеда работы Аристокла, пожертвованные фессалийцем Гнафисом, стояли в Олимпии . Ещё одна статуя Ганимеда была посвящена Микифом . Изображение похищения Ганимеда было на плаще Клоанфа , а также на щите Диониса .

Похищение Ганимеда - частый сюжет в изобразительном искусстве (произведения Леохара , Корреджо , Рембрандта , Торвальдсена и др.). Клуб «Ганимед» - так назывался клуб для дворецких и камердинеров в известных комических произведениях П. Г. Вудхауза про Дживса и Вустера .

В честь Ганимеда названы спутник Юпитера Ганимед , открытый в 1610 году Галилео Галилеем и астероид (1036) Ганимед , открытый в 1924 году немецким астрономом Валтером Бааде .

Галерея

Напишите отзыв о статье "Ганимед"

Ссылки

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Ганимед

Через неделю князь вышел и начал опять прежнюю жизнь, с особенной деятельностью занимаясь постройками и садами и прекратив все прежние отношения с m lle Bourienne. Вид его и холодный тон с княжной Марьей как будто говорил ей: «Вот видишь, ты выдумала на меня налгала князю Андрею про отношения мои с этой француженкой и поссорила меня с ним; а ты видишь, что мне не нужны ни ты, ни француженка».
Одну половину дня княжна Марья проводила у Николушки, следя за его уроками, сама давала ему уроки русского языка и музыки, и разговаривая с Десалем; другую часть дня она проводила в своей половине с книгами, старухой няней и с божьими людьми, которые иногда с заднего крыльца приходили к ней.
О войне княжна Марья думала так, как думают о войне женщины. Она боялась за брата, который был там, ужасалась, не понимая ее, перед людской жестокостью, заставлявшей их убивать друг друга; но не понимала значения этой войны, казавшейся ей такою же, как и все прежние войны. Она не понимала значения этой войны, несмотря на то, что Десаль, ее постоянный собеседник, страстно интересовавшийся ходом войны, старался ей растолковать свои соображения, и несмотря на то, что приходившие к ней божьи люди все по своему с ужасом говорили о народных слухах про нашествие антихриста, и несмотря на то, что Жюли, теперь княгиня Друбецкая, опять вступившая с ней в переписку, писала ей из Москвы патриотические письма.
«Я вам пишу по русски, мой добрый друг, – писала Жюли, – потому что я имею ненависть ко всем французам, равно и к языку их, который я не могу слышать говорить… Мы в Москве все восторжены через энтузиазм к нашему обожаемому императору.
Бедный муж мой переносит труды и голод в жидовских корчмах; но новости, которые я имею, еще более воодушевляют меня.
Вы слышали, верно, о героическом подвиге Раевского, обнявшего двух сыновей и сказавшего: «Погибну с ними, но не поколеблемся!И действительно, хотя неприятель был вдвое сильнее нас, мы не колебнулись. Мы проводим время, как можем; но на войне, как на войне. Княжна Алина и Sophie сидят со мною целые дни, и мы, несчастные вдовы живых мужей, за корпией делаем прекрасные разговоры; только вас, мой друг, недостает… и т. д.
Преимущественно не понимала княжна Марья всего значения этой войны потому, что старый князь никогда не говорил про нее, не признавал ее и смеялся за обедом над Десалем, говорившим об этой войне. Тон князя был так спокоен и уверен, что княжна Марья, не рассуждая, верила ему.
Весь июль месяц старый князь был чрезвычайно деятелен и даже оживлен. Он заложил еще новый сад и новый корпус, строение для дворовых. Одно, что беспокоило княжну Марью, было то, что он мало спал и, изменив свою привычку спать в кабинете, каждый день менял место своих ночлегов. То он приказывал разбить свою походную кровать в галерее, то он оставался на диване или в вольтеровском кресле в гостиной и дремал не раздеваясь, между тем как не m lle Bourienne, a мальчик Петруша читал ему; то он ночевал в столовой.
Первого августа было получено второе письмо от кня зя Андрея. В первом письме, полученном вскоре после его отъезда, князь Андрей просил с покорностью прощения у своего отца за то, что он позволил себе сказать ему, и просил его возвратить ему свою милость. На это письмо старый князь отвечал ласковым письмом и после этого письма отдалил от себя француженку. Второе письмо князя Андрея, писанное из под Витебска, после того как французы заняли его, состояло из краткого описания всей кампании с планом, нарисованным в письме, и из соображений о дальнейшем ходе кампании. В письме этом князь Андрей представлял отцу неудобства его положения вблизи от театра войны, на самой линии движения войск, и советовал ехать в Москву.
За обедом в этот день на слова Десаля, говорившего о том, что, как слышно, французы уже вступили в Витебск, старый князь вспомнил о письме князя Андрея.
– Получил от князя Андрея нынче, – сказал он княжне Марье, – не читала?
– Нет, mon pere, [батюшка] – испуганно отвечала княжна. Она не могла читать письма, про получение которого она даже и не слышала.
– Он пишет про войну про эту, – сказал князь с той сделавшейся ему привычной, презрительной улыбкой, с которой он говорил всегда про настоящую войну.
– Должно быть, очень интересно, – сказал Десаль. – Князь в состоянии знать…
– Ах, очень интересно! – сказала m llе Bourienne.
– Подите принесите мне, – обратился старый князь к m llе Bourienne. – Вы знаете, на маленьком столе под пресс папье.
M lle Bourienne радостно вскочила.
– Ах нет, – нахмурившись, крикнул он. – Поди ты, Михаил Иваныч.
Михаил Иваныч встал и пошел в кабинет. Но только что он вышел, старый князь, беспокойно оглядывавшийся, бросил салфетку и пошел сам.
– Ничего то не умеют, все перепутают.
Пока он ходил, княжна Марья, Десаль, m lle Bourienne и даже Николушка молча переглядывались. Старый князь вернулся поспешным шагом, сопутствуемый Михаилом Иванычем, с письмом и планом, которые он, не давая никому читать во время обеда, положил подле себя.
Перейдя в гостиную, он передал письмо княжне Марье и, разложив пред собой план новой постройки, на который он устремил глаза, приказал ей читать вслух. Прочтя письмо, княжна Марья вопросительно взглянула на отца.

