В чем назначение жизни человека. Назначение человека. Составьте схему трехсоставной природы человека

В чем назначение жизни человека. Назначение человека. Составьте схему трехсоставной природы человека
В чем назначение жизни человека. Назначение человека. Составьте схему трехсоставной природы человека

Священник Григорий Дьяченко

1. По отношению к Богу назначение человека состоит в том, чтобы он познавал своего Создателя и прославлял его. Соответственно этому и Спаситель заповедал нам: «Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша до­брые дела, и прославят Отца вашего, Иже на небесех» (Мф. V, 16). На эту цель человека, как на самую главную, указы­вали и древние святые отцы церкви.

Василий Великий: «Ты, сосуд благоустроенный, получив­ший бытие от Бога, прославляй своего Создателя. Ибо для то­го только ты и создан, чтобы быть достойным орудием славы Божией, и весь этот мир для тебя как бы живая книга, кото- I рая проповедует славу Божию и возвещает тебе, имеющему разум, о сокровенном и невидимом величии Божием, чтобы ты познавал Бога истины. Храни твердо в памяти мною ска­занное».

Григорий Богослов: «Надлежало, чтобы поклонение Богу не ограничивалось одними горними, но были и долу некото­рые поклонники, и все исполнилось славы Божией (потому что все Божие): для сего созидается человек, почтенный рукотворением и образом Божиим» («слово на св. светы явлений Господи., в тв. св. отц. III, 262-263).

Иоанн Златоуст: «Бог дал нам зрение, уста и слух для того, чтобы все члены наши служили ему, чтобы мы и говорили угодное ему и делали, ему воспевали не­престанные песни, ему воссылали благодарения» (Бесед. на ев. Матф. II, 4, стр. 33. — М., 1843).

2. По отношению человека к самому себе назначение его то, чтобы он, как созданный по образу Божию с нравствен­ными силами, старался постоянно развивать и совершенствовать эти силы чрез упражнения их в добрых делах и, таким образом, более и более уподоблялся своему Первообразу: «Будите убo совершени, якоже Отец ваш небес­ный совершен есть» (Мф. V, 48).

Из святых отцов об этой цели человека ясно говорят:

а) Григорий Богослов: «Мы сотворены на дела благие, чтоб славить и хвалить сотворившего, и сколько возможно, подра­жать Богу» .

б) Василий Великий: «Устроение тела твоего есть для тебя училище о цели, для которой ты сотворен; ты сотворен пря­мым для того, чтобы не влачил ты жизни своей на земле, но взирал на небо и на сущего там Бога, и чтобы не гонялся за скотским наслаждением, но, согласно с данным тебе разумом, жил небесною жизнью».

в) Златоуст: «Мы не для того родились, чтобы есть, и пить, и облекаться в одежду, но чтобы, прияв божественное любомудрие, избегать зла и подвизаться в добродетели; ибо, созидая человека, Бог сказал: «Сотворим человека по образу нашему и по подобию», а подобными Богу мы соделываемся не тогда, когда едим, пьем и облекаемся в одежды (потому что Бог ни ест, ни пьет, ни облекается в одежды), но когда блюдем правду, показываем человеколюбие, бываем снисхо­дительны и кротки, милуем ближнего и украшаемся всякой добродетелью».

3. Но так как, по мере преуспеяния человека в добродете­ли, он достигает блаженства, которое есть следствие добрых дел и награда за них, по учению самого Спасителя о блажен­ствах (Мф. V, 16), то можно выражаться, что человек, со­зданный на дела благая (Еф. II, 10), с тем вместе создан и для блаженства, и что, следовательно, блаженство составляет одну из целей человека, рассматриваемого по отношению к самому себе. И на эту цель человека указывали иногда святые отцы.

а) Григорий Богослов: «Мы получили бытие, чтобы благо­денствовать; и благоденствовали после того, как получили бы­тие; нам вверен был рай, чтобы насладиться; нам дана была заповедь, чтобы, сохранив ее, заслужить славу».

б) Григорий Нисский: «Надлежало, чтобы человек, создан­ный для наслаждения божественными благами, имел в приро­де своей нечто родственное с тем, чем будет наслаждаться, потому он и наделен жизнью, и разумом, и мудростью, и все­ми богоподобными свойствами».

в) Иоанн Дамаскин: «Как благий, Бог сотворил нас не для того, чтобы наказывать, но чтобы мы были причастниками его благости».

4. Затем, назначение человека по отношению ко всей ок­ружающей его природе ясно определяется в словах Самого Создателя: «Сотворим человека по образу нашему и по подо­бию, и да обладает рыбами морскими, и птицами небесными, я зверьми, и скотами, и всею землею, и всеми гады пресмыкающимися по земли» (Быт. I, 26) . Как образ Божий, как сын и наследник в дому небесного Отца, человек поставлен быть как бы посредником между Творцом и тварью земного Святые отцы и учители церкви говорили об этом назначений человека быть.царем и владыкой окружающей его природы весьма часто, особенно когда решали вопрос, почему человек создан последним. Вот, например,слова:

а) св. Амвросия: «По достоинству (человек) явился послед­ним, как цель природы, созданный для правды, чтобы быть провозвестником правды между прочими животными; справедливо он явился последним, как венец всего творения, как причина мира, для которой создано все».

б) Григория Богослова: «Если последним явился в мир че­ловек, почтенный Божиим рукотворением и образом, то сие нимало не удивительно: ибо для него, как для царя, надлежа­ло приготовить царскую обитель, и потом уже ввести в нее царя в сопровождении всех тварей» (Слово на неделю новую, в тв. св. отцов IV, 144);

в) блажен. Феодорита: «Бог всяческих, по сотворении ви­димой и невидимой твари, произвел напоследок человека, по­ставив его, как бы некоторый Свой образ, среди тварей нео­душевленных и одушевленных, видимых и невидимых, дабы гвари неодушевленные и одушевленные приносили ему поль­зу, как некую дань, а естества невидимые, имея попечение о человеке, свидетельствовали сим свою любовь к Творцу» (на кн. Быт. вопр. 20, в «Христ. чт.», 1843, III, 348).

5. «Последняя цель человека,- говорит преосвященный Феофан,- в Боге, в общении или живом союзе с Богом. Со­зданный по образу и подобию Божию, человек по самой при­роде своей есть некоторым образом Божеского рода. Будучи же рода Божия, он не может не искать общения с Богом, не только как с своим началом и первообразом, но и как с вер­ховным благом. Поэтому-то сердце наше и бывает довольно только тогда, когда обладает Богом и бывает обладаемо от Бо­га. Ничто, кроме Бога, не успокаивает его. Соломон много знал, многим обладал и многим наслаждался; но все это, на­конец, должен был признать суетой и крушением духа. Один покой для человека в Боге. Что ми есть на небеси и от Тебе что восхотел на земли; исчезе сердце мое и плоть моя, Бо­же сердца моего, часть моя, Боже, вовек. «В Боге жизнь,- учит Василий Великий,- отчуждение и удаление от Бога есть зло несноснейшее даже будущих гееннских муче­ний,- зло самое тяжкое для человека, как для глаза лише­ние света и для животного отнятие жизни» («Хр. чт», 1824 г., ч. XIII. Бог не есть виновник зла). И еще: «Что было для ду­ши преимущественным благом? Пребывание с Богом и едине­ние с ним посредством любви. Отпав от него, она стала стра­дать» (Тв. св. от. Вас. Вел., т. 4, стр. 154).

