Согласованность речевых движений. Образовательный портал. Упражнение « Повтори за мной »

Согласованность речевых движений. Образовательный портал. Упражнение
«
Повтори за мной
»
Согласованность речевых движений. Образовательный портал. Упражнение « Повтори за мной »

Наталия Львовна Кочнева
Движение и речь. Методы двигательной коррекции

Движение и речь

Связь движения и речи - общеизвестный факт, не вызывающий сомнений. Более того, речь по своей сути тоже является движением мышц органов артикуляции и голосовых связок. Именно поэтому задача научиться координировать речь с движением является не такой уж сложной и сводится к выработке устойчивых навыков согласованной работы разных групп мышц.

Существует немало способов, позволяющих добиться чёткой координации речи с движением . И наиболее известный и действенный из них – это игра. Именно игры являются преобладающим методом развития умения согласовывать речь с движением для дошкольников .

Всем известны игры, «У медведя во бору» , «Гуси-гуси, га-га-га» и др). Подобные игры, оказывается, являются не только увлекательными забавами для детей, но и помогают им получить простейшие навыки координации речи и движения . Игры довольно часто используются для обучения. Они раскрепощают, с их помощью легко объяснить то, что не выразить словами.

Для формирования и автоматизации соответствующих навыков используют также различные упражнения. К примеру – прыжки на скакалке в разных темпах с одновременным проговариванием стишка или скороговорки. Это упражнение позволяет отработать речевое дыхание в состоянии физических нагрузок. Существуют упражнения, направленные на умение координировать темп речи и движения , силу голоса и другие рече-двигательные аспекты .

Тесная взаимосвязь речи и движения позволяет задействовать мощные компенсационные механизмы у детей, имеющих проблемы в развитии. Педагоги и дефектологи знают, что развитие речи через движение приносит положительные результаты. С этой целью создана целая методика : логопедическая ритмика. Совершая определённые движения , ребенок более чётко и правильно произносит те слоги и слова, которые раньше ему не удавались.

Методы двигательной коррекции используются в коррекционной педагогике как эффективный инструмент преодоления психологических проблем. Цель их внедрения - восстановление или формирование у человека контакта с собственным телом, снятие телесных напряжений, осознание своих проблем в виде телесных аналогов, развитие невербальных компонентов общения для улучшения психического самочувствия и взаимодействий с другими людьми.

Упражнения на развитие координации речи и движения

Петрушка

Стоит в лесу избушка, Руки над головой изображают крышу дома.

А в ней живет Петрушка. Движение , имитирующее игру на дудочке.

К нему идут зверушки Ходьба.

Попрыгать, поиграть. Прыжки.

Олени, носороги, Скрещивание рук над головой.

Медведи из берлоги Переступание с ноги на ногу.

Приходят друг за дружкой Ходьба.

Попрыгать, поиграть. Прыжки.

Косули и еноты, ежи и бегемоты Выполнять «пружинку» , руки на поясе.

Идут после охоты Ходьба.

Попрыгать, поиграть. Прыжки.

Малиновка, овсянка,живая обезьянка, Ритмичные взмахи руками. Покачивание туловища вправо-влево; руки согнуть в локтях, ладони открыть.

У всех одно и то же-

Попрыгать, поиграть.

Стоит в лесу избушка,

А в ней живет Петрушка.

К нему идут зверушки

Попрыгать, поиграть.

Мы лопатки взяли, Движения

Грядки раскопали.

Раз-два, раз-два-

Вот как раскопали, Выполнять движения в соответствии с текстом.

Грабли в руки взяли, Движения , имитирующие носку лопаты на плече.

Грядки причесали.

Семена рядами в землю мы сажали.

Раз-два, раз-два-

Вот как мы сажали. Выполнять движения в соответствии с текстом.

Мы водой холодной грядки поливали. Раз-два, раз-два-

Вот как поливали. Движения , имитирующие полив грядок из лейки.

Урожай богатый дружно собирали. Полуприседания влево-вправо с отводом руки.

Хоровод и песни Левая рука на поясе; правая отведена в сторону-поворот вправо.

Сами затевали. Правая рука на поясе; левая отведена в сторону-поворот влево.

Раз-два, раз-два- Левая рука на поясе; правая отведена в сторону-поворот вправо.

Вот как затевали. Правая рука на поясе; левая отведена в сторону-поворот влево.

Подарило лето

Вместе с солнцем ярки

Мамам, бабушкам и детям

Вкусные подарки. Дети идут по кругу по часовой стрелке, взявшись за руки.

Мы в лесу гуляли,

Мы грибы искали.

Раз грибочек, два грибочек-

Полный кузовочек. Присесть, имитируя сбор грибов в кузовок.

Около тропинки

Рвали мы малинку.

Раз малинка, два малинка-

Полная корзинка. Встать, имитируя срывание с куста малины.

По саду гуляли,

Яблочками мы рвали.

Вкусных, красных, ароматных много мы нарвали. Встать на носки, поднять руки вверх, имитируя срывание с дерева яблок.

Принесем мы маме

Кузовок с грибами,

Красных яблок и малинки

Полную корзинку. Идут по кругу против часовой стрелки, взявшись за руки.

Морское путешествие

Рыбки плавали, ныряли

В чистой светленькой воде.

То сойдутся-разойдутся,

То зароются в песке. Выполнять движения в соответствии с текстом.

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три-

Морская фигура, замри. Ноги на ширине плеч, покачивание руками справа-налево, изображая волны. Руки поднять вверх и, изображая фонарики, опустить вниз.

Кто это? Что это?

Куа угадать? Кто это? Что это?

Как разгадать? Повороты вправо-влево с вытянутыми руками. Руки поднять вверх. Выполнять покачивающие движения вправо-влево .

Это рыбацкая лодка, Ноги на ширине плеч. Руки в сторны, кисти подняты вверх. В таком положении выполнять покачивания из стороны в сторону.

А это морская звезда, Руки поднять вверх, сжимая и разжимая пальцы, затем опустить руки вниз.

Это, конечно улитка. Руки в стороны, выполнять круговые движения .

Всех разгадаю вас я. Руки развести в стороны.

Заводные игрушки

Посмотрите, в магазине

Все игрушки на витрине : Широко развести руки в стороны.

Заводные зайчики,

Куколки и мячики,

Пушистые котята,

Матрешки, медвежата- Повороты вправо-влево с вытянутыми руками.

Все на полочках сидят, Присесть.

С нами поиграть хотят. Прыжки.

Вот солдатики стоят,

Начинается парад! Исходное положение-стойка смирно.

Раз, два, три, четыре, пять-

Начинаем мы шагать. Дети маршируют друг за другом.

Вот бегут машины,

Шуршат своими шинами.

Желтые и красные-

Все такие разные. Дробно топают с продвижением вперед . Спина прямая, голову низко не опускать, ноги согнуть в коленях.

Бум-бум, тра-та-та!

Барабан гремит с утра- Дети имитируют игру на барабане.

Зайчики играют,

Лапкой ударяют. Выполнить легкие прыжки то на одной, то на другой ноге.