Ганимед, греч. - сын Троса и Каллирои, виночерпий богов на Олимпе. На картинке: Зевс и Ганимед, роспись древнегреческой вазы.

По мнению богов и людей, более красивого мальчика не было на свете, поэтому не удивительно, что Зевс и унес на Олимп. В древнейших мифах не говорится, как это произошло; согласно более поздним версиям, его унес орел (или сам Зевс, превратившийся в орла). На пирах Ганимед разливал богам нектар - напиток, дарующий бессмертие и вечную молодость. Зевс вознаградил Троса, подарив ему лучших коней под солнцем. Этих коней унаследовал сын Троса Ил, основатель Трои, а после него - царь Лаомедонт. Из-за этих коней у Лаомедонта возник спор с Гераклом - но об этом идет речь в соответствующих статьях.

Картина Рубенса «Похищение Ганимеда».

Из античных изображений Ганимеда наиболее известна статуя Леохара «Похищение Ганимеда орлом» (4 в. до н. э.), дошедшая до нас в римской копии, а также римские копии других греческих статуй: «Ганимед, наливающий нектар» и «Ганимед с орлом» (есть в Санкт-Петербурге, в Эрмитаже). Сохранилось несколько изображений Ганимед на вазах 5-4 вв. до н. э. Из скульптурных работ заслуживает внимание терракотовая статуя «Похищение Ганимеда Зевсом» (примерно 470 г. до н. э.), очевидно, созданная коринфским мастером и хранящаяся теперь в Археологическом музее в Олимпии; на ней еще видны следы первоначальной раскраски. Она сложена из почти сотни обломков, которые были найдены за 60 лет (с 1878 по 1938).