Но не в этом одном устремлении всех желаний к Богу на­ше благо. Жажда без утоления, алчба без насыщения, по­требность без удовлетворения есть скорбь, болезнь, мучение. Ища Бога, мы хотим обрести его, хотим обладать им и быть обладаемыми от него, приискренно приобщиться его, быть в нем и его иметь в себе (Макария Великого послание… в на­чале. — Москва, 1852. Стр. 429). В этом-то живом, внутрен­нем, непосредственном общении Бога с человеком и человека с Богом и есть его последняя цель.

Таким это общение изображается в слове Божием. Так, сам Бог об одних говорит: не имать дух мой пребывати в человецех сих, зане плоть суть (Быт. VI. 3), а другим обещает: вселюся в них и похожду (1 Кор. VI, 16). «Внимай,- говорит на сие место св. Златоуст,- кто обитает в тебе? Ты Бога но­сишь в себе». Спаситель обещает внутреннейшее, некое все­ление Бога в сердце человеческое когда, говорит: к нему приидем и обитель у него сотворим (Ин. XIV, 23). Св. Иоанн Богослов учит, что, когда кто пребывает в любви, то не только он пребывает в Боге, но и Бог в нем пребывает (1 Ин. IV, 16). У св. отцов живое общение с Богом возводится до обожения человека. Так св. Григорий Богослов изображаем человека «живым существом, чрез стремление к Богу достига­ющим обожения».

Феодор, епископ едесский, так учит о цели человека:! «цель жизни нашей есть блаженство, или, что все равно, цар­ство небесное или царство Божие, которое состоит не только в том, чтобы зреть царственную, так сказать, Троицу, но и в том, чтобы получать божественное влияние и как бы прини­мать обожение, и в сем влиянии находит исполнение и совер­шение всех недостатков и несовершенств. В сем-то состоит 1 пища умных сил, т. е. в исполнении недостатков посредством Божественного оного влияния». У св. Макария почти в каж­дой беседе можно находить напоминание о живом общении 1 души с Богом. Так в 46 беседе он учит, что «Бог сотворил ду­шу человека такой, чтобы быть ‘ей невестой и сообщницей его, и чтобы ему быть с нею единым растворением и единым 5 духом». Посему, «если душа прилепляется Господу, то и Гос­подь, милосердием и любовью подвигнутый, к ней приходит и ей прилепляется, и тако един дух, и едино растворение, и един разум бывает душа и Господь». «Для человека нуж­но,- говорит он в другом месте,- чтобы не только сам он был в Боге, но и Бог был в нем».

Не подумал бы кто, однако ж, что живой союз с Богом есть исчезновение души в Боге с насилием ее самостоятельно­сти и свободы. Нет, хотя душа, действительно, стоит при сем под Божественным влиянием, прикасается некоторым образом Богу и проникается его силой, однако ж, не перестает быть душой, существом разумно-свободным, подобно тому, как раскаленное железо или уголь, проникаясь огнем, не переста­ют быть железом и углем. Она приобретает только чрез это общение полнейшую и скорейшую силу действовать по воле Божией свободно, но и беспрекословно.

С другой стороны, и то неверно, если бы кто стал думать, что когда Богообщение оставится последней целью человека, то человек сподобится его после, в конце, например, всех тру­дов своих. Нет, оно должно быть всегдашним, непрерывным состоянием человека, так что, коль скоро нет общения с Бо­гом, коль скоро оно не ощущается, человек должен сознаться, что стоит вне своей цели и своего назначения. Состояние, в котором человек сознает, что Бог истинный есть его Бог, и сам он есть Божий, т. е. говорит в сердце своем Богу: Господь мой и Бог мой (Ин. XX, 28), как апостол Фома, и к себе самому: Божий есмь, Божий есмь (Исх. XLIV, 5), такое состо­яние есть единое истинное состояние человека, есть единый решительный признак присутствия в нем начала истинно нравственной и духовной жизни.

Итак, далеки от истины те, кои поставляют последней целью человека самого же человека, какими бы пышными на­званиями они ни украшали ее, развитием, напр., духовных сил или стремлением к усовершенствованию. При такой цели люди разъединяются заботой только о себе и привыкают все обращать в средство, не исключая даже и Самого Бога, тоща как, на самом деле, человек, как и все сотворенное, есть сред­ство в деснице Божией для целей Его Божественного промыс­ла.

Несправедливо последней целью человека поставлять и од­но благо ближних, т. е. людей, даже и в том смысле, что вся забота его должна быть обращена на благосостояние обще­ства. Содействовать общему благу есть беспрекословно долг человека, но не первый и не исключительный. Если поставить это первым долгом, то всякий человек мысль и сердце обратит на других, а не к Богу, и, следовательно, все в совокупности оставят общество людей, сомкнутых в себе, но душой отторг­нутых от Бога. Это будет тело без главы. Напротив, при Боообщении, все люди, сходясь в сей единой цели, не мысленно только, но самым делом соединяются, и все, единым духом и единой силой преисполняясь, составляют единое, живое и тройное тело. Под этим только условием и может созидаться и истинный и надежный союз между людьми.

Источник: Из области таинственного. Простая речь о бытии и свойствах человеческой как богоподобной сущности. Часть 1. Составил священник магистр Григорий Дьяченко. — М., 1995.

ПРИМЕЧАНИЯ

В другом месте (в XXXI беседе на св. Иоанна) св. Иоанн Златоуст говорит о назначении человека: «Не для того Бог ввел нас в настоящую жизнь и вду­тая в нас душу, чтобы мы пользовались только настоящим, но для того, чтобы все делали для жизни будущей, ибо только бессловесные созданы для одной настоящей жизни. А мы получили бессмертную душу для того, чтобы вполне приготовиться к будущей жизни. Если кто спросит: какое назначение коней, ослов, быков и других животных, то мы скажем, что не тугое, как только то, чтобы они служили нам в настоящей жизни. А о нас нельзя сего сказать, для нас есть лучшее состояние после настоящей жизни, и нам все надобно делать так, чтобы там просиять, ликовать с ангелами, предстоять Царю небесному всегда, в бесконечные веки. Для того и душа наша создана бессмертной, да и тело будет бессмертно, чтобы мы наслаждались бесконечными благами».

Несмотря на потерю власти над природой одушевленной и неодушевлен­ной после падения, человек, тем не менее, возвращает себе эту власть над нею, если при содействии благодати Божией достигает святости. Вот не­сколько примеров повиновения человеку природы неодушевленной и живо­тных.

I. Св. Иоанн Креститель, будучи еще младенцем, скрылся от Ирода со своей матерью, праведной Елисаветой, в одной горе; над этой горой вырос­ло финиковое дерево с плодами, и когда они чувствовали голод, оно прекло­няло ветви свои к земле, чтобы они удобно могли срывать фишки, а когда они удовлетворяли чувству голода, оно опять поднимало ветви вверх (Чет-Мин., июн. 24). Преп. Онуфрию в пустыне нечем было питаться, и вот, по молитве его, подле его пещеры выросло финиковое дерево с 12 вет­вями, каждая ветвь питала его плодами в течение месяца, а потом, дела­лась бесплодной, и это продолжалось 30 лет, до самой кончины угодника Божия (Чет-Мин., июл 12).