Публикации по теме:

Логоритмика - это движение, движение - это здоровье Затрагивая в настоящее время любой вопрос, касающийся проблем детства, мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми,.

Игра представляет собой игровое поле и конверты с заданиями. Цель игры: формирования у детей дошкольников устойчивых навыков знаний поведения.

дним из основных условий и показателей хорошего физического и нервно- психического развития ребёнка является своевременное и разностороннее.

Консультация для воспитателей «Движение и речь» Часто у дошкольников с патологией речи можно наблюдать комплексные нарушения. Дети с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и.

Развитие речи тесно связано с состоянием наших моторных функций. У детей с нарушениями речи имеются существенные отклонения в речевом и психомоторном развитии.

У дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня недостаточно сформированы основные двигательные навыки и умения, общая моторная неловкость, нарушения оптико-пространственного гнозиса, снижены двигательные память и внимание . У данной категории детей с дизартрическим компонентом нарушена статическая и динамическая координация движений, их переключаемость, темп, ритм, дыхание. Эти особенности характерны для всей моторной сферы: общей, мелкой, артикуляционной, мимической. Затрудняется межличностное взаимодействие детей, создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения.

В моторном развитии огромную роль играют координационные механизмы. С формированием координации движений тесно связано развитие функциональных возможностей всех органов и систем. Н.А. Бернштейн определял координацию движений как «Особую группу физиологических механизмов, создающих непрерывное, организованное, циклическое взаимодействие между рецепторным и эффекторным процессами».

В основе программы любого моторного акта лежит сенсорный образ выполняемого движения. Согласно учению И.П.Павлова, в возникновении произвольных движений решающую роль играет корковый анализ и синтез кинестетических раздражений, поступающих в нервную систему от работающих мышц.

Речевые движения также реализуются на основе их сенсорного образа, нарушения в воспроизведении которого, приводят к нарушениям программы соответствующего моторного акта. Это, в свою очередь, влечет за собой расстройство управления данным произвольным движением, дискоординацию данного двигательного акта, что выражается в нарушениях двигательного состава речевых движений.

Таким образом, нарушения координации движений является основным признаком затруднения в обучении речевому процессу. Легче овладеть речью тому ребенку, у которого лучше развиты моторные навыки. (Г.Р. Шашкина ). Следовательно, развивающая и коррекционная работа с такими детьми должна быть направлена на совершенствование приемов по развитию моторной сферы и ее влиянию на речевой процесс.

По результатам констатирующего эксперимента было определено, что у детей с общим недоразвитием речи III уровня и с псевдобульбарной дизартрии:

· недоразвитие общей и мелкой моторики;

· несформированность движений органов артикуляционного аппарата и, как следствие, нарушение звукопроизношения;

· присутствие саливации, синкенезий, гиперкинезов;

· недоразвитие мимических мышц;

· нарушение просодических компонентов речи:

o диафрагмального и речевого дыхания;

o темпа и ритма речи;

· недоразвитие фонематического слуха и восприятия;

· недостаточное развитие лексико-грамматических компонентов речи; связной речи.

Коррекционная работа, проводимая для достижения этой цели состоит в следующем:

а) Развитие неречевых функций детей, поскольку из результатов обследования известно, что у всех детей нарушена общая, мелкая, артикуляционная моторика. В связи с этим необходимо проведение коррекционной работы с целью их развития. Данные упражнения были выбраны для содержания коррекционной работы потому, что эти упражнения способствуют формированию и развитию разных моторных сфер, включающих в себя динамическую и статическую организацию движений, развитию общей моторики (статической и динамической организации движений тела), начинающуюся с нормализации мышечного тонуса, снятия мышечного напряжения (при спастической дизартрии тонус повышен); поскольку из результатов обследования известно, что она нарушена у всех детей. Совершенствование всех видов движений, а также развитие двигательной памяти и переключаемости движений, кроме этого, необходимо уделять внимание формированию темпа движений.

Речевые подвижные игры с импровизацией движений, где ритм стихотворной строки следует согласовывать с движениями рук, ног, туловища. Подробное описание упражнений представлены в приложении №2 . Например: игра «Части тела» (дети называют и показывают называемые части тела и лица). Цель: Развитие координации движений.

Отшагай скороговорку (на каждый шаг - слово).

Цель: Развитие ритмической и выразительной речи.

Считалки под мяч (на каждый удар мяча - слово)

Цель: Развитие ритмической координации движений и речи.

Для развития мимической выразительности использовали упражнения, направленные на снятие напряжения в речедвигательном аппарате:

Самомассаж лица;

Мимическую гимнастику.

Для развития подвижности органов артикуляции - отрабатывали упражнения для тренировки нижней челюсти, губ, языка. Во время проведения гимнастики ведется борьба с саливацией, которая является результатом пареза нижней челюсти. Проводятся дополнительные упражнения для нижней челюсти, губ. Необходимо учить ребенка с сомкнутыми губами подсасывать слюну, глотать слюну с запрокинутой головой и в нормальном положении. Перед выполнением любого артикуляционного упражнения учитель-логопед напоминает ребенку, что нужно проглотить слюну, промакивает рот и внутри рта салфеткой. Данные упражнения были выбраны потому, что они способствуют развитию подвижности органов артикуляции. Эти упражнения проводили одновременно с движениями рук в виде стишков.

Упражнения лопаточка - выработка умения удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

кошечка - формирование навыка подъема и опускания языка.

маляр - выработка подвижности языка в верхнем положении.

катание шарика - укрепление боковых мышц языка.

чашечка - формирование умения удержания широкого языка в верхнем положении.

иголочка - формирование умения делать язык узким, напрягая его мышцы.

парус - растягивание подъязычной связки, развитие умения расслаблять мышцы языка в приподнятом положении.

прятки - активизация корня языка.

качели - выработка подвижности кончика языка.

У обследуемых дошкольников нарушения звукопроизношения полиморфны, т.к. у них страдают согласные свистящие, шипящие, йотированные, а сонорные звуки отсутствуют.

Формирование согласных фонем предусматривает: уточнение артикуляции относительно сохранных звуков, что позволяет организовать ориентацию ребенка в звуковом составе слова; коррекцию дефектных звуков; дифференциацию конкретных смешиваемых звуков.

Для формирования правильного артикуляционного уклада звука, используются следующие артикуляционные упражнения (по данным Е.С. Анищенковой ):

Работая над дыханием , делали упражнения, рекомендованные А.Н. Стрельниковой, где резкий вдох через нос (при абсолютно пассивном выдохе) усиливает внутреннее тканевое дыхание и повышается усвояемость кислорода тканями. Это положительно влияет на функцию нервно-регуляторных механизмов, управляющих дыханием, упражнение «Ладошки».

Дыхательную гимнастику с различением носового и ротового выдоха, упражнение «Нос - рот».

Дыхательные упражнения, направленные на формирование длительной и сильной выдыхаемой воздушной струи.

Развитие мелкой моторики предполагает работу над координацией движений пальцев рук .