Из произведений европейских художников прежде всего назовем «Похищение Ганимеда» Корреджо (ок. 1530; когда-то эта работа находилась в Картинной галерее Пражского града, теперь - в Венском Художественно-историческом музее) и одноименные картины Рембрандта (1635) и Рубенса (1636-1637), из скульптур - «Ганимед с орлом Зевса» Торвальдсена (1804). Перед Национальным театром в Братиславе стоит «Ганимедов фонтан» работы Тильгнера (1888).

Стихотворение «Ганимед» написал в 1774 г. Гёте, в 1906 г. - чешский поэт Я. Врхлицкий; в 1925 г. одноименный роман написал Карасек из Львовиц. Ганимед не расстался с Зевсом (Юпитером) до сегодняшнего дня: так называется один из спутников планеты Юпитер, открытый Галилеем в 1610 г. (и астероид 1036, открытый в 1924 году немецким астрономом Валтером Бааде).

В переносном смысле (часто шутливо) Ганимед - официант: «Сонный ганимед, летавший вчера, как муха…» - Н. В. Гоголь, «Невский проспект».

Похищение Ганимеда орлом (Зевсом) в живописи

Баттиста Франко Венецианский, Битва при Монтемурло и похищение Ганимеда. 1537-1541. Палаццо Питти

1 Гомер. Илиада ХХ.231-235; Аполлодор III.12.2; Вергилий. Энеида V.252 и cл.; Овидий. Метаморфозы Х.155 и cл.

2 Еврипид. Орест 1391 и схолии; Гомер. Илиада V 266; Гомеровский гимн к Афродите 202-217; Аполлодор II.5.9; Павсаний V. 24.1.

3 Аполлоний Родосский III.115 и схолии; Вергилий. Энеида 1.32 и схолии; Гигин. Мифы 224; Вергилий. Георгики III.304.

* * *

1. Обязанности Ганимеда как виночерпия всех богов — а не только Зевса, как об этом сообщается в раннем изложении мифа, — а также пара коней, подаренных царю Тросу в качестве компенсации за его смерть, говорят о том, что произошло неправильное прочтение древнего изображения, на котором новый царь готовился к священному браку. В чаше Ганимеда содержался напиток, которым поминали его царственного предшественника, а руководивший церемонией жрец, которому Ганимед оказывает символическое сопротивление, был неверно воспринят как любвеобильный Зевс. Таким же образом ожидающая невеста превратилась в Эос благодаря мифографу, который знал сюжет, где Эос похищает Титона, сына Лаомедонта, поскольку Еврипид ("Троянки" 822) называет Лаомедонта еще и отцом Ганимед». С таким же успехом картина могла изображать брак Пелея с Фетидой, за которой

84

боги наблюдают со своих двенадцати тронов; пара коней — это принадлежность ритуала, во время которого участник сначала переживает свою условную смерть, а затем возрождается в качестве царя (см. 81.4). Пресловутое похищение Ганимеда орлом объясняет одна из найденных в этрусском городе Пере чернофигурных ваз: орел у бедра только что возведенного на трон царя по имени Зевс является олицетворением божественной природы царя, его ka, или второе "я", что сближает его с солнечным соколом, который слетает к фараону во время коронации. Однако традиционное упоминание о юности Ганимеда говорит в пользу того, что царь на таком изображении лишь заменяет настоящего царя — это интеррекс, правящий только в течение одного дня, как Фаэтон (см. 42.2), Загрей (см. 30.1), Хрисипп (см. 105.2) и другие. Поэтому орел Зевса — это не только признак воцарения, но и птица, которая доставляет царя на Олимп.