При городе Мелетине весной река так широко разливалась, что иногда за­топляла много домов. Жители обратились к преп Акакию с просьбой посо­бить им в этом горе. Акакий взял камень, положил его на берег реки и ска­зал, чтобы река не разливалась далее камня, и река повиновалась его слову (Чет-Мин, апр. 17).

Преп. Иулию нужно было переправиться чрез одну, глубокую реку: он разо­стлал по воде свою мантию, и на ней, как на лодке, переплыл, куда ему нужно было, употребив свой посох вместо весла (Чет-Мин., июн. 21). Что, кажется, бесчувственнее камней? А и они слушали святых: по слову преп. Иакова низибийского, камень распался на части и превратился в персть (Чет-Мин., янв. 13); по слову св. Григория неокессарийского, ка­мень сдвинулся с места (Чет-Мин., нояб. 17); преп. Антоний римлянин на камне переплыл из Рима к Новгороду (Чет-Мин., авг. 3). В мире подобные события не только не совершаются, но даже кажутся невероятными, а в пустыне они повторялись не раз, и кто знает, может быть, повторяются и в наше время, только неведомы миру. Так природа, по воле Бога всемогу­щего, служила и служит святым (из кн. «Минуты паст досуга» еп. Гермогена, т II, стр. 14-17).

II. Великие из святых угодников, до высшей степени прояснившие в себе образ Божий богомыслием и строгой жизнью, поразительно взаимо­действовали с животными. Иногда один взгляд их на зверя укрощал звер­скую свирепость. Здесь, прежде всего, должны мы вспомнить о Ное: правед­ный Ной столь долгое время был окружен в ковчеге целым царством живо­тных и не потерпел никакой опасности ни от одного из них.

Святые заставляли зверей приносить себе воду (Луг дух., гл. 106). Сами согревались около них зимой на ночлеге (там же, гл. 166). Когда встречали зверей на дороге, звери давали им дорогу, и при этом отстранялись иногда в таком тесном месте, что требовалась особенная сообразительность, чтобы разойтись. Так со св. Дионисием (это был священшк) встретился лев между плетнями, где едва мог пройти человек без всякой ноши. Святой не побежал назад от зверя, зверь же, по тесноте места, совсем не мог воротиться или потесниться. И вот, зверь встал на задние ноги и сделал усиленное наклонение своего тела в сторону. Тогда святой прошел мимо, задев зверя своей спиной (Луг дух, гл. 179).

Звери служили им и после того, как они умирали, и как, следовательно, об­раз Божий уже не столь живо или ясно отражался в них, напр., Антоний В. не имел у себя ни лопаты,ни топора, чтобы вырыть могилу для преп. Пав­ла Фивейского, и вдруг, двое npoxoдившux львов подошли и когтями выры­ли для мертвеца могилу (Чет-Мин., 15 я не.).

Св. мученик Неофит, с раннего детства отличавшийся необыкновенным благочестием, раз в юности пришедши к горе Олимпу, вошел там в одну пещеру, где встретил его огромный лев. Неофит сказал льву: «Выйди от­сюда и найди себе другую пещеру, а в этой мне велел жить Господь». И лев тотчас из пещеры удалился. Но это пример не единственный. Св. Пахомий Великий плавал по рекам на крокодилах (15 мая). Иоанникий и св. Пахомий жили и спали в пещерах ядовитых змей и гиен (4 ноября).

К мученику Маманту звери собирались целыми стадами и оставались при нем до тех пор, пока не получали приказания разойтись (2 сент.).

Преп. Сергий Радонежский и блаженный Серафим Саровский из своих рук кормили диких медведей, приходивших к ним из лесу.

Однажды пр. Зосима Финикийский отправился в дорогу, взявши с собою ос­ла, на которого навьючил всю поклажу. На дороге встретил его лев и, схвативши осла, потащил в пустыню. Пр. Зосима спокойно пошел за львом, настиг его на месте, где он ел осла, и обратился к нему с такими словами: «Что, друг, путешествие мое остановилось; я слаб от старости, и не могу нести ноши, которая была на осле. Неси же мою ношу до места, если хочешь, чтобы я тебя не беспокоил». Лев позволил положить на себя вещи и нес их вслед за святым с покорностью, свойственной домашнему животному.

Жизнеописатели святых, приводя подобные примеры власти святых над зверями, рассуждают «Это не значит, чтобы звери имели разумную душу, но что так-то вот они находились в полном послушании у Адама» (Луг духовн., гл 106).

Отсюда ясно, что человек не безусловно потерял власть над животными и может возвратить ее. Через что же? Очевидно, чрез обращение к тому со­стоянию, в каком был и первый человек до грехопадения, чрез обращение к чистоте, правде, благочестию. Чем удерживал Адам власть над животны­ми, живя в раю? Конечно, чистотой души своей, своим пребыванием в правде и истине. Изменил последним, лишился и власти. А из этого по­нятно, что, возврати человек чистоту души, будь верен истине, возвра­тится и власть.

Все живое за Земле имеет свое Предназначение: и животные, и растения, и насекомые. Они выполняют отведенную им жизненную роль. Человек отличается от всех живых существ тем, что он имеет свободу выбора.

Человек сам волен выбирать пути достижения своих целей и может изменить Судьбу, дарованную ему Высшими Силами, «переписать» ее. При этом он может достичь каких либо разительных успехов во внешнем мире, например, материальных. Результатом его деятельности становится его реализация в обществе, но счастья-то и гармонии нет.

Почему так происходит?

Предназначение человека в жизни и смысл его существования

Главнейшая задача любого человека — суметь понять свое божественное предназначение и реализовать данный Высшими силами потенциал, так называемые таланты. И чтобы достичь успехов в жизни, при этом обретя пресловутые гармонию и счастье, нужно знать космические законы Вселенной и следовать им.

К сожалению, при рождении человека Высшие силы «не прилагают к нему» точнейшую инструкцию по реализации своего Предназначения. Поэтому смыслом жизни можно считать поиск и открытие своего предназначения «методом проб и ошибок».

Но, зачастую, человек сам «закрывает свой Путь» через эгоистичное отношение к миру и окружающим, через гордыню.

Как же понять в чем смысл жизни и каким путем идти?

Мы так привыкли все свои проблемы, все свои задачи решать только умом, логически простраивая все ходы и выходы, что свое сердце просто не слышим.

Спрашивайте себя: «Какой смысл моей жизни?». Ищите подсказки, божественные знаки во всем, что вас окружает. Ведь мы встречаем всех и вся на своем жизненном пути не случайно. Все происходящее имеет свой сакральный смысл.

Учитесь доверять Миру, Вселенной.

Доверять — значит четко понимать, осознавать, что Мир справедлив, что он сам определит, как и что должно произойти в вашей жизни. Тогда исчезнут все страхи в вашей жизни — через Доверие.

Просите Высшие Силы, чтобы они открыли для вас высший смысл, ждите чудес, медитируйте.

Будьте внимательны ко всему происходящему с вами. Спрашивайте себя: «Зачем мне та или иная ситуация? Что я должен понять?»

И изменения придут как проявления Высшего Божественного разума, как проявления Высших Божественных сил. Возможно, неожиданно.

Когда вы почувствуйте, что чудо свершилось, начинайте действовать. Любые активные действия запускают каскад судьбоносных изменений в вашей жизни.

И постоянно наблюдайте за собой: какие эмоции вызывают у вас те или иные ваши решения? Чувствуйте сердцем. Если ощущаете радость, удовлетворение, гармонию, то вы на верном пути.