Использовали следующие виды упражнений:

Массаж и самомассаж рук

Пальчиковые игры, где пальцевые движения сопровождаются стихотворным текстом;

Разнообразная предметная деятельность (застегивание и расстегивание пуговиц, шнуровка на рамках, игры с грецким орехом, конструктором, пробками, перебирание круп зерен и т.д.) также способствовали развитию мелкой моторики.

Формирование правильного звукопроизношения . Вторая часть урока строится также по структуре псевдобульбарной дизартрии, с учетом уровня общего недоразвития речи, индивидуальных и психологических особенностей, пришедшего на занятие ребенка (детей). Формируются те категории, которые недостаточно развиты у конкретного ребенка. Ведется работа по:

Коррекции звукопроизношения:

o постановка,

o автоматизация,

o дифференциация звуков;

Развитию фонематических процессов;

Формированию лексико-грамматических категорий.

Материалы для индивидуальных логопедических занятий по постановке, автоматизации и дифференциации звуков разрабатывались долго и тщательно, с учетом различных лексических тем, изучаемых в течение одной календарной недели, возрастных, психологических и индивидуальных особенностей детей-дизартриков. Дефекты звукопроизношения, у детей идентичны и всегда несколько дошкольников находились на одинаковых этапах логопедической работы.

Каждое занятие по обучению грамоте посвящено звуку (звукам) и букве, подчинено определенной лексической теме. Более подробно представлено в приложении №3 . Применение различных игровых приемов, разнообразие дидактического материала способствуют сохранению интереса детей на протяжении всего занятия. Физические паузы тоже отражают лексическую тематику. Определенная тема и упражнения по развитию общей, мелкой, лицевой, артикуляционной моторики, дыхания, голоса, мимической мускулатуры отрабатываются в течение одной календарной недели на индивидуальных и фронтальных занятиях учителя-логопеда. Динамика усвоения нового материала детьми достаточно высокая. Знания, полученные дошкольниками на логопедических занятиях, закрепляются воспитателями и родителями. На следующей неделе изучается новая лексическая тема, и вся работа учителя-логопеда строится с ее учетом.

Проведение занятий по постановке, автоматизации и дифференциации нарушенных звуков.

1) Подготовительный этап: подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению нужного звука. Работа ведется по нескольким направлениям:

Формирование точных движений органов артикуляционного аппарата и направленной воздушной струи, т.е. подготовка речевого и дыхательного аппаратов к дальнейшей работе.

Развитие фонематических процессов для дальнейших этапов в работе над звуками. Это способствует развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов, формированию навыков анализа и синтеза слов и более быстрой и эффективной работе при постановке и автоматизации нарушенных звуков.

2) Постановка звука : необходимо добиться правильного звучания изолированного звука. Проводится на базе навыков, сформированных на подготовительном этапе. Здесь проводится первичная постановка звука (объясняется правильный артикуляционный, и акустический образ звука, выделение звука среди других звуков, слогов, слов).

3) Автоматизация звука : проводится с целью правильного звукопроизношения звука во фразовой речи. Постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь ребёнка.

4) Дифференциация звуков : научить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи. Постепенная, последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам, сначала изолированных, затем в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, рассказах и самостоятельной речи.

«Скажи наоборот».

Логопед бросает детям по очереди мяч, произнося при этом слоги различной структуры со звуком С и Ш. ребенок, поймавший мяч, бросает его обратно, изменяя звук в слоге: са - ша, су - шу, асу - ашу, асо - ашо.

Артикуляционные упражнения для группы свистящих звуков:

- «загнать мяч в ворота»

- «наказать непослушный язык»

-«лопаточка»

-«почистим зубки» - научить детей кончиком языка совершать движения из стороны в сторону.

Артикуляционные упражнения для группы шипящих звуков:

- «наказать непослушный язык» - выработка умения, расслабив язык, удерживать его широким, распластанным.

-«лопаточка» - выработка умения удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

-«грибок» - выработать подъем языка вверх, растягивая подъязычную уздечку.

-«вкусное варенье»

-«гармошка» - укрепление мышц языка, растягивание подъязычной уздечки.

Артикуляционные упражнения для группы соноров:

- «наказать непослушный язык» - выработка умения, расслабив язык, удерживать его широким, распластанным.

-«вкусное варенье» - выработать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки.

- «загнать мяч в ворота» - выработка длительной, направленной воздушной струи.

-«маляр» - отработка движений языка вверх и его подвижности.

-«лошадка» - укрепление мышц языка и выработка подъема языка вверх.

В) проведение закрепления навыка чистого произношения в обиходной речи.

Сначала темп речи замедляется; постепенно он нормализуется, и внимание больного направляется на выразительность речи. Постоянный контроль за речью ребенка сначала осуществляется логопедом, а потом родителями и лицами, окружающими ребенка дома и в школе. Периодически логопед консультирует ребенка.

Стоит отметить важность и необходимость участия родителей в коррекционном воздействии, поскольку в домашних условиях именно они должны осуществлять проведение необходимой коррекционной работы. Сначала они должны контролировать только отработанный с логопедом и заученный ребенком материал (по тетради), постепенно они привлекаются к контролю за повседневной речью ребенка. Позднее выделяется специальное время для разговора с ребенком или заучивания каких-либо текстов. Так постепенно родители переходят к систематическому контролю за речью ребенка.

- Развитие функций фонематического слуха . Обучение различению и выделению нужных звуков слогах, словах, предложениях, в речи в целом; определение места, количества, последовательности звуков и слогов в слове. Хлопни в ладоши

Цель. Нахождение звука в словах, воспринятых на слух.

Где звук?

Цель. Нахождение места звука в слове.

Развитие и совершенствование лексико-грамматического строя речи . Возможно с формированием умения понимать предложения, грамматические конструкции; расширение, закрепление, уточнение и активизация словаря; активизация использования предложных конструкций, навыков словообразования, словоизменения, составления предложений и рассказов.

«мебель»

Цель. Расширять запас существительных в активном словаре детей.

Рассказ про магазин.

Цель. Закреплять усвоение детьми связи слов в предложении.

Составь предложение.

Цель. Учить детей составлять простые предложения.

Лото «Один-много»

Цель. Совершенствование лексико-грамматического строя речи (образование множественного числа имен существительных).

Регулярное проведение занятий позволили:

Развивать общую моторику и тонкие движения пальцев рук;

Выработать умение управлять своими органами артикуляции;

Формировать навык правильного речевого дыхания;

Улучшить дикцию, четкое произношение звуков;

Тренировать навык активно пользоваться мимическими мышцами;

Снижать двигательную активность, расторможенность детей;

Повышать работоспособность, речевую активность.

Движения и речь становятся более правильными, выразительными, эмоциональными. Дети становятся общительными, раскрепощенными, хорошо подготовленными к школе.