2. Вознесение на небеса на спине орла или в образе орла — это широко распространенный религиозный сюжет. Он пародируется в "Мире" Аристофана (1 и cл.), где главный герой отправляется верхом на скарабее. Душа кельтского героя Луга, который в "Мабиногион" фигурирует под именем Ллу-Ллау, орлом взлетает на небеса, когда танист убивает его в день летнего солнцеворота. После священного брака в Кише вавилонский герой Этана верхом на орле отправляется в небесные чертоги Иштар, но падает в море и тонет. Его смерть, между прочим, — это не обычное ежегодное жертвоприношение, как, например, смерть Икара (см. 92.3), а наказание за плохой урожай во время его царствования, и отправляется он за волшебной травой плодородия. Эта история вплетена в сюжет непрекращающейся борьбы между орлом и змеем, символизирующими новый и старый год или царя и таниста, а в мифе о Ллу-Ллау, после последнего вздоха во время зимнего солнцестояния, орел вновь с помощью магии обретает жизнь и прежнюю силу. Недаром в Псалме 103.5 говорится: "...обновляется подобно орлу юность твоя".

3. Миф о Зевсе и Ганимеде приобрел необычайную популярность в Греции и Риме, поскольку в нем видели религиозное оправдание страсти мужчин к мальчикам. До этого времени сексуальные извращения допускались только как крайняя форма поклонения богине: жрецы Кибелы, желая достичь экстатического единства с ней, подвергали себя оскоплению и носили женские одежды. Практиковавшее эти крайности жречество было узаконено в храмах Великой богини в Тире, Джоппе, Иераполе и Иерусалиме (3 Цар. 15, 12 и 4 Цар. 23, 7) вплоть до Вавилонского пленения*. Эта новая страсть, виновником которой Аполлодор называет Фамирида (см. 21.m) , еще больше подчеркивает победу патриархата над матриархатом. Греческая философия превратилась в связи с этим в своего рода интеллектуальную игру, в которой мужчины вполне могли обходиться без женщин, поскольку для них неожиданно открылась область гомосексуального влечения. На эту тему много писал Платон, используя миф о Ганимеде, чтобы объяснить собственные сентиментальные чувства по отношению к своим ученикам ("Федр" 279 a-b); хотя в других своих произведениях ("Законы" I. 636 d) он заклеймил однополую любовь как противоречащую человеческой природе, а миф о том, что Зевс тоже отдал ей должное, назвал злобной выдумкой критян. В этом он нашел поддержку у Стефана Византийского [под словом Гарпагия], который пишет, что критский царь Минос похитил Ганимеда, чтобы сделать из него напарника для своих ночных развлечений, "получив на это разрешение от Зевса". С распространением философии Платона женщины, до тех пор занимавшие в интеллектуальном плане ведущие позиции в греческом обществе, превратились в бесплатную рабочую силу, рожающую вдобавок детей, тогда как Зевс и Аполлон окончательно занимают ведущее положение среди богов.

85

4. Имя "Ганимед" скорее всего связано с возникающим чувством в преддверии брака, а не со страстью, которую испытывал Зевс, принимая кубок с освежающим нектаром из рук своего любимца. Однако в латинском языке от слова "Ганимед" произошло catamitus, которое в английском перешло в catamite, означающее пассивный объект мужского гомосексуального влечения.

5. Созвездие Водолей, которое связывают с Ганимедом, первоначально считалось египетским богом истока Нила, выливавшим из сосуда не вино, а воду (Пиндар. Фр. 110 Bockh = 282 Snell. - Прим. ред.); замещение же произошло потому, что греки были практически безразличны к Нилу.

6. Нектар Зевса, который позднейшие мифографы описывают как волшебное красное вино, на самом деле был примитивным медовым напитком (см. 27.2) , а амброзия, считавшаяся непревзойденной пищей богов, скорее всего была ячменной кашей, заправленной растительным маслом и измельченными фруктами (см. 98.6), которой баловали себя цари, когда их подданные все еще довольствовались асфоделью (см. 31.2), мальвой и желудями.

