Берт хеллингер порядки любви epub. Порядки любви между мужчиной и женщиной по берту хеллингеру. Порядки любви между мужчиной и женщиной и что следует за их нарушением
Отношения в паре можно определить по тому, какого рода происходит обмен - скорее в плохом или скорее в хорошем, - и насколько высок оборот в добре и зле
Семейный порядок по Берту Хеллинггеру
Отношения между мужчиной и женщиной составляют глубинную основу бытия. По большому счету гарантируют существование человечества, обеспечивая зарождение, сохранение и продолжение жизни на Земле. Возможно, это звучит глобально и пафосно, но факт остается фактом .
Чаще всего гендерные отношения рассматриваются с точки зрения межличностного взаимодействия. Считается, что проблемы кроются в раннем детстве, неконструктивных паттернах поведения, ограничивающих убеждениях, низкой степени осознанности.
Я хочу предложить несколько иной взгляд на отношения мужчины и женщины. Мы рассмотрим некоторые аспекты партнерских отношений с точки зрения системного - феноменологического подхода Берта Хеллингера, автора метода системных расстановок.
Этот подход, исследуя порядки человеческого сосуществования, исходит из того, что человек не только отдельная личность, но и часть системы в первую очередь семейной. Мы не взялись ниоткуда. Мы появились в семье и связаны с ней. На 1/2 мы состоим из своих родителей, на 1/4 из бабушек и дедушек, на 1/8 из прабабушек и прадедушек, человек – это звено в цепочке своих предков. И поэтому на его жизнь оказывает влияние не только личный опыт, но и особо значимые события, имевшие место в семейной истории.
Как правило, это влияние может распространяться до 4 поколения, в случае особо тяжелых судеб - до 7 поколения. Душевной силой, которая сплачивает систему, является «связующая любовь». Под ее воздействием, человек сам того не зная и не желая, может проживать судьбу кого из членов своей системы или подсознательно перенимать опыт, задачи, модели поведения, чувства кого-то из предыдущих поколений, воспринимая при этом их как свои собственные. Такие переплетения возникают в результате нарушения системных законов самим человеком или кем-то из его системы.
Эти законы Берт Хеллингер называет их «порядками любви». Обычно они не осознаются, но неизменно влияют на нас и нашу жизнь. Они действуют независимо от того, знаем мы о них или нет, соглашаемся с ними или игнорируем их. И как невозможно преодолеть законы природы, так и невозможно быть в ладу с собой и другим, пренебрегая системными законами человеческих отношений.
Очень часто проблемные ситуации в партнерских отношениях связаны с тем, что один или оба партнера переплетены со своими родительскими семейными системами. Причем сами партнеры в этом не виноваты – они не осознают этого. Они страдают, несмотря на то, что любят друг друга, старательно ищут решения, убежденные в том, что если будут достаточно стараться, то смогут его найти. Но поскольку корни кризисов отношений следует искать в другом месте, их усилия и призывы к доброй воле остаются тщетными.
Например, нередко один из партнеров стремиться уйти, несмотря на то, что любит другого. Это происходит от того, что, возможно, он хочет последовать в смерть за кем либо из членов своей родительской семьи, или разделить судьбу того, кто был изгнан, чтобы другой человек остался жить, или исключен, или незаслуженно забыт и недостаточно оценен. Иногда новым отношениям мешает связь с прежним партнером, особенно если осталась вина перед ним или он умер, а траур по нему остался незавершенным.
Последствия системных нарушений и переплетений могут проявляться у партнеров и на телесном уровне в виде болезней, зависимостей, необъяснимых болей, неадекватных эмоциональных реакциях.
В одной статье нет возможности подробно описать базовые системные порядки, и последствия их нарушений, а так же способы преодоления переплетений и поиска освобождающего решения. Поэтому я более подробно остановлюсь на «порядках любви», которые действуют в партнерских отношениях. Итак:
Порядки любви между мужчиной и женщиной и что следует за их нарушением
Прежде, чем говорить о порядках, проясним вопрос:
«Как мы становимся мужчинами и женщинами?»
Начнем с мальчиков. В детстве мальчик находится в сфере влияния матери, от нее он узнает, что такое женственность. Женское начало в душе мужчины К. Г. Юнг называет «анима», а мужское начало в душе женщины - «анимус». Мужчина развивает свою аниму рядом с матерью, и если сын остается в сфере влияния матери, анима развивается сильнее. Оставаясь с матерью, он воспринимает женское сверх меры, и оно заполоняет его душу. Это мешает мальчику принять отца и мужское начало в нем сужается и чем дальше, тем больше пропадает. В сфере влияния матери из сына зачастую получается лишь юноша, но не мужчина, покоритель сердец, любовник, но не муж. И, как ни странно, тогда в нем меньше понимания и сочувствия по отношению к другим женщинам.
Мачо - это всегда человек с сильной анимой, он всегда связан с матерью. Это юноша или герой, но не мужчина. Дон Жуан - тоже мамин сын, который не превратился в мужчину. Иметь много женщин свойственно юноше. Мужчина может выбрать женщину и стать ее мужем.
Чтобы стать мужчиной, сын должен отказаться от первой женщины в своей жизни и достаточно рано перейти из сферы влияния матери в сферу влияния отца . Он должен оторваться от матери и встать рядом с отцом. Для сына это огромный отказ и коренной перелом. Раньше этот переход осуществлялся осознанно при помощи ритуалов инициации. После них мальчик уже не мог вернуться обратно к матери. Рядом с Отцом сын становится мужчиной, который отказался от женского в себе. Тогда он может предоставить женщине дарить ему женское, и тогда складываются надежные, прочные отношения.
Дочь тоже сначала находится рядом с матерью и интенсивно ее воспринимает, но иначе, чем сын. Она тянется к отцу. Первое знакомство с мужским началом происходит в отношениях с отцом, и мужское очаровывает ее. Если она остается в сфере влияния отца, ее душа переполняется мужским. Тогда она сможет стать лишь девушкой, но не женщиной, возлюбленной, но не женой. Позже она не сможет полноценно подойти к другому мужчине, ценить его и обращаться с ним как с равным.
Чтобы стать женщиной, девочка должна отказаться от первого мужчины в своей жизни, то есть отца, отойти от него, вернуться к матери и встать рядом с ней. Там она превратится в женщину и позже тоже найдет своего мужчину, которому сможет позволить дарить себе мужское. И в ней будет больше сочувствия и понимания по отношению к своеобразию и ценностям мужчин . Это прямо противоположно нарциссическому представлению о том, что женщина должна сама развивать в себе мужские качества.
Лучший брак тот, где папин сын женится на маминой дочери. Но часто случается так, что папина дочка выходит замуж за маминого сынка.
Соотношение любви и порядка
Часто можно наблюдать: отношения рушатся, несмотря на большую любовь. Так что дело здесь очевидно не в любви. Существует широко распространенное заблуждение, что любовь восполняет и заменяет все, чего недостает. И многие проблемы в отношениях возникают из-за того, что один из партнеров не желает признать очевидное и считает, что при помощи размышлений, определенных усилий или любви все-таки сможет все наладить. Однако этим на порядок не повлияешь. Это иллюзия, это просто невозможно. Любовь является частью порядка и развивается в рамках порядка. Кто пытается перевернуть это соотношение и с помощью любви преобразовать порядок, терпит фиаско.
Приспосабливаясь к порядку, любовь может развиваться в нем как семя. Оно входит в почву и не пытается ее изменить, так и растет.
Основа любви - уважение к партнеру, к его происхождению и уважение к себе и своему происхождению, а так же согласие на различия в нас.
Взрослая любовь знает границы и наслаждается тем, что имеет. Если в хорошем настроении партнер тебя устраивает на 80%, а в плохом на 51% - это хороший партнер и не надо искать другого
«Границы свободы»
Во всех отношениях устанавливаются свои границы - тесные или широкие. Обнаружить их помогает чувство вины. Где начинается вина, там проходит граница. Внутри этих границ- пространство невиновности и свободы. Эти утверждения тождественны. Пока нет границ, нет и свободы . Тогда все расплывается. Если человек проверил, где проходят границы, он знает и где его свобода. Полнота реализуется в границах.