Не бойдесь ошибок и препятствий. И помните, что значительный успех в жизни в сочетании с ощущением гармонии и счастья в Душе — главный критерий того, что вы не нарушаете космические законы, что вы живете в гармонии не только со своей Душой, но и в гармонии со Вселенной.

Высшее (главное) Предназначение человека

Хочется затронуть еще один аспект Предназначения.

Помните фразу: “Мужчина создан для женщины, а женщина - для мужчины”. Важно понимать одну простую истину, что мужчина и женщина — это не половинки друг друга, они «не складываются вдвоем», образуя единое целое. Это заблуждение. По божественному замыслу, мы не предназначены друг для друга: «женщина создана для Бога и мужчина тоже создан для Бога”.

Каждый человек, будь то мужчина, или женщина, создан по образу и подобию Бога — Творца всего сущего.

И Главное Предназначение человека проявить в себе самом божественные качества, научиться быть Творцом своей реальности, своей Судьбы. Стать цельной Личностью — «отшлифовать» себя как личность, реализовать себя как Женщина или как Мужчина, проявить свою природу: Женщине — женскую, мужчине — Мужскую.

Мы пришли в этот мир как Мужчина и Женщина не для того, чтобы соединившись, сделать друг друга цельными.

Любые отношения — путь для интенсивного духовного роста (конечно, при определенной степени осознанности). Отношения только «дополняют» нас, но не делают нас «завершенными».

Да, сейчас многие источники пишут, что создание пространства Любви между Мужчиной и Женщиной — одна из главных задач человека, что Женщина, прежде всего, ответственна за это самое пространство, за отношения, за проявление чувств в паре.

Но давайте не будем забывать, что идя по жизненному пути мы постоянно развиваемся как Личность, как Мужчина и Женщина, мы встречаем на своем пути партнеров по Любви (как мы думаем, по Любви), мы духовно растем вместе или по отдельности.

На нашем пути, зачастую, встречаются не одни любовные отношения. Они даются нам, чтобы стать цельными.

На каждом этапе мы решаем определенные задачи, и создание пространства Любви — как эпилог всех наших отношений, проявление истинной Любви между двумя цельными личностями, исцелившими свои Души.

И практически каждый человек до обретения этой самой «цельности» встречается с целым спектром нерешенных задач, которые мешают ему обрести .

Никто не отменял закон кармы.

В нашу жизнь, в первую очередь, приходят наши кармические партнеры из предыдущих воплощений, чтобы правильно пройти через отношения и решить свои задачи согласно космическим законам, возможно, вернуть какие-то долги друг другу. Их может быть один, два, три.

Кармические партнеры даются для пробуждения и интенсивного духовного роста, когда через страдание, боль, негативные эмоции мы ищем ответы на свой вопрос: «Как обрести Счастье?».

Мы ходим к психологам, астрологам, экстрасенсам, гадалкам.

Мы постепенно, по крупицам, выстраиваем себя как ЛИЧНОСТЬ. Проявляем себя как МУЖЧИНА ИЛИ ЖЕНЩИНА.

И тут всплывает, что у каждого есть свой жизненный сценарий, внутриутробные, страхи, комплексы, навязанные родителями, учителями, друзьями.

И мы начинаем исцелять себя, свою «израненную» Душу, отдаем долги Высшим силам по карме прошлых жизней.

Духовное истинное предназначение человека

И когда душа исцелилась, а долги розданы, все космические законы соблюдены, ТОЛЬКО ТОГДА ЧЕЛОВЕК В ОТНОШЕНИЯХ, ПРИ ВЫБОРЕ СПУТНИКА ЖИЗНИ СТАНОВИТСЯ ВОЛЬНЫМ В СВОЕМ ВЫБОРЕ, обретая истинную Любовь — Любовь разумную. Он либо остается в паре — тоже выбор (при условии — если развивались оба), либо высшие силу дают возможность выйти из кармических отношений.

P.S. При встрече с кармическим партнером выбор в его пользу происходит на основе нашего подсознания. Подсознание помнит наши прошлые жизни.

Жизненное Предназначение человека

Так вот, если говорить о Предназначении человеческом, то прежде чем раскрыть все свои потенциальные возможности и таланты, человеку необходимо стать цельным, стать творцом, создающим свою реальность.

У многих из нас главной задачей всей жизни становится — поиск и обретение партнера, таким образом мы бежим от себя, свой Души, своих страхов, одиночества, своего несовершенства.

Повторюсь, «женщина создана для Бога и мужчина тоже создан для Бога”. Поэтому главная задача человека исцелять все свои внутренние несовершенства (будь то наработанные в прошлых или этой жизни) на пути к ИСТИНЕ.

Методологически в вопросœе о назначении человека христианская антропология выделяет три аспекта: назначение человека по отношению к Богу, назначение человека в отношении к самому себе и назначение человека по отношению ко всœему прочему творению.

Назначение человека по отношению к Богу есть познание Бога, соединœение с богом, служение Ему.

Назначение человека по отношению к самому себе достаточно разнится в материалистической и христианской антропологии.

Психологический подход к человеку - ϶ᴛᴏ взгляд на человека как на существо, в общем и целом весьма хорошее, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ для счастливой жизни не нуждается в Божественной помощи, так как в человеке самом заложено всœе, что нужно для самораскрытия, самореализации, расцвета личности, для достижения здесь на Земле гармоничной и счастливой жизни.

Идея вечной жизни отвергается и обесценивается. Все внимание сосредоточено на этой временной жизни: успеть пожить, успеть испытать как можно больше разнообразных ощущений, переживаний, взять от жизни ʼʼвсёʼʼ – комфорт, уважение и славу в обществе, удовольствие от творческой работы, приятные отношения с друзьями; тепло и приятности семейного очага. В случае если ты этого не достиг, то ты – неудачник, не умеешь жить, жизнь прошла мимо тебя.

В христианской антропологии подход к человеку совершенно иной. Человек – существо, созданное Богом для вечности, и временная земная жизнь – как проба, на что человек годен. Или на жизнь с Богом или на небытие (т. к. без Бога жизни нет, ибо Бог и есть жизнь). По этой причине цель нынешней, короткой человеческой жизни нашей – решить, жить или не жить, быть или не быть, а если жить и быть, то подготовиться для жизни вечной, соединиться с Господом уже сейчас и не разлучаться в вечности.

Другими словами, назначение человека по отношению к самому себе состоит по сути в том, чтобы через раскрытие сил и способностей, через деятельное устремление и приближение к своему Первообразу достичь полной, возможной для конечного существа меры богоподобия, ᴛ.ᴇ. теснейшего единœения с Богом, стать ʼʼпричастником Божественного естестваʼʼ, сыном Божиим по благодати, а вместе с тем и достичь возможности участия в Божественном блаженстве.

Священное Писание говорит о цели человеческой жизни как о достижении совершенства в Боге и прославлении его. К примеру, в Евангелии от Мф. 5, 16 сказано: "Да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного". В Евангелии от Мф. 5, 48: "Итак, будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный".

В других местах Священного Писания говорится о назначении человека по отношению к себе как о возрастании в любви, посредством которой человек соединяется с Богом и обретает вечное блаженство. К примеру, в 1 Ин. (4, 16): ʼʼБог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в немʼʼ, и в 1 Кор.
Размещено на реф.рф
2, 9: ʼʼНе видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Егоʼʼ.