Трудно переоценить роль движений и речи, которую они выполняют в повседневной жизнедеятельности человека с самого раннего возраста. Именно через движение и слово прежде всего ребенок познает окружающий мир, взаимодействует с ним, выражает свое отношение к нему, развивает и совершенствует себя. Движение и речь (совместно с органами чувств) выступают важнейшими факторами, обеспечивающими формирование «сенсорно-моторного уровня сознания» как начального этапа становления личности . Движения, моторные действия и речь как средство общения обеспечивают возможность осуществления различных видов деятельности и вместе с тем могут выступать в качестве самостоятельной психомоторной или речевой деятельности.

Как отмечает В.П. Дудьев, взаимообусловленность двигательной и речевой функциональных систем в их становлении в дошкольном онтогенезе и активное взаимодействие в последующие возрастные периоды носят сложный опосредованный характер . С одной стороны, внешнее оформление высказывания, т.е. произносительная сторона речи, обеспечивается четко координированными движениями органов периферического отдела речевого аппарата (известно также, что и при восприятии звучащей речи имеют место соответствующие микродвижения). Это предполагает нормальное строение, определенный уровень сформированности и функционирования центрального и периферического отделов речевого аппарата. В случае органических или функциональных нарушений в речевом аппарате возникают, как известно, различные по механизму моторные трудности, которые в дошкольном возрасте препятствуют нормальному овладению произносительной стороной речи, а в последующие возрастные периоды приводят к различным ее расстройствам.

С другой стороны, формирование самой двигательной функциональной системы человека происходит при активном участии речи, под непосредственным влиянием абстрагирующей и обобщающей функции второй сигнальной системы. Доказано, что сущность развития моторики в нормальном онтогенезе ребенка заключается не только в биологически обусловленном дозревании соответствующих субстратов мозга, а и в накоплении им на этой основе индивидуального двигательного опыта, которое происходит исключительно в процессе речевого общения с окружающими людьми.

На роль слова в осуществлении произвольных движений указывают многие авторы (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). Так, Л.С. Выготский в этой связи отмечает, что высшие формы регуляции движений рождаются в социальном общении людей. Индивидуальное развитие произвольных движений, по его мнению, начинается с того, что ребенок научается подчинять свои движения словесным требованиям взрослых, а затем слово становится для ребенка средством организации собственного двигательного поведения - сначала с помощью громкой речи, а потом внутренней . А.Р. Лурия по этому поводу пишет, что на первых этапах речевой приказ взрослого может лишь пускать в ход отдельные движения, но не может еще ни задержать их, ни направлять и корректировать двигательное протекание движений. Лишь на последних этапах речь взрослого, а затем и речь самого ребенка, сначала внешняя, а потом и внутренняя, оказывается в состоянии формировать намерение, план двигательного акта, осуществлять коррекцию движений, сопоставление результата движения с его замыслом . Как указывал И.П. Павлов, вторая сигнальная система является внешним регулятором человеческого поведения .

Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И.П. Павлов, Л.А. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.

Принцип изучения функций мозга человека как целостной системы, сформулированный И.П. Павловым, является приоритетным и в настоящее время . Любой произвольный акт человека осуществляется сложной функциональной системой, представленной в виде многоэтажной и многонейронной «констелляции» нервных центров . Касаясь функции речи, А.А. Ухтомский указывал, что нормальная речь человека - очень сложный процесс и представляет собой результат многих пространственно разграниченных образований мозга . В функциональной структуре этого центрального механизма особое значение имеет согласованная работа всех компонентов системы. По мнению Красногорского Н.И., одним из наиболее существенных образований, обеспечивающих целостную интегративную деятельность мозга, может рассматриваться двигательный анализатор структурные и функциональные особенности которого заключаются в том, что он имеет чрезвычайно богатые связи со всеми отделами центральной нервной системы и принимает участие в их деятельности .

Исследования ученых, занимающихся проблемами психомоторного развития детей (Н.А. Бернштейн, Н.И. Озерецкий, М.О. Гуревич, Т.П. Хризман и др.), позволили сделать вывод о том, что базисом для формирования высших психических функций (в том числе речи) является двигательная сфера.

В коре больших полушарий двигательный центр и речедвигательный (центр Брока) располагаются рядом, вернее один является частью другого. Поэтому развитие моторной речи напрямую зависит от развития общей моторики ребенка. Развитие речи и движений (мелкой и общей моторики), так же как и их нарушения идут «параллельно». Исследователи установили, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Особенно наглядно огромная площадь проекции кисти представлена на схеме под названием «Гомункулюс (человечек) Пенфилда».

В невропатологии и дефектологии уже давно имелись наблюдения, говорившие о тесной связи функции руки и речи. При травме или кровоизлиянии в речевой моторной области в левом полушарии у человека утрачивается не только речь, но и тонкие движения пальцев правой руки, хотя сама область двигательной проекции пальцев оставалась незатронутой.

Среди других двигательных функций движения пальцев руки имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка. В истории развития человечества роль руки исключительно велика - она дала возможность развить путем жестов - указывающих, очерчивающих, изображающих, оборонительных и т. д. - тот первичный язык, с помощью которого происходило общение первобытных людей.

В.М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию . Выдающийся русский просветитель Н.И. Новиков еще в 1782 г. писал, что натуральное побуждение к действованию над вещами у детей есть основное средство не только для того, чтобы дать им знания о вещах и их назначении, но и для всего их умственного развития. У новорожденного кисти всегда сжаты в кулаке, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Малыша даже можно немного приподнять. Однако эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия еще не достигли высокого контроля, который позволяет сознательно выполнять движения. Значение хватательного рефлекса состоит в способности не выпускать из рук предмет. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка.

Исследования, проведенные М.М. Кольцовой, обосновывают положение, что развитие речи тесно связано с развитием мелкой моторики . В книге «Ребенок учится говорить» М.М. Кольцова представляет описание ряда исследований, которые доказывают тесную связь между речью и моторикой. Автором было сформулировано предположение о том, что тренировка тонких движений пальцев оказывает влияние на развитие активной речи ребенка, что было подтверждено проведенными исследованиями.

В лаборатории высшей нервной деятельности ребенка в электрофизиологическом исследовании, проведенном Т.П. Хризман и М.И. Звонаревой, было обнаружено, что когда ребенок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга . Данные исследования прямо говорят о том, что речевые области мозга формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Л.В. Фомина провела исследование с целью установления взаимосвязи между развитием мелкой моторики детей и уровнем развития их речи. Она работала с детьми от 10 месяцев до 1г. 3 месяцев, которые были разделены на 3 подгруппы. В каждой из них занятия проводились по особому плану. В результате, звукопроизношение у детей при тренировке тонких движений пальцев рук не только удалось получить много раньше (в 7 раз быстрее, чем в 1-й группе), но оно оказалось и более совершенным .

Далее Л.В. Фомина обследовала более 500 детей в различных детских учреждениях и обнаружила, что уровень развития речи у них всегда находился в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук (с уровнем же развития общей моторики совпадал не всегда).

Следующий опыт, который описывает М.М. Кольцова, показал, что детям первых лет жизни, умеющим говорить, удавались изолированные движения пальцев. У неговорящих детей пальцы были напряженные или вялые, не было изолированных движений. Был сформулирован вывод о том, что пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся.