«Мужчина хочет женщину в жены, а женщина хочет мужчину в мужья»
Только когда мужчина отдает себя женщине в мужья и берет ее в жены, а женщина отдает себя мужчине в жены и берет его в мужья, только тогда они являются мужчиной и женщиной и только тогда становятся парой. Образуя пару, они обретают больший удельный душевный вес, чем раньше. У женатого мужчины удельный вес выше, чем у неженатого, а у замужней женщины удельный вес выше, чем у незамужней. Таково правило, но бывают и исключения.
У мужчины есть что-то, чего нет у женщины, а у женщины есть что-то, чего нет у мужчины. Поэтому их тянет друг к другу и это тяга огромной силы. Они равны друг другу в своей недостаточности и в способности дарить другому нечто важное и тем его дополнять. Оба должны согласиться со своей ограниченностью, тогда они становятся способны вступать в отношения и сохранять их.
И если в паре один хочет быть с другим в большей степени из каких-то иных соображений, например, ради удовольствия или обеспечения, потому что другой богат или беден, образован или прост, католик или православный, потому что один хочет завоевать, защитить, улучшить или спасти другого. Или, как иногда замечательно говорят, потому что один хочет видеть другого отцом или матерью своих детей, то фундамент таких отношений построен на песке, а в яблоке уже сидит червяк.
Заключение брака - это прощание с юностью. Партнерские отношения без брака - это продолжение юности. Если пара долго живет вместе и не женится, в ней каждый говорит другому: я продолжаю искать чего-то лучшего. Это постоянное бессознательное оскорбление.
Одна из трудностей отношений в паре состоит в том, что в партнерских отношениях мы хотим сохранить и спасти юность. Но это невозможно, она осталось позади. Развитие человека всегда происходит так, что мы переступаем через некий порог. Когда мы оказываемся за этим порогом, все меняется, и вернуться назад мы уже не можем. Самый простой пример - рождение. Ребенку очень хорошо в материнском лоне. Но в какой-то момент ему нужно перейти порог. А там все по-другому и вернуться назад он не может.
Следующий большой порог - это женитьба. Юность осталась позади. Вернуться уже нельзя. Партнерские отношения удаются, если мы переступаем через этот порог и смотрим вперед, а не назад.
Мы не всегда признаем, что партнерские отношения – самое важное для нас в жизни. Они глубоко трогают нас, это элементарное проявление любви, которое выходит далеко за пределы нас самих.
Встретив партнера, мы думаем: «Все теперь мы будем любить друг друга и будем счастливы». Но думая так, мы не понимаем, что нами движет могущественная сила, что мы поступаем на «службу», которую нам придется нести всю жизнь. Она проникает в самую глубину нашего существа, делает нас счастливыми и причиняет боль. В процессе партнерских отношений каждый растет и умирает в равной мере. В процессе роста мы преодолеваем себя на пути к чему то большему. Так и в партнерских отношениях: то, что мы воспринимаем как проблему или кризис, является частью такого процесса.
Иногда, опираясь на опыт свободных отношений, некоторые рассматривают свое партнерство так, будто его цели можно устанавливать произвольно, а продолжительность и порядок можно определять, менять или отменять в зависимости от собственного настроения и самочувствия. Но тем самым они отдают свое партнерство на откуп легкомыслию.
Возможно, слишком поздно мы начинаем сознавать, что здесь царит порядок, который нельзя нарушить безнаказанно. Если один из партнеров с легким сердцем, ни с кем и ни с чем не считаясь, расторгает отношения, то рожденный в них ребенок часто ведет себя так, будто должен искупать какую-то несправедливость. В действительности цели партнерства заданы для нас изначально, и если мы хотим их достичь, требуют постоянства и жертв.
Необходимо так же учитывать связь, то, что часто недооценивают партнеры. Если двое любят друг друга и совершают исполнение любви (под «исполнением любви», Берт Хеллингер имеет в виду сексуальные отношения) то оба становятся несвободными, а связанными на всю жизнь. Одно из самых больших разногласий в партнерских отношениях заключается в том, что некоторые считают, будто после исполнения любви они все еще остаются свободными. Свобода утрачена, и это невозможно изменить, это данность. Это часть служения. Насколько глубока такая связь, можно видеть в процессе Расстановок.
«Ориентированность на ребенка, сохраняя приоритет партнерской любви»
Лишь в ребенке мужское и женское достигает своей полноты. Только став отцом, мужчина становится в полном смысле мужчиной, и только став матерью, женщина становится в полном смысле женщиной. В ребенке мужчина и женщина становятся в полном смысле и зримо для всех нерасторжимым целым. Однако важно, чтобы их родительская любовь к ребенку лишь продолжала и венчала их любовь как пары. Ведь их любовь друг к другу предшествует их родительской любви и, как корни держат и питают дерево, так их любовь как пары держит и питает их любовь к ребенку.
Если в семье родители отдают приоритет родительству перед партнерством, то порядок оказывается нарушен и возникают проблемы. Решение заключается в том, чтобы партнерские отношения снова получили преимущество перед родительскими. Когда это происходит, это видно сразу: дети вздыхают с облегчением, когда видят своих родителей как пару. Тогда всем сразу становится лучше.
Переход к родительству содержит в себе очередной отказ от детства и юности. Вступая в эти отношения, человек снова переступает порог и вернуться обратно уже не может. Детство и юность еще раз остаются позади. Пребывая в иллюзии о возможности повторения цветочно-букетной стадии в отношениях или возвращении к беззаботности, свойственной холостяцкой жизни, мы подталкиваем отношения к краху , а сами рискуем остаться «вечными детьми». Что же тогда могут дать «большие вечные дети» своим рожденным детям? Чему могут научить? Какую жизненную мудрость передадут?
Можно посмотреть на двоих людей и увидеть, что между ними происходит. Но оставить без внимания то, как их поступки отражаются на их окружении и детях, мы не поймем чего-то очень важного. Они оба могут чувствовать себя прекрасно, и в то же время их поведение может негативно сказываться на их детях или внуках. Порядок всегда предполагает включение многого и, по сути, означает, что разное взаимодействует так, что это хорошо для всех. Порядок реализуется не за счет кого-то одного, он всем стоит одинаково, с равной или, по крайней мере, аналогичной пользой для каждого.
«Равенство как предпосылка прочных отношений»
Оба партнера равно хороши и плохи в том, что они имеют, и в том, чего им недостает. Любая попытка вести себя по отношению к другому либо с позиции превосходства (как родитель), либо с позиции зависимости и подчиненности (как ребенок) ограничивает партнерские отношения и ставит их под угрозу.
Если один из партнеров, например, рассчитывает получить от другого такую же безопасность, какую могут давать только родители своим детям, то порядок этого партнерства нарушается. Это не позволяет происходить обмену и компенсации между равными взрослыми. Тогда следующий кризис заканчивается обычно тем, что тот партнер, на которого были направлены слишком большие ожидания, отдаляется или уходит.
Причем совершенно оправданно, ибо, перенося порядок из детства на партнерство, другой предъявляет ему чрезмерные требования. Если, к примеру, муж говорит жене: «Я не могу без тебя жить» или: «Если ты уйдешь, я покончу с собой, жизнь потеряет для меня всякий смысл», то жене нужно уходить. Партнерство потерпит крах, поскольку этим он вешает над партнером дамоклов меч, и ни один человек не в состоянии выдержать это долго. Это уместно, когда так говорит своим родителям маленький ребенок, поскольку ребенок совершенно оправданно чувствует себя полностью зависимым от родителей.
Правда, в партнерстве тоже существует глубокая связь, возникающая вследствие исполнения любви, но она обладает иным качеством, чем привязанность ребенка к родителям.
Партнерство оказывается под угрозой и в том случае, когда один из партнеров ведет себя так, будто он вправе воспитывать другого или считает себя обязанным в чем-то его «довоспитать». Но у другого партнера все это однажды уже было. Неудивительно, что он тогда уходит, как ребенок уходит в свое время от родителей и ищет облегчения и компенсации на стороне. Тогда любовница (любовник) является для него равной (ым). Самый верный путь избавиться от партнера – начать его воспитывать.