Человек, проданный греху (ср.: Рим. 7, 14) признает лишь себя и сам становиться центром всœего. Чем более человек пленяется грехом, тем более человек ощущает брешь между собою и своими ближними. Он видит только себя и ничего больше вокруг себя. Все вокруг для него, и сам он подобен самозваному богу. Всеблагий Богочеловек и Спаситель мира Христос, взявший на себя всœемирный грех, омыл своей любовью проказу индивидуализма и повсюду научил любить друг друга (ср.: Ин. 13, 34). Апостолы и ученики Христа учили тому же: Никто не ищи своего, но каждый пользы другого (1 Кор.
Размещено на реф.рф
10, 24), Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию (Рим. 15, 2), Носите бремена друг друга (Гал. 6, 2) – в знак единства и общения. Только в богочеловеческой жизни и сознании человек спасается от эгоистической изоляции, от губительного индивидуализма, который является ни чем иным, как своенравным сатанизмом. Сатана самое изолированное существо во всœей всœелœенной по причинœе своекорыстия и самоизоляции, по причинœе замкнутости на себе самом. Кто будет увлечен в эгоцентризм, тот откроет в себе всœе сатанинские свойства, его самосознание и ощущения будут отрезаны от остальных людей, от пользы его ближних, он будет заботиться и думать только о себе.

Архимандрит Киприан (Керн) приводит слова св. Григория Паламы о назначении человека. Это – обожение . Вот что говорит св. Григорий: "От Бога всякий исшел, и к Богу идет…, чтобы, совлекшись плоти и противоборствующей дебелости, соделаться богом и духом, стать в чинœе светозарного ангельского лика… Такова цель жизни". И далее: "В случае если будешь низко думать о себе, то напомню тебе, что ты…- созданный Бог, через Христовы страдания идущий в нетленную славу". "Сотворенный Богом" неоднократно называет св. Григорий человека. Этим исключается всякий лжеаскетический подход к человеку. Аскетика состоит не в убиении тела и никак не в унижении человеческого назначения, а в помощи человеку исполнить это свое назначение. Истинная духовность выражается не в презрении к телу, а в одухотворении всœего психофизического состава человека.

Итак, можно сказать, что назначение человека по отношению к самому себе в христианской антропологии самое ответственное. Оно придает человеческой жизни высокий смысл и вдохновение.

Назначение же человека по отношению к безличному творению состоит по сути в том, что образ бытия мира, его состояния зависят от духовно-нравственного состояния человека. Об этом нам говорит Священное Писание: "… тварь с надеждой ожидает откровения сынов Божиих… в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне" (Рим. 8, 19-22). Священное Писание и святоотеческое предание видят в человеке посредника, способного привести весь создаваемый Богом мир к осуществлению его конечной цели: приобщению тварной природы жизни Божества, бытию Бога.

Подведем небольшой итог по теме назначение человека на земле. Христианство говорит, что спасение возможно только при условии приобретения человеком смирения в любви или смирения и любви, ᴛ.ᴇ. того богоподобного состояния, тех качеств, которыми обладал Сам Бог, став, для спасения людей еще и человеком, и который Сам, дойдя до Голгофы, проявил к человеку величайшую любовь и величайшее смирение.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, основной целью христианской жизни является достижения именно смирения и любви или, лучше сказать, смиренной любви. Не достижение даже Рая, не достижение блаженства, а достижение того состояния, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ является богоподобным, и ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ дает возможность человеку быть единым с Богом, так как Он Сам – Бог, а не какое-то место, есть величайшее Благо. Христианство так же говорит, что это единœение возможно только при условии, когда человек смирится до предела – именно смирение есть та дверь, через которую Бог может свободно, не подавляя человеческую волю, войти в человека.

Интересные вещи говорит христианство: ʼʼТам, где присутствует гордость, там стенаʼʼ. Причем стена со стороны человека, или закрытая дверь, через которую Бог не может пройти. Он никогда не оставляет попыток и всœегда стучит в эту дверь, но она открывается только изнутри, смирившимся и почувствовавшим крайне важно сть в Боге человеком. Бог не может, спасти нас без нас, ему нужны не рабы или невольники, он не насилует человеческую волю, в связи с этим полностью от человека зависит понять любовь Божию и сознательно открыть или не открыть эту дверь души своей, но открывается она смирением и только смирением. Почему смирением? Потому что в христианстве основным центром упования утверждается Христос – Спаситель, и, следовательно, тому, кто еще не осознал себя погибающим (ᴛ.ᴇ. имеющим нужду в Спасителœе) – Христос, как Спаситель, не нужен. Стоит сказать, что для него христианство это просто вера в доброго Бога или хорошую мораль, но никак не во Христа Спасителя, т.к. Христос нужен погибающему, ᴛ.ᴇ. тому, кто на самом делœе видит себя таковым. И христиане ищут не Рая (как какого-то места) и не вечных благ (в смысле каких-то подарков от Бога), а ищут самого Бога и единœения с Ним, возможность которого и дал нам Христос. Неслучайно, цель православно-христианской жизни состоит в ʼʼобоженииʼʼ (по-гречески ʼʼтеосисʼʼ) – в стяжании Духа Святого, поскольку только Сам Бог есть высшее благо и бытие, и Его то и ищет христианство – Бога, а не Божиего, не какого-то далекого Рая, но Самого Бога.

Назначение человека - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Назначение человека" 2017, 2018.


Warning : Use of undefined constant videoembedder_options - assumed "videoembedder_options" (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/vh322158/data/www/сайт/wp-content/plugins/video-embedder.php on line 306

Человек – единственное существо на земле, способное к размышлениям, рефлексии и возможности делать логические умозаключения. Поэтому вопрос о его назначении на земле не является философским, а скорее личностным, глубоко индивидуальным для каждого. Вопрос о назначении касается самых значимых сторон человеческого бытия, и он не может не волновать каждого мыслящего человека. Более того, вопрос о назначении человека – это признак настоящего человеческого способа жизни, ключевая его проблема. Трудно назвать человеком того, перед кем ни разу не стоял вопрос о собственном назначении.

Жить – это значит самостоятельно отвечать на вопросы, которые возникают в разных ситуациях и не имеют готовых решений. Вопросы о назначении человека поднимались во всех исторических эпохах и выливались в сказания, мифы, трактаты, религиозные учения, философские учения. Философия видит ответ на вопрос о назначении человека в определении тех сил и способностей, которые присущи ему одному. Только человека отличает наличие духовного и ценностного мира.

Духовность человека. В чем же состоит понятие духовности человека? Любое животное относится к миру с позиций полезности для себя, человек же старается постичь глубинную суть каждой вещи и явления. Для этого ему необходимо отключиться от реальности, встать выше своих интересов, не рассматривать вещь, либо явление с позиций личностной выгоды. Любая интеллектуальная деятельность есть духовная деятельность человека.

Кроме сознательной деятельности духовностью определяется познание этических ценностей. Этические ценности, в конечном счете, определяют, насколько деятельность человека отвечает его внутренним понятиям и жизненным установкам.

Духовные способности даны человеку для совершения действий и без применения они остаются лишь возможностями. Человек сам решает: оставаться ли ему в мире вещей или подняться к вершинам духовной жизни. Ответом станет выбор целей и задач жизни.

Мир ценностей. Все предметы и явления материального мира имеют ценностную оценку человека. Ценности – это категория, к которой применимо слово «долженствование». Если ценность положительного характера, то она должна быть в жизни человека, если отрицательная, то она подлежит устранению. Таким образом, ценности становятся двигателем разумной деятельности человека. Мир ценностей дает окончательный ответ, в чем состоит назначение человека: духовность открывает человеку путь к этическим ценностям и возможности жить жизнью, обладающей ценностью.