Γανυμήδης «затевающий веселье») - в греческой мифологии прекрасный юноша, сын троянского царя Троса (по имени которого и была названа Троя) и нимфы Каллирои, брат Ила и Ассарака;похищенный из-за необыкновенной красоты богами и унесенный на Олимп, стал любимцем Зевса и его виночерпием.

Есть и другие версии его происхождения от царей и героев (сын Ламедонта; или сын Дардана; или сын Аспарака; или сын Эрихтония; или сын Троила).

Есть мифы, в которых утверждается, что до похищения Зевсом Ганимед был похищен богине зари Эос и стал её возлюбленным. Похищение Ганимеда описано у Гомера теми же словами, что и похищение Клита богиней Эос.

Но основной миф состоит в том, что из-за своей необыкновенной красоты Ганимед был похищен Зевсом и перенесён орлом Зевса на Олимп (по другой версии, Зевс сам превратился в орла),

Троянский царевич, упоминаемый у Гомера как сын царя Троса, похищенный Зевсом на Олимп, где стал виночерпием; по другой версии, его обменяли на несколько великолепных лошадей или, в постгомеровском эпосе, - на золотую виноградную лозу. На краснофигурном кратере конца 5 в. до н. э. с одной стороныизображен бородатый Зевс со скипетром, а на другой - прекрасный Ганимед, держащий обруч и петуха, -излюбленный подарок мальчикам-любовникам от мужчин. В поздней, более популярной версии легенды онбыл похищен орлом, посланным Зевсом, или Зевсом в образе орла, возжелавшим красивейшего изсмертных. Таким образом Ганимед представлен на красивой расписанной терракоте 5 в. в Олимпии и вримских копиях греческих статуй. Аристофан пародирует этот миф в своем "Мире", где герой уносится нанебо на спине большого навозного жука. Платон использует его в "Федре", упоминая чувства Сократа к своим ученикам.

Греческая краснофигурная ваза. Зевс и Ганимед.

Похищение произошло либо около мыса Дардания (вблизи Дардана), либо в местности Гарпагия на границе Кизика и Приапа, либо на Иде. Отец Ганимеда Трос получил в утешение золотую лозуработы самого Гефеста, а также пару коней и уверения, что сын его станет бессмертным.

Ганимеду была дарована вечная юность. Согласно поэтам, на Олимпе он сталвиночерпием на пирах богов , сменив на этом посту Гебу , и любимцем Зевса. Согласно Аристотелю, хотя боги не пьют вина, он назван «виночерпием» Зевса, здесь переносное словоупотребление . По Цицерону, он подает богамнектар и амброзию.

Был ли Ганимед любовником Зевса - вопрос дискуссионный, и разные авторы отвечали на него по-разному. Согласно Еврипиду ,Ганимед живет на Олимпе, делит ложе с Зевсом.

Согласно поэту Фаноклу, его пленил Тантал , который похищал детей для услад Зевса, из-за чего началась война. По другой интерпретации, из-за похищения Ганимеда произошла война фригийца Ила и лидийца Тантала, в Пессинунте Ганимед исчез, когда брат и любовник тащили его в разные стороны. По еще одной версии, Ганимед был похищенМиносом. Согласно Платону, именно критяне выдумали миф о Ганимеде.

Существовал ряд комедий о Ганимеде (Евбул, Алкей), о Ганимеде упоминал и Еврипид в трагедии «Колхидянки». Статуи Зевса и Ганимеда работы Аристокла, пожертвованные фессалийцем Гнафисом, стояли в Олимпии. Еще одна статуя Ганимеда была посвящена Микифом. Изображение похищения Ганимеда было на плаще Клоанфа, а также на щите Диониса. Иными словами. Этот сюжет был достатчно популярен и ни в коей мере не считался непристойным.