Если же с партнером сохраняются хорошие отношения, и тем не менее есть любовница (любовник), значит на стороне он(а) ищет мать. Женщина, живущая в «любовном треугольнике», - это, как правило, папина дочка, а мужчина – мамин сынок.
Игры во власть между супругами так же нарушают равенство, расшатывая систему, иногда до тех пор, пока она не рухнет.
Бывает так же, что в партнерских отношениях границы установлены слишком тесно, тогда один из партнеров заводит кого то на стороне, благодаря чему границы расширяются и появляется новое свободное пространство.
«Равенство в партнерских отношениях в аспекте «испытывать и удовлетворять желание».
В нашей культуре принято, что желает в основном мужчина, а женщина в основном удовлетворяет желание. Одно это уже создает почву для возможных нарушений, так как желание представляется чем-то мелким, а удовлетворение чем-то большим. В таком случае один из партнеров оказывается в роли нуждающегося, того, кто берет, а другой, пусть, возможно, и любящий, оказывается в роли помогающего, того, кто дает. Тогда тот, кто берет, должен, вероятно, благодарить, как будто он взял, ничего не отдав; а тот, кто дает, может испытывать чувство превосходства и свободы, как будто он дал, ничего не взяв. Но это означает отказ от уравновешивания, что ставит под угрозу обмен и закон баланса «давать-брать».
Однако некоторые с наслаждением держатся в партнерстве за позицию удовлетворяющего - позицию превосходства и власти, и тогда в отношениях наступает разлад.
Партнер, который, вступая в брак, чем-то обязан другому, будет потом за это мстить. Чтобы отношения сложились, риск отказа нужно делить. Партнеры могут договориться, что если один из них обнаруживает и ставит на карту свое самое сокровенное (а именно это и происходит, когда он желает), то другой это уважает, даже если и не исполняет. Желание не должно приводить к унизительному отказу - поскольку в этой точке мы особенно уязвимы. Тогда в следующий раз можно снова рискнуть, и тогда становятся возможны глубокие отношения.
Чтобы обмен и уравновешивание происходили без нарушений, каждый должен желать и каждый должен с любовью и уважением давать другому то, чего тот так страстно желает, то, что ему так нужно или отказывать с уважением.
Во многих парах проблема заключается в том, что сексуальные отношения приобрели для них слишком большое значение в отношениях в целом. В этом случае секс становится целью отношений, вместо того чтобы им служить. Когда сексуальные отношения служат отношениям, они более сердечны, глубоки и разнообразны.
Постепенно мы подошли к еще одному важному порядку:
«Уравновешивание или взаимность процесса давать-брать»
В отношениях всегда происходит обмен. Чтобы отношения развивались, оба должны давать то, чем они обладают, и брать то, чего у них нет с любовью и благодарностью.
Обмен происходит как в хорошем так и в плохом. Хорошего мы даем несколько больше, чем того требует уравновешивание, таким образом обмен хорошим возрастает.
Если же один делает другому что-то, что причиняет ему боль или его обижает, то жертва не должна (из сознания собственной невиновности) причинять другому больше зла, чем причинили ей, потому что тогда она дает другому право разозлиться снова.
Если жертва и виновник каждый раз причиняют друг другу больше зла, то они обходятся со злом так, будто это добро, и обмен в плохом нарастает. Такой обмен тоже привязывает партнеров друг к другу, но к их несчастью. Жертва должна причинить виновнику несколько меньше зла. Тогда она воздает должное как справедливости, так и любви, и тогда снова может быть возобновлен и продолжен обмен в хорошем.
В случаях если жертва слишком добра, чтобы быть злой (все стерплю ради..., лучше промолчу и т.д.),то равновесие не восстанавливается и один из партнеров уже не может стать ему равным, отношения оказываются под угрозой.
Здесь важен не только баланс давать-брать, но и размер оборота. Небольшой оборот давать брать и прибыль приносит небольшую. А большой оборот делает нас богаче, дает ощущение полноты и счастья, чувство легкости и свободы.
Кстати, по тому, какого рода происходит обмен - скорее в плохом или скорее в хорошем, - и насколько высок оборот в добре и зле, можно определить качество отношений в паре.
Нарушения баланса давать-брать проявляется в отказе. Иногда, чтобы сохранить иллюзию независимости и невиновности, отказываются участвовать в обмене. Они скорее полностью закроются для другого, чем что-то возьмут. Тогда создается ощущение, что они никому ничем не обязаны. И поэтому они кажутся себе особенными или считают себя лучше других. С такой позицией мы встречаемся у многих, кто страдает депрессией. Их отказ брать, в первую очередь относиться к родителям, позже переноситься на другие отношения, в том числе и на партнерские, и на многие хорошие вещи в этом мире.
Мотивируют отказ тем, что им предлагали не то или этого было слишком мало. Так же могут оправдывать свое неприятие ошибками дающих. Но результат все равно один: они остаются пассивными и пустыми.
Противоположность – полнота. У тех, кому удается принять своих родителей такими как они есть, взять у них все, что дают есть ощущение постоянного притока энергии и счастья. Это принятие делает их способными, иметь другие отношения, в которых они могут много брать и много давать.
Претензия - я дал другому больше, чем они мне. Стоит взять у другого, как претензии прекращаются. Поэтому некоторые предпочитают сохранять претензии и не допускают, чтобы им другие тоже давали. «Уж лучше ты будешь обязанным, чем Я». Претензионная свобода от обязательств пагубна для отношений. Поскольку тот, кто не желает отказываться от своего превосходства, отказывает другому в равенстве. И вскоре другие уже ничего не хотят брать у того, кто ничего не хочет брать сам. Они отходят от него или начинают злиться и даже мстить.
Обмен прекращается и в случае, если один партнер дает другому больше, чем тот может принять или хочет возместить. И наоборот, если один хочет больше, чем другой может или хочет ему дать.
Это основные порядки баланса давать - брать между равными - партнерами.
В отношениях между родителями и детьми порядок другой – родители дают, а дети берут. Дети не могут вернуть равноценное полученному от родителей - жизнь, поэтому они передают полученное дальше, своим детям. И таким образом баланс восстанавливается.
«Компенсация»
Если один член системы что-то дает другому члену системы (либо что-то отнимает), это должно быть адекватно уравновешено. Дисбаланс приводит к ослаблению или распаду взаимосвязей. Поэтому компенсация важна в хорошем и плохом.
Если был причинен вред, обиды, боль, предательство, то важно потребовать компенсации и она должна соответствовать нанесенному ущербу. Например, у женщины были отношения на стороне и она хочет вернуться, то муж не может сказать просто «прощаю», он должен попросить ее сделать что-то, что будет удаваться ей с трудом.
Месть - равновесие устанавливается только на мгновение, поскольку пробуждает в других ответную потребность в мести. Усиливается желание привнести плохое. И тогда любовь превращается в болезненную связь с насилием и пренебрежением.
Если муж дает жене или жена дает мужу так же, как родители дают детям, например, один дает другому возможность, уже будучи в браке, получить высшее образование, тогда тот, кто так много получил от другого, больше не может быть с ним на равных. Пусть он по-прежнему ему обязан, но, закончив учебу, он, как правило, покидает другого. (как ребенок покидает родителей) Только если он в полной мере возместит все издержки и отплатит своему партнеру за все усилия, он снова сможет стать ему равным и остаться с ним. Все, что компенсировано, больше не вспоминается!
«Приоритет супружеской семьи перед родительской»
Исполнением любви мужчина, по прекрасному слову Библии, оставляет отца своего и мать свою и прилепляется к жене своей, и становятся оба одною плотью. То же самое относится и к женщине.