Еще статьи из этой рубрики:

  • Рубрики

  • История морали и нравов

    Warning on line 8

    Warning /var/www/vh322158/data/www/сайт/wp-content/plugins/execphp.php(44) : eval()"d code on line 8

    Warning /var/www/vh322158/data/www/сайт/wp-content/plugins/execphp.php(44) : eval()"d code on line 8
    Современная мораль является единой и всемировой, хотя она и учитывает некоторые национальные особенности стран и распространенные религиозные доктрины. Развитие морали...

    Warning : Use of undefined constant ” - assumed "”" (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/vh322158/data/www/сайт/wp-content/plugins/execphp.php(44) : eval()"d code on line 8

    Warning : Use of undefined constant ‘none’ - assumed "‘none’" (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/vh322158/data/www/сайт/wp-content/plugins/execphp.php(44) : eval()"d code on line 8

    Warning : Use of undefined constant Далее - assumed "Далее" (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/vh322158/data/www/сайт/wp-content/plugins/execphp.php(44) : eval()"d code on line 8
    История развития морали в России начинается уже в устных и письменных произведениях Древней Руси. Это нашло отражение во многих...

    Warning : Use of undefined constant ” - assumed "”" (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/vh322158/data/www/сайт/wp-content/plugins/execphp.php(44) : eval()"d code on line 8

    Warning : Use of undefined constant ‘none’ - assumed "‘none’" (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/vh322158/data/www/сайт/wp-content/plugins/execphp.php(44) : eval()"d code on line 8

    Warning : Use of undefined constant Далее - assumed "Далее" (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/vh322158/data/www/сайт/wp-content/plugins/execphp.php(44) : eval()"d code on line 8
    Демократичное общество провозглашает личность, как главную ценность во имя которой должны работать все государственные институты. Главный принцип демократического государства...

    Warning : Use of undefined constant ” - assumed "”" (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/vh322158/data/www/сайт/wp-content/plugins/execphp.php(44) : eval()"d code on line 8

    Warning : Use of undefined constant ‘none’ - assumed "‘none’" (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/vh322158/data/www/сайт/wp-content/plugins/execphp.php(44) : eval()"d code on line 8

    Warning : Use of undefined constant Далее - assumed "Далее" (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/vh322158/data/www/сайт/wp-content/plugins/execphp.php(44) : eval()"d code on line 8
    Особой по своему содержанию является мораль при тоталитаризме. Основными признаками тоталитарного общества является непомерно высокая роль государства во всех...

  • Нормативная этика

    Warning : Use of undefined constant ” - assumed "”" (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/vh322158/data/www/сайт/wp-content/plugins/execphp.php(44) : eval()"d code on line 8

    Warning : Use of undefined constant ‘none’ - assumed "‘none’" (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/vh322158/data/www/сайт/wp-content/plugins/execphp.php(44) : eval()"d code on line 8

    Warning : Use of undefined constant Далее - assumed "Далее" (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/vh322158/data/www/сайт/wp-content/plugins/execphp.php(44) : eval()"d code on line 8
    Нравственные традиции и обычаи являются регуляторами действий человека в обществе, служат средством формирования нравственных качеств, культурного уровня и духовных...

    Warning : Use of undefined constant ” - assumed "”" (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/vh322158/data/www/сайт/wp-content/plugins/execphp.php(44) : eval()"d code on line 8

    Warning : Use of undefined constant ‘none’ - assumed "‘none’" (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/vh322158/data/www/сайт/wp-content/plugins/execphp.php(44) : eval()"d code on line 8

    Warning : Use of undefined constant Далее - assumed "Далее" (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/vh322158/data/www/сайт/wp-content/plugins/execphp.php(44) : eval()"d code on line 8
    Нравственное поведение – это есть осмысление каждым человеком реалий окружающего мира, которое выливается в систему поступков. Поведение является реализацией нравственных...

    Warning : Use of undefined constant ” - assumed "”" (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/vh322158/data/www/сайт/wp-content/plugins/execphp.php(44) : eval()"d code on line 8

    Warning : Use of undefined constant ‘none’ - assumed "‘none’" (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/vh322158/data/www/сайт/wp-content/plugins/execphp.php(44) : eval()"d code on line 8

    Warning : Use of undefined constant Далее - assumed "Далее" (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/vh322158/data/www/сайт/wp-content/plugins/execphp.php(44) : eval()"d code on line 8
    Нравственные нормы - это совокупность всех типов взаимоотношений между людьми, возникающими в процессе совместного проживания. Нравственные нормы являются социальным понятием, ...

    Warning : Use of undefined constant ” - assumed "”" (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/vh322158/data/www/сайт/wp-content/plugins/execphp.php(44) : eval()"d code on line 8

    Warning : Use of undefined constant ‘none’ - assumed "‘none’" (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/vh322158/data/www/сайт/wp-content/plugins/execphp.php(44) : eval()"d code on line 8

    Warning : Use of undefined constant Далее - assumed "Далее" (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/vh322158/data/www/сайт/wp-content/plugins/execphp.php(44) : eval()"d code on line 8
    Нравственное сознание представляет собой сложную систему, благодаря которой в обществе устанавливаются определенные правила взаимоотношений между людьми. Как система, нравственное сознание...

  • Религиозные этические доктрины

    Warning : Use of undefined constant ” - assumed "”" (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/vh322158/data/www/сайт/wp-content/plugins/execphp.php(44) : eval()"d code on line 8

    Warning : Use of undefined constant ‘none’ - assumed "‘none’" (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/vh322158/data/www/сайт/wp-content/plugins/execphp.php(44) : eval()"d code on line 8

    Warning : Use of undefined constant Далее - assumed "Далее" (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/vh322158/data/www/сайт/wp-content/plugins/execphp.php(44) : eval()"d code on line 8

    Warning on line 104
    По сравнению с погребением, то есть традиционным захоронением гроба с телом умершего в землю, кремация в России – явление достаточно редкое. Действительно, по православным религиозным традициям усопших не принято сжигать, их подвергают захоронению в гробах, придавая внешнему виду последнего пристанища покойника большое значение.

    Warning : Use of undefined constant ” - assumed "”" (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/vh322158/data/www/сайт/wp-content/plugins/execphp.php(44) : eval()"d code on line 8

    Warning : Use of undefined constant ‘none’ - assumed "‘none’" (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/vh322158/data/www/сайт/wp-content/plugins/execphp.php(44) : eval()"d code on line 8

    Warning : Use of undefined constant Далее - assumed "Далее" (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/vh322158/data/www/сайт/wp-content/plugins/execphp.php(44) : eval()"d code on line 8

    Warning : count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /var/www/vh322158/data/www/сайт/wp-content/plugins/the-excerpt-reloaded.php on line 104
    Об этической стороне данной проблемы пишут и говорят не меньше, чем о социальной или медицинской. К примеру, церковь считает даже аборт по причине нежелательного пола ребенка или врожденного недуга совершенно безнравственным. При этом имеется в виду любой вид аборта, в том числе и медикаментозное прерывание беременности на максимально раннем сроке.