На всем протяжении средних веков Ганимед символизирует гомосексуализм, и "про" и "контра" двух типов любви обсуждается в легкомысленной латинской поэме "Спор между Еленой и Ганимедом". Толькоаллегористы-неоплатоники Возрождения прочитали в мифе нечто более духовное и нашли в нем символвосхождения души к абсолюту, и даже нашлись теологи, сравнившие с Ганимедом возносящегося Христа.Аналогично Ганимед Гете возносится в эфирные объятия вселюбящего Отца. Но для художников оностается во плоти: так, Челлини добавляет к античному торсу голову и конечности орла. Корреджо и Рубенсстоль же чувственно интерпретировали миф. Только Рембрандт с характерной гуманностью написал его вкогтях орла как испуганного сопротивляющегося ребенка.

Похищение Ганимеда - частый сюжет в изобразительном искусстве (произведения Леохара , Корреджо , Рембрандта ,Торвальдсена и др.).

Корреджо. Похищение Ганимеда.

Николас Мас. Похищение Ганимеда.

Рубенс. Похищение Ганимеда.

Рембрандт. Похищение Ганимеда.

b. В уплату за потерянного сына Гермес от имени Зевса подарил Тросу золотую лозу работы Гефеста и двух прекрасных коней и убедил его, что отныне его сын становится бессмертным, его не коснутся невзгоды старости и он будет всегда с улыбкой подносить в золотой чаше игристый нектар отцу небес .

с. Некоторые утверждают, что вначале Эос похитила Ганимеда, чтобы сделать его своим возлюбленным, но Зевс отнял у нее юношу. Как бы там ни было, Гера посчитала появление Ганимеда в качестве виночерпия как оскорбление для себя и своей дочери Гебы и до тех пор досаждала Зевсу, пока он не поместил изображение Ганимеда среди звезд в виде созвездия Водолея .

1 Гомер. Илиада ХХ.231-235; Аполлодор III.12.2; Вергилий. Энеида V.252 и cл.; Овидий. Метаморфозы Х.155 и cл.

2 Еврипид. Орест 1391 и схолии; Гомер. Илиада V 266; Гомеровский гимн к Афродите 202-217; Аполлодор II.5.9; Павсаний V. 24.1.

3 Аполлоний Родосский III.115 и схолии; Вергилий. Энеида 1.32 и схолии; Гигин. Мифы 224; Вергилий. Георгики III.304.

1. Обязанности Ганимеда как виночерпия всех богов - а не только Зевса, как об этом сообщается в раннем изложении мифа, - а также пара коней, подаренных царю Тросу в качестве компенсации за его смерть, говорят о том, что произошло неправильное прочтение древнего изображения, на котором новый царь готовился к священному браку. В чаше Ганимеда содержался напиток, которым поминали его царственного предшественника, а руководивший церемонией жрец, которому Ганимед оказывает символическое сопротивление, был неверно воспринят как любвеобильный Зевс. Таким же образом ожидающая невеста превратилась в Эос благодаря мифографу, который знал сюжет, где Эос похищает Титона, сына Лаомедонта, поскольку Еврипид ("Троянки" 822) называет Лаомедонта еще и отцом Ганимед». С таким же успехом картина могла изображать брак Пелея с Фетидой, за которой

боги наблюдают со своих двенадцати тронов; пара коней - это принадлежность ритуала, во время которого участник сначала переживает свою условную смерть, а затем возрождается в качестве царя (см. 81.4). Пресловутое похищение Ганимеда орлом объясняет одна из найденных в этрусском городе Пере чернофигурных ваз: орел у бедра только что возведенного на трон царя по имени Зевс является олицетворением божественной природы царя, его ka, или второе "я", что сближает его с солнечным соколом, который слетает к фараону во время коронации. Однако традиционное упоминание о юности Ганимеда говорит в пользу того, что царь на таком изображении лишь заменяет настоящего царя - это интеррекс, правящий только в течение одного дня, как Фаэтон (см. 42.2), Загрей (см. 30.1), Хрисипп (см. 105.2) и другие. Поэтому орел Зевса - это не только признак воцарения, но и птица, которая доставляет царя на Олимп.