Муж любит своих родителей, жена - своих. После женитьбы или рождения детей они должны покинуть родителей. «Моя семья для меня сейчас важнее». Это необходимо для выживания новой системы. Она еще неустойчива и отделение нужно, чтобы система стала стабильной. Расставаясь с родительской семьей, мы становимся взрослыми. Отказ родителям должен быть осознанным и с должным уважением к ним и партнеру: «Мне очень жаль, но мы хотим…», «Наша семья решила…» - это позволяет сохранить иерархический порядок и укрепить молодую систему (семью). Нельзя говорить родителям: « Жена не хочет, ты мама не злись», «Муж отказывается, ты мама не обижайся» в такой фразе проявляется инфантильность и неуважение.
Полезно знать о детских ранах партнера, в чем нуждалась его душа. Беседовать нужно без оценок и упреков родителей, без стенаний и возмущений. Оставьте прошлое прошлому, смотрите друг на друга.
«С каждым следующим партнерством связь ослабевает». Но счастье не становится меньше. Тут можно было бы возразить, что развод и следующие за ним новые отношения доказывают, что первая связь расторжима. Однако новые отношения действуют иначе, чем первые. Вторые отношения складываются удачно только в том случае, если признается и уважается привязанность к предыдущему партнеру и если новый партнер знает, что всегда будет стоять ниже, чем предыдущий, и что он всегда будет у него в долгу, т.к. «первый освободил ему место».
Вторым отношениям приходится развиваться «перед лицом» предыдущих. В них уже нет той глубины, что была в первых. Они не могут ею обладать, да она им и не нужна. Однако это не означает, что в них будет меньше любви и счастья. Вполне возможно, что во вторых отношениях будет любовь и больше, и глубже. Лишь связи в ее изначальном смысле, такой, как в первых отношениях, им не дано. Поэтому при разрыве вторых отношений вины и обязательств, как правило, меньше, чем при разрыве первых. Кроме того, в них скорее возможно расставание, с ним связано меньше вины и боли. Так что от отношений к отношениям связь становится все слабее. Глубину связи можно определить по тому, насколько велики вина и боль при расставании.
Неуважение к прошлым партнерам имеет далеко идущие последствия для детей. Поскольку из верности отцу или матери дети реализуют в своей жизни то, что презирается в партнере. Если ребенку говорить «Не будь таким как твой отец», то бессознательно он будет делать все, чтобы быть похожим. Таким образом, проявляется связующая любовь, отстаивая право исключенного, и восстанавливая целостность системы.
Когда пара расстается, от боли они не замечают детей. Дети самые уязвимые. У ребенка часто нет поддержки, он боится попасть под перекрестный огонь. Они в первую очередь нуждаются в помощи.
После развода дети должны оставаться с тем из родителей, кто больше уважает в них другого родителя.
Детей не защитишь тем, что будем молчать или что-то скрывать. Дети все знают в душе. Защитить ребенка можно уважая и благодаря партнера за то хорошее что было.
О семейных историях детям лучше рассказывать с уважением к людям и событиям.
«Аборты»
Всегда есть последствия абортов. И они намного тяжелее, чем согласие на ребенка. То, что взваливают на себя как тяжелое бремя решившиеся на аборт, намного тяжелее того, что они взяли бы на себя, если бы у них родился ребенок.
При аборте нарушается порядок. Абортированный ребенок отдает жизнь, причем не добровольно. А родители берут все (20 лет им не нужно будет заботиться, у них будет определенная свобода).
Душа этого не выносит, особенно душа женщины, но и мужчины тоже. В аборте вместе с ребенком отторгается, исключается и вычищается партнер. Таков процесс. Пара платит за это происшествие тем, что чаще всего распадается.
Если аборт сделан в браке, то зачастую прекращаются сексуальные отношения, появляется отчужденность партнеров.
В случае аборта часто бывает так, что мужчина уклоняется от ответственности и перекладывает ее на женщину. Но вся полнота ответственности лежит на обоих (каждому по 100%), хотя последствия женщина переживает тяжелее. Она не чувствует себя счастливой в любви, не может найти себе партнера, заболевает серьезными заболеваниями. В расстановках есть определенные ритуалы по принятию ребенка и завершению данной ситуации. Но получиться это лишь в том случае, если родители могут испытывать боль. Боль – это дань уважения по отношению к ребенку, она примиряет его с родителями. Если родителям удается увидеть ребенка как равного и признать, что он отдал жизнь, и принять это как подарок, то в конце концов приходит мир и согласие.
Если ребенок не развивается в утробе, то пара может расстаться. Бессознательно это воспринимается так:«Это он из-за нас не хочет».
Мертворожденный ребенок принадлежит к семье. Должен быть период траура. Все, в том числе и дети, должны о нем знать. У него должно быть имя.
Об абортированных детях живущим детям рассказывать можно по зову материнского сердца, когда есть готовность. опубликовано
Несколько иной взгляд на отношения мужчины и женщины
Семейный порядок по Берту Хеллинггеру
Отношения между мужчиной и женщиной составляют глубинную основу бытия. По большому счету гарантируют существование человечества, обеспечивая зарождение, сохранение и продолжение жизни на Земле. Возможно, это звучит глобально и пафосно, но факт остается фактом .
Чаще всего гендерные отношения рассматриваются с точки зрения межличностного взаимодействия. Считается, что проблемы кроются в раннем детстве, неконструктивных паттернах поведения, ограничивающих убеждениях, низкой степени осознанности.
Я хочу предложить несколько иной взгляд на отношения мужчины и женщины. Мы рассмотрим некоторые аспекты партнерских отношений с точки зрения системного - феноменологического подхода Берта Хеллингера, автора метода системных расстановок.
Этот подход, исследуя порядки человеческого сосуществования, исходит из того, что человек не только отдельная личность, но и часть системы в первую очередь семейной. Мы не взялись ниоткуда. Мы появились в семье и связаны с ней. На 1/2 мы состоим из своих родителей, на 1/4 из бабушек и дедушек, на 1/8 из прабабушек и прадедушек, человек – это звено в цепочке своих предков. И поэтому на его жизнь оказывает влияние не только личный опыт, но и особо значимые события, имевшие место в семейной истории.
Как правило, это влияние может распространяться до 4 поколения, в случае особо тяжелых судеб - до 7 поколения. Душевной силой, которая сплачивает систему, является «связующая любовь». Под ее воздействием, человек сам того не зная и не желая, может проживать судьбу кого из членов своей системы или подсознательно перенимать опыт, задачи, модели поведения, чувства кого-то из предыдущих поколений, воспринимая при этом их как свои собственные. Такие переплетения возникают в результате нарушения системных законов самим человеком или кем-то из его системы.
Эти законы Берт Хеллингер называет их «порядками любви». Обычно они не осознаются, но неизменно влияют на нас и нашу жизнь. Они действуют независимо от того, знаем мы о них или нет, соглашаемся с ними или игнорируем их. И как невозможно преодолеть законы природы, так и невозможно быть в ладу с собой и другим, пренебрегая системными законами человеческих отношений.
Очень часто проблемные ситуации в партнерских отношениях связаны с тем, что один или оба партнера переплетены со своими родительскими семейными системами. Причем сами партнеры в этом не виноваты – они не осознают этого. Они страдают, несмотря на то, что любят друг друга, старательно ищут решения, убежденные в том, что если будут достаточно стараться, то смогут его найти. Но поскольку корни кризисов отношений следует искать в другом месте, их усилия и призывы к доброй воле остаются тщетными.
Например, нередко один из партнеров стремиться уйти, несмотря на то, что любит другого. Это происходит от того, что, возможно, он хочет последовать в смерть за кем либо из членов своей родительской семьи, или разделить судьбу того, кто был изгнан, чтобы другой человек остался жить, или исключен, или незаслуженно забыт и недостаточно оценен. Иногда новым отношениям мешает связь с прежним партнером, особенно если осталась вина перед ним или он умер, а траур по нему остался незавершенным.
Последствия системных нарушений и переплетений могут проявляться у партнеров и на телесном уровне в виде болезней, зависимостей, необъяснимых болей, неадекватных эмоциональных реакциях.