Сопоставляя все эти факты, М.М. Кольцова приходит к заключению: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое его развитие будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи.

Таким образом, между двигательной и речевой функциональными системами существуют определенные опосредованные отношения, складывающиеся при нормальном их развитии определенным образом на каждом из этапов раннего онтогенеза и превращающиеся в дальнейшем в сложное межфункциональное взаимодействие. Определенная корреляционная зависимость между указанными функциональными образованиями, не просматривающаяся в нормальном онтогенезе без специального зондирования, обнаруживает себя и становится вполне очевидной в случаях патологии, т. е. при возникновении речевых или моторных нарушений. Двигательная система оказывает значительное влияние на весь организм ребенка, но особенно велико влияние проприоцептивной афферентации на деятельность мозга, на его функциональное состояние. Значительна роль двигательной активности в своевременном речевом и психофизическом развитии ребенка. Сформированность двигательных навыков ребенка создает основу для развития речи.

Резюмируя вышесказанное в первой главе, мы отмечаем:

  • 1. Сущность моторного развития в нормальном онтогенезе заключается в одновременном биологически обусловленном дозревании соответствующих структур мозга, и накоплении ребенком на этой основе индивидуального двигательного опыта, обретаемого им исключительно в процессе двигательной активности и речевого общения с окружающими людьми. На разных этапах развития ребенка его движения неодинаковы, они различаются как по физиологическим параметрам, так и по смысловым характеристикам.
  • 2. Для детей с общим недоразвитием речи характерно нарушение формирования всех компонентов речевой системы, т. е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). Наряду с речевой симптоматикой, показательным для детей с ОНР является наличие двигательной недостаточности. Дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи отстают в развитии двигательной сферы от нормально развивающихся сверстников. Формирование движений у этой категории детей происходит замедленно, моторика носит недостаточно координированный характер.
  • 3. Между двигательной и речевой функциональными системами существуют определенные опосредованные отношения, складывающиеся при нормальном их развитии определенным образом на каждом из этапов раннего онтогенеза и превращающиеся в дальнейшем в сложное межфункциональное взаимодействие. Сформированность двигательных навыков ребенка создает основу для развития речи.

Анализ литературных источников показал, исследуемая нами проблема изучена и освещена многим авторами, однако на практике при разработке методик по коррекции речи детей не всегда в достаточной степени учитывается несформированность их моторики, не уделяется должного внимания ее развитию.

Роль движения в формировании речевых функций у дошкольников с ОНР.

В ряду задач, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением, важное место занимает подготовка детей к школе. Физическое и речевое развитие – две основные линии подготовки ребёнка к школе. По мнению учёных, они оказываются тесно связанными и при совершенствовании дополняют и усиливают друг друга.

Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики, координации движений. Дыхание у таких детей поверхностное, ключичное. Одни дети гиперактивные, другие пассивные, вялые, что обусловлено слабостью нервной системы, парезом мышц, иннервирующих дыхание, органы артикуляции, мимику, общую и мелкую моторику.

Однако если вовремя помочь ребенку, используя все способы развития, активизации речи, эти проблемы можно решить. Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо с первых недель его жизни: развивать слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений.

Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Например, экспериментально доказана зависимость развития речи детей от степени сформированности мелкой моторики пальцев рук. Если развитие движений пальцев рук отстает, задерживается и развитие речи, хотя общая моторика при этом остается в норме или может быть выше возрастной нормы. Поэтому есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи» такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой зоной мозга. На основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук…

Для успешной коррекции речевых нарушений недостаточно усилий логопеда, здесь необходимо сочетание элементов речевой подготовки с развитием двигательных способностей детей. В этом ему помогают воспитатели, музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре.

Целью их совместной работы является развитие психофизических возможностей, выразительной, связной речи, эмоционально-личностной сферы, артикуляционного аппарата, голоса, просодической стороны речи, сенсомоторных возможностей.

В нашем детском саду мы используем специальные упражнения и общепринятые способы физического воспитания. В эти занятия входят разные виды упражнений: физкультминутки, логоритмические и игровые упражнения, элементы импровизации, пальчиковая гимнастика, упражнения на различение звуков, темпа, ритма музыки (движение под музыку, танцы, марш), подвижные игры, которые согласованы с определенными темами по звукопроизношению и обучению грамоте. Тексты мы заучиваем с детьми, а затем четко проговариваем, сопровождая всевозможными движениями. Ритм речи, прежде всего стихов, поговорок, пословиц, способствует совершенствованию динамической координации, общей и мелкой моторики, облегчает процесс запоминания. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая и двигательная память.

Дети с удовольствием разучивают стихи и комплексы упражнений к ним, рассказывают и показывают все это дома, просят родителей выполнять движения вместе с ними. При выполнении таких упражнений происходит автоматизация звуков, развиваются интонация и выразительность голоса, а также мимика, пластика движений, точность и координация как общей, так и мелкой моторики. Это особенно важно для детей с дефектом речи.

В процессе коррекционной работы мы уделяем большое внимание и развитию мелкой моторики. Так, во вне учебное время можно предложить детям складывать мозаику, пазлы, фигуры из спичек или счетных палочек, тренироваться в развязывании и завязывании шнурков, собирать рассыпанные пуговицы или мелкие предметы, карандаши разного размера. Детям можно предложить работу в тетрадях для развития навыков письма, рекомендованные для детей с речевыми нарушениями.

Таким образом, благодаря такому комплексному подходу достигается высокая эффективность и стабильность результатов в коррекционной работе с детьми-логопатами. У детей с нарушением речи значительно улучшается состояние здоровья в целом, повышается двигательная активность, корректируется звукопроизношение, возрастают показатели грамотности, выразительности речи и развивается фонематическое восприятие.

    Реферат на тему: Педагогические условия для работы над согласованностью движений и речи на музыкальных занятиях для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