2. Вознесение на небеса на спине орла или в образе орла - это широко распространенный религиозный сюжет. Он пародируется в "Мире" Аристофана (1 и cл.), где главный герой отправляется верхом на скарабее. Душа кельтского героя Луга, который в "Мабиногион" фигурирует под именем Ллу-Ллау, орлом взлетает на небеса, когда танист убивает его в день летнего солнцеворота. После священного брака в Кише вавилонский герой Этана верхом на орле отправляется в небесные чертоги Иштар, но падает в море и тонет. Его смерть, между прочим, - это не обычное ежегодное жертвоприношение, как, например, смерть Икара (см. 92.3), а наказание за плохой урожай во время его царствования, и отправляется он за волшебной травой плодородия. Эта история вплетена в сюжет непрекращающейся борьбы между орлом и змеем, символизирующими новый и старый год или царя и таниста, а в мифе о Ллу-Ллау, после последнего вздоха во время зимнего солнцестояния, орел вновь с помощью магии обретает жизнь и прежнюю силу. Недаром в Псалме 103.5 говорится: "...обновляется подобно орлу юность твоя".

3. Миф о Зевсе и Ганимеде приобрел необычайную популярность в Греции и Риме, поскольку в нем видели религиозное оправдание страсти мужчин к мальчикам. До этого времени сексуальные извращения допускались только как крайняя форма поклонения богине: жрецы Кибелы, желая достичь экстатического единства с ней, подвергали себя оскоплению и носили женские одежды. Практиковавшее эти крайности жречество было узаконено в храмах Великой богини в Тире, Джоппе, Иераполе и Иерусалиме (3 Цар. 15, 12 и 4 Цар. 23, 7) вплоть до Вавилонского пленения*. Эта новая страсть, виновником которой Аполлодор называет Фамирида (см. 21.m) , еще больше подчеркивает победу патриархата над матриархатом. Греческая философия превратилась в связи с этим в своего рода интеллектуальную игру, в которой мужчины вполне могли обходиться без женщин, поскольку для них неожиданно открылась область гомосексуального влечения. На эту тему много писал Платон, используя миф о Ганимеде, чтобы объяснить собственные сентиментальные чувства по отношению к своим ученикам ("Федр" 279 a-b); хотя в других своих произведениях ("Законы" I. 636 d) он заклеймил однополую любовь как противоречащую человеческой природе, а миф о том, что Зевс тоже отдал ей должное, назвал злобной выдумкой критян. В этом он нашел поддержку у Стефана Византийского [под словом Гарпагия], который пишет, что критский царь Минос похитил Ганимеда, чтобы сделать из него напарника для своих ночных развлечений, "получив на это разрешение от Зевса". С распространением философии Платона женщины, до тех пор занимавшие в интеллектуальном плане ведущие позиции в греческом обществе, превратились в бесплатную рабочую силу, рожающую вдобавок детей, тогда как Зевс и Аполлон окончательно занимают ведущее положение среди богов.

4. Имя "Ганимед" скорее всего связано с возникающим чувством в преддверии брака, а не со страстью, которую испытывал Зевс, принимая кубок с освежающим нектаром из рук своего любимца. Однако в латинском языке от слова "Ганимед" произошло catamitus, которое в английском перешло в catamite, означающее пассивный объект мужского гомосексуального влечения.

5. Созвездие Водолей, которое связывают с Ганимедом, первоначально считалось египетским богом истока Нила, выливавшим из сосуда не вино, а воду (Пиндар. Фр. 110 Bockh = 282 Snell. - Прим. ред.); замещение же произошло потому, что греки были практически безразличны к Нилу.

6. Нектар Зевса, который позднейшие мифографы описывают как волшебное красное вино, на самом деле был примитивным медовым напитком (см. 27.2) , а амброзия, считавшаяся непревзойденной пищей богов, скорее всего была ячменной кашей, заправленной растительным маслом и измельченными фруктами (см. 98.6), которой баловали себя цари, когда их подданные все еще довольствовались асфоделью (см. 31.2), мальвой и желудями.