В одной статье нет возможности подробно описать базовые системные порядки, и последствия их нарушений, а так же способы преодоления переплетений и поиска освобождающего решения. Поэтому я более подробно остановлюсь на «порядках любви», которые действуют в партнерских отношениях. Итак:
Берт Хеллингер
ПОРЯДКИ ЛЮБВИ
РАЗРЕШЕНИЕ
СЕМЕЙНО-СИСТЕМНЫХ
КОНФЛИКТОВ И ПРОТИВОРЕЧИЙ
Издательство Института Психотерапии
Перевод с немецкого: Ингрид И. Рац Научный редактор: Михаил Бурняшев
Хеллингер Б.
Порядки любви: Разрешение семейно-системных конфликтов и противоречий. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. - 400 с.
Эксклюзивное право издания книги на русском языке
принадлежит Институту Психотерапии. Все права защищены.
Любая перепечатка издания является нарушением авторских
Эта книга представляет системную семейную терапию Берта Хеллин-гера «из первых рук». В ней собраны стенограммы семинаров, которые мастер проводил для разных аудиторий - как профессионалов в области душевного здоровья (психотерапевтов, семейных консультантов, врачей), так и для людей, желающих справиться с кризисами во взаимоотношениях. Сам Б. Хеллингер так характеризует свой подход:
«В отличие от классической семейной терапии, самым важным элементом моего подхода является осознание того, что за любым поведением, даже за тем, которое кажется нам очень странным, стоит любовь. Скрытой действующей силой всех симптомов тоже является любовь. Следовательно, очень важно, чтобы психотерапевт нашел ту точку, где сосредоточена вся энергия любви человека, так как здесь находится и корень его семейной проблемы, и ключ к разрешению трудностей».
«Инструментальная сторона» подхода - приемы и техники - ярко проиллюстрированы примерами, проясняющими природу скрытых системно-семейных переплетений и пути их разрешения.
Читатель получает редкую возможность непосредственно наблюдать работу мастера, сопереживать ее участникам и вместе с ними искать решения их проблем (а может быть, и своих собственных).
ISBN 5-89939-049-2
© В. Heffinger, 2000
© Изд-во Института Психотерапии, 2001, 2003
Предисловие к русскому изданию...............................................................11
Предисловие............................................................................................... 12
Познание путем отказа...............................................................................15
Познание............................................................................................. 16
Научный и феноменологический путь познания............................. 17
Феноменологический метод...............................................................17
Отказ от намерений............................................................................ 18
Мужество............................................................................................. 18
Согласие.............................................................................................. 18
Философская феноменология............................................................19
Феноменологический метод в психотерапии....................................20
Душа.....................................................................................................21
Религиозная феноменология..............................................................22
Возвращение........................................................................................22
Семейно-системные переплетения и их разрешения.
Самопознавательный и образовательный курс........,..............................25
День первый..........................................................................................26
Опасное поведение.............................................................................26
Наблюдение самого себя при расстановке.......................................27
Больше или меньше............................................................................28
Двойной перенос..................................................................................28
Старшинство первой женщины..................................1......................29
Счастье пугает.............................................................j.......................30
Расстановка: Сын принимает роль брата матери.....\......................30
Разница между идентификацией и идеалом..............(......................38
Принцип минимализма..............................................J.......................38
Индивидуация уменьшает близость в отношениях между людьми... 39
Любовь и порядок......................................................1........................40
Иерархия принадлежности................................................................41
Превосходство первой связи...................................<..........................41
Иерархия порядков.............................................................................42
Иерархия внутри семейств.................................................................42
Интимная сфера..................................................................................43
Ранг отношений в случае развода.....................................................43
Иерархия в организациях...................................................................45
Возражение..........................................................................................46
Решение не иметь детей.....................................................................47
Осуществленное и неосуществленное...............................................47
Последствия подобного выбора для отношений.................................48
Враждебное настроение......................................................................48
Плохие отметки в школе....................................................................49
Пережитый траур................................................................................49
Расстановка: Дочь замещает умершую сестру отца...........................50
Уравновешивание сил с помощью плохого......................................53
Порядки любви...................................................................................54
Уравновешивание с помощью уважения...........................................55
Расстановка: Жизнь за счет других....................................................55
Они здесь.............................................................................................57
Признание личной вины - источник силы.....................................64
Страдать легче, чем разрешить проблему.............................................65
Разрешение проблем путем смирения причиняет боль...................66
Прерванное движение любви к........................................................67
Боли в плечах......................................................................................69
Решить проблему без долгих раздумий..............................................69
Расстановка: Мать пригрозила убить себя вместе с детьми.............70
Последствия угрозы убийства и других тяжелых преступлений
в семье..............................................................................................76
Потерявший право на принадлежность к системе должен уйти.....78
Доверие внутренней картине.............................................................79
Ответственность терапевта.................................................................80
О методе, использованном при расстановке семьи Тэи..................81
Перенятое замешательство.................................................................81
Угроза самоубийства матери..............................................................82
Конец...................................................................................................83
Игра со смертью..................................................................................85
Могила.................................................................................................86
Расстановка: Изгнанные родственники.............................................86
Члены семейной системы..................................................................92
Живые и мертвые, убийцы и их жертвы, связанные между собой
общей судьбой..................................................................................93
Воздействие внутренней картины на семейно-системную
динамику..........................................................................................94
Угроза самоубийства со стороны жены.............................................94
Расстановка: Дочь замещает бывшую невесту отца..........................95
Благоприятное место для детей.........................................................99
Бессознательная идентификация с бывшим партнером
одного из родителей........................................................................100
Воля Бога и человек...........................................................................101
Мать, страдающая наркоманией, и ее ребенок...............................103
Что приводит к наркотической зависимости...................................104
Пристрастие к наркотикам как самонаказание...............................106
Интуиция связана с любовью............................................................107
Исцеление путем движения любви к матери....................................107
Проблема прерванного движения к любимому человеку
Текущая страница: 1 (всего у книги 26 страниц)
Берт Хеллингер
ПОРЯДКИ ЛЮБВИ
РАЗРЕШЕНИЕ
СЕМЕЙНО-СИСТЕМНЫХ
КОНФЛИКТОВ И ПРОТИВОРЕЧИЙ
Издательство Института Психотерапии
Перевод с немецкого: Ингрид И. Рац Научный редактор: Михаил Бурняшев
Хеллингер Б.
Порядки любви: Разрешение семейно-системных конфликтов и противоречий. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 400 с.
Эксклюзивное право издания книги на русском языке
принадлежит Институту Психотерапии. Все права защищены.
Любая перепечатка издания является нарушением авторских
Эта книга представляет системную семейную терапию Берта Хеллин-гера «из первых рук». В ней собраны стенограммы семинаров, которые мастер проводил для разных аудиторий – как профессионалов в области душевного здоровья (психотерапевтов, семейных консультантов, врачей), так и для людей, желающих справиться с кризисами во взаимоотношениях. Сам Б. Хеллингер так характеризует свой подход:
«В отличие от классической семейной терапии, самым важным элементом моего подхода является осознание того, что за любым поведением, даже за тем, которое кажется нам очень странным, стоит любовь. Скрытой действующей силой всех симптомов тоже является любовь. Следовательно, очень важно, чтобы психотерапевт нашел ту точку, где сосредоточена вся энергия любви человека, так как здесь находится и корень его семейной проблемы, и ключ к разрешению трудностей».
«Инструментальная сторона» подхода – приемы и техники – ярко проиллюстрированы примерами, проясняющими природу скрытых системно-семейных переплетений и пути их разрешения.
Читатель получает редкую возможность непосредственно наблюдать работу мастера, сопереживать ее участникам и вместе с ними искать решения их проблем (а может быть, и своих собственных).
ISBN 5-89939-049-2
© В. Heffinger, 2000
© Изд-во Института Психотерапии, 2001, 2003
Предисловие к русскому изданию...............................................................11
Предисловие............................................................................................... 12
Познание путем отказа...............................................................................15
Познание............................................................................................. 16
Научный и феноменологический путь познания............................. 17
Феноменологический метод...............................................................17
Отказ от намерений............................................................................ 18
Мужество............................................................................................. 18
Согласие.............................................................................................. 18
Философская феноменология............................................................19
Феноменологический метод в психотерапии....................................20
Душа.....................................................................................................21
Религиозная феноменология..............................................................22
Возвращение........................................................................................22
Семейно-системные переплетения и их разрешения.