    Warning : Use of undefined constant ” - assumed "”" (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/vh322158/data/www/сайт/wp-content/plugins/execphp.php(44) : eval()"d code on line 8

    Warning : Use of undefined constant ‘none’ - assumed "‘none’" (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/vh322158/data/www/сайт/wp-content/plugins/execphp.php(44) : eval()"d code on line 8

    Warning : Use of undefined constant Далее - assumed "Далее" (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/vh322158/data/www/сайт/wp-content/plugins/execphp.php(44) : eval()"d code on line 8
    Юбка в пол, длинные до запястьев рукава блузки, на голове платок или шарфик – православных женщин можно узнать сразу. Удивление вызывает в...

    Warning : Use of undefined constant ” - assumed "”" (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/vh322158/data/www/сайт/wp-content/plugins/execphp.php(44) : eval()"d code on line 8

    Warning : Use of undefined constant ‘none’ - assumed "‘none’" (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/vh322158/data/www/сайт/wp-content/plugins/execphp.php(44) : eval()"d code on line 8

    Warning : Use of undefined constant Далее - assumed "Далее" (this will throw an Error in a future version of PHP) in /var/www/vh322158/data/www/сайт/wp-content/plugins/execphp.php(44) : eval()"d code on line 8
    «Нет Бога, кроме Аллаха и Мохаммед – пророк Его», - с этих слов начинается ежедневная пятикратная молитва всех людей, исповедующих...

Методологически в вопросе о назначении человека христианская антропология выделяет три аспекта: назначение человека по отношению к Богу, назначение человека в отношении к самому себе и назначение человека по отношению ко всему прочему творению.

Назначение человека по отношению к Богу есть познание Бога, соединение с богом, служение Ему.

Назначение человека по отношению к самому себе достаточно разнится в материалистической и христианской антропологии.

Психологический подход к человеку – это взгляд на человека как на существо, в общем и целом весьма хорошее, которое для счастливой жизни не нуждается в Божественной помощи, так как в человеке самом заложено все, что нужно для самораскрытия, самореализации, расцвета личности, для достижения здесь на Земле гармоничной и счастливой жизни.

Идея вечной жизни отвергается и обесценивается. Все внимание сосредоточено на этой временной жизни: успеть пожить, успеть испытать как можно больше разнообразных ощущений, переживаний, взять от жизни «всё» – комфорт, уважение и славу в обществе, удовольствие от творческой работы, приятные отношения с друзьями; тепло и приятности семейного очага. Если ты этого не достиг, то ты – неудачник, не умеешь жить, жизнь прошла мимо тебя.

В христианской антропологии подход к человеку совершенно иной. Человек – существо, созданное Богом для вечности, и временная земная жизнь – как проба, на что человек годен. Или на жизнь с Богом или на небытие (т. к. без Бога жизни нет, ибо Бог и есть жизнь). Поэтому цель нынешней, короткой человеческой жизни нашей – решить, жить или не жить, быть или не быть, а если жить и быть, то подготовиться для жизни вечной, соединиться с Господом уже сейчас и не разлучаться в вечности.

Другими словами, назначение человека по отношению к самому себе заключается в том, чтобы через раскрытие сил и способностей, через деятельное устремление и приближение к своему Первообразу достичь полной, возможной для конечного существа меры богоподобия, т.е. теснейшего единения с Богом, стать «причастником Божественного естества», сыном Божиим по благодати, а вместе с тем и достичь возможности участия в Божественном блаженстве.

Священное Писание говорит о цели человеческой жизни как о достижении совершенства в Боге и прославлении его. Например, в Евангелии от Мф. 5, 16 сказано: "Да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного". В Евангелии от Мф. 5, 48: "Итак, будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный".

В других местах Священного Писания говорится о назначении человека по отношению к себе как о возрастании в любви, посредством которой человек соединяется с Богом и обретает вечное блаженство. Например, в 1 Ин. (4, 16): «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем», и в 1 Кор. 2, 9: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его».

Человек, проданный греху (ср.: Рим. 7, 14) признает лишь себя и сам становиться центром всего. Чем более человек пленяется грехом, тем более человек ощущает брешь между собою и своими ближними. Он видит только себя и ничего больше вокруг себя. Все вокруг для него, и сам он подобен самозваному богу. Всеблагий Богочеловек и Спаситель мира Христос, взявший на себя всемирный грех, омыл своей любовью проказу индивидуализма и повсюду научил любить друг друга (ср.: Ин. 13, 34). Апостолы и ученики Христа учили тому же: Никто не ищи своего, но каждый пользы другого (1 Кор. 10, 24), Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию (Рим. 15, 2), Носите бремена друг друга (Гал. 6, 2) – в знак единства и общения. Только в богочеловеческой жизни и сознании человек спасается от эгоистической изоляции, от губительного индивидуализма, который является ни чем иным, как своенравным сатанизмом. Сатана самое изолированное существо во всей вселенной по причине своекорыстия и самоизоляции, по причине замкнутости на себе самом. Кто будет увлечен в эгоцентризм, тот откроет в себе все сатанинские свойства, его самосознание и ощущения будут отрезаны от остальных людей, от пользы его ближних, он будет заботиться и думать только о себе.

Архимандрит Киприан (Керн) приводит слова св. Григория Паламы о назначении человека. Это – обожение . Вот что говорит св. Григорий: "От Бога всякий исшел, и к Богу идет…, чтобы, совлекшись плоти и противоборствующей дебелости, соделаться богом и духом, стать в чине светозарного ангельского лика… Такова цель жизни". И далее: "Если будешь низко думать о себе, то напомню тебе, что ты…- созданный Бог, через Христовы страдания идущий в нетленную славу". "Сотворенный Богом" неоднократно называет св. Григорий человека. Этим исключается всякий лжеаскетический подход к человеку. Аскетика состоит не в убиении тела и никак не в унижении человеческого назначения, а в помощи человеку исполнить это свое назначение. Истинная духовность выражается не в презрении к телу, а в одухотворении всего психофизического состава человека.

Итак, можно сказать, что назначение человека по отношению к самому себе в христианской антропологии самое ответственное. Оно придает человеческой жизни высокий смысл и вдохновение.

Назначение же человека по отношению к безличному творению заключается в том, что образ бытия мира, его состояния зависят от духовно-нравственного состояния человека. Об этом нам говорит Священное Писание: "… тварь с надеждой ожидает откровения сынов Божиих… в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне" (Рим. 8, 19-22). Священное Писание и святоотеческое предание видят в человеке посредника, способного привести весь создаваемый Богом мир к осуществлению его конечной цели: приобщению тварной природы жизни Божества, бытию Бога.

Подведем небольшой итог по теме назначение человека на земле. Христианство говорит, что спасение возможно только при условии приобретения человеком смирения в любви или смирения и любви, т.е. того богоподобного состояния, тех качеств, которыми обладал Сам Бог, став, для спасения людей еще и человеком, и который Сам, дойдя до Голгофы, проявил к человеку величайшую любовь и величайшее смирение.

Таким образом, основной целью христианской жизни является достижения именно смирения и любви или, лучше сказать, смиренной любви. Не достижение даже Рая, не достижение блаженства, а достижение того состояния, которое является богоподобным, и которое дает возможность человеку быть единым с Богом, так как Он Сам – Бог, а не какое-то место, есть величайшее Благо. Христианство так же говорит, что это единение возможно только при условии, когда человек смирится до предела – именно смирение есть та дверь, через которую Бог может свободно, не подавляя человеческую волю, войти в человека.