    Введение

    Речь играет большое и очень важное значение в развитии ребенка-дошкольника. А речь – это способность говорить, говорение. Проблема нарушения согласованности речи и двигательных функций, а именно общей, мелкой, артикуляционной моторики обусловлена необходимостью пересмотра приемов, общепринятых в логопедии, а также педагогических условий, необходимых на музыкальных занятиях для работы над согласованностью речи и движений. Движение – это перемещение, направление.
    А что же такое музыкальное воспитание в детском саду? Это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью воспитания творческой личности ребёнка.
    Анализируя психолого-педагогические источники можно сделать вывод о том, что эта тема особенно актуальна в наши дни, так как отмечается постоянное увеличение количества детей, имеющих нарушения речи, а также то, что согласованность движения и речи является подготовительным этапом к освоению письменной речи и письму.
    В педагогической литературе прослеживается то, что на музыкальных занятиях идет обучение согласованности движения и речи, развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики, развитие темпа и ритма, движений и стиха. Очень важным аспектом воздействия на развитие согласованности движения и речи является чувство ритма и темпа. Ритм и темп организует не только двигательную деятельность человека, но и в то же время руководит темпом и динамическими особенностями речи. Разнообразие ритмических упражнений формируют у детей с ОНР способность к развитию согласованности движения и речи. Кто же такие дети с ОНР? ОНР – это форма речевой аномалии, при которой у ребенка с нормальным слухом и первично сохраненным интеллектом оказываются несформированными все компоненты речевой системы: фонетика, лексика, грамматика. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. А неполноценная речь негативно сказывается на развитии двигательной сферы, в которой наиболее существенные недостатки наблюдаются со стороны координации, поэтому тема остается актуальной.
    В психологической литературе прослеживается то, что речь - это специфическое проявление психической деятельности. Поскольку речь является функцией мозга, изучение ее механизма связано с пониманием вопросов, касающихся работы мозга. В процессе речевой коммуникации принимают участие многие анализаторы, но ведущую роль играют 2 из них: речедвигательный и речеслуховой.
    В современной литературе доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произношения. Непринуждённость, приобретаемая детьми при выполнении ритмических движений, положительно влияет на двигательные свойства речевых органов (В.А. Гринер). Работает над этой проблемой Картушина Марина Юрьевна. Она создала сборник конспектов логоритмических занятий. Исследования профессора М.М. Кольцевой показали, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.
    Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена многими исследователями крупных ученых. Упоминание о коррекционно-развивающем воздействии музыки уходят корнями в древние времена. Виднейшие ученые Пифагор, Аристотель, Платон указывали на лечебное и профилактическое воздействие музыки. Известны суждения Платона, связанные с музыкотерапией. По его мнению, ритмы и лады воздействуют на мысль, делая ее сообразной ими самими. В 1913г в систему музыкального воспитания широко внедрялось музыкально-ритмическое направление, разработанное швейцарским педагогом, музыкантом Жаком Далькрозом. Формирующее начало ритмики обуславливалось сочетанием ритма, музыки и движений. В 1960-е годы польский логоритмист Аурелия Розенталь предприняла попытку ввести элементы ритмопластики в музыкальное воспитание. Программа Аурелии Розенталь включает ритмические упражнения Жака Далькроза, которые способствуют развитию движений под музыку на занятиях.
    Данная проблема привлекла внимание и российских исследований. Исследования механизма воздействия музыки на человека, проведённые В.М.Бехтеревым, И.М.Догелем, И.Р.Тархановой и др., показали, что положительные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, стимулируют дыхание, кровообращение, улучшают обмен веществ. В 1958г. переиздается работа Веры Алесандровны Гринер «Логопедическая ритмика» для дошкольников. В 1976г. Галиной Анатольевной Волковой был представлен разнообразный логопедический материал, который можно использовать в различных реабилитационных методиках, и в 1985г вышла «Логопедическая ритмика» ею была предложена методика занятий при разных формах нарушения речи. В то же время, как показывает практика и результаты полученных исследований Е.А.Медведевой, Н.Н.Кычневой, М.Ф. Фомичевой, Г.Р.Шашкиной нарушение речи и двигательных функций выявляются в диагностическом обследовании дошкольников с нарушениями речи с помощью тестов Л.А.Квинта в модификации Н.И.Озерецкого-Гельница. Практика использования логоритмических упражнений на музыкальных занятиях показывает положительную динамику в коррекции речи у детей с различными уровнями ОНР. А логоритмические упражнения – это упражнения на основе сочетания музыки, слова, движения, направленные на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.
    Анализ существующей практики свидетельствует о недостаточной разработанности данной проблемы. И поэтому степень разработки проблемы требует более глубокого ее изучения. Эта тема и остается особенно актуальной в наши дни. А из этого следует, что объектом исследования являются музыкальные занятия, а соответственно предметом – логоритмические упражнения и их роль в системе работы над согласованностью движений и речи. Целью исследования является выработка педагогических условий, которые способствуют эффективной работе над согласованностью движений и речи. Из цели вытекает следующие задачи работы:
    изучить и проанализировать литературу по данной проблеме;
    изучить и проанализировать систему логоритмических упражнений Е.П.Прописновой.
    разработать систему логоритмических упражнений, способствующих развитию согласованности движений и речи;
    выделить педагогические условия, способствующие более эффективному развитию согласованности движений и речи.
Исходя из задач, выдвинули гипотезу работы – предположим, что правильно подобранная система логоритмических упражнений на музыкальных занятиях эффективно влияет на коррекцию согласованности движений и речи у детей с ОНР при следующих условиях:
– при согласованности работы педагогов: воспитателя, логопеда, музыкального руководителя;
- при систематическом включении упражнений на согласованность движений и речи на музыкальные занятия;
- с целью закрепления внесение этих упражнений на другие занятия.
Для решения поставленных задач нами использовался комплекс взаимодополняемых и взаимопроверяемых методов:
- наблюдение за работой педагогов: логопеда и воспитателя;
- анализ планов логоритмических занятий;
- изучение и теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы.