Самопознавательный и образовательный курс........,..............................25
День первый..........................................................................................26
Опасное поведение.............................................................................26
Наблюдение самого себя при расстановке.......................................27
Больше или меньше............................................................................28
Двойной перенос..................................................................................28
Старшинство первой женщины..................................1......................29
Счастье пугает.............................................................j.......................30
Расстановка: Сын принимает роль брата матери...........................30
Разница между идентификацией и идеалом..............(......................38
Принцип минимализма..............................................J.......................38
Индивидуация уменьшает близость в отношениях между людьми... 39
Любовь и порядок......................................................1........................40
Иерархия принадлежности................................................................41
Превосходство первой связи...................................<..........................41>
Иерархия порядков.............................................................................42
Иерархия внутри семейств.................................................................42
Интимная сфера..................................................................................43
Ранг отношений в случае развода.....................................................43
Иерархия в организациях...................................................................45
Возражение..........................................................................................46
Решение не иметь детей.....................................................................47
Осуществленное и неосуществленное...............................................47
Последствия подобного выбора для отношений.................................48
Враждебное настроение......................................................................48
Плохие отметки в школе....................................................................49
Пережитый траур................................................................................49
Расстановка: Дочь замещает умершую сестру отца...........................50
Уравновешивание сил с помощью плохого......................................53
Порядки любви...................................................................................54
Уравновешивание с помощью уважения...........................................55
Расстановка: Жизнь за счет других....................................................55
Они здесь.............................................................................................57
Признание личной вины – источник силы.....................................64
Страдать легче, чем разрешить проблему.............................................65
Разрешение проблем путем смирения причиняет боль...................66
Прерванное движение любви к........................................................67
Боли в плечах......................................................................................69
Решить проблему без долгих раздумий..............................................69
Расстановка: Мать пригрозила убить себя вместе с детьми.............70
Последствия угрозы убийства и других тяжелых преступлений
в семье..............................................................................................76
Потерявший право на принадлежность к системе должен уйти.....78
Доверие внутренней картине.............................................................79
Ответственность терапевта.................................................................80
О методе, использованном при расстановке семьи Тэи..................81
Перенятое замешательство.................................................................81
Угроза самоубийства матери..............................................................82
Конец...................................................................................................83
Игра со смертью..................................................................................85
Могила.................................................................................................86
Расстановка: Изгнанные родственники.............................................86
Члены семейной системы..................................................................92
Живые и мертвые, убийцы и их жертвы, связанные между собой
общей судьбой..................................................................................93
Воздействие внутренней картины на семейно-системную
динамику..........................................................................................94
Угроза самоубийства со стороны жены.............................................94
Расстановка: Дочь замещает бывшую невесту отца..........................95
Благоприятное место для детей.........................................................99
Бессознательная идентификация с бывшим партнером
одного из родителей........................................................................100
Воля Бога и человек...........................................................................101
Мать, страдающая наркоманией, и ее ребенок...............................103
Что приводит к наркотической зависимости...................................104
Пристрастие к наркотикам как самонаказание...............................106
Интуиция связана с любовью............................................................107
Исцеление путем движения любви к матери....................................107
Проблема прерванного движения к любимому человеку
и ее решение....................................................................................108
Решение проблемы с помощью заместителей родителей................109
Терапия с помощью глубокого поклона............................................109
День второй.........................................................................................112
Мстить, играя жертву.........................................................................112
Уверение.............................................................................................113
Компенсация......................................................................................113
Неожиданное облегчение..................................................................113
Достижение миролюбивой позиции.................................................113
Распознать динамику двойного переноса.........................................114
Расстановка: Исцеление двойного переноса.....................................114
Последствия для ребенка...................................................................119
Расстановка: Умершие в детстве братья............................................120
Полнота времени................................................................................126
Напрасная борьба..............................................................................127
Перенятый траур ослабляет...............................................................127
Проблему можно решить, если не зацикливаться на ней...............128
Когда мы перегружены счастьем.......................................................129
Развод и вина......................................................................................129
При легкомысленном разводе родителей дети наказывают
самих себя........................................................................................130
Инстинктивное уравновешивание посредством искупления.........130
Вина как средство отрицания реальности........................................131
Значение сексуальных отношений при создании системных
связей..............................................................................................132
Область влияния матери....................................................................132
Различные способы «давать» другим и «брать» от других в семье... 133
Любовь к проблемам..........................................................................134
Принять на себя роль жертвы...........................................................135
Расстановка: Отец – внебрачный ребенок, отец отца -
запрещенная тема в семье...............................................................136
Парентифицирование: Ребенок принимает на себя роль
родителя по отношению к собственным родителям.....................141
Искупление за смерть при родах.......................................................141
Самообман.........................................................................................144
Отец и сын..........................................................................................147
Неизвестный дедушка........................................................................148
Уважение к матери.............................................................................148
Смещенное усердие............................................................................149
Расстановка: Дочь идентифицируется с бывшей невестой отца,
перенимая ее чувства......................................................................150
Объективная и субъективная вина ребенка......................................154
Тоска по отцу......................................................................................154
О ранге мужа и жены в семье............................................................155
Жена должна следовать за мужем, а муж – служить ей..................156
Напрасная любовь.............................................................................157
Что я тебе такого сделал, что я так зол на тебя?...............................158
Злость как защита от боли.................................................................159
Сдержанная злость.............................................................................159
О злости..............................................................................................160
Осторожность и мужество.................................................................161
Расстановка: Сын замещает бывшего жениха матери.....................162
Семейно-системный орган равновесия............................................164
О совести............................................................................................165
Невиновность.....................................................................................166
Совесть и уравновешивание..............................................................167
Позитивное и негативное уравновешивание....................................167
Границы обмена..................................................................................169
Уравновешивание с помощью благодарности и смирения..............169
Бесконечная ясность ума...................................................................170
Оставить в покое то, что было..........................................................170
Пламя и пепел....................................................................................171
Исчезновение болей вспине.............................................................172
Расстановка: Нарушенное равенство и закон уравновешивания.....172
Ревность и уравновешивание............................................................176
Невиновность и месть........................................................................177
Верность и неверность.......................................................................177
Перенятая месть.................................................................................178
Размышления о невиновности..........................................................179
Подарок для матери............................................................................179
Решения при кризисе легко принимаются, когда достигнута
его крайняя точка............................................................................179
Расстановка: Изменение внутренней динамики...............................180
День третий........................................................................................183
Беседы.................................................................................................183
Перенятые симптомы........................................................................183
Еврейское происхождение.................................................................184
Чувство меры......................................................................................185
Облегчение.........................................................................................186
Цена....................................................................................................186
Исходное негативное чувство и как его изменить...........................188
Исцеление с помощью любви............................................................189
Запрятанное счастье...........................................................................190
Познание другого рода.......................................................................190
Отдавать что-то другому, не принимая ничего взамен....................191
Новая точка зрения............................................................................192
Необоснованные представления ой идеальной связи......................192
«Давать» и «брать» в отношениях между мужчиной и женщиной... 193
Позволить аффективному давлению утечь.......................................194
Религиозная проблематика...............................................................194
Печаль по погибшим..........................................................................195
Родители детей-инвалидов: как им помочь, сохраняя их
достоинство.....................................................................................195
Что происходит, когда ребенок занимает не соответствующее
своему рангу место в системе.........................................................196
На полпути к счастью........................................................................198
Иметь или не иметь ребенка..............................................................198
Вторая жена........................................................................................199
Желание бросить курить....................................................................200
Способ избавиться от головных болей..............................ч.............. 200
Уважая умерших, уважать Бога..........................................................201
Отказ в уравновешивании.....................................................,...........201
Расстановка: Идентификация младшей дочери с матерью матери... 202
Принимать или не принимать наследство...............................1........205
Расстановка: Влияние судьбы..........................................................207
Короткая беседа........................................................................J........214
Стоять, опираясь на обе ноги...................................................,.......214
Побег от полноты счастья..........................................................:.......214
О целостности человека.....................................................................214
Праздник............................................................................................215
Разница между симпатией и уважением...........................................216
Равные среди равных..........................................................................216
Примиряющее познание...................................................................217
О свободе и несвободе........................................................................218
Сдержанность обеспечивает энергией восприятия и силой............218
Границы невиновности......................................................................218
Признание последствий наших решений облегчает жизнь.............219
Необходимость внутреннего уважения родственников...................220
Как помочь жертвам сексуального совращения...............................220
Как помочь членам семьи, совершившим сексуальное
совращение ребенка........................................................................225
Сдержанность.....................................................................................226
Негодование.......................................................................................226
Изменница.........................................................................................227
Расстановка: Женщины, отождествляющиеся с божеством
в семье..............................................................................................229
Мужчины и женщины.......................................................................236
Отступничество..................................................................................236
Более высокая вера.............................................................................238
Расстановка: И мертвые должны уступать место в системе.............238
Подарок отжизни...............................................................................243
Расстановка: Рано умерший отец.......................................................243
Расстановка: Внутреннее прекращение прежних отношений..........247
Нет худа без добра..............................................................................250
Следующий шаг..................................................................................251
Отсутствиие свободы действий в семьях..........................................251
Матьиее ребенок.............................................................................252
Выполнение необходимого по отношению к состарившимся
родителям........................................................................................252
Смелость осуществить необходимое.................................................252
Будущие возможности.......................................................................253
Ход жизни...........................................................................................254
Уважать и ценить прошлое................................................................254
Порядки принадлежности. Фрагменты курса для семейных
консультантов...................................................................................255
Решение проблемы как духовный процесс.......................................256
Расстановка: Усыновление при неспособности иметь детей...........257
Плата за усыновление........................................................................262
Очередность ответственности...........................................................263
Возражения участников.....................................................................263
Право ребенка на собственных родителей........................................265
Исцеление, направленное только на помощь жертве......................265
Следующий шаг..................................................................................266
Решение проблемы путем ее решения..............................................268
Ужасное..............................................................................................269
Сострадание и искусство забывать....................................................270
Что важнее..........................................................................................271
Вина и ее воздействие не зависят от пола......................................271
Необходимость отказаться от возражений........................................271
Понимание сущности проблем и исцеление....................................272
Завещанные дети................................................................................274
Расстановка: Усыновление внебрачного ребенка жены....................275
Возвращение......................................................................................280
Причины заболеваний в семьях и их исцеление.