Интересные вещи говорит христианство: «Там, где присутствует гордость, там стена». Причем стена со стороны человека, или закрытая дверь, через которую Бог не может пройти. Он никогда не оставляет попыток и всегда стучит в эту дверь, но она открывается только изнутри, смирившимся и почувствовавшим необходимость в Боге человеком. Бог не может, спасти нас без нас, ему нужны не рабы или невольники, он не насилует человеческую волю, поэтому полностью от человека зависит понять любовь Божию и сознательно открыть или не открыть эту дверь души своей, но открывается она смирением и только смирением. Почему смирением? Потому что в христианстве основным центром упования утверждается Христос – Спаситель, и, следовательно, тому, кто еще не осознал себя погибающим (т.е. имеющим нужду в Спасителе) – Христос, как Спаситель, не нужен. Для него христианство это просто вера в доброго Бога или хорошую мораль, но никак не во Христа Спасителя, т.к. Христос нужен погибающему, т.е. тому, кто на самом деле видит себя таковым. И христиане ищут не Рая (как какого-то места) и не вечных благ (в смысле каких-то подарков от Бога), а ищут самого Бога и единения с Ним, возможность которого и дал нам Христос. Неслучайно, цель православно-христианской жизни заключается в «обожении» (по-гречески «теосис») – в стяжании Духа Святого, поскольку только Сам Бог есть высшее благо и бытие, и Его то и ищет христианство – Бога, а не Божиего, не какого-то далекого Рая, но Самого Бога.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Гносеологические основы христианской антропологии
Что такое гносеология? Гносеоло́гия (от др.-греч. «госис» - «знание» и «логос» - «учение, наука») или теория познания, раздел философии, в которой исследуется возможность познания человеком ми

Понятие об ангельском мире
Бог первоначально творит ангельский мир. Ангелами в Священном Писании называются бестелесные духи. Само слово «ангел» переводится с греческого как «вестник» и указывает на исполняемое ими служение.

Падение ангелов. Демонический мир
Святитель Игнатий (Брянчанинов) дает следующее описание мира падших ангелов. «Но не все Ангелы сохранили свое первобытное достоинство, в котором были сотворены Богом: многие из них пали, и мы знаем

Происхождение человека
Существует, как мы знаем, разные точки зрения на происхождение всей вселенной и человека. Основные из них следующие: религиозные (не только признающие Бога-Творца, но и языческие), атеистическая эв

Двуединство человеческой природы
Двуединство человеческой природы связано с проблемой пола, семьи и брака. В христианской антропологии подход к этой проблеме очень интересен и глубок. В частности Священное Писание говорит, что сот

Духовные основы православной семьи
Рождение православной семьи происходит в таинстве брака. Брачный союз мужчины и женщины установлен Самим Творцом в раю после создания первых людей, которых Господь сотворил мужчиной и женщиной и бл

Семья – малая Церковь
Выражение "семья – малая Церковь" встречается на страницах Священного Писания. Еще апостол Павел в своих посланиях упоминает особенно близких ему христиан-супругов Акилу и Прискилу и прив

Строение человека в свете христианской антропологии
Рассмотрим теперь тему состава человеческой природы, образа и подобия Божия в человеке - основных понятий антропологии. Христианская антропология утверждает, что человеческая ипостась является слож

Значение тела в составе человеческой природы
Интересен взгляд христианской антропологии на значение тела в составе человеческой природы. Этот взгляд существенным образом отличается от того, как понималась телесность в античности. В античной ф

Понятие о страсти
С церковнославянского языка слово «страсть» переводится как «страдание». Отсюда, например, слово «страстотерпец», то есть терпящий страдания, мучения. И действительно, ничто так не мучает людей: ни

Понятие о грехе
Что такое «грех», что такое смертный грех, и чем отличается смертный грех от обычного? Грех (греч. amartia – ошибка, промах, мимо цели) – повреждение человеческой природы, б

Дух. Святоотеческое понимание духовности
Одним из важнейших понятий христианской антропологии является понятие духовности. Архимандрит Киприан (Керн) пишет о духе человеческом: «Вершина в человеке, соприкасающаяся

Иерархичность человека
Традиционно, в богословии целостность личности связывается с ее иерархическим устроением. Это та ситуация, когда личностные уровни дух-душа-тело иерархично соподчинены, при этом духовность занимает

Понятие о грехопадении
Понятие о грехопадении является также одним из основных в христианской антропологии. Рассмотрим этот вопрос подробнее. Как и все творение Божие, человек был создан совершенным. Будучи созд

Телесная смерть и бессмертие души
Идея бессмертия души есть идея чисто христианская. За пределами христианской традиции она не встречается. …Существуют учения, которые признают неуничтожимость духовного начала, духовной субстанции

Порядок мытарств
1. Мытарство празднословия (пустословие, безрассудные беседы, бесчинные песни, смех, хохот). 2. Мытарство лжи. 3. Мытарство осуждения и клеветы (грешников, виновных в грехе осужде

Соотношение христианской и светской антропологических моделей
Подведем краткий итог сказанному о христианской антропологии. В основе каждой педагогической и психологической теории, будь то теории воспитания и обучения, теории личности, теории межличн

Лекции по духовно-нравственному воспитанию личности в свете христианской антропологии
Цель христианской жизни Человек – целостное существо: плотское, душевное и духовное. Что мы понимаем под понятиями «плотский человек» и «духовный человек»? Человек плотский – это не

О послушании
Я прошел по рядам, наблюдая, кто чем занимается на лекции. Вы пришли воспринимать слово, которое преподаватель вам будет нести в рамках учебной программы. Восприятие мира, предмета человеком идет ч

Вопросы к зачету по курсу христианской антропологии
1. Определение и предмет христианской антропологии. 2. Гносеологические основы христианской антропологии. 3. Научное и богословское знание. 4. Связь нравственности и позн

Темы семинарских занятий
1. Человек и духовный мир. Ангельский и демонический мир. Литература: 1) Игнатий (Брянчанинов), святитель. Слово об ангелах. Богословские труды т. 30. 2) Серафим (

В. Н. Тростников
Замечательный русский мыслитель Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) в своей книге «Россия и Европа» показал, что действующими лицами всемирной истории являются не народы и нации, как думали р

Защитная скорлупа (государство)
Сформировавшись, ядро новой цивилизации немедленно должно окружить себя защитной скорлупой, иначе ему не дадут развиваться и задушат еще в колыбели. Такой скорлупой служат армия, защищающая ядро от

Житие преподобного Серафима Саровского
Преподобный Серафим Саровский, великий подвижник Русской Церкви, родился 19 июля 1754 года. Родители преподобного

Из жития преподобного Сергия Радонежского
«О епископе Стефане» Чтобы не оставить в забвении другие чудотворения, совершенные блаженным Сергием, и его дар прозорливости, мы продолжим наше повествование о чудес

О страсти курения
Протоиерей Георгий Нейфах. Хочу привести пример, в котором можно увидеть различные нюансы борьбы (со страстями). Пример этот касается некоторой «страстишки».

Туринская плащаница
Есть только одна нерукотворная – поистине нерукотворная – икона, где мы видим тот же лик Спасителя, что и Пилат, иудеи и римские солдаты тем утром: обезображенный, залитый кровью, заплывший от побо

Начало мира
Вопрос о возникновении мира волновал людей во все времена. И всегда люди все силы своего разума употребляли на то, чтобы понять, откуда появилось все, что их окружает, как оно устроено и благодаря