Глава 1. Роль музыкального воспитания в развитии речи и движений

1.1. Значение музыкального воспитания в развитии ребенка

Музыкальное воспитание, как воспитательная дисциплина, должна занимать значительное место в системе общего образования . Цель занятий, которые необходимо систематически проводить уже с самого раннего возраста – подготовить детей к трудовой деятельности, физически развивая в играх и упражнениях. Таким образом, с помощью музыкальных занятий у детей развивают голос, умение слушать, чувство ритма, вырабатывают умение двигаться правильно и красиво. Между музыкой и речью много общего. Музыкальные звуки, так же как и речь, воспринимаются слухом. Очень важно в музыкальном воспитании использовать элементы логоритмики. А «логоритмика - это вид кинезотерапии, основан на согласовании музыки, движения и слова, также это методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе и с речевой патологией, средствами движения и слова». Основная цель логоритмики – преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы. В соответствии с целью определяются коррекционные, образовательные и воспитательные задачи. К коррекционным задачам относятся: преодоление основного речевого нарушения, развитие дыхания, голоса, артикуляции, а также развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памятью) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной).
В образовательные задачи входят формирование двигательных навыков и умений, знакомство с разнообразием движений, с пространственной организацией тела, с некоторыми музыкальными понятиями («темп», «ритм» и т.д.).
К воспитательным задачам относятся воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма движений, воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически относиться к своим движениям и речи .
Достижение этих задач осуществляется с учетом следующих принципов:
1)принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного коррекционного обучения – с другой;
2)принцип развивающего обучения, заключается в том, что обучение должно вести за собой развитие ребенка;
3)принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;
4)принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приемы активизации познавательных способностей детей. Перед ребенком необходимо ставить познавательные задачи, в решение которых он опирается на собственный опыт.
5)принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учет возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых и музыкальных заданий;
6)принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;
7)принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.
Методику развития ритмических способностей впервые обосновал швейцарский педагог и музыкант Э. Жак-Далькроз (1913). Рассматривая ощущения, которые возникают при восприятии ритма, как особое проявление человеческой психики, он предложил развивать на его основе чувство музыкального ритма, ритма стиха, ритма движений.
Особое место занимает музыкальное воспитание при работе с речью. Различные речевые нарушения преодолеваются быстрее и легче.
Методика музыкально-ритмического воспитания за рубежом применялась в 60-е годы польским логоритмистом А. Розенталь. Она предприняла попытку внести элементы ритмопластики в логопедическую работу.
Э.Килинска-Эвертовска (Чехословакия) определила условия выполнения точного и координированного движения в сопровождении музыки и сделала вывод, что такая система музыкальных занятий формирует у детей чувство ритма и может широко применяться в реабилитации и терапии различных расстройств и заболеваний.
Вайнест (Германия, 1992) утверждает, что дети, имеющие речевые затруднения, преодолевают их в процессе развития ритмических способностей.
Также элементы логоритмики в системе музыкального воспитания привлекли внимание и российских исследователей. Например, в 40-е годы логоритмика в нашей стране вошла как необходимая часть в комплекс воздействия на больных афазией. В 1958 году переиздается работа В.А. Гринер «Логопедическая ритмика для дошкольников». В 1960 году В.И. Рождественская в работе «Воспитание речи у заикающихся дошкольников» подчеркивает роль упражнений, сочетающих слово с движением. Ритм производимых движений способствует нормализации речи. В работе Е.Ф. Шершневой, Е.Ф. Рау (1955) отличается значение логоритмики в коррекции заикания у детей преддошкольного возраста. В 1976 году Г.А. Волковой был представлен разнообразный логопедический и ритмический материал, который можно использовать в различных реабилитационных методиках, и в 1985 году в книге «Логопедическая ритмика» ею была предложена методика занятий при разных формах нарушения речи. Таким образом, элементы логоритмики в системе музыкального воспитания находят более широкое распространение и применение в различных реабилитационных методиках как самостоятельное средство коррекционного воздействия.
«Речь является специфическим проявлением психической деятельности человека». В процессе речевой коммуникации принимают участие многие анализаторы, но ведущую роль играют два из них: речедвигательный и речеслуховой. Если речь начинает интенсивно развиваться на втором году жизни, то к шести годам ребенок уже будет в состоянии управлять своим поведением на основе словесно обобщенной информации. Однако не во всех случаях эти процессы протекают благополучно.
Неполноценная речь негативно сказывается и на развитии двигательной сферы, в которой наиболее существенные недостатки наблюдаются со стороны координации способностей .
Коррекционно- педагогическая работа в специализированных дошкольных учреждениях логопедического направления связана со своевременным исправлением дефектов речи у детей.
Между тем известно, что физические упражнения служат эффективным средством воздействия на психические функции человека, одной из которых является речь.
К физическому воспитанию логоритмика имеет косвенное отношение, поскольку занятия разрабатываются логопедами-дефектологами совместно с музыкальными руководителями и направлены в основном на постановку и закрепление отдельных звуков, произношение слов, предложений, т.е. непосредственно на формирование правильной речи ребенка, и не учитывают особенности его физического развития и взаимосвязь речи с движениями различного характера.
В то же время физкультурные занятия, проводимые в специальных логопедических группах, не имеют своей задачей содействие формированию речи через активное развитие тесно с ней связанных физических качеств, к которым относятся координационные способности. Поэтому целесообразным выходом из сложившейся ситуации является интеграция физкультурных и музыкальных занятий..
В исследованиях, посвященных вопросам речи и моторики, указывается на связь речи и выразительных движений (М.О. Гуревич, 1930; А.А. Леонтьев, 1969), связь между двигательным и речевым анализаторами (А.Г. Иванов-Смоленский, 1935; Н.Н. Трауготт, Л.Я. Балонов, 1957; А.Р. Лурля, 1969; Н.П. Тяпугин, 1966). Отдельные исследования доказывают, что между степенью развития тонкой моторики кисти руки и уровнем развития речи у детей существует взаимозависимость (Л.Ф. Фямина, 1971; М.М. Кольцева, 1973). М.М. Кольцева пришла к выводу, что есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат – и что мозговую зону и проекцию кисти руки можно считать еще одной речевой зоной. Механизму взаимодействия движения и речи серьезные исследования посвятил Н.А. Бернштейн. Он в 1966 году выдвинул теорию уровневой организации движений. Разрабатывая систему регуляции двигательных функций, он отнес речь к высшему уровню организации движений. Это речедвигательный уровень символической координации и психологической организации движений. При этом речь оказывается неразрывно взаимосвязанной со всеми уровнями организации движений, в основе лежит принцип связи общей моторики и речи.
Таким образом, музыкальное воспитание играет важное значение в развитии ребенка: влияет на развитие голоса, умения слушать, чувства ритма, вырабатывает умение двигаться правильно и красиво, на общий тонус, моторику, настроение, развитие движений, также развивает внимание и память.

1.2.Музыкальные занятия.