Фрагменты семинара для пациентов, терапевтов и врачей, организованного в рамках международной конференции
«Медицина и религия»..............................................................................283
Введение...............................................................................................284
Небо и Земля.......................................................................................284
Семейные группы, связанные общей судьбой..................................284
Семейно-системная связь и ее последствия....................................284
Подражание и уравновешивание......................................................285
Болезнь следует за душой...................................................................286
«Лучше я, чем ты»...............................................................................286
Знающая любовь................................................................................289
Готовность ребенка к «исчезновению»..............................................289
Даже если ты уйдешь, я останусь......................................................290
«Я последую за тобой»........................................................................291
«Я поживу еще немного»...................................................................291
Вера, способствующая болезни.........................................................292
Исцеляющая любовь..........................................................................292
Болезнь и искупление вины..............................................................293
Компенсация путем искупления вины, приносящая
двойное страдание..........................................................................293
Уравновешивание путем принятия жизни как дара
и примирительных действий..........................................................294
Искупление вины как суррогат отношений.....................................295
На Земле вина преходяща..................................................................296
Болезнь одного, замещающая искупление другого..........................296
Болезнь из-за отказа принять собственных родителей....................297
Уважение родителей соответствует уважению Земли.......................297
Неосуществленное.............................................................................297
Расстановка: «Я последую за тобой»..................................................299
Расстановка: Мать следует за своим умершим
ребенком-инвалидом.....................................................................307
Расстановка: Лучше умереть, чем поклониться отцу........................318
Расстановка: Последствия детского полиомиелита,
тяжелой беременности и трудных родов........................................324
Расстановка: Идентификация с одним из членов семьи
противоположного пола.................................................................330
Идентификация с лицом противоположного пола
как причина гомосексуальности и психозов.................................333
Сын в качестве заместителя друга матери......„^............................335
Познание служит основой акта исцеления...................7...................335
Расстановка: «Лучше я, чем ты».......................................................336
Расстановки семьи воздействуют через образы внутренней картины...........................................................................................342
Что такое «правильное»?....................................................................343
Расстановки семьи с помощью символов.........................................344
Расстановка: Один брат умер вскоре после рождения,
другой покончил самоубийством...................................................345
Самоубийство из любви.....................................................................349
Чтобы защититься отболи, мы ищем виноватого...........................349
Неуместные вопросы.........................................................................350
Как должен поступать терапевт в процессе расстановки семьи.....350
Когда сам пациент должен встать на свое место в констелляции... 351
Расстояние между местами умерших и живых в констелляции.....351
Расстановка: Наркомания дочери вследствие отсутствия
мужских энергий в семейной системе...........................................352
Дети должны следовать за своим отцом, так же как их мать
должна следовать за своим мужем.................................................357
Расстановка: Отсутствие эмпатии к мужчинам................................360
Системное превосходство настоящего..............................................365
В семьях дети замещают партнеров по отношениям,
предшествующим нынешнему браку родителей...........................365
Рождение внебрачных детей вовремя брака..........■».........................366
Сообщать детям об аборте нельзя.....................................................367
Когда решения проблемы нет............................................................368
Расстановка: Несчастный случай с сыном в соответствии
с правилом: «Лучше я, чем ты, дорогой папа!».............................369
Расстановка: Анорексия как результат внутреннего
убеждения: «Лучше я, чем ты, дорогой папа!»..............................373
Волчий аппетит и последующая рвота: булимия.............................377
Как важно быть в согласии с Высшим.............................................378
Два рода знания..................................................................................379
Эпилог........................................................................................................381
ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ
Думаю, что не ошибусь, если скажу, что чтение книги, которую держит сейчас в руках читатель, принадлежит к числу тех немногих событий, которые способны действительно существенно изменить наше сознание, наше отношение к жизни.
Предлагаемый русскому читателю перевод книги известного психотерапевта Берта Хеллингера требует особого отношения и особого подхода. Приступая к чтению, следует сразу отказаться от всех привычных стереотипов, например, от бессознательного стремления поставить эту книгу в ряд однотипных изданий. Хотя могут ли книги по психотерапии быть однотипными? Тем не менее я бы посоветовал психотерапевтам постараться на время забыть обо всех известных психотерапевтических теориях или, по крайней мере, прибегнуть к такому феноменологическому средству, как эпохэ – «воздержанию от суждений», и воспринимать реальность, описываемую текстом, такой, какая она есть. Собственно, именно к этому и призывает нас автор. Это и составляет суть его психотерапевтического метода. На протяжении всей книги Хеллингер не устает повторять, что ключи к решению всех проблем пациента все время находятся в его собственных руках, а путь к исцелению всегда открыт перед ним. Нужно иметь лишь мужество и силы на него вступить. И прежде всего нужно видеть этот путь, не отворачиваться от истины. Помочь пациенту сделать это – вот основная задача психотерапевта.
Елена / 14.09.2019 Я сама расстановщик. Не опытный по количеству их, но чувствующий Поле и вопросы, которые необходимо задать для инсайта клиенту Расстановщик не с заместителями -людьми, а с фигурками и с помощью МАК. начала с себя работу на них. Помогла своему Роду и Роду мужа, моей семье соответственно, своим друзьям и знакомым. Это работает. С пмощью Расстановок возможно практически все во всех областях жизни. Иначе бы и не стала этот метод применять. Сама - проф. психолог с двадцатилетним стажем. И все более убеждаюсь, что не классическая психология эффективна в жизни, а именно новые направления (относительно новые и ненаучные с точки зрения ряда обывателей). Есть Законы Космоса, Законы Систем. А не только Физического мира.
Виктория / 16.01.2018 Напишите мне и я скину вам книгу.. моя почта [email protected]
Оксана / 7.01.2018 Помогите найти книгу! Поделитесь пожалуйста у кого есть!
Антону / 22.10.2012 Когда я шла на 1-ю расстановку, понятия не имела что это такое и как работает. Встречи проходили раз в месяц. То, что результат есть и будет стало понятно сразу. В течение 4-й встречи произошли такие перемены, которые изменили мою жизнь полностью. И продолжают менять:) С того дня прошло, приблизительно, 1,5 года. Если бы мне кто-то утром того же дня сказал, какое "чудо" (в самом прямом смысле этого слова) произойдёт, я бы никогда не поверила:)
Есть вещи, о которых мы мечтаем, а есть те, о которых даже подумать не можем. Так вот о том, что происходит в моей жизни в течение этих 1,5 лет, я и подумать не могла:)
Конечно, расстановки-это далеко не единственный метод решения наших жизненных проблем, но я считаю, что он один из базовых. Главное, как кто-то уже писал "найти сертифицированного тренера расстановщика". Но находить надо не столько по сертификации и опыту, как по внутреннему ощущению - доверяешь ты тренеру или нет.
Антону / 22.10.2012 После прочтения Вашего комментария возник вопрос: Вы сами принимали участие в расстановках (совершенно не имеет значения в роли клиента или заместителя)? Если да, то ответьте, пожалуйста, что Вы лично делали на "говно-семинаре", на которые по Вашему же мнению могут ходить только "идиоты, у которых много денег или бездельницы женщины, которые тратят деньги мужа на всякие говно-семинары, где сидят и вздыхают о своей нелегкой женской доле, вместо того чтобы пойти работать"? Так как, исходя из совсем неженского имени, напрашивается вывод, что Вы себя причисляете к идиотам... при чём, к тем, у кого мало денег. Лично моё мнение: у идиотов много денег быть, в принципе, не может. Если же Ваш ответ на мой первый вопрос "нет", как Вы тогда можете делать выводы о том, чего не знаете?
Я проходила расстановки, которые состояли из 5 модулей (встреч), не отношусь к женщинам-бездельницам. Мой муж не идиот и у него не много денег (то есть, в Ваши критерии оценивания людей, проходящих расстановки, мы, ну никак, не попадаем).
Участвуя в расстановках наблюдала, примерно, ещё за 20-ю женщинами. Замечу, ни одна из них не сидит на шее у мужа или родителей и ни одна не "вздыхала о своей нелегкой женской доле, вместо того чтобы пойти работать". Повторюсь, все из них при деле. Либо работают на кого-то, либо собственный бизнес - 50/50. И, поверьте на слово, те проблемы, которые у них решились благодаря расстановкам, Вам и в страшных снах не снились)
Анна
/ 13.10.2012
а я была на нескольких расстановках в качестве участника и в качестве главного действующего лица. после них ничего не изменилось. Я честно попробовала, хотя до сих пор ощущение, что ходила к бабке "снимать сглаз". Хотя
очевидно, что корни большиства наших проблем уходят в семью, не понятно, почему эти расстановки должны их решить
Eлена / 24.09.2012 Была на 5 занятиях-расстановках,у самой есть диплом психолога,но вначале хотелось убежать,казалось что все члены группы сумасшедшие.Теперь понимаю-душе было больно вспоминать и копаться в прошлых травмах.Метод действительно работает отлично,положительных изменений куча и это только начало.Спасибо богу и людям,за это счастье жить просто и счастливо.
Истина / 18.09.2012 Люди, не читайте его книги, так как он за инцест,16 лет прожил в африканских племенах и соблюдал их ритуалы, был католическим священником, который ушел из сана, задумайтесь, почитайте о нем в википедии,и сделайте правильный вывод
евгения / 18.06.2012 я сама ни раз была на семейных расстановках и участвовала в качестве заместителя.Моя проблема которая вышла на СР длилась на протяжении 6 лет, 6 лет я задавала себе один и тот же вопрос и даже не предполагала, что всё крылось в системе. первую свою расстановку я прошла 3 года назад, с начала не могла понять что это такое, думала что это какой-то театр. Затем через 3 года я прошла снова СР и тогда уже до меня всё дошло.Сейчас я хожу в качестве заместителя и скажу что каждая история вызывает во мне порой шок и иногда мы даже не задумываемся почему в нашей жизни происходит различные перепитии...
Ирина / 6.05.2012 Метод работает реально.У меня была просто сумашедшая душевная боль на протяжении 3 лет. Психологи, огромное количество литературы... и только после расстановки боль прошла за 3 дня.Это было чудом.
Кира / 7.12.2011 Метод семейных расстановок отличается от психоанализа или терапии тем, что дает реальный шанс изменить те жизненные сценарии, которые человек не в силах осознать, а порой даже не знает о тех событиях, которые определенным образом влияют на его жизнь и мешают реализовывать свои планы, идти к намеченным целям или просто верить в себя. Но это, Антон, не секта, этот метод не "обещает царствия небесного" и не берет на себя ответственность за вашу жизнь. Он только помогает тем, кто находится в поиске и стремится к лучшему.
АЛЕКСАНДР ВИТАЛЬЕВИЧ БОРЯНСКИЙ / 16.11.2011 Искрометный метод!
Анна / 22.08.2011 Я была на расстановках по Б.Хеллингеру. На практике увидела и почувствовала что это такое, в жизни моей происходят изменения, спасибо этому методу и тем кто был со мной в переломные моменты)
boomboomboo / 16.08.2011 Антон, вы заблуждаетесь.
Андрей
/ 10.07.2011
Очень стрёмно увидеть правду - это основная претензия "критиков" к расстановкам.
Любой, кто прошел расстановки "придя к ним" думаю даже не будет спорить.
Светлана / 20.05.2011 Из всех, кто оставил комментарии никто сам лично не присутствовал на расстановках! Это волшебство, которое невозможно описать - когда перед тобой раскрываются такие события в твоем роду, о которых ты не рассказывал. Когда все становится на свои места, получаешь необыкновенную легкость и энергию для жизни! После расстановок у меня улучшились взаимоотношения в семье, я перестала болеть, у меня стало больше денег! Это самая эффективная практика из всего, что я пробовала.
Антон
/ 19.04.2011
Да просто секта очередная, чтобы обобрать людей. Сначала внушают, что у вас проблема, потом говорят, у нас есть решение, тока заплатите бабла.
Для идиотов, у которых много денег или для бездельниц женщин, которые тратят деньги мужа на всякие говно-семинары, где сидят и вздыхают о своей нелегкой женской доле, вместо того чтобы пойти работать
Андрей
/ 15.11.2010
Я лично воспринимаю эту книгу как некую "презентацию" метода. Прочтя ее, не стоит пытаться что-то делать - это будет интерпретацией. Нужно найти сертифицированного тренера расстановщика и сделать расстановку. Книга только помогает понять - в чем у каждого из нас МОЖЕТ БЫТЬ узел. А развязать его нужно непосредственно на расстановках.
А опыт расстановок - это не передать словами, делаешь ли ты свою расстановку или участвуешь в чужой.
Анна / 14.11.2010 Девочки, книги Хеллингера для многих могут казаться фантазией, но для тех, кто пережил опыт расстановок это далеко не так. Его книги, как и сами расстановки, могут нам дать толчок к движению, помочь найти середину, но от всех проблем избавить - это не есть позиционируемая цель его работы....
Ирина / 21.07.2010 Я согласна с мнением Варвары.Главный смысл книги-понять себя и понять,что ничто в жизни не проходит бесследно,но слепое следование советам опасно,так как не всегда универсальный метод приемлем ко всему и ко всем.Если бы было все так просто,то пройдя тренинги каждый избавился от всех проблем.НО РАЗВЕ ЭТО ТАК? Поэтому,друзья-занимайтесь всем БЕЗ ФАНАТИЗМА и ИСТИНЫ В ПОСЛЕДНЕЙ ИНСТАНЦИИ.
Варвара / 11.01.2010 К сожалению философский подход Хеллингера перемешан так, что капли правды хорошо сдобрены морем фантазий автора о сути происходящего. Он вроде как дает объяснение, но многое, что он утверждает как постулаты, выглядит сомнительным и не побоюсь этого слова опасным.