Преодоление общего недоразвития речи требует интегративного подхода, при котором применяются элементы логоритмики на музыкальных занятиях по формированию общей, мелкой и артикуляционной моторики. Основу коррекционной работы составляет метод сенсорно-двигательной интеграции.
Коррекционная работа проводится по основным направлениям: развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, восприятия, воображения, внимания), ориентировки в пространстве и во времени; развитие сенсорных и моторных функций; формирование кинетической основы артикуляционных движений; развитие мимической мускулатуры; развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности; формирование черт гармоничной и незакомплексованной личности (дружелюбия, любви, уважения и самоуважения, критичности и самокритичности и др.).
Коррекционная направленность музыкальных занятий обеспечена учетом механизма и структуры психологического и речевого нарушения, возрастных и личностных особенностей детей, состояния их двигательной системы, характера и степени нарушения неречевых и речевых процессов: пространственного праксиса, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти и т.д. Решение на занятиях воспитательных задач способствует умственному, нравственному и эстетическому развитию воспитанников.
Основные виды упражнений, используемых на музыкальных занятиях для детей с общим недоразвитием речи первого уровня, направлены на регуляцию мышечного тонуса, статической и динамической координации движений, мимикой и артикуляционной моторики, воспитания чувства ритма, развитие силы голоса, дикции, обогащение и активизацию словаря, развитие понимания речи.
У детей с общим недоразвитием речи второго уровня отмечаются отклонения в развитии моторной сферы: общая моторная неловкость, недостаточная статическая и динамическая координация движений, недостаточная двигательная память. В музыкальные занятия включаются задания, тренирующие основные виды движений. В игры и упражнения на координацию речи с движением вводится один или несколько предметов. Предлагается сочетать выполнение движений с речевым сопровождением. Включая упражнения для развития темпа и ритма движений. С детьми, имеющими второй уровень речевого развития, в структуру логоритмического занятия включаются игры и упражнения для развития произвольного внимания, зрительной, слуховой и двигательной памяти, тактильных ощущений. Даются задания на запоминание ряда движений или слов в предложении. Вводятся сложные игры с серией движений и речевой инструкцией. Включаются речевые и подвижные игры, распевание и пение.
У детей с третьим уровнем общего недоразвития речи недостаточно сформирована связная речь, отмечаются трудности согласования слов, неточное звукопроизношение. В музыкальные занятия включаются все речевые средства логоритмики: упражнения для развития дикции и артикуляции, упражнения для развития голоса, упражнения на координацию движения и речи, упражнения с предметами, сопровождающиеся речью, упражнения с элементами мелодекламации, игры-драматизации.
Музыкальные занятия проводятся 2 раза в неделю со всей группой. Продолжительность занятий в младшей группе – 15 минут, в средней – 20 минут, в старшей – 25 минут, в подготовительной – 30 минут.
На занятии все упражнения объединены общей темой и сюжетом. В сюжеты занятий введены образы героев сказок и мультфильмов, животные, игрушки, увлекательные приключения. На занятиях совершаются воображаемые путешествия, экскурсии, поездки. Все это эмоционально окрашивает процесс обучения, обеспечивает устойчивое внимание, а значит, способствует лучшей результативности. При проведении занятий с детьми с общим недоразвитием речи необходимо тесное взаимодействие музыкального руководителя, логопеда и воспитателя.
Особое внимание уделяется введению в занятие речевых и подвижных игр с элементами инсценировки сказок, песен и стихотворений. В этих упражнениях на первый план выступают диалоги, монологи детей, сложные словесные инструкции. Целью этих упражнений является формирование способности быстро ориентироваться в новом речевом задании, переключаться с одного вида упражнений на другой. С детьми, имеющими третий уровень общего недоразвития речи, в занятия включаются театрализованные игры, в которых дети выступают от имени героев сказок или песен.
Вопрос об учете особенностей детей с общим недоразвитием речи при построении занятий довольно сложный. На практике чаще приходиться ориентироваться на особенности каждого ребенка в группе и составлять планы занятий с учетом этих особенностей. Например, дети с общим недоразвитием речи могут иметь хорошо развитую моторику, а может быть и наоборот. Поэтому во втором случае необходимо чаще включать в занятия упражнения, способствующие развитию мелкой моторики, а в первом - больше внимания уделить, например, играм и упражнениям, воспитывающим чувство ритма. Безусловно, здесь надо учитывать и пожелания логопедов. А главное - придерживаться двух принципов в работе: персональное внимание к каждому ребенку и взаимодействие всех специалистов дошкольного учреждения (логопеда, музыкального руководителя, психолога) с воспитателями при активной поддержке родителей. В этом случае можно достичь максимального эффекта в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи .
Для достижения оптимальных результатов музыкальных занятий с элементами логоритмики, целесообразно строить их в плане равномерного распределения психофизической нагрузки и проводить по следующей схеме.
    Ритмическая разминка.
    Некоторые из видов музыкально-ритмических упражнений:
    упражнения для развития основных сторон внимания;
    упражнения, регулирующие мышечный тонус;
    упражнения для развития координации движений; упражнения на координацию речи с движением.
    Слушание музыки (1 произведения)
    Пение (2-3 песни).
    Упражнения для развития тонких движений пальцев рук.
    Упражнения для развития речевых и мимических движений.
    Пляска, танец.
    Игра.
    Заключительная ходьба под марш спокойного характера.
Опираясь на свежесть восприятия ребенка, в первой части занятия даются музыкально-ритмические упражнения, которые направлены на тренировку внимания, памяти, координации движения. Особое место занимают упражнения, регулирующие мышечный тонус, которые пронизывают все разделы работы. По мере нарастания утомления идет переход ко 2-й части занятия: слушанию музыки и пению. Слушание музыки целесообразно проводить в середине занятия, чтобы дать возможность ребенку отдохнуть и подготовиться к игре. После слушания музыки начинают пение. Вслед за спокойным видом деятельности переходят к подвижной игре в целях разрядки, а также закрепления выработанных навыков. Заключительная ходьба нормализует дыхание, успокаивает детей, организует их для последующих занятий.
Целью ритмической разминки является внесение дисциплины и организованности. Упражнения ритмической разминки воспитывают координированные движения рук, ног во время ходьбы и бега, правильную осанку.
Упражнения для развития основных сторон внимания включают смену движений, сопровождающуюся разными музыкальными отрывками, используются также различные игры, воспитывающие основные стороны внимания.
Упражнения, регулирующие мышечный тонус предполагают устранение напряженности, скованности, воспитание свободы действий. Предполагаются отдельные задания на расслабление или напряжение мышц.
Упражнения для развития чувства ритма и темпа – это разные движения под музыку, построения, упражнения с предметами, этюды, пляски. Постоянно ведется работа над различением медленного и быстрого темпов.
Упражнения для развития координации речи с движением дают навык точного совмещения разнообразных движений в направлении, скорости, напряженности. Упражнения на координацию речи с движением могут проводиться без музыкального сопровождения, но сначала разучивается текст, затем движение. Поэтому текст можно разучивать с детьми на любых других занятиях.
Упражнения для развития тонких движений пальцев рук формируют координацию, силу тонких движений, навык выполнения действий с мелкими предметами.
Упражнения на развитие артикуляции движений служат для развития точности, переключаемости речевых движений, увеличение их объема. В тесной связи с работой по развитию речевых движений применяются и мимические упражнения.
Также важное место на музыкальных занятиях с детьми с общим недоразвитием речи занимают расслабляющие упражнения и упражнения, корригирующие мышечный тонус, так как большинству детей с общим недоразвитием речи свойственно нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации перегружают их нервную систему. Мышечная и эмоциональная раскованность - важное условие для становления правильных движений и естественной речи.
Особая роль на занятиях принадлежит музыкальному сопровождению. Музыка влияет на развитие движений, их выразительность. Движения с музыкальным сопровождением положительно влияют на развитие внимания, мышления, памяти, временной и пространственной ориентировки (способность уложить свои движения в определенном временном отрезке так, как подсказывает музыка, ее метрическая и ритмическая основа), стимулируют речевую деятельность ребенка, оказывают позитивное влияние на его эмоционально-волевую сферу. Музыкальное сопровождение движений на занятиях подбирается с учетом особенностей всех воспитанников. Не только марш, галоп, полька – музыкальные произведения с короткими, но четко выраженными фразами, но и плавная, со спокойным рисунком, с акцентирующими движения фразами, а также песни с ритмичным припевом и плавным запевом (вальс, колыбельная, музыка, иллюстрирующая явления природы: журчание воды, шум ветерка, дождя и т.д.).
На занятиях систематически проводится работа по развитию устной речи детей: в процессе вербализации игровых ситуаций, словесного объяснения упражнений, в ходе разучивания текстов, песен (уточнение трудных слов, отработки их ритмической структуры, четкости произношения звуков). Проводится работа над обогащением словаря, формируются грамматические обобщения; формы речи поэтапно усложняются.
Очень важно, какие методы и приемы, и каким образом используются на музыкальных занятиях. На занятиях используются наглядные, словесные и практические методы.
Наглядные методы включают в себя наглядно-слуховые, наглядно-зрительные и тактильно-мышечную наглядность.
Итак, наглядно-слуховые приемы включают:
    исполнение музыкального произведения музыкальным руководителем, воспитателем, ребенком;
    использование в качестве наглядности музыкальных инструментов.
и т.